Чем славился константинополь. Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь

Константинополь (Царьград) - одна из древних столиц мира. Константинополь - исчезнувшая столица исчезнувшего государства - Византийской империи (Византии). О былом величии Константинополя напоминают памятники византийской архитектуры, которые находятся в .

Константинополь (Царьград) - столица Римской империи, затем Византийской империи - государства, возникшего в 395 г. при распаде Римской империи в её восточной части. Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской».

Где находится Константинополь? В мае 1453 г. турецкие войска захватили столицу Византии. Константинополь был переименован в Стамбул и стал . Таким образом, древняя столица Византии Константинополь исчезла с политической карты мира, город же не перестал существовать в реальности. На политической карте вместо Константинополя появился .

Основание Константинополя. Константинополь (Царьград средневековых русских текстов) был основан римским императором Константином I (306 - 337) в 324 - 330 гг. на месте возникшей около 660 г. до н. э. на европейском берегу пролива Босфор мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи).

Перенесение столицы Римской империи из Рима в Константинополь. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь, состоявшееся официально 11 мая 330 г., было обусловлено его близостью к богатым восточным провинциям, благоприятным торговым и военно-стратегическим положением, отсутствием здесь оппозиции императору со стороны Сената. Константинополь, крупный экономический и культурный центр, не избежал массовых народных восстаний (наиболее значительное - «Ника», 532 г.).

Расцвет Константинополя. Константинополь при Юстиниане I (527 - 565). Статуи Юстиниана в Константинополе. Расцвет Константинополя связан с императором Юстинианом I. В столице было множество посвященных ему статуй, однако они не сохранились и известны только по описаниям. Одна из них представляла императора на коне в образе Ахиллеса (543 - 544 гг., бронза). Сама статуя и поднятая правая рука Юстиниана были обращены на Восток как «вызов» и предупреждение персам; в левой император держал шар с крестом - один из атрибутов власти басилевсов, символ могущества Византии. Статуя находилась на форуме Августеон, между воротами Большого дворца и храмом св. Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе. Значение названия храма. Собор Святой Софии в Константинополе - самый знаменитый храм Византии - построили архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета по приказу Юстиниана I за пять лет, и 26 декабря 537 г. храм был освящен. «Святая София» означает «святая премудрость», что согласно богословской терминологии означает «святой дух». Храм не был посвящен святой по имени София, это - синоним «божественной мудрости», «слова божьего».

Архитектура собора Святой Софии в Константинополе. Внутреннее убранство храма. Мозаики собора Святой Софии. Архитектурный образ святой Софии символически приближает его к образу вселенной. Подобно небосводу, он как бы «свисает» вниз от невидимой, вне мира находящейся точки. По словам византийского писателя Прокопия Кесарийского (5 - 6 вв.), купол храма Святой Софии «кажется… золотым полушарием, спущенным с неба». Замечательно внутренне убранство храма. В 867 г. апсиду храма Святой Софии украсили фигурой сидящей Богоматери с младенцем и двумя архангелами. Античной чувственностью, не византийским аскетизмом, и вместе с тем одухотворенностью проникнуто лицо Богоматери. Вход в храм предваряла мозаичная сцена (конец 11 в.), в которой император Лев VI Мудрый (866 - 912) был представлен коленопреклоненным перед Христом. Так он падал ниц всякий раз во время церемонии своего входа в собор. Ритуальный характер сцены выражен в самой ее идее - передать связь императора с богом. Император преклонялся перед Христом как его земной преемник.

Интересный факт о мозаике собора Святой Софии. Мозаики храма Святой Софии - источник для изучения повседневной истории византийского императорского двора. На мозаике 12 в. императрица Ирина выглядит бесстрастно, изображена согласно моде того времени, её лицо покрыто толстым слоем косметики, брови - подбриты, щеки - сильно нарумянены.

