Очень краткая история израиля. Создание Израиля – кратко

А нтисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. В Грузии, где Сталин вырос, не существовало еврейских гетто, и грузинская еврейская диаспора была ассимилирована в грузинскую культуру. Евреи в Грузии жили столетиями. Они появились в Закавказье из Палестины и Персии, а не из Европы, говорили на грузинском языке и имели грузинские имена. Антисионизм Сталина наиболее заметно проявился после войны, когда «еврейский вопрос» стал острой международной проблемой. Социальное и правовое положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции. Этому прежде всего способствовали отмена «черты оседлости» евреев и поддержка еврейской интеллигенцией социалистических идеалов. Однако СССР был антирелигиозным государством, и поэтому еврейские религиозные общины продолжали притесняться, но не больше, чем православные, мусульманские или католические. Буддизм был запрещен полностью. В СССР не было выходных дней или каникул, привязанных к каким-либо религиозным праздникам, и не только традиционно отмечавшиеся в России Рождество и Пасха считались рабочими днями, но и семидневная неделя была отменена в 20-е и в 30-е годы - до 1936 года. Заводы, фабрики, школы и другие учреждения работали на основе «шестидневок», пять рабочих дней и шестой - выходной. Это обеспечивало два выходных дня в конце тех месяцев, которые насчитывали 31 день. Все эти антирелигиозные и календарные реформы проводились еще в «ленинский» период советской власти, то есть до 1924 года. Пик антирелигиозных декретов наблюдался в 1921 году, совпадая с началом голода, более либеральной экономической политикой (НЭП) и окончанием Гражданской войны. Мусульманство и иудаизм труднее уживаются с коммунистическим режимом, чем православное христианство, так как они связаны с большим числом ритуальных обязанностей и содержат элементы законодательства. Легализация церкви, осуществленная Сталиным в 1943 году, касалась лишь православной религии и не распространялась на мусульманство, иудаизм и католицизм. В период войны и после войны особенно жестокие репрессии обрушились на мусульманские народы Кавказа и Крыма и на католические общины в Эстонии, Латвии, Литве и в Западной Украине. Государственный антисемитизм был скрытым и маскировался как борьба с космополитизмом. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Именно истребление евреев в Европе, осуществлявшееся с невиданной в истории цивилизаций жестокостью, привело к необходимости создания независимого еврейского государства. Это было возможно после войны только на территории Палестины, не имевшей и в 1945 году международного юридического статуса. Крымский проект ЕАК не мог быть альтернативой, так как на территории СССР создание действительно независимого еврейского государства было невозможно.

Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль. Можно сказать даже больше - без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в это время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение.

До 1918 года Палестина входила в состав Османской империи, и создание в Палестине еврейских поселений, финансируемое сионистскими организациями, было крайне трудным. После поражения центральных держав в Первой мировой войне и распада двух империй, Австрийской и Османской, происходило образование большого числа новых государств, границы которых, часто очень произвольно, определялись странами-победителями. Палестина осталась просто «территорией», мандат на управление которой вновь созданная Лига Наций передала Великобритании. На этой территории в 1919 году жили 568 000 арабов-мусульман, 74 000 христиан и 58 000 евреев. Британское правительство, в отличие от турецкого султана, не запрещало иммиграцию евреев-поселенцев, но ввело жесткую квоту, не превышавшую 10 тысяч человек в год. Арабы всячески противились заселению Палестины евреями, и весь период британского мандата на эту территорию был насыщен конфликтами между арабским и еврейским населением. В период Второй мировой войны резко возросла нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Это были, главным образом, беженцы из Европы и из Северной Африки, где шли сражения между германской и британской армиями. Постоянные конфликты вооруженных групп евреев с британскими гарнизонами стали обычным явлением. К 1946 году Британия не могла сохранять стабильность в Палестине и решила отказаться от своего мандата. К февралю 1947 года, когда в Организации Объединенных Наций была создана особая комиссия по Палестине, на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 000 евреев и 146 000 христиан.

Проблема Палестины оказалась очень трудной и для ООН. Великобритания, мандат которой истекал в мае 1948 года, настаивала на создании единого мультиэтнического палестинского государства. По этому принципу была создана в 1943 году соседняя независимая республика Ливан, управлявшаяся также с 1919 года Францией по мандату Лиги Наций. В Ливане в 1943 году христиане, православные греки, армяне и марониты составляли немногим меньше половины населения, около 7 процентов приходилось на друзов, и остальные были мусульманами, шиитами и сунитами примерно в равных пропорциях. Другие члены ООН, учитывая конфликтные отношения между арабами и евреями, предлагали создание федеративного государства по типу Югославии или Швейцарии. Этот проект был трудноосуществим, так как три основные религиозные и этнические группы в Палестине не имели достаточно изолированных территорий и были перемешаны.

