Марианны лукашенко и натальи ключ.

Ваш ребенок долго собирается? Рюкзак в школу за него складываете вы? В детской комнате из-за разбросанных по полу игрушек уже и ногу некуда поставить? Вещи ребенка лежат (висят, валяются) везде, но только не там, где они на самом деле должны быть?

Вместо того чтобы постоянно ругать сына или дочь за безответственность, познакомьте их с тайм-менеджментом - научите правильно организовывать свой день.

Кому и зачем?

Несобранный ребенок не только страдает сам (его отчитывают за опоздания и медлительность), но и заставляет мучиться всю семью, ведь ругая малыша вы вряд ли получаете удовольствие. Поэтому, ознакомив ребенка с тайм-менеджментом, вы и ему поможете и в семье создадите благоприятный климат.

Приведенные ниже советы больше подойдут дошкольникам и детям младшего школьного возраста, хотя для старшеклассников они тоже могут оказаться полезными.

Путь к счастью всей семьи состоит из 22-х «недельных» шагов.

Шаг 1. Здравствуй, календарь!

Вначале следует пояснить ребенку, зачем нужен календарь. Для этого, прежде всего, необходимо приобрести «наглядное пособие», т. е. непосредственно сам календарь. Заметьте, цифры и названия дней недели/месяцев не должны быть слишком мелкими: желательно, чтобы с расстояния в 2-3 шага ребенок мог их четко рассмотреть. Рядом с каждым числом должно быть свободное место, оно пригодится для пометок или наклеек. Также очень важно, чтобы ребенку календарь нравился, ведь это не просто деталь интерьера, а полноценный рабочий инструмент.

К концу недели ребенок должен знать «устройство» года: знать, сколько дней и месяцев в году или сезоне, дней в месяце или неделе.

Шаг 2. Самое-самое

Теперь необходимо отметить на календаре наиболее важные для ребенка даты: его день рождения, дни рождения ближайших родственников и друзей, праздники, отмечаемые в семье, каникулы, даты путешествий (если уже намечены), даты тестирований или экзаменов.

Также на данном этапе рекомендуется взять 2 листа бумаги, и попросить ребенка на первом листе изобразить все то, чему он научился за предыдущий год, а на втором - то, чему он хотел бы научиться в текущем. Обсудите с сыном или дочкой, что ему/ей следует сделать, чтобы достичь желаемого. Например, если ребенок хочет научиться красиво петь, то ему следует записаться в музыкальную студию.

Шаг 3. «Жесткое» расписание

На данной неделе следует зафиксировать в календаре обязательные дела, повторяющиеся из недели в неделю. Например, понедельник—четверг - танцы, а вторник—пятница - рисование. Напротив каждого «занятого» дня рисуем или клеим определенный символ. Допустим, напротив дня с танцами ставим красный кружок, а напротив дня с рисованием - синий. Подобные обозначения можно придумать и для домашних занятий. Например, по вторникам и четвергам - изучение английского дома - помечаем зеленым квадратиком.

Не забывайте, что все условные обозначения необходимо внести в одну памятку, чтобы первое время ребенок мог быстро понять, что есть что.

Шаг 4. Коробок много не бывает

На этой неделе настало время избавиться от беспорядка. Для этого придется приобрести или найти множество ящиков и коробок. Можно использовать бумажные коробки из под обуви, а можно приобрести деревянные коробки типа «Труфаст» или пластмассовые контейнеры.

Каждая из коробок будет предназначена для вещей определенного типа. Например, одна - для вещей для бассейна (шапочка, плавки, очки и т. д.). Другая - для нижнего белья, третья - для игрушек, четвертая - для украшений, пятая - для вещей для детского сада (чешки, шорты, футболка, карандаши, игрушка и т. п.).

В результате должно появиться множество подписанных (!) ящичков. Теперь в шкафу и на полках будет царить порядок, ведь все вещи рассотрированы по коробкам.

Заметьте, убирать внутри коробок ребенок научиться чуть позже, скорее всего первое время вам придется делать это вместе с ним. Но постепенно он привыкнет и с каждым разом будет раскладывать игрушки, одежду и остальные вещи все аккуратнее.

Кстати, благодаря появлению в доме коробок, ребенок начнет собираться гораздо быстрее. Во-первых, у него будет уходить меньше времени на поиски нужных вещей, а во-вторых, он начнет гораздо быстрее убирать те, которые рассыпаны на кровати или полу. Ведь согласитесь, закинуть все игрушки в одну коробку гораздо быстрее, нежели расставлять их по разным полочкам.

Шаг 5. Готовим шпаргалки

Не зависимо от того, пользуетесь ли вы тематическими коробками или нет, пора готовить шпаргалки - списки вещей, необходимых для того или иного дела. Например, собираясь на хореографию, ваша дочка должна взять: балетки, купальник, юбку, лосины, заколки. Собираясь в школу, ребенок должен не забыть: пенал, тетради, дневник, учебники и т. д. Подобные списки помогают ничего не пропустить и тратить меньше времени на сборы.

Если идея с коробками вам понравилась, значит вложите шпаргалки в коробки соответствующей тематики: к вещам для рисования - список вещей, которые необходимо взять в художественную школу; к вещам для плавания - список вещей, которые понадобятся в бассейне.

Шаг 6. Поощрения и наказания

Что же делать, если ребенок не желает собираться (одеваться, убираться) сам? Поощрять или ругать, но не просто ругать, а ругать аргументировано.

Примеры поощрений:

  • Если ты сейчас сама оденешься, то у меня будет время пропылесосить, а значит, после хореографии мы сможем подольше погулять.
  • Если ты быстро уберешь игрушки, то еще успеешь посмотреть перед сном мультфильм.

Примеры наказаний:

  • Если ты будешь плохо себя вести в магазине, то больше мы с тобой туда не пойдем, чтобы не пугать других людей твоим криком.
  • Если ты будешь убегать от меня на улице, то в лес за грибами я тебя не возьму, так как боюсь, что ты убежишь и потеряешься.

Ругая ребенка за проступок можно проводить аналогию со взрослыми делами. Например, если ребенок лениться и чего-то не делает, можно сказать: «Если я тоже буду лениться и не буду работать, то у нас не хватит денег на игрушки».

