Сочетание чк чн, нч, рщ, чт, щн, нщ. Правила чк чн слова исключения
Основные цели:
- Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
- Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
- Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.
Демонстрационный материал:
- Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
- Слайд 1. Одуванчик.
- Слайд 2. Хищники.
- Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
- Слайд 4. Каменщик.
- Слайд 5. Сварщик.
- Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
- Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
- Слайд 7 со словами:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
- Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Чистописание
Чч чччЧасы чашка туча чулки
– Какая буква чаще других встречались в
чистописании? (Буква ч
.)
– Какое правило мы должны помнить при написании
слов с этой буквой? (ч
а
, чу
)
– Подчеркните эти сочетания в словах.
3. Выявление места и причины затруднения
Орфографическая зарядка (с.13 №5)
№5. .
– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.
Самостоятельная работа детей. Проверка
(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)
– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)
– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)
– А как они пишутся? (Ответы детей. )
– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:
1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-
2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните
его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса,
тигр? (Хищные
) щн
Слайд 2
3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3
4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4
5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик
) рщ
Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.
– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.
– Произнесите шипящие звуки в этих словах.
– Произнесите звук [ч"]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)
– Есть ли у [ч"] парный согласный по твёрдости?
– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)
– Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?
– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч"] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)
– Прочитаем правило в учебнике.
– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь )
– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .
Физкультминутка
Упражнения на внимание
“Винт”, “Мяч и насос”
5. Реализация построенного проекта
1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.
– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)
– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)
– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)
– Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Игра:
Кто больше запомнит слов.
Слайд 7
Работа в парах.
– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.
– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.
– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– А теперь напишем выборочный диктант.
– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.
Слайд 3 (синичка)
– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.
(Один ученик работает у доски .)
Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.
– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?
– Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)
– У кого возникли трудности? С чем это связано?
У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.
8. Включение в систему знаний и повторение
– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.
Дети произносят вместе с учителем.
Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!
– Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )
– Удалось вам достичь поставленной цели?
– Вы довольны своей работой на уроке?
– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.
10. Домашнее задание
– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.
ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями средней и повышенной сложности.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний
а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2
Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.
Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;
- Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)
Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)
б) Словарная работа Слайд № 3
Язык, языковед, языкастый.
Прочитайте группу слов .
Как вы понимаете слова, объясните?
Язык- Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;
Языковед- Учёный, специалист по языковедению;
Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.
Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную. - Что у них общего?
Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)
Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? ( язычок )
III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4
На какие три группы можно разделить слова?
Бол… кол…цо ноч… ной
лос… кон…ки хищ…ный
ден… пал...то кон…чик
Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.
Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )
Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)
Как обозначите мягкость согласного в первом столбике ? ( мягким знаком )
Во втором столбике? ( мягким знаком )
- Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?
( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )
Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.
Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )
Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )
Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )
IV. Работа по учебнику ( 2-я часть )
с. 3 - прочитайте, чему будем учиться.
У.с. 4 - Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)
V. Работа по теме урока
У.с. 4 упр.1
Пл. о .хой друг в деле не п о мощник.
На св о ей улочке и курочка хр а бра.
Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? (проверяемая гласная)
Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками ( помощник, улочка, курочка )
Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?
( Буквосочетания ЩН, ЧК )
с.4 упр.2 - Что обозначает условный значок на полях? ( Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )
- Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? ( мачта )
Мачта - высокий столб на судне для парусов.
- Отвечаем на вопросы после упражнения.
Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)
а) с ЧК, удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;
б) с ЧН, песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;
в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;
г) с ЩН, помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.
Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? ( мягко )
Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность?
( звук произносится мягко, но ь знак не пишется )
Как называются такие опасные места в словах русского языка? ( орфограммами )
Физкульминутка «Черепаха» слайд № 5
Для развития речи учащихся
● Шла по полю черепаха ( идём пальчиками )
● И дрожала вся от страха ( руки в кулачок, кулачки дрожат )
● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! ( большой и указательный пальцы «кусаются»)
● Никого я не боюсь! ( отрицание - указательным пальцем )
VI. Знакомство с правилом
У.с. 5 - Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.