Третий проект, который поддерживали прежде всего США и СССР, предполагал разделение Палестины на два самостоятельных государства - палестинское и еврейское. В состав еврейского государства могли войти районы с преобладанием еврейского населения с центром в Тель-Авиве, в состав палестинского арабского государства отходила большая часть остальной территории. Иерусалим предполагалось объявить «открытым городом» под международным контролем. Обсуждать проблему Палестины в Совете Безопасности ООН было невозможно, так как Великобритания имела в этом случае право вето. Решение проблемы могло быть достигнуто только голосованием на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Для подготовки проекта к голосованию была создана специальная комиссия по Палестине. Эта комиссия, работавшая несколько месяцев, рекомендовала для голосования в ООН именно тот проект двух государств, который поддерживали, прежде всего, США и СССР. Великобритания и все арабские и мусульманские страны были против. Главная сложность принятия рекомендованного проекта состояла в том, что по Уставу ООН за него должно было проголосовать не простое большинство, а две трети стран, входивших в ООН. В этих условиях позиция СССР, то есть Сталина, была критической. Сталин практически контролировал голоса пяти стран-членов ООН: СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Чехословакии и Польши. В 1947 году в ООН было всего лишь 60 членов. Страны, считавшиеся агрессорами в недавно закончившейся войне, - Германия, Япония, Австрия, Румыния, Венгрия и некоторые другие еще не были приняты в ООН. Большая часть африканских и почти половина азиатских стран все еще относились к разряду колоний.

Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, открывшаяся в сентябре 1947 года, приняла на себя обязанности временного комитета по Палестине и очень подробно обсудила все аспекты проблемы, заслушав не только доклад подкомитета, в который входили США и СССР, но и подкомитета мусульманских стран. Атмосфера дискуссии перед предварительным голосованием 25 ноября 1947 года была очень напряженной. В поддержку создания в Палестине двух независимых государств проголосовали 25 стран, 13 стран выступили против этого проекта и 17 стран, включая Великобританию и Югославию, воздержались. Югославия, хотя она входила в 1947 году в советский блок, поддерживала идею федеративной Палестины. СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия и Польша поддержали план разделения Палестины на два самостоятельных государства.

Но для квалифицированного большинства в две трети не хватало одного голоса. На Ассамблею ООН не приехали делегации Филиппин и Парагвая. Эти страны были в 1947 году сателлитами США, и их представителей срочно доставили в Нью-Йорк. Разочарованием для еврейских и сионистских организаций было и слишком большое число воздержавшихся. Даже наличие большинства в две трети за счет 27 голосов из 57 стран, принимавших участие в работе Генеральной Ассамблеи, обеспечивало все же очень слабый мандат. Дискуссия и интенсивное лоббирование в течение нескольких дней до окончательного голосования 29 ноября 1947 года были очень активными.

Председателем советской делегации на этой сессии ООН был Андрей Громыко, первый постоянный представитель СССР в ООН. В Москве в МИД наблюдение за работой советской делегации в ООН осуществлял главным образом Андрей Вышинский, в прошлом Генеральный прокурор, а с 1946 года заместитель министра иностранных дел СССР. Вышинский, в свою очередь, получал инструкции не столько от Молотова, сколько от Сталина, с которым он имел дружеские связи еще с периода 1908-1909 годов, когда они оба отбывали наказание в тюремной крепости в Баку за революционную деятельность - Сталин как большевик, Вышинский как меньшевик. Уместно привести отрывки из выступлений Громыко, чтобы были ясны аргументы советской делегации. Перед предварительным голосованием Громыко говорил общими словами:

«Сущность проблемы состоит в праве на самоопределение сотен тысяч евреев и также и арабов, живущих в Палестине... их право жить в условиях мира и независимости в их собственных государствах. Надо принять во внимание страдания еврейского народа, которому Ни одно из государств Западной Европы не смогло порочь в период их борьбы с гитлеризмом и с союзниками Гитлера в защите их прав и их существования... ООН должна помочь каждому народу на получение права на независимость и самоопределение...»

«...Опыт изучения вопроса о Палестине показал, что евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства - арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта по мнению советской делегации нельзя придумать...»

В решающем голосовании Генеральной Ассамблеи ООН 33 страны поддержали резолюцию о создании независимых арабского и еврейского государств; 13 стран голосовали против этого проекта, и число воздержавшихся уменьшилось до 10. Пять стран советского блока обеспечивали необходимое большинство в две трети. Если бы эти страны поддержали арабскую позицию, то соотношение «за» и «против» составило бы 28 к 18. Это не обеспечивало бы большинства в две трети, и поэтому создание Израиля не получило бы мандата ООН. Против создания Израиля в этом голосовании были мусульманские страны; Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен. Голосовали против также Индия, Греция и Куба Югославия и Великобритания, которые в дебатах выступали против создания независимого еврейского государства, при голосовании воздержались. Югославия не могла выступать против СССР, Британия - против США. Изменили свою позицию от первого к второму голосованию: Бельгия, Франция, Голландия, Новая Зеландия, Люксембург, Либерия, Гаити. Все эти страны в 1947 году сильно зависели от американской экономической помощи через план Маршалла. Возмущенные принятым решением в пользу Израиля, арабские делегации покинули Нью-Йорк до окончания работы OOH. Мандат Великобритании на Палестину истекал 14 мая 1948 года. В эти несколько месяцев до формального провозглашения государства Израиль евреи начали быстро создавать государственную инфраструктуру и армию. Все арабские страны, окружавшие в то время Палестину, начали готовиться к войне.

