Дамир соловьев - русские писатели и публицисты о русском народе. Современные российские публицисты-консерваторы и связь их творчества с М.О

Журналисты - это люди, занимающиеся сбором и обработкой информации, которая в дальнейшем будет опубликована в СМИ. На сегодняшний день их сфера деятельности вышла за пределы печатных изданий, специалисты этой области занимаются подготовкой репортажей для радио и телевидения. Чтобы полностью посвятить себя журналистике, нужно действительно очень сильно любить ее. Довольно часто личные пристрастия журналистов влияют на выбор конкретной тематики: экономика, спорт, политика. Помимо этого существует несколько направлений работы: репортерская деятельность, независимые расследования и освещение хроник.

Стоит отметить, что профессия журналиста - интересное, но в то же время очень ответственное дело. Вся представляемая информация должна быть объективной, ведь она влияет на формирование общественного мнения. Давайте разберемся, кто достоин чести попасть в рейтинг «Самые известные журналисты России».

Мэтр отечественного телевидения

Владимир Молчанов, хотя и относится к советским тележурналистам, на сегодняшний день по-прежнему остается востребованным. В 1987 году, в январе, он пришел на работу в редакцию телепрограммы «Время», в марте этого же года в эфир вышла его информационно-музыкальная программа «До и после полуночи». Именно она стала одной из популярнейших в эпоху «перестройки». Благодаря этой программе Владимир Молчанов получил премию Союза журналистов Советского Союза. В течение 4 лет он продолжал работать на телевидении, даже стал политобозревателем. Молчанов был ведущим одновременно нескольких программ: «До и после полуночи», «Время», «90 минут». В 1991 году по собственной инициативе ушел с Гостелерадио СССР и решил стать независимым журналистом. До 2000 года Молчанов работал в одной из частных компаний канала REN-TV, ему удалось возродить еженедельную программу «До и после», помимо этого он работал над созданием передачи «Помню... Люблю…», которая посвящалась памяти советского времени. В сентябре этого года в эфир выходит новая программа автора «И дольше века», она была ориентирована на проведение встреч с выдающимися современниками. В декабре 2003 года Молчанов стал ведущим ежедневного ток-шоу «Частная жизнь». Жена Молчанова, Консуэло Сегура, в последние годы стала шеф-редактором фильмов и программ мужа.

Опасная профессия

В конце 1987 года на телевидении появился новый журналист Николаевич. Его карьера начиналась с ведущего программы «Взгляд», в создании которой принимала участие Молодежная редакция Центрального телевидения.

На то время этот проект считался чем-то уникальным. Программа выходила в эфир каждую пятницу, собирая у экранов телевизоров миллионы людей, ведь у них наконец-то появилась возможность получить ответы на важные и злободневные вопросы, будоражившие в тот период все советское общество. В программе «Взгляд» говорилось о том, что говорить было не принято. Именно это и стало принципиальным отличием от других журналистов СССР. Какие темы здесь только ни обсуждались: проблемы политики, религии, отношение к капиталистическим странам, а также тема современной музыки и даже секса.

По этой причине в конце 80-х годов программа приобрела культовый статус. Такой успех подтолкнул Влада Листьева и некоторых его единомышленников основать телекомпанию «ВИД», которая занималась созданием программ для Первого канала, позже переименованного в ОРТ. С 1990 года начинается самостоятельная в 1993 году ее президентом стал Влад Листьев. Однако такой успех привел к закулисной борьбе, а со временем и к отставке руководителя.

Желание сделать окружающий мир лучше стало причиной его смерти. Ежегодно он приобретал все больше недоброжелателей.

1 марта 1995 года журналист Листьев Владислав Николаевич был застрелен. Произошло это в подъезде его же дома. Ни заказчиков, ни исполнителей не удалось найти до сих пор. Получается так, что известные журналисты России постоянно подвергают себя, а возможно и всю семью, огромному риску.

Журналист с большой буквы

Карьера еще одного известного журналиста - Владимира Познера - начинается с работы в информационном агентстве «Новости», в тот момент компании требовались пишущие знающие иностранные языки. Изначально он был старшим редактором, а в 70-х годах стал комментатором на Гостелерадио. В 1990-х Познер - телеведущий многих популярных сегодня телемостов, на то время это была абсолютно новая форма вещания. Неудивительно, что программы с участием этого журналиста воскресными вечерами собирали миллионы зрителей у телеэкранов.

Когда закончилась перестройка, Познер Владимир Владимирович эмигрировал в Америку, где стал независимым журналистом. Спустя 6 лет снова вернулся в Россию и запустил несколько рейтинговых проектов, основным вопросом которых были политические проблемы. Самые известные из них «Человек в маске» и «Время и мы».

«Лицо» канала НТВ

Владимир Соловьев - известный журналист, автор и ведущий популярных телепередач. Его работа на телевидении началась в 1999 году. Многим знакомы программы с его участием: «Процесс», «Страсти по Соловьеву», «Смотрите, кто пришел», а также «Соловьиная ночь», «Поединок» и «Апельсиновый сок».

Сегодня Соловьев ведет программу «К барьеру!» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Кроме того, из-под его пера вышло несколько книг «Соловьев против Соловьева», «Апокалипсис от Владимира», «Русская рулетка» и «Путин. Путеводитель для неравнодушных».

Известные журналисты России: «десятка» самых цитируемых

В пятерку лучших журналистов 2013 года помимо главного редактора газеты «Московский комсомолец», вошли еще и Ксения Собчак, Алексей Венедиктов, тележурналист Николай Сванидзе и Владимир Познер. На шестой строчке рейтинга Владимир Соловьев, после него по цитируемости идет Александр Проханов и Максим Шевченко. Замыкают «десятку» лучших Тина Канделаки и Сергей Доренко.

Профессиональный праздник

Известные журналисты России, впрочем как и все остальные, 8 сентября отмечают Международный день солидарности журналистов. Учредили этот праздник в Бухаресте в 1958 году. Депутаты конгресса считают, что в этот день журналисты всей планеты должны продемонстрировать миру, насколько они сплочены, особенно если речь идет о защите своих прав.

