Занятие по социально — личностному развитию в подготовительной группе на тему: «Дети — инвалиды». Конспект занятия для детей подготовительной группы

Развивающие занятия с детьми-инвалидами, имеющими различные задержки в психическом развитии

Занятия предваряются комплексной психологической и, в случае необходимости, медицинской диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии.
Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии.

Занятия проводятся с ребенком в присутствии родителей, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. После каждого занятия выдается комплект домашних заданий, чтобы ребенок дома совместно с родителями или под их контролем ежедневно выполнял соответствующие упражнения в течение 30-40 минут. Общая продолжительность занятий определяется индивидуально, в зависимости от темпов продвижения ребенка.

Общая цель занятий: подготовка ребенка к обучению в общеобразовательной школе, зачисление в общеобразовательную школу. По желанию родителей ребенку обеспечивается психологическое сопровождение в течение первого года обучения (иногда - двух лет) по общеобразовательной программе.

Ведущая: Ясюкова Л.А.


  • Групповые развивающие занятия для дошкольников (3-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет). Развитие способностей и интеллекта в игровой форме. Учим общаться со сверстниками; достигать результата, быть внимательными. Развитие воображения и памяти. Ролевые игры.

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка и степени сформированности начальных школьных навыков. Цель занятий: развитие понятийного мышления…

  • Цель занятий: развитие интеллектуальных операций, психологических способностей и личностных качеств, которые обеспечивают полноценное усвоение школьной программы. Программа занятий составляется с учетом индивидуально-психологических особенностей...

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии, и степени сформированности начальных школьных навыков...

  • Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии…

Работа по сенсорному развитию детей проводится во всех дошкольных образовательных учреждениях. Но есть определенный контингент детей – дети с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, а именно дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, работа с которыми требует специально коррекционного и развивающего воздействия.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Детском саду «Машенька» г.Абакана, которым требуется психологическая поддержка и профилактика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В сказочном лесу» (3 часа)

Цели:

  1. Расширить представление о лесе (тропинке, шишках).
  2. Закреплять коммуникативные навыки, умения взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам игры.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.
  4. Развивать воображение, мышление, память, внимание.
  5. Снимать психологическое и мышечное напряжение, снижать уровень тревожности.

Оборудование: Аудиозаписи (звуки леса, природы, птиц, тревожная музыка), декоративные фонтаны, декоративный фонтан, тактильная дорожка, аквалампа «Вулкан», пузырьковая колонна (комплект «Сенсорный дуэт»), зеркала, аромонабор, зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Ход занятия

Вводная часть

Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы здороваемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного».

Слышится шум деревьев, шелест листьев. журчание ручейка и т.д.

Упражнение «Лесная полянка»

Психолог. Сегодня мы пойдем на лесную полянку по волшебной тропинке.

Дети идут по сенсорной тропе, на которой заложены разноцветные следы-кочки, отмечают, какого они цвета – красного, зеленого, желтого или синего.

Психолог. Почувствуйте ножками, какая кочка под ними. Одна мягкая, ножкам приятно, а следующая какая? А по этой кочке приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Присядем! (Можно повторить управление, при повторе ребенок стоит на коленях на одном из элементов сенсорной тропы) Вот мы и на месте! Куда мы пришли? (В сказочный лес, на волшебную полянку) (Лунина Н., № 1. 2012).

Основная часть

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Шишки»

Цель: снять напряжение.

Психолог. Вы-медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо делать) и с силой сжимайте в лапах.

Дети играют.

Психолог. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…(Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «Разноцветные пузырьки»

Дети переходят к аквалампе.

Психолог. Подойдите ближе, посмотрите, какая интересная лампа! Называется она «аквалампа» - значит, это водяная лампа. А что там плавает? Какого цвета рыбки? Шарики? (Предлагает каждому наблюдать за шариком, рыбкой определенного цвета). Обратите внимание, как изменяется цвет воды, Какой цвет воды вам больше всего нравится больше? Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что они чувствуют? (Дети говорят о своих ощущениях).

Педагог-психолог, включив пузырьковую колонну, предлагает понаблюдать за пузырьками в ней. Они меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы: какого цвета пузырьки? Какая колонна: гладкая или шершавая? (Лунина Н., № 1. 2012).

