Занятие детям старшей группы о детях инвалидов. План- конспект занятия для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями на тему: "В гостях у сказочных героев русской народной сказки "Репка"

Дети - инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

В современных условиях дети должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель индивидуальной программы реабилитации: формирование благоприятных условий для социализации ребенка - инвалида, и обеспечение прав ребенка на доступное и качественное получение образования. Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы :

  • Обеспечение ребенка - инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с его психофизическими возможностями.
  • Формирование и дальнейшее развитие оказания социально - психолого - педагогической помощи родителям.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Формирование толерантного отношения в детском саду к детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей.
  • Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка - инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемый результат:

Совершенствование обучения детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для интеграции ребенка в общество.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.

Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание консультационной помощи.

По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально - психолого - педагогической направленности семьи и на сколько она важна для них и полезна.

Особенности реализации программы:

  • Воспитание и обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
  • Воспитание и обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
  • Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
  • Родители - основные участники реабилитации. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога (Центр планирования семьи), ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
  • Один раз в квартал необходимо проводить психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
  • Участники программы: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, дети с ОВЗ.

План поэтапной реабилитации

Наименование этапа

Цель этапа

Ответственные

Сроки исполнения

Форма отчетности

Социальное обследование семьи, установление проблемы

Сбор необходимых сведений о семье и ребенке

Воспитатель, специалисты

Сентябрь

Карта социального обследования семьи

Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР)

Координация реабилитационных мероприятий

Специалисты согласно ИПР

Сентябрь-октябрь

Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий

Корректировка ИПР

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

ИПР (новый вариант)

Индивидуальная программа реабилитации :

Компоненты реабилитационного воздействия

Ответственный

Социально-бытовая реабилитация

1.Информирование и консультирование ребенка-инвалида и его семьи;

2.“Адаптационное” воспитание и обучение ребенка-инвалида и его семьи;

3.Обучение ребенка-инвалида: персональному уходу(самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками.

Воспитатель, учитель-дефектолог, логопед

Социокультурная реабилитация

1.Воспитание чувства любви к родителям, чувства уважения к ним.

2. Воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания.

3.Формирование толерантного отношения к другим детям.

Воспитатель, учитель-дефектолог

Психолого-педагогическая реабилитация

7.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

педагог-психолог

(Центр планирования семьи)

Социально-бытовая адаптация.

Это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

Информирование и консультирование инвалида и его семьи;

- “адаптационное” воспитание и обучение инвалида и его семьи;

Обучение ребенка - инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача - помочь приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Социально-педагогическая реабилитация

Основные задачи:

1.Развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания, речи.

2.Формирование самостоятельности.

3. Развитие мелкой и общей моторики.

4.Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.

5.Формирование мотивации к обучению.

6. Развитие познавательных навыков.

7.Своевременное оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям.

8. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.

Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате-льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг-раду за усердие в первой части занятия.

Методами педагогической работы являются коррекционные, развивающие занятия с ребенком - инвалидом.

Показателем эффективности занятий по коррекции основных познава-тельных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобрете-ние самостоятельности.

При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для за-нятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.

Реабилитационные мероприятия по коррекции способностей к общению

Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка , не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8 -10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу.

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общение в совместных играх детей.

Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения.

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первые игры - по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.

Коррекционно-развивающая работа логопеда

Нарушения речи - достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения - дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.

Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в детском саду направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Коррекционная работа включает в себя:

2. логопедическая коррекция в домашних условиях.

Система коррекционно-педагогической работы

  • Выработка контроля за положением рта
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие голоса
  • Коррекция речевого дыхания
  • Развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса или кинестетическая апраксия
  • Коррекция звукопроизношения
  • Коррекция звукопроизношения

Коррекционная работа

Коррекционная работа проводится поэтапно:

1. этап - подготовительный.

Цель: подготовка А аппарата, к формированию артикуляционных укладов.

У детей р/в - воспитание потребности речевого общения, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии - стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Работа идет на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной гимнастики.

2. этап - формирование коммуникативных произносительных навыков.

Цель: развитие речевого общения и звукового анализа. При спастичности - расслабление мышц Л аппарата. Выборка контроля за положением рта, развитием артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущения Артикуляционные движений и Артикуляционного праксиса.