Константинополь в 7 - 11 веках. Ипподром в Константинополе. Бронзовая квадрига императорской ложи на ипподроме. Несмотря на экономический спад, который переживала Византия с конца 7 в., хозяйственное значение столицы возрастало. Поскольку большая часть византийских городов аграризовалась, торгово-ремесленная деятельность сосредоточилась преимущественно в Константинополе. До конца 11 в. он политически и экономически господствовал над страной. Басилевсы украсили свою столицу многочисленными статуями на площадях, памятными триумфальным арками и колоннами, храмами и увеселительными сооружениями. Так, императорская ложа на ипподроме (длина - 400 м, ширина около 120 м, вмещал до 120 тыс. зрителей) была украшена бронзовой квадригой, впоследствии перевезенной в Венецию, где она и поныне стоит над порталом собора св. Марка. Арабский географ 11 в. Идризи сообщает, что на ипподроме, кроме знаменитой квадриги, стояли также в два ряда очень живо исполненные бронзовые статуи людей, медведей и львов, там же находились два обелиска. И европейцы «глядели на императорское Игралище как на чудо, когда они его видели» .

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. В 12 ст. начался упадок ремесла и торговли города, обусловленный проникновением в Константинополь итальянских купцов, которые поселились в одном из его районов - Галате. В апреле 1204 г. Константинополь был взят и разграблен участниками IV Крестового похода (1202 - 1204). Только из храма Святой Софии, как сообщает очевидец событий, были вывезены «священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, притворы и врата». Войдя в азарт, крестоносцы, рыцари Христа, заставили танцевать на главном престоле, пишет очевидец, обнажённых женщин и ввели в церковь мулов и коней, чтобы вывезти награбленное.

Константинополь - столица Латинской империи. В том же, 1204 году, город стал столицей созданной крестоносцами Латинской империи (1204 - 1261), экономическое господство в нём перешло к венецианцам.

Константинополь в 1261 - 1453 гг. Восприятие византийцами ислама. В июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевали город. До середины 14 в. Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в нем захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца 14 в. столицей не раз пытались овладеть турки. И при этом византийцы сдержанно относились к исламу. В Константинополе и под его стенами воздвигались мечети и исламские мавзолеи. Да и сами византийцы сначала думали, что ислам - это разновидность христианской ереси, что он мало чем отличается от несторианства и монофизитства, идейных течений в восточных провинциях империи.

Взятие Константинополя турками в 1453 г. Памятники архитектуры византийского времени в Стамбуле - бывшем Константинополе. В мае 1453 г. после длительной осады турецкие войска заняли город. Константинополь был переименован в От византийского времени в современном Стамбуле сохранились остатки крепостных стен, фрагменты императорских дворцов, ипподрома, подземные цистерны. Большинство культовых сооружений были приспособлены под мечети: храм Святой Софии сегодня - это мечеть Айя-София, базилика св. Иоанна Студита (Эмир Ахор-джамиси, 5 в.). Церкви св. Ирины (532 г., перестроена в 6 - 8 вв.), св. Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София, 6 в.), св. Андрея (Ходжа Мустафа-джами, 7 в.), св. Феодосия (Гюль-джами, вторая половина 9 в.), Мирелейон (Будрум-джами, первая половина 10 в.), св. Федора (Килисе-джами, вторая половина 11 - 14 вв.), храмовой комплекс Пантократора (Зейрек-джами, 12 в.), церковь монастыря Хора («за городскими стенами») - Кахрие-джами (перестроена в 11 в., мозаики начала 14 в.).