Игра-медитация «Ручей»

Понадобится запись журчания воды, шума леса, а также необходимо включить декоративные фонтаны.

Цель :

Психолог. Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от проснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… Ручеек погладил … (имя ребенка), и … (имя следующего ребенка и т.д.) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку (Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «В сказочном лесу»

Цель: развитие воображения, связной речи.

Дети располагаются вокруг растения-фонтана.

Детям предлагается представить, что они гуляют по волшебному лесу, рядом – водопад. Дети рассказывают о красоте леса и о том, кто мог бы жить в этом лесу (Колос Г.Г, 2010).

Упражнение «Птички у водопада»

Дети располагаются вокруг декоративного фонтана «Птицы»

Цель: развитие внимания, умения соотносить щебет птиц с их размером.

Дети внимательно рассматривают птичек у водопада. Затем они слушают аудиозапись голосов птиц и говорят. Какой голос подошел бы той или иной птичке (Колос Г.Г, 2010).

Релаксационное упражнение «Водопад»

Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Используется зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Психолог. Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы. Мягко струятся по шее, спине. Рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.

Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.

Возьмите хорошее настроение с собой на весь день (Колос Г.Г, 2010).

Отгадывание загадок

Педагог-психолог. В лесу живут разные звери, среди них … (предлагает догадаться, кого он имеет в виду и в гости к кому они сейчас отправляется).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Еж).

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят (Ёж).

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (Еж).

Словно елка –

Весь в иголках (Еж).

Недотрога. Весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери (Еж).

Шубка – иголки,

Свернутся – он колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Педагог-психолог приглашает детей в гости к ежу. Рассказывает, как тот готовиться к зиме: собирает листья, веточки, мох, из которых строит себе жилище на холодное время года. Добраться до него трудно. Дети идут по сенсорной тропе, собирая разноцветные листья.

Упражнение «Улыбка ежика»

Педагог-психолог предлагает подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражаем «пых-пых».

Психолог. Посмотрите на ежика. Он сердитый или веселый? (Ответы детей). Предлагаю сесть около ежика. Сымитировать его улыбку. Передать ее по кругу друг другу. Улыбнуться ежику (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Ежи»

Педагог-психолог предлагает подойти е зеркалу и имитировать движения ежа, сопровождая их звукопроизношением «пых-пых». Звучит тревожная музыка. Дети должны показать, то делают испуганные ежи. Дети сворачиваются в клубочки (сгибают спину). Взрослый спрашивает, кто так напугал ежей. Дети предлагают свои варианты ответов. Звучит спокойная мелодия. Педагог-психолог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться (восстановить дыхание – три раза поднять и опустить руки), потом полежать, отдохнуть на лесной полянке (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Делай, как ежик»

Психолог. Покажите, как ежик смешно морщит носик, фыркает (дети, подражая взрослому, морщит нос, прикусывает нижнюю губу, произнося звук «ф-ф-ф». сердятся, пыхтят, зевают). Не пора ли с ним поиграть? (Раздает маленькие массажные мячики «ежики»).

Ежик, ежик, не зевай!

Лучше, с нами поиграй!

Бежит ежик по дорожке,

Переставляет свои ножки (катают мяч в ладошках).

Сверкнул влево, убежал (перекатывают мяч по большому пальчику левой руки),

По прямой он побежал (перекатывают мяч по указательному пальцу левой руки).

Теперь средняя дорожка,

Отдохнул он здесь немножко (перекатывают мяч по среднему пальцу левой руки).

И на тропинку попал (перекатывают мяч по мизинцу левой руки).

Тут лиса его встречает,

А еж иголки выставляет.

Свернулся ежик наш клубком (зажимают мяч в кулак)

И перекатился в дом (перекатывают мяч и зажимают в кулак правой руки).

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Муравей»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Все дети и взрослый сидят на ковре.

Психолог. Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. Силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают (повторить несколько раз. Данное упражнение можно применить на лице) (Фазлетдинова А.А . №03. 2012)

Игра-медитация «На полянке»

Выполняется под релаксационную музыку.

