Что такое храм святой софии в константинополе. История и этнология

Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) — наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества — является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры.

Строители Константинопольской Софии — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами, очень развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний своей эпохи. Оба они имели очень широкий как архитектурный, так и общий кругозор. Это позволяло им свободно выбирать в прошлом то, что могло пригодиться при сооружении величайшего здания современности.

Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи. Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси).

Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является приём, при помощи которого они связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол Пантеона. Этот приём относится к наиболее смелым и удачным идеям в архитектуре прошлого. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Оно привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Этим была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.

Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед собой как бы продолжение анфилад дворцовых залов. Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в каждом подразделении стены. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер. На противоположной стороне нефа этому соответствуют колоннады, открывающиеся в средний неф.


Старый вид примерно - Реконструкция ипподрома Константинополь, за ним церковь Святой Софии. (From Helen and Richard Leacroft, The Buildings of Byzantium, Brockhampton Press 1977) https://www.the-romans.co.uk/fall.htm

Современное состояние

Внутри

Ещё: Комплекс храмов в Дейр Эль-Бахри

Дейр эль-Бахри — археологическая зона в окрестностях Луксора (древние Фивы), первые важные находки в которой были сделаны Гастоном Масперо в 1881 г. Последующими исследованиями были открыты три поминальных храма, принадлежащие фараонам Ментухотепу II (XXI в. до н. э., обнесён колоннадой и увенчан пирамидой), Хатшепсут (XV в. до н. э., на трёх террасах с гипостилем) и Тутмосу III (XV в. до н. э.) Вместе с другими памятниками Фив охраняется как памятник Всемирного наследия.


    Воздвигнут у скал Ливийского нагорья, круто обрывающихся к Нильской долине. Часть помещений врублена в скалу (полускальный). Перед фасадом был расположен огромный парадный двор. Гипостильный зал огромен. По фасаду и по бокам храма, вздымавшегося двумя террасами, проходили портики. На террасы вели пологие подъемы — пандусы.


    Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором — в синий). Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами со сценами войн и царской охоты. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом. Под полом открытого двора с колоннадой были устроены 6 гробниц женщин семьи Ментухотепа I, а их заупокойные молельни были в западной части колонного зала. За основной частью храма находились вырубленные в скале открытый двор, окруженный колоннадой, и крытый второй гипостильный зал. Поминальный храм в скале.


    В месте, куда доходили воды Нила при разливе, стоял нижнийхрамик, или пропилеи. От него к заупокойному храму вела мощеная дорога, длиной в 1200 м, огражденная с двух сторон стенами. Вдоль нее на ровном расстоянии друг от друга были установлены каменные раскрашенные статуи царя. Перед фасадом по оси со всеми помещениями - парадный двор.


    сад во дворе, 2 больших водоема на крыше нижней террасы; пирамида- символ наверху


* * * * *
Ещё: Форум Траяна, Пирамида фараона Джосера, Архитектура Сен - Шапель в Париже, План и разрезы церкви Софии Константинопольской, Комплекс храмов в Дейр - Эль - Бахри, Архитектура Греции периода поздней классики и т.д.
http://www.studfiles.ru/preview/2629650/

Проверьте свои знания - то, что знают простые студенты-архитекторы

Название : Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)

Другие названия : Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Местонахождение : Стамбул (Турция)

Создание : 532-537 гг. (основана в 324г.)

Архитектор(ы) : Исидор Милетский и Анфимий Тралльский








Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света. Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона .
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора - массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

    Источники:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Церковь святой Софии в Константинополе

Собор святой Софии в Константинополе (теперь – Стамбуле) является самым грандиозным и величественным памятником архитектуры византийского стиля.
Возведен собор был при императоре Юстиниане Великом в 532-537 годах лучшими архитекторами того времени – Анфимием из Тралла и Исидором из Милета. На строительство собора было потрачено три годовых дохода Византийской империи. Цель построения храма – закрепить превосходство Константинополя над другими – христианским и языческим – мирами. Размеры этой церкви впечатляли: длина – 120 метров, а ширина – 72. Высота одного только купола – 60 метров, его диаметр – 30. Собор был частью дворцового комплекса императоров. Построен он был как большая парадная зала дворца.