Шаг 7. Знакомство с таймером

Чем больше предстоит сделать, тем сложнее приступить. Причем не только детям, но и взрослым. Кажется, что довести дело до конца просто невозможно. И если у взрослых есть волшебное слово «Надо», то как же дети?

А детям нужно подарить таймер! С ним любое дело будет спориться. Скажите, что убирать (писать, читать, складывать, чистить зубы) ребенку нужно лишь пока тикает таймер и все. Малыш поймет, что предстоящее занятие не бесконечно и ему будет гораздо проще приступить к работе.

Шаг 8. Подарки

Подарки тоже могут служить хорошим поощрением. Только ни в коем случае не стоит покупать подарок за каждое хорошо выполненное дело или, наоборот, не покупать обещанный презент, если работа выполнена плохо или вообще не сделана.

Как же поступать? Для начала составить с ребенком список подарков, которые бы он желал получить. Причем все подарки следует разбить на 3 группы: дорогие, со средней стоимостью, недорогие (как именно разбивать каждый решает исходя из семейного бюджета). Далее составленные списки попадают в полное распоряжение ребенка. А значит, он может их дополнять новыми подарками или вычеркивать те, которые он уже получил или перехотел.

Теперь нужно объяснить ребенку, что чем больше дел он будет делать сам, тем больше у вас будет свободного времени, а значит, тем больше вы сможете заработать (например, выполняя надомную работу или работая в Интернете) и тратить на его желания. Чем лучше он будет учиться, тем меньше средств придется тратить на репетиторов и тем больше останется на приобретение желаемых им вещей.

Шаг 9. Первые списки

У каждого ребенка есть обязанности: чистка зубов, уборка в комнате, вытирание пыли и другие. Чтобы ребенок не забывал об обязательных рутинных делах, следует занести их в списки задач.

Для этого на листе бумаги нужно начертить 3 одинаковые таблички (по 8 колонок в каждой). Первая колонка - это непосредственно дела, остальные 7 - дни недели. Дела, записанные в первую табличку, следует выполнять утром, во вторую - днем, в третью - вечером. На пересечении дела и дня недели нужно поставить пометку (наклеить наклейку либо поставить галочку).

Дело из списка уже сделано? Пусть ребенок обведет галочку в кружочек или заштрихует наклейку.

Утро

Дело Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Чистка зубов v v v v v v v
Уборка в комнате v

С чего стоит начинать знакомство детей с тайм-менеджментом, мы рассказали. О том, как приучать ребенка к самоорганизации дальше читайте в следующей статье. Удачи!

Что такое тайм менеджмент? По сути, это распорядок дня, в более организованной форме. Тайм менеджмент часто применяется на предприятиях, для организации своей деятельности крупных руководителей, бизнесменов, инвесторов и т.д. Но в этой статье я хочу затронуть тему тайм менеджмента для детей. И т.к. сайт этот посвящен бизнесу, то и речь пойдет о том, как сделать из ребенка успешного организованного человека, который в перспективе займет высокую должность или станет предпринимателем. Материал этот будет полезен как состоятельным людям, которые хотят сделать из своих наследников грамотных и ответственных людей, так и рядовым гражданам, которые просто желают хорошего будущего своим детям.

Как правило, родители не интересуются вопросом тайм менеджмента для детей, а если и интересуются, то просто хотят составить им приблизительный распорядок дня, в котором они научатся помогать взрослым. Далее речь пойдет не об этом, но не спешите закрывать страницу, потому что прочитав статью до конца, у вас появится возможность сделать из своего ребенка успешную личность, которая знает цену своему времени и ответственно к нему относится.

Дети неорганизованны!

В основном, как дети, так и подростки являются достаточно неорганизованными. Они не умеют распределять свое личное время, не умеют совмещать полезные дела с отдыхом и успевать сделать все запланированное. Причем некоторые дети могут целый день проводить в развлечениях, при этом совершенно не занимаясь обучением либо иным трудом, а некоторые абсолютно наоборот: все время тратят на дела, при этом совсем не отдыхая. Оба варианта в равной степени неправильны, и чтобы исправить ребенка на ранних этапах, нужно применять методики тайм менеджмента.

Не доходите до банальщины!

Многие люди ошибочно полагают, что в жизни нужно все планировать. Не нужно считать, что все успешные люди составляют распорядок дня на следующие полгода и четко ему следуют. Не и еще раз нет! Такая жизнь будет просто скучна и банальна, она не будет приносить никакого наслаждения и, соответственно, будет бесполезной лично для вас.

Распорядок и план нужен, но он не должен быть строгим. К примеру, вы можете запланировать сделать 5 дел на сегодня, но в каком порядке вы будете их делать, когда именно и сколько времени потратите на каждое из них – решать не плану, а лично вам, точнее, вашему ребенку. Конечно, если ваше чадо вообще неорганизованно, то на первых парах можно составлять более четкие распорядки дня, но потом потихоньку расширять рамки. Люди, живущие по строгому графику, никогда не становятся успешными только потому, что их жизнь скучна и не приносит никакого наслаждения.

Какой смысл вообще жить, если вы изо дня в день делаете одно и то же. И при этом не важно, сколько у вас денег, ведь даже черная икра на завтрак может вам надоесть, если вы будете есть её каждый день на протяжении нескольких месяцев. Так же само и ваш ребенок не будет доволен своей жизнью, если загнать его в узкие рамки и постоянно контролировать. Я знаком со многими подростками, которых с детства учили делать то, что написано в их расписании.
Да, они хорошо учатся, достаточно начитанные и образованные, но реализоваться в жизни не могут, потому что просто не хотят, у них нет мотивации. Могу поспорить, что если эти люди не изменятся, то максимум, что им светит – это учительская зарплата и рутина на протяжении нескольких десятков лет.

Цель тайм менеджмента для детей!

На самом деле, целей можно поставить много.
К примеру, научить ребенка помогать по дому, заставить его учиться и т.д., но речь сейчас пойдет о том, как сделать из него успешного человека, который впоследствии может рассчитывать на отличную карьеру, уважение со стороны коллег или даже на собственный бизнес.


