Типы чувства вины: профилактика и освобождение. Чувство вины — духовность или незрелость

Чувство вины как качество личности – склонность находиться в состоянии виноватости, побитости после того, как человек сам себя отругал; склонность к устойчивому состоянию сознания, в котором человек чувствует глубокую собственную никчемность или ничтожность.

Мастер учил, что вина в любом проявлении - пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола. - Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? - спросил ученик. - Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а самого себя.

Чувство вины мучило доктора Х. весь день. Внутренний голос уговаривал его: — Ладно, тебе, с кем не бывает, ты не первый и не последний врач, который имеет половые отношения со своими пациентами. Но тут другой голос, подленький такой, возвращал его обратно: — Но ты же все-таки ветеринар.

Жена вернулась с отдыха в Крыму: — А вот и мы! – Кто это мы, — спрашивает муж. – Я и чувство вины…

Что это за жизнь, если за тобой увязался хвост – чувство вины? Есть ли под солнцем более угнетающее и парализующее чувство, чем чувство вины? Оно может стать навязчивой идеей, проклятием, крематорием разума и души. Оно грызёт каждую ночь, как крыса – мутант. Джоди Пиколд в «Последнем правиле» пишет: «Жить с чувством вины - всё равно что сидеть за рулём машины, которая едет только задним ходом». Чувство вины отключает разум. На нём не построишь мост в будущее.

Если у человека нет чувства вины, это означает, что он чувствует себя достойным любви и уважения. Чувство вины безжалостно отбирает у человека ощущение права быть любимым или любимой. Чувство вины порождает страх, что меня не любят. Чем больше чувство вины, тем в большей степени человек теряет убеждённость, что он имеет право на любовь, имеет все основания быть любимым.

Чем больше мы кого-то любим, тем сильнее испытываем перед ним чувство вины. Допустив ошибку относительно близких людей, человек погружается в омут стыда и вины, его охватывает страх, что близкие люди его никогда не простят. – Нет мне прощения, — думает он. Владимир Маяковский как-то сказал: «Как ужасно расставаться, если знаешь, что любишь и в расставании сам виноват».

Слушай, я вчера вела себя просто ужасно. Я хочу загладить свою вину. - Перестань, ты ни в чем не виновата… А как?

Если чувство вины надолго залезло, как заноза, в мыслеоборот человека, есть только три сценария развития ситуации. Первый сценарий: из состояния чувства вины выходить посредством цинизма, отупения чувств, наглости и хамства. Мол, так вам и надо. А что вы, сволочи, хотели? Человек становится бесстыжим. Бесстыжесть предохраняет его от болезненного чувства вины. Он ломает все нравственные ограничения, резко деградирует до полной аморальности и бесстыдства. Не получив прощения, новоиспечённый наглец и хам избавляется от чувства вины, доказывая себе, что тот, кого он обидел, причинил боль или унизил, достоин этого. Второй сценарий: стресс, депрессия, уныние, словом, психическое расстройство на основе чувства вины. Если чувству вины дать волю, оно способно растоптать личность и свести её с ума. Третий сценарий – убедить себя в том, что каждый имеет право на ошибку.

Ключ к чувству вины – сильное чувство стыда. Посредством прохождения через сильный стыд человек избавляется от чувства вины. Ощущение своей невиноватости не является бесстыжестью. Человеку стыдно за совершенную ошибку, но зная, что никто не застрахован от ошибок, он не чувствует себя виноватым. Наши чувства несовершенны, поэтому человек обречен иногда ошибаться. Человек в силу своей природы неспособен действовать безошибочно. Понимая это, он использует конструктивно возникшее чувство вины: старается измениться в лучшую сторону, улучшает отношения, лучше выполняет работу.

Виноватить себя правомерно, если заметил ошибку и проигнорировал, то есть ничего не сделал, чтобы её исправить. Но если человек исправил ошибку и продолжает заниматься самобичеванием, значит его чувство вины деструктивно. Человек вязнет в чувстве вины, когда теряет внутреннюю способность любить себя и прощать себе ошибки. Вина даётся для личностного роста, а не для саморазрушения.

Психолог Руслан Нарушевич пишет, что по своей природе каждый из нас абсолютно невинный. Мы имеем совершенную природу. И только то, чем мы себя считаем, оно может ошибаться. Например, наши глаза не идеальны. Глубокий анализ событий нам не доступен. Например, вы идете просто по улице и видите, что впереди идёт ваша одноклассница. Это вам ваши чувства говорят, глаза и память, что вот у нее такое пальто и такая сумочка. И вы сзади подбегаете, закрываете ей глаза и говорите: — Угадай, кто? Она говорит: я сейчас полицию позову. Это не она оказывается. То есть наличие такого же пальто и сумочки не говорит вообще-то, что это тот самый человек. Нашему телу и уму присуща склонность совершать ошибки, в силу того, что чувства, которыми мы снимаем информацию несовершенны. Как частицы Бога мы свободны. Но поскольку мы себя такими не считаем, а все время считаем себя глазами, ушами, ногами, руками, умом, воспоминаниями, тем-сем, пятым-десятым, то это всё ошибается.

Гарантирован врач от ошибок? В «Анатомии страсти» персонаж говорит: « «Для начала не навреди» - доктора дают такую клятву, но вред всё равно наносится, а потом появляется чувство вины, и нет такой клятвы, которая справилась бы с этим. Вина никогда не приходит одна, она приводит друзей: сомнения и чувство незащищённости».

Иными словами, отсутствие чувства вины связано с осознанием себя как духовной частицы, искорки Бога. Не сентиментально, а благодаря духовной практике. Человек, который начинает такую практику у него исчезает нездоровое чувство вины, потому что он понимает: есть кто-то, кто принимает меня абсолютно, таким как я есть. Если человеку довелось встретить истинного духовного наставника, его просто потрясает такая строгость, с одной стороны, а, с другой, — большое прощение и снисхождение. Контраст такой строгости очень может быть у аскетичного человека, но который на меня смотрит с большим снисхождением как на маленького ребенка и все равно любит. Поэтому этот атрибут невинности он нам присущ по природе. Но то, чем мы себя считаем, оно несовершенно и поэтому без конца совершает ошибки.

Сознаю свою вину.
Меру. Степень. Глубину.
И прошу меня направить
На текущую войну.
Нет войны - я все приму —
Ссылку. Каторгу. Тюрьму.
Но желательно - в июле,
И желательно - в Крыму.

Поэтому когда мы переживаем это, мы понимаем, что слишком сильно полагались на свой ум и чувства. Они нас подвели просто-напросто. И тогда мы начинаем чувствовать себя виноватыми. Ошибка, начинается чувство вины: как я так мог подумать о человеке? Поэтому вместо того чтобы испытывать чувство вины нужна четкая картина, что, первое, я по природе своей абсолютно не виновен. Чтоб себе напоминать об этом нужно маленькое чувство юмора. Не надо оправдываться просто. Можно лучше, чем оправдываться, лучше сказать с юмором: — Если бы я этого не сделала, мне бы вообще цены не было.

