Древняя Эллада. Что такое "начало европейской цивилизации"? Эллада что это такое

Потоп, Девкалион, Эллин. Люди, жившие в древние времена, передавали от отцов к детям трагическое предание. Будто бы много тысяч лет назад на Земле случился всемирный потоп: несколько дней беспрерывно шел страшный ливень, бушующие потоки заливали поля, леса, дороги, деревни, города. Все скрылось под водой. Люди погибли. Удалось спастись единственному человеку, которого звали Девкалион. У него родился сын, получивший красивое и звучное имя Эллин. Он-то и облюбовал для поселения каменистую землю в тех краях, где сейчас находится страна Греция. По имени своего первого жителя она называлась Элладой, а ее население — эллинами.

Эллада. Это была удивительная страна. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы на ее полях выращивать хлеб, в садах — маслины, а на склонах гор — виноград. Каждый клочок земли был полит потом дедов и прадедов. Простиралось над Элладой ясное голубое небо всю страну из конца в конец пересекали горные цепи. Вершины гор терялись в облаках, и как было тут не поверить, что в высях, скрытых от людских глаз, царит вечная весна и живут бессмертные боги!

Со всех сторон прекрасную страну окружало море, и не было в Элладе места, от которого нельзя было бы добраться до его берегов за один день пути. Видно же море было отовсюду, — стоило только подняться на какую-нибудь возвышенность. Море манило к себе эллинов, а еще больше привлекали их неведомые заморские страны. Из рассказов отважных мореходов, побывавших там, рождались чудесные истории. Древние эллины очень любили их слушать, собравшись после дневных трудов у жаркого огня.

Гомер, Гесиод и мифы. Вот так в давние времена рождались мифы и сказания, в увлекательный мир которых мы с тобой вступили. Греки были жизнерадостны, смелы, умели найти хорошее в каждом дне, умели плакать и смеяться, сердиться и восхищаться. Все это отразилось в их мифах, которые к счастью, не затерялись в веках. Древние писатели в своих произведениях красиво изложили старинные сказания — кто стихами, кто прозой. Первым взялся за пересказ мифов мудрый слепой поэт Гомер, живший почти три тысячи лет назад. Его знаменитые поэмы “Илиада” и “Одиссея” повествуют о греческих героях, их битвах и победах, а также о греческих богах, их жизни на вершине неприступной горы Олимп, пирах и приключениях, ссорах и примирениях.

А о том, откуда произошел сам мир и все боги, прекрасно написал поэт Гесиод, живший немного позже Гомера. Его поэма называется “Теогония”, что значит “Происхождение богов”. Древние греки очень любили смотреть пьесы о жизни богов и героев. Их писали Эсхил, Софокл, Эврипид. До сих пор эти пьесы (греки называли их “трагедии”) идут во многих театрах мира. Конечно, их давно перевели с древнегреческого на современные языки, в том числе и на русский. Из них тоже можно узнать много интересного о героях греческих мифов.

Мифы древней Эллады красивы, как красива сама страна; боги греческих мифов во многом похожи на людей, но только более могущественны. Они прекрасны и вечно молоды, для них не существует тяжких трудов и болезней...

На земле древней Эллады находят много древних скульптур, изображающих богов и героев. Всмотритесь в них на иллюстрациях книги — они как живые. Правда, не все статуи целы, ведь они пролежали много столетий в земле, и потому у них может оказаться отломанной рука или нога, иногда отбиты даже головы, иногда осталось одно только туловище, но все равно они прекрасны, как сами бессмертные боги эллинских мифов.

Древняя Эллада живет в произведениях искусства. А оно многими ниточками связано с мифологией.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» :

  • 1. Эллада и эллины

Древняя Эллада - страна Греции, если говорить кратко, существовавшая в далекие времена. События, о которых дальше пойдет речь, происходили очень давно.