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог . Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца глядят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят… (имя ребенка), ласкают… (имя следующего ребенка и т.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули (Фазлетдинова А.А . №03. 2012).

Упражнение «Ароматы цветов»

Цель: учить различать по запаху цветы.

Понадобится аромонабор.

Детям предлагается узнать разные цветы по запаху (розу, ромашку, лилию) (Колос Г.Г., 2010).

Заключительная часть.

Педагог-психолог. Уходим с лесной полянки по волшебной тропе. (Дети по одному проходят по цветным следам-кочкам). Вот мы и вернулись из леса.

Рефлексия.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы попрощаемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного». Дети повторяют и поднимают вверх руки, рассеивая «солнечные лучики».


Использование оборудования светлой сенсорной комнаты при работе с детьми с аутизмом.

Введение

Дети с диагнозом «аутизм» нуждаются в длительной коррекции, которая может проходить в течение нескольких лет. Важно в работе с такими детьми участие в коррекции родителей. После установления контакта с ребенком использование оборудования можно начать активно. А во время установления контакта оборудование является той средой, в которой ребенок адаптируется и привыкает к оборудованию и к специалисту – психологу. Оборудование большое по размеру, яркое по цветовой гамме, что является дополнительным стимулом для ребенка, чтобы начать действие или манипуляции с данным оборудованием.

1 занятие.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка.

Задачи:

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, игровое панно «ежик».

Ход занятия:

Необходимо выработать определенные ритуалы занятий:

1. Ребенку предлагается вход в комнату по сенсорной тропе для стимуляции тактильных ощущений (стопотерапия). После того, как ребенок научился выполнять данное действие сенсорную тропу можно заменить игровой дорожкой, что создает дополнительные неудобства и вызывает у ребенка эмоциональные реакции, а при возникновении трудностей, психолог предлагает ребенку помощь (протягивает руку или вербально стимулирует ребенка), что вызывает взаимодействие ребенка и психолога.

2. Специалист с ребенком подходят к игровому панно «ёжик». Психолог предлагает ребенку снять элементы картинки (ёжик, лапки, бантики). В первый раз психолог проделывает все действия сам, словесно поясняя ребенку свои действия. Затем психолог предлагает ребенку проделать те же действия, при этом обязательно словесно поясняя что делает ребенок. В процессе занятия психолог должен постоянно поощрять ребенка за любые действия, стимулируя дальнейшую деятельность. Стимуляция может быть вербальной (похвала, одобрение, обязательно эмоционально) и невербальной (поглаживание по спине, по голове, по руке). Ребенку обязательно дается время для тактильного изучения материалов на панно. При этом психолог проговаривает что берет ребенок и какие предполагаемые эмоции и чувства может испытывать ребенок в это время. Также психолог проговаривает форму и цвет изучаемых предметов. Во время изучения предметов психолог также показывает как еще можно использовать предметы, имеющиеся в наборе. Например, в мешочке имеются предметы, которые можно использовать для массажа кистей рук и предплечий. Сначала психолог берет руки ребенка и показывает как это можно сделать, затем ребенку предлагается самостоятельно проделать массаж. После того как изучены предметы, психолог составляет картину на панно, при этом проваривая свои действия и результат (полянка, ёжик). Затем ребенку предлагается сделать картинку самостоятельно, проговаривая, что делает ребенок и что должно получиться в результате его деятельности. После выполняемых действий психолог показывает эмоциональную реакцию (радость, восхищение), стимулируя ребенка к подобным реакциям. Далее ребенку предлагается выход из занятия по сенсорной тропе или игровой дорожке. Психолог проговаривает что было на занятии, подчеркивая удачи и достижения, спрашивая понравилось ли ему и придет ли он еще раз.

Занятие №2.

Цель: развитие эмоциональных реакций ребенка и навыков взаимодействие.

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности.

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, пирамида-великан, игровой комплекс «набрось кольцо», набор «Кузнечик».