Если верить Кольте.ру, были Алексей Навальный и Егор Просвирин. На 5-м месте расположился Владимир Познер. Также в топ-100 самых-самых вошли Елена Мизулина, Всеволод Чаплин, Владимир Мединский, Сергей Кургинян, Никита Михалков, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин, Анатолий Вассерман, Татьяна Толстая, Александр Проханов, Егор Холмогоров, Александр Дугин, Михаил Делягин, Владислав Сурков, Сергей Шаргунов и др. Это те, кого принято называть "общественно-культурной элитой", лидерами мнений, проводниками идей, которые усваивают массы. Не скажу, что этот список мне по душе, да и вообще интеллектуалов, на мой взгляд, следует оценивать не по их влиятельности, а по интеллекту, который отнюдь не всегда позволяет быть "популярным" и "успешным" в широких кругах.

Я попробовал составить собственный альтернативный список 150 ведущих российских интеллектуалов, основываясь на своем ежедневном мониторинге культурного интернет-пространства и личных пристрастий. Критика, дополнения и замечания приветствуются!


  1. Аза Тахо-Годи, филолог, вдова философа А.Ф. Лосева.

  2. Александр Архангельский, литературовед, телеведущий.

  3. Александр Гаврилов, критик, литературный деятель.

  4. Александр Генис, эссеист.

  5. Александр Кушнер, поэт.

  6. Александр Кынев, политолог.

  7. Александр Махов, филолог.

  8. Александр Морозов, политолог.

  9. Александр Рубцов, философ.

  10. Александр Секацкий, философ.

  11. Александр Сокуров, кинорежиссер.

  12. Александр Шмелев, политолог.

  13. Александр Эткинд, историк культуры.

  14. Александр Янов, историк, политолог.

  15. Алексей Кудрин, экономист, председатель Комитета гражданских инициатив.

  16. Алексей Макаркин, политолог.

  17. Алла Демидова, народная артистка РСФСР.

  18. Анастасия Гачева, философ, филолог.

  19. Андрей Битов, писатель.

  20. Андрей Зализняк, лингвист.

  21. Андрей Зорин, филолог.

  22. Андрей Зубов, историк.

  23. Андрей Кураев, церковный деятель.

  24. Андрей Нечаев, экономист, политический деятель.

  25. Андрей Тесля, философ.

  26. Антон Долин, кинокритик.

  27. Борис Гребенщиков, музыкант.

  28. Борис Грозовский, экономический обозреватель.

  29. Борис Гройс, искусствовед.

  30. Борис Долгин, научный редактор «Полит.ру».

  31. Борис Егоров, филолог.

  32. Борис Куприянов, книготорговец, публицист.

  33. Борис Парамонов, философ, культуролог.

  34. Борис Успенский, филолог, семиотик.

  35. Вадим Клювгант, адвокат.

  36. Валентин Непомнящий, филолог.

  37. Валентин Янин, историк.

  38. Валерий Соловей, политолог.

  39. Василий Жарков, историк.

  40. Вера Мильчина, переводчик.

  41. Виктор Голышев, переводчик.

  42. Виктор Пелевин, писатель.

  43. Владимир Буковский, писатель.

  44. Владимир Голышев, публицист, аналитик.

  45. Владимир Емельянов, ассириолог.

  46. Владимир Микушевич, поэт.

  47. Владимир Новиков, филолог, критик.

  48. Владимир Паперный, искусствовед, культуролог, историк архитектуры.

  49. Владимир Пастухов, публицист.

  50. Владимир Рыжков, политик.

  51. Владимир Сорокин, писатель.

  52. Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре.

  53. Владислав Иноземцев, экономист, социолог, политический деятель.

  54. Вячеслав Иванов, лингвист, академик РАН.

  55. Галина Юзефович, литературный критик

  56. Гасан Гусейнов, филолог.

  57. Генри Резник, адвокат.

  58. Георгий Мирский, политолог, историк.

  59. Глеб Павловский, политолог.

  60. Григорий Перельман, математик.

  61. Григорий Ревзин, искусствовед, журналист.

  62. Даниил Дондурей, культуролог.

  63. Денис Драгунский, писатель.

  64. Дмитрий Быков, писатель.

  65. Дмитрий Глуховский, писатель.

  66. Дмитрий Зимин, предприниматель, ученый-радиотехник, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель».

  67. Евгений Анисимов, историк.

  68. Евгений Гонтмахер, экономист.

  69. Евгений Ермолин, литературный критик.

  70. Евгений Минченко, политолог.

  71. Евгений Примаков, академик РАН, экс-премьер-министр РФ.

  72. Евгений Сатановский, политолог.

  73. Евгений Ясин, экономист.

  74. Екатерина Гениева, генеральный директор Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы.

  75. Екатерина Шульман, политолог.

  76. Елена Зелинская, журналист.

  77. Елена Костюкович, переводчик.

  78. Елена Немировская, философ, просветитель.

  79. Зоя Богуславская, писатель.

  80. Иван Курилла, историк.

  81. Иван Толстой, публицист и радиожурналист.

  82. Игорь Бестужев-Лада. социолог, футуролог.

  83. Игорь Волгин, поэт, филолог, телеведущий.

  84. Игорь Шайтанов, главный редактор журнала "Вопросы литературы".

  85. Игорь Юргенс, экономист, президент Института современного развития.

  86. Игорь Яковенко, культуролог, философ.

  87. Ирена Лесневская, деятель телевидения, издатель журнала «The New Times».

  88. Ирина Прохорова, литературовед, главред "НЛО"

  89. Ирина Роднянская, литературный критик.

  90. Ирина Сурат, филолог.

  91. Кирилл Рогов, политический обозреватель.

  92. Константин Сонин, экономист.

  93. Лев Регельсон, историк церкви, богослов.

  94. Лев Рубинштейн, поэт.

  95. Лев Шлосберг, политик.

  96. Леонид Баткин, историк, литературовед.

  97. Леонид Парфенов, журналист.

  98. Людмила Улицкая, писатель.

  99. Людмила Шапошникова, востоковед.

  100. Максим Амелин, поэт.

  101. Максим Кантор, художник, писатель.

  102. Максим Кронгауз, лингвист.

  103. Максим Трудолюбов, публицист.

  104. Марат Гельман, галерист.

