Зачем в космос запустили рукотворную звезду и как на нее посмотреть. Россия в космосе

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Самая амбициозная мечта Илона Маска - колонизировать Марс

Ускорители Falcon Heavy работали 154 секунды, прежде чем произошла отстыковка. Отделившись от основной ракеты, они развернулись на 180 градусов и устремились к Земле.

Запустив двигатели при приближении к мысу Канаверал, с разницей в одну секунду два модуля совершили плавную посадку, сохранив вертикальное положение.

В это время основная ракета продолжала свой путь, готовясь преподнести миру еще менее правдоподобное зрелище. Через четыре минуты полета ракета показала свой груз: вишнево-красный спортивный электромобиль с опущенным верхом. Это была PR-акция века.

Все это было сделано Илоном Маском, родившимся в Южной Африке предпринимателем-миллиардером, основателем платежной системы PayPal, автомобильной фирмы Tesla и аэрокосмической компании SpaceX, производителя Falcon Heavy.

Пригодная для многоразового использования Falcon Heavy - самая мощная ракета на Земле и, если верить Маску, шаг на пути к созданию ракеты для путешествия на Марс.

Спорткар в грузовом отсеке - собственная машина Маска Tesla Roadster. Ее стереосистема была запрограммирована, чтобы играть на повторе песню Space Oddity Дэвида Боуи, пока она миллионы лет будет путешествовать в космосе. Вернее, пока не сядет аккумулятор.

"Это глупо и весело, - признал Маск. - Но глупые и веселые вещи важны".

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Машина дрейфует в космосе, пока не отправится в сторону Марса

За 12 лет, с тех пор как Маск продал компанию онлайн-платежей PayPal за полтора миллиарда долларов, он превратился в воплощение гениального безумца, одновременно ученого, плейбоя и супергероя.

Он встречался и вступал брак с известными актрисами, включая Талулу Райли и Эмбер Херд, а также, по слухам, состоял в романтических отношениях с Камерон Диас. Именно Маск стал прообразом Тони Старка из фильма "Железный человек".

Он стал основным игроком среди частных космических компаний и в индустрии электромобилей, а теперь завоевывает солнечную энергетику и искусственный интеллект и обещает создать сверхскоростной магнитный поезд, который будет двигаться под землей. И еще он планирует колонизировать Марс.

Большинство воспринимает все более невероятные амбиции и громкие обещания Маска c изрядной долей скепсиса. Его компании пропускают срок за сроком и несут значительные убытки. Однако борцы за экологию рады неожиданной популярности электрокаров Tesla, а запуск Falcon Heavy стал очередным успехом SpaceX.


Media playback is unsupported on your device

Спорткар, пирог, прах: что еще человечество отправило в космос?

Все началось в Претории, в Южной Африке. Когда Маск был маленьким, он был одержим научно-фантастическими романами и более или менее всем, через что можно было пропустить ток.

Его родители, модель Мейе и инженер Эррол расстались, когда ему было восемь лет. Его младший брат и сестра остались с матерью, а он вызвался жить с отцом. Обернулось это не очень хорошо. Позже он рассказывал, как возвращался домой после жестоких издевательств в школе. "Там было тоже просто ужасно", - вспоминал он.

В 17 лет Илон Маск переехал в Канаду. Здесь он изучал физику и экономику в Королевском университете в Онтарио. В 1992 году он переехал в США, переведясь в Пенсильванский университет, а затем поступил на PhD в Стэнфорд для изучения энергетики. Спустя два года Маск бросил учебу.

Вместо этого со своим младшим братом Кимбэлом он основал фирму Zip2, которая производила программное обеспечение для новостных компаний. В 1999 году они продали компанию фирме Compaq за 300 млн долларов, и Маск вложил свою долю в онлайн-банк X.com.

X.com превратился в PayPal и в 2002 году был продан компании eBay за полтора миллиарда долларов. 31-летний Маск получил выручку в 165 миллионов.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Ускорители Falcon Heavy совершают посадку во Флориде

К этому времени Маск был два года женат на Джастин Уилсон. С этой начинающей писательницей-фантастом он познакомился в Онтарио. Маск пригласил ее поесть мороженого. Она согласилась, но потом решила не идти на свидание. Тогда он появился в студенческом центре, где она училась, с двумя стаканчиками мороженого.

"Он не тот, кто примет ответ "нет", - говорила Уилсон в интервью журналу Marie Claire.

Говорят, что он работает, не зная усталости. Когда Маск основал Zip2 он, по слухам, работал весь день, спал в офисе и мылся в душе через дорогу в благотворительной организации.

Когда в 2010 году Маска спросили, что бы он посоветовал предпринимателям, он ответил: работать от 80 до ста часов каждую неделю.

"Если другие люди работают по 40 часов в неделю, а вы по сто, вы за четыре месяца достигнете того, на что у них уйдет год", - заявил он.

По воспоминаниям Джастин Уилсон, когда они танцевали на своей свадьбе, он сказал ей: "В этих отношениях я главный". Она вспоминает, что Илон контролировал ее и пытался ей руководить. Например, он требовал, чтобы Джастин красила волосы во все более светлый оттенок.

Когда она заявила ему: "Я твоя жена, а не твой сотрудник".

"Если бы ты была моим сотрудником, я бы тебя уволил", - ответил он.