По расслаблению мышц А аппарата с общего расслабления - затем шейной, грудной мускулатуры, рук, затем мышц лица.

Выработка контроля за положением рта

1.этап - упражнения губ, способствующие их расслаблению и усиление тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта.

2.этап - тренирует активное открывание рта по словесной инструкции и возврат в исходное положение.

3.этап - закрывание рта производится пассивно - активным путем.

Ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении запрокинутой головы. Возможно рефлекторное зевание. Предлагают задания по имитации положения рта на картинах. Затем усложняют - дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Артикуляционная гимнастика

Вначале подключают более сохранные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, привлекая внимание к проприцептивным ощущениям.

1.Начинаем с воспитания активного прикосновения конца языка к нижним зубам.

2.Затем различные активные движения языка.

3.Стимуляция корня языка - рефлекторные сокращения при раздражении корня шпателем.

4.Закрепляется - покашливание.

5.Затем более тонкие дифференцированные движения кончиком языка.

Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, деятельно.

Используем общий комплекс, затем закрепляем впрок упражнение.

Развитие ощущений артикуляционного движения и артикуляционного праксиса.

Для развития двигательно-кинестетических обратных связей проводим

упражнения:

1.Потряхивание верхней и нижней губы, распрямление губ, опускание и поднимание нижней челюсти. «Качели» - перед зеркалом, без него, глаза закрыть. Логопед сам делает движение, а ребенок называет его.

2.Тренировка артикуляторно-сенсорных схем:

а) Двугубная - губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении, затем дует через губы, разрывая их.

б) Губно-зубная - указательным пальцем левой руки приподнимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимаем нижнюю губу до уровня верхних резцов и просим дуть.

в) Язычно-альвеольная - кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, просим дуть, разрывая контакт.

г) Язычно-небный - голова закидывается, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенок производит кашлевые действия, фиксируем внимание на ощущениях языка.

Развивающие занятия с детьми-инвалидами, имеющими различные задержки в психическом развитии

Занятия предваряются комплексной психологической и, в случае необходимости, медицинской диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии.
Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии.

Занятия проводятся с ребенком в присутствии родителей, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. После каждого занятия выдается комплект домашних заданий, чтобы ребенок дома совместно с родителями или под их контролем ежедневно выполнял соответствующие упражнения в течение 30-40 минут. Общая продолжительность занятий определяется индивидуально, в зависимости от темпов продвижения ребенка.

Общая цель занятий: подготовка ребенка к обучению в общеобразовательной школе, зачисление в общеобразовательную школу. По желанию родителей ребенку обеспечивается психологическое сопровождение в течение первого года обучения (иногда - двух лет) по общеобразовательной программе.

Ведущая: Ясюкова Л.А.


  • Групповые развивающие занятия для дошкольников (3-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет). Развитие способностей и интеллекта в игровой форме. Учим общаться со сверстниками; достигать результата, быть внимательными. Развитие воображения и памяти. Ролевые игры.

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка и степени сформированности начальных школьных навыков. Цель занятий: развитие понятийного мышления…

  • Цель занятий: развитие интеллектуальных операций, психологических способностей и личностных качеств, которые обеспечивают полноценное усвоение школьной программы. Программа занятий составляется с учетом индивидуально-психологических особенностей...

  • Занятия предваряются комплексной психологической диагностикой для выявления индивидуальных особенностей ребенка, причин, по которым произошли задержки в психическом развитии, и степени сформированности начальных школьных навыков...

  • Разрабатывается программа комплексной медико-психологической реабилитации на основе индивидуально-психологических особенностей ребенка, проблем здоровья и специфики задержек в психическом развитии…

Муниципальное учреждение дополнительного образования -

Центр внешкольной работы

г. Маркс Саратовской области

План- конспект занятия

для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

объединение «Куклотерапия»

Руководитель: педагог дополнительного образования

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

Составитель: педагог дополнительного образования I квалификационной категории

Гриценко Галина Анатольевна

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

Цель занятия: развитие творческих способностей детей через художественную деятельность.