  • Шел шестой век до нашей эры. Если верить источникам истории, то на Балканский полуостров пришли земледельцы во время миграции людей. Заселили его побережье. Страна, образованная переселенцами, стала называться Древней Элладой или кратко Элладой.
  • Страна стала развиваться.
  • В раннеэлладское время господствовали родоплеменные отношения. Но стали уже появляться первые крупные поселения.
  • В среднеэлладский отрезок времени ахейцы стали расселяться на юге полуострова. Среди них начались распадаться отношения между родами.
  • Позднеэлладская эпоха получила название Микенская.
  • В этот период у ахейцев возникает раннеклассовое общество. Появляются большие государственные образования: Микены, Фивы. Формируется оригинальная письменность. Микенская культура главенствует в Элладе. В это время происходит уничтожение Минойской цивилизации. Позже на полуострове появляются дорийцы, с их приходом гибнет микенская государственность.
  • В «Темные века» окончательно разрушается микенская цивилизация. Возрождаются родоплеменные отношения, трансформация которых создает предполисные общественные структуры.
  • При формировании таких структур начинается греческая тирания. Железо появляется во всех сферах производства. Появляется частная собственность. Время Архаической Греции.
  • На смену этого времени приходит Классическая Греция. Экономически начинают развиваться греческие полисы. Процветает культура. Расчет самосознание граждан. Греки одерживают победы, отражая агрессии персов.
  • Растет конфликт между новыми и старыми государственными системами. Пелопоннесская война. Экономика подорвана. Политическая структура в кризисном положении.
  • Македония захватывает Элладу.
  • Эллинистический период был в продолжение Классической Греции. Утверждается мировая держава Александра Македонского. Зарождается, расцветает и вскоре распадается греко-восточная государственность.
  • Все эти исторические моменты разделены на три периода, обозначенные в трех временных аспектах, длившихся не очень продолжительный срок.
  • При распаде этой державы образовались новые эллинистические государства.
  • Культура Эллады представлена древним эпосом.
  • Люди в этом эпосе всегда подчинялись богам. Все боги вели безмятежную и красивую жизнь на Олимпе. В разных областях Эллады были свои герои и свои сказания о них.
  • И по сей день древние сказания волнуют людей. С экрана кинематографа не сходят прекрасные фильмы о тех давно минувших днях.

Ключевые слова конспекта: Древняя Греция, Эллада, греческая цивилизация, периодизация, содержание периодов.

Древняя Греция (Эллада) - античная греческая цивилизация на юго-востоке Европы, наивысший расцвет которой пришёлся на V-IV вв. до н. э. - период, получивший в её истории название классического. В культуре Древней Греции лежат истоки современной европейской цивилизации.

В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции :

  1. Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). (Минойская и Микенская цивилизации). Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
  2. (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
    1. Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
    2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. . Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
    3. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопоннесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
  3. (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
    1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
    2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
    3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

С центром на территории Балканского полуострова, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии, в ходе колонизации Древняя Греция (Эллада) распространилась в Южной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. История Древней Греции рассматривается в хронологических рамках с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э., когда эллинистические государства потеряли самостоятельность и вошли в состав Древнего Рима. Сами греки и поныне называют свою страну — Эллада , а себя эллинами. Название «Греция» получено ими от римлян.

Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Гре`ция Дре`вняя (Эллада, греч. Ἑλλάς) - исторически сложившееся название первой из двух античных цивилизаций (вторая - Древний), а также региона, в котором эта цивилизация сформировалась. Г. Д. внесла колоссальный вклад в историческое развитие человечества, стала, по сути, фундаментом всех по­следующих западных цивилизаций. Основной территорией Г. Д. была южная часть Балканского п-ова (Балкан­ская Греция), омываемая с юга Средиземным, с запада Ионийским и с востока Эгейским морями, а на севере ограниченная горными цепями. В географическом отношении Балканская Греция делится на три больших региона: Сев. Грецию, Среднюю Грецию и Южн. Грецию (Пелопоннес). Неотъемлемой частью Г. Д. являлись, кроме того, многочисленные острова Эгейского моря (Архипелаг), а также западное побережье Малой Азии. Наиболее приемлемой представляется следующая периодизация истории Г. Д.: 1) (здесь не рассматривается, поскольку принадлежит к периоду до появления цивилизаций); 2) эгейские культуры III тысячелетия до н. э.; 3) крито-микенская цивилизация II тысячелетия до н. э.; 4) начало железного века («темные века», «гомеровский период», XI-IX вв. до н. э.); 5) архаическая эпоха (VIII-VII вв. до н. э.); 6) классическая эпоха (V-IV вв. до н. э.); 7) эллинистическая эпоха (конец IV - I в. до н. э.); 8) Греция под римским владычеством (I в. до н. э. - V в. н. э.). Природные условия и . Уникальность географического положения Г. Д. обусловлена огромной ролью моря. Сильно изрезанная береговая линия, обилие полуостровов, заливов, удобных гаваней (особенно на восточном побережье), протянувшиеся по Эгейскому морю цепи островов, служивших удобными ориентирами и местами промежуточных стоянок, - выступили факторами высочайшего развития мореходства, раннего освоения греками новых земель. Греция - очень гористая страна. Горы, занимающие около 80 % ее территории, в основном невысокие (высочайшая вершина - Олимп, 2918 м), однако крутые и труднопроходимые; они хорошо защищали страну от внешних вторжений, но в то же время в течение всей ее истории способствовали политической раздробленности греков. Из полезных ископаемых и других природных богатств в Г. Д. добывали железо (Лаконика), медь (Эвбея), серебро (Аттика), мрамор (о. Парос, Аттика), строевой лес (Сев. Греция), ценные сорта глины (практически повсеместно); практически отсутствовало. Пресными водами Греция бедна: реки за незначительным исключением (Ахелой, Пенфей) маловодны, летом часто пересыхают, немного и озер (крупнейшее - Копаидское озеро в Беотии). Климат - сухие средиземноморские субтропики, почвы каменисты, малоплодородны и трудны для возделывания. Выращивание зерновых давало достаточные результаты лишь в отдельных регионах (Беотия, Лаконика, Мессения); более эффективным было виноградарство и оливководство. Присутствие человека зафиксировано на территории Греции уже в период палеолита, затем неолита. Однако более или менее ясной ситуация в регионе становится лишь в III тысячелетии до н. э. С рубежа III-II тысячелетий до н. э. в Грецию начинают вторгаться греки (эллины) - индоевропейского происхождения, ранее обитавший в Придунайской низменности. Во II тысячелетии до н. э. зафиксировано разделение греков на несколько племенных групп (субэтносов), говоривших на различных диалектах древнегреческого языка. В этот период ведущую роль среди них играла племенная группа ахейцев, расселившаяся в основном на Пелопоннесе. Поэтому в поэмах Гомера название «ахейцы» (а также «данайцы») часто употребляется по отношению ко всем грекам. Другими важными племенными группами этого времени были и эолийцы. Во II тысячелетии до н. э. греки освоили острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Конец II тысячелетия до н. э. стал временем переселения в Грецию последней волны греческих племен: с севера Балканского п-ова в нее вторглись . В результате этих событий сложилась этническая карта Греции, которая оставалась практически неизменной на протяжении всей античной эпохи. заселили бо`льшую часть Пелопоннеса, Крит, острова южной части Эгейского моря и крайнюю юго-восточную оконечность Малой Азии. Местами обитания ионийцев были Аттика, острова центральной части Эгейского моря и Иония на малоазийском побережье. Племена эолийской группы жили в Беотии, Фессалии, на северных островах Эгейского моря и в малоазийской Эолиде. Остатки ахейского населения были оттеснены в гористые области центрального Пелопоннеса (Аркадия), а также на Кипр. Западные области Пелопоннеса, Средней и Северной Греции занимали