С взятием турками Константинополя его история, как и история Византии, была окончена, история Стамбула и Османской империи только начиналась.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

Хотел стать создателем новой эры её истории, основателем «нового Рима». Старый Рим не соответствовал притязаниям расширившейся власти повелителей империи. Это был город республиканских преданий и учреждений; в нем был сенат, при всем своем вынужденном раболепстве сохранявший воспоминание о прежнем своем могуществе; население Рима было дерзко и любило судить о действиях правительства, всегда было готово порицать их, оно не благоговело перед двором. Уже со времени Диоклетиана государи предпочитали Риму другие резиденции. Константин лишь изредка, по необходимости соблюсти приличие, приезжал во дворец на Палатинском холме, и не оставался там долго. (Его нелюбовь к Риму могла быть одним из поводов к составлению легенды, будто он подарил Рим епископу Сильвестру; но эта легенда вымысел, и притом позднего происхождения).

История Византийской Империи (документальный фильм)

Он не хотел жить в Риме, и не удивительно, что у него возникло желание основать новую столицу, чтоб она увековечила славу его имени и чтоб её население, обязанное всем основателю города, платило ему за благодеяния преданностью, держалось в политике и религии тех мнений, какие предписывает ему государь. Константин сначала полагал основать столицу на том месте, где стояла Троя , мифическая отчизна римского народа (согласно сказаниям об Энее); но скоро оказалось, что романтические идеи не имеют силы увлекать его до забвения о реальных выгодах. Не было местности, которая представляла бы по своему положению такие удобства для основания столицы, как прежняя греческая колония Византий, стоящая на проливе, которым Черное море соединяется с Пропонтидой (Мраморным морем). Туда был путь товарам со всех сторон света, там была превосходная гавань, которая по своей форме называлась «рогом», а по богатству своей торговли «золотым». Окрестностями города были холмы, покрытые виноградниками, фруктовыми садами и меж них долины, очень плодородные; эта местность образовала полуостров, который легко было защитить стеной от нападения врагов; у Византия была решена судьба многих войн, его стены выдержали много осад, он был центральным пунктом, из которого легко могли ходить войска и на Дунай и на Евфрат для защиты империи от опаснейших врагов. Легенда говорит также, что мысль основать на месте Византия новую столицу была дана Константину внушением от Бога.

Пространство, занимавшееся античным городом Византий и Константинополем – при Константине и через 100 лет после него, при императоре Феодосии II

Новый город, названный в честь своего основателя Константинополем, строился очень быстро. Торжественное освящение фундамента его западной стены было совершено 4 ноября 326 года, и меньше чем через четыре года (11 мая 330) уже была освящена новая резиденция. Константин хотел, чтобы Новый Рим не уступал ни в чем Старому, потому заботливо укрепил его и украсил великолепными зданиями. Две больших площади были со всех сторон застроены колоннадами и украшены статуями; одна из них была названа площадью Августы в честь августы Елены , матери императора, а другая – по имени самого императора. В центре площади Константина стояла высокая порфировая колонна, а на ней бронзовая статуя бога солнца с венком, окруженным лучами; чуть позже эта статуя была переделана так, что сделалась изображением самого Константина. Легенда соединила с нею фантастические поверья. Говорили, что под мраморным базисом колонны зарыт тайно перевезенный в новую столицу палладиум города Рима, а внутри колоссальной статуи положена часть Животворящего Креста. Статуя была разбита молнией и опрокинута бурей 5 апреля 1101 года; но большая часть колонны уцелела до сих пор.