Внутреннее пространство храма

Храм святой Софии поражает своим внутренним пространством. Благодаря особенностям конструкции здания, купол словно парит в воздухе. Парус (элемент купольной конструкции) как будто бы накрывает интерьер. Если бы был только один купол, то собор можно было бы сравнить с любым сооружением на каркасе из материи в виде палатки. Только каркас расположен по всей ткани. Со стороны эта структурная оболочка смотрится как нагромождение разных форм, на верхушке которой находится купол на барабане. В самом храме объединены две разные модели - базилик и центральный купол. Колонны храма выполнены из белого мрамора, стены покрыты золотыми росписями и благодаря мозаике мерцают в лучах солнца. Центральный зал хорошо освещен 40 окнами. Две галереи по разным сторонам отделены 110 мраморными колоннами, что дает равномерное освещение внутри здания.

В иконостас входят 12 золотых колонн. Иконы, Евангелие и другие святые книги тоже декорированы золотом. Самые яркие украшения храма – люстры и подсвечники (шесть тысяч), которые освещают гигантское внутреннее пространство и вызывают необыкновенные чувства у прихожан во время богослужения. В своем архитектурно-художественном образе храм воплощал представления о вечных божественных началах.

Святая София. Общий вид

Украшения святой Софии вызывают восторг своей красотой и блеском цветного мрамора. Неудивительно, почему так были поражены во время праздничного богослужения послы русского князя Владимира, приехавших разузнать о новой религии.

При разрушении Константинополя в 1096 и в 1204 годах огромное богатство храма было разграблено. После падения Константинополя в 1453 году собор был превращен в главную мечеть столицы Османской империи и оставался таковым на протяжении пяти веков. В 1935 году глава турецкого государства Ататюрк распорядился открыть в соборе музей. После этого в храм были приглашены реставраторы и проведены соответствующие работы. Было восстановлено мозаики Иисуса Христа и Девы Марии, а также портреты византийских императоров и их супруг. Над Святыми воротами уцелело изображение Святой Девы. Также реставраторами были обнаружены образы святого Архангела Михаила и нескольких великомучеников.

Со времен Османской империи в музее сохранились кафедра, алтарь, трон султана, два огромных канделябра. Баптистерий храма был превращен в гробницу Мустафы I и Ибрагима.

Церковь Святой Софии, Мудрости Божией – уникальный образец византийской архитектуры 6 века. Ее значение для развития мировой архитектуры огромно. Это выдающееся произведение искусства на протяжении многих веков стало примером для архитекторов. Говоря о византийском стиле, прежде всего вспоминают этот архитектурный памятник. Обращая свои взоры на константинопольскую Софию, строили свои соборы в Киеве и Новгороде русские зодчие.

Храм Святой Софии (Айя-София) в Константинополе был посвящен Святой Софии — Премудрости Божией. На протяжении тысячи лет (до возведения собора Святого Петра в Риме) он являлся самым большим и величественным храмом всего средневекового христианского мира и гордостью Византийской империи, с которым ассоциировалась ее мощь и сила. Располагался этот шедевр позднеантичной архитектуры в центральной части Константинополя и составлял единый архитектурный ансамбль с Императорским дворцом, Ипподромом и другими прекрасными монументальными постройками центральной части византийской столицы.

Первый храм на месте Святой Софии был заложен еще во времена Константина Великого в 324-337 годах. При императоре Констанции II он был достроен и освящен. В 360-380 годах храм принадлежал арианам, до тех пор, пока не был передан православным императором Феодосием I.

В результате народного восстания, произошедшего в 404 году, храм сгорел. Построенная на его месте церковь была также уничтожена огнем спустя 11 лет. При императоре Феодосии I на этом же месте была возведена Базилика Феодосия, но при Юстиниане Великом она, как и ее предшественницы, погибла в пожаре, во время восстания «Ника» в 532 году.

По прошествии сорока дней после пожара, по приказу Юстиниана был заложен новый храм, который по замыслу императора должен был стать украшением Константинополя и олицетворением величия Византийской империи.