более мелкие племенные группы, стоявшие ближе всего к дорийцам. Уже ко времени Гомера возникло, несмотря на политическую раздробленность, об этнической и культурной общности всех греков. Постепенно вошло в употребление общее самоназвание «эллины», первоначально прилагавшееся лишь к одному северогреческому племени. Эгейские культуры III тысячелетия до н. э. «Эгейские культуры» - упо­требляющееся в науке общее название комплекса догреческих цивилизаций (точнее, протоцивилизаций), существовавших в III тысячелетии до н. э. в бассейне Эгейского моря. Важнейшие из них: кикладская культура (на о-вах Кикладах в центральной части Эгейского моря), ранняя культура Трои (Троя II), культура островов северо-восточной части Эгейского моря (Лемноса, Лесбоса, Хиоса), раннеэлладская культура Балканской Греции (Лерна и др.) и раннеминойская культура Крита. Весь этот круг культур был создан догреческим населением Эгеиды (точную этническую принадлежность в большинстве случаев определить невозможно, но несомненно, в частности, что в формировании культурных очагов Балканской Греции принимали участие пеласги). Для развития эгейских культур в III тысячелетии до н. э. характерны появление важных навыков и приемов ремесленного производства (изготовление керамики на гончарном круге, строительство домов и крепостных стен из кирпича-сырца и камня, судостроение, металлообработка), переход от монокультурного к поликультурному земледелию, быстрый рост численности населения, появление имущественной дифференциации общества, активизация торговых контактов как внутри региона, так и за его пределами, возникновение протогородов, высокий уровень некоторых видов искусства. Кикладская культура (ок. 2700 - 2200 до н. э.) особенно выразительна. Не достигнув крупных успехов в монументальном строительстве (небольшие неукрепленные поселения со скромными каменными постройками прямоугольной или закругленной в плане формы), кикладцы в то же время опередили прочие культуры тогдашней Эгеиды во многих других отношениях. Они обладали высокоразвитым ремесленным производством ( , ювелирное , обработка камня, судостроение), совершали плавания по всему Эгейскому морю, а возможно и за его пределами. Исключительно оригинально кикладское искусство, наиболее известными произведениями которого являются мраморные статуи и статуэтки различного размера (кикладские идолы), а также орнаментированные керамические сосуды. Кикладская цивилизация прекратила существование при неясных обстоятельствах (в силу, скорее, внутренних, чем внешних причин); она оказала влияние на складывание крито-микенской . К концу III тысячелетия до н. э. прекратили существование почти все культуры Эгейского бассейна при недостаточно выясненных обстоятельствах (насколько можно судить, как внутреннего, так и внешнего характера; определенную роль, в част­ности, должен был сыграть в Грецию первой волны греков), не оказав значительного влияния на дальнейшие исторические судьбы региона и практически не оставив следов в античной традиции. Только раннеминойская культура Крита уцелела и легла в основу бронзового века, сложившейся в бассейне Эгейского моря во II тысячелетии до н. э. Крито-микенская цивилизация II тысячелетия до н. э. Данная цивилизация, непосредственно предшествовавшая греческой I тысячелетия до н. э. и в ряде отношений повлиявшая на становление последней (хотя еще не имевшая античного в собственном смысле слова, т. е. полисного, характера), четко делится на два этапа. В сущности, резоннее даже говорить о двух цивилизациях, хотя и связанных друг с другом: критской (догреческой) и микенской, или ахейской (греческой). Критская (или минойская, по имени легендарного критского царя Миноса) цивилизация была создана до­греческим населением о. Крит, так называемыми минойцами. Память об этой отразилась в цикле греческих мифов о Миносе, Лабиринте и Минотавре, а сама она была открыта на рубеже XIX-XX вв. А. Эвансом, проводившим раскопки дворца в Кноссе - крупнейшем центре Крита. Впоследствии археологи обнаружили ряд дворцов и в других частях острова (в Фесте, Маллии, Като-Закро). Удобное положение Крита на пересечении морских путей, соединявших Грецию с Малой Азией, Сирией и Сев. Африкой, стало одной из причин того, что на нем раньше, чем в материковой Греции, сформировался полноценной , испытавшей сильное влияние цивилизаций древнего Ближнего Востока и эгейских культур. Уже в III тысячелетии до н. э. было освоено производство меди, а затем и бронзы, основой земледелия стала «средиземноморская триада» (зерновые, виноград, олива), появились гончарный