Задачи занятия:

обучающие: научить правильно работать с куклой, видеть образ сказочного героя и передавать его, обогащать представления об окружающем мире;

развивающие: развивать мелкую моторику рук, двигательную систему, внимание, память, речь, воображение, сообразительность, навыки коллективной игры, мышление, помочь в преодолении страхов и комплексов;

воспитательные: воспитыватьлюбовь к куклам и кукольному театру, терпение, уверенность в себе.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков, применение знаний, умений и навыков на практике; занятие-упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные: беседа, диалог, рассказ; наглядные: показ упражнений для развития мелкой моторики рук и двигательной системы, показ упражнений с куклами; практические: выполнение заданий предложенных педагогом; занятие с использованием фантазии: занятие- сказка, занятие- путешествие; метод игры; занятие с использованием средств искусства.

Оборудование: сценарий, декорации, реквизит, театральные куклы, технические средства.

План занятия:

1. Организационный момент: подготовка детей к работе на занятие. Беседа «Что такое сказка».

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук и двигательного аппарата.

3. Работа над сценарием русской народной сказки «Репка».

Ход занятия:

Звучит музыка, на ширме появляется сказочница.

Тихонько скрипит половица, и детям опять не спится.

Присев на кровать, на подушки уже навострили ушки.

И сразу меняются лица, меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.

Ребята, а вы сказки любите? А знаете ли вы, какие бывают сказки и что такое сказка? Есть сказки старые и молодые, большие и маленькие. Есть сказки знаменитые, всемирно известные, украшенные чудесами и колдовством. А есть скромные, незаметные, никому не знакомые, как, например, сказка про цыпленка, который однажды ночью увидел в лужице возле сарая золотистую звездочку. То ли она упала с неба, то ли просто отражалась в капле воды, но цыпленку она очень понравилась и он ее съел. И никто в целом мире не заметил исчезновения звездочки – одной больше, одной меньше. А потом из этого цыпленка выросла хорошенькая пестрая курочка и неожиданно для всех снесла дедушке и бабушке золотое яичко. И тогда про нее придумали еще одну сказку, тоже маленькую, но ставшую хорошо известной всем людям, всеми любимую. Вот как бывает. Ребята, а как это сказка называется? (Дети отвечают.)

Что же такое сказка? Сказка – это вымышленный рассказ, то, что невозможно в нашей жизни. Невозможно? Да. Но иногда все, же случается с теми, кто в это верит. Очень редко с взрослыми и очень часто с детьми. Однако не стоит сидеть в ожидании чуда. Сказку можно сделать самим, своими руками. Хотите попробовать? (Дети отвечают.)

Тогда давайте отправимся с вами в сказочное путешествие к героям русской народной сказки «Репка». Все знают эту сказку? (Дети отвечают.)

Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».

А чтобы нам легко было добраться до сказочной страны, не устать в дороге и встретиться со сказочными героями, помочь им ожить, рассказать нам сказку, надо хорошо подготовиться. Поможет нам в этом Галина Анатольевна. Я сейчас ее позову. А я с вами прощаюсь: «До свидания!» Сказочница машет рукой и уходит с ширмы. (Звучит музыка). Из-за ширмы появляется педагог.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, все присутствующие в этой комнате!

Меня позвала сказочница к вам на помощь, попросила помочь вам добраться до сказочной страны. Мне очень хочется вам помочь. Давайте займемся подготовкой к нашему путешествию. Выполним упражнения для наших ручек, ножек и туловища, чтобы не устать в дороге.

Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук: «Моя семья», «Гости»; выполнение упражнений для развития двигательной системы: «Дворник», «Дотопали до тополя».

Вот мы и готовы к путешествию. А теперь, ребята, отправляемся с вами в путь к сказочным героям. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог раскладывает кукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы прибыли с вами в сказочную страну. А вот и наши сказочные герои, они еще отдыхают. Попробуем их разбудить и с их помощью расскажем всем сказку. Ребята, пусть куклы поприветствуют друг друга. Как они умеют это делать?

Детям предлагается взять кукол, одеть их на руку, ритуал приветствия, выполняющий функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие – куклы приветствуют друг друга. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единое целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

Ребята, давайте покажем, что наши куклы умеют делать. Выполнение небольших упражнений с куклами, во время которого пробуждается внимание и интерес детей к совместному творчеству, сбрасывается инертность физического и психического самочувствия. Задача этого этапа – настроить детей на активную работу и партнерское общение друг с другом в образах (куклах).