Ход занятия:

Ребенок входит в кабинет по сенсорной тропе или следочки из набора «Кузнечик». Во время прохождения психолог проговаривает по какому наполнителю идет ребенок и что он может чувствовать, наступая на подушечками с различным наполнителем. При этом психолог всегда предлагает помощь ребенку, устанавливая тактильный контакт. Если ребенок разрешает брать себя за руку, психолог может предложить ребенку шарики или мячи различные по размеру, а также разные на ощупь. Также для этого можно использовать кольца с игрового комплекта «набрось кольцо». Мячами можно сделать массаж рук. Вначале психолог делает массаж ребенку, затем предлагает ребенку сделать массаж себе самостоятельно, при этом психолог проговаривает все действия ребенка и предполагаемые ощущения, затем психолог предлагает ребенку сделать массаж психологу, что является важным элементом взаимодействия. При этом психолог поощряет и эмоционально стимулирует все действия ребенка, одобряя эмоционально, радуясь за его действия.

Занятия, которые можно предложить ребенку с использованием колец из игрового комплекса «набрось кольцо». Психолог берет кольцо, смотрит через него на ребенка, при этом можно сконцентрировать внимание ребенка на себе при помощи звукового сигнала («ку-ку», «где я» и другие). Затем ребенку предлагается выполнить те же действия.

Пирамида – великан. Психолог показывает ребенку и предлагает совместно разобрать пирамиду – великан. При этом действия ребенка поощряются и проговариваются психологом (цвет колец, которые они снимают, форма). После того, как пирамида разобрана, психолог предлагается собрать ее в том же виде, какой она была.

Но сначала ребенку предлагается посмотреть на ребенка в кольца пирамиды, так же, как это было с кольцами из набора «набрось кольцо». Если ребенок выполняет все инструкции, то психолог предлагает ему выполнить словесные инструкции без образца, при этом психолог проговаривает все действия. Если же ребенок затрудняется, психолог должен показать действие, которое должен сделать ребенок. При этом все действия ребенка должны быть эмоционально стимулироваться и вербально подкрепляться психологом. .

Занятие №3

Цель:

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, стол-ванна для игр с водой и песком

Ход занятия:

Ребенок входит в занятие по сенсорной тропе, погружаюсь в обстановку занятия. Далее психолог берет руки ребенка и делает массаж, используя карандаш, рисуя на ладонях и пальцах ребенка геометрические фигуры и каракули, что вызывает положительную реакцию у ребенка.

При этом психолог проговаривает действия, далее ребенку предлагается самостоятельно проделать действия, психолог проговаривает действия ребенка. Затем ребенку предлагается сделать то же самое на руках психолога. Эти действия важны в процессе занятия, так как они свидетельствуют о доверии ребенка к психологу и готовности к взаимодействию. Далее ребенку предлагается перейти к игровому занятию с водой и песком (элементы набора аквапескотерапии могут меняться в зависимости от возраста и интересов ребенка).

Психолог дает возможность ребенку изучить свойства песка и воды. Психолог показывает, что воду можно переливать, набирая в ладони, показывая, что она может утекать сквозь пальцы, если по ней хлопать, она издает звуки, если поместить руку в воду, она видна, т.к. прозрачна. Ребенку предлагается сделать то же самое. Если ребенок не хочет делать это самостоятельно, психолог берет руку ребенка и проделывает это совместно с ним, при этом проговаривая действия и возможные ощущения ребенка. Важно наблюдать за эмоциональными реакциями ребенка, проговаривая (тебе нравится, приятно, вода холодная). Также происходит изучение свойств песка (он шуршит, утекает сквозь пальцы, на нем можно рисовать, в него можно спрятать руку и ее не видно). Обычно песок вызывает большой интерес и ребенок длительное время занимается изучением его свойств, что дает возможность психологу проговаривая действия ребенка, пронаблюдать его реакции во время этих действий. После того, как ребенок изучил свойства воды и песка, можно предложить ребенку следующее задание: спрятать в песке с помощью пальцев, кисточки (по желанию ребенка), камушков или ракушек или пуговиц. Сначала психолог показывает как это можно сделать, затем предлагает сделать это ребенку, проговаривая, что предмет не виден, мы его спрятали, его можно найти. После того, как мы нашли предмет, предлагается сделать то же самое в ванне с водой, при этом психолог проговаривает, что предмет видно, что он мокрый, что он в воде, что его можно достать. При этом все действия ребенка должны быть эмоционально стимулироваться и вербально подкрепляться психологом. После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор (важно, какой выбор делает ребенок – повторяет ли он тропу, либо каждый раз меняет свой выбор).