Когда Израиль был формально провозглашен 17 мая 1948 года независимым государством, то на следующий день США признало это государство, но только де-факто, что не подразумевало полных дипломатических отношений. СССР признал Израиль через два дня и, сразу де-юре. СССР был первой страной, установившей с Израилем дипломатические отношение США сделали такой же шаг лишь в 1949 году.

В день провозглашения Израиля самостоятельным Государством регулярные армии Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Йордании вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В этой войне именно Советский Союз оказал Израилю быструю и эффективную военную помощь. Через Чехословакию и Румынию в Израиль было отправлено по морю большое количество оружия всех видов. Большая часть это-го оружия была из запасов немецкого трофейного снаряжения. Поставки включали пулеметы, минометы, артиллерию и немецкие истребители «мессершмиты». Великобритания, напротив, поставляла оружие зависимым от нее арабским странам. Все эти страны, кроме Ливана, были в 1947 году монархиями, созданными Великобританией после Первой мировой войны. США объявили эмбарго на поставки оружия в этот регион.

Вместе с оружием из стран Восточной Европы в Израиль приехало большое число военных - евреев, имевших опыт участия в войне против Германии. Секретно отправлялись в Израиль и советские военные офицеры. Появились большие возможности и у советской разведки. По свидетельству генерала Павла Судоплатова, использование офицеров советской разведки в боевых и диверсионных операциях против британцев в Израиле было начато уже в 1946 году

Голда Меир, первый посол Израиля в Москве и в последующем премьер-министр Израиля, пишет в своих воспоминаниях:

«Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли ли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии и транспортировать через Югославию и другие балканские страны в те черные дни начала войны, пока положение не переменилось в июне 1948 года? В первые шесть недель войны мы очень полагались на снаряды, пулеметы и пули, которые Хагане [**] удалось закупить в Восточной Европе, тогда как даже Америка объявила эмбарго на отправку оружия на Ближний Восток, хотя, разумеется, мы полагались не только на это. Нельзя зачеркивать прошлое оттого, что настоящее на него не похоже, и факт остается фактом: несмотря на то, что Советский Союз впоследствии так яростно обратился против нас, советское признание Израиля 18 мая имело для нас огромное значение. Это значило, что впервые после второй мировой войны две величайшие державы пришли к согласию в вопросе о поддержке еврейского государства, и мы, хоть и находились в смертельной опасности, по крайней мере знали, что мы не одни. Из этого сознания - да и из суровой необходимости» - мы почерпнули ту если не материальную, то нравственную силу которая и привела нас к победе»

Очень часто высказывается предположение о том, что Сталин предполагал, что ему удастся присоединить Израиль к советскому блоку. Такого намерения у Сталина не было. Проамериканская ориентация Израиля была слишком ясной. Новая страна создавалась на деньги богатых американских сионистских организаций, которые оплачивали и то оружие, которое закупалось в Восточной Европе. В 1947 году многие и в СССР, и в Израиле считали, что позиция СССР в ООН определялась моральными соображениями. Громыко на короткий срок стал самым популярным в Израиле человеком. Даже Голда Меир в 1947 и 1948 годах была уверена, что Сталин помогает евреям из каких-то высоких моральных соображений:

«Признание Советского Союза, последовавшее за американским, имело другие корни. Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство»

В действительности, по мнению Сталина, создание Израиля отвечало в тот период и на обозримое будущее внешнеполитическим интересам СССР. Поддерживая Израиль, Сталин «вбивал клин» в отношения США и Великобритании и в отношения между США и арабскими странами. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина:

«Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»

Внешнеполитический прогноз Сталина в основном оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США.

Official Records of the General Assembly of UN. Second Session. 12th Meeting. - P. 69-70.

Ibid. 125th Meeting. - P. 1359; Речь Громыко А.А. на Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи 28 ноября 1947 года // Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. Часть II. - М.: Гос-политиздат, 1952. - С. 241.

Official Records... 128th Meeting. - P. 1424-1425.

Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 345; Sudoplatov... - Р. 293.

Meir Golda. My Life. - London: Wpidenfeld and Nicolson, 1975. -P. 188-189; Meup Голда. Моя жизнь. Автобиография. - Иерусалим: Б-ка Алия, 1990. - С. 258.

Ibid. - Р. 188; там же. - С. 257.

Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 349; Sudoplatov... - Р. 296.