Их первый сын Невада умер в возрасте 10 недель от синдрома внезапной детской смерти. Об этой трагедии, по словам Джастин, Маск отказывался говорить. У них родились еще пятеро детей - близнецы и тройня, зачатые с помощью ЭКО, однако из-за потери первенца у женщины развилась депрессия.

Они развелись после восьми лет брака. Через шесть недель он прислал ей сообщение о помолвке с Талулой Райли, британской актрисой младше его на 14 лет.

"Я никогда не буду счастлив один, - рассказал он журналу Rolling Stone. - Не выношу ложиться спать в одиночестве".

Илон и Райли поженились в 2010 году, подали на развод в 2012 году и вновь заключили брак в 2013-м.

В 2014 году он подал, а затем отозвал заявление на второй развод, а в 2016 году она подала на развод и супруги окончательно расстались.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Илон Маск и Талула Райли в Белом доме в феврале 2014 года

После продажи PayРal в 2002 году Маск вложил свои 165 миллионов долларов в три новых компании - Tesla, SpaceX и компанию солнечной энергетики Solar City.

Tesla была утопичным предприятием, нишевая компания по производству электромобилей в стране, пристрастившейся к бензину.

Когда Маск возглавил Tesla, компания создала план по методу "сверху вниз" - сначала запустить в продажу мощный спортивный автомобиль, который поможет Tesla вырваться за пределы стереотипного представления о маленьких, маломощных электромобилях. Затем роскошный седан, а уже затем недорогой электрокар для массового покупателя.

В 2008 году находившуюся на грани банкротства Tesla спас кредит в 456 млн долларов от американского правительства, а уже в 2010 году она стала первой в США автомобильной компанией, которая разместила свои акции на бирже после фирмы Ford, сделавшей это в 1956 году.

В 2017 году Tesla обошла по капитализации Ford и General Motors и стала самой дорогой автомобильной компанией в США. Это была ставка рынка на более экологичное будущее, а не отражение прибыльности компании.

Серьезные задержки в производстве недорогого седана Model 3 усугубили ситуацию после нескольких лет убытков. В среду, на следующий день после того как Roadster улетел в космос, сама Tesla Inc рухнула с треском.

Компания сообщила об убытках в размере 675,4 млн долларов в последнем квартале 2017 года, что в пять раз хуже, чем в прошлом году. При этом доходы компании выросли на 44% до 3,3 млрд долл.

"Мы находились на более низком круге ада, чем ожидали, на несколько уровней глубже, чем хотелось бы", - сказал Маск на одном из селекторных совещаний. Характерное высказывание для человека, так озабоченного вымиранием человечества.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Компании Tesla удалось отойти от стереотипа о малой мощности электромобилей

За несколько часов до этого он объявил в "Твиттере", что автомобиль Roadster находится на пути к поясу астероидов, пропустив запланированную траекторию возле орбиты Марса.

Затем ученые заключили, что автомобиль не доберется так далеко. Не в первый раз SpaceX пришлось пересмотреть свои прогнозы.

За последние пять лет Маск представил различные планы и назначал сроки реализации своей самой амбициозной идеи - отправить людей колонизировать Красную планету.

В конце прошлого года он заявил, что в 2022 году SpaceX должен отправить грузовые корабли в рамках предварительной подготовки, а затем осуществить .

Практические трудности и опасности при отправке людей на расстояние 225 млн километров к Марсу огромны. НАСА было более осмотрительно, говоря о возможности пилотируемой миссии в середине 2030 годов.

Однако успех более прозаической части работы SpaceX - полетов по снабжению космической станции, запусков коммерческих спутников и контрактов с НАСА и американскими ВВС - привели к тому, что SpaceX приближается к вершине списка самых дорогих частных компаний в мире. Ее стоимость сейчас - около 21,2 млрд долларов.

Компания стала первой, применившей более дешевую технологию многоразовых ракет, в очередной раз поразившую мир во вторник, когда две похожие на карандаши ракеты грациозно приземлились с идеальной точностью.

Она опередила НАСА и других крупных конкурентов, таких как Boeing, в гонке за осуществление относительно недорогих космических полетов.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption У первой ступени Falcon Heavy 27 двигателей. По сути, это три соединенных ракеты-носителя Falcon 9

А пока SpaceX смотрит в небеса, другая компания Маска занимается подземным транспортом. В октябре Boring Company получила разрешение американского правительства на создание тестового туннеля в штате Мэриленд.

Маск надеется, что в один прекрасный день там разместится Hyperloop - вакуумный поезд, который, по его задумке, будет с помощью магнитного поля возить пассажиров со скоростью более тысячи километров в час.

В июле Маск написал в "Твиттере", что получил устное одобрение в правительстве на строительство Hyperloop между Нью-Йорком и Вашингтоном, которое сократит время поездки из одного города в другой с трех часов до 29 минут. Власти заявили, что разрешения пока не давали.

У самой идеи Hyperloop есть много критиков. Инженер-строитель Том Нефф описал свои претензии предельно коротко, заявив порталу Wired в прошлом году: "То, что говорит сегодня Маск, я бы отправил в категорию фуфла". Работающая модель Hyperloop в ближайшее время наверняка не появится.

Однако для тех, кто восхищается Илоном Маском, он - провидец, совершающий революцию в одной индустрии за другой. Его два последних предприятия - Neuralink и OpenAI - работают в сфере искусственного интеллекта.