Занятие №4

Цель: развитие тактильных ощущений и умение действовать по инструкции

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, дидактическая черепаха

Ход занятия:

Ребенок входит в занятие по сенсорной тропе, погружаюсь в обстановку занятия. Далее ребенку объясняется, что мы пришли в гости к черепахе. Психолог совместно с ребенком изучает черепаху, обращает внимание ребенка где у нее глаза, голова, какого они цвета и др. Затем ребенку предлагается самому показать где у черепахи «части тела». При возникновении трудностей, психолог берет руку ребенка и совместно с ним показывает те части тела, которые психолог называет. Далее психолог показывает, что у черепахи есть различные слои, выбирает саамы простой – полянка. Сначала, психолог показывает ребенку действия, которые он должен выполнить, например: на синий цвет приклеить синие фигуры, на желтый – желтые и др., затем психолог предлагает сделать это ребенку самостоятельно, либо совместно – при затруднении ребенка. Данное задание позволяет развивать цветоразличение, мелкую моторику, умение действовать по инструкции взрослого. После того, как все цветовые поляны заполнены, психолог предлагает ребенку убрать все и навести порядок. Это важный элемент занятия, когда после игры расставляет все на места, что является свидетельством для ребенка об окончании занятия и о том, что ребенок помогает взрослому, что обязательно должно проговариваться психологом и подкрепляться эмоциональными реакциями.

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Занятие №5

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и дифференциации цвета и формы

Задачи:

1. Вызвать интерес к выполняемой деятельности;

2. Стимулировать реакции ребенка при взаимодействии с психологом;

3. Вызвать преобладание положительных эмоциональных реакций ребенка в процессе деятельности;

4. Развитие мелкой моторики рук

5. Сформировать цветоразличение

Оборудование: сенсорная тропа, игровая дорожка, дидактическая черепаха, игровое панно «ежик».

Ход занятия:

После окончания занятия, ребенку предлагается выйти из занятия при помощи сенсорной тропы либо игровой дорожки, на выбор

Психолог проговаривает, что было на занятии, подчеркивая удачи и достижения, спрашивая, понравилось ли ему и придет ли он еще раз.

Муниципальное учреждение дополнительного образования -

Центр внешкольной работы

г. Маркс Саратовской области

План- конспект занятия

для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

объединение «Куклотерапия»

Руководитель: педагог дополнительного образования

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

Составитель: педагог дополнительного образования I квалификационной категории

Гриценко Галина Анатольевна

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

Цель занятия: развитие творческих способностей детей через художественную деятельность.

Задачи занятия:

обучающие: научить правильно работать с куклой, видеть образ сказочного героя и передавать его, обогащать представления об окружающем мире;

развивающие: развивать мелкую моторику рук, двигательную систему, внимание, память, речь, воображение, сообразительность, навыки коллективной игры, мышление, помочь в преодолении страхов и комплексов;

воспитательные: воспитыватьлюбовь к куклам и кукольному театру, терпение, уверенность в себе.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков, применение знаний, умений и навыков на практике; занятие-упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные: беседа, диалог, рассказ; наглядные: показ упражнений для развития мелкой моторики рук и двигательной системы, показ упражнений с куклами; практические: выполнение заданий предложенных педагогом; занятие с использованием фантазии: занятие- сказка, занятие- путешествие; метод игры; занятие с использованием средств искусства.

Оборудование: сценарий, декорации, реквизит, театральные куклы, технические средства.

План занятия:

1. Организационный момент: подготовка детей к работе на занятие. Беседа «Что такое сказка».

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук и двигательного аппарата.

3. Работа над сценарием русской народной сказки «Репка».

Ход занятия:

Звучит музыка, на ширме появляется сказочница.

Тихонько скрипит половица, и детям опять не спится.

Присев на кровать, на подушки уже навострили ушки.

И сразу меняются лица, меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.