Константинопольский ипподром (цирк), потом долго служивший туркам для обучения войска, был громадным и великолепным зданием, имевшим около 400 шагов в длину и 100 в ширину, и украшенным внутри статуями, обелисками и сплетенной из трех бронзовых змей колонной с золотым треножником, стоявшим прежде в Дельфийском храме : это был дар греков Аполлону Дельфийскому после победы при Платее . Пришедшее в упадок искусство времен Константина не могло создавать хороших произведений, потому для украшения новой столицы были взяты отовсюду прежние знаменитые художественные работы. При всех выражениях преданности Константина христианству, освящение новой столицы было по его приказанию совершено одним из главных жрецов римского языческого культа (понтификов) и неоплатоником Сопатром с языческими обрядами. Константин построил в городе храмы богине Счастия (Tyche) и Диоскурам; он постановил, чтобы ежегодно в день основания совершалась в ипподроме торжественная процессия; тут несли его статую, у которой на ладони протянутой правой руки стояло изображение гения-покровителя новой столицы; его преемники должны были преклонять колена перед этой статуей. Надо полагать, что статуи богов и героев, перевезенные в Константинополь, были оставлены при Константине непеределанными; но впоследствии, когда усилилась антипатия ко всему языческому, они были переделаны: языческие атрибуты изображений были заменены христианскими символами. Константин хотел занимать нейтральное положение между язычеством и христианством, потому построил в своей столице и христианскую церковь в честь святых апостолов. Она была сложена из разноцветного мрамора, окружена колоннадами и разными пристройками; все это вместе образовало великолепное целое.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Неподалеку от ипподрома стоял дворец, громадное здание, почти не уступавшее римскому палатинскому дворцу огромностью и богатством украшений, окруженное колоннадами, дворами, садами. Бани, театры, водопроводы, хлебные магазины, прекрасный дом для заседаний сената на площади Августы, великолепные дома сенаторов и других знатных людей, поселившихся в резиденции государя, образовали несколько групп роскошных зданий, между которыми построили себе дома промышленники, торговцы, хозяева кораблей, привлеченные в новую столицу торговыми выгодами её положения и пособиями, какие давал переселяющимся в нее император. Он всячески заботился о том, чтоб она стала многолюдным городом. Он давал подарки и почетные должности сенаторам и другим вельможам, чтоб они переселялись из Рима в Константинополь. Многие обольщались этим, другие и без наград сами желали жить близ императорского двора.

Скоро Новый Рим стал почти так же многолюден, как Старый. Он имел те же привилегии. Члены городского управления получили сан сенаторов, граждане Константинополя получили все права граждан города Рима; хлеб, вино и масло были раздаваемы народу здесь еще щедрее, нежели в Риме; общественные игры и другие развлечения для народа были не менее великолепны, чем те, какие бывали прежде в Риме. Климат был превосходен, окрестности прекрасны, положение города очень выгодно для торговли. Потому Константинополь, разделенный подобно Риму на 14 частей, скоро стал по своей величине вторым городом вселенной. Но он вырос не сам собой, он был тепличное растение. Блеск здесь был заимствованный, произведения искусства были взяты из других городов, население было разноплеменною смесью, не имело ни национального единства, ни патриотизма, ни славного прошлого. Рим, покинутый императором все-таки производил, впечатление более величественное, чем Константинополь. Его триумфальные арки, храмы, театры, цирки, термы, площади, украшенные статуями, живописно расположенные по долинам и холмам, оживленные садами и журчаньем фонтанов, вода которых текла в город по 19 водопроводам на высоких арках, придавали прежней столице такое величие, какого искусственно созданный Константинополь далеко не имел. Но Рим не годился быть столицею христианского государства: он оставался языческим городом, и долго после Константина язычество еще преобладало в нем над христианством. Латеранская базилика – единственная римская христианская церковь, о которой мы достоверно знаем, что она была построена Константином, не могла сравниться по великолепию с языческими храмами в Риме.

Царьград, Стамбул Словарь русских синонимов. константинополь сущ., кол во синонимов: 6 византия (3) гор … Словарь синонимов

КОНСТАНТИНОПОЛЬ - (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул … Современная энциклопедия

КОНСТАНТИНОПОЛЬ - (Царьград) столица Византийской империи. Основан Константином I в 324 330 на месте г. Византий. В 1204 стал столицей Латинской империи. Отвоеван византийцами в 1261. В 1453 взят турками, переименован в Стамбул … Большой Энциклопедический словарь