За свои сумасшедшие идеи он даже удостоился пародийного аккаунта в "Твиттере" -

Чукча из писателя попробовал стать читателем. Однако, прикольно. Читал-читал чукча предания о Маске с Тяжелым Флаконом и вспомнил свое давнее открытие: оказывается Карл-Маркс-Фридрих-Энгельс не четыре человека, а два и вроде бы даже не муж и жена. Теперь вот с космонавтикой надо бы разобраться. Нужен ли на самом деле кому-то Тяжелый Флакон (Falcon Heavy - Сокол Тяжелый) или достаточно просто показухи с габаритным макетом?

И вообще, зачем сейчас и в ближайшем будущем запуски ракет в космос, да и кто за это платит?

1. Ну, перво-наперво, секретные военные задачи выполнять, о которых не то что говорить, даже догадываться нельзя. Тут дело святое, без вариантов платит государство.

2. Для обеспечения МКС: космонавтов и грузы туда-сюда перевозить. Однако, престиж и какая-то наука, в основном тоже платят государства, но кое-что и частники, например за космический туризм или там за проведенные по заказу коммерческих контор эксперименты. По всем признакам от частников на это небольшая доля денег перепадает.

3. Выведение на орбиту аппаратов гражданского назначения для картографирования, мониторинга окружающей среды, обеспечения систем связи всех видов т.п. Вот это самый коммерческий сегмент, где можно и прибыль поиметь.

Военным аппаратам ничего не угрожает. Их будут запускать в любом случае. Столько, сколько надо и даже сколько не надо, дабы имитировать кипучую деятельность и запугать/запутать вражью силу.

После запуска «Науки» к МКС будут запущены еще два модуля. Первый — узловой, его отправка намечена на 2018 год, второй — научно-энергетический, его запустят в 2019 году.https://geektimes.ru/post/287730/

В итоге 2019-2020 годы это примерно тот срок, когда американцы могут перестать нас пускать на МКС. http://maxpark.com/community/13/content/4986251

Если коротко, то получается, что к 2024 году ресурс МКС исчерпывается и ее вроде бы положено ликвидировать. Но если Россия запускает в 2018-2019 туда три новых своих модуля, то она может к 2020 году отстыковать свою часть, продолжив существование уже чисто своей орбитальной станции и оставить американцев со своими проблемами.

Ну, почти как детском стишке:

Между нами все порвато
И тропинка затоптата
Отдавай мои игрушки
И не писяй в мой горшок!

Кстати, без всяких хи-хи-ха-ха космический горшок очень актуален. В свое время НАСА купили у Роскосмоса космический туалет за 19 миллионов долларов, а когда они его ухитрились сломать, американские астронавты по любой нужде бегали летали гадить в российский сегмент.

Так что вопрос ближайшего будущего орбитальной станции пока остается открытым: будет ли куда летать российским космонавтам и американским астронавтам, а, сответственно, насколько актуальна будет разработка американцами пилотируемых космических аппаратов, коих они чуть ли не четыре вида забабахали?

С учетом обнаруженных сведений чукча просто восхищен Трампом, он просто красавчик! За шесть лет до исчерпания ресурса попытаться передать его с государственного обеспечения (а это 3-4 ярда баксов в год) американский сегмент МКС богатеньким буратинам чтобы они могли вдоволь начесать свое честолюбие. Неужели кто-то поведется?

Таперича про Флакон имени секты свидетелей Маска. Пущай даже красная машинка надувная и кое-что дорисовано. Но это же тестовый полет и главное что ничего не взорвалось на глазах у многочисленных зрителей. Респект и уважуха, фокус удался, множество людей просто тащатся от такого зрелища.

Но тут чукча неожиданно вспомнил вопрос знаменитого китайского философа На Хуа: "Зачем?". Маск гуторит, что его ракеты будут выводить все что хошь, и главное - дешево. В первую очередь - кучи низкоорбитальных спутников для раздачи интернета всему человечеству. Естественно, предполагается хорошая прибыль, иначе на хуа зачем, за чей счет?

Не очень понятно, насколько реально актуальна тема запуска в ближайшее время огромного количества низкоорбитальных спутников, но заявленная Спейс-Х ценовая политика очень похожа на демпинговый троллинг, ибо его же американские конкуренты по запускам предлагают ценник очень сильно выше!

Почему конкуренты в тех же условиях ставят гораздо более высокие цены? Жажда прибыли или объективные причины? Почему Маск заявляет о гораздо более низких ценах? Он честно пытается захватить свою долю в рынке коммерческих запусков или просто хочет сбить цены, чтобы его ракеты на первобытных двигателях получили конкурентное преимущество?

И вот тут мы неизбежно вынуждены погрузиться в некоторые технические детали запуска ракет в космос.

Первый нюанс: чем ближе к экватору, тем меньше требуется энергии для вывода на орбиту грузов. Именно поэтому в первую очередь стоит сравнивать стоимость запусков Спейс-Х с американскими же конкурентами,которые тоже могут воспользоваться космодромом на мысе Канаверал во Флориде. Сравниваем сравнимое;)

Второй нюанс: для корректного сравнения с запусками из России приходится делать поправку на широту космодрома. Грубо говоря, требуется + 15% мощности/топлива для достижения тех же самых результатов.