  105. Марина Литвинович, политолог, правозащитник.

  106. Мариэтта Чудакова, литературовед.

  107. Мария Слоним, журналист.

  108. Мария Степанова, поэт.

  109. Михаил Виноградов, политолог.

  110. Михаил Гельфанд, биоинформатик.

  111. Михаил Дмитриев, экономист.

  112. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.

  113. Михаил Ходорковский, политик.

  114. Михаил Шишкин, писатель.

  115. Михаил Эпштейн, философ, эссеист.

  116. Наталия Геворкян, журналист, писатель.

  117. Наталия Зубаревич, экономист.

  118. Наталия Солженицына, общественный деятель, вдова писателя А.И. Солженицына.

  119. Наум Гельман, историк кино.

  120. Никита Елисеев, литературный критик.

  121. Никита Соколов, историк.

  122. Николай Солодников, журналист, просветитель.

  123. Олег Басилашвили, народный артист СССР.

  124. Олег Кашин, журналист.

  125. Олег Лекманов, литературовед.

  126. Ольга Седакова, поэт.

  127. Олег Чухонцев, поэт.

  128. Павел Кудюкин, историк, политик.

  129. Павел Руднев, театральный критик.

  130. Рой Медведев, историк.

  131. Ростислав Рыбаков, индолог, экс-директор Института Востоковедения РАН,

  132. Руслан Гринберг, экономист.

  133. Сергей Алексашенко, экономист.

  134. Сергей Бочаров, филолог.

  135. Сергей Гуриев, экономист.

  136. Сергей Зенкин, литературовед, переводчик.

  137. Сергей Неклюдов, фольклорист.

  138. Сергей Хоружий, философ, переводчик.

  139. Сергей Цыпляев, политолог.

  140. Сергей Чупринин, главред журнала "Знамя".

  141. Соломон Волков, музыковед, писатель.

  142. Станислав Белковский, политолог.

  143. Тамара Эйдельман, историк.

  144. Татьяна Касаткина, филолог.

  145. Татьяна Щербина, поэт, эссеист.

  146. Фазиль Искандер, писатель.

  147. Юрий Афанасьев, политик, историк, экс-ректор РГГУ.

  148. Юрий Рыжов, академик РАН, экс-посол России во Франции.

  149. Юрий Мамлеев, писатель.

  150. Юрий Пивоваров, историк, экс-директор ИНИОН РАН.

  151. Юрий Сапрыкин, журналист.

  152. Яков Гордин, историк, публицист, писатель.

  153. Яков Миркин, экономист.

В представленной части работы мы рассмотрим творчество представителей консервативной публицистики - Егора Холмогорова и Эдуарда Лимонова. Количество публицистов данного направления достаточно велико, однако для нашей работы мы рассмотрим двух авторов: наиболее, на наш взгляд, соотносящегося с творчеством Меньшикова (Холмогоров), и, для сравнения, автора, чье творчество лишь частично можно соотнести с творчеством публициста "Нового времени" (Лимонов). При выборе мы руководствовались также наличием актуальной публицистической деятельности авторов.

Егор Холмогоров. Первый из рассматриваемых нами авторов: Егор Станиславович Холмогоров - публицист, "профессиональный русский националист и историк-любитель" "Взгляд" деловая газета. дата обращения 05.05.2016., политический деятель, главный редактор интернет-изданий "Русский обозреватель" и "Новые хроники", автор и ведущий сайта "100 книг".

Прежде чем перейти к анализу работ публициста, рассмотрим биографические факты, повлиявшие на его личность: отец публициста, Станислав Иосифович Холмогоров, родился в старообрядческой семье, что оказало влияние на религиозные взгляды сына. Егор Холмогоров обучался на Библейско-Патрологическом факультете Российского Православного Университета им. св. Иоанна Богослова, но высшего образования не получил. Состоял в Российской православной автономной церкви (РПАЦ), но в дальнейшем покинул ее и присоединился к Русской Православной Церкви, принимая участие в различных мероприятиях Московской Патриархии. Является сопредседателем пресс-клуба и председателем Консервативного совещания. В 2005 году баллотировался в Московскую городскую думу от партии "Свободная Россия" (либеральное направление). Принимал участие в первом "Русском марше" 2005 года и во многих последующих, однако после вхождения полуострова Крым в состав России в 2014 году и последовавших за ним событий "Русской Весны" (автор данного термина) разошелся во взглядах с организаторами марша и некоторыми националистами и в шествии не участвовал. В конце 2006 года становится президентом Академии национальной политики и организатором "Высшей школы политики" при РГГУ. В марте 2012 года был избран членом оргкомитета Национально-демократической партии России и уполномоченным перед Министерством Юстиции по формированию партии, однако уже в сентябре 2012 года сложил свои полномочия и вышел из партии. Выступая за создание "Русской партии", Егор Холмогоров на протяжении практически всей политической карьеры оставался беспартийным, большую часть времени выступая как самостоятельная политическая фигура. Журналистскую деятельность Егор Холмогоров начинает в 1994 году, публикуясь в газете "Сегодня" и журнале "Альфа и Омега". С конца 1990-х руководитель сервера "Соборность", принадлежащего РПАЦ. Создатель сайта "Doctrina.Ru".

Рассмотрев биографические факты из жизни публициста, перейдём к непосредственному анализу публицистических работ Егора Холмогорова, в котором мы кратко обозначим темы, к которым обращается публицист, а также мнения автора по данным темам.

С 2000 года Егор Холмогоров становится одним из ведущих авторов журнала "Спецназ России". Уже в первых публикациях прослеживаются те идеи и взгляды, которые автор излагает в своих работах на протяжении всей творческой деятельности. Рассмотрим одну из ранних публикаций - статью "Армия России" Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016., посвященную теме армии:

"Начать приходится с банального утверждения, что армия нам нужна для того, чтобы воевать. И ни для чего другого. Армия, которая нужна России, - эта армия, которая способна постоянно вести разнообразные боевые действия - мировые войны, локальные войны, "антитеррористические операции" и т.д." Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016.

