Почему моисей изображался с рогами. Почему Моисей с рогами

Когда я подбирал иллюстрации к своей статье « », то натолкнулся на фотографию статуи Микеланджело Буанаротти «Моисей», законченную великим скульптором в 1542 г. и размещенную в базилике Сан-Пьетро ин Винколи (Св. Петра) в Риме (ее гипсовая копия находится в Пушкинском музее в Москве). И был поражен сходством Моисея с древнегреческим богом Паном (древнеримским Фавном и Сильваном), изображенным на античной скульптуре в Лувре. Судите сами на основании фотографий внизу!
После этого я увидел фотографии еще нескольких подобных скульптур Моисея – в Кафедральном соборе в Зальцбурге, соборе в Анжере во Франции, Рослинской часовне в Шотландии и др. , на которых он выглядел почти также, как бог Пан , правда, с одним существенным отличием – у Моисея были человеческие ноги, а у Пана – ноги барана или козла. Зато у Моисея, и у Пана на голове красовались рога.
Это не могло быть просто случайностью. И Микеланджело и другие скульпторы должны были руководствоваться при работе над своими творениями каким-то общим источником – иначе средневековое общество могло не понять их. Найдя и прочитав объяснения представителей различных религиозных конфессий и историков искусства на этот счет, все как будто бы стало на свои места. По их единодушному мнению, ошибка была допущена в латинском переводе Библии, выполненным блаженным Иеронимом (около 345-420гг.) – прекрасным знатоком греческого, латыни и иврита. Сделанный им перевод Библии стал нормативным латинским текстом, получившим с XVI века название Вульгата.
Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты " - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии.
Спорным является то место в Библии (Исх. 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается "с горы Синай", рогатый:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что
лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».
В этом месте в Библии употреблено древнееврейское слово «qrn» (в семитской традиции гласные не пишутся). Слово «qrn» можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren – рог;
2) qeren – луч;
3) qaran – сиял, излучал, лучился.
И если блаженный Иероним перевел «qrn» как «рогатый», то в новейших переводах Библии (Библии Короля Джеймса и русском Синодальном переводе) говорится не о "рогах", а о "лучах света". Таким образом, слово "рог" было заменено на слово "луч" - и получился Моисей не "рогатый", а " лучезарный ", что нашло отражения на всех последующих портретах Моисея:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что
лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним ».
В Септуагинте вроде бы тоже ничего не говорится о рогах. Таким образом, получается, что лицо Моисея было сияющим… хотя, все-таки, нельзя исключить и толкование блаженного Иеронима, что он был рогатым.

А мог ли Моисей все же быть рогатым?


Давайте оставим в стороне эпитеты «сиящий», «лучи света» и рассмотрим вариант Вульгаты – что Моисей был рогатым. А для начала – сбросим с себя оковы средневекового невежества, вынуждающие нас считать, что рога – это дьявольские и сатанинские атрибуты.
Я не собираюсь вступать в этой статье в дискуссию, кем был дьявол (тем более, что на сайте размещена работа на этот счет), поэтому сразу обращу ваше внимание на то, что рогатыми были представители и представительницы довольно многочисленной популяции (расы?) малоазиатских и древнегреческих силенов и сатиров , образ которых запечатлен на многих изображениях, барельефах и скульптурах.

Обратите внимание, сатиры и силены издревле жили там же, где обосновались иудеи!

Их предводителем считался сын бога Гермеса, покровитель пастухов и бог стад, а со II века до н. э. покровитель всей природы, бог Пан . Согласно «Титаномахии», сатиры и силены во главе с Паном выступили союзниками олимпийцев в их борьбе с титанами, и их роль в победе олимпийцев была довольно весомой.
В работе «Сатиры, силены, черти » мной был сделан вывод, что сатиры, силены и похожие на них черти были когда-то вполне реальными земными жителями. Это были «старые люди », которые жили на Земле задолго до появления «новых», похожих на нас, людей, а потом еще долго параллельно с ними.
В древнем Китае рогатыми были многие легендарные китайские императоры и правители (Фуси, Шеньнун, Чжуань-сюй, Ди Ку и другие) и их многочисленные народы. Как я писал в статье «Яхве и Уицилопочтли - кто они? Размышления о сходстве исходов иудеев и ацтеков и природе руководивших ими богов », рогатым изображался Рудра-Шива ; аналогично изображались и некоторые другие индийские божества.
В Интернете попадаются работы, в которых утверждается, что в Северном Китае, Монголии, США и ряде других мест были обнаружены человеческие черепа с рогами.
Таким образом, рогатость – это вовсе не атрибут дьявольщины и сатанизма, а характерная черта внешнего вида большой группы (или групп) и другим подобным существам (кстати, вначале в христианской церкви был святой с песьсей головой – св. Варфоломей).

