Крестины: традиции, обряды, приметы. Традиционный обряд крещения


Фильм о русском народе

Самые значимые обряды древних русичей были связаны с силами природы. Жизнь простого смертного была связана с тяжелым трудом и борьбой за выживание, поэтому большинство обрядов древней Руси были направлены на умилостивление природы. Дошедшие до нас старорусские обряды были связаны с первыми христианскими обрядами. Важнейшим церковным обрядом является таинство крещения.

Новорожденного крестили или в первый день его земной жизни, если младенец был слабого здоровья и существовал риск, что ребенок умрет не крещенным, что было бы большим грехом. Или крестили на 3, 8 или 40 день после появления младенца. Для проведения обряда крещения по всем церковным канонам, необходимо выбрать крестных родителей, которые играли огромную роль в духовном развитии ребенка. Крестных обычно выбирали из молодых неженатых людей. Крестный отец по традиции дарил крестнику: нательный крестик, крестильный хлеб и оплачивал расходы на крестины. Крестная мать собственноручно шила крестильную рубашку и дарила отрезы ситца. Все подарки старались богато украсить, потому что в дальнейшем они становились реликвией в семье новорожденного.


На обряде крещения могли присутствовать только крестные отец и мать и другие родственники. Родные мать и отец к участию в крещении не допускались, потому что мать, а вместе с ней и отец считались «нечистыми». Батюшка со всеми причитающимися молитвами окунал трижды в купель новорожденного, надевал на него нательный крестик и передавал на руки крестной матери. Имя новорожденному давали то, которое в день крещения обозначалось в Святцах.


Что делали после обряда крещения?

Приехав в дом, крестная мать передавала младенца матери, назвав имя, которое получил ребенок при крещении. Мать ребенка заворачивала ребенка в овчинный тулуп и укладывала его под образа. Гостей рассаживали за стол и первый кусок крестильного пирога давали повитухе, которая принимала ребенка при родах. После праздничного застолья родители ребенка одаривали гостей кусками крестильного пирога.

Другие старорусские обряды


Русские обряды

Этот праздник отмечают в конце марта в день равноденствия, и он олицетворяет праздник ухода зимы. Традиционными угощением на масленицу являются блины, которые символизируют небесное светило - солнце. Еще одним непременным атрибутом празднования Масленицы было чучело из соломы, которое наряжали в женское платье и символично сжигали чучело в ходе празднования, а пепел рассеивали по полям, что обещало сделать землю плодородной.


Похороны

Древний похоронный обряд состоял из нескольких этапов.


Когда близкие усопшего обряжали его в одежду, предназначенную именно для похорон. Перед одеванием совершали обряд омовения, в котором не должны были принимать участие родственники Обмытого и обряженного покойника укладывали на стол, в изголовье ставили зажженную свечу, а перед иконами зажигали лампадку.


Выносили покойника уже в гробу с открытой крышкой и ногами вперед. Вынос тела должен был происходить с двенадцати часов и до того времени, пока солнце находится на горизонте. После захода солнца покойника не выносят. Похоронное шествие возглавлял мужчина, который нес икону. За ним несли крышку гроба, за которой шли священнослужители и люди, несшие открытый гроб. Далее шли родственники и все участники похоронной процессии.


Совет

Панихида, которую служат перед погребением на кладбище или в церкви, или в доме покойника. Во время панихиды священник и певчие читают молитвы и поют псалмы.

Прощание с усопшим

Родственники целуют усопшего в лоб. После окончания прощания заколачивают крышку гроба.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», - говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение - это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески - «катехумены») - это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой - институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле - перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви - и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед - теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы - живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (); Лидии - «крестилась она и домашние ее» (); темничного стража «и всех бывших в доме его» (); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий - в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, - в 28, блаженный Павлин Ноланский - в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Журнал «Нескучный сад»

Традиции крещения у русских православных имели огромное значение и сильно отличались от аналогичных у католиков и протестантов. Древняя Русь очень глубоко и искренне приняла новую веру, искусственно внедренную в X веке на славянскую языческую почву. Это было мудрое политическое решение князя Владимира, которое не всегда легко давалось простому народу.

Однако как искренне и преданно древние русичи верили в своих языческих богов, так же всей душой они и прониклись православием.

Традиции крещения младенцев

Такая особенность национального характера очень сильно сказалась на многих сторонах быта жителей Древней Руси. Верующие русские, как и другие славяне, рождались, жили и покидали эту землю «глубоко христианами». Поскольку некрещеный человек априори не может претендовать на место в царствии небесном, любой русский был просто обязан пройти обряд крещения.