Строительством храма руководили лучшие архитекторы той эпохи – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. В их распоряжении находилось десять тысяч рабочих. Для строительства использовался самый качественный и красивый мрамор со всей империи, а также архитектурные элементы древнеримских построек. Храм был обильно украшен золотом. Его строительство обошлось империи в три годовых дохода. По окончании строительства, войдя в собор, Юстиниан, согласно преданию, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!».

Спустя несколько лет храм сильно пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен и укреплен. Однако он вновь был частично разрушен землетрясением в 989 году, в результате которого обрушился купол. Храм был укреплен контрфорсами и из-за этого во многом утратил свой изначальный вид. Купол был перестроен армянским архитектором Трдатом. Он получился более возвышенным, чем оригинал, и как будто парящим в воздухе, благодаря окнам у основания, через которые в полумрак храма проникал солнечный свет.

Позже храм Святой Софии подвергся разграблению крестоносцами, а после завоевания Константинополя турками-османами был переделан в мечеть. Для этого к нему пристроили четыре минарета. С тех пор он стал известен под названием Айя-София. В дальнейшем турецкими строителями к зданию были добавлены контрфорсы и некоторые пристройки, еще больше изменившие изначальный облик храма.

Таким образом, до наших дней храм Святой Софии дошёл далеким от своего первоначального облика, но благодаря историческим документам и данным археологии, мы можем судить о его изначальной архитектуре.

Стамбул. Султанахмет.

Султанахмет – сердце Стамбула, первый холм Второго Рима. Древний Константинополь находился именно здесь.
В конце II века началось строительство грандиозного ипподрома, который свой окончательный вид получил при Константине Великом в IV в. Это было огромное и пышное здание, которое вмешало 100 тыс. зрителей.
Осмотр Стамбула обычно начинают с площади Султанахмет – простой и шумной, всегда наполненной туристами и уличными торговцами.
Расположенные друг напротив друга, переглядываются две основные достопримечательности города — Святая София (АЙ София) и Голубая мечеть .
Трижды восстановленая Айя-София (собор Святой Софии) являлся самым большим византийским храмом в христианском мире (до постройки Собора Святого Петра в Риме).


Айя-София. Стамбул.

Первый храм на этом месте был возведен в 360 году императором Константином, он назывался «Большой церковью» .
Но в 404 году храм был разрушен во время пожаров, устроенных бунтовщиками из-за казни епископа Иоанна Златоуста.
В 405 году началось строительство нового храма, которое длилось 11 лет.
Но и второй храм был сожжен во время восстания Ника вместе с императорским дворцом и соседними зданиями в 532 году.
Император Юстиниан подавил восстание Ника и отстроил Айя-Софию в том виде, в котором храм дошел до наших дней.
Айя-Софию строили лучшие архитекторы того времени – Исидора Милетского и Анфимия из Траллеса. Строительство было начато в 532 году и завершилось через 5 лет. Мрамор для базилики был привезен из Анатолии и городов Средиземноморья.
После падения Константинополя в 1453 году султан Фатих Мехмед Завоеватель переделал храм в мечеть, добавив минарет. Фрески и мозаика были покрыты штукатуркой, занавесками и деревянными панелями.
В середине XVI века архитектор Синан укрепил поддержку главного здания. Были добавлены исламские элементы.
После основания Турецкой республики были начаты реставрационные работы, и в 1935 году по указанию Ататюрка храм был открыт в качестве музея.
Длина храма-музея 100 м, а ширина около 70 м. Базилику венчает гигантская купольная система (Айя-Софию называют «куполообразная базилика»). Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших в Турции и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира.
Мозаики Святой Софии относятся к середине IX концу X вв.


Фрески Святой Софии.


Фрески Святой Софии.


Интерьер Святой Софии.

У входа в здание на глубине 2-х метров можно увидеть ступени, которые служили монументальным входов во вторую церковь, колонны, капители и фризы.

Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмеда) – впечатляющая и величественная, является главным произведением классической турецко-исламской архитектуры.


Голубая мечеть. Стамбул.