Чувство вины – дочь гордыни, родство между ними обнаруживается в претензии на свою безошибочность, безупречность и безукоризненность. Порядочного человека тяготит чувство вины, невольно вызванное им в других. Чингих Айтматов в романе «Плаха» пишет: «Когда я чувствую, что люди испытывают какую-то вину предо мной, для меня это так мучительно, что мне хочется быстрее освободить их от угрызений совести, чтобы ничто не смущало их при виде меня. Ибо тогда я сам чувствую себя виноватым в их вине».

Человек, склонный к проявлению сожаления, является лёгкой добычей чувства вины. Сожаление как качество личности – склонность к проявлению чувства печали, скорби, раскаяния, вызванного осознанием какой-либо утраты или непоправимости чего-либо, невозможности изменить или осуществить что-нибудь. Сделав неправильный выбор, упустив свой шанс, человек порой испытывает не досаду, а жесточайшее чувство вины, которое ежедневно отравляет ему жизнь. Мысли о том, что надо было поступить иначе, делают человека устойчивым носителем чувства вины.

Чувство вины – инструмент манипуляции сознанием человека и страшное орудие для его эксплуатации. Вадим Зеланд пишет: «Чувство вины служит ниткой, за которую человека могут дёргать маятники, а в особенности манипуляторы. Манипуляторы – это люди, которые действуют по формуле: «ты должен делать то, что я говорю, потому что ты виновен», или «я лучше тебя, потому что ты не прав». Они пытаются навязать своему «подопечному» чувство вины, чтобы получить над ним власть, или для самоутверждения. Как только кто-то выразил готовность принять на себя чувство вины, манипуляторы тут же приклеиваются и начинают сосать энергию. Для того, чтобы не попасть под их влияние, нужно всего лишь отказаться от чувства вины. Вы не обязаны ни перед кем оправдываться и никому ничего не должны. Если действительно вина есть, можно понести наказание, но только не носить вину с собой».

В чём конкретный вред чувства вины на физиологическом уровне? Оно, по мнению Лууле Виилмы, лишает сердце сил, замедляет циркуляцию крови и препятствует нормальному кровоснабжению всего тела. Чувство вины своей тяжестью давит на сердце, и оно становится слабым, вялым, ленивым. Чувство вины “не в состоянии прокормить семью“. Поскольку третий и четвертый поясничные позвонки соответствуют половым органам, то устрашающее чувство вины отнимает у половых органов желание работать, и возникает импотенция. Из разросшегося чувства вины вырастает злоба. Страх “меня не любят” блокирует рассудительность. Человек теряет способность думать, и в нем развивается лавинообразная цепочка стресса – чувство вины перерастает в страстное желание, а оно, в свою очередь, в злобу, покуда не наступит гибель. Чувство вины делает человека слабым и восприимчивым к плохому. Чувство вины – это стресс сердца. Если человек сделал в жизни что-то неправильно, либо не сделал того, что требовалось, либо оставил неисправленной свою ошибку – то на душе у него возникает необъяснимое чувство вины. Если он не освободится от чувства вины, то навлечет на себя обвинение. Никогда не обвиняет тот, кто сам не испытывает чувства вины. Кто обвиняет больше всех, тот испытывает наибольшее чувство вины. Страх перед обвинением заставляет идти в наступление на другого.

Нельзя путать чувство вины с ответственностью. Александр Свияж на этот счет пишет: «Некоторые люди говорят так: я виноват во всём, что произошло! Вина и ответственность - разные вещи. Если вы будете считать себя виноватым, вы подсознательно будете привлекать в свою жизнь то, что будет для вас наказанием. Ответственность - это значит: я сам создал свою жизнь такой, какая она есть, значит, я сам могу её изменить. Я - не жертва. Никто не виноват в том, что мне плохо».

Разумный, сильный человек сделает правильный выбор, взяв на себя ответственность вместо чувства вины. Марк Аврелий учил: «Вини себя или же не вини никого». Поэт Игорь Губерман пишет:

Всему ища вину вовне,
Я злился так, что лез из кожи,
А что вина всегда во мне,
Я догадался много позже.

Парадоксально, но не чувство вины повышает ответственность, а прощение. Вина и наказание лишают выбора. Ответственность наоборот генерирует новые мысли и линии поведения. Какой прок в наказании, если оно не учит, как поступать иначе? Помимо этого, наказание и чувство вины всегда ассоциируются с насилием, унижением, обидами и озлобленностью. Признав свою вину, самонаказав и раскритиковав себя, человек подсознательно притягивает в свою жизнь беды и несчастья. Франц Кафка в «Процессе» верно заметил: «Вина сама притягивает к себе правосудие». Любопытно, что у травмированных в разных ситуациях людей было чувство вины, которое, в конечном счете, и стало главной причиной травм, сотрясений, гематом, аварий. Чувство вины требует наказания, а наказание, как голодный волк, ищет свою жертву. Словом, чувство вины – это война с самим собой.

Петр Ковалев 2015 год

О чувстве вины не принято говорить, потому что это вызывает болезненные чувства и затрагивает скрытые части души. Однако это может быть и весьма полезно, для освобождения понимания ее механизмов и профилактики. В этой статье я опишу типы чувства вины, их функции и особенности исходя из своего опыта работы.

Существуют разные типы чувства вины - взрослое и детское. Соответственно у них разные механизмы, функции и последствия.

Взрослое чувство вины

Взрослое чувство вины - это чувство, которое обозначает конфликт с собственной системой ценностей человека, то есть с совестью. Совесть это некая структура, которая формируется по мере роста человека, под воздействием внешних ценностей.

Поэтому у разных людей может быть совершенно разная совесть. Однако механизм действия один и тот же: мгновенный оценочный контроль мышления и действий человека. При отклонении от совести как раз и возникает естественное, взрослое, чувство вины, как сигнал отклонения от некого ценностного ориентира и обращающий на себя внимание с целью принятия оптимального решения.

Типовых решений в этом случае множество.

Первый, самый простой и, пожалуй, адекватный - действовать в русле собственной совести, то есть в своей системе высших ценностей. Причем очень важно совесть, как систему личных ценностей, защищать в том смысле, что влияние на совесть - притягательный инструмент различных внешних структур - идей, систем и других людей. Все внешнее, идеи, религии, учения, люди, явно или неявно стремятся повлиять на совесть.

Чуть более сложный вариант - скорректировать совесть, найти другую опору для совести или самостоятельно пересмотреть свои ценности и отношение, чтобы действия или мысли не вызывали напряжение в теле совести в виде чувства вины.

Вариант вполне оправданный, однако свои нюансы есть. Перестраивание своих ценностей может привести как к повышению комфорта, личной целостности и эффективности взаимодействия так и к их понижению. Это будет зависеть от того, на сколько новый вариант ценностей будет соответствовать среде, в которой человек взаимодействует.

Так же есть специфические варианты для любителей. Например можно обсудить напряжение в совести, то есть ситуацию которая вызывает внутренний конфликт и чувство вины, с целью её решения. Вариант хороший, однако есть нюансы.

Примеры - разговор с психологом, психотерапевтом, товарищем или признание кому-либо, либо исповедь и подобные меры. Опасность в том, что в момент такого взаимодействия внутренняя система ценностей, она же совесть, особо уязвима для внешнего влияния.