Это касалось и новорожденных малышей, которые заведомо не могут иметь никаких грехов и не заслуживают геенны огненной. Ввиду печального состояния тогдашней медицины и высокой детской смертности родители стремились окрестить ребенка как можно раньше. Это в корне отличается от католических взглядов, допускающих крещение человека во взрослом сознательном возрасте. Многие католики считают, что человек должен осознанно прийти к вере и только после этого креститься.

Жители Древней Руси не могли позволить себе такого либерализма. Первоочередной задачей каждых отца и матери являлось обеспечение своему малышу в случае его смерти райской жизни на том свете. Гибель некрещеного младенца могла навлечь беду не только на него самого, но и на родителей. Русичи по языческой памяти верили, что все некрещеные дети после смерти превращаются в русалок и приходят к своим родственникам по ночам домой.

Время крещения

В православной практике утверждены три наиболее желательных срока крещения ребенка: на третий, восьмой или сороковой день после родов. Все родители старались сделать это, как можно раньше, то есть спустя три дня после рождения. Если новорожденный был очень слабеньким (говорили, «не жилец»), то за священником могли послать чуть ли не сразу же после появления крохи на свет.

Если ребенок выглядел крепким и жизнеспособным, обряд могли перенести на третий или восьмой день. Такая отсрочка была необходима для того, чтобы родители успели подготовиться к таинству и обязательно найти крестных для своего чада. Только в крайнем случае ребенка крестили на сороковой день, который в православной традиции был избран по аналогии с сороковым днем после смерти, когда душа покойного отправляется в «выси небесные» и предстает перед Судом Божьим.

Когда давали имя

Первое - родовое - имя ребенку давали сразу же после рождения. Это было привилегией родителей. Иногда случалось и так, что наречь слабенького младенца могла повивальная бабка, принимавшая роды. Такой обычай был особенно распространен в маленьких деревнях, где служил один-единственный поп, да и тот мог быть занят. Повитуха называла младенца и тут же окунала его в святую воду, что символизировало крещение.

Второе - церковное - имя ребенок получал уже в момент обряда крещения в церкви. Его выбирали крестные и священник, согласуясь в этом вопросе с церковным календарем. Родители мало влияли на выбор имени. Обычно они принимали то, которое предлагал батюшка. Все эти традиции сохранились в русском православии до сих пор.

Дмитрий, Москва

Откуда пошла традиция крестить детей в младенчестве?

Здравствуйте! Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский приняли крещение в зрелом возрасте. Родители их, будучи христианами, по какой-то причине не крестили своих детей в младенчестве. Объясните, почему? Были ли на то какие-либо исторические, политические, личные предпосылки? Также прошу подсказать, в каком веке сформировался институт восприемников, когда появились первые упоминания о нем (в письменных источниках)?

Здравствуйте! Благодарю вас за этот вопрос. Знаете ли, я тоже время от времени задумываюсь над целесообразностью детского крещения. Особенно когда родители, крестив малыша, годами потом не появляются в храме. Хотя мы и говорим, и убеждаем, но это, увы, мало даёт результатов. Потом этот крещёный человек, бывает, приходит к Богу, но уже осквернив свою душу грехами. И невольно думаешь, а может, лучше было бы ему быть некрещеным прийти ко крещению, когда у него произошла настоящая встреча с Богом, подлинное обращение и просвещение?

Наверное, из этого исходили родители святых, о которых Вы пишете. Сложно сказать, какие на то «были исторические, политические, личные предпосылки». Мы знаем, что примерно в те же годы практиковалось детское крещение. Например, святителя Николу крестили в детстве. Давайте обратимся к тому, что писали сами святые отцы.