Если начинать повествование со времени оно, то следует обратиться еще к раннему периоду истории, когда на будущей священной для 3-ех народов территории обитали неандертальцы. А историю или на иврите – Эрец-Исраэль (Земли Израилевой) – принято отсчитывать со 2-го тысячелетия до нашей эпохи, когда в этих краях жили, согласно священным текстам, патриархи еврейского народа: родоначальник иудеев Авраам, его сын Исаак и его внук Иаков.

Библия утверждает, что сам Создатель даровал этот теплый клочок земли евреям, и стало это место называться Землей Обетованной. Как бы то ни было, но от прошлого никуда не деться, а потому историю Израиля приходится исчислять с тех самых далеких веков, с первых иудейских поселений, которые ученые датируют периодом до нашей эры, приблизительно 12-ым веком.

Народ Израильский

Необычная судьба ждала младшего из детей-близнецов Исаака и Ривки, третьего библейского патриарха – Иакова. Именно он стал родоначальником народа Израилева – любимого Богом, избранного для просвещения других народов. После мистической схватки с Господом тогда еще обыкновенный пастух Иаков получил божественное благословление и символическое новое имя – Израиль. От 12-ти сыновей «Божьего героя» произошли 12 племен (или колен) еврейского народа.

Получается, что история народа Израиля — это судьба потомков детей Иакова. Разрозненные племена, когда-то, спасаясь от голода, пришедшие в Египет, за 300 лет проживания среди египтян образовали целый народ, вышедший из Древнего Египта и направившийся обратно в завещанную Всевышним землю.

Разобщенность израильского народа, неумение объединиться для общих целей – заставляли задуматься о причинах неудач. Иудеи пришли к выводу, что им необходим сильный правитель, и дальнейшая жизнь народа неразрывно связана с , их деяниями, созданием, а затем крушением еврейской империи. С появлением первого иудейского царя Саула произошло образование Израиля, как единой державы евреев. Сначала страну возглавлял Дом Саула, потом Дом Давида и, наконец, Соломон.

Кто не слышал в наши дни об основавшем Иерусалим царе-воине Давиде и о мудром царе-волшебнике Соломоне, построившем на Храмовой горе Первый храм и превратившем Иерушалаим в , их самый святой город?

Войны, кровопролития, борьба за свою землю, рождение новой религии, восстания иудеев, поражения, победы – все эти события происходили здесь на протяжении столетий. Лишь 20-ый век принес независимость еврейскому государству, но тут мы переходим уже к современной истории Израиля, которая происходила прямо на наших глазах.

Процесс рождения нового государства

К возрождению своего национального исторического места на Земном шаре евреи стремились на протяжении многих веков. Массовые преследования «иноверцев», уходящие корнями еще в далекий период походов крестоносцев, также требовали надежного убежища для людей, исповедующих иудаизм.

С момента возникновения в 1897 году сионизма, как оформившегося политического движения, и начался процесс создания Государства Израиль, продлившийся до середины века двадцатого.

Предпосылки рождения

Отсутствие правовой защиты способствовало гонениям на евреев и процветающему в Европе антисемитизму. Об основании страны для пребывающего в тяжелом положении народа говорили уже в 18-ом столетии. В частности, вопрос поднимался в 1781 году в английском парламенте британским политическим деятелем и философом Эдмундом Берком, призывавшим другие народы оказывать покровительство и поддержку евреям. Впрочем, тогда идея воспринималась утопической.

В трудах немецкого социалиста Мозеса Гесса, литовского проповедника Натана Фридланда и прусского раввина Цви-Гирша Калишера 2-ой половины 19-го века приведены практические этапы создания Израиля и возвращения отторгаемого всеми иудейского народа на историческую родину.

После того, как в начале 80-ых годов девятнадцатого столетия по Российской империи и всей Восточной Европе прокатилась волна массовых еврейских погромов, повсюду стали возникать сионистские группы и кружки, а параллельно (в 1882-1903 годах) происходила большая иммиграция евреев в Палестину – Первая алия. Год 1884-ый ознаменовался объединением сионистских кружков в организацию Ховивей Цион (с иврита название переводится, как «Любящие Сион»). Целью движения было переселение «народа Книги» в Палестину, возвращение в дарованную Богом землю, развитие там еврейских поселений, ремесленничества, сельского хозяйства – основание Израиля в реалиях современного мира.

Политическим ответом и реакцией на смертоносные формы антисемитизма стала идеология сионизм, возникшая с выпуском книги Теодора Герцля, которую основоположник течения опубликовал в 1896 году под названием «Еврейское государство». Убежищем для евреев рассматривала Палестину «Базельская программа», принятая в 1897 году проходившим в Швейцарском городе Базеле Всемирным еврейским конгрессом – первым в истории. Конгресс основал тогда Всемирную сионистскую организацию, начавшую воплощать в жизнь задачу прибытия евреев, разбросанных по странам планеты, на их исконную территорию – в Израиль. История создания государства для евреев, судя по дневниковой записи Герцля, берет свой старт именно с этого момента.