Применяемые во Флаконах двигатели Мерлин происходят от проекта посадочного двигателя лунного модуля программы "Аполлон". Получив невозбранно документацию, Спейс-Х сильно улучшила характеристики. Но это - двигатели открытого цикла, так сказать, первобытные. Более современные - двигатели закрытого цикла, которые дают прирост мощности в пределах 15-25% в зависимости от условий. Но американцы их не умели делать:

Так что более современные российские двигатели закрытого цикла фактически уравнивают возможности с запуском американцев с Флориды. Просто напоминание что надо сравнивать сравнимые условия.

Ну, например, еще более эффективными ракетными детонационными двигателями.

В августе 2016 года появилась следующа иняормация:

"В опытно-конструкторском бюро «Энергомаш» успешно испытали детонационный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) на экологически чистом топливе.
«Специализированная лаборатория "Детонационные ЖРД", созданная в 2014 году на базе АО НПО "Энергомаш", провела первые в мире успешные испытания полноразмерного демонстратора детонационного жидкостного ракетного двигателя на топливной паре кислород-керосин», говорится релизе.
Исследования проводились учеными вместе с коллегами из Новосибирского института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева Сибирского отделения РАН и Московского авиационного института. В Фонде пояснили, что «детонационный двигатель отличается от обычного жидкостного ракетного двигателя тем, что реактивная струя создается не просто за счет горения топлива, а путем контролируемых взрывов, при этом ударная волна закручивается в камере сгорания двигателя».


Россия является безусловным мировым лидером в разработке и производстве ракетных двигателей. Но сейчас классические жидкостные ракетные двигатели вплотную подошли к своему теоретическому пределу по удельным параметрам. Идея использовать детонационный режим горения, как наиболее термодинамически выгодный способ сжигания топлива, впервые предложен советскими учеными еще в середине прошлого века. Однако, практически реализовать этот режим удалось только сейчас. Заместитель генерального директора, главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов сказал: Значение успеха этих испытаний для опережающего развития отечественного двигателестроения трудно переоценить. За ракетными двигателями такого рода будущее».

Чукча чует, что сейчас - точка бифуркации.
От нас, хомячков, мало чего зависит. Но, - героически продолжаем наблюдения.

Смотрел запуск Falcon Heavy в прямом, не побоюсь этого слова, эфире. Сказать, что я впечатлён – это ничего не сказать. Конечно машина в космосе – это попса, но ведь народу нравится и даже в плане визуализации действа всё рассчитано до мелочей. А синхронный спуск двух первых ступеней – это вообще нечто за гранью фантастики. Жалко центральная часть не села на баржу. Но, как говорится, к каждой бочке в комплекте идёт своя ложка. Но есть и ещё, что меня очень поразило.

Илон Маск сказал, что весь процесс разработки сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy обошёлся в 500 миллионов долларов. И вот это меня – после синхронного спуска первых ступеней – поразило больше всего. Почему?

Ну вот, например, стоимость недавно построенной «Зенит Арены» обозначали в 40-50 млрд рублей, что при курсе 1/60 составляет примерно от 660 до 800 млн долларов. Нет, я вовсе не про разворовывания бюджета и т.п. – этой темой давно и плодотворно занимаются разные граждане и я не буду покушаться на их горбушку. Я совершено про другое хочу сказать. Ну вот, например, в 2016 году выручка компании «Донстрой» составила 39,56 млрд руб., т.е. около 650–660 млн долларов. Ну или, собственный капитал компании «Роскосмос» составляет 186 млрд рублей, т.е. порядка 3 млрд долларов. Ну и т.д. Я не буду сейчас выкладывать скучный столбик цифр. Просто скажу, что 500 млн долларов – для российской экономики это не бог весть какие деньги. Ни для крупных частных компаний, ни для государственных эта цифра не является чем-то запредельным. И, например, в том же строительном бизнесе такие бюджеты какими-то запредельно высокими не являются.

У Освальде Шпенглера есть одно утверждение, одно из немногих, которое всегда вызывало во мне некий внутренний протест. Во Втором томе своей великой книги он пишет: «Человек Запада смотрит вверх, русский смотрит вдаль, на горизонт. Так что порыв того и другого в глубину следует различать в том отношении, что у первого это есть страсть порыва во все стороны в бесконечном пространстве, а у второго – самоотчуждение […] Русский астроном – ничего более противоестественного быть не может. Он просто не видит звезд; он видит один только горизонт. Вместо небесного купола он видит небесный откос. Это есть нечто, образующее где-то вдали с равниной горизонт. Коперниканская система для него смехотворна в душевном смысле, что бы там она ни значила в смысле математическом».

Как? Русские не видят звёзд? Русский астроном – это противоестественно? Нет, с этим я решительно не мог согласиться. В конце концов, а первый спутник Земли, а Гагарин? А небывалый энтузиазм – чему есть немало фото- и киносвидетельств – охвативший многих русских людей после запуска Юрия Гагарина? На таком фоне утверждение «русские не видят звёзд» кажется чем-то надуманным и притянутым за уши.

Конечно, если вдуматься, то некие потребности души нации западного и русского человека лежали в иных плоскостях. Русские двигались вширь, захватывая бескрайние пространства на Востоке. Западные люди строили готические соборы, с их тянувшимися как можно выше шпилями (русские колокольни никогда не делались особо высокими). Впрочем, западный человек тоже не пренебрегал пространством, как таковым – от первых Крестовых походов и вплоть до открытия Америки и построения мировых колониальных империй, всё это было пространственное движение. И всё же, всё же… Факт, что русские даже во времена Циалковского насмехались над ним, считая его сумасшедшим.