Основная мысль, излагаемая автором в данной работе: Россия может позволить себе иметь только ту армию, которая способна и готова воевать. Объясняет это утверждение автор двумя основными факторами: обширностью границ и увеличением внешних угроз. В своей работе автор цитирует Меньшикова, отмечая, что ситуация, описываемая публицистом "Нового времени", схожа с современной и характерна для русской истории в целом. Главное отличие нынешней ситуации от начала ХХ века, по мнению Холмогорова, заключается в государственных границах, - "Российская Империя и СССР осуществляли экспансию так, что достигли предельной закругленности границ, граница СССР была несколько это вообще возможно идеальной естественной границей, которую было легко, удобно и приятно держать "на замке". Даже контур их располагал к умиротворенности и стабильности. Современные границы России неестественны, изломанны, мало того - взломаны" - утверждает Егор Холмогоров, выражая еще один распространенный мотив в творчестве националистов постсоветского периода: границы русского национального государства разрушены Беловежским соглашением Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М. 1999. С. 98., в нынешнем виде они не соответствуют национальным потребностям русского народа и являются средством для его ослабления Егор Холмогоров: русский порядок // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016.. Укрепление армии необходимо не только для обеспечения национальной безопасности на границах государства и за его пределами, но и для поддержания порядка внутри государства. Реформировать армию необходимо как можно скорее, считает автор, и реформа должна быть более глубокой и продуманной, чем те проекты, которые предлагались в то время политическими лидерами: "Но для того, чтобы такие меры осуществить, нужны кругозор и фантазия немного пошире, чем у спсовских "реформаторов"" Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016. -- схожие мотивы необходимости талантливых кадров в военном ведомстве, а также недостатка политической воли в стране для осуществления реформ мы можем заметить и в творчестве Меньшикова Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 300.. Армия России видится Холмогорову как "профессиональная армия" - не столько многочисленная, но состоящая из людей, занимающихся исключительно военным делом, связывающих свою жизнь с военной службой и беззаветно преданных этому делу Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России №12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016. : "Исключительно важно, чтобы новая армия носила корпоративно-кастовый характер, чтобы в России появилось наконец-то нормальное, осознавшее себя военное сословие, сословие "профессиональных патриотов"…" Там же. - тематика сословной организации общества применяется автором не только в армии, но и к другим сферам государства Егор Холмогоров: Русские, которых нет // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016..

Стоит отметить еще одну тему, которая прослеживается в данном материале и развивается в дальнейшем: тема освоения огромного русского пространства, это касается как коммуникации между людьми, так и развития инфраструктуры Егор Холмогоров. Армия России // Спецназ России № 12 от 2001 года. Электронный ресурс Дата обращения 06.05.2016..

Мы рассмотрели круг вопросов, затрагиваемых автором, и проследили связь с позициями Меньшикова. Теперь необходимо рассмотреть позиции автора по национальному вопросу, который является одним из главных вопросов русского национализма. Мы изучим публикации автора 2000-2010 годов, и тексты, вышедшие в 2014-15 годах, чтобы проследить мысль автора в развитии.

Первая из работ публициста, рассмотренная нами в этой части исследования: "Русские: история успеха" Русские: история успеха // Русский обозреватель. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016.. Работа посвящена истории развития русской нации. Через разбор проблем отечественной истории и историографии автор выводит собственное определение того, что значит быть русским: принадлежность к самой многочисленной единой нации, управляющей огромными пространствами "от Охотска до Балтийска" Там же.. Второй особенностью русского народа Холмогоров определяет прирожденный государственный талант - способность создать и сохранить в веках огромное государство, "населенное сотней народов и содержать его так, чтобы у него были лишь две беды - дураки да дороги…" Там же.. Третье, что выделяет автор как черту, приведшую русскую нацию "к успеху", - это армия и умение воевать. Также к отличительным чертам русского народа автор относит "универсальную одаренность, охватывающую все формы человеческой деятельности" - всесторонняя развитость и быстрая обучаемость. Последняя из черт русской нации, выделяемых Егором Холмогоровым в данном тексте, является всенародное богоискание, религиозное подвижничество и расширение границ невозможного: "Через Святую Русь Россия закрепила право на существование и в вечности. Может ли быть национальный успех больше и прекрасней этого!" Русские: история успеха // Русский обозреватель. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..

Рассмотрим более поздний материал автора, в котором он рассуждает о русском народе и русской цивилизации: "Егор Холмогоров: Итоги года: 10 черт русской цивилизации" Егор Холмогоров: итоги года: 10 черт русской цивилизации // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05. 2016.. По мнению автора, русской цивилизации присущи следующие уникальные черты:

  • "Северность": развитие цивилизации как "ЕвроАрктики", построение полного хозяйственного комплекса на территориях, мало пригодных для этого. Адаптация среды под свои нужды, "установка на достижение невозможного (а порой - нечувствие к границам возможного) - важная часть русского самосознания." Егор Холмогоров: итоги года: 10 черт русской цивилизации // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05. 2016., - подобные тезисы мы наблюдали в предыдущем рассмотренном тексте.
  • Речная цивилизация - ориентированность не на море, а на обширную речную сеть, использование ее как естественного пути для освоения огромного пространства.
  • "Обида" - одно из ключевых слов в русских текстах, от "Слова о полку Игореве" ("дева Обида") до "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Там же.. Русская цивилизация, по мысли автора, основанной на теории Норберта Элиаса, в своем развитии пытается справиться с главным аффектом русской нации - обидой, и с характерной реакцией - желанием уйти. Экспансии территорий, в отдельных случаях, объясняюся этой реакцией русского характера на обиду.
  • Стремление к перемене мест, и, в тот же время, обустройство жизни "на века". Характерным проявлением этого являются однодворные деревни, некогда обширно распространенные на территории России. Стремление жить "редко и просторно" влияет как на психологические особенности нации и на ее историю.
  • "Уверенность в существовании Рая на Земле. Не как "проекта" , а как пространства, обозначенного в русских сказках, поиски "земли обетованной" - места, где будет хорошо и удобно жить. При этом идея о том, что на данном этапе развития страны и общества, как отмечает Холмогоров, пока нет осознания, что рай найден, поэтому, многие работы, как и работы Меньшикова, посвящены разъяснению необходимости прекратить поиски и обустраивать собственную территорию. Примером этому служит работа "Проект "Нечерноземье"", посвященная идее развития центральных областей страны, исторического центра Разговоры о самоопределении русского народа - проект "Нечерноземье". Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..
  • Уникальная национальная кулинария - рожь как один из главных национальных продуктов питания: "Русская продовольственная триада - это ржаной хлеб, ржаной квас и пряник, который без примеси ржи едва ли имел бы столь узнаваемый для нас вкус" . Освоение ржи как импульс в развитии северных районов Европы.
  • Таможенное государство как национальный способ противостоянию западной капиталистической мир-системе. Данный признак говорит также о русском национальном характере, который, как отмечает автор в своих работах Егор Холмогоров: Русские, которых нет // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016., вовсе не прочь получить прибыль от выгодных условий.
  • Византийское наследие как импульс в развитии, являющееся доказательством родственных связей с Европой. Это переработка общеевропейского культурного базиса и адаптация его к реалиям русской жизни, о чем, так же, говорил Меньшиков, рассуждая о национальной культуре Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 395..
  • Универсальная культура. Как пишет сам автор, "Русская культура чрезвычайно амбициозна. Мы стремимся к достижениям и признанию во всех сферах…" Егор Холмогоров: итоги года: 10 черт русской цивилизации // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016.. Так же можно сказать о постоянной поддержке русской нацией своей национальной культуры, несмотря на внешние обстоятельства.
  • "Антиадюльтер" - мотив верности как основной в русской культуре, и как характеристика национального культурного кода. При рассмотрении отдельных случаев, как отмечает Холмогоров, русские вряд ли большие моралисты, чем многие европейцы. Тем не менее, верность, как супружеская верность, так и верность Родине, долгу и т. д., является одним из ключевых понятий русской культуры В круге девятом // Газета "Культура". Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..