Поэтому при неравновесном и одностороннем взаимодействии, например, как исповедь, или признание человеку - манипулятору не всегда происходит решение, к тому же создается сильная и вредная привязка и зависимость.

Однако при равновесном взаимодействии и принятии, таком, как например общение с адекватным и понимающим человеком, обычно происходит позитивное решение ситуации и взаимный рост осознания и глубины взаимодействия.

Есть, однако и другие, более вредные варианты решения взрослого чувства вины.

Самый типичный это проигнорировать сигнал чувства вины, что приводит к постепенному накоплению патологического внутреннего напряжения - весьма частый вариант. Негативная сторона в том, что такой тип поведения становится со временем шаблоном.


У человека постепенно растет способность удерживать и игнорировать это напряжение. Это, в свою очередь, постепенно увеличивает собственный стресс и блокирует собственные чувства. Человек теряет глубину взаимодействия с другими людьми, с миром.

Возникает сложность в тонком и глубоком взаимодействии. Такой типаж людей "продавливает" других и так же неосознанно блокирует их чувствительность и ясность восприятия. Либо становится весьма поверхностным, скучным и неглубоким. Таких людей очень много, и их проблемма в том, что во первых, они не осознают это как проблему, а во вторых, они могут боле менее глубоко взаимодействовать только с такими же себе подобными.

Еще один вариант решить взрослое чувство вины - переложить ответственность: "Не мы такие, жизнь такая", "сам виноват", "жизнь заставила" итп. Это делает человека в результате пассивным и не эффективным и слабым - проигрышный вариант.

Патологичный вариант - отключить совесть совсем. Патология в том, что при этом все ориентиры размываются и происходит деградация личности, невозможность радости.

Вот это, пожалуй, основные типы разрешения взрослого чувства вины.

Детское чувство вины

Однако теперь вернемся к детскому чувству вины, которое гораздо опаснее. Детское чувство вины характеризуется несколькими вещами:

1) понимание, и структура совести у ребёнка еще не сформированы

2) ребенок не знает и не чувствует меры в чувстве вины

Есть несколько вариантов детского чувства вины, на которые весьма редко обращают внимание.

Первая причина и вариант переживания вины - когда человек, от которого ребёнок зависит (обычно это мама) переживает глубокие болезненные состояния души. Ребёнок, не способный понять причины этого, воспринимает себя их причиной и соответственно у него появляется детское чувство вины.

Детская логика здесь проста - переменных в мозгу ребенка мало - только мама и чуть-чуть он сам. И если мама при взаимодействии с ним чувствует себя плохо, то ребенок естественно воспринимает себя причиной того, вне зависимости от реальной причины состояния мамы.

Это может произойти даже до рождения внутри утроба, если мама испытывает тяжелые переживания. Таким образом, данное переживание болезненного состояния близкого человека и собственной, связанной с этим вины, становится очень сильной психотравмой, которое сознание стремится избежать.

При этом уже тогда формируются патологические шаблоны взаимодействия, которые проявляются уже во взрослом состоянии. Например уже во взрослом возрасте, избегая этого переживания, человек будет отказываться от себя и своих чувств, бояться проявить себя, подавлять свои желания и потребности, легко попадаться на манипуляции обид, будет оценивать свои действия, чтобы ни в коем случае не обидеть или даже задеть чувства кого-то, будет проявлять чрезмерную сдержанность, такой человек может стараться угодить близким в ущерб себе.

Таким образом, в корне такого поведения лежит конструкция с позитивным намерением - решить личную болезненную детскую ситуацию. Однако ситуация эта была с негативным опытом в силу невозможности ее решить будучи ребенком, и связанным с этим чувством вины.

Подобно взрослому, адекватному, чувству вины, описанному вначале, детское тоже стремится к разрешению. Однако в силу иррациональности и невозможности постигнуть его сознательным мышлением оно будет компенсироваться и разрешаться через патологические шаблоны мышления и взаимодействия.

Человек может притягивать и реальные собственные страдания и страдающих близких в свою жизнь, в бессознательной попытке пережить и решить ситуацию.

Второй вариант детского чувства вины - облегчение собственного душевного страдания, когда ребенка ругают или наказывают. Восприятия течения времени в детском состоянии значительно отличается от взрослого.

И поэтому, когда мама, или кто-то другой ругается или наказывает ребенка за то, что тот только что сделал, то для ребенка это часто может восприниматься совсем непонятно и нелогично. И еще хуже когда родитель просто ругается и наказывает вообще без понятных на то для ребенка причин, или в силу своего раздражения просто срывается.

В этом случае ребенок переживает сильнейшую душевную боль и чтобы хоть как то облегчить ее, принимает и начинает переживать безосновательное чувство вины просто так. В момент переживание оно несколько снижает боль от душевного страдания, однако это становится миной замедленного действия и опаснейшим неосознанным шаблоном его поведения в дальнейшем.

Для ребенка в таком состоянии гораздо легче принять свое чувство вины, чем винить близкого и сопротивляться. В последствии это может вырасти в серьезный комплекс безосновательной вины, состояние неполноценности.

В силу чрезмерной болезненности травмирующего события сознание будет стремиться избегать переживания корневого события даже в своей памяти. Оно почти всегда вытесняется из памяти, при этом замораживается связанная с ним значительная часть души.

Может произойти даже расслоение и распад личности и само травмирующее событие будет восприниматься как что то далекое, произошедшее с кем-то другим. Однако напряжение никуда не денется, лишь спрячется где то глубоко до поры до времени.

Данный тип травмы так-же создает некоторое расслоение в восприятии. В силу того, что ситуацию невозможно решить, теряется доверие к миру в целом. Внутреннее представление начинает отрываться от реальности.

Чтобы хоть как то сохраниться, травмированный уходит в абстрактные области мышления, становится оторван от реальности, замкнутым. Такой типаж непонятого гения, который занимается чем-то непонятным для всех и оторванным от жизни, а по сути просто уходит от реальности и связанными с ней переживаниями.

В связи с заморозкой части души и чувств, он испытывает сложности с пониманием людей и взаимодействием с ними. Такой тип людей легко может уйти в секту, и найти там подобных душевных травматиков с которыми ему легче будет найти общий язык.

В плане отношений так-же такой человек будет притягивать аналогичных душевных травматиков. Потому что у обоих аналогичная часть души будет заморожена и вытеснена из восприятия и они не будут доставлять друг другу болезненных переживаний.

Даже наоборот, они подсознательно будут помогать вытеснить замороженную часть души, как будто так и было. Короче какое то время будет ощущение взаимопонимания между ними. Хотя по факту произойдет просто взаимозамыкание чтобы не видеть части мира вокруг, что может восприниматься как любовь, родственная душа, а по сути будет парочка странных людей, прячущихся от мира друг в друге. Как такие отношения будут развиваться - предсказать невозможно, однако так или иначе психотравматический заряд присутствующий в них будет сидеть миной замедленного действия, которая рано или поздно может сработать.

Третий тип детского переживания вины весьма тонок и обычно вообще неосознаваем и даже неуловим. Это не связано с каким либо событием в котором ребенок участвовал непосредственно.