круг, искусство корабле­строения и мореплавания; на рубеже III-II тысячелетий до н. э. возникли первые государства. Это были так называемые дворцовые царства: административными и религиозными центрами, а также складами продовольствия были дворцы - колоссальные комплексы с десятками и сотнями хаотично расположенных помещений, вмещавшие, возможно, тысячи жителей. Рядовое жило в сельской округе; оно по­ставляло во дворцы продукты своего труда, а также выполняло различные повинности. О государ­ственном устройстве критских царств известно мало. По мнению многих ученых, они были теократиями: являлся одновременно светским и духовным властителем, верховным жрецом, возможно, его даже обожествляли. С XVII-XVI вв. до н. э. Крит стал единым государством со столицей в Кноссе. К этому времени относится «талассократия» (морское владычество) Крита: создав мощный флот, критяне господствовали над побережьями и островами Эгейского моря, взыскивая дань с их жителей. Полная безопасность от внешних вторжений обусловила тот уникальный для древности факт, что крит­ские дворцы не имели укреплений. Очень высокого уровня достигла критская культура. Существовала - в начале иероглифическая, а затем слоговая (линейное А). Выдающихся успехов достигло искусство: (дворцовые комплексы), скульптура (изящные фаянсовые статуэтки богов и богинь) и особенно (фрески на стенах внутренних покоев дворцов, росписи сосудов). В XV в. до н. э. критская цивилизация неожиданно и при не вполне выясненных обстоятельствах прекратила существование. Согласно наиболее вероятной гипотезе, главную роль при этом сыграла грандиозная природная катастрофа - извержение гигантского вулкана на о. Фера (совр. Санторини). Микенская (ахейская) цивилизация - первая цивилизация, созданная греками. Она сложилась в результате прихода на Балканский п-ов с севера первой волны греческих племен (рубеж III-II тысячелетий до н. э.), ведущую роль среди которых играла племенная группа ахейцев. Местное догреческое было ассимилировано. После длившегося несколько столетий застоя, вызванного вторжением и войнами, с XVI в. до н. э. в Г. Д. начался экономический и культурный подъем (появление гончарного круга; в военном деле - введение боевых колесниц; появление аристократической прослойки - вождей и жрецов). Сложился ряд государственных образований, принявших форму дворцовых царств ( , являвшийся административным и культурным центром, а также складом продовольствия, и сельская округа). Крупнейшими греческими государствами этой эпохи были Микены, Тиринф, Пилос и др. на Пелопоннесе, Афины, Фивы, Орхомен в Средней Греции, Иолк в Сев. Греции. В эпоху своего расцвета микенская цивилизация охватывала бо`льшую часть территории Балканской Греции и многие острова Эгейского моря. В начале своей истории она испытала сильное влияние развитой Крита, откуда были заимствованы многие элементы культуры (ряд религиозных культов, фресковая , фасоны одежды и т. п.). В XV в. до н. э., после упадка критской , греки-ахейцы захватили и обжили Крит, а затем основали ряд городов на западном побережье Малой Азии. Они безраздельно господствовали в Эгейском море, плавали по всему Средиземному морю (микенские поселения существовали на Кипре, в Сирии, Южн. Италии, на Сицилии), поддерживали контакты с крупными центрами Древнего Востока (в наибольшей степени - с Хеттской державой). Пиком ахейской экспансии стала Троянская война (начало XII в. до н. э.). Дворцовые царства Микенской Греции вели независимое существование, часто вступая в войны друг с другом, и лишь изредка, для крупных совместных военных предприятий, объединялись в союзы, как правило, под главенством Микен. Во главе каждого государства стоял (анакт); важную роль играла военная и жреческая знать. Ахейские царства характеризовались наличием разветвленного бюро­кратического аппарата (наместники округов, низшие чиновники на местах - басилеи и др.), ведавшего функционированием дворцового хозяйства. Крестьяне и ремесленники под контролем чиновников вносили подати и выполняли различные повинности в пользу дворца. В хозяй­стве дворцов в довольно значительных масштабах применялся труд рабов (в основном женщин и детей). Наличие централизованных дворцовых хозяйств роднит микенскую цивилизацию с обществами Древнего Востока. Высокого уровня достигла культура Микенской Греции. На основе крит­ской письменности (линейного письма А) была создана на греческом языке (линейное B). Образцами мастерства ахейских зодчих и инженеров являются дворцы в греческих городах II тысячелетия до н. э., более упорядоченные по