Ребята, а вы сказки любите? А знаете ли вы, какие бывают сказки и что такое сказка? Есть сказки старые и молодые, большие и маленькие. Есть сказки знаменитые, всемирно известные, украшенные чудесами и колдовством. А есть скромные, незаметные, никому не знакомые, как, например, сказка про цыпленка, который однажды ночью увидел в лужице возле сарая золотистую звездочку. То ли она упала с неба, то ли просто отражалась в капле воды, но цыпленку она очень понравилась и он ее съел. И никто в целом мире не заметил исчезновения звездочки – одной больше, одной меньше. А потом из этого цыпленка выросла хорошенькая пестрая курочка и неожиданно для всех снесла дедушке и бабушке золотое яичко. И тогда про нее придумали еще одну сказку, тоже маленькую, но ставшую хорошо известной всем людям, всеми любимую. Вот как бывает. Ребята, а как это сказка называется? (Дети отвечают.)

Что же такое сказка? Сказка – это вымышленный рассказ, то, что невозможно в нашей жизни. Невозможно? Да. Но иногда все, же случается с теми, кто в это верит. Очень редко с взрослыми и очень часто с детьми. Однако не стоит сидеть в ожидании чуда. Сказку можно сделать самим, своими руками. Хотите попробовать? (Дети отвечают.)

Тогда давайте отправимся с вами в сказочное путешествие к героям русской народной сказки «Репка». Все знают эту сказку? (Дети отвечают.)

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

А чтобы нам легко было добраться до сказочной страны, не устать в дороге и встретиться со сказочными героями, помочь им ожить, рассказать нам сказку, надо хорошо подготовиться. Поможет нам в этом Галина Анатольевна. Я сейчас ее позову. А я с вами прощаюсь: «До свидания!» Сказочница машет рукой и уходит с ширмы. (Звучит музыка). Из-за ширмы появляется педагог.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, все присутствующие в этой комнате!

Меня позвала сказочница к вам на помощь, попросила помочь вам добраться до сказочной страны. Мне очень хочется вам помочь. Давайте займемся подготовкой к нашему путешествию. Выполним упражнения для наших ручек, ножек и туловища, чтобы не устать в дороге.

Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук: «Моя семья», «Гости»; выполнение упражнений для развития двигательной системы: «Дворник», «Дотопали до тополя».

Вот мы и готовы к путешествию. А теперь, ребята, отправляемся с вами в путь к сказочным героям. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог раскладывает кукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы прибыли с вами в сказочную страну. А вот и наши сказочные герои, они еще отдыхают. Попробуем их разбудить и с их помощью расскажем всем сказку. Ребята, пусть куклы поприветствуют друг друга. Как они умеют это делать?

Детям предлагается взять кукол, одеть их на руку, ритуал приветствия, выполняющий функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие – куклы приветствуют друг друга. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единое целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

Ребята, давайте покажем, что наши куклы умеют делать. Выполнение небольших упражнений с куклами, во время которого пробуждается внимание и интерес детей к совместному творчеству, сбрасывается инертность физического и психического самочувствия. Задача этого этапа – настроить детей на активную работу и партнерское общение друг с другом в образах (куклах).

Ребята, смотрите наши куклы, ожили, какие они веселые! Теперь можно рассказывать сказку.

Работа над сценарием русской народной сказки «Репка» - обыгрывание небольших сценок с театральными куклами, импровизация на тему сказки. После распределения ролей, дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характер героев и найти более глубокие краски для создания образа.

Сказочница:

Посидите тихо, детки, да послушайте про репку…

Сказка, может и мала, да про важные дела.

Начинается как надо: жили-были дед да баба,

Внучка, Жучка, Мурка-кошка и в подполье мышка-крошка.

Весна красная пришла, всем заботу принесла.

Собирайся-ка, народ, выходи на огород.

Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах.

Сказочница:

Землю дружно поливали, удобряли и взрыхляли,

Наконец настал денек – показался и росток.

И как в сказке то бывает, репка быстро вырастает.

До забора поднялась, сладким соком налилась!

Репка.

Я расту, расту, расту. К небу листики тяну,

Солнца силу соберу, в корешке приберегу.

Выше, выше, шире, шире. Я расту, стараюсь, соком наливаюсь.