Смысл независимости

«Базельская программа» имеет большое значение в деле воплощения многовековой мечты дискриминируемого народа. Во-первых, с ее принятием закончилась дискуссия о местоположении будущего национального государства: его следует создавать только в Палестине, на самом деле являющейся исторической землей евреев. Во-вторых, были указаны три главные задачи, которые должно решить новое государство:

«выковать» подобающие свободному народу черты национального характера;

Сформировать национальную культуру независимого народа;

Уменьшить бесправность евреев, оставшихся в других странах (ведь у них будет, на что уповать).

Однако до фактической даты основания Израиля пройдет еще полвека, а пока предстояли следующие, не менее важные шаги.

Декларация графа Артура Бальфура

До чего же сложно в наши «новейшие времена» создавать на давно раскрашенном глобусе новую область другого цвета! Без помощи никак не обойтись, приходится на кого-то опереться. Вот и евреям в их борьбе за свой национальный дом необходима была сильная поддержка. Сионисты понимали, как необходимо для их цели согласие великих держав, но важно и одобрение Турции, которой до Первой мировой войны принадлежала верховная власть на палестинской территории.

Итак, сначала ориентировались на Германию и Турцию. Позднее, к 1915 году стали возлагать надежды на Великобританию, по-прежнему лелея мечту о скорейшем возникновении Израиля на карте мира. Деятели сионистского центра обещали поддерживать интересы Великобритании в ближневосточном регионе. Письмо 1917 года (от 2 ноября) сэра Артура Бальфура, возглавлявшего с конца 1916 года министерство иностранных дел Британии, направленное для передачи английской Сионистской федерации и через несколько дней опубликованное в «Таймс», известно, как «Декларация Бальфура». Английский министр заверял еврейскую общину в лояльном отношении Британии к основанию на просторах Палестины еврейского национального очага.

В благодарность за поддержку «Еврейский легион», сформированный добровольцами-сионистами, прилагал большие усилия, помогая английским войскам завоевывать Палестину. Судьба этой территории, обозначенная в «Декларации Бальфура», должна была быть признана в международном масштабе, за это вели совместную борьбу сионисты и британские дипломаты. Казалось, вот-вот осуществиться чудесная мечта, родится Израиль, история создания иудейской твердыни вступает в стадию активного претворения в действительность.

Но сказки не так быстро оборачиваются реальностью. Предстояла долгая и сомнительная дипломатическая игра: конференции, обмен письмами, договоры, статьи соглашений….

Британский мандат

В преддверии наступления опасных событий, которые, как мы теперь знаем, разразились мировым военным противостоянием, было создано международное объединение стран – Лига Наций. Следуя направлению бескровного урегулирования проблем и обеспечения коллективной безопасности, Лига Наций в 1922 году вручила мандат на Палестину Великобритании. По этому ответственному документу английские власти обязывались подготовить условия, в которых сможет родиться и жить еврейская страна. То есть, история образования Израиля по всем приметам подходила, наконец, к стартовой фазе, но так дело обстояло лишь внешне.

Конфликт двух народов

В планы Великобритании вовсе не входило содействие иммиграции евреев в Палестину и основание тут полноценной страны для граждан еврейской национальности. Не более чем самоуправляемое общество – вот что понималось английскими чиновниками под термином «национального еврейского очага».

Когда рост процента еврейских переселенцев привел к конфликту между прибывшими евреями и жившими на палестинской земле арабами и вспышкам арабского национализма, англичане поспешили ввести ограничения на приобретение евреями земельных участков и на иммиграцию евреев.

Что касается арабов, то история Государства Израиль их, однозначно, не интересовала, они такой страны не признавали категорически и даже половинчатую, крайне осторожную британскую политику воспринимали, как наносящую ущерб идее единого арабского мира. Регион буквально кипел от разгоравшихся противоречий. Великобритания отказалась от своих обещаний и сионистским, и арабским лидерам, местные конфликты решены не были, попытка создания двунациональной державы — «общего дома» для обоих народов — ни у того, ни у другого понимания не нашла. Почувствовав себя преданными английскими властями, вожди сионистского движения отказались в дальнейшем признавать законные права Британии на управление Палестиной.

Период Второй мировой

Начавшееся в 1939 году беспрецедентное по своим масштабам мировое побоище вновь отодвинуло для Израиля год основания, многострадальный «народ Книги» пережил чудовищную Катастрофу, все надежды на собственное надежное убежище растаяли, как мираж.

И все-таки сионисты от национальной идеи не отказались. Пусть в период Второй мировой евреи в палестинском населении большинства еще не составляли, но свою численность значительно увеличили, доведя до 31 процента к 1947 году. Возникший на 16-ом сионистском конгрессе в 1929 году Сохнут (или, по-другому, Еврейское агентство) к концу войны уже, по свидетельству комиссии ООН, выполнял правительственные функции. Поселенцы продолжали в Палестине деятельность по созиданию эффективной структуры управления, с тем, чтобы, когда наступит дата создания Государства Израиль, вся инфраструктура для руководства собственной страной, ее развитием и процветанием была бы подготовлена.