Подводя итог данной части исследования, можно сказать следующее: те мнения, которые автор высказывает в своих работах, те публицистические приемы (обращения к неопределенному источнику, излишняя драматизация, использование различных терминов совместно с литературными метафорами и т. д.), которые он использует, во многом схожи с теми особенностями творчества М.О. Меньшикова, которые мы описывали выше. У Холмогорова также присутствует колебание оценок, в некоторых работах, что так же, как и в случае с Меньшиковым, объясняется как личностными особенностями публициста (отражено в биографии), так и постоянными изменениями в жизни общества.

Эдуард Лимонов. В данной части нашего исследования мы рассмотрим творчество одной из известных и значимых фигур современного оппозиционного движения, политического деятеля, диссидента, публициста, писателя и поэта Эдуарда Вениаминовича Лимонова (Савенко).

Родился в городе Дзержинске Горьковской области СССР в семье военного, с 1947 года семья живет поселке Салтовском на окраине Харькова. В то время Лимонов был связан с криминалом, в 1958 году совершил первое ограбление магазина. Состоял на учете в милиции, подвергался административным арестам. Работать начал рано, попробовал много профессий. Пробовал поступать в Харьковский педагогический институт, но не поступил. В 1958 начал писать стихи. В 1963 году участвует в своей первой забастовке. Начинает заниматься литературой, берет себе псевдоним Лимонов. В 1967 году второй раз переезжает в Москву, знакомится с московским литературным андеграундом (Венедикт Ерофеев, Леонид Губанов, Игорь Ворошилов, Владимир Батшев, Николай Мишин, Евгений Бачурин, Евгений Сабуров) Использованы материалы сайта "Peoples.ru". Электронный ресурс. Дата обращения 08.05.2016.. В период с 1968-69 годы пишет серию коротких рассказов в авангардистском стиле. С 1974 года вынужден был, по словам самого Лимонова, уехать в эмиграцию в США - причиной послужил отказ сотрудничать с КГБ в качестве осведомителя. Принимал участие в деятельности Социалистической рабочей партии США, был на допросах в ФБР. Статья "Разочарование" - первая публикация Лимонова в СССР. В 1979 году пишет книгу "Это я - Эдичка". Жил во Франции с 1980 года, получил французское гражданство.

В начале 1990-х возвращается в Россию, принимает активное участие в политических событиях того времени, в том числе в обороне Белого Дома в сентябре 1993 г. Основывает собственную политическую газету "Лимонка". В 1993 году основывает Национал-большевистскую партию (НБП).

Участвовал в боевых действиях в Югославии, грузино-абхазском и молдавско-преднестровском конфликтах. Обвинялся в том, что в 2000--2001 годах готовил вооруженное вторжение в Казахстан для защиты русскоязычного населения.

7 апреля 2001 Э. Лимонов был арестован ФСБ, был обвинен в "организации преступной вооруженной группы", ему также инкриминировалась подготовка к вооруженному восстанию на северо-востоке Казахстана и образованию там Русской автономной республики Эдуард Лимонов. Биография. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016.. Лимонов был приговорен к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Освобожден условно-досрочно в июне того же года. В ноябре 2006 г. вошел в состав постоянно действующего Политического совещания "Другой России". С 2014 года печатается в "Известиях".

Биография Лимонова может сказать нам, что на его творчество повлияли множество исторических политических событий, что автор имеет богатый жизненный опыт. Этим можно объяснить авторитет в среде русских националистов, несмотря на неоригинальную трактовку идей национализма.

Рассмотрим работы Эдуарда Лимонова и определим основные темы, к которым обращается автор, а также авторские варианты трактовок данных тем.

Первое произведение, рассмотренное нами в данное работе - "Разочарование" - опубликовано в газете "Неделя" в 1976 году как перепечатка из "Нового русского слова" 1974 года. Данный текст выбран нами как первое произведение, принадлежащее перу Эдуарда Лимонова и напечатанное в России. Несмотря на то, что текст посвящен русской эмиграции в Америке и разочарованию эмигрантов в новой жизни, мы можем выделить те идеи, которые в дальнейшем будут развиваться Лимоновым.

"Едва ли около 5% эмигрантов составляют собственно диссидентов выехали из СССР на Запад, дабы иметь возможность здесь "выбиться в люди", т.е. причина недовольства жизнью в СССР, как ни странно, не совсем политическая, скорее экономическая. Из этих 95% большинство вообще надеялось как-то туманно "преуспеть" в западном мире" .

