Как избежать стресса у ребенка в школе. Школьный стресс: что это такое и как с этим бороться



Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй, с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу.

Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют
домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.

Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.

Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.

Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.

Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.

Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.

Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.

Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.

Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать , и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.

От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.

Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки . Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.

Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.

Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.

Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками . Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.

В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.

Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.

Словом «стресс» частенько злоупотребляют, используя его к месту и не к месту. Чуть испортилось настроение - «у меня стресс»; неудачный день и всё валится из рук - «не знаю, стресс, наверное». Жонглирование этим термином и его постоянное муссирование в СМИ приводит к обратному эффекту - мы перестаём к нему относиться серьёзно, воспринимая порой важные тревожные звоночки от близких людей за недостойное внимания нытьё.

Совсем недавно мы писали про . В одном из комментариев мы получили отклик выпускницы, полный отчаяния:

За 11 класс похудела на 10 кг, во время экзаменов ещё на 4,
2 недели лежала в реанимации, потом почти пол-лета в разных больницах, в т.ч. в психиатрической, до сих пор лечусь:(

То, о чём написала эта девушка - и есть сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся истощением нервной системы, и вызван он неспособностью контролировать свою реакцию на запросы социальной среды.

Жизнь человека в целом состоит из череды переходов из состояния стабильности в состояние кризиса. Это совершенно нормальный ход событий, тем не менее, неизменно вызывающий у нашего организма определённую реакцию, даже если особо важные/неприятные/ответственные события предсказуемы.

Вы каждый день ездите в автомобиле на работу и точно знаете, в каком месте города встанете в пробку, и всё равно нервничаете, когда в ней оказываетесь. Вы прекрасно осведомлены о том, в какой день вам сдавать отчёт, но с приближением дедлайна не можете не переживать. Каждый школьник знает дату контрольной или экзамена, но подготовка к ним, вопросы родителей, напоминания учителей создают дополнительное нервное напряжение. На фоне завышенных запросов от внешней среды - неважно, реальны эти запросы или лишь так воспринимаются психикой, загнанной в угол реакцией тревоги - и могут дать сбой адаптационные механизмы.

Дети находятся в состоянии постоянной адаптации; в общем-то, как и взрослые, но адаптационные процессы у детей происходят гораздо интенсивнее. Как и их сбои. Задача ребёнка, вступившего в школьный возраст - продолжать осваивать систему межличностных воздействий и содержание человеческой культуры. Если выразить проблему достаточно прямолинейно и грубо, то, насколько успешно проходит это освоение и насколько благоприятная среда для этого создана, можно понять по тому, как происходит процесс адапатции и как проходят возрастные кризисы.

Иными словами: если ребёнок дезадаптирован, постоянно проявляет стрессовые реакции, в этом участвуют два основных фактора: первый - сама структура личности ребёнка, склонная к подобным реакциям; второй - внешняя среда, то и дело подбрасывающая неадекватно высокие запросы. И эти два фактора находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

А на какой из этих факторов для своего ребёнка способны оказать непосредственное влияние именно вы? Правильно, на атмосферу среды, которая его окружает.

О том, как следует действовать взрослому человеку, чтобы не создавать дополнительный источник стресса для ребёнка школьного возраста, нам ответиила семейный психолог Анна Девятка .

Анна Девятка

практикующий семейный и личный психолог, гештальт-терапевт

Личность развивается благодаря преодолению сложностей и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса, можно сказать, что стресс - это одна из ступенек взросления.

Поэтому, рассказывая про источники школьного стресса, мы обозначим позитивный прогноз преодоления ситуации и возможные действия взрослого человека.

Общая структура преодоления стрессовой ситуации выглядит так:

    Независимо от возраста важна вера в себя и надежда на то, что вы справитесь;

    Определение источника стресса;

    Фантазия о том, какой результат хотите получить после преодоления ситуации;

    Осознание, чего именно не хватает для успешного преодоления. Поиск этого ресурса;

    Понимание, может ли ребёнок наработать опыт преодоления ситуации сам, или здесь нужна помощь взрослого. Иногда ребёнку достаточно эмоциональной поддержки от близких, а иногда взрослым необходимо включиться в ситуацию и решать её на уровне взрослый-взрослый, например, поговорить с педагогом.

    После преодоления ситуации необходимо дать признание ребенку, закрепить его представление о том, что он смог успешно преодолеть сложность и теперь это его опыт в копилке успехов.