  1. Не стоит забывать и про отдых, и про развлечения. Если полностью погружать ребенка в работу, то он не будет доволен такой жизнью и потеряет стимул. Как минимум 3 часа своего личного времени он должен тратить так, как ему хочется, и как минимум 9 часов спать. Все остальное время может занимать учеба и пр. полезные занятия.
    В идеале эти самые полезные занятия должны быть приятными для ребенка и приносить ему удовольствие. К примеру, это может быть посещение кружка или обучение в форме игры. Запомните: чем довольнее будет ребенок, тем лучше он усвоит информацию.
  1. Распорядок дня должен быть разнообразным, а не включать в себя лишь одни и те же мероприятия. Придумывайте для ребенка новые занятия, отдавайте в новые кружки и т.д. Тогда он станет более устойчивым к переменам в жизни и ему начнет это нравиться.

  1. Поощрения – основной элемент любого воспитания. Что касается наказаний, то если они и могут иметь место, то не должны быть слишком суровыми. Телесные наказания, которые так популярны среди людей славянского менталитета, не просто неэффективные, но и незаконные. Как вы собираетесь привить ребенку принцип законности и правопорядка, если сами против него этот закон нарушаете?
    Как правило, дети просто озлабливаются на таких родителей, уходят в себя или находят не слишком хорошую компанию. Таким образом, поощрения должны преобладать над наказанием, иначе в воспитании не будет абсолютно никакого смысла.
  1. Если вы хотите привить основы тайм менеджмента ребенку с малого возраста, то рекомендуется делать это в форме игры. Придумайте для него своеобразный квест, в котором он в течение дня должен будет сделать несколько дел. В таком случае ему будет интересно, и информацию усваивать он будет намного лучше.

Задача тайм менеджмента!

Вы должны стремиться, чтобы ребенок сам начал создавать себе приблизительный распорядок, без вашего участия. Это не обязательно должен быть написанный список, достаточно просто запланировать что-то в уме. Главное – чтобы он выполнял все возложенные на него задачи, при этом оставляя время на собственное развлечение и отдых. Если вы добьетесь такого результата, то можете быть уверены: ваше чадо вырастет успешной личностью и будет цениться на любой работе и в любом коллективе.

Мотивация – залог успеха!

Прежде чем пытаться научить ребенка, как правильно жить, вы должны дать ему заряд мотивации. Если же у него не будет стимула, то и от обучения никакого эффекта также не будет. Объясните ребенку, кем он сможет стать, слушая все ваши советы, поощряйте его за выполнение ваших требований и ни в коем случае не наказывайте его слишком строго. Это ведь просто ребенок, который не все понимает и не может в полной мере осознавать свои действия и нести за них ответственность.

Послесловие…

Таким образом, тайм менеджмент для детей поможет вам сделать из вашего ребенка ответственного и грамотного человека, который получит все шансы реализоваться и стать успешной личностью. Конечно, все остальное зависит исключительно от него самого, но вы, как родитель, будете спокойны, потому что сделали все, что можно было сделать.

К сожалению, практика показывает: наши дети не умеют грамотно планировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и не способны разобраться с их приоритетами. Они не знают способов борьбы с тем, что мешает им все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка или просто лень. А самое главное – мало кто из детей умеет ставить цели, и уж совсем единицы способны организовать деятельность по их достижению.

Даже мы, взрослые, не всегда способны управлять своим временем и не осознаем ценность этого невосполнимого ресурса. И когда в жизни ребенка возникают задачи, решение которых он должен организовать самостоятельно, выясняется, что мы не научили его очень важным вещам – возможно, потому что сами управляем жизнью интуитивно и не знаем простых и эффективных инструментов тайм-менеджмента.

О том, как развить память у детей младшего школьного возраста, вы узнаете, посмотрев видеоурок с участием эксперта портала «Я-родитель».

Когда стоит учить ребенка тайм-менеджменту?

Чаще всего мы понимаем необходимость управления временем уже во взрослом возрасте, когда неорганизованность, неумение расставлять приоритеты и планировать начинают портить нам жизнь. Нам приходится переучиваться и перестраивать себя, а это всегда вызывает серьезные затруднения. Гораздо разумнее и проще с самого детства научиться правильному отношению ко времени и его организации. Тем более, что основы нашего отношения к использованию и организации времени относятся к логическим структурам, а они формируются именно в младшем школьном возрасте. Привычка считать время и планировать дела различной сложности, способность ставить цели и организовывать себя на их достижение, умение договориться с другими людьми об эффективной совместной работе закрепляются с семь-восемь лет и остаются с нами на всю жизнь.

Как приучить ребенка планировать свои дела?

Начинать обучение тайм-менеджменту можно точно так же, как мы приучаем ребенка ко всем полезным вещам – только игрой. Не заставляя и не навязывая правила. Не сердитесь и не ругайте ребенка, если что-то получается не сразу. Учите тайм-менеджменту на личном примере, на договоренностях. Даже «на спор». Тайм-менеджмент очень сплачивает семью, если она формирует и укореняет собственные жизненные ценности. Тогда планирование любой деятельности ребенка подчинено поставленным целям, а те, в свою очередь, ориентированы на семейные ценности. И это помогает ребенку совершать множество важных поступков, способствующих его росту и успешному .

Как помочь ребенку составить список дел на день?

Составление списка дел, которые необходимо сделать за день – это самая простая и эффективная техника планирования. Вначале вы составляете такой список вместе с ребенком, планируя выходные дни. Затем попросите ребенка, чтобы он попробовал сам составить список своих дел на день и разберите, что получилось.

Совет. Попросите ребенка, чтобы он помог вам спланировать ваш день. Потом восторженно расскажите, как быстро вам удалось выполнить все намеченные дела благодаря его помощи. Договоритесь, что несколько дней вы вместе будете планировать ваше время, а потом обмениваться опытом.

О том, как строятся взаимоотношения с детьми в семье телеведущей Оксаны Федоровой, вы узнаете, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители».