План ООН

Так и не сумевшая воспрепятствовать мировому кровопролитию Лига Наций была официально распущена в 1946 году. Поэтому отказ английского правительства от палестинского мандата в 1947 году принимался уже новой международной организацией – ООН, предложившей свой план разрешения арабо-еврейских противоречий на Ближнем Востоке. Речь шла о разделе Палестины на еврейскую и арабскую страны и превращении Иерусалима в нейтральный город международного статуса.

Еврейское большинство поддержало план ООН, предвкушая близкое обретение исторической Земли Израиля. Как образовался непримиримый антиеврейский лагерь — до наших дней изучают специалисты-историки, философы, аналитики. Причины можно исследовать, но факт остается: руководители арабских государств компромиссного предложения не приняли и план международного организации отвергли, пообещав всячески мешать его реализации.

Крупнейшие и сильнейшие на тот исторический момент страны планеты – США и СССР – по своим (очень различным) политическим соображениям поддержали проект раздела Палестины.

Провозглашение и первые шаги

Право евреев на национальное самоопределение и проживание в собственной стране превратилось в свершившееся обстоятельство в 1948-ом, являющимся годом образования Израиля: 14 мая в Тель-Авиве, в бывшем доме первого тель-авивского мэра Мэира Дизенгофа (ныне это — здание Тель-Авивского музея искусств) на бульваре Ротшильда Давид Бен-Гурион для всего мира провозгласил рождение еврейской державы. Интересно, что время и место прохождения церемонии держалось в секрете до последней минуты – из опасения перед неприятельской бомбежкой, партийными и религиозными выступлениями.

А на следующий день молодое государство уже вступило в войну с армиями пяти стран-участниц Лиги арабских государств, защищая от нашествия свою только-только обретенную независимость, свой шанс быть и возможность свободно существовать на Земле, наряду с другими народами.

Всего в четверть часа можно изложить краткую историю Израиля на видео, но сколько трагедий, загубленных жизней и несостоявшихся судеб стоит за небольшим очерком!


Еврейская страна себя отстояла, к марту 1949 года арабо-израильский конфликт затих, исчерпав себя — к сожалению, временно. Не прошло и 10-ти лет, как в 1956 году последовала «Синайская компания», когда израильской армии потребовалось противостоять тройственному военному союзу Иордании, Сирии и Египта. Через 11 лет, в 1967 году — Шестидневная война с теми же участниками. Противостояние длилось до 1970 года, после подписания соглашения с Египтом установилось несколько лет относительной тишины.

Вся история возникновения Израиля нашего времени связана с бесконечным количеством печальных моментов, конфликтных ситуаций, бесполезных ожиданий…. Появлению «младенца» предшествовали долгие и мучительные «роды». Но смог ли «ребенок», уже пришедший на Землю, развиваться в любви и спокойствии? Нет! Мирную жизнь вновь взорвали в 1973 году, 6 октября, в священный для иудеев Йом Кипур. Этот конфликт с Сирией и Египтом вошел в летопись под именем Войны Судного дня.

Настоящий мир до сих пор не пришел в Землю Обетованную. Страна 3-х религий, мечетей и синагог по-прежнему пребывает в окружении враждебных лагерей. Шестьдесят шесть лет назад, в год создания Израиля евреи обрели:

Независимость,

Государственный герб и «Ха-Тиква».

Но достаточно ли все перечисленное для того, чтобы называться «надежным домом»? Вера – вот что имеется у евреев с избытком. И они продолжают верить: в успешную экономику, стремительное развитие, в достижение прочного мира и в будущее, без наступления которого бессмысленно все прошлое.

То, что государство Израиль был образовано в 1948 году по решению ООН известно. Но интересно то, что возник в начале 20 века, как пригород - за 12 лет до этого, в 1897 году, Сионистский конгресс провозгласил право евреев на возрождение собственной государственности.

Противостояние с арабами на государственном уровне возникло еще в 1945 - соседние государства объявили экономический бойкот еще не образованному де-юре Израилю. А вообще, все началось гораздо раньше, за 25 лет до этого.

Опустим историю первого Израильского государства, которое было на заре нашей эры окончательно ликвидировано римлянами в результате попытки израильтян обрести независимость от Империи. Об этой страничке Израиля написано очень много: и про Египет, откуда евреи совершили Исход, и про то, как они отвоевывали эти земли у местных народов, и про владычество здесь Ассирии, Вавилона, Персии, Македонии.

Немало сказано и о разборках в семье родоначальника еврейского народа Аврама (между его бесплодной до 90-летнего возраста женой Сарой и наложницей-египтянкой Агарь, родившей Авраму сына Измаила – прародителя арабов — и изгнанной за это по наущению жены-еврейки). Оставим все это для историков и религиозных фанатиков. Начнем с 19 века нашей эры.