А теперь давайте подробнее разберем несколько классических источников школьного стресса.

1 ситуация: Адаптация в первом классе

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребёнка, но и у всей семьи – ведь раньше общиий ритм дня и недели подстраиивался под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает, как включить всё это в график работы взрослых. Можно сказать, что адаптацию к первому классу проходит вся семья.

К возможным стрессам нужно готовиться заранее, поэтому очень рекомендуется отдать будущего школьника ина подготовительные занятия именно в ту школу, где потом планируется обучение. И совсем замечательно, если ребёнок пойдёт в один класс со своим другом или подругой.

2 ситуация: Негативная социальная оценка или сверхпозитивная социальная оценка

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребёнку со стороны педагога. Как следствие, ребёнок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку - он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребёнок получит больше свободы выражать себя через обучение.

3 ситуация: Сложности в общении

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого - поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать - вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

4 ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс

Смена коллектива, места обучения и правил - всегда стрессовая ситуация. Ребёнку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить, и только после этого делать шаги к сближению.

Также важно понять, какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания.

На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Это 11 лет непрерывного развития, кризисных скачков, маленьких трагедий и побед. И для детей, и для родителей. Обе эти стороны будут 11 лет находиться в постоянном адаптационном периоде. И к нему нужно, как бы это ни звучало, учиться адаптироваться.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ «Рудненский городской отдел образования» акимата города Рудного

ГУ «Гимназия №5»

Школьный стресс: как его преодолеть?
Направление : науки о человеке
Выполнила : Колпакова Алина,

6 а класс
Научный руководитель:

Хорошева Ирина Викторовна,

учитель самопознания

г. Рудный

2012 г.
Оглавление:


  1. Аннотация……………………………………………………………………. 3

  2. Введение.………………………………………………………………………4

  3. Основная часть:………………………………………………………………...6
3.1.Обзор литературных источников

3.2.Экспериментальная часть:…………………………………………………9

Цели и задачи исследования………………………………………….............9

Описание экспериментальных методов…………………………………….10

Описание экспериментальных данных………………………………………11

4. Заключение………………………………………………………………….....18

5. Список используемой литературы…………………………………………. 20

6. Приложение

7. Отзыв руководителя

АННОТАЦИЯ
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что же такое стресс? Как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться? Что поможет предотвратить многие стрессовые ситуации с минимальным психологическими и физиологическими потерями. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, как физических: мигрень, гипертония, сердечные боли, так и психологических: раздражительность, потеря аппетита, депрессия.

Предметом нашего исследования стали стрессы в школе, так как специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих физическое и психическое здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

В данной работе проведено исследование переживания школьного стресса учащимися 6 и 7 класса гимназии № 5, обработка результатов теста на школьную тревожность, сопровождающую школьный стресс, сделаны выводы о подверженности школьному стрессу учащихся и признаках его проявления, определены факторы, которые способствуют возникновению школьного стресса, сделаны практические рекомендации, проведено обобщение полезных советов для учащихся, учителей и родителей по профилактике стресса.

ВВЕДЕНИЕ

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку…

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние пять лет заболеваемость детей выросла на 25 процентов. При этом число страдающих хроническими заболеваниями в старших классах увеличилось более чем на 50%. Свыше 70% школьников испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы. Каждый пятый ученик к окончанию школы становится хронически больным. И только 5% выпускников могут быть признаны практически здоровыми.

Отсюда возникает закономерный вопрос, а есть ли методы борьбы со стрессом, как его предотвратить или хотя бы уменьшить негативное воздействие? Таким образом, возникла идея проведения исследования состояния учащихся с точки зрения переживания стресса в школе. Были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, гипотеза.

Объект исследования – проявление школьного стресса в процессе обучения детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования – причины возникновения школьного стресса у учащихся 6 и 7 класса.

Целью работы является

Гипотеза:

Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:

Методы исследования:




  1. Статистические
База исследования: В нашем исследовании принимали участие 50 детей 6 и 7 классов гимназии № 5 по 25 человек в каждом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Обзор литературных источников
Стресс - это напряжение состояния организма человека как психическое, так и физическое. Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека. В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.

При всех различиях в толковании понимания “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО (1) позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких (2) выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):

 стрессовая педагогическая тактика;

 интенсификация учебного процесса;

 несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

 нерациональная организация учебной деятельности;

 функциональная неграмотность педагога;

 отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

Виды школьного стресса (3)

1) Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.

2) Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.

3) Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения с отдельными учениками или всем классом. Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие на учащихся, которое вначале будет незаметно (латентные психогенные воздействия). Это приводит к отклонениям в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.

4) Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.

5) К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Следует различать два вида стресса по длительности и интенсивности воздействия: 1 - кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 - длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Важным является тот факт, что при стрессе исследователи отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности (4).

Одно из направлений в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – “стресса” (5).

Школьный стресс сопровождает усиление проявлений личностной тревожности. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации (6).

Так, А.М. Прихожан (7) указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова (8): “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая система воспитания в школе.

К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия.

3.2. Экспериментальная часть

Цели и задачи исследования

Целью работы является исследование школьного стресса в условиях образовательного процесса.

Гипотеза: – выявление факторов стресса у учащихся поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций.

Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. изучить феномен стресса и школьного стресса в психологии;

2. проанализировать проблемы и причины школьного стресса;

3. провести диагностику школьного стресса у учащихся 6 и 7 классов;

4. исследовать факторы, влияющие на подверженность школьному стрессу с помощью теста Филипса;

Описание экспериментальных методов

Методы исследования:

  1. Теоретические - анализ и обобщение: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования;

  2. Эмпирические - экспериментальное исследование школьного стресса у детей среднего школьного возраста с помощью теста, предназначенного для определения школьной тревожности Филлипса.

  3. Статистические (математические)

Методика Филлипса

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Описание экспериментальных данных
Результаты нашего исследования среди учащихся 6 и 7 класса гимназии № 5 отражены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1
Результаты

7 класс


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Общая тревожность в школе

18

6

1



23

1

1



20

4

1

Страх самовыражения

18

2

5



21

3

1



19

6

0



23

2

0



18

6

1

Как мы видим, по результатам исследования (таблица 1) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 7 класса, повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 7 подростков, т.е. 28% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Нормальный уровень тревожности в школе имеют 18 школьников, что составляет 72% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Высокий процент испытуемых, 92% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Однако, есть 2 семиклассника, переживающих социальный стресс на повышенном и высоком уровне. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

Сравнительно небольшой процент школьников, 20% – 5 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на повышенном и высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Однако, влияние этих факторов у учащихся с повышенным уровнем фрустрации, не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

У 20% испытуемых (5 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что они переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя.

Несколько повышен уровень страха самовыражения у 2-х школьников в связи с чем мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми.

18 школьников 7 класса не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

Кроме того, сюда примешивается еще несколько повышенный уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 6 школьников (24 %). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее.

76% испытуемых данной выборки (19 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

1 школьник испытывает сильный, и 3 школьника – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

У 28% испытуемых (7 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями.

Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

Небольшое число школьников (2 человека, 8%) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.

92% испытуемых, 23 школьника, имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

Таблица 2
Результаты школьной тревожности по методике Филипса

6 класс


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Общая тревожность в школе

15

7

3

Переживание социального стресса

20

3

2

Фрустрация потребности достижения успеха

18

5

2

Страх самовыражения

18

2

5

Страх ситуации проверки знаний

19

4

2

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

19

3

3

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

21

2

2

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

16

6

3

По результатам исследования (таблица 2) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 6 класса, установлено, что фактически все показатели школьной тревожности у шестиклассников выше, чем у семиклассников. Появляются в большем количестве учащиеся, имеющие показатели высокой тревожности.

Повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 10 младших подростков, т.е. 40% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Выше показатель социального стресса у учащихся 6-х классов. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Можно предположить, что в классе еще продолжается формирование школьного коллектива и межличностных отношений, тем более что класс сформирован в прошлом учебном году (с 5 класса дети обучаются в гимназии).

Повышен также сравнительно уровень фрустрации достижения успеха. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в поведении таких детей наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов.

Более выражен и страх ситуации проверки знаний. Возможно, это связано с тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции. Здесь может присутствовать и недостаточный уровень развития учебных навыков и проблемы подготовки домашних заданий.

Большее число школьников (4 человека, 16 %) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.

У 36% испытуемых (9 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями. Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

На основании всех результатов проведенного исследования школьной тревожности как проявления школьного стресса можно сказать о более выраженных его признаках у учащихся 6 класса. Особенно тревожными остаются ситуации общения с учителем, ситуации проверки знаний и страх самовыражения, что создает более высокую общую тревожность шестиклассников в школе.