Причина этого близкий человек, мама или папа, у которых есть собственное вытесненное и нерешенное взрослое чувство вины, которое я описал в начале статьи. В более худшем случае у родителя может так же быть своя нерешенная детская психотравма, с детским чувством вины.

В том случае, когда близкий взрослый, вытеснил и сдерживает чувство вины и не говорит об этом явно, ребенок неосознанно копирует и впитывает это переживание взрослого. Ребенок так же будет испытывать некоторый, непонятный для него стресс и напряжение, при том что не сможет его решить и просто вытеснит из восприятия и заморозит это в себе.

Это разумеется повлияет и на его развитие. По мере взросления у него могут возникать сложности с принятием себя в сфере, в которую он заморозил в себе, в связи с непонятным поведением родителя.

В последствии, чтобы принять себя, человек будет подсознательно стремиться совершить те действия, которые вызовут аналогичные чувства, которые не принял в себе родитель. Например если один родитель изменил другому, либо у кого-то из родителей есть некая, вызывающая чувство вины позорная тайна, которая скрывается и вытесняется из памяти, то родителю будет сложно установить глубокое взаимопонимание с ребенком, а ребенок не сможет почувствовать полного принятия себя своим родителем.

Будет чувствоваться некое тонкое чувство неполноты, которое будет двигать ребенка к тому, чтобы повторить аналогичное поведение родителя, будучи уже во взрослом состоянии. Бывает так, что такая психотравма передается из поколения в поколение долгое время оставаясь скрытой и неосознанной из-за страхов осуждения.

Решение всех ситуаций предполагает возвращение к собственным первичным ситуациям и повторному проживанию их в чувствах, для последующей разморозки и освобождению. Это сложно и требует определенной храбрости и воли.

Это шаг дальше от обычной и привычной психологии анализа к психологии переживаний, к тем слоям психики, где логика еще не была сформирована. Ситуация осложняется еще тем, что человек привык блокировать и отрицать те части своей души, в которых хранятся замороженные переживания.

Однако это возможно. Подходов множество. И телесная терапия, и психология переживания, психодрамма. Специалисты в данной сфере есть. Что-то универсальное сложно предложить, работа тут в основном индивидуальная и в первую очередь зависит от готовности, смелости и воли человека.

Готовность заключается в признании у себя нерешенных замороженных травмирующих ситуаций. Смелость - в готовности пережить их снова в своих переживаниях, воля - осознанные шаги к освобождению.

Содержание статьи:

Чувство вины - это совершенно естественная реакция человека на поступок, в правильности которого он сомневается. Возникает за счет психологических, социальных и характерологических установок, которые именуют совестью. Человек самостоятельно себя корит за некие действия или даже мысли, что может неблагоприятно сказаться на качестве жизни и даже привести к депрессивным расстройствам.

Влияние чувства вины на жизнь

Естественно, постоянное гнетущее ощущение вины, которое буквально грызет человека изнутри, не самым лучшим образом отбивается на качестве его жизни. Страдают все сферы деятельности, в том числе рабочие взаимоотношения, микроклимат в семье, гармония с самим собой.

Человек, который зафиксирован на одном чувстве, неспособен объективно принимать участие в социальной жизни. На все вещи он смотрит однобоко сквозь призму ощущения вины.

Доминирующее чувство выталкивает из поля внимания другие, не менее важные. Довольно часто пребывая в состоянии ощущения собственной виновности, человек принимает неверные решения, предвзято оценивает ситуацию.

В таком положении нередко портятся взаимоотношения с другими людьми, кажется, что они не понимают и никогда не смогут понять этого чувства. Портятся рабочие отношения, где необходим трезвый здравый ум и смекалка, а если чувства пленили мысли о вине, то ни о каких серьезных взвешенных решениях не может быть и речи.

Основные причины развития чувства вины

За каждым ощущением вины стоит некая ситуация или действие, о совершении которого человек жалеет или испытывает чувство неправильности содеянного. Этот проступок может быть весомым и значимым, поэтому обыватель так переживает за него, а может и оказаться сущим пустяком, но в силу собственных обостренных чувств разражается огромным ощущением вины и терзаниями. В каждом отдельном случае можно найти некое начало этого чувства, и, разобрав проблему, есть шанс избавиться от этих ощущений.

Причины чувства вины у детей


Подобные ощущения очень часто могут возникать у детей вне зависимости от их возраста и социального положения. Детская несформированная психика по-своему отражает окружающий мир и по-другому делит все на правильное и неправильное.

Соответственно, внутренние конфликты с совестью - довольно частое событие для ребенка. Обычно причины этого связаны с любой из сфер деятельности, будь то школа, дом или танцевальный кружок. Чаще выбирается то, что более важно для него самого. Там он будет тщательно взвешивать свои слова и действия, а малейшие ошибки вызовут чувство вины у ребенка.

Причиной столь бурной реакции на собственные ошибки может быть строгое воспитание с самого детства. Если родители грозились наказать за любой проступок, ребенок очень старается его не делать. К сожалению, случайности все же существуют, и непроизвольная ошибка может вызвать шквал неприятных эмоций, связанных с нарушением запрета или невыполнением порученного задания.

Очень часто в ответ на родительские запреты формируется достаточно стойкая установка, которая в разы превышает важность самого запрета. Например, если родители сказали, что накажут за плохую успеваемость, и ребенок принял это близко к сердцу, то он будет бояться двойки, будто это худшее, что может с ним случиться.

Чувство вины развивается с самых маленьких лет. Даже у малышей может наблюдаться длительная реакция вины за проступок, которая носит не совсем обычный характер. Например, родители ругают ребенка за то, что он мочится в колготки, а не просится на горшок. Часто форма этой установки - это крик с жестикуляцией, который воспринимается ранимой детской психикой как непоколебимый запрет, и его нарушать нельзя под страхом смерти.

Затем, если ребенок все же подмочит колготы, он будет хоть целый день ходить в мокрых, мириться с неудобствами и, возможно, даже простынет, но не признается родителям о содеянном. Это один их самых показательных и распространенных примеров, как чувство совести и вины развивается из самого детства.

Патологическое чувство вины у ребенка может сочетаться с низкой самооценкой, что подразумевает самоуничижение и восприятие себя самого как личность, которая постоянно делает что-то не так. Эти установки могут быть заложены родителями, педагогами в учебно-воспитательных заведениях, близкими, родственниками или сверстниками.

Очень часто школьные насмешки, даже издевательства оставляют неизгладимый след на психике ребенка, и он начинает испытывать презрение и неуважение к самому себе. Сочетаясь со случайными или не случайными ошибками, ситуация дает массивное патологическое чувство вины у ребенка.

Причины чувства вины у взрослых


У взрослых постоянное чувство вины появляется немного другим образом. Хотя очень часто в большинстве случаев патологического ощущения вины имеет место детская предрасположенность к подобным переживаниям. Имеются в виду неблагоприятные условия, детские страхи и неуверенность в себе, характерологические особенности личности. Ранимые часто дают бурные эмоциональные реакции на незначительные раздражители, это касается и ощущения вины.