В этой работе автором ставится следующая проблема: стремящееся к максимальной изолированности общества от информационного воздействия внешнего мира правительство СССР своими действиями породило множество мифов и заблуждений о западной жизни, которые, дополненные стремлением "жить как в Европе", быстро приживаются в России, что отмечал еще Меньшиков, объясняя это постоянным процессом подражания обществ друг другу Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 355..

"Советские люди традиционно не верили советской пропаганде и ее примитивной критике западного общества, и в то же время, что греха таить, подвергались обработке западной пропаганды, в частности хорошо поставленной рекламы американского образа, жизни. Пропаганда эта, как и всякая другая, отнюдь не подчеркивает теневые стороны жизни в своей стране." Эдуард Лимонов. Разочарование. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016.. Люди, не имеющие полной картины западного мира, поехали за "лучшей долей", и многие из них разочаровались. За эти процессом трансформации, от восторженного взгляда на западный мир до мыслей о том, что в СССР было не так уж и плохо, наблюдает публицист, прошедший до этого аналогичный путь. Лимонов отмечает не только большое количество заблуждений у русских эмигрантов, но и некоторые качества, которые сильно осложняют их жизнь за рубежом: отсутствие инициативы, привычка опираться на власти, непривычность к социальному неравенству, которое пытались скрыть в СССР. При этом автор, по собственному убеждению, не склонен обвинять в этих недостатках и в эмиграции самих эмигрантов:

"…но вот тем, кто добивался эмиграции из СССР, следовало бы прежде добиться права на получение советским человеком всесторонней информации о Западном мире, включая и доступ к критике западного общества его оппозиционными партиями. Это, может быть, сократило бы количество эмигрантов из СССР, но и не увеличило бы количество несчастных людей в мире" Эдуард Лимонов. Разочарование. Электронный ресурс Дата обращения 07.05.2016..

Последний тезис, о необходимости всесторонней информации, а также о полезности оппозиционных партий как для властей, так и для общества, в будущем будет активно развиваться и поддерживаться Лимоновым вплоть до охлаждения его отношений с российской оппозицией, когда его взгляды на оппозицию сместились в сторону более консервативных Оппозиция откладывается // Известия. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016..

Рассматривая дальнейшие материалы, можно определить их содержание и их тематику как социально-политическую (в данном случае мы не берем проект Лимонов вне политики). Касательно "русского вопроса", рассматриваемого, в большей или меньшей степени, всеми публицистами консервативного направления: в случае с Эдуардом Лимоновым, однозначного ответа на него мы не найдем. Как и в случае с Меньшиковым в начале его творчества, автор не изучает данный вопрос целенаправленно, а рассматривает его частично в различных работах. В частности, в одной из своих записей в Живом Журнале Эдуард Лимонов - по поводу… Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016., рассматривая тематику революции и русского бунта, публицист говорит, что "Бунт не был бессмысленным, он был осмысленной местью сословиям дворян и чиновников со стороны солдат, крестьян и инородцев. Русские - народ серьезный. Только без жестокости помещиков и офицеров не было бы и жестокости крестьян и солдат…" . Под серьезностью в данном случае мы можем понимать не только суровость в отношении наказаний, но и такую черту русского характера, как чувство справедливости. Люди, видевшие в бунте последнюю возможность для установления справедливости, были жестоки со своими соперниками в первую очередь потому, что те были жестоки с ними. В одном из интервью газете "Взгляд" Русские остановят прогресс // ВЗГЛЯД. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2014., Эдуард Лимонов высказал неожиданную для многих и достаточно спорную идею:

"Так вот, русские - на мой взгляд, именно русские как ни одна другая сила, ну, может, еще исламский мир - самой судьбою избраны для остановки прогресса. Идея безлимитной эксплуатации Земли будет убита нами. Нам суждено остановить прогресс. В этом наше современное предназначение".

Это утверждение, судя по комментариям к данному интервью, показалось многим весьма одиозным и неправдоподобным, однако, рассматривая этот вопрос в перспективе, в нем можно обнаружить логику. Русские представлены как сила, способная изменить ход истории, что характерно для сильной большой нации. Второй момент данного высказывания, достойный рассмотрения, это утверждение "идея безлимитной эксплуатации", которая будет "убита" именно русскими. На наш взгляд, если рассмотреть словосочетание "убить прогресс" как авторскую метафору с элементом преувеличения, то получится идея, схожая с теорией морских и континентальных цивилизаций, которая соотносится и с теми мыслями, которые высказывал в свое время Меньшиков: континентальные державы и культуры, в том числе и русская, более инертны в отношении прогресса и изменений, и более склонны к понижению культурного уровня Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 69..

В работе "Анатомия героя" Эдуард Лимонов. Анатомия героя. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016. Лимонов проводит следующее утверждение:

"Следует напомнить, что русский народ даже в своих затруднениях - широкий, кровь для нас всегда была неважна. Куда важнее было, что человек говорил на нашем языке, жил по-русски и отстаивал русские государственные интересы",

Схожее понимание нации и национализма мы можем наблюдать и у Меньшикова, для которого в основе нации лежит преданность государству и народу в большей степени, чем происхождение Меньшиков М.О. Выше свободы: Ст. о России. М., 1998. С. 123.. Также в этой цитате важным моментом является "жил по-русски". Автор не дает нам определения, что значит жить по-русски, однако говорит нам о том, что для русских всегда было важно сохранить свой жизненный уклад, свои правила и традиции. Это положение перекликается с положениями остальных авторов, рассмотренных нами в данной работе.

В статье "Патриотизм - угроза для бизнеса" Патриотизм - угроза для бизнеса // Известия. Электронный ресурс. Дата обращения 07.05.2016. Лимонов говорит о том, что нации, независимо от территориального деления, остаются едиными и однородными, даже в находясь в различных государствах, а также о том, что интересы нации в государстве должны ставиться выше интересов бизнеса, что интересы нации - приоритет, и в этом позиция публициста совпадает с теорией, которую мы описали в первой части нашей работы, а также со взглядами коллег-публицистов, рассмотренных нами выше.