Читайте продолжение статьи после фотографий

ღ Моисей и рога ღ

Нашла я преинтереснейший материал. Думаю многим он тоже будет любопытен.

Если вам доведется побывать в Риме и посетить Базилику Сан-Пьетро ин Винколи, то вы воочию увидите гробницу папы римского Юлия II, включающую 6 величественных статуй работы великого мастера Микеланджело Буонарроти. Одна из них – это легендарная статуя Моисея.

В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело Буонарроти своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако после ссоры с Папой Римским из-за финансирования проекта работа над надгробием была прервана. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, согласно шестому по счету договору в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Среди них была статуя «Моисея», на которой мастер работал с 1513 по 1516 годы…

Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться говорили "пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой"… в самом деле видел Бога.

Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: “Но почему ты не говоришь?” Я не был в Риме (надеюсь, когда-нибудь побывать), но видел гипсовый слепок с этой величественной статуи в московском Пушкинском музее... Это действительно потрясающее произведение искусства.

Единственный вопрос, который задают почти все, кто видит эту статую: «А почему у него рога???»

Моисей – великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, брат Аарона. Книга Исхода повествует о том, как Моисей вывел народ Израиля из египетского пленения, и о том, как он получил от Бога десять заповедей. Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане... А тут Буонарроти изображает его рогатым... как же так?

На самом деле "Рогатый" Моисей Микеланджело Буонарроти - в своем роде не уникален. По всей Европе "бродят" его не менее рогатые собраться. Например вот:

Кафедральной собор в Зальцбурге:

А вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция

"Место прописки" этого Моисея мне найти не удалось..., картинку нашел через google. Но какие тут у него рога...

Моисей из Рослинской часовни, Шотландия (Источник). Не могу не отметить, что там же сидят вот такие вотрогатые и ушастые чертята

Как же так вышло, что Моисей стал рогат?

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты" - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии.
Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что:

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"

По-русски “рогато было лицо его”

Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:

כי קרן אור פניו

Ну и для тех, кто, как я не читает на иврите

Ky qrn ‘wr pnw

Нас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

1) qeren – рог;

2) qeren – луч;

3) qaran – сиял, излучал, лучился

Таким образом перевод должен быть таким:

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Как святой Иероним мог так ошибиться? - не знаю... наверное лукавый попутал, дабы посмеяться и над одним и над другим... Так или иначе это уже дело Моисея и Иеронима, а они уж Там разберуться...

Кстати слово qeren в Ветхом Завете встречается лишь в трёх местах: Исх. 34:29, 30, 35. Т.е. только в этой истории про Моисея...

Надо отметить, что впервые Вульгата была издана при Сиксте V, под заглавием: «Biblia sacra vulgatae editionis» (Рим, 1590). Я не нашел подтверждения, но рискеу предположить, что именно при печати книги обнаружили ошибку и исправили, потому что позднее Моисей изображалася уже не с рогами, а просто с двумя лучами света, идущими из головы:

Гравюра Гюстава Доре, 1865:

Джентиле да Фабриано (фрагмент картины "Поклонение волхвов", 1423 год):


Берн, Швейцария, Мюнстерплатц (а лучи-то все равно похожи на рога):

А великому Рембранту Ван Рейну все рога были по боку (1659):

А что православные?

А православный народ о рогах Моисея и слухом не слыхивал! Потому что первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий были греками и первый перевод Библии в Россию принесли они! И основывали они его на упомянутой выше Септуагинте. В Исх. 34 во всех трёх местах где встречаются клятые grn мы видим разные формы от греческого глагола "доксазо" - возвеличивать, излучать славу, сиять, быть почитаемым.