К 1800 году евреев в Палестине было меньше 2% — практически все население состояло из мусульман. Евреи жили компактно в Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. К 20 веку евреев в Палестине было уже больше 5%: это переселение было следствием погромов в Восточной Европе. Тогда же появились и первые кибуцы.

Поиск отелей

Дата заезда

Дата отъезда

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Во время Первой мировой войны в составе Британской армии был сформирован Еврейский легион, сражавшийся за Палестину. Это послужило поводом для возникновения документа (Декларации Бальфура), в котором была дана положительная оценка идеи создания еврейской общины на этой территории. Дома для евреев, а не еврейского государства — Палестину по-прежнему в основном населяли арабы.

С 1922 года Великобритания имела мандат на Палестину, врученный ей Лигой наций для создания всех необходимых условий для создания еврейской общины. Однако напористое стремление евреев к самоопределению и разделу Палестины, повсеместное притеснение ими местного населения на обживаемых территориях (богатые евреи скупали земли у богатых арабов, сгоняя с них мелких арендаторов и оставляя без заработка арабов-батраков, предпочитая им евреев), привело к множественным межэтническим конфликтам. Это даже послужило поводом для ограничения еврейской иммиграции. Но за последующие 25 лет еврейское население Палестины увеличилось до 33% — причиной этому послужили события в Польше, Венгрии, а затем в Германии.

Евреи всегда мечтали создать собственное государство именно на своей исторической родине, которой считали Палестину. У территории этого государства к концу Второй мировой войны отсутствовал международный юридический статус. До 1948-го там действовал британский мандат на управление территорией страны, и Сталин не упустил возможности активно поучаствовать в дальнейшей судьбе данного государства. Немаловажную, если не основную, роль в этом сыграло желание со стороны СССР умалить внешнеполитические возможности Великобритании и ее союзников из арабских стран.

Евреи в Палестине постоянно чувствовали себя не в своей тарелке – с начала XX века в этой стране проживали свыше полумиллиона арабов-мусульман, более 70 тысяч христиан и только около 60 тысяч евреев. Количество иудеев-иммигрантов постоянно ограничивалось, пока действовал британский мандат на управление Палестиной, между арабами и иудеями регулярно вспыхивали конфликты.

Вторая Мировая война спровоцировала большой поток в Палестину нелегальных еврейских иммигрантов. В основном вследствие постоянных стычек между евреями и британскими войсками Великобритания и была вынуждена отказаться от мандата на владение Палестиной. К 1947 году количество евреев в этой стране в сравнении с данными на начало века увеличилось более чем в 10 раз.

Организация Объединенных Наций не знала, что делать с этой ситуацией. Идея создания в Палестине мультиэтнического государства, как в Ливане, ощутимой поддержки не нашла. Америка и СССР выступали за разделение страны на два самостоятельных субъекта внешней политики. Противниками данного проекта была Великобритания вместе со всеми арабскими и мусульманскими странами-членами ООН.

Проблемой было главенство стран, входивших на тот момент в Организацию Объединенных Наций, – требовалось две трети голосов для решения вопроса о создании Израиля по проекту СССР и США. Будущность Израиля обсуждалась в крайне напряженной обстановке, и до последнего момента отсутствовала ясность в том, чья возьмет.

Приобрело в 1948 году, когда Бен Гурион объявил на весь мир о провозглашении независимого суверенного государства Израиль.

Это заявление Бен Гурион прочитал в здании музея на улице Ротшильда в Тель-Авиве. Независимость Израиля была провозглашена за один день до окончания британского мандата на управление Палестиной.

Тогда при создании Израиля в Декларации о его независимости писалось, что в ноябре 1947 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой еврейское независимое государство Израиль было создано в Эрец-Исраэле.

Та же декларация Организации Объединенных наций подчеркивала, что, как и любой другой народ, еврейский народ может быть независимым, имеет право на свободы и независимость, а также на суверенитет в своем независимом и суверенном государстве.

Сразу же суверенное независимое государство Израиль открыло свои границы для репатриации еврейского народа со всех стран мира, а единственной целью – объединения всех евреев, рассеянных по миру. В Декларации об основании Израиля говорилось также, что новое государство приложит максимально много усилий для развития нового еврейского государства и блага еврейского народа. Основным постулатом декларации звучали слова о том, что отныне политическое устройство государства Израиль направлено на развитие и сохранение таких главных демократических устоев как свобода и справедливость, мир и спокойствие, а также полностью будет соответствовать всем учениям древнееврейских пророков.

Главными государственными принципами будут: полноправие граждан страны, как в вопросах политических, так и в общественных, при этом не зависимо от его вероисповедания, пола и расы. В Декларации, об основании Израиля говорилось, что каждому гражданину государства Израиль будет гарантировано свобода слова, свобода вероисповедания, свобода совести, право говорить на родном языке, право на хорошее образование, на сохранение культуры и , на достойное развитие.