При составлении списков дел учитывайте их приоритет. Научите ребенка составлять список дел на день по убыванию важности, то есть вначале записывать наиболее важные дела, а затем уже менее важные. И выполнять дела по списку. Тогда к вечеру у ребенка гарантированно не останется невыполненных важных дел.

Как быть с большими и сложными делами

Огромная задача кажется ребенку непосильной, и он будет откладывать ее до последнего. Во «взрослом» тайм-менеджменте есть инструмент для решения крупных задач – техника «слона». Большая задача разбивается на маленькие подзадачи-«бифштексы», которые «съедаются» по одному.

Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему будет легко справиться. Назовите ее «шоколадным слоном», которого мы делим на дольки и съедаем по дольке. Дольки должны быть очень четкими и конкретными. Например, при изучении иностранного языка такой ежедневной долькой могут быть три-пять новых иностранных слова, которые надо выучить.

В одной многодетной семье ежедневно происходила немыслимая катавасия с утренними процедурами – малыши никак не могли удержать в голове все необходимые дела, которые необходимо сделать, разрывали маму на части, все нервничали и вечно опаздывали.

Когда семья начала внедрять тайм-менеджмент, составили перечень всех утренних дел, и дети нарисовали все свои дела на небольших цветных карточках. У каждого ребенка был свой цвет этих карточек. Затем эти карточки были помещены в жестяную коробку. Каждое утро дети доставали их и, руководствуясь ими, ловко и быстро осуществляли утренние сборы. Так с помощью простого и интересного детям инструмента была решена типичная для всех семей проблема утренних сборов.

Вечернюю подготовку к школе удобно организовать с помощью пробковой или магнитно-маркерной доски, на которой можно крепить разноцветные стикеры с рисунками-«делами». По мере выполнения дел ребенок снимает стикер с доски. Таким образом, мама избавлена от необходимости постоянно напоминать ребенку о его делах, а ребенок самостоятельно собирается в школу и учится планировать свои дела.

Как помочь ребенку организовать свой отдых самостоятельно

Организовывать можно не только учебу и повседневные дела, но и отдых. Есть простые правила, которые помогут сделать отдых вашего ребенка (и ваш собственный) продуктивным:

  1. Устраивайте короткие перерывы через каждые 30-40 минут занятий.
  2. Чередуйте разные виды деятельности. Например, после выполнения домашнего задания на компьютере не стоит отдыхать, играя на компьютере.
  3. Меняйте обстановку: если ребенок работал в одном месте, отдыхать ему лучше в другом. В идеале, лучше выйти погулять на улицу, но, если не получается, можно остаться дома и попить чаю с пирожками.

Программа управления временем для детей, разработанная Марианной Лукашенко, успешно внедряется в школах. уже взяли на вооружение систему детского тайм-менеджмента, опубликованную в книге «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей». Также Марианна Анатольевна проводит тренинги по тайм-менеджменту для продвинутых детей и их родителей в Школе Бизнеса «Синергия». На занятиях вы узнаете все о правильной организации времени ребенка, научитесь ставить цели и задачи, попрактикуетесь в планировании и расставлении приоритетов. Семинары проводятся отдельно для двух возрастных групп: 8-11 лет и 12-15 лет. Если вы хотите научить своих детей осознанно относиться ко времени и самостоятельно управлять задачами и целями, приходите на ближайшие семинары в Москве:

14 марта – Тайм-менеджмент для детей 12-15 лет. Узнать подробности и записаться на семинар можно, пройдя по ссылке: http://sbs.edu.ru/lp/lukashenko-telegina/sm-v1/

Марианна Лукашенко ,
доктор экономических наук, профессор,
вице-президент университета «Синергия»,
ведущий тренер-эксперт Школы бизнеса «Синергия»
и компании «Организация времени»,
автор книги «Тайм-менеджмент для детей.
Книга продвинутых родителей»

Пройдите тест, подготовленный экспертами портала «Я-родитель», и узнайте, какой склад ума у вашего ребенка.

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Марианна Лукашенко
Тайм-менеджмент для детей: книга продвинутых родителей

Моим лучшим подругам: маме, Галине Сергеевне Жигальцевой, и дочери, Екатерине Лукашенко, с любовью и благодарностью посвящается эта книга


© Лукашенко М., 2012

© ООО «Альпина Паблишер», 2012

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие

Уважаемый читатель!

Вспомните себя в последние, самые сложные, школьные годы – 9, 10 классы, подготовка к поступлению в вуз. Едва ли сейчас, будучи руководителями, специалистами, профессионалами своего дела, мы испытываем такие ежедневные нагрузки, как среднестатистический школьник. Учеба в школе, затем различные кружки, секции, затем домашние задания… И выходные, которые учителя воспринимают как повод задать побольше «на дом». И непростой выбор «куда поступать», и подготовка к поступлению…

Сумасшедший темп и постоянный цейтнот порождают стрессы и неврозы. Отличники пьют успокоительные и, стиснув зубы, пытаются успешно и достойно завершить «школьные годы чудесные». Троечники же сосредотачиваются на том, чтобы просто «выплыть из бурного течения» реки школьного обучения, а там как получится. Неприглядная картина, не правда ли? Как же ее не допустить?

Это возможно, когда сложный и самый ответственный период в жизни ребенка организован: время распределено так, чтобы его хватило и на учебу, и на отдых. И чем раньше ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Книга Марианны Лукашенко обобщает многолетний опыт «детского» тайм-менеджмента и предлагает технологии, с помощью которых родители смогут сами освоить с детьми весь инструментарий организации времени. И я очень рад, что наконец появилась эта книга. Книга, в которой описано множество тайм-менеджерских приемов, адаптированных для использования школьниками и помогающих им стать более успешными и эффективными: успевать больше, уставать меньше, смело и решительно идти к своей цели.

Эта книга не для школьников, а для родителей: во-первых, тайм-менеджмент легче и интереснее осваивать всей семьей, и, во-вторых, привлечь внимание ребенка ко времени и его эффективной организации стоит как можно раньше, например сразу же, как только ребенок пошел в школу, а лучше всего это смогут сделать только родители.