Поэтому как и последующие переводы Библии, так и Елизаветинская Библия (1751), которую, надо сказать, до сих пор использует Русская Православная Церковь правильно переводят: 29 "яко прославися зракъ плти лица его"; 30 "бяше прославленъ зракъ плти лица его".

Другое дело, что европейская художественная традиция оказала влияние и на Россию. И если на представленной выше старинной канонической иконе ни рогов, ни лучей из головы Моисея не выходит, то вот например, росписи из Исаакиевского собора в Петербурге:

Ф.С.Завьялов, "Предсмертное завещание Моисея" (1848-1850):

Хотя вот там же: И.К.Дорнер, "Пророки Самуил, Моисей, Елисей" (1848-1852):

А вот этот вот Моисей "живет" в храме Христа-Спасителя:

Но так или иначе ни "лучистый" ни "рогатый" Моисей православному сердцу не люб. И не прижился он у нас ни в какую!

Альтернативные версии

Ну куда же без альтернатив. Вообще каким бы исчерпывающим не было объяснение "рогатости" великого пророка, все равно находятся люди, которые не могут ей удовлетвориться.

Версию о жене Моисея отбросим, а вот остальные:

Моисея прельстил не Бог, а дьявол

Мол это нечистый говорил с пророком и это он "наградил" его особым своим знаком. О логичности этой версии говорить не будем... Десять заповедей, после получения которых у Моисея как раз "рога и выросли" поминать не будем. Зададимся другим вопросом: откуда рога у дьявола, если он - падший ангел...

А вот ответ на этот вопрос найти куда сложнее, чем выяснить о "рогатости" Моисея. В Апокалипсисе Сатана описывается, как "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим" - но это явно не то. Почему у Сатаны рога и копыта - это видимо будет вопрос моего следующего исследования... Видимо образ рогато-хвостатой бестии с копытами, скорее всего вышел из образа греческих сатиров, которые, как и другие элементы языческой культуры, были объявлены церковью демоническим.

Скучная версия

Какая-то надуманная версия, воспроизвожу без комментариев:

У древних народов рога были признаком божественной власти и творческих способностей, а также символом плодородия в природе. Отсюда бараньи рога Моисея, Бахуса, и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.д., т. п.
В древности в иудейских храмах по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.
В средние века христианство обратилось против поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве символом сатаны и его приверженцев.

Моисей Марка Шагала:

Инопланетная версия

С Моисеем общались представители иных цивилизаций... Они вручили пророку прибор с двумя антеннами, с помощью которого он общался с ними всегда. Дальнейшие вариации варьируются от степени безумия автора... Комментировать их не буду. Видимо общались с Моисеем обитатели планеты Нирибу (О ней и о конце света 2012)

Он просто рогатый...

Вообще-то, рога у людей действительно бывают. П осути это аномалия, но в интернете можно встретить и такую версию:

Дело в том, что такая мощная мозговая структура как гиппокамп (по сути, “рога” внутри мозга) проецирует излучение двух своих миндалин на лобную часть головы, где, при интенсивной мыслительной работе и наблюдаются выросты костных тканей. Так, Юрий Лонго писал о своём якобы предке Димитриусе Лонго, известном факире и иллюзионисте, что, мол, “у деда под старость выросли рога”.

Вот и Моисей, от интенсивной мыслительной работы обзавелся рожками... Правда, в таком случае рога должны располагаться на лбу, а не на темени, как изображено у Микельанджело...

О рогатых людях
Моисей Дали (лучи или рога легко угадываются):

А что же значат-то рога?

Рога – символ призыва и сбора, а также знак могущества древних богов и правителей, символ крепости и славы. У народов Севера олений рог с десятью ответвлениями – знак шамана, имеющего власть над природой.

Рог символизирует животное начало, так как делается из кости. Если пастушеский рог стал символом умения говорить на языке животных, то охотничий рог ассоциируется с вызовом дикому зверю. В Италии рога служат охранительным знаком против сглаза, во всяком случае, на протяжении почти 2000 лет люди носили амулеты с их изображением.

Рог может быть знаком супружеской измены. Почему - тоже неизвестно есть версии, что это связано не столько с рогом, сколько с «рожками» из пальцев – символическим жестом победы удачливого любовника над обманутым мужем. Другая кроется в "рогах" рыцарей, уезжающих на войну и оставляющих дома скучающих жен...