Ребята, смотрите наши куклы, ожили, какие они веселые! Теперь можно рассказывать сказку.

Работа над сценарием русской народной сказки «Репка» - обыгрывание небольших сценок с театральными куклами, импровизация на тему сказки. После распределения ролей, дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характер героев и найти более глубокие краски для создания образа.

Сказочница:

Посидите тихо, детки, да послушайте про репку…

Сказка, может и мала, да про важные дела.

Начинается как надо: жили-были дед да баба,

Внучка, Жучка, Мурка-кошка и в подполье мышка-крошка.

Весна красная пришла, всем заботу принесла.

Собирайся-ка, народ, выходи на огород.

Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах.

Сказочница:

Землю дружно поливали, удобряли и взрыхляли,

Наконец настал денек – показался и росток.

И как в сказке то бывает, репка быстро вырастает.

До забора поднялась, сладким соком налилась!

Репка.

Я расту, расту, расту. К небу листики тяну,

Солнца силу соберу, в корешке приберегу.

Выше, выше, шире, шире. Я расту, стараюсь, соком наливаюсь.

Все! Устала я чуть-чуть! Теперь можно отдохнуть!

Сказочница:

Вот так репка, вот так диво! И крупна-то и красива,

До верхушки не достать, надо дедушку позвать!

Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах. Выходит дед, удивляется, пытается вырвать репку, не получается. Зовет бабку на помощь, потом Внучку, Жучку, Мурку-кошку и Мышку-крошку. Репку вырывают, все радуются. (Звучит веселая музыка).

Сказочница:

Подожди, старик, немного…

Приходите репку кушать, да другие сказки слушать.

Репа будет очень сладка, знаю, вспомните вы бабку,

Деда, Внучку, Жучку, Кошку, Мышку.

Вспоминайте и меня! Сказка вам нужна моя!

Есть ведь доля правды тут… Зря труды не пропадут.

И коль дружно мы возьмемся, своего всегда добьемся.

Итог занятия: подведение итогов занятия. (Звучит музыка).

Вот какая сказка у нас получилась. Ребята, вам понравилась наша сказка? (Дети отвечают). Давайте будем прощаться с нашими сказочными героями и отправляемся с вами в обратный путь, домой (Дети прощаются с куклами). Покидаем с вами сказочную страну. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог убираеткукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы вернулись с вами домой. Ну, вот на этом наше путешествие закончилось. Наше занятие подходит к концу, будем прощаться.

До свидание! Всем удачи и хорошего настроения! (Звучит музыка).

Работа по сенсорному развитию детей проводится во всех дошкольных образовательных учреждениях. Но есть определенный контингент детей – дети с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, а именно дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, работа с которыми требует специально коррекционного и развивающего воздействия.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ "Детском саду «Машенька» г.Абакана, которым требуется психологическая поддержка и профилактика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В сказочном лесу» (3 часа)

Цели:

  1. Расширить представление о лесе (тропинке, шишках).
  2. Закреплять коммуникативные навыки, умения взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам игры.
  3. Развивать общую и мелкую моторику.
  4. Развивать воображение, мышление, память, внимание.
  5. Снимать психологическое и мышечное напряжение, снижать уровень тревожности.

Оборудование: Аудиозаписи (звуки леса, природы, птиц, тревожная музыка), декоративные фонтаны, декоративный фонтан, тактильная дорожка, аквалампа «Вулкан», пузырьковая колонна (комплект «Сенсорный дуэт»), зеркала, аромонабор, зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Ход занятия

Вводная часть

Ритуал приветствия «Солнечные лучики»

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы здороваемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного».

Слышится шум деревьев, шелест листьев. журчание ручейка и т.д.

Упражнение «Лесная полянка»

Психолог. Сегодня мы пойдем на лесную полянку по волшебной тропинке.

Дети идут по сенсорной тропе, на которой заложены разноцветные следы-кочки, отмечают, какого они цвета – красного, зеленого, желтого или синего.

Психолог. Почувствуйте ножками, какая кочка под ними. Одна мягкая, ножкам приятно, а следующая какая? А по этой кочке приятно потопать ножками, шарики под ногами перекатываются. Устали ножки? Присядем! (Можно повторить управление, при повторе ребенок стоит на коленях на одном из элементов сенсорной тропы) Вот мы и на месте! Куда мы пришли? (В сказочный лес, на волшебную полянку) (Лунина Н., № 1. 2012).