планировке, чем критские (в них, как правило, присутствует ), имеющие мощнейшую систему укреплений, а также монументальные купольные гробницы царей. Настенная фресковая и микенских греков более суха, строга, статично-монументальна, чем критская. В микенскую эпоху возникли многие греческие мифы, начал складываться эпос. Прообразами многих греческих мифологических персонажей стали реальные правители ахейских царств. К концу XII в. до н. э. микенская цивилизация пришла в упадок, что привело к утрате государственности, основных производственных навыков и технических приспособлений. Крушение микенской принято связывать с вторжением дорийцев, разрушивших ахейские царства; однако в действительности следует говорить о сложном комплексе причин разного характера (массовые передвижения народов в Вост. Средиземноморье, конфликты между микенскими государствами, приведшие к их истощению, природные катаклизмы, внутренняя непрочность дворцовых царств, породившая системный кризис). Начало железного века. XI-IX вв. до н. э. в древнегреческой истории западная часто определяет как «темные века» (из-за общего регресса, характерного для этого времени, а также из-за отсутствия современных эпохе письменных источников); в отечественном антиковедении он чаще фигурирует как «гомеровский период» (в силу того, что основные сведения о нем приходится черпать из поэм Гомера, хотя они обрели окончательную форму позже). Впрочем, упадок, судя по данным исследований последних десятилетий, отнюдь не был безусловным и тотальным. В частности, именно в это время в Г. Д. проникла техника добычи и обработки железа, что по­степенно подняло на принципиально новый уровень развитие экономики (сельского хозяйства, ремесел) и военного дела. Железо сменило бронзу не сразу, это был долгий, постепенный процесс. Вначале из нового металла начали изготовлять , позже - орудия труда. Строго говоря, бронза до конца Античности не вышла из употребления полностью. Из нее, в частности, делали статуи. Да и в военном деле, хотя наступательное (мечи, наконечники копий) со временем стали железными, (шлемы, панцири, поножи) оставались бронзовыми. И все же освоение железа значительно изменило экономическую ситуацию в Г. Д. Тому было несколько причин. Во-первых, железо - распространенный металл; месторождений железной руды в мире гораздо больше, чем медной. Так обстояло и в Г. Д. Поэтому с освоением железа металл гораздо шире, чем прежде, внедрился во все стороны жизни. Во-вторых, для хорошей бронзы необходимо олово, а оно в Г. Д. не добывалось, его приходилось ввозить через посредников из отдаленных стран (даже из Британии). С железом таких проблем не возникало. Его производство обходилось дешевле, чем производство бронзы. В-третьих (и это самое важное), железо - металл гораздо более твердый и прочный, чем бронза. И железный , и железные детали плуга служили дольше, надежнее и эффективнее, нежели бронзовые. Это позволило, помимо прочего, сделать вспашку полей более глубокой, более эффективной. Производительность труда в сельском хозяйстве начала расти, урожаи повысились, стало лучше питаться, а это повлекло за собой быстрый демографический рост, появление излишков продуктов, возникли ресурсы свободного времени, которое раньше приходилось тратить на борьбу за существование, а теперь можно было посвятить, например, политической жизни или культурному досугу. Таким образом, освоение производства и обработки железа стало одной из важных материальных предпосылок «греческого чуда», хотя сводить все только к этому фактору, разумеется, нельзя. Не стала полной, как считалось ранее, изоляция страны от основного мира; так, мореходы о. Эвбеи продолжали поддерживать связи с цивилизациями Ближнего Востока. В наиболее развитых регионах Г. Д. (Эвбея, Иония и др.) намечаются первые шаги к становлению полис­ного строя, появляются протополисы. Важные данные об этом дают археологические раскопки в Аттике и на Эвбее; на последней особенно показательно селение Левканди (название современное), необычайно богатое по меркам «темных веков». Слоговая с концом ахейской (микенской) исчезла практически повсеместно (за исключением Кипра). Однако, судя по всему, уже в конце IX в. до н. э. греки вновь обрели , на сей раз алфавитную. Греческий , который лег в основу всех и поныне существующих европейских алфавитов, сложился под влиянием финикийского прото­алфавитного письма. В силу отсутствия письменности в данный период древнегреческой истории не существовало и литературы. Однако все более богатым становился фольклор; в нем продолжалось формирование эпоса, позже завершившееся появлением гомеровских поэм в их окончательном виде. и скульптура в целом находились в упадке; в то же время, для искусства вазописи характерна динамика: субмикенский стиль сменился протогео­метрическим, а этот последний - геометрическим, первым из великих античных вазописных стилей. Этот период наиболее правомерно было бы обозначить как переходный. Именно в это время в Г. Д. кардинально изменился «вектор» исторического развития: на смену обществу, типологически однородному с древневосточными, начала приходить цивилизация совершенно иного облика, ставшая первой цивилизацией западного типа. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н. э.) стала одним из важнейших периодов истории Г. Д., временем наиболее интенсивного развития древнегреческой . Совокупность масштабных и радикальных перемен во всех областях жизни этой эпохи часто называют «архаической революцией». Среди новых явлений, характерных для архаического периода, - резкий рост численности населения, приведший в некоторых областях (Истм, Эвбея, Иония) к перенаселению и земельному голоду. Последнее стало одной из важнейших причин уникального феномена Великой греческой колонизации, в ходе которой греки покрыли сетью своих городов и поселений бо`льшую часть средиземноморского и все черноморское побережье, резко расширив рамки своего этнического и культурного ареала. В экономической области решающие сдвиги произошли в развитии ремесел (значительное улучшение качества металлообработки, открытие сварки и спайки железа, изготовления стали; исключительно высокий уровень строительства и кораблестроения) и торговли, в том числе внешней. Эти нововведения повели к преодолению замкнутости греческих общин, к восстановлению в полном объеме связей с цивилизациями Древнего Востока, к выходу Г. Д. из культурной изоляции XI-IX вв. до н. э. Развитие торговли и товарных отношений обусловило также возникновение денег в виде чеканной монеты. Ремесло и торговля отделились от сельского хозяй­ства, сложилась особая прослойка профессиональных ремесленников и купцов. В Г. Д. архаического периода впервые появились города античного типа, выполнявшие одновременно функции административно-религиозного и торгово-ремесленного центра прилежавшей к ним сельской округи и обладавшие двумя наиболее значимыми пунктами - акрополем и агорой. Важные сдвиги произошли в военном и военно-морском деле (изобретение доспеха и вооружения гоплита, создание фаланги, постройка первых триер). Венцом совершавшихся в Г. Д. VIII-VI вв. до н. э. перемен стало повторное (после эпохи крито-микенской ) складывание государства, но на этот раз не в форме дворцовых царств, а в форме полисов. Именно архаическая эпоха стала временем рождения полисной , обусловившей специфику и неповторимый облик древнегреческой истории. В начале архаической эпохи ведущую роль в греческом обществе безраздельно играла , которой принадлежали все рычаги власти. Рядовые граждане полисов () находились в различной степени зависимости от аристократов. Однако постепенно знать стала утрачивать свои позиции. После отмены в большинстве полисов долговой кабалы начала формироваться система классического античного рабства. Эпоха архаики была временем жестоких внутриполисных конфликтов, зачастую выливавшихся в продолжительные гражданские войны. Для прекращения смут многие полисы были вынуждены избирать посредников-примирителей, которые на определенный срок облекались властью и осуществляли реформы, приводя все слои населения к компромиссу, восстанавливая и стабильность в гражданской общине. Важнейшим результатом деятельности примирителей стало появление в ряде передовых полисов первых сводов письменных законов, заменивших действовавшее до того устное . В то же время гражданские конфликты привели во многих полисах к установлению режимов единоличной власти - тираний, которые, впрочем, к концу архаической эпохи были почти по­всеместно ликвидированы. Некоторые полисы из числа наиболее высокоразвитых (в частности, Афины) закономерно пришли в самом конце архаической эпохи к радикальным политическим реформам, знаменовавшим появление демократии. В тот же период приняло окончательную форму военизированное, в чем-то тоталитарное государственное устройство Спарты. Очень сложные и имевшие важнейшие последствия процессы шли в течение архаического периода в сфере культуры. В греческом менталитете этих веков складывалась полисная система ценностей с ее коллективизмом и локальным патриотизмом, но одновременно нарастали индивидуалистические тенденции, увеличивалась значимость