Строительство мечети началось в 1609 году по распоряжению 19-летнего султана Ахмеда I. Архитектором мечети был Мехмед Ага, ученик великого Синана. Голубая мечеть строилась семь лет.
Свое название она получила благодаря интерьеру, который отделан голубыми изразцами. Эта голубая плитка является дорогостоящим произведением искусства, от вида которого захватывает дух.


Голубая мечеть. Стамбул. Турция.

Необычно то, что в Голубой мечети шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах внутреннего двора. Легенда рассказывает, что султан приказал построить мечеть с золотыми минаретами («алтын» по-турецки) , но архитектор, зная, что это невозможно, притворился, что не расслышал и построил шесть «алты» минаретов.
Голубая мечеть самая большая по площади мечеть в Стамбуле .

Вход в мечеть бесплатный, но надо быть готовым к длинной очереди.
При входе следует снять обувь, женщинам покрыть голову платком.

За мечетью расположен живописный рынок Араста , где можно купить турецкие сувениры, ковры, камни, ювелирные изделия. Рынок — излюбленное место туристов, цены здесь достаточно высоки, но крытые ряды приспособлены для приятных прогулок.


Рынок Араста.

Стоит заглянуть в кафе Meșala в начале рынка, путеводитель скажет, что это туристическое место, но здесь можно отдохнуть после длительных прогулок, покурить кальян, а вечером послушать живую музыку или посмотреть выступление дервишей.


Посетители рынка Араста.


Посетители рынка Араста.

Обязательно закажите турецкий чай («чай» по-турецки так и произносится «чай»), темный и крепкий его подают в стеклянных стаканчиках в форме тюльпана.


Турецкий чай.

Или кофе, сваренный в турке, с добавлением сахара и кофейной гущей, занимающий добрую половину чашки.
Из более необычных вещей стоит попробовать мухаллеби - традиционный турецкий напиток, молочный кисель на рисовой муке.
Или салеп – горячий напиток из порошкообразной орхидеи (салепа) с добавлением молока или воды, сахара и специй.


Продавец салепа

Вернувшись на площадь Султанахмед, найдите лоток с мороженым. Турецкое мороженое – дондурма – густое и эластичное, его изготавливают из салепа – высушенных клубней орхидей.

Не проходите мимо и турецкого бублика, щедро обсыпанного кунжутом. Его называют симит и продают на каждом шагу. Удивительно, за что его так любят турки!


Доставка симитов 🙂

Привлекает внимание зеленый купол Немецкого фонтана . Он построен в Германии и переправлен в Стамбул частями по реке Дунай. На этом месте его собрали в 1901 г. Фонтан, украшенный золотой мозаикой — подарок канцлера Германской империи Вильгельма II для Абдула Хамида при его визите в Стамбул . В то время Германия и Турция находились в близких дружеских отношениях.
Фонтан необычен тем, что его форма скорее напоминает религиозные фонтаны, чем городские.


Немецкий фонтан.

Направляясь к дворцу Топканы, рядом с Султанскими ворота нельзя не заметить великолепный монументальный фонтан Ахмеда III , который является ярким примером турецкой и османской архитектуры в стиле рококо. Фонтан построил Ахмед Ага – главный архитектор двора в XVIII в.

Фонтан Ахмеда III.

Следующая достопримечательность Султанахамета – дворец Топкапы (Topkapi Sarayi) – древняя резиденция османских султанов.

Огромный дворцовый комплекс поражающей своей богатой коллекцией.
Дворец Топкапы был построен в 1465 г. во время властвования Мехмеда Завоевателя. Дворец покинули в 1853 г. из-за того, что его было трудно отапливать. Резиденция султана переехала в дворец Долмабахче.
Дворец Топкапы – самый крупный и самый древний из всех императорских дворцов, дошедших до наших дней. Его первоначальная площадь составляла 700 тысяч квадратных метров. Здесь размещалась не только резиденция султана с гаремом, но и административный штаб Османской империи.