Собственно, космическая гонка в СССР началась только тогда, когда для коммунистов это стало а) требованием создания носителя для атомного заряда и б) соображением престижа. Что же до энтузиазма масс… Мне кажется, в этом энтузиазме было больше радости от того, что счастливая жизнь, какой её обещали коммунисты, в самом деле возможна, нежели восторг от собственно завоевания космоса.

Ну в самом деле, прошло всего 12 лет после ужасной войны, когда вся западная часть страны была превращена в груду развалин – и вот вам, страна уже запускает спутник в космос. А спустя ещё четыре года в космос отправляют человека! Значит всё идёт в нужном направлении! Значит партия и правительство не врут. Сейчас решим сложные технические задачи, а там и в бытовом плане жизнь будет налаживаться. Отсюда, мне кажется, вся эта эйфория и огромная искренняя неофициозная радость людей после запуска спутника и Гагарина. А техническая сторона, звёзды, путешествия через вселенную… Нет, безусловно, были люди, которые интересовало в первую очередь именно это. Но много ли было именно таких энтузиастов?

Я ещё не родился, когда был запущен первый спутник и первый человек. Но зато помню – я уже был пионером – стыковку советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон» 15 июля 1975 года. Какой-то особо бурной радости у людей не помню. Однако так или иначе это обсуждали все. В пионерлагере, в котором я был, для показа стыковки в прямом эфире даже – вещь неслыханная! – вынесли телевизор для общего обозрения. Но насколько я помню, людей больше воодушевлял факт демонстрации сотрудничества СССР и США. Значит – в самом деле разрядка. Значит атомной войны не будет. Значит жизнь будет лучше. Вот это в первую очередь витало в разговорах людей. А не звёзды.

А потом люди стали как-то всё спокойнее и спокойнее относиться к космическим полётам. Диктор в программе «Время» торжественно объявлял об очередном запуске, но никто уже на следующий день в школе и на работе это не обсуждал. Так, рядовая новость. Даже имён новых космонавтов люди уже не знали. Какие-то были ещё на слуху, а какие-то уже забывались.

И вот наше время. Что мы видим? Да, есть Роскосмос, есть новый космодром «Восточный» (построенный с многочисленными финансовыми нарушениями). Есть какие-то пуски. Что-то иной раз взлетает удачно, что-то падает. Когда что-то падает – это вызывает вялое обсуждение на уровне злорадства. Когда пуски удачные – это не волнует никого. Никого.

И сама государственная космическая программа словно делается из под палки. Словно есть такое усталое понимание, что нельзя забрасывать, раз уж на это потрачено столько времени и средств. Но и особого энтузиазма нет. То есть вообще. Зато есть ощущение, что космосом в РФ продолжают заниматься только потому, что по этой статье из госбюджета можно своровать изрядное количество тенге. Но это на верхнем уровне менеджеров. А внизу? Молодёжь не идёт широкими рядами в космические разработки. Старые работники сетуют, что на заводах и в НИИ острое старение кадров. Только ли дело в том, что платят мало? Но ведь если бы эта тема очень привлекала, если бы вызывала энтузиазм, то молодые энтузиасты находились бы в массовом порядке. В конце концов – сравнение болезненное и неприятное, но тем не менее – энтузиастов лезть на юго-восток Украины за небольшие деньги, а то и вовсе без денег нашлось очень много. А космос нас уже почему-то не влечёт. И если вспомнить – сколько раздавалось в 90-е, да и сейчас восклицаний: «Да зачем нам этот космос? Зачем на это тратить такие деньги? Лучше больницы стройте!»

И вот мы видим SpaceX, Илона Маска, его проекты строительства фактически частных ракет. И если десять лет назад это казалось ребячеством и детским лепетом, то сегодня мы видим запуск тяжёлой ракеты, способной поднимать десятки тонн груза и даже – хочется в это верить – способной этот груз доставить к Марсу. И обошёлся этот проект в 500 миллионов долларов.

А в России никто даже не поставил вопрос так: а что если нам, частным порядком, замахнуться на строительство космической ракеты? Ведь экономика государства – я имею в виду объёмы денежной массы – не делают такую постановку вопросу чем-то абсолютно фантастическим. Условный «Донстрой» в принципе мог бы замахнуться на строительство космической ракеты. И не только эта компания. Я про общий принцип и про приоритеты планов. Но нет в России массового настроя на дальнейшее освоение космоса. Паны есть – в стиле обязаловки – а настроя нет. Есть только унылый Роскосмос, который космосом занимается словно раб на галере.

Да, с одной стороны, нас так воспитали. Нас так воспитали, что мол только «родные партия и правительство», раздев и разув всю страну, посадив весь народ на голодный паёк на десятилетия, могут колоссальными усилиями построить ракету и вывести её в космос. Мол, космическая ракета – это настолько дорого и трудоёмко, что только сверхдержава совокупным ударным трудом миллионов крепостных, может заниматься запуском в космос грузов. А тут – нате вам, негосударственная компания за смешные деньги отправляет к Марсу более тонны груза. Да ещё красиво оформленного груза. Обидно, понимаешь.

Видимо, есть и правота в высказывании Освальда Шпенглера. И вот я задаю самому себе вопрос: возможен ли ещё «русский космос» или небольшая горстка энтузиастов, которая ещё пытается убедить всех в его необходимости, постепенно вымрет и высвободившиеся от этой тяжкой ноши деньги будут наконец-то направлены на строительство новых больниц и детских садов? А на Марс путь летят другие? Им, типа, нужнее? А вы как считаете, должны ли в России появиться частные космические корпорации и нужна ли вообще России своя космическая промышленность?