личности. Архаическая религия характеризовалась, с одной стороны, огромным авторитетом святилища Аполлона в Дельфах, которого проповедовало идеалы умеренности и самоограничения, с другой - появлением ряда мистических культов и течений (почитание Диониса, Элевсинские , деятельность кружков орфиков и пифагорейцев). К архаической эпохе относится возникновение в Г. Д. - впервые в истории человечества - философии как самостоятельного, независимого от религии культурного явления. Широко распространилась алфавитная письменность; в области литературы на смену эпосу ( , Гесиод) пришла лирика (в этом жанре работал целый ряд выдающихся поэтов - Архилох, ­Солон, Алкей, Сапфо и др.), появились первые произведения в прозе. Бурно развивалось искусство: в архитектуре сложилась ордерная система, сформировались дорический и ионический ордеры, в качестве основного типа храма был принят , по всему греческому миру создавались культовые постройки, в том числе огромного размера (некоторые храмы Ионии и Великой Греции в длину превышали 100 м); в круглой скульптуре практиковались два основных типа статуй ( и ), более разнообразным было скульптурное украшение храмов (в основном рельефы); в вазописи в начале архаической эпохи господствовал , в VII в. до н. э. ему на смену пришли ориентализирующие стили, VI в. до н. э. стал временем рождения чернофигурного стиля, а затем - краснофигурного, ставшего высшим достижением античного вазописного искусства. В эпоху архаики Г. догнала и обогнала в своем развитии страны Древнего Востока, оказалась на первом месте среди цивилизаций тогдашнего мира. Классическая эпоха (V-IV вв. до н. э.) – время наивысшего расцвета древнегреческой , максимального развития полисного строя. Начало этой эпохи знаменуется Греко-персидскими войнами, продолжавшимися около полувека (500-449 до н. э.) и завершившимися победой греческих полисов над мощью державы Ахеменидов. Эта стала началом грандиозного политического и культурного подъема Г. Д., создала крупнейшим полисам (прежде всего Афинам и Спарте) заслуженную репутацию держав мирового значения. В ходе Греко-персидских войн был создан (в 478 до н. э.) Первый , переродившийся около 454 до н. э. в Афинскую архэ - военно-политическое объединение нового для Г. Д. типа. Середина V в. до н. э. прошла под знаком обостряющегося соперничества между Афинской архэ и Пелопоннесским союзом, а по сути, между их лидерами - Афинами и Спартой - за гегемонию в Г. Д. Для политического развития этого времени характерно становление и развитие в ряде наиболее передовых полисов демократической формы правления; наиболее ярким примером чему является классическая афинская в эпоху Перикла. Экономический рост выражался в по­ступательной интенсификации ремесленного производства и торговли, в том числе внешней, в увеличении роли классического рабства. Менталитет греков V в. до н. э. отличался историческим оптимизмом, полисным коллективизмом и патриотизмом, простой и сильной религиозностью. В области культуры был создан ряд шедевров мирового значения: высшего развития достиг греческий театр (Эсхил, Софокл, Еврипид), процветали (выработка концепции регулярного города Гипподамом, создание ансамбля Афинского акрополя), скульптура (Мирон, Поликлет, Фидий), (Полигнот, ). Философия, как и в архаическую эпоху, занималась преимущественно проблемами происхождения мира и законов, управляющих им (Анаксагор, Демокрит и др.); из отдельных наук высокого уровня достигли (Геродот), медицина (Гиппократ и его школа). В целом греческая культура V в. до н. э. отличалась стремлением к целостности, синтезу, созданию грандиозных образных систем с помощью различных средств выразительности, что с максимальной силой воплотилось в трагедии этого времени. Пелопоннесская война (431-404 до н. э.), ставшая закономерным результатом афино-спартанского противостояния, протекавшая с переменным успехом, но в итоге завершившаяся победой Спарты и разгромом Афин, положила начало общему кризису классического греческого полиса и системы межполисных взаимоотношений, продолжавшемуся в течение всего IV в. до н. э. и подготовившему предпосылки эпохи эллинизма. На внешнеполитическом уровне кризис выразился в общем ослаблении большинства полисов, сопровождавшемся частыми дипломатическими вмешательствами Персии в греческие дела (Коринфская война 395-387 до н. э., Анталкидов 387 до н. э.), почти постоянных междоусобных войнах, безуспешной борьбе Спарты, Афин, Фив за гегемонию (до 371 до н. э. гегемоном Г. Д. являлась , после битвы при Левктрах этот статус перехватили Фивы, но после гибели «