Однако рог – это не только нарост на голове, но и посуда, а также музыкальные инструменты, сделанные из рогов животных. Например, рог Шофара, от звука которого рухнули стены Иерихона, и голос которого, согласно иудейским представлениям, будет слышен в день Страшного Суда. Или рог Роланда – символ воинской доблести. Как музыкальный инструмент рог, благодаря своему скорбному звучанию, является атрибутом Мельпомены – музы трагедии...
В заключении хочется сказать, да - рогатый Моисей - это ошибка перевода Библии, причем одна из самых известных. На нее любят указывать мусульмане или атеисты, обвиняя христиан в искажении своей веры... Так вот если уж вера и искажается, то никак не из за ошибок перевода. Да Моисей вместо света "обрел" рога... но при этом ни какое искажение не коснулось десяти заповедей, что он принес с Синайской горы и которые дал ему Бог...

В живописном квартале Монти в Риме (Roma), в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, спрятан один из величайших шедевров итальянского искусства - «Моисей» Микеланджело, образец великого мастерства и несравненной красоты.
Где находится: район Монти
Монти Monti - один из самых популярных и красивых районов Рима. Его пересекает улица Виа Кавур (Via Cavour), которая отходит от Виа-деи-Фори-Империали и достигает Эсквилинского холма.
Ближе к середине Виа Кавур, справа вы увидите крутую лестницу Виа Сан-Франческо-ди-Паола. Поднявшись по узким ступеням, вы выйдете на площадь Сан-Пьетро-ин-Винколи (piazza di San Pietro in Vincoli), над которой возвышается фасад одноименной церкви, отстроенный в шестнадцатом веке.

Церковь Святого Петра в оковах (Chiesa di San Pietro in Vincoli)
Сан-Пьетро-ин-Винколи была основана в пятом веке императрицей Евдоксией для хранения драгоценной реликвии: вериг, которыми был скован святой Петр во время заключения в Иерусалиме, и поныне находящихся под главным алтарем и выставляющихся для поклонения верующих ежегодно первого августа.
Церковь была перестроена в VIII веке, позже, в шестнадцатом веке, был возведен новый фасад и портик, а в восемнадцатом столетии был изменен и интерьер.
Портик на фасаде храма прорезан пятью арками, поддерживаемыми восьмиугольными колоннами, в капителях которых виден герб папы Юлия II. Внутреннее пространство церкви сохраняет базиликальную планировку, оно разбито на три нефа, разделенные двадцатью дорическими колоннами из греческого мрамора.

Скульптура
С 1545 года в правом трансепте церкви выставлен один из шедевров искусства шестнадцатого века - «Моисей» Микеланджело.
Колоссальная статуя, созданная в 1513 году для гробницы Юлия II, была выполнена по заказу Папы еще при его жизни. Работа над монументом была завершен уже после смерти Папы, который похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане (basilica di San Pietro in Vaticano).
Статуя, для создания которой Микельанжело обратился к образам, созданным Рафаэлем и Донателло, изображает величественного Моисея, опирающегося одной рукой на Скрижали завета, в то время как другая рука прикасается к длинной бороде, высеченной, по словам Вазари, с таким совершенством, что казалась «сотворенной кистью художника, а не резцом скульптора».
Микеланджело изображает момент после получения Моисеем заповедей на горе Синай, когда пророк обнаруживает израильтян, поклоняющихся золотому тельцу, знаку других богов. Моисей разгневан, он, кажется, намеревается встать и уничтожить все вокруг. Ярость находит выражение во вздувшихся венах и напряженных мускулах, оживляющих мрамор.

Любопытные факты
Из-за разногласий между Папой и Микеланджело скульптура, предназначавшаяся для собора святого Петра, была помещена в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Юлий II был полностью поглощен работами по реконструкции собора и отложил идею создания своего мавзолея.
Рожки на голове Моисея являются следствием неправильного перевода книги Исхода, где рассказывается о двух лучах, исходящих от головы пророка, спускающегося с горы Синай. Еврейское слово «karan» или «karnaim», означающее «лучи», могло быть спутано с другим словом «keren», то есть «рога».

По мнению многих критиков, это была одна из любимых работ Микеланджело, считавшего, что Моисей получился, как живой. Хроники рассказывают, что, закончив работу, художник ударил ее и воскликнул: «Но почему ты не говоришь!»