Пассажиром космического электрокара стал персонаж Дэвида Боуи

С той самой площадки Космического центра имени президента Кеннеди, с которой НАСА запускало свои ракеты с астронавтами на борту, в просторы вселенной вонзилась гигантская ракета, окрещенная Falcon Heavy и построенная компанией SpaceX, принадлежащей миллиардеру-предпринимателю Илону Маску.

Несмотря на ветреную погоду, предстартовый отсчет прошел гладко, без всяких заминок. , окутанная пламенем и дымом. Через 15 секунд над огромными толпами зрителей пронесся шум ракеты, мчавшейся со скоростью звука. А еще через 3 минуты самая загадочная часть полета осталась позади. Стартовые двигатели отвалились, а вторая ступень ракеты неслась к орбите Земли.

Спустя приблизительно 8 минут после запуска два боковых ускорителя почти синхронно приземлились на посадочную площадку на мысе Канаверал. А с третьим – центральным – ускорителем вышла промашка. Вместо того, чтобы сесть на плавучую платформу у берегов Флориды, он упал в океан.

Через 7 часов после запуска ракеты Илон Маск сообщил, что третий и окончательный двигатель вывел его спортивную машину на эллиптическую орбиту вокруг Земли, а затем выведет ее на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса...

Falcon Heavy («Тяжелый сокол») - турбокомпрессорный вариант ракеты «Фалкон 9», которая вот уже несколько лет доставляет грузы в космос. Ее запуск явился важнейшей вехой в космических полетах. Впервые ракета такой мощи была запущена в космос частной компанией, а не правительственным космическим агентством.

На борту ракеты находилось другое детище Илона Маска - красная электромобиль Tesla Roadster. Внутри машины помещен наряженный в космический костюм манекен. Из автомобиля несутся звуки песни Дэвида Боуи «Space Oddity» (к слову, манекена тоже окрестили в честь персонажа песни Боуи – Стармен). Ожидается, что электрокар «Теслы» будет кружить вокруг солнца миллионы лет. «Все это глупый фан, но в жизни глупый фан имеет огромное значение», - заявил Маск. Выйдя на орбиту, ракета стала посылать видеоизображения манекена, сидящего в электромобиле, на ветровом стекле которого можно было прочесть слова: "Don"t Panic" («Без паники»). Эти слова взяты из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике».

Успех запуска Falcon Heavy открывает перед SpaceX перспективы создания еще более мощных ракет, которые должны воплотить в жизнь мечту Маско о посылке людей на планету Марс. Эту миссию должна была совершить ракета нового поколения BFR («большая ракета Фалкон). Ориентировочно BFR будет готова к запуску к середине 2020 годов. «То, что запуск «Фалкона» прошел без сучка и задоринки вселяет в меня уверенность в успех проекта BFR», - надеется Маск. Он добавил, что успешный запуск Falcon Heavy подтолкнет и другие компании, и страны на более амбициозные цели в космосе. «Мы хотим новой космической гонки. Они эти гонки, всегда возбуждают», - сказал Маск.

Илон Маск мечтает о жизни людей на Земле и на Марсе. Он из числа тех предпринимателей нового поколения, которые как Джеффри Безос, основатель «Амазона» и ракетной компании «Блу Ориджин» хочет заселить вселенную миллионами людей. Эту же цель преследует и компания «Планетарные ресурсы», в которую щедро инвестирует Люксембург. Стоит упомянуть и компанию «Лунный экспресс», которая намерена установить регулярную транспортную связь между Землей и Луной.

В нынешней ситуации Falcon Heavy позволит SpaceX состязаться за контракты по посылке в космос более объемистых шпионов-спутников. Некоторые эксперты в области полетов в космос требуют от НАСА использования ракет частных компаний, таких как «Тяжелый сокол» вместо гигантской и более дорогой ракеты SLS, которая сейчас строится для посылки астронавтов на Луну.

По данным на начало 2012 года, две трети компании SpaceX принадлежит Маску. В числе владельцев также называют Google, Fidelity Ventures, Draper Fisher Jurvetson, Founders Fund, Valor Equity Partners, Capricorn и т.д.

Компания Маска спутала карты глобального бизнеса своими низкими ценами и возможностью использовать вновь ступеней ракет. Falcon Heavy способен вывести на низкую земную орбиту 140 тысяч фунтов (63,5 тыс кг) груза. Цена его запуска составляет $90 млн (запуск же «Фалкон 9» оценивается в $62 млн). В контексте космических запусков эти цифры отнюдь не впечатляют. Маск заявляет, что он потратил на создание Falcon Heavy полмиллиарда долларов, ему пришлось отменять программу его запуска три раза.

Нынешний запуск заставил замолчать критиканов, которые критиковали SpaceX за то, что эта ракета вынесла в космос глубоко засекреченный спутник Zuma. В СМИ появились сообщения о том, что тот запуск был неудачным. Компания Маска решительно отвергает эту версию. В прошлом году Маск заявил, что два «космических туриста» будут заброшены «Фалконом Хейви» на Луну. А в понедельник он заявил, что компания не имеет никаких срочных планов переделки ракет для этого путешествия.