Войдя во дворец через ворота Султана, попадаем в первый двор. Здесь размещалась стража, королевская казна, арсенал и склады.
Слева от входа находится церковь Святой Ирины, или «Священный мир» — это первая известная византийская церковь, возведенная Константином в 330 году. Церковь закрыта для посещения, в нее можно попасть только со специальной экскурсии.

Из первого двора переходим в средний. С правой стороны находились султанские кухни, где работали около 100 поваров. Сейчас здесь выставлены серебряные приборы и посуда.

Башня справедливости. Дворец Топкапы.

Слева – гарем , совсем отдельная история дворца Топкапы. Гарем означает запрещенное место. Сюда не пускали посторонних, особенно мужчин. Комплекс гарема дворца Топкапы состоит из 400 комнат, это жилые комнаты, кухни, туалеты, больницы, ванные комнаты, связанные друг с другом переходами и коридорами, образуя лабиринт.
Самая большая комната принадлежала матери султана (валиде султан). В комнатах чуть меньше жили жены, которые родили султану сына.
Когда-то здесь проживало тысячи человек, больше половины – женщины, а также их дети и евнухи.

Многие из комнат и палат были разработаны османским Микеланджело — архитектором Синаном. Гарем был украшен в Оттоманском стиле, основанном на Итальянском Барокко.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.


Дворец Топкапы.

После гарема пройдем на третий двор. Здесь расположены павильоны дворца и другие роскошные залы – библиотека, залы приема и т.д. В 1536 году во дворце работало 580 мастеров: ювелиры, граверы, чеканщики по золоту, белошвейки, мастера по янтарю и другие. Образцы их работ представлены не только в музее, их инкрустациями и мозаикой украшены переходы, стены, мебель, потолки и полы.
Великолепна сокровищница дворца, где хранятся уникальные украшения и драгоценности. Среди них самый известный бриллиант Кашикчи в 86 каратов, т.е. примерно размером с ладонь. Он считается одним из крупнейших бриллиантов мира. Легенда рассказывает о бедняке, которых нашел алмаз на улице и обменял его на три ложки. «Кашикчи» — по-турецки ложечник. А также золотой трон весом 250 кг.


Дворец Топкапы.

Другая достопримечательность Султанахмета
Цистерна Базилика – древнее подземное водохранилище. С дня основания Стамбул не имел своих собственных водных ресурсов, поэтому снабжение водой происходило из гор с помощью акведуков, по которым вода шла в фонтаны и цистерны. Самый известный акведук, сохранившийся до наших дней – акведук Валенс, или Боздуган.
В Византии было много цистерн, самая большая и известная – Цистерна Базилика .
Цистерна Базилика была построена в 532 году при императоре Юстиниане. После распада Византийской империи была заброшена. Но спустя годы жители города выяснили, что под их домами находится огромный резервуар с пресной водой – можно набирать воду, не выходя из дома, и даже ловить рыбу, которая водится в цистерне!
Площадь цистерны около 10 000 квадратных метров, но для посещения открыта только часть сооружения.
Темное помещение освещается неярким красным светом, 336 коринфских и ионийских колонн отражаются в воде, звук падающих капель, все создает мистическую атмосферу.


Цистерна Базилика.

Из всех колонн выделяются две: их нижние части украшены перевернутыми головами Медуз.


Цистерна Базилика.

Осталось заглянуть в церковь Святых Сергия и Вакха , которую называют малой Айя-Софией.
Это одна из самых древних церквей Стамбула, возведённая с 1527 по 565 гг. Ее возвели рядом с домом императора Юстиниана, где он провёл свои молодые годы. Церковь, заложенная на несколько лет раньше собора Святой Софии, послужила его прообразом.
После падения Константинополя церковь продолжала действовать, но в 1506 году церковь была частично разрушена и преобразована в мечеть. В 1762 году пристроили минарет.


Церковь Святых Сергия и Вакха.

В Султанахмете открыто множество ресторанов с турецкой кухней, так как цены в них не сильно колеблются, то можно выбрать любой на ваш вкус.
Несколько ресторанов имеют открытую панорамную террасу на крыше, с которой открывают захватывающие виды.


Вид из ресторана Seven Hills .

Продолжение: Султанахмет: прогулки по улицам.