Стоит сказать, что подобная тематика и подобные высказывания Лимонова не всегда активно высказывались им на протяжении его политической карьеры: в 1990-х годах они были достаточно частыми, затем до 2013 года их частотность уменьшилась (возможно, это связано с активным сотрудничеством публициста с оппозицией), но, начиная с событий в Украине в 2014 году, высказывания на данную тематику становятся более частыми. За поддержку воссоединения русских и идею экстерриториального единства русской нации высказывался и Егор Холмогоров, чье творчество мы рассматривали выше, и Меньшиков, в случае которого воссоединение во многом выражалась в теориях панславизма.

Подводя итог данной части нашего исследования, отметим, что, несмотря на краткость проведенного нами анализа, мы можем говорить о преемственности поколений в русской журналистике. В современной России есть действующие публицисты, которые обращаются к творческому наследию М.О. Меньшикова, есть публицисты, которые неосознанно высказывают мнения и идеи, схожие с Меньшиковым, и в нашей работе мы проиллюстрировали это лишь двумя, на наш взгляд, самыми яркими примерами, которые, возможно, смогут повысить интерес исследователей к данной теме.

Публицистика (от слова публичный, общественный) - та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение.

Современная публицистика использует различные приемы воздействия на читателя, которое осуществляется благодаря выразительности, необычности, неожиданности авторских суждений, непринужденно- разговорному языку «с неожиданными пропусками слов и произвольной расстановкой акцентов». Многие современные писатели избирают публицистические жанры.

На наш взгляд, одним из самых ярких писателей-публицистов является Т.Толстая. Мы исследовали ее эссеистические произведения с целью установить, какие изменения и процессы происходят в современной публицистике и каковы основные приметы публицистического стиля в наши дни. на материале сборника «День» (трех лирических эссе из части сборника, озаглавленной «Частная годовщина», а именно: «Квадрат», «Что в имени тебе моем?» и «Женский день»).

Рассмотрев модусный уровень эссе, мы отметили ярко выраженную оценочность и экспрессивность. Оценочность проявляется на разных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, стилистическом, например: – в использовании слов с оценочной семантикой (примитивные притчи, дешевые поучения; мелкой суетливой возней; неучей, посредственностей и бездарностей); – в употреблении стилистически маркированной лексики, например, использовании библейской лексики и метафор при описании художника «доквадратной» эпохи: таким образом утверждается божественное начало истинного искусства) и др. Кроме того, встречаются прямые оценки субъектов, признаков, ситуаций: Не всякое самоназвание благозвучно для слуха иных народов, и глупо настаивать на его адекватном воспроизведении.

Экспрессивность произведениям Т.Толстой придает прежде всего динамизм речи, создаваемый за счет списков и каталогов, характерных для постмодернистской литературы: Бог (ангел, дух, муза, порой демон) уступают); что именно (жадность, корысть, самомнение, чванство). Созданию языковой экспрессии способствуют и яркие тропы, и употребление экспрессивной лексики, слов с отрицательной коннотацией: ха-ха, ужас, фурии, кричат, унижают, тыкают в тебя пальцем, восклицания и обращения к читателю: Ужас какой!;

Кроме того, мы обратили внимание на частое употребление конструкций типа: я не знаю, я думаю, которые, с одной стороны, усиливают субъективность, а с другой – являются определенной игрой с читателем. Объективизация, создаваемая за счет различных мнений и точек зрения, взглядов с разных сторон, – важная черта публицистики Т.Толстой. Но эта объективизация только внешняя. Внешняя объективизация в сочетании с субъективной интерпретацией – сильный прием воздействия на читателя. Эффективность приема заключается и в его достаточной скрытости от поверхностного читательского взгляда. Например, интерпретация может быть выражена простой постановкой цитаты в определенное место в тексте или частотностью обращения к определенному источнику (слова Бенуа в эссе «Квадрат» цитируются три раза).

Наиболее сильным воздействующим эффектом обладает использование семантического сцепления антонимов и синонимов, особенно в сочетании со стилевой игрой: обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом; менее знаменитые, не такие значимые, не столь притягивающие, словом, они хуже. Часто постановка слов в один ряд (благодаря возникающим связям) обогащает их новыми смыслами: Это красочные, декоративные полотна];

Сатира, ирония, Игра слов, оживление внутренней формы слова ведут к возникновению каламбуров: Малевич – замалевал; Писательница намеренно использует многие черты разговорной речи, чтобы добиться «взаимопонимания» с читателем. Можно утверждать, что современная публицистика использует активное воздействие на читателя, которое осуществляется за счет диалога с читателем (формы повелительного наклонения, форма первого лица множественного числа глаголов, включающая читателя в произведение), приема речевых масок (ситуация оценивается с разных позиций) и внешней объективизации в сочетании с субъективной интерпретацией, сцеплений и повторов, использования прецедентных текстов, разговорной речи, близкой читателю и «стирающей» дистанцию между автором и читателем (длинные предложения с обилием союзных средств, повторов и вставных конструкций, разговорная и просторечная лексика).

Таким образом, публицистику Т.Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую, которая проявляется благодаря окказиональным соединениям слов и словосочетаний, разбиению клишированных фраз, вставным конструкциям, стилевому эклектизму и снижению стиля, игре слов с возникновением каламбуров, тропам. Итак, кроме черт, характерных для жанра эссе и современной публицистики в целом, мы выявили особенности публицистики текстов Т.Толстой, в том числе, приемы воздействия на адресата.

Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров.

· Минкин, Александр Викторович - российский журналист и театровед. Автор публикаций о коррупции в России. «Письма президенту» (Московский комсомолец)

· Алекса́ндр Евсе́евич Хинште́йн (р. 26 октября 1974, Москва) - журналист, Депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» (МК). «Дело Хинштейна»: В мае 1999 года против Хинштейна было возбуждено уголовное дело о подделке водительского удостоверения. В январе 2000 года следователи МВД пытались принудительно вывезти Хинштейна в город Владимир для проведения судебно-психиатрической экспертизы по ранее возбужденному уголовному делу. Это дело и следственные действия по нему связывают с критическими публикациями Хинштейна о МВД.

· Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (р. 26 февраля 1938, Тбилиси) - советский и российский политический деятель, писатель, публицист. «Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

И СССР очень значительный. Талантливых имен очень и очень много. Современные журналисты говорят правду о происходящих в России и в мире событиях, освещают новости без субъективной оценки происходящего. Поговорим о самых известных российских журналистах. Многие из них попали в рейтинг цитируемости текущего 2017 года. Вспомним также тех, кто погиб при исполнении служебных обязанностей.