Все! Устала я чуть-чуть! Теперь можно отдохнуть!

Сказочница:

Вот так репка, вот так диво! И крупна-то и красива,

До верхушки не достать, надо дедушку позвать!

Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах. Выходит дед, удивляется, пытается вырвать репку, не получается. Зовет бабку на помощь, потом Внучку, Жучку, Мурку-кошку и Мышку-крошку. Репку вырывают, все радуются. (Звучит веселая музыка).

Сказочница:

Подожди, старик, немного…

Приходите репку кушать, да другие сказки слушать.

Репа будет очень сладка, знаю, вспомните вы бабку,

Деда, Внучку, Жучку, Кошку, Мышку.

Вспоминайте и меня! Сказка вам нужна моя!

Есть ведь доля правды тут… Зря труды не пропадут.

И коль дружно мы возьмемся, своего всегда добьемся.

Итог занятия: подведение итогов занятия. (Звучит музыка).

Вот какая сказка у нас получилась. Ребята, вам понравилась наша сказка? (Дети отвечают). Давайте будем прощаться с нашими сказочными героями и отправляемся с вами в обратный путь, домой (Дети прощаются с куклами). Покидаем с вами сказочную страну. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог убираеткукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы вернулись с вами домой. Ну, вот на этом наше путешествие закончилось. Наше занятие подходит к концу, будем прощаться.

До свидание! Всем удачи и хорошего настроения! (Звучит музыка).

Индивидуальный план работы с ребёнком-инвалидом, разработанный педагогами и специалистами ДОУ на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ.

Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

Индивидуальны план работы с ребёнком — инвалидом

Направление коррекционной работы Задачи Содержание коррекционно- развивающей работы Форма работы Методы и приёмы
Ознакомление с окружающим миром 1) развивать способность к переключению внимания;
2) развивать концентрацию внимания;
3) развивать произвольное внимание;
4) развивать объём внимания;
5) развивать произвольное внимание.
  • Формирование первичных представлений о смене времен года.
  • Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними.
  • Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).
  • Формирование представлений о значении труда взрослых.
  • Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.
индивидуальная Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Речевое развитие Формирование правильной речи.
  • Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.
  • Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении
  • Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.
  • Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  • Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.
  • Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.
  • Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях.

индивидуальная Практический
Словесный
Наглядный
Игровые
Формирование
элементарных математических представлений
1) развивать восприятие длительности временного интервала
2) развивать представление о частях суток
3) развивать представления о временах года
4) развивать пространственные представления
5) развивать наблюдательность
  • Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный).
  • Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.
  • Обучение использованию слов большой, маленький.
  • Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).
  • Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного).
  • Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов.

Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными.

Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Сенсорное развитие 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков
2) развивать гибкость ума и словарный запас
3) развивать сообразительность
  • Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову).
  • Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).
  • Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый - квадратный), цвету (красный - желтый - зеленый - синий) предметы.
  • Освоение элементарной комбинаторики — размещение по заданному признаку: цвету, величине

Формирование умения узнавать предметы на ощупь

Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Развитие психических процессов 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях
2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
  • Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  • Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно и двухступенчатых инструкций.
  • Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками.

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет).

Индивидуальная Практический
Наглядный
Игровые
Развитие временных и пространственных представлений 1) развивать воображение и творческие способности 1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).2.Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. Индивидуальная Практический
Наглядный
Развитие тонкой моторики рук 1) развивать тонкую моторику рук Конструктивный праксис
  • Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами).
  • Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно.
  • Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно.
  • Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4-8 прорезями
  • Построение фигур из 3-4 палочек.
  • Работа с палочками Кюизенера.

Развитие графических навыков

  • Учить правильной посадке
  • Учить правильному захвату карандаша.
  • Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.
  • Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии.
  • Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. Учить изображать круглую форму
Индивидуальная
Подгрупповая
Практический
Наглядный
Игровые
Коррекция звукопроизношения - Развитие артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательные упражнения)- Формирование правильного звукопроизношения:С — З — ЦШ — Ж — Ч — Щ

Развитие фонематических процессов (выделение звуков на фоне слов).

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.

Развитие грамматического строя речи:

Употребление глаголов;

Употребление прилагательных;