Недавно группа ученых из Римского университета «Ла Сапиенца», исследовавших, насколько сильное эмоциональное воздействие оказывает красота вообще, и в частности красота художественного произведения, производили измерения мозговой активности посетителей, любовавшихся «Моисеем» Микеланджело.

- (משֶׁה Моше) скульптура Микеланджело Еврейский законодатель, сплотивший … Википедия

Со скрижалями Завета. Картина 15 в. (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза завета Бога с Израилем, заключенного… … Энциклопедия Кольера

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564), итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Еще при жизни Микеланджело его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения. Юность. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 в … Энциклопедия Кольера

Моисей - Моисей. Скульптура Микеланджело. Капитолийский музей. Рим. МОИСЕЙ, в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождем этих племен Библия связывает их исход из Египта в Ханаан (Палестину), в ходе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Michelangelo Buonarroti) (1475 1564) итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического … Большой Энциклопедический словарь

Моисей - высекает своим жезлом воду из скалы. Мозаика. Моисей высекает своим жезлом воду из скалы. Мозаика. Моисей в преданиях иудаизма первый пророк Яхве, учащий еврейские племена его религии. С Моисеем как вождём этих племён Библия связывает их исход из … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Микеланджело Портрет Marcello Venusti (1535) Имя при рождении: Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni Дата рождения: 6 марта 1475 … Википедия

Книги

  • Рим. Путеводитель , Ольга Чумичева. Перед вами экспресс-гид по Риму, содержащий более 20 аудиоэкскурсий по городу. Экскурсовод расскажет Вам о самых интересных местах каждого района столицы. Практичный, полезный аудиогид… аудиокнига
  • Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве , Зигмунд Фрейд. В сборник произведений всемирно известного австрийского врача и мыслителя Зигмунда Фрейда включены работы, связанные общей темой - психоанализом художественноготворчества. Фрейд дает…

Микеланджело "Моисей". 1515 Мрамор. Высота 235 см Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим

В 1503 году на конклаве в Риме Папой католической церкви избрали кардинала Джулиано Делла Ровера, взявшего себе имя Юлий II. Этот незаурядный человек стал не только главой церкви, но оказался неплохим дипломатом и полководцем, за свои действия получившим прозвище Грозный. При его правлении, за счёт покорения Перуджи и Болоньи, существенно увеличились папские владения. При его содействии территориям Северной Италии удалось освободиться от французских войск. Его сильному характеру были чужды черты жадности, подлости, мстительности. Даже при непрекращающихся военных действиях, созданное им папское государство приносило существенный доход, а церковная казна к концу его правления составляла700 000 золотых.

В марте 1505 года Микеланджело пригласили в Рим для обсуждения усыпальницы Юлия II. В этом же году договор на создание гробницы был подписан. Вначале грандиозный проект, призванный увековечить на века имя Юлия II, должен был разместиться в базилике св. Петра.
«… Предварительные рисунки и описания дают возможность реконструировать план гробницы и её символическое значение. Усыпальница должна была олицетворять трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. На первом уровне должны были стоять статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Вверху - два ангела, несущие Юлия II в рай…» https://ru.wikipedia.org/wiki/Гробница_Юлия_II
Из-за финансовых затруднений наследников Папы, проект постепенно выхолащивался. Вместо отдельно стоящего мавзолея размерами 6 х 9 м., с окружающими его 40 статуями в 1545 г. в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, по последнему шестому проекту установили пристеночную гробницу, традиционную в те года. Центральной фигурой архитектурной композиции стала скульптура Микеланджело - Моисей.


«Евангелист Иоанн» Донателло

Основой композиционного решения скульптуры послужил «Евангелист Иоанн» Донателло. Ранее я уже останавливался на этой работе. Хоть скульптура апостола являлась новаторским достижением своего времени, но в ней Донателло, будучи 26 летним молодым человеком ещё не достиг поздних вершин. От «Евангелиста» Микеланджело позаимствовал положение фигуры. Микеланджело в пору ваяния «Моисея» было около 30 лет – небольшой возрастной перепад, но как разняться эти работы. Не до, не после на Земле не было создано ничего более мощного и прекрасного. Восхищает всё: совершенные пропорции, удивительное подчинение даже самых маленьких деталей общей форме, изумительное исполнение и конечно же смысловое содержание.