Эта книга легко читается. Она изобилует множеством примеров, забавных и серьезных, трогательных и впечатляющих. Желаю читателям этой книги не просто получить удовольствие от прочитанного. Главное – найти время, терпение и энтузиазм для того, чтобы внедрить в жизнь своих детей (а лучше семьи в целом) инструменты организации времени. Ведь только если нам хватает времени, мы можем сделать нашу жизнь насыщенной, долгой и счастливой.

Успевайте жить!


Глеб Архангельский, генеральный директор ОАО «Организация Времени»

Благодарности

Выражаю огромную благодарность человеку, без которого не состоялась бы эта книга, – гуру российского тайм-менеджмента, создателю тайм-менеджерского сообщества, руководителю компании «Организация Времени» Глебу Архангельскому, который воодушевил и вдохновил меня идеей детского тайм-менеджмента и дал множество ценных советов во время написания книги.

Сердечно благодарю моего руководителя, ректора Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Юрия Борисовича Рубина, – за то, что он научил меня не бояться ставить яркие и высокие цели, и за постоянную помощь и поддержку во всех начинаниях.

Глубоко благодарна творческим и невероятно приятным людям, инициировавшим первые тренинги «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей» в Санкт-Петербурге и Москве, – директору компании «Группа Встреча» Юлии Мезиной, потрясающему организатору, и Анне Москвичевой – арт-директору, педагогу, психологу и просто очаровательному человеку, фонтанирующему новыми интересными идеями и оказавшему большую помощь в подготовке тренингов.

Очень благодарна своей дочери, Екатерине Лукашенко – за всевозможную помощь в процессе подготовке книги и не только, неизменное понимание и поддержку во всем.

Особую благодарность выражаю замечательным детям, которые вместе со своими родителями-энтузиастами освоили инструменты тайм-менеджмента и поделились своими результатами с читателями книги:

Александру Бакину,

Иосифу Гитарцу,

Анжелике и Яне Загашвили,

Ивану Ильинскому,

Дане Москвичеву,

Юле Наконечной,

Павлу Руденко.


Выражаю свое восхищение, невероятную благодарность и признательность всем родителям, которые дали свои комментарии к книге, – за откровения, за опыт, за новые придуманные приемы, направленные на то, чтобы помочь детям стать более успешными и эффективными:

Татьяне Сергеевне Новашиной,

Ирине Викторовне Бывальд,

Антонине и Петру Сидельниковым,

Маргарите Бакиной,

Елене Хлебниковой,

Виктору Бельченко,

Татьяне Мамакаевой,

Ларисе Эпштейн.


Приношу глубокую благодарность моим коллегам – руководителям и преподавателям Московского финансово-промышленного университета «Синергия», выступившим на страницах этой книги, а также давшим ценные устные советы и рекомендации:

Ирине Павловне Бояриновой,

Георгию Омаровичу Заблоцкому,

Татьяне Александровне Семкиной,

Татьяне Викторовне Телегиной,

Елене Валерьевне Улитиной.


Огромное спасибо внешним экспертам – истинным профессионалам своего дела: педагогам, психологам, авторам книг, руководителям и специалистам в сфере образования:

Александру Владимировичу Горячеву,

Сергею Михайловичу Рукавишникову,

Марине Евгеньевне Чарыковой,

Наталье Леонидовне Шейкиной,

Ирине Николаевне Янчук.


Большую признательность выражаю вчерашним школьникам и студентам, а ныне целеустремленным молодым специалистам, за изложение искреннего мнения, важного для родителей и касающегося выбора профессии и темы промедления у школьников:

Ирине Соболевой,

Олегу Юдину.


Выражаю большую благодарность сотрудникам компании «Организация Времени», организовавшим в Москве пилотные тренинги «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей», особенно Юлии Бестугиной и Елене Паремузян.

Сердечно благодарю всех участников пилотных тренингов «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей», прошедших в Москве и Санкт-Петербурге в 2010–2011 годах.


Особая благодарность сотрудникам издательства «Альпина Паблишер» за высокопрофессиональную и креативную работу над книгой: главному редактору Сергею Турко, руководителю проекта Екатерине Гулитовой, иллюстратору Георгию Мурышкину, автору макета Александру Лаптеву, арт-директору Сергею Тимонову, редактору Наташе Лауфер, корректору Елене Чудиновой, верстальщику Кириллу Свищёву.

Всем вам, дорогие коллеги, огромное спасибо за первые совместные шаги становления и развития детского тайм-менеджмента – технологии, которая позволит нашим детям жить более насыщенной, осмысленной и счастливой жизнью!

Введение

Уважаемые родители!

Вы держите в руках первую книгу по детскому тайм-менеджменту. Ее создание инициировано Глебом Архангельским – ведущим российским экспертом в области организации времени, создателем российского тайм-менеджерского сообщества, автором бестселлера «Тайм-драйв». Те подходы, приемы и инструменты тайм-менеджмента, которые предназначены для детей и описаны в данной книге, также базируются на методике Глеба Архангельского.

Почему возникла потребность, чтобы свое время организовывали не только невероятно занятые в бизнесе взрослые, но и с виду гораздо более свободные дети? Зачем понадобилось упорядочивать их время, ведь, казалось бы, когда, как не в детстве, жить припеваючи и о времени не думать вообще?

Давайте не будем лукавить сами с собой и согласимся с тем, что детство наших детей, как только они впервые пересекают порог школы, перестает быть безмятежной порой. Жизнь современного школьника характеризуют, по меньшей мере, три важные проблемы.

1. Непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению.

2. Неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и неспособность разобраться с их приоритетами.

3. Незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка или собственная лень.


Между тем эти проблемы достаточно эффективно решаются с помощью тайм-менеджмента – технологии, позволяющей использовать невосполнимое время жизни человека в соответствии с его целями и ценностями. И поэтому мы убеждены, что с помощью тайм-менеджмента можно вырастить успешного ребенка. Ибо успешный ребенок – тот, кто умеет ставить цели и организовывать себя ради их достижения .

Книга эта предназначена не для ребенка, а для вас, уважаемые родители. И вот почему. Все дети разные. Одному ребенку больше подходят одни инструменты тайм-менеджмента, другому – другие. Кто лучше вас знает вашего ребенка, понимает и чувствует его? Кто лучше вас сможет найти те правильные слова, которые привлекут его внимание к теме времени? Кому лучше вас удастся научить его бережному отношению ко времени, освоить вместе множество интересных приемов и подходов к организации времени? Ответ ясен.