В добрый путь, мистер Маск!

Миннеаполис.

Японский миллиардер, фанат искусства и будущий космо-турист. Рассказываем, кого Илон Маск запустит к спутнику Земли и на чем полетит счастливчик

Юсаку Маезава. Наверное, вам это имя незнакомо - он не слишком популярен за пределами своей родины (по крайней мере, не был, пока не выкупил космический турполет у Маска), но в Японии известен как довольно нетипичный бизнесмен, увлеченный искусством и уверен, что оно может способствовать "миру во всем мире".

Во время пресс-конференции в корпоративном офисе компании SpaceX в городе Готорн, Калифорния, стало известно, что он станет первым клиентом SpaceX в качестве космо-туриста вокруг нашего спутника.

Полет планируют (примерно) в 2023 году на ракете SpaceX BFR, которая до сих пор находится на стадии разработки и оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Миллиардер уже внес “значительный” аванс за путешествие, но точная сумма не раскрывается. Интересно, что предприниматель сам пришел с предложением путешествия к Илону Маску.

“Он очень смелый человек, если решился на это”, - сказал глава SpaceX, предупредив также о рисках предстоящего полета, - "Это опасно. Это вам не прогулка по парку. Это потребует определенной подготовки. Это даже не полет на самолете - всегда есть шанс, что что-то пойдет не так".

Несмотря на это, Илон пообещал обдумать вариант совместного путешествия: ракета SpaceX пролетит в 200 километрах от Луны и вернется на Землю.

"Вы должны понимать, что это он выбрал нас, и мы очень этим гордимся. Он очень смелый человек, и, видимо, наиболее к этому мотивирован", - отметил Маск, отвечая на вопрос японского журналиста, что вкратце звучало примерно как "почему именно японец?"

На пресс-конференции Маезава взял микрофон, и в течение 15 минут рассказал не только о том, что такой полет является его мечтой, но и о планах выхватить на BFR более одного места: предприниматель собирается взять с собой художников и представителей творческих профессий, чтобы вдохновить их на новые свершения.

"Луна с детства вдохновляла меня, поэтому я не мог упустить шанс увидеть ее вблизи", - сказал Юсаку, -" В то же время, я не хотел бы быть одиноким в этом путешествии. Я хотел бы разделить этот опыт с как можно большим количеством людей".

По его словам, в компании будут режиссер, художник, танцор, писатель, музыкант, модный дизайнер, скульптор, фотограф и архитектор. Все эти люди присоединятся к Маедзави в полете, который продлится около недели.

По возвращению они создадут выставку своих “лунных разработок”, чтобы отметить полет. Этот проект предприниматель назвал #dearMoon. "Луна всегда вдохновляла человечество. Ради этого этот проект", - сказал Маезава.

Предприниматель не назвал конкретных имен, однако обратился к аудитории: “Если вы услышите это от меня, скажите “да” и примите мое приглашение. Пожалуйста, не говорите "нет"!”.

Так кто же такой Юсаку, как он заработал деньги на лунные путешествия и на чем он полетит?

Знакомьтесь, Юсаку Маезава

Юсаку Маезава является 18-м самым богатым человеком в Японии и руководителем корпорации “Start Today ”, которая стоит 12 миллиардов долларов. Его личное состояние же оценивают в 2,7 миллиарда долларов, сообщает Forbes .

При этом Юсаку не является “мажором” и богатым наследником: он родился в небольшом городке Камагая в 1975 году, в обычной семье бухгалтера и домохозяйки. Учась в школе, он основал собственный музыкальный коллектив Switch Style.

После школы юноша поступил в университет, выехав за своей девушкой в США. “Я смотрел на эти мрачные лица разных людей и понимал, что никогда не хочу быть похожим на них ", - рассказал предприниматель в одном из интервью.

В Америке парень начал свою коллекцию CD-дисков и пластинок с песнями любимых исполнителей. Впоследствии хобби переросло в идею для бизнеса: в 1995 году Маезава вернулся в Японию и основал фирму по импорту в Азию музыкальных CD-дисков через службы доставки.

Бизнес развивался, и довольно быстро перерос в направление с импортом DVD. В 1998 году компания получила название “Start Today”, в 2000 она перешла на онлайн-платформу (чтобы сэкономить средства), а сейчас включает несколько компаний, которые занимаются веб-разработками и, в частности, веб-магазин одежды Zozotown, который считается самым масштабным в Японии.

Zozotown продает продукты 6300 компаний, а сейчас постепенно меняет правила игры, вводя функцию индивидуального заказа на пошив. И обычным меркам все не ограничится: для такого заказа клиентам отправят специальные костюмы, которые проведут идеальные замеры тела при помощи смартфона пользователя.

На разработку потратили 7 лет и миллионы долларов, но Маезава ожидает, что это приведет к росту его бизнеса на 400 процентов и оценке компании в 46 миллиардов долларов в ближайшие 10 лет. Сейчас в подчинении Маезави всего более 900 сотрудников.

Фанат искусства и благотворитель

Юсака - человек, который готов выложить десятки миллионов на развитие прекрасного. Так, в 2016 году на выставке в Нью-Йорке он закупился произведениями искусства на 98 миллионов долларов.

Среди других, в своей коллекции он добавил картину “Без названия” за 57 миллионов неоэкспрессиониста с США Жана-Мишеля Баскии, работу Кристофера Вула за14 миллионов долларов и портрет Винсента ван Гога румынского автора Адриана Гене за 2,6 миллиона долларов. Впоследствии эти картины направились в его Фонд современного искусства в Токио.