1. История Стамбула.

3. Эминёню: пристань, Базар специй, балык-экмек.
4. Бейоглу: башня Галата, Таксим, проспект Истикляль.
5. Мечеть султана Сулеймана.
6. Зейрек.
7. Кумкапы.
8. Азия: Юскюдар.
9. Босфор.
10. Дервишы.
11. Хамам.

Римский император Юстиниан хотел построить в Константинополе (современный Стамбул) храм, который должен был стать самым прекрасным в мире. Храм Святой Софии , возведенный в 532-537 гг., — это величественное сооружение, наполненное светом.

Храм, подаренный Феодоре

Император Восточной Римской империи Юстиниан Первый по просьбе своей жены Феодоры повелел построить в Константинополе новый храм Святой Софии. Императрица хотела, чтобы храм был возведен на том же месте, где стоял предыдущий, построенный императором Константином Великим, но погибший при пожаре. Новый храм возвели меньше чем за шесть лет. 26 декабря 537 года император Юстиниан торжественно открыл базилику.

Он очень гордился красотой этого грандиозного сооружения. Юстиниан был убежден, что этот храм еще необычнее, чем храм Соломона в Иерусалиме. Он был так счастлив, что воскликнул: «Соломон, я тебя превзошел!»

Храм Святой Софии в Стамбуле представляет собой один из тех редких памятников, настолько же древних, насколько и великолепных, которых до сегодняшнего дня почти не коснулось время.

Купольная базилика

Император поручил двум греческим архитекторам — Анфимию из Тралл и Исидору из Милета — начертить планы сооружения. Архитекторы решили придать храму вид прямоугольного в плане здания — базилики, а в центре поднять гигантский купол. Этот небывалый свод символизировал Небеса. Он лежал на четырех огромных столбах с помощью парусов — треугольных сферических сводов. Прорезанные в основании купола 40 окон создавали необычайный эффект — чаша купола казалась легко парящей над храмом. В строительстве храма принимали участие 10 тысяч рабочих и 100 мастеров-каменщиков. Превосходные материалы, один лучше другого, прибывали со всех сторон империи: белый, зеленый, розовый и желтый мрамор, малахитовые и порфировые колонны, украшения из храмов Египта, Греции и в том числе из разрушенного храма Артемиды в Эфесе. Центральная дверь храма, предназначенная для императора, была покрыта золотом.

Новый купол

Через двадцать лет после постройки храма Константинополь стал жертвой землетрясения. Легендарный купол обрушился. Молодой сын Исидора из Милета, одного из лучших архитекторов, руководивших реконструкцией, увеличил высоту купола еще на 5 м. С помощью мощных контрфорсов он укрепил стены сооружения.

Великолепные мозаики

С самого начала строительства храм украшали восхитительные мозаики, собранные из мельчайших кусочков разноцветного мрамора. Купол украшала мозаика, изображавшая лик Христа.

Поразительный купол из кирпича 55 м высотой и 32 м в диаметре пропускает свет сквозь маленькие окошки.

Своим великолепием храм отчасти обязан богатству мозаик, самым древним из которых около тысячи лет!

Мечеть и музей

В 1453 году Константинополь был завоеван османской армией султана Мехмета Второго и переименован в Стамбул . Турки сохранили храм Святой Софии, но превратили его в мусульманскую мечеть. К храму пристроили четыре минарета. Над куполом подняли полумесяц. На боковых стенах и по углам повесили плакаты с надписями на арабском языке. Мозаики покрыли штукатуркой, поскольку Коран, священная книга мусульман, запрещает изображать живые существа. К счастью, мозаики не были уничтожены. В 1934 году мечеть перестала функционировать, и храм Святой Софии был превращен в музей. Прекрасные мозаики отреставрировали, и они вновь увидели свет.

Мой блог находят по следующим фразам
. статуя афины
. капелла карла великого
. архитектура готика окна
. иерусалим соломонов храм стена плача
. грабница мавсол
. чертежи храма артемиды

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII — XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами. По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания. Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой.

Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7. Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров. Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен.

Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века. В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде


Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей


Император Александр


Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст


Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)