Константинополь - См. Византия. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Константинополь - Стамбул Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Константинополь - (Constantinople), город в Турции (совр. Стамбул), первоначально Византии, основан в 657 г. до н.э. как греч. колония. В нач. 4 в. н.э. Константин I Великий выбрал его в кач ве столицы Восточной Римской империи, предпочтя находящейся неподалеку… … Всемирная история

Константинополь - (древняя Византія, славянскій Царьградъ, турецкій Стамбулъ), столица Оттоманской имперіи, на Ѳракійскомъ Босфорѣ, 1.125 т. жит.; имѣетъ укр нія, воен. гавань и арсеналъ. Расположенъ амфитеатромъ на бер. бухты Золотого Рога. Природн. условіями и… … Военная энциклопедия

Константинополь - (Византий; в средневековых русских текстах Царьград), столица Римской империи (с 330), затем Византийской империи. Смотри Стамбул. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Константинополь - (Constantinople) 1. Мусульманские завоевания Город был осажден в 668 арабами во главе с Абу Суфьяном, военачальником халифа Муавии. Флот мусульман прошел через Геллеспонт беспрепятственно, но атака на город столкнулась с ожесточенным… … Энциклопедия битв мировой истории

Константинополь - I (греческ. Κωνσταντινουπολις, древ. Βυζαντιον, латинск. Byzantium, древне русск. народн. Цареград, серб. Цариград, чеш. Cařihrad, польск. Carogród, турец. Станбол [произн. Стамбул или Истамбул], арабск. Константинийэ, итал. простонародное и у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Константинополь. Альбом видов , . Константинополь, 1880-е годы. Издание "Deutsche Buch- und Steindruckerei Papier- und Kunsthandlung F. Loeffler" . Альбом с 29 цветными литографиями. Типографский переплет. Сохранность… Купить за 25415 руб
  • Константинополь , Д. Эссад. Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1919 года Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1919 года (издательство`Издание М. и С. Сабашниковых`).…