Цель данной книги заключается в том, чтобы ознакомить вас, уважаемые родители, с колоссальным арсеналом приемов и технологий детского тайм-менеджмента и подсказать, каким образом научить этим приемам ваших детей, чтобы они стали более целеустремленными и эффективными.

Конечно, хотелось бы, чтобы ваши дети в конечном итоге освоили разнообразные инструменты тайм-менеджмента, описанные в этой книге. Это возможно только в том случае, если вы будете учить их в игре, легко и с удовольствием. Думается, что для этого стоит обратить внимание на следующие рекомендации.

1. «Врачу, исцелися сам». Будет не совсем справедливо, если вы станете требовать от ребенка планирования его дел, а сами не будете ничего планировать, не успевая в результате справляться со своими делами. Учим ребенка на своем примере.

2. Без фанатизма. Не стоит обрушивать на ребенка все изобилие техник и инструментов тайм-менеджмента. Их в книге очень много, выберите те, что заинтересовали ребенка и понравились ему, и приступайте потихоньку.

3. Только увлекать, никогда не заставлять. Это всего лишь инструмент повышения собственной эффективности, но никак не самоцель.

4. Только хвалить, никогда не ругать. Применяйте исключительно положительную мотивацию, иначе вы можете на всю жизнь отбить охоту осваивать тайм-менеджмент.

5. Только поправлять ребенка, никогда над ним не смеяться. Ребенок вправе ошибиться, не надо в связи с этим подшучивать над ним.


В книге можно познакомиться с очаровательными примерами того, как дети применяют различные технологии тайм-менеджмента. Представлен интересный опыт родителей-энтузиастов. Много также полезных экспертных мнений учителей и психологов.

Желаю вам, уважаемые родители, чтобы с помощью этой книги вы помогли вашим детям совершить множество важных поступков, направленных на определение высоких жизненных целей и организацию деятельности по их достижению. Ведь все мы знаем известную пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!»

С самыми добрыми пожеланиями вам и вашим детям,


Марианна Лукашенко

Часть I
Стать успешным или жить как придется?

Глава 1. Кем будет ваш ребенок?

Я сидела в зале, слушала докладчиков и переживала. Шло заседание по проблемам образования, в котором участвовали руководители предприятий, представители Министерства образования и науки, эксперты образовательного сообщества. Работодатели, как сговорившись, сетовали на то, что им очень непросто найти себе подходящих молодых специалистов. При этом упоминались специальности, по которым в последние годы выпускалось множество студентов, испытывающих, в свою очередь, серьезные трудности с устройством на работу. Едва дождавшись перерыва, я подошла к одному из выступавших.

– Как же так? Дети получили хорошее образование. Неужели среди них сложно найти молодых людей, которые могут хорошо работать?

– Дело не в этом. О тех, кто не может работать, мы не говорим вообще. Но очень многие из них не знают, чего хотят . Они не любят свою работу, у них нет устремлений, нет целей, вот в чем проблема. Как их ни мотивируй деньгами, они все равно не будут стремиться расти, развиваться, постоянно учиться чему-то новому и придумывать новое, не будут рваться вперед. Ну и как с такими сотрудниками обгонять конкурентов?


Нелюбимая работа – это тяжело. Тяжело вне зависимости от физического или нервного напряжения. Тяжело потому, что все время ждешь, когда же кончится день, а лучше – неделя. Потому, что рано или поздно понимаешь, что твоя единственная, уникальная, неповторимая жизнь проходит совершенно зря. И находишься ты не на своем месте и занимаешься не своим делом, а какое оно – твое? Хорошо, если эти мысли приходят достаточно рано и есть еще время что-то изменить в своей жизни, а если нет? Если не получается все начать сначала, тогда нет-нет, да и начинаешь бросать обидные упреки родителям: это вы хотели, чтобы я поступил в этот вуз, это вам нужно было, чтобы у меня была эта специальность!

Но ведь это с чего-то начиналось. Ведь каждый ребенок любит и умеет мечтать, но не каждый умеет превратить мечту в конкретные цели и упорно стремиться к их достижению. Здесь и должны прийти на помощь мы, родители. Ведь кто лучше нас, знающих и чувствующих своего ребенка как никто другой, сможет помочь ему в поиске жизненных целей и определении жизненного пути.

Строим жизнь самостоятельно или плывем по течению?

Скажите, что вы выберете, когда наступит время вашему ребенку поступать в институт, – воспользуетесь имеющимся надежным блатом или благословите вашего ребенка на действия с непредсказуемым результатом? А что предпочтет ваш ребенок – поступить по ЕГЭ куда придется, лишь бы поступить хоть куда-нибудь, или будет готовиться изо всех сил, чтобы поступить именно в определенный вуз и на ту специальность, о которой мечтал? Если мы говорим о ребенке, то первый вариант отражает его реактивность – следование за обстоятельствами, а второй – его проактивность – самостоятельное формирование этих обстоятельств. Наша задача при этом – подсказать, поддержать, подстраховать от возможной неудачи.


Ближе к окончанию школы, где-то классе в 9, дочь сказала, что хочет поступать в медицинский. Энтузиазма в семье ее решение не вызвало. Мы с мужем, возможно, с излишней настойчивостью начали объяснять своему ребенку, что медицина – профессия тяжелая, требует большого сострадания к людям и так далее. Рассказывали о значимости и интересности собственной профессии – экономистов. Родительский авторитет «сработал» и в итоге она оказалась в Государственном университете экономики, статистики и информатики. В середине второго курса университета стало ясно, что изучение матметодов в экономике – это была ее будущая специальность, – радости ей не доставляет. Это при том, что с учебой, как принято говорить, «проблем не было». В школьном аттестате у нее нет ни одной четверки, в студенческой зачетке они тоже были редки – учеба дочери давалась достаточно легко.