Маезава рядом с картиной Жана-Мишеля Баския, которую он купил за 110 миллионов долларов

До 2001 года предприниматель профессионально занимался музыкой: его группа Switch Style подписала рекордный контракт с BMG Japan, а затем выпустила три альбома. Однако после выпуска последнего Маезава вышел из группы, чтобы сосредоточиться на управлении компанией.

Юсаку известен и благотворительностью: он пожертвовал миллион долларов на восстановление игрового стадиона в своей родной префектуре Тиба, а в 2003 году он договорился с 40 брендами одежды о создании “антивоенных” футболок против боевых действий в Ираке. Заработанные с продаж 53 тысячи долларов предприниматель перевел на благотворительность.

Также мужчина всерьез обеспокоен распространенным в Японии явлением “смерть от переутруждения”, когда люди фактически изнуряют себя работой до смерти. Чтобы избежать таких явлений в Start Today предприниматель установил в компании 6-часовой рабочий день. Юсаку отметил, что так у работников будет больше времени на себя, семью и хобби.

Билет до Луны

Сколько точно заплатил (и, возможно, еще доплатит) Маезава за полет к луне, доподлинно не известно, однако очевидно это достаточная сумма для выкупа около 6-8 мест на корабле.

"Он платит очень много денег. Мы не будем рассказывать, сколько, но это большая сумма, которая поможет разработке корабля и первой ступени ракеты. В конце система BFR создана, чтобы отправить кого угодно на орбиту, Луну, Марс, и он помогает обычным гражданам получить возможность когда-нибудь путешествовать на другие планеты", - ответил Маск на вопрос о деньгах.

Сообщение, распространенный (@yusaku2020) 17 Сен 2018 г. в 10:04 PDT

Ходили некоторые слухи о стоимости 1 билета в 35 миллионов долларов, но их никто не подтвердил.

Big Falcon Rocket

или Big Fucking

Как отметил Маск на презентации, сама суть создания компании SpaceX – ускорить становление человечества как космической цивилизации, развитие ракетных технологий до той фазы, когда человечество сможет стать мультипланетным видом.

По его словам, в конце концов с планетой - по вине человека или нет, что-то таки произойдет. И в интересах человечества не ждать этого, а расселяться по как можно большему количеству небесных тел.

“Речь идет именно о мультипланетарности, а не о том, чтобы просто заселить одну планету в каком-то другом месте. Чтобы жизнь была и на Марсе, и на Луне, и на спутниках Юпитера - по всей Солнечной системе, чтобы, наконец, мы могли заселить что-то и за ее пределами”, - сказал предприниматель.

То что же это за ракета, BFR?

В буквальном переводе “Ракета большого сокола” после введения ее в эксплуатацию станет самой мощной разработкой SpaceX.

BFR все еще находится на стадии разработки и тестирования. В высоту она будет где-то с 35-этажный дом (118 метров в высоту), будет иметь две части - ракета-носитель и космический корабль, который выйдет на орбиту, и сможет перевозить не менее 100 тонн полезной нагрузки (для сравнения, Falcon Heavy способна доставить на орбиту Марса максимум 16,8 т груза).

Как ракета-носитель, так и корабль оснащены собственными двигателями и посадочными ножками, а значит, приземляться на поверхность планеты они должны отдельно друг от друга (аналогично тому, как сейчас это делают ракеты Falcon 9).

Корабль, вероятно, сможет вместить около 100 пассажиров, но первый рейс до Луны ограничится кругом где-то в 12 человек. Маск отметил, что отправлять к Луне сразу 100 человек было бы "не слишком разумно".

“Вообще, это 100 тонн прямо к Марсу, при условии дозаправки на орбите. Ракета сконструирована именно таким образом, чтобы доставить 100 тонн нагрузки прямо на поверхность Марса. ”, - сказал Маск.

Он также добавил, что при условии производства топлива на Марсе, оттуда можно будет долететь до пояса астероидов, оттуда до спутников Юпитера. “Таким образом, прыгая по планетах и других небесных телах, можно будет добраться до края нашей Солнечной системы”, - добавил предприниматель.

По словам Маска, BFR должна стать межпланетной транспортной системой, которая позволит добраться в любую точку Солнечной системы, если только мы наладим производство топлива на протяжении всего пути.

Первые тестовые запуски BFR с подъемом ракеты на небольшую высоту могут пройти уже до конца 2019 года, однако о четких сроках говорить рано, особенно из-за недостаточного финансирования проекта.

"Финансирование для BFR - один из ключевых вопросов", - рассказал Маск на конференции. Сейчас SpaceX направляет на ее развитие только 5% своих ресурсов.

Полная запись пресс-конференции SpaceX

"Конечно, у нас есть заказы на доставку грузов к МКС, а в следующем году мы будем отправлять туда космонавтов, у нас также разрабатывается система спутников Starlink и все частные клиенты SpaceX очень важны для развития ракеты", - отметил глава компании.

Подробнее о выше упомянутых проектах читайте в материалах : и

Но относительно любых дат предприниматель не смог дать четкой информации. " Ничего точного мы пока сказать не можем. Даже в этих предполагаемых сроках очень сомневаемся. Если бы у меня был какой-то хрустальный шар, я бы с удовольствием сказал, сколько времени это все займет".