Основная часть

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Шишки»

Цель: снять напряжение.

Психолог. Вы-медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо делать) и с силой сжимайте в лапах.

Дети играют.

Психолог. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам…(Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «Разноцветные пузырьки»

Дети переходят к аквалампе.

Психолог. Подойдите ближе, посмотрите, какая интересная лампа! Называется она «аквалампа» - значит, это водяная лампа. А что там плавает? Какого цвета рыбки? Шарики? (Предлагает каждому наблюдать за шариком, рыбкой определенного цвета). Обратите внимание, как изменяется цвет воды, Какой цвет воды вам больше всего нравится больше? Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что они чувствуют? (Дети говорят о своих ощущениях).

Педагог-психолог, включив пузырьковую колонну, предлагает понаблюдать за пузырьками в ней. Они меняют цвет. Дети прижимаются к колонне, ощущают нежную вибрацию, отвечают на вопросы: какого цвета пузырьки? Какая колонна: гладкая или шершавая? (Лунина Н., № 1. 2012).

Игра-медитация «Ручей»

Понадобится запись журчания воды, шума леса, а также необходимо включить декоративные фонтаны.

Цель :

Психолог. Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким-легким от проснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… Ручеек погладил … (имя ребенка), и … (имя следующего ребенка и т.д.) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно. Но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку (Фазлетдинова А.А . №03. 2012 ).

Упражнение «В сказочном лесу»

Цель: развитие воображения, связной речи.

Дети располагаются вокруг растения-фонтана.

Детям предлагается представить, что они гуляют по волшебному лесу, рядом – водопад. Дети рассказывают о красоте леса и о том, кто мог бы жить в этом лесу (Колос Г.Г, 2010).

Упражнение «Птички у водопада»

Дети располагаются вокруг декоративного фонтана «Птицы»

Цель: развитие внимания, умения соотносить щебет птиц с их размером.

Дети внимательно рассматривают птичек у водопада. Затем они слушают аудиозапись голосов птиц и говорят. Какой голос подошел бы той или иной птичке (Колос Г.Г, 2010).

Релаксационное упражнение «Водопад»

Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Используется зеркальный шар, аудиозапись, мягкое напольное покрытие (напольный мат, кресла-мешки).

Психолог. Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы. Мягко струятся по шее, спине. Рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.

Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.

Возьмите хорошее настроение с собой на весь день (Колос Г.Г, 2010).

Отгадывание загадок

Педагог-психолог. В лесу живут разные звери, среди них … (предлагает догадаться, кого он имеет в виду и в гости к кому они сейчас отправляется).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Еж).

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят (Ёж).

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (Еж).

Словно елка –

Весь в иголках (Еж).

Недотрога. Весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери (Еж).

Шубка – иголки,

Свернутся – он колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Педагог-психолог приглашает детей в гости к ежу. Рассказывает, как тот готовиться к зиме: собирает листья, веточки, мох, из которых строит себе жилище на холодное время года. Добраться до него трудно. Дети идут по сенсорной тропе, собирая разноцветные листья.

Упражнение «Улыбка ежика»

Педагог-психолог предлагает подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподражаем «пых-пых».

Психолог. Посмотрите на ежика. Он сердитый или веселый? (Ответы детей). Предлагаю сесть около ежика. Сымитировать его улыбку. Передать ее по кругу друг другу. Улыбнуться ежику (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Ежи»

Педагог-психолог предлагает подойти е зеркалу и имитировать движения ежа, сопровождая их звукопроизношением «пых-пых». Звучит тревожная музыка. Дети должны показать, то делают испуганные ежи. Дети сворачиваются в клубочки (сгибают спину). Взрослый спрашивает, кто так напугал ежей. Дети предлагают свои варианты ответов. Звучит спокойная мелодия. Педагог-психолог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться (восстановить дыхание – три раза поднять и опустить руки), потом полежать, отдохнуть на лесной полянке (Лунина Н., № 1. 2012).