«…Он закончил мраморного Моисея высотой в пять локтей, и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ, впрочем, то же можно сказать и о работах древних: в самом деле, он сидит в величественнейшей позе, опираясь локтем на скрижали, которые придерживает одной рукой, другой же он держит ниспадающую прядями длинную бороду, выполненную из мрамора так, что волоски, представляющие собою трудность в скульптуре, тончайшим образом изображены пушистыми, мягкими и расчесанными, будто совершилось невозможное и резец стал кистью. И помимо красоты лица, имеющего поистине вид настоящего святого и грознейшего владыки, хочется, когда на него смотришь, скрыть покрывалом это лицо, столь сияющее и столь лучезарное для всякого, кто на него смотрит; так прекрасно передал Микеланджело в мраморе всю божественность, вложенную Господом в его святейший лик; не говоря уж о том, как прорезана и отделана одежда, ложащаяся красивейшими складками, и до какой красоты и до какого совершенства доведены руки с мышцами и кисти рук с их костями и жилами и точно так же ноги, колени и стопы в особой обуви; да и настолько закончено каждое его творение, что Моисея ныне еще больше, чем раньше, можно назвать другом Господа, пожелавшего руками Микеланджело задолго до того, чем у других, воссоздать его тело и подготовить его к воскресению из мертвых. И пусть… мужчины и женщины… отправляются к нему, чтобы увидеть его и поклониться, ибо поклонятся они творению не человеческому, а божественному…» Вазари.

По мнению историка искусств Михаила Либмана эта скульптура есть «…в определённом смысле портрет, физический и духовный, Юлия II…». Несомненно. Вождь – таким видела Италия Папу Юлия II. Вождь Мира Искусств всего Человечества – таким был и ощущал себя Микеланджело. И я бы добавил, что скульптура Моисея есть духовный и нравственный портрет самого Микеланджело и что это только часть идеи.

Формально пред нами предстаёт фигура Пророка после получения Скрижалей Завета.
«…И сказал Господь Моше: Вытеши себе две скрижали каменные, как первые; и Я напишу на скрижалях речи, какие были на первых скрижалях, которые ты разбил… И сказал Господь Моше: Запиши себе речи эти, ибо по этим речам заключил Я с тобою завет, и с Исраэлем. 28. И был он там при Господе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и Он написал на скрижалях речи завета, десять речений. 29. И было, когда спускался Моше с горы Синай, и две скрижали свидетельства в руке Моше, когда он спускался с горы, - и Моше не знал, что лучезарным стало его лицо, когда Он говорил с ним. 30. И увидел Аарон и все сыны Исраэля Моше, и вот, лучезарным стало его лицо, и боялись они подступить к нему…»
(Пятикнижие. Книга Шмот, раздел Тиса, глава 34)

Действие, которое развивается в скульптуре отражает значительный исторический промежуток. Оно начинается с тех пор, когда Моисей был призван вывести народ свой из Египетского плена, находит продолжение во времена получения скрижалей, охватывает период странствий по пустыне и никогда не заканчивается. Микеланджело необходимо было показать Моисея, не абсолютно независимым, вставшим во весь рост одиночкой, но титана постоянно черпающего силы из надёжного источника. Для этого он усадил своего героя на вытесанный прямоугольный камень, который здесь приведён как символ небесных устоев, продолжением которых являются две скрижали, дарованных свыше. Плите основания он придал свойства предначертанного пути. Мы видим, как вначале, даже ещё не всеми пальцами задней ступни он робко встаёт на основу. Его тело облачилось прочными одеяниями, защищающие от невзгод. Его волосы, его спутанная, тяжёлая борода символизирует народ, который ему суждено на себе носить. Эта непомерная ноша наполняет его взгляд печалью и тревогой, но одновременно и лучезарным светом, исходящим из чела в виде рожек. Его руки похожи на руки заботливой няньки пестующей дитя. Одна кисть подхватывает и оберегает снизу, а вторая кисть подтягивает к тем знаниям и законам, которые впоследствии должны уберечь от бед. И наконец, его выдвинутая вперёд нога, уже, вооружённая небесной поддержкой, твёрдо стала на каменистую почву и кажется теперь, что огромная фигура поднимется, выпрямится и сойдёт с пьедестала в вечность.

Используемые материалы.