Блаженный Августин, епископ Иппонийский, прошел горнило сомнений, заблуждений, греха, пока не пришел ко Христу, но на всем протяжении он помнил первые уроки своей благочестивой матери-христианки. Вот как сам он пишет в «Исповеди»: «Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей. Я был ознаменован Его крестным знамением и осолен Его солью по выходе из чрева матери моей, много на Тебя уповавшей. Ты видел, Господи, когда я был еще мальчиком, то однажды я так расхворался от внезапных схваток в животе, что был почти при смерти; Ты видел. Боже мой, ибо уже тогда был Ты хранителем моим, с каким душевным порывом и с какой верой требовал я от благочестивой матери моей и от общей нашей матери Церкви, чтобы меня окрестили во имя Христа Твоего, моего Бога и Господа. И моя мать по плоти, с верой в Тебя бережно вынашивавшая в чистом сердце своем вечное спасение мое, в смятении торопилась омыть меня и приобщить к Святым Твоим Таинствам, Господи Исусе, ради отпущения грехов моих, как вдруг я выздоровел. Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину. Итак, я уже верил, верила моя мать и весь дом, кроме отца, который не одолел, однако, во мне уроков материнского благочестия и не удержал от веры в Христа, в Которого сам еще не верил. Мать постаралась, чтобы отцом моим был скорее Ты, Господи, чем он, и Ты помог ей взять в этом верх над мужем, которому она, превосходя его, подчинялась, ибо и в этом подчинялась, конечно. Тебе и Твоему повелению. Господи, я хочу узнать, если Тебе угодно, с каким намерением отложено было тогда мое Крещение: во благо ли отпущены мне были вожжи моим греховным склонностям? или они не были отпущены? Почему и до сих пор в ушах у меня со всех сторон звенит от слова, то об одном человеке, то о другом: "оставь его, пусть делает: ведь он еще не крещен". Когда дело идет о телесном здоровье, мы ведь не говорим: "оставь, пусть его еще ранят: он еще не излечился". Насколько лучше и скорее излечился бы я, заботясь об этом и сам, и вместе со своими близкими, дабы сенью Твоей осенено было душевное спасение, дарованное Тобой. Было бы, конечно, лучше. Какая, однако, буря искушений нависает над человеком по выходе из детства, мать моя это знала и предпочитала, чтобы она разразилась лучше над прахом земным, который потом преобразится, чем над самим образом Божиим» (Кн. 1 гл.11).

Из этого текста следует, что дети в те времена были только оглашенным и крестили их только в случае смертной опасности. И это притом, что детская смертность была намного выше современной.

Святитель Василий Великий говорит: «И ты откладываешь, раздумываешь, медлишь? С младенчества оглашаемый учением, доселе еще не приступил к истине? Всегда учась, не пришел еще в познание? Всю жизнь испытываешь, до старости высматриваешь; когда же сделаешься христианином? Когда узнаем, что ты наш? За год ждал ты настоящего года. Смотри, чтобы обещания твои не оказались простирающимися за пределы жизни. «Не веси бо, что родит находяй день » (Притч. 27, 1). Не обещай того, что не твое» (Беседа 13 «Побудительная к принятию святого крещения»).

А вот, что пишет святитель Григорий Богослов в слове 40 «На Святое Крещение»:

«У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога. Нет никакой тебе нужды в привесках и нашептываниях, вместе с которыми входит лукавый, привлекая к себе от легковерных благоговение, должное Богу. Дай своему младенцу Троицу — это великое и доброе хранилище ».

«Возразят: «Пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?» — Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей».

Итак, сам святитель Григорий, будучи крещёным взрослым при родителях-христианах, ратовал за крещение всех младенцев. В том числе и потому, что некрещёные младенцы «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания». Это мнение вселенского учителя утвердилось и стало повсеместной практикой.

Когда же появился институт восприемников, сказать трудно. Думаю, это апостольское Предание, чтобы у крещаемых детей были восприемники. Они ведь были и у взрослых людей. Это те, кто свидетельствовал о вере приходящего к Таинству человека. Точно можно сказать, что к VII в. сложились правила о восприемниках и духовном родстве. К примеру, правило 53 Шестого Вселенского Собора, иначе называемого Трулльским (691-692 гг.): «Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах, некоторые восприемлющие детей от святаго и спасительнаго крещения, после сего вступают в брачное сожительство с матерями их, вдовствующими: то определяем, дабы от настоящаго времени ничто таковое не было творимо».

А на Руси мы восприняли практику крещения младенцев вместе с принятием христианства. Для нас это тысячелетняя практика. Поэтому предложение отложить крещение малюток до времени их взросления вызывает у родителей и родственников, мягко говоря, непонимание. Откажешь им в одном храме — они пойдут в другой, лишь бы крестить. Хотя я слышал и о таких людях, которые и в наше время откладывают крещение своих детей до совершеннолетия. Не берусь их судить. Опыт показывает, что и в благочестивых семьях дети отходят от веры, и у неверующих родителей дети приходят к Богу. И, может быть, из этих людей, воспитываемых в верующих семьях, но ещё не крещёных, вырастут новые светильники веры. Ведь если бы Августина всё же крестили в детстве, а он потом прошел по тому пути грехов и ошибок, по которому он прошел, то мы бы не имели такого замечательного святителя, экзегета и проповедника. Но чаще бывает, что в случае беды человек обращается к Богу и идёт туда, где был крещён, где его родители и прародители.

Считаю, что мы должны придерживаться сложившейся традиции и делать все от нас зависящее, чтобы дети наши любили Христа и Его Церковь. И эта задача не только родителей, но и нас — священнослужителей.