Но почему-то у одних людей некие действия, которые считаются неправильными, не вызывают никаких патологических чувств, а другие мучаются терзаниями о собственной вине. Эта модель поведения зависит от внутреннего фактора каждого человека. Все знания и разработанные схемы реагирования согласованы с внутренней справедливостью каждого человека.

Эта справедливость в совокупности с чувством виновности в случае ее нарушения создает совесть. Она, как фильтр, который оценивает каждую мысль, событие и решение человека, затем выносит приговор. Себя не обманешь, а поэтому терзания совести - самые объективные, но не всегда они приносят пользу. Патологическое длительное ощущение вины, даже после признания или исправления ошибки, носит стойкий характер и очень долго не проходит.

Чувство вины у взрослых может развиваться в ряде случаев:

  • Неправильное действие . Человек может себя корить за любое действие, совершенное по своей воле или чужой. В первом случае он винит себя за ошибку, а во втором - за неумение решить самому, стоит ли делать что-то. Любые события в жизни, которые были спровоцированы неверным действием и принесли вред либо неприятные ощущения другим людям, вызывают каскад реакций самообвинения. Обычно чувство вины проходит после устранения этой ошибки или по истечению ее актуальности. Для патологического длительного ощущения вины характерно ее постоянство даже после извинений, исправлений того неправильного действия. Человек фиксируется на том, что сделал неправильно, и уходит в себя.
  • Неправильное бездействие . Часто вина формируется за недостигнутый результат, за то, что приложено недостаточно сил. Если бездействие и медлительность в некоторых ситуациях причиняют вред, мешают другим людям или не совпадают со своими представлениями о справедливости, они могут вызвать ощущение вины за них. Это может быть чувство вины перед другими людьми или перед самим собой.
  • Неверное решение с последствиями или без . Если от слова человека, его решения или приказа зависит что-то важное, на него автоматически возлагается огромная ответственность. Взвешенное решение иногда может оказаться неправильным, поэтому развивается комплекс вины за содеянное перед теми людьми, которые зависели от решения.
  • Неправильное отношение к чему-то или кому-то . Эта разновидность вины представляет исключительно самоуничижение перед самим собой. Это вариант внутренней борьбы, конфликта личности, которая борется со своими же проявлениями. Например, человек плохо относится к своим детям, к супруге/супругу или к коллегам по работе. Это поведение давно противится ему самому, изменять свое поведение он не хочет. На этом фоне развивается обманчивое, но сильное ощущение вины за свои слова и плохое отношение к тем, кто этого не заслуживает. Часто люди сознательно делают ошибки и пренебрегают чем-то в жизни, при этом одновременно жалея о таком отношении.

Признаки развития чувства вины


Когда человека терзает изнутри внутренний конфликт с собственной совестью, он заметно выделяется и меняет обычное свое поведение. Постепенно углубляется в свои мысли и переживания, закрываясь от внешнего мира психологическим барьером.

В зависимости от типа характера такие люди могут полностью ограждаться от всего и уходить с головой в свои переживания. Проблема состоит в том, что иногда до них трудно достучаться и помочь, ведь чувство вины существенно снижает самооценку и нарастает неуверенностью в себе.

Часто люди, испытывающее чувство вины, пытаются устранить конкретную ошибку, которая была допущена. Например, если на работе или дома что-либо сломалось или испортилось по вине этого человека, нормальная реакция предусматривает извинения и попытки исправить все, что было испорчено. Не всегда реакция увенчивается успехом, но это значительно облегчает совесть.

Патологическое чувство вины способно запустить реакцию, которая не позволит принять исправление ошибки достаточным для уравновешивания справедливости. Человек постоянно будет пытаться извиниться и, получив извинение, не воспримет его как остаточное решение ошибки, что даст еще большую реакцию вины. Замкнутый круг объясняет патологичность и сложность данной ситуации.

Однозначно, если ощущение себя виновным постоянно и не поддается устранению, оно значительно усложняет социальную жизнь человека. Угнетенное состояние становится постоянным, подавленное настроение превращает все краски жизни в серые и не позволяет в полной мере получать удовольствие от тех вещей, которые раньше его приносили.

Разновидности чувства вины


Прежде всего, следует учесть, что ощущение вины бывает двух основных типов. Первое - стандартная реакция на ошибку или причинение кому-либо неудобств, принятие неверного решения, из-за которого мучает совесть. Такая вина - довольно распространенная и даже полезная, так как способна контролировать рамки поведения человека и фильтровать плохое от хорошего.

Ощущение вины способно проходить или забываться, это естественная реакция на чувство. Оно не должно оставаться навсегда. Если по каким-то причинам после извинений, исправлений или других принятых мер ощущение остается на длительное время и значительно усложняет жизнь, следует говорить о патологической вине. Это состояние тяжело поддается изменениям и постоянно грызет изнутри человека.

Возникает патологическое ощущение вины в нескольких случаях: если ошибка настолько велика, что человек не может простить себя самого, или он ранимый и близко к сердцу воспринимает все, что переживает в данный момент. Ошибку не прощают те люди, которым она принесла вред (например, если неверное решение спровоцировало фатальный результат).

Как побороть чувство вины

Немало мужчин и женщин интересуется, как избавиться от чувства вины только тогда, когда оно значительно усложняет жизнь человеку. Если от него страдает работа, карьера, отношения с друзьями и близкими, наблюдаются сложности в семье и общении с детьми, следует задуматься над тем, как его убрать. Поскольку механизмы реагирования на подобные ощущения разные для мужчин и женщин, стоит рассматривать способы, как справиться с чувством вины, отдельно.

Избавление мужчин от чувства вины


У мужчин осознание любых событий происходит гораздо проще, чем у женщин. Они буквально воспринимают все, что касается их, и так же точно реагируют. Поэтому часто ошибка может быть вызвана скрытым смыслом ситуации, которую мужчина не в силах понять до конца.

Следовательно, осознать причину проступка не так легко. Например, человек забывает о важном событии для его второй половинки и не приходит туда, где договаривались. Естественно, обида женщины возникает как ответ на невыполненное обещание, но мужчина немного по-другому рассматривает ситуацию. Он считает, что можно сказать, что забыл или не получилось прийти, и тем самым нарвется на гнев женщины, которая и так обижена.

В результате у мужчины появляется сильное чувство вины, которое он не может объяснить. По его логике, он не виноват, но, учитывая реакцию женщины, которая ему не безразлична, он испытывает неприятные ощущения вины. Данная модель ситуации показывает, что мужчины часто не осознают своих проступков, но всегда испытывают ощущение вины, даже если не понимают, за что.

Избавиться от чувства вины у мужчин можно только разобравшись в причинах. Во-первых, следует поговорить с тем человеком, который понимает больше сложившуюся ситуацию. Во-вторых, нельзя спускать на тормоза данное событие и ждать, пока утихнет буря, и все забудут о случившемся.

Возможно такое, когда мужчина винит себя за неправильное отношение или ощущение к другим людям. Например, мало уделяя внимания близкому человеку даже при условии, что тот не обижается, мужчина признает для себя, что мог бы уделять больше, но не делает этого по какой-либо причине. Таким образом, чувство вины - одностороннее и полностью основанное на переживаниях одного человека.