И еще, в Декларации четко говорилось о том, что новое государство будет свято хранить на территории Израиля памятники и всех трех религий, а также будет придерживаться и соблюдать принципы Хартии ООН.

Сразу же в 1948 году, после провозглашения независимости государства Израиль, было объявлено о том, что новое независимое государство будет и готово к сотрудничеству с Организацией объединенных наций, с ее органами и представительствами по вопросам введения в жизнь резолюции принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1947 года.

А, кроме того, новое государство будет предпринимать все возможные шаги по осуществлению экономического единства Израиля.

Тогда же, при создании Израиля, после провозглашения об образовании нового еврейского государства, арабскому населению, которое проживает на территории Израиля, было выдвинуто воззвание о соблюдении мира и принятия участия в строительстве и возрождении нового суверенного государства, в основе которого будут стоять равноправие. Всем , проживающим на территории Израиля, было обещано равное представительство во всех учреждениях и организациях государства.

В год провозглашения независимости государства Израиль протянул руку для добрососедских отношений со всеми государствами-соседями, их народам, воззвал сотрудничать с народом Израиля, с народом, который так долго шел к независимости на своей земле.

В декларации говорилось так же о том, что Израиль обязательно внесет лепту в скорейшее развитие Ближнего востока.

Первым государством, которое де-факто приняло Израиль, стало государство – Соединенные Штаты Америки. Президент Трумен объявил об этом в 1948 году 14 мая, сразу же после Декларации о Независимости, провозглашенной Бен Гурионом. Страна, которая первой признала Израиль де-юре – стал Советский Союз. Это произошло в мае 1948 года, после основания Израиля и провозглашения суверенного Израиля. А уже через год суверенное независимое государство Израиль стало членом Организации объединенных Наций.

Создание Израиля проходило болезненно и довольно тяжело. После провозглашения Декларации о Независимости, на второй день существования нового независимого государства на его территорию вступили вооруженные армии арабских государств: Сирии, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ливана, Йемена, Египта. Они и начали войну против Израиля. Цель нападения была одна – уничтожение еврейского государства, так как страны арабского мира не признали новое государство Израиль.

Израильская армия с честью отвоевала свою независимость, в дальнейшем война 1948 года будет иметь названии Войны за Независимость. Надо добавить, что израильтяне не только отстояли свою независимость, но и отвоевали часть арабских земель, тем самым, расширив территорию Израиля. Война закончилась в июне 1949 года, только через год был подписан мирный договор, в котором говорилось о прекращении военных действий.

В тяжелое время, время войны, проходило становление и создание Израиля как государства. стала существовавшая на полуподпольном положении организация ХАГАНа, а в 1948 году Бен Гурион, ставший первым в истории независимого государства премьер-министром, подписал указ о создании спецслужбы «Шай», основной функцией которой было проведение всех видов разведки: контрразведки, разведки.

В дальнейшем из одной службы были произведены сразу три разведывательных управления: военная разведка, политическая и контрразведка. Создавались все три спецслужбы в новом государстве на основе спецслужб Британии. Сегодня эти спецслужбы имеют названия – служба Военной разведки Израиля АМАН, Общая служба безопасности «Шабак» – так стала называться контрразведка, и «Моссад» – такое название имеет политическая разведка.

При создании Израиля было установлено политическое и государственное устройство страны.

Глава государства Израиль – Президент. Его избирают члены Кнессета на семь лет тайным голосованием. Первым президентом нового государства Израиль был Хаим Вейцман. По Президент Израиля не имеет полномочий власти, скорее является представительской фигурой в политической иерархии. Президент – это символ государства, его задача – выполнять представительские функции. Что же может президент в Израиле? Кроме представительских функций, он утверждает новый состав правительства после очередных выборов, а также предоставляет амнистии осужденным.

При основании Израиля высшим законодательным органом власти был определен – Кнессет. Это парламент, в состав которого входит 120 депутатов, избирающиеся по партийным спискам, с помощью прямого голосования. Первый Кнессет заработал после первых выборов в 1949 году. Центральный исполнительный орган – правительство. Во главе правительства находится премьер-министр, который фактически и является главой государства Израиль. Первым премьер-министром был Бен Гурирон.

Высший орган судебной власти государства – Верховный суд, который в Израиле имеет название Высшего Суда Справедливости. Все основные правительственные и государственные учреждения и организации находятся в .

Исполнительная власть при создании Израиля также была определена – это мэры городов, которые избираются на местах с помощью прямого голосования. И еще, от государства не отделена, а потому в городах имеются еще религиозные советы, состоящие из духовных лиц Израиля. Услуги, которые предоставляют религиозные советы касаются в основном культовых обрядов и служб, заключения актовых состояний: брака, развода, рождения или смерти.