Первым поразившим нас шагом дочери было решение перейти на другой факультет университета – изучать мировую экономику. Переход предполагал досдачу «разницы» в 21 предмет, причем за семестр. Я была уверена, что такая перспектива ее не обрадует, но… к концу учебного года она была студенткой выбранного факультета.

Поскольку изучение мировой экономики предполагает углубленное знание иностранного языка, даже двух, муж предложил ей «подтянуть» английский. Таким образом она попала в Кембридж. Дочь уехала и стала писать нам письма. Это были очень живые, яркие наблюдения, причем язык этих писем удивлял легкостью, веселой иронией и точностью. Вернувшись, дочь безмерно удивила нас, заявив, что решила поступать на режиссерский факультет ВГИКа. Это было как гром среди ясного неба. В наших семьях не было никого, имевшего когда-либо отношение к кино или к театру. О чем мы ей и заявили. Аргументов против такого решения у нас было достаточно: абсурдность надежд на поступление – конкурс жесточайший, отсутствие каких-либо связей в этой сфере, наконец, дороговизна обучения. Относительно последнего аргумента дочь сказала, что будет поступать на бюджет. Бюджетных «мест» было всего 10. Желающих поступить – более 600.

Она поступила. И в этом году заканчивает ВГИК. Сняла два короткометражных фильма. Один из них получил специальный приз жюри конкурса «Границы Шока» ХIХ Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Этот же фильм завоевал главный приз – «Золотое яйцо» – ежегодного и очень престижного для молодых кинематографистов международного фестиваля авторского кино «Кустендорф», основанного известным сербским режиссером Эмиром Кустурицей. Второй фильм завоевал приз киноконцерна «Мосфильм» за драматургическое осмысление реальности на XVIII Открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Сейчас она занята подготовкой к съемкам первого полнометражного фильма.

Диплом экономиста по специальности «мировая экономика» она получила. Это было принципиальным требованием с нашей стороны. Между прочим, красный диплом – то есть диплом с отличием.

Творческая профессия сложна. И я не знаю, как сложится профессиональное будущее дочери. Но ее столь резкие и, как мне казалось, «детские» поступки сегодня вызывают у меня уважение. И удивление.

Новашина Татьяна Сергеевна,

зав. кафедрой Стратегического и финансового менеджмента МФПУ «Синергия»,

кандидат экономических наук, доцент


Перед нами замечательный пример внимания и чуткости родителей к поиску ребенком его жизненных целей. А вот еще два интересных примера из одной сферы. Звонит и жалуется на сына знакомый директор школы. Говорит, сын не ходит в институт, полно задолженностей, уже звонили из деканата – грозятся отчислить, а ему хоть бы что. «Правда, меня успокаивает, говорит, чтобы я не переживала, он ради меня до конца как-нибудь дотянет и “корочку” мне принесет. И опять никуда не ходит». Спрашиваю, а чем он занят-то? Говорит, работает поваром в ресторане, ему очень нравится, сидит там с утра до ночи, внимательно изучает бизнес и намеревается открыть собственное дело. Отвечаю, что сын молодец и все делает правильно. А начнет управлять своим делом, не будет хватать знаний, вот тогда сам придет в вуз и продолжит учебу, понимая, зачем она ему нужна.

В данном случае, разумеется, проактивность ребенка оборачивается для родителей серьезными переживаниями, а вот в следующем примере родительскому сердцу гораздо спокойнее. Сын успешно окончил один из ведущих российских вузов по специальности «мировая экономика», выучил два иностранных языка и как бы затаился. На работу не устроился, чем поверг в недоумение одногруппников. В конце года выяснилось, что он напряженно готовился к поступлению в крупнейшую западную бизнес-школу по ресторанному бизнесу, прошел жестокий отбор и поступил. Теперь учится ресторанному бизнесу, параллельно практикуясь то поваром, то официантом. Результат, полагаю, очевиден – с отличными знаниями экономики, менеджмента, финансов, международных экономических отношений и иностранных языков молодому человеку будет существенно проще не только открыть собственный бизнес, но и сделать его прибыльным и конкурентоспособным.

Однако, если с детства проактивность ребенка не развивается, то в более взрослом возрасте он, скорее всего, будет испытывать затруднения с определением жизненных целей . Давайте рассмотрим упражнение, которое вы можете сделать с ребенком. Оно направлено на усиление его проактивности. Если ваш ребенок учится в старших классах, выполняйте упражнение полностью. Если ребенок учится в основной школе, п. 4 можно не выполнять.

Упражнение «Я могу повлиять»

1. Возьмите лист бумаги и запишите на нем вместе с ребенком те факты или обстоятельства, которые его интересуют или беспокоят. Это может быть все, что угодно: отсутствие в доме животных, отношения в классе, неуставные отношения в армии.

2. Обсудите получившийся список. Отметьте красным маркером те элементы списка, которые ребенок при желании может изменить или на которые может повлиять уже сейчас. Например, отношения с друзьями или его собственная успеваемость. Порадуйтесь и погордитесь вместе с ребенком, что в его власти изменить те или иные события или повлиять на определенные обстоятельства.

3. Отметьте желтым маркером те элементы списка, которые ребенок пока не в состоянии изменить, притом что ему хотелось бы иметь такую возможность. Например, это может быть какая-то ситуация в школе. Обсудите с ребенком, что он может сделать, какие знания и умения приобрести, что поменять в себе самом, чтобы суметь повлиять на те обстоятельства, которые он не может изменить сейчас. Наметьте вместе с ребенком возможный план действий, которые позволят ему переломить ситуацию. Например, если он научится кататься на роликах или скейтборде, его зауважают и будут с ним дружить ребята, которые сейчас его не замечают.

4. Отметьте синим маркером те элементы списка, на которые ребенок, на его и ваш взгляд, совершенно не может повлиять. Обсудите с ребенком, действительно ли его волнуют данные элементы списка, хочется ли ему хоть как-то быть причастным к их изменению? Обсудите, кто (какой человек или какая организация), с его точки зрения, мог бы повлиять на эти обстоятельства? Как возможно приобрести те качества, которыми обладает такой человек? Что нужно сделать для того, чтобы быть интересным данной организации?