Как избавиться от чувства вины женщинам


Для женщин эмоции и чувства - это тщательно продуманные и обоснованные ощущения. Каждому женщина найдет ряд причин, объяснит, почему оно возникло и что значит для нее. Именно поэтому чувство вины у женщин всегда понятно для них самих.

Если есть шанс устранить неприятные ощущения, женщина не будет ждать, пока все забудется, и примет активные меры в отношении чувства вины. Она извинится, исправит ошибку, попытается загладить вину и успокоить совесть.

Чересчур эмоциональное переживание каждого события делает женщину более уязвимой к подобным ощущениям и чаще, чем мужчину, загоняет в паутину вины и угрызений совести. Тип реагирования на сложившуюся ситуацию зависит от типа ее характера.

В большинстве случаев она не может долго терпеть, если на нее обижаются, либо грызет совесть довольно длительное время. Переизбыток эмоций захлестнет ее, и нужно вовремя разобрать ситуацию для того, чтобы успокоить внутренние весы справедливости.

Как для женщин, так и для мужчин, не совсем просто извиниться и переступить через ощущение вины, так как мешает чувство гордости. Насколько оно сильное, зависит от характера и темперамента человека, от его воспитания и степени ошибки, которая была совершена. Первый шаг на пути к избавлению от чувства вины - это преодоление своей гордости, которая говорит, что все было сделано правильно.

Следующий шаг - это принесение извинений, попытка исправить неверное решение или ошибку. Следует на деле показать, что ваша совесть сожалеет о том, что было сделано, и попытаться поступить правильно. Активные решительные меры быстрее всего заглаживают вину как перед другими людьми, так и перед собой.

Как справиться с чувством вины - смотрите на видео:


Как бы ни грызло ощущение вины, его необходимо убирать, ведь в противном случае оно негативно влияет на качество жизни человека. Во всяком случае, вина - защитный механизм наших личностей, который заставляет поступать правильно и по совести.

Проблема чувства вины часто поднимается на психологических консультациях. Вина – это чувство неудовольствия собой, угрызения совести, которые возникают, если человек совершает что-то, что противоречит его ценностям (собственным или навязанным).

Вину можно разделить на обоснованную, когда человек действительно причинил ущерб другому человеку и необоснованную, когда ущерб надуман.

Некоторые психологи (в частности, Елена Лопухина) придерживаются мнения, что любое чувство вины является деструктивным и присуще незрелой личности. Психологически зрелый человек в случае причинения вреда другому испытывает сожаление, чувство ответственности и желание, по возможности, возместить ущерб.

Почему же взрослые люди часто испытывают чувство вины даже за то, за что они в действительности не несут ответственности ? Потому что склонность испытывать вину у них была сформирована в детском возрасте теми людьми, которые их воспитывали. В психологии есть такое понятие, как базовый комплекс вины. Базовый комплекс вины – это травма развития, полученная ребенком от родителей, которые внушали ребенку, что он виноват.

Формируется базовый комплекс вины в возрасте от 3 до 6 лет. Это период, когда у ребенка появляется воображение, и он может представить себе, как было бы все хорошо, если бы он не… испачкал штанишки, укусил соседского ребенка, разбил мамину любимую вазу и т.д. Также в этом возрасте еще до конца не изжит комплекс всемогущества (представление маленького ребенка о том, что ему все подвластно). Воображение + комплекс всемогущества + внушения родителей = базовый комплекс вины.

Есть два способа внушения чувства вины :

  1. Прямое обвинение. Например: «Ты плохой мальчик. Раз ты не хочешь чистить зубки, значит, ты не любишь мамочку», «Ты злой, раз побил Петю».
  2. Укор: «Ну, что же ты… мы думали, что ты не жадная девочка… а ты не даешь Маше свои игрушки» (причем этот текст может произноситься очень ласково), «Хорошие детки кушают кашу до конца» (подтекст: не скушаешь – будешь плохой деткой).

Эти способы прекрасно работают, в том смысле, что они позволяют добиться от ребенка того, поведения, которое нужно взрослому. Есть только одна проблема: такой способ воспитания наносит психологический вред ребенку и делает из него всегда виноватого и подверженного манипуляциям человека. В обоих случаях имеет место и обман ребенка. Нет связи между тем, что ребенок не хочет чистить зубы и тем, любит ли он маму и тем, какой он «хороший» или «плохой».

Личностные качества ребенка связывают с его поведением, в то время как у маленького ребенка еще не сформирована волевая регуляция, и он не несет ответственности за то, что делает. Получается, что ребенок «плохой», только потому, что он еще ребенок и не умеет себя контролировать. Взрослый несет ответственность за поведение ребенка, и его ответственность регулировать действия своего дитя, но есть другие способы это делать, кроме насаждения деструктивного чувства вины.

Кроме того, детей часто обвиняют и принуждают делать то, что они, в общем-то, и не обязаны делать. Маленький ребенок не обязан убирать за собой игрушки, не обязан ими делиться с другими детьми, не обязан ходить на цыпочках, только чтобы не испачкать штанишки. Да, если бы он все это делал, родителям было бы менее хлопотно, но хлопоты – естественная часть родительства.

Одно из самых деструктивных воздействий родителя на ребенка – это передача ему ответственности за свои чувства. «Ты разрываешь мне сердце!», «Ты меня в могилу сведешь!», «У меня болит сердце после твоих выходок!», «Ты делаешь мне больно!», — слышали когда-нибудь?

Каждый . Когда поведение ребенка объявляется причиной плохого папиного настроения или слез мамы, он опять оказывается виноватым. Это непосильная ноша ответственности для маленького человечка, но он взваливает ее на себя из любви к родителю.

Что же делать, если последствия такого воспитания, так сказать, налицо уже у взрослого человека? Если вы испытываете вину там, где, по идее, не должны бы?

  • В первую очередь, нужно анализировать текущую ситуацию: разграничивать зоны, где вы несете ответственность, а где нет. Расклеивать манипуляции, как людей окружающих вас, так и внутренних голосов (родительских интроектов). Это скорая психологическая помощь при чувстве вины.
  • Во-вторых, нужно анализировать детские ситуации, в которых вам насаждалось чувство вины, и расклеивать манипуляции в них. Необходимо объяснить своему внутреннему ребенку, почему он на самом деле был не виноват в той ситуации, и в чем мама или папа его обманули. Это обезвреживание бомб вины, заложенных в психике и профилактика деструктивного чувства вины в будущем. Если это проделать, вы сможете нести ответственность за то, за что действительно отвечаете, а не мучиться виной за то, к чему не имеете отношения.

Естественно, такой анализ проделать самостоятельно непросто, в этом вам может помочь . Не страшно, если вы не помните детских ситуаций. В процессе или психотерапии они могут неожиданно всплывать сами по себе, кроме того, существуют специальные психологические методики, позволяющие их выявлять. По мере их проработки, вы будете чувствовать, как груз вины падает с ваших плеч.