Упражнение «Делай, как ежик»

Психолог. Покажите, как ежик смешно морщит носик, фыркает (дети, подражая взрослому, морщит нос, прикусывает нижнюю губу, произнося звук «ф-ф-ф». сердятся, пыхтят, зевают). Не пора ли с ним поиграть? (Раздает маленькие массажные мячики «ежики»).

Ежик, ежик, не зевай!

Лучше, с нами поиграй!

Бежит ежик по дорожке,

Переставляет свои ножки (катают мяч в ладошках).

Сверкнул влево, убежал (перекатывают мяч по большому пальчику левой руки),

По прямой он побежал (перекатывают мяч по указательному пальцу левой руки).

Теперь средняя дорожка,

Отдохнул он здесь немножко (перекатывают мяч по среднему пальцу левой руки).

И на тропинку попал (перекатывают мяч по мизинцу левой руки).

Тут лиса его встречает,

А еж иголки выставляет.

Свернулся ежик наш клубком (зажимают мяч в кулак)

И перекатился в дом (перекатывают мяч и зажимают в кулак правой руки).

Игра на основе нервно-мышечной релаксации «Муравей»

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Все дети и взрослый сидят на ковре.

Психолог. Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. Силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают (повторить несколько раз. Данное упражнение можно применить на лице) (Фазлетдинова А.А . №03. 2012)

Игра-медитация «На полянке»

Выполняется под релаксационную музыку.

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог . Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца глядят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят… (имя ребенка), ласкают… (имя следующего ребенка и т.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули (Фазлетдинова А.А . №03. 2012).

Упражнение «Ароматы цветов»

Цель: учить различать по запаху цветы.

Понадобится аромонабор.

Детям предлагается узнать разные цветы по запаху (розу, ромашку, лилию) (Колос Г.Г., 2010).

Заключительная часть.

Педагог-психолог. Уходим с лесной полянки по волшебной тропе. (Дети по одному проходят по цветным следам-кочкам). Вот мы и вернулись из леса.

Рефлексия.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.

Психолог: Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло... А теперь давайте соберем солнечные лучики - так мы попрощаемся друг с другом. А сейчас все вместе давайте скажем «Одни за всех и все за одного». Дети повторяют и поднимают вверх руки, рассеивая «солнечные лучики».


Психологическая коррекционно-развивающая работа с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ.

Актуальность темы заключается в необходимости оказания эффективной психолого-педагогической помощи детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, педагогически запущенным детям, детям из проблемных и неблагополучных семей.

В наш социально-экономический техникум поступают ребята, имеющие различные, часто сложные комплексные проблемы со здоровьем, которые затрудняют приобретение опыта общения с людьми. Этот опыт необходим для дальнейшей успешной социализации в обществе. Многие обучающиеся ранее находились на домашнем или индивидуальном школьном обучении, что, помимо образовательных и педагогических трудностей, создает и серьезные социально-психологические сложности, связанные с несформированностью коммуникативных навыков. Другие обучающиеся, обучаясь ранее в обычных общеобразовательных школах и классах, имели крайне негативный опыт взаимодействия с другими людьми, связанный с непринятием, нетерпимостью к не таким, как я. (К сожалению, эти явления все еще остаются острыми психологическими проблемами нашего общества). Данный негативный опыт способствует формированию неадекватных коммуникативных навыков, требующих психологической коррекции. Есть еще одна, особая группа обучающихся это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Длительное нахождение ребят в условиях приюта также негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков: наблюдается их несформированность или неадекватность проявления.

Таким образом, актуальной в деятельности педагога-психолога СЭТ является коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость . В ходе коррекционно-развивающих занятий предполагается положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог -психологом, гармонизация и оптимизация эмоционального состояния, овладение способами взаимодействия с социальным окружением и самим собой, достижение внутренней согласованности, стабилизация позитивной самооценки, повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе, нормализация уровня агрессивности.

Цель и задачи.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой ребёнка на дальнейшую работу с педагог-психологом, развитие навыков коммуникации, развитие навыков учебной деятельности, общее развитие, психологическое просвещение.

Задачи:

Развитие уверенности в себе.

Формирование гибкости в общении.

Формирование социально-ориентированного поведения.

Развитие произвольной саморегуляции поведения.

Формирование настойчивости в достижении цели, не переходящей в агрессию.

Нормализация уровня агрессивности.