5. Наметьте вместе с ребенком возможный план действий. Например, его волнует то, что некоторые виды животных постепенно исчезают с лица земли, но сам он сделать ничего не может. Зато многое для этого делает Фонд дикой природы, и если ребенок будет много читать про природу и про то, как можно ее сохранить, то в дальнейшем он сможет сотрудничать с Фондом и спасать диких животных.

Дата: Январь 20, 2017

Как вы думаете, а нужен ли вообще детский тайм-менеджмент? Ведь время ребенка и так расписано до предела: детский сад, развивающие кружки, спортивные секции, затем школа, снова секции и так далее… Тем не менее, практика показывает, что все гораздо сложнее. Наши дети не умеют грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и не способны разобраться с их приоритетами. Они не знают способов борьбы с тем, что мешает им все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка или собственная лень. Наконец, мало кто из детей умеет ставить цели, и уж совсем единицы способны организовать деятельность по их достижению.

Между тем, эти проблемы достаточно эффективно решаются с помощью инструментов тайм-менеджмента, и сейчас мы рассмотрим основные из них.

Дата: Июнь 10, 2015

И седьмой тоже тут есть…

«Наверное, ваши дети вам сильно помогают?» — это второй вопрос после обычного начала разговора: «Это всё — ВАШИ дети?!», которым меня встречают люди, как только мы в нашем многодетном составе появляемся в магазине или в парке. Этот второй вопрос каждый раз ставит меня в некоторое недоумение. Конечно, они помогают и домашние обязанности для детей многообразны, но это их вклад в общее семейное дело, а не самоцель процесса.

Дата: Март 21, 2014

Второе место разделили еще три не менее замечательные работы. Их авторы получили в подарок «Ежедневники счастливой мамы»:

  • Анна Гайкалова « »,
  • Светлана Фаддеева « »,
  • Алёна Ильинская « ».

Дата: Март 6, 2014

«Нет! Это невозможно…» — уныло думала я про себя, возвращаясь после наведения порядка на кухне в комнату, где и шагу нельзя было ступить из-за разбросанных игрушек. Несмотря на близкое к отчаянию состояние, подбирая с полу очередную игрушку, я улыбалась, и старалась привить детям любовь к порядку. «Бардак в комнате – это плата за порядок на кухне» — тогда я считала это единственно возможной реальностью. «Как приучить ребенка к порядку» — разве такое вообще возможно? Особенно если у мамы не один, а двое или трое детей!

Дата: Февраль 4, 2014

Мы все родом из детства, а вот тайм-менеджмент для детей родом из самого настоящего взрослого тайм-менеджмента. Хотите, чтобы ваши дети подружились со временем? Начните с себя. Собственный успешный пример для подражания станет самым эффективным ключом к детскому тайм-менеджменту, а о других способах подружить ребёнка со временем я расскажу ниже.

Понятие “времени” и с чем его едят

От возраста к возрасту понимание времени будет разным, и уж точно оно будет отличаться от нашего взрослого восприятия. Психологи утверждают, что ребёнок начинает успешно ориентироваться во времени только, когда идёт в школу. До этого момента понятие времени у детей очень размыто.

У совсем малышей завтра – это момент, который наступит после того, как сядет солнышко, станет темно, а потом солнышко снова взойдет. Тайм-менеджмент для детей всегда связан с игрой, какие бы серьёзные цели он не преследовал.

Как научить ребёнка определять время выбирайте в зависимости от игровых предпочтений ребёнка: на пальцах, на песочных часах, на солнышке, да на чём угодно, что может наглядно продемонстрировать, как время бежит.

Интересный приём для объяснения движения времени малышам – приклеить цветные стикеры на стрелки настенных часов. Соответственно придумываем, что гулять мы идём, когда стикер окажется на цифре три или шесть.

Строим планы

Да-да, даже у маленьких людей должны быть большие планы на жизнь. И они у них есть: взять хотя бы желание часами сидеть у телевизора или гулять допоздна на улице. Наша задача и задача тайм-менеджмента для детей в том, чтобы соблюдался баланс детских обязанностей и хотелок. Сделали уроки — можем гулять, убрали за собой игрушки – можем поиграть в компьютер, и так далее. Можно с вечера обсуждать с ребёнком важные дела, которые надо сделать завтра, причём такие разговоры полезны как для совсем маленьких детей, так и для деток постарше.

Помним о том, что у ребёнка свободного времени очень много. Для того, чтобы это свободное время не превратилось в скуку и вредные привычки, придумываем самые разные полезные занятия и игры. И опять-таки с вечера обсуждаем то новое и интересное, что предстоит ребёнку сделать на следующий день.

Соблюдаем режим

Вся сознательная детская жизнь так или иначе связана с режимом сначала в садике, потом в школе и на спортивных занятиях. Задача родителей в том, чтобы с самого раннего грудничкового возраста готовить деток к режиму. Укладываться спать и просыпаться примерно в одно время, чистить зубы, принимать пищу в установленные часы. Даже если не говорить о тайм-менеджменте для детей, то малышам намного проще ориентироваться в мире с установленными правилами.

Прислушиваемся к детям

Дети часто сами интуитивно ориентируются в “правильном” времени. Они рано просыпаются, с заходом солнца начинают зевать; когда подходит время дневного сна, становятся раздражительными и просятся на руки. Если подстроиться под биоритмы ребёнка, то организация его времени станет гораздо проще. Останется время и на прогулку, и на книгу, а, главное, всё это будет происходить с максимально отличным настроением.

Наслаждаемся общим временем

Дети быстро растут, поэтому стараемся как можно больше времени проводить вместе. Делаем вместе домашние дела, ходим вместе за покупками, готовим вместе. Ребёнок является одним из главных приоритетов нашего взрослого распорядка дня. Почему бы не провести совместное время с пользой для собственного удовольствия и для радости наших маленьких похитителей времени.

Надеюсь, мне удалось продемонстрировать, что детский тайм-менеджмент – это научное название для часто очевидных принципов воспитания ребёнка.

Меня зовут Альфия, я мама двухлетнего малыша, который учится дружить со временем.

Дата: Июнь 19, 2013

Основной сайдбар

Подписка на электронный журнал «Успевай с детьми!»