Каждый из нас в детстве слышал фразы «Тебе должно быть стыдно! Сейчас же извинись!». Таким образом, мы на практике с самого раннего детства знакомились с чувством вины и близкого ей по этимологии и функциям стыда. Общество признает и использует регуляционные функции вины. Каждый из нас знает, что вина адаптивна в поддержании социальных отношений, т.е. преданности и взаимосвязей, необходимых для спокойной и продуктивной жизни. Вместе с тем мало кто осознает деструктивную сторону феномена вины.
Американские психологии за последние два десятилетия добились значительных результатов в исследовании этого вопроса и признали, что вина может стать иррациональной и малоадаптивной, когда она преувеличена и сдерживаема или когда она обобщена и неоднократно связана со стыдом /15/. Так, они предположили, что вина может выступать одним из главных факторов в этиологии делинквентности. Выделив четыре типа иррациональной вины (вину выжившего (уцелевшего), вину отделения (предательства), вину гиперответственности и вину ненависти к себе) исследователи с помощью целого ряда эмпирических исследований подтвердили ее связь с зависимостью от психоактивных веществ. Результаты исследований показали, что лица, употребляющие алкоголь и различные виды наркотических веществ, набрали более высокие балы по всем шкалам иррациональной вины /14/.
Нами, в свою очередь, было проведено исследование, направленное на сравнение уровня иррациональных форм вины в группе асоциальных респондентов, представленных насильственными преступниками (76 человек) с уровнем этих форм вины в группе просоциальных респондентов (85человек). С целью проведения данного исследования нами был переведен на русский язык и адаптирован к русской ментальности опросник IGQ – 67, предназначенный для измерения указанных выше четырех видов иррациональной вины. Оказалось, что показатели склонности к переживанию вины четырех типов (выжившего, гиперответственности, отделения и ненависти к себе), а также показатели совокупной склонности к переживанию вины в группе асоциальных мужчин значимо выше, чем в группе просоциальных мужчин. Средние балы были таковы: в экспериментальной группе вина выжившего 73 балла, в контрольной 65; вина отделения в экспериментальной группе 75,5, в контрольной 63, вина гиперответственности 82 и 75,1 соответственно; вина ненависти к себе – 59,4 в экспериментальной группе и 49,6 – в контрольной. Проведенный нами математический анализ выявил значимость полученных различий.
Особый интерес представляет вопрос о роли вины в общении взаимодействии людей. Известно, что вина делает человека сенситивным к чувствам, установкам, мнениям и оценкам окружающих и, следовательно, действуют как сила, сближающая людей. Данные эмоции, по мнению К. Изарда, поддерживают конформность, социальную ответственность, ограничивают эгоцентризм и эгоизм и тем самым способствуют общительности /5/. В меньшей степени известны деструктивные стороны вины в общении. Переживания вины очень болезненны и мучительны, как результат, человек, переживающий вину, начинает фокусировать внимание на себе. Непосредственным эффектом этого является уменьшение межличностного общения.
О том, что стыд и вина нарушают социальную адаптацию, оказывают негативное воздействие на общение, искажают отношения, упоминается в работах многих исследователей /1, 2, 8, 9, 11/.
Н.И. Шевандрин /13/ указывает на вину как на барьер общения, «возникающий от неловкости за себя или за другого». Автор считает, что «нередко вина перед собеседником приводит к прерыванию отношений с ним». В целом же «и слишком низкий, и слишком высокий пороги возникновения чувства вины нарушают психологические контакты с людьми».
Не вызывает спора утверждение о том, что эффективность общения тесным образом связана с отношением человека к окружающим и себе. Известный польский психиатр А. Кемпински отмечал, что чувство вины часто выступает причиной негативного эмоционального отношения не только к себе, но и к окружающим /6/. На первый взгляд утверждение о том, что человек, испытывающий вину, негативно относится к окружающим, кажется парадоксальным. Автор в своем рассуждении дает этому убедительное объяснение. Он полагает, что в чувстве вины отрицательные эмоции, прежде всего направляемые на их носителя, вскоре отражаются вовне. «Обиженный человек в результате этого представляется во все более черном цвете», и, в конце концов, «создается мнение, что обиженный человек действительно виноват в том, что обидчик должен страдать». В результате этого, по мнению А. Кемпински, чувство вины тесно переплетается с чувством обиды. Не может быть сомнения в том, что подобный комплекс негативных эмоций по отношению к себе и другому снижает эффективность межличностного общения.
Причиной скудности социальных контактов и даже одиночества человека могут выступать его личностные особенности в форме склонности к тем или иным эмоциональным состояниям и чувствам, в том числе к чувству вины, а также другие поведенческие проявления, провоцируемые переживанием вины и стыда /10, 12/.
В книге одного из представителей глубинной психологии Джозефа Вайсса, носящей название «Как работает психотерапия», указывается, что чрезмерная вина ведет к искаженным взаимоотношениям. Стыд и чувство вины происходят из патогенных убеждений, которые человек приобрел в детстве из-за травматического опыта отношений с родителями и сиблингами /3/. Д. Вайсс, будучи практикующим психотерапевтом, сообщает о том, что многие пациенты, обращавшиеся к нему из-за своих сложностей во взаимоотношении с окружающими, были отягощены бессознательным чувством вины. Часто они так боялись почувствовать себя виноватыми, что были не способны к свободному общению с другими. Когда в процессе психотерапии эти люди приобретали способность сопротивляться чувству вины, им становилось легче общаться. Многие из пациентов Д. Вайсса не могли противостоять обвинениям, предъявляемым к ним другими. В результате они часто позволяли обвинять себя несправедливо. Излишняя ранимость этих людей мешала им получать удовольствия от контактов. Такие пациенты обычно имеют властных и требовательных родителей, которые обвиняли их в своих несчастьях. Эти пациенты склонны бессознательно брать на себя ответственность за окружающих и сами же из-за этого страдают. Они сознательно не признают своей вины, однако жалуются на то, что, будучи обвиненными не могут защищаться, а только плачут и чувствуют себя несчастными. Эти люди очень боятся ссор, так как не знают, как с ними справляться. Такие люди, по нашему мнению, чрезмерно конформны во взаимоотношениях с малознакомыми, с близкими же их общение превращается в бесконечную цепь скрытых и явных конфликтов. Д. Вайсс приводит в пример пациентку, отягощенную виной, которая так боялась испытать это чувство, что ни в коем случае не могла признать себя неправой. Конфликтуя с мужем, она пыталась вызвать его сочувствие, со слезами на глазах доказывая свою невиновность. С другой стороны, она делала попытки переложить вину на него. С язвительной бранью она поносила мужа, обвиняя в своем несчастье. Этот пример наглядно обрисовывает механизм взаимосвязи вины и обиды, о чем, как указано выше, говорил А. Кемпински, и показывает сколь конфликтными бывают межличностные отношения склонного к вине человека.
Общение человека, склонного к переживанию вины, становится лишенным спонтанности, искаженным. Удачно описывает пример такого поведения К. Хорни. «У такого человека обычно имеется тенденция по малейшему поводу чувствовать себя виноватым. Если кто-то хочет увидеться с ним, его первая реакция – ожидание услышать упрек за что-либо сделанное им ранее. Если друзья не заходят и не пишут какое-то время, он задается вопросом, не обидел ли он их чем-то. Он берет на себя вину, даже если не виноват» /12/.
Предположив, что склонность к переживанию вины оказывает деструктивное влияние на социально-психологические характеристики личности, мы провели специальное экспериментальное исследование, в котором принимали участие 257 респондентов /7/.
Математическая обработка (корреляционный анализ) большого массива данных, полученных эмпирическим путем с использованием 6 стандартизированных тестов показала, что вина, традиционно рассматриваемая в качестве механизма социального контроля, побуждающего человека к реализации поведения, соответствующего общественным нормам и традициям, на практике отрицательно коррелируют с социально-психологической адаптированностью, с принятием других и себя, с внутренним контролем за ситуацией или интернальностью и с тенденцией к переживанию положительных эмоций (эмоциональным комфортом). Напротив, положительные корреляционные связи выявлены между виной и социально-психологической дезадаптированностью, а также с такими базовыми отношениями личности, как непринятие других (за исключением вины гиперответственности) и непринятие себя, экстернальность, ведомость в отношениях, эскапизм, т.е. тенденция к уходу от решения актуальных проблем, а также с показателями социально-психологической дезадаптированности, тенденцией к переживанию негативных эмоций. Показатели всех шести шкал вины значимо положительно коррелируют со следующими отношениями, измеренными с помощью опросника Басса-Дарки: обидчивостью, враждебностью, подозрительностью. Кроме того, неярко выраженные корреляционные связи обнаружены между показателями шкал «чувство вины» и вины гиперответственности с показателями раздражительности, негативизма и агрессивности. Вина ненависти к себе также коррелирует с раздражительностью и негативизмом. Выявлены значимые отрицательные корреляционные связи между шкалами «чувство вины», вина выжившего, отделения, гиперответственности, ненависти к себе и тенденцией к присоединению, способностью проявлять тепло, дружелюбие, поддержку.
Ряд показателей теста межличностных отношений Шутца обнаруживают невысокие, но значимые связи со шкалами вины. Чаще всего с показателями вины отрицательно коррелируют показатели таких отношений, как включенность и аффективность. Так, с показателями данных шкал коррелируют показатели шкал вина выжившего, отделения и ненависти к себе. С включеностью в дополнение к этому отрицательно коррелируют показатели шкалы «чувство вины». Таким образом, у людей, склонных к переживанию вины выявляется тенденция общаться с малым количеством людей, а также чрезмерная осторожность при выборе лиц для создания глубоких эмоциональных отношений. Обнаружено, что вина выжившего и вина ненависти к себе не позволяют чувствовать себя хорошо среди людей и заставляет их избегать. Полученные результаты показали, что вина гиперответственности и вина ненависти к себе связаны с осторожностью человека в установлении близких эмоциональных отношений. Показатели вины выжившего и вины отделения отрицательно коррелируют с показателями контроля Се. Следовательно, склонность к переживанию вины может приводить к избеганию принятия решений и взятию на себя ответственности.
В дополнение к корреляционному анализу для подтверждения гипотезы о связи показателей вины с системой отношений личности и другими социально – психологическими характеристиками, способствующими возникновению затруднений в общении, матрица полученных данных была подвергнута факторному анализу. Экстракция факторов осуществлялась методом главных компонент. В результате выявлено два наиболее сильных фактора, имеющих соответственно, вес: 11,563 и 5,753. Ротация осуществлялась методом «varimax» вращения. В результате ротации была получена упорядоченная факторная матрица, дающая основание для содержательной интерпретации факторов. Был принят следующий критерий вхождения переменной в фактор: факторный вес > 0,35.
Самый сильный фактор был проинтерпретирован нами как фактор затрудненного общения. В него с положительным факторным весом наряду с показателями всех шкал вины: вины ненависти к себе (IGQ) – (0,656), вины выжившего (IGQ) – (0,626), чувства вины (тест Басса-Дарки) – (0,596), вины отделения (IGQ) – (0,513), вины гиперответственности (IGQ) – (0,495), сенситивности к отвержению, которую автор опросника – Меграбян -интерпретирует как способность к возникновению адекватного чувства вины – (0,463) вошли такие отношения личности как непринятие себя (0,782) и других (0,506), экстернальность (0,773), ведомость (0,653), эскапизм (0,529), обидчивость, т.е. ненависть и зависть к другим (0,480), враждебность (0,362), а также показатели социально-психологической дезадаптированности (0,891), эмоционального дискомфорта (0,804). С отрицательным весом в фактор соответственно вошли принятие себя и других, интернальность, доминирование, эмоциональный комфорт, социальная адаптированность.
Таким образом, полученные нами эмпирические результаты совпадают с выдвинутыми на теоретическом уровне положениями ряда психологов (Л.Я. Гозман /4/, К.Хорни /11/, Д.Бернс /2/ и др.) о том, что вина нарушает социальную адаптацию, искажает отношения и тем самым препятствует межличностным контактам. Результаты исследования показали, что характеристики человека склонного к переживанию вины соответствуют моделям субъекта затрудненного общения, разработанным отечественными психологами.
Таким образом, склонность к переживанию вины является деструктивной характеристикой личности, содержащую в себе систему отношений к миру, предполагающую непринятие себя и других, обидчивость, враждебность, подозрительность, экстернальность и ведомость. Кроме этого, показатели вины коррелируют с социальной дезадаптированностью, эскапизмом, тенденцией переживать отрицательные эмоции. Личность, у которой в системе связей с миром вина акцентируют данные отношения и характеристики, приобретает статус субъекта затрудненного общения. Затрудняя процесс общения вина выступает коммуникативным барьером, заставляя избегать общения, повышают уступчивость и в силу этого может использоваться в качестве средств корыстного, манипулятивного воздействия на других.