см. Константин.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСТАНТИНОПОЛЬ

греч. «город Константина») был возведен на берегу Босфора на месте торгового города Византия, основанного ок. 600 г. до н.э. как мегарская колония (Мегара – торговый город в Средней Греции, конкурировавший с Афинами). С конца VI в. до н.э. и до 478 г. до н.э. Византий входил в состав Персии, с середины V в. до н.э. – в состав Афинского морского союза, с I в. до н.э. – в состав Римской империи. В 330 г. римский император Константин I переименовал город в Константинополь и сделал его столицей восточной провинции Римской империи. С окончательным отделением от Рима в 395 г. Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, позднее – Ромейской (Византийской) империи. Официально он именовался Новым Римом, а в аккламациях – Царствующим или Божиим градом (Теуполем). Рядовые ромеи называли его «светильником мира», «оком земным», «украшением Вселенной». Ближайшие соседи византийцев – русы – окрестили Константинополь Царьградом. Еще при римском императоре Септимии Севере (193 – 311) в городе был построен ипподром на центральной площади Августион, окруженной крытой колоннадой из мрамора. Константин I пышно украсил его статуями и возвел рядом с этим сооружением Большой императорский дворец, выходивший на площадь Августион, портики, здание сената, Новый форум для общественных собраний, дворцы для сенаторов, термы, цистерны и другие сооружения. В годы его правления началось возведение крепостных стен. На площади Августион находились статуи богини Юноны, императора Феодосия I и позолоченный столб (Миллиарий) – «пуп» всего мира, точка отсчета дорог европейской части Византии. В V в. Константинополь был разделен на 14 районов и на 322 квартала. Русский квартал («Русский убол» от греч. embolos – улица с аркадами и примыкавшими к ним лавками и домами) был расположен в районе церкви св. Георгия, а его конец находился неподалеку от церкви 40 мучеников. При Юстиниане I на площади был построен храм св. Софии и установлена конная статуя императора. К площади Августион еще при Константине I была проведена широкая улица Меса (греч. средняя), вымощенная камнем и проходившая через форумы Константина I, Тавра, Анастасия, Аркадия. Возле Амастрианской площади она разделялась на две улицы, одна из которых вела к Золотым воротам, другая – к Харисийским воротам. По обеим сторонам Месы возвышались каменные многоэтажные дома с крытыми колоннадами, позволявшими укрыться от летнего зноя и ливней. Между колоннами располагались различные лавки и мастерские. На Месе находились палаты константинопольского архиепископа, здание сената, главная тюрьма, рядом с ней – ведомство эпарха, управлявшего Константинополем. В его руках была сосредоточена административнохозяйственная и судебнополицейская власть: он заботился о городском хозяйстве и о порядке в городе. Эпарх назначался императором. Близ царского портика были расположены книжные лавки, где встречались библиофилы и философы. На северозападе столицы располагался Влахернский дворец, построенный в 1150 г. и ставший резиденцией византийских императоров. Часть территории Константинополя была занята монастырями, окруженными мощными стенами, которые были выложены из крупных плоских кирпичей – плинфы, скрепленных широкими светлорозовыми полосами раствора. Внутри монастырей находились церкви с куполами, покрытыми поливной черепицей или позолоченной медью. Самыми крупными были монастырь Хора и Студийский монастырь. Напротив Влахернского дворца, вне городских стен, располагался монастырь св. Косьмы и Дамиана. Крестоносцы называли его «замком Боэмунда», так как во время крестового похода 1096 г. монастырские строения были отведены отряду предводителя южноиталийских норманнов Боэмунду Тарентскому. К числу древнейших монастырских храмов относились церковь Спасителя монастыря Хора, основанная в 413 г. императором Феодосием II, и базилика Иоанна Предтечи (463 г.). Юстиниану I приписывали сооружение 25 церквей в столице, среди которых были церковь св. мучеников Сергия и Вакха (527 – 736), церковь св. Ирины (532 г.), церковь св. Апостолов, собор св. Софии. При Юстиниане Константинополь достиг максимальной численности населения – 350 – 000 тысяч жителей. По данным средневекового хрониста Альбрика де Труафонтэна в начале XIII в. в Константинополе насчитывалось около 500 церквей и монастырей. Русский путешественник Добрыня Андрейкович в своей «Книге паломника» сообщал, что в церквах несли службу 40 тыс. священников, не считая тех, кто служил в монастырях. Константинополь, раскинувшийся наподобие гигантского треугольника, с двух сторон был защищен морем, с третьей стороны – двойной цепью крепостных стен на протяжении 16 км, построенных в основном при Феодосии II (первая половина V в.) и укрепленных 400 башнями. Ромеи называли их стенами Феодосия или Сухопутными стенами, за которыми был прорыт каменный ров глубиной 10 м, шириной 20 м., наполненный водой. В них находилось 10 ворот – Адрианопольские, Силиврийские, Ксилопорта, св. Романа и др. Над внутренними воротами возвышалось 98 (или 96) восьмиугольных, шестиугольных и четырехугольных башен высотой от 20 до 40 метров с двумя оборонительными площадками каждая. Их основания уходили под землю на 10 – 02 м. В город можно было попасть через Харисийские ворота в северной части Сухопутных стен. На юге, близ Пропонтиды, находились Золотые ворота, через которые император въезжал в Константинополь. Они были украшены колоннами из зеленого мрамора с изображениями древних героев и фантастических животных. По обеим сторонам Золотых ворот возвышались 4 башни. За Сухопутными стенами был вырыт глубокий ров, наполненный морской водой из Золотого рога и Пропонтиды. Через ров были переброшены деревянные мосты, которые уничтожались при появлении врага. С VIII в. вход в залив Золотого рога преграждался железной цепью, она поднималась и натягивалась при приближении вражеских кораблей. Укрепленная на прочных балках, цепь тянулась от Галатской башни в Пере, предместье столицы, до городских стен и поддерживалась на поверхности воды деревянными брусьями – поплавками. Ее мог прорвать только боевой корабль, оснащенный гигантскими ножницами или прочным тараном. Цепь натягивалась 5 раз для противодействия вражеским судам (в 717 – 718 гг. – против арабского флота; в декабре 821 г. – во время восстания Фомы Славянина; в 969 г. – перед грозящей со стороны Руси опасностью; в 1203 г. – в связи с угрозой нападения крестоносцев; в 1453 г. во время осады Константинополя туркамиосманами). Через Золотой рог был перекинут Юстинианов мост. В столице – центре православия и административного управления империей – находились все ведомства, резиденция константинопольской патриархии, императорский двор, культурные и образовательные учреждения (см. византийская школа). Императорская резиденция Филопатион располагалась вне пределов городских стен. Одо Дейльский, капеллан французского короля Людовика VII, сопровождавший своего правителя во время переговоров с Мануилом I Комнином в 1147 г., отмечал хорошее снабжение города съестными припасами и водой, которая подводилась по акведукам к подземным хранилищам, расположенным повсюду (см. цистерны). Он же описал трущобы столицы, где царили нищета, мрак и преступления. Ритор IV в. Фемистий назвал Константинополь «огромной мастерской великолепия». Действительно, византийская столица являлась важнейшим центром художественного творчества, славившимся своими зодчими, скульпторами, мозаичистами, мастерами прикладного искусства. В 1453 г. Константинополь пал под ударами турок и был переименован в Стамбул (Истамбул).