При проведении занятий возникает ряд сложностей:

1) низкий уровень общего развития; 2) эмоциональная неустойчивость; 3) отсутствие этических норм; 4) низкий уровень самоконтроля. Для успешного преодоления этих трудностей важно: 1) на первом занятии совместно с ребятами сформулировать несколько основных (5-7) правил группы, вывесить эти правила на видном месте и обращаться к ним периодически; 2) четко придерживаться плана занятия; 3) упражнения спокойные, на развитие мышления должны сменяться подвижными играми; 4) избегать длительных монотонных монологов, поучений, обсуждений; 5) использовать доброжелательную манеру общения, использовать похвалу.

Занятие № 2. Задачи: Развитие коммуникативных навыков, сплочение группы, поддержание положительного эмоционального настроя.

1. Упражнение приветствие. Ребята называют по очереди своё имя и качество(черту характера) присущее ему и животное по их мнению на них похожее. Следующий ребёнок повторяет имя, качество предыдущего и животное, а затем представляется сам. Каждый раз ребёнок старается назвать новое качество и открыть в себе что-то новое.

Сидя в кругу каждый из ребят прикладывает руки к щекам, а руки у кого то тёплые, у кого то холодные, тогда я предлагаю ребятам разогреть руки, потереть ладошки друг об друга пока они не станут тёплыми, после не вставая с места взяться за руки и подарить друг другу тепло, поддержку и взаимопонимание, почувствовать, что ваша группа- это единое целое. Поднять всем вместе руки вверх и представить, что ваша группа это один большой, красивый цветок, а ваши руки лепестки этого цветка, которые излучают тепло, гармонию и взаимопонимание.

2. Повторяем правила группы (не перебивать друг друга, проявлять терпимость друг к другу, серьёзно воспринимать мнение другого, общаться с помощью только цензурных выражений, проявлять взаимоуважение друг к другу).

3.Дискуссия «Эмоции в нашей жизни». Обсуждаем, какие бывают эмоции(положительные, отрицательные), каких эмоций в вашей жизни больше, с чем это связано, какие события, моменты вас радуют. Называем по кругу по очереди эмоции сначала положительные, затем отрицательные. Расширяем кругозор эмоциональной сферы, существует 10 линеек чувств по 4 чувства в каждой линейке, например: злость : раздражение -злость -гнев -ярость или радость : удовольствие - радость -восторг - счастье и т.д. 4. Упражнение «Частичка тепла». Ребёнок обращается по имени к рядом сидящему и говорит «Я буду теплее относится к тебе (имя), например Аня». 5. Яркое событие жизни. По очереди ребята вспоминают и рассказывают о ярком событии в своей жизни(яркие моменты, впечатления), которое порадовало, удивило, оставило приятное воспоминание. 6. Упражнение «Я рад, когда…» Каждый ребёнок по очереди заканчивает предложение, например: …все живы и здоровы или …у меня хорошее настроение.

7. Делаем упражнения на снятие эмоционального напряжения, чтобы научиться контролировать агрессию. Такие упражнения, как крепко закрываем глаза, фиксируем, держим пару секунд и резко открываем глаза. Тоже самое мы делаем с руками зажимаем со всей силы кулаки, фиксируем, держим пару секунд и резко отпускаем и тоже самое на ногах зажимаем пальцы, фиксируем держим пару секунд и резко отпускаем и др.

8. Подвижное упражнение «Котелок» (котелок мы сделали своими руками из картона). Играет музыка, котелок по кругу все по очереди одевают друг другу на голову, музыку выключают, на ком остановился котелок выбывает из игры, пока не останется один победитель.

9. Арт-терапия. Рисуем каждый своё настроение (на выбор, каждый выбирает сам чем ему рисовать можно красками, можно карандашами, можно фломастерами) и после того как все нарисовали обсуждаем какие эмоции кто нарисовал, у кого какое настроение и почему.

10. Обратная связь. Подведение итогов: обмен впечатлениями, чувствами, пожелания. Что я сегодня узнал нового, что понравилось.

11. Заключительное упражнение «Спасибо что у меня есть такая группа». Каждый ребёнок по очереди обращаясь к своему соседу называет его по имени и говорит спасибо что ты учишься в этой группе, например Серёжа, спасибо что ты учишься в этой группе.