1. Андреас С., Андреас К. Сердце разума. Практическое использование методов НЛП. Волковыск, 1997.
2.Бернс Д. Тайна настроения. М.: Рипол Классик, 1997.
3.Вайсс Д. Как работает психотерапия. М.: Класс, 1998.
4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Издательство Московского университета, 1987. 12. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
5. Изард К.Э Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
6. Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава: Польское медицинское издательство, 1975.
7. Короткова Е.В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому: Дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д,
2002.
8. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
9. Пинт А. Из гусеницы в бабочку. М.: Сократ лтд, 1998.
10. Рубинстайн К., Шейвер Ф. Опыт одиночества // Лабиринты одиночества / Под. ред. Н.В. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
11. Хорни К. Концепция Сверх-Я // Новые пути в психоанализе / Собр. соч. в 3 томах, т.2. М.: Смысл, 1997.
12. Хорни К. Невротическое чувство вины // Невротическая личность нашего времени / Собр. соч. в 3 томах, т.1. М.: Смысл, 1997.
13. Шевандрин Н.И. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии // Социальная психология в образовании. – Выпуск №2. Ростов-на-Дону, 1993.
14. Jones W.H.& Kugler K.E. Interpersonal correlates of the Guilt Inventory. // Journal of Personality Assesment.-1993.- 61 (2), P. 246-258.
15. Kugler K.E. & Jones W.H. On conceptualizing and assessing guilt. // Journal of Personality and Social Psychology.- 1992.- 62, P. 318-327.