December 9th, 2013 , 11:28 am

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае - июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV-XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Ну и конечно же собор Святой Софии - когда-то главный собор всего христианского мира! Это бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Если быть более точным, то собор выглядел не так, как на фото ниже, чтоб увидеть его оригинальный вид надо пролистать через фото

Ну ещё надо здесь заменить полумесяцы на кресты - никаких минаретов, понятное дело, тут не было. Это на самом деле впечатляющий собор с впечатляющим интерьером.

Чтоб в него попасть надо отстоять очередь и пройти через рамки металлотедектора

Во дворе собора



План собора

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Внутри собора сохранились некоторые фрески, однако когда-то все стены и потолки были полностью покрыты ими. Кстати, большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Над дверью, ведущей в нартекс, мозаика Х века - Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан - модель Софии (совсем непохожую).


Сейчас это очень странное сочетание христианского храма и мечети, но размер на самом деле впечатляет!

Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году

Когда я там был, примерно четверть объема была покрыта строительными лесами...
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века)

В южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах.

В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Оригинальные фрески под более поздней штукатуркой

Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом


А вот так избавлялись от символов христианства - крестов - в мечетях: просто затирали их

Или разбирали

Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре - наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Фрески просто поражают, отдельно про фрески у меня будет подробный пост!






Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), она же мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.

Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя


Григорий Просветитель

В куполе изображен Пантократор и 12 пророков:
- Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
- Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
- Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
- Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
- Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
- Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
- Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
- Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
- Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
- Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
- Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
- Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

Св. Антоний

Надписи на фасаде здания

Рядом стоит скромная церковь Иоанна Предтечи , которая сейчас является мечетью Ахмат-паши и представляет собой самую крошечную сохранившуюся церковь Константинополя, длиной всего 15 метров. Расположена в самой исламско-консервативной части района Фатих, менее чем в 400 метрах от церкви Богородицы Паммакаристы. Систематически церковь никогда не исследовалась. Предполагается, что она была построена при Комнинах и была посвящена Иоанну Предтече (как и ещё 35 храмов византийской столицы). Переоборудована в мечеть в конце XVI века иждивением Ахмат-паши (бывший ага янычар). До 1961 г. здание находилось в руинированном состоянии, с разрушенным нартексом и выломанными столпами. Она,как мне кажется, лучше всего символизирует то, что осталось от когда-то великой Византийской империи...