Лидеры медиарейтинга 2017

Самыми цитируемыми известными журналистами 2017 года стали:

  1. Ксения Собчак.
  2. Маргарита Симоньян.
  3. Владимир Познер.
  4. Алексей Венедиктов.
  5. Андрей Малахов.
  6. Владимир Соловьев.
  7. Дмитрий Губерниев.
  8. Екатерина Гордон.
  9. Василий Уткин.
  10. Дмитрий Муратов.

Наиболее часто цитируемыми высказываниями лидера рейтинга - Ксении Собчак - стало ее решение участвовать в выборах президента 2018 года, позиция по антироссийским санкциям и рассказ об отдыхе в Италии, где журналистка встретила главу «Роснефти», который прилетел на курорт на корпоративном самолете, якобы в командировку. Конечно, сам тот факт, что Ксения во всеуслышание называет себя журналисткой многих «коллег по цеху» приводит в негодование, так что первое место в рейтинге цитирования она получила, скорее всего, как известная медиаперсона.

Маргарита Симоньян

Что касается Маргариты Симоньян, то в журналистику она попала благодаря своему таланту. Уже в 19 девушка отправилась снимать сюжет в Чеченскую республику. За работу в одной из горячих точек Маргарита получила российский Орден Дружбы и первую премию конкурса региональных теле- и радиокомпаний, награду «За профессиональное мужество». Маргарита продолжила карьеру военного корреспондента, побывала в Абхазии, потом ее пригласили в Москву. В 2004 году девушка отправилась в Беслан, в 2005-ом стала главным редактором канала Russia Today.

В рейтинг известных журналистов Маргарита Симоньян пропала после высказываний о регистрации телеканала RT в качестве агента Соединенных Штатов Америки, комментариев по поводу слушаний в Сенате, а также заявления о том, что телеканал запускает новый проект, где будут публиковаться опровержения не соответствующих действительности сообщений зарубежных СМИ.

Владимир Познер

Другой известный российский журналист родился в столице Франции в апреле 1934 года, образование получил в Нью-Йорке, а по национальности является евреем. Сейчас Владимиру Познеру уже 83 года, но он все еще продолжает заниматься профессиональной деятельностью. Самыми цитируемыми его заявлениями за 2017 год стали следующие:

  • Обращение к президенту России, патриарху Кириллу и главе Конституционного суда с просьбой объяснить, является ли факт существования Бога нарушением УК РФ.
  • Оценка своего интервью с лидером музыкальной группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым как провального.
  • Обращение к организаторам ТЭФИ с просьбой отказаться от использования этого названия и вручения скульптуры «Орфея».

Ранее Познер, являющийся также известным журналистом в мире, прославился тем, что проводил телемост с Сиэтлом, Бостоном (это стало его дебютом). Он стал самым авторитетным на советском телевидении, занимал пост Президента российского телевидения, запустил авторскую программу «Познер», написал и издал несколько книг.

Андрей Малахов

Обаятельный журналист и шоумен, который 25 лет посвятил работе на "Первом канале", в 2017 году ушел на «Россию-1». Кроме того, Андрей Малахов преподает журналистику в Российском государственном университете. С именем журналиста связано множество скандалов, чаще всего люди критикуют его шоу «Пусть говорят».

Владимир Соловьев

Владимир Соловьев - это не менее известный журналист. Теле- и радиоведущий, экономист и бизнесмен, писатель, журналист родился в 1963 году. С 1990 года Владимир преподавал экономику в одном из университетов США, там же занялся бизнесом. Телевизионная карьера журналиста началась в 1999 году. Также он является автором нескольких художественных и публицистических книг.

Памяти погибших журналистов

В России есть две даты, посвященные журналистам и журналистике в целом: 13 января - День российской печати и 15 декабря - День памяти журналистов, которые погибли при исполнении профессиональных обязанностей. Вспомним несколько имен тех, кто отдал жизнь за правду.

Артем Боровик работал в разных изданиях во времена СССР, несколько раз побывал в служебных поездках в Афганистане, некоторое время в качестве эксперимента служил в армии Соединенных Штатов Америки, написал автобиографическую книгу, вел программу «Взгляд». Известный русский журналист погиб в авиакатастрофе в 2000 году.

Владислав Листьев был генеральным директором канала ОРТ, известным телеведущим России и СССР. Он умел заинтересовать зрителя, делал это в высшей степени профессионально. В 1995 году Владислав Листьев был убит в подъезде выстрелом из пистолета. Убийство было связано с политической и профессиональной деятельностью журналиста, так как большая сумма наличных и ценности, которые были при себе у Владислава Листьева, остались нетронутыми.

Дмитрий Холодов работал в «Московском комсомольце», побывал в нескольких горячих точках, известен был и своими скандальными публикациями о коррупции в армии РФ. В 1994 году известный журналист погиб на рабочем месте от мины.

Еще одна российская журналистка и правозащитница Анна Политковская тоже постоянно выезжала в горячие точки, уделяла внимание конфликту в Чечне. Ее знали и за рубежом, книги Анны Политковской были переведены на несколько иностранных языков. Кроме того, женщина помогала матерям солдат, которые погибли, отстаивать свои права, оказывала поддержку жертвам Норд-Оста, проводила расследования по поводу коррупции. Анна Политковская была застрелена в 2006 году в день рождения Владимира Путина. Убийство было заказным.

Наталья Эстемирова тоже занималась защитой прав граждан и журналистикой, работала учителем истории, боролась против фальсификации и практики пыток, вела расследования казней без суда и следствия. Наталью похитили 15 июля 2009 года в Грозном, тело было обнаружено в тот же день в лесополосе в Ингушетии.

Известный российский журналист Андрей Стенин был фотокорреспондентом РИА Новости, работал в «Газете.ру» и «Российской газете». Специализировался он на съемке массовых беспорядков, судебных процессов, чрезвычайных ситуаций. Неоднократно бывал в горячих точках. Погиб журналист в 2014 году на востоке Украины. Туда Андрей Стенин отправился освещать конфликт. Посмертно журналист был награжден