Таблица 3

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

в 6 и 7 классах


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

6 кл.

7 кл.

6 кл.

7 кл.

6 кл.

7 кл.

Общая тревожность в школе

15

18

7

6

3

1

Переживание социального стресса

20

23

3

1

2

1

Фрустрация потребности достижения успеха

18

20

5

4

2

1

Страх самовыражения

18

18

2

2

5

5

Страх ситуации проверки знаний

19

21

4

3

2

1

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

19

19

3

6

3

0

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

21

23

2

2

2

0

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

16

18

6

6

3

1

Заключение

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что высокий и повышенный уровень школьной тревожности, сопровождающий переживание школьного стресса, выражен у учащихся 6 и 7 классов, в 56 % случаев.

Если проанализировать, сколько учащихся не проявили ни по одному из показателей повышенного или высокого уровня, то можно сделать выводы, что 13 учащихся 7 классов и 17 учащихся 6 класса, то есть, 60% от всего числа испытуемых, расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п., что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для многих детей является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

Стоит заметить тот факт, что процент школьников, испытывающих общую тревожность в школе и страх самовыражения, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей в школе тревожит оценка учителя, как взрослого, их возможностей и достижений, их индивидуально-личностных особенностей. И отсюда у учащихся появляется страх в самовыражении, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой к урокам;

2.Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями родителей;

7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;

8. Отсутствием реакции учителя и родителей на успехи ребенка.

Выявление указанных факторов стресса у учащихся в каждом из индивидуальных случаев поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций. В целях практического применения в обучении и воспитании детей младшего подросткового возраста нами предложено пособие по профилактике школьного стресса.

Литература:


  1. Л.Г.Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. – С-Пб.: КАРО, 2003.

  2. М.М.Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.

  3. Вестник практической психологии образования. – Дек. 2004. - № 1.

  4. Здоровье школьника. - Март 2006. , № 3

  5. Е.В. Козлова. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.

  6. Б.Кочубей, Е. Новикова. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.

  7. А. М. Прихожан. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.

  8. Р. С. Немов. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с.

По данным института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия жизни детей. Известно, что в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%.

Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Одна из главных причин его возникновения — проблемы с адаптацией у детей. Поступление в первый класс, переход в среднюю школу (5 класс), «профилизация» в старшей школе или переход из одной школы в другую в связи с переездом приводят к серьезным проблемам: ребенок лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам.

Функция начальной школы – не только развить индивидуальные способности детей, научить необходимому, но помочь им адаптироваться. Адаптированный ребенок болеет гораздо реже. Специалисты по детскому здоровью отмечают, что в российских школах часто оказываются дети, просто не получившие элементарных навыков общения. Ситуация, когда ребенок из богатой семьи почти не общается со своими сверстниками, так как родители считают это «вредным», не так уже редка. Поэтому при выборе школы необходимо обращать внимание на социализацию маленьких детей в дошкольном отделении и начальной школе. Такая социализация ребенка в коллективе с самого раннего возраста – очень важный фактор сохранения его здоровья в последующих классах».

Однако даже адаптировавшийся к коллективу учащийся не всегда готов заниматься в режиме «нон-стоп». Непродуманная структура учебных курсов, острая нехватка времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы и другие факторы тоже ведут к стрессу и болезням. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. Еще один деструктивный фактор – «школьное соревнование», следствием которого становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в унизительное «вымаливание» хорошей оценки. Учащиеся нередко становятся «заложниками» таких явлений, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или субъективности его личных представлений о критериях оценивания.
Некоторые склонны полагать, что на здоровье ребенка в школе влияет сопутствующее медицинское сопровождение. Однако это лишь верхушка айсберга. Корни проблем здоровья ребенка редко бывают исключительно медицинскими. Если дети перегружены, они заболевают быстрее. Некоторые школы (в основном частные) применяют специальные методики, развивающие память, внимание, мышление, воображение, предметно-речевые навыки (слушание, говорение, чтение, письмо).

В то же время далеко не только стресс становится причиной болезней школьников. Часто за это «ответственны» хирургическая и ортопедическая патология (нарушение осанки, плоскостопие), а также ЛОР-патология и глазные болезни. Довольно часты вегето-сосудистая дистония, неврологические нарушения, аллергические заболевания, эндокринные нарушения. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала до окончания обучения. Считается, что 64% случаев сколиоза формируется из-за неудобной школьной мебели.