У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6
Выполните задание к упражнению
Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.
Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);
Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;
Кончик - уменьшительное к слову конец;
Блинчик – название сладкого блюда
Стаканчик – маленький стакан.
Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение самостоятельно.
VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7
1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.
- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
(краски и кисто чк а)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке. ( удо чк а )
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки.
( спи чк и )
На ветках плотные комочки,
В них не дремлют клейкие листочки.
( по чк и)
Отгадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
( ласто чк а )
С именем вкусным,
Не бывает грустным,
Смотрит весело вокруг,
Он Незнайке лучший друг.
(По нч ик )
VIII. Рефлексия Слайд № 8
Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки
- Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )
- Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.
IХ. Итог СЛАЙД № 9
- Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….
- Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака
Дерево знаний
Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях;
встаём, если хорошо усвоили материал;
поднимаем руки, если уверены в своих знаниях
Х. Домашнее задание
У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;
2.
Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.
- Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [ч"] и [щ"] .
- Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:
- с чк ,
- с чн ,
- с чт ,
- с щн .
3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?
Одуванчик, пончик, кончик, блинчик, стаканчик, птенчик.
- Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком [ч"]: твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч .
- Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч .
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч - это орфограммы . Эти буквосочетания пишутся без ь (мягкого знака): точк а, речн ой, почт а, помощн ик, птенч ик. |
4. Прочитайте.
- Что значит встать на цыпочки ? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого ? Почему поэтесса употребила слово пиликает ?
- Спишите. Подчеркните буквосочетание чк .
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
И. Токмакова
5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.
- Мачта, почта, матч, мечта, чтение.
- Яблочко, корочка, пончик, тапочки.
6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.
Мале[н"]кий, кроше[ч"]ный, звёздо[ч"]ка, пи[с"]мо, хи[щ"]ный, па[л"]то, дево[ч"]ка, си[л"]ный, берёзо[н"]ка, кры[л"]цо, рече[н"]ка, спи[ч"]ки, ступе[н"]ки, тарело[ч"]ка.
- Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Подберите к выделенным словам однокоренные.
та ре́лка
7. Прочитайте. Назовите сказки.
- Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.
- Стала расти у стариков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.
- Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.
- Объясните написание слов с пропущенными буквами.
- Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн .
8. Произнесите слова.
скучно, нарочно, помощник, чтобы, конечно, скворечник, яичница, что
- Проверьте по орфоэпическому словарю, правильно ли вы произнесли слова.
- Устно составьте предложение с любым словом.
9. Прочитайте. Озаглавьте текст.
У меня есть волшебная полочка. Она прикреплена к форточке.
Посыплю на полочку крупы или хлебных крошек - прилетят голуби и воробьи. Укреплю на полочке кусочки сала - прилетят синички. Положу на полочку кисть рябины - прилетят снегири и свиристели.
Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.
(Н. Сладков)
- Почему в тексте выделены три части?
- Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой «На бульваре». Спишите.
- Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
В небе - вечер, в небе - тучки
,
В зимнем сумраке бульвар
.
Наша девочка
устала,
Улыбаться перестала.
Держат маленькие ручки
Синий шар.
Упражнение 1, с. 3
1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Здесь хорошее местечк
о,
Протекает мимо речк
а.
Принесли мы для бычк
а
Полведёрка молочк
а.
Дождик вылился из тучк
и,
Вымыл ёжику колючк
и.
Подарила мама дочк
е
Разноцветные платочк
и.
- Подчеркните в словах буквосочетание чк.
Упражнение 2, с. 3
2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.
[р’э́ч’ка] рéчка
[нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта
[п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó
[тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный
[х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта
[пал’тó] пальтó
Упражнение 3, с. 4
3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.
синица - синичк
а крыльцо - крылечк
о
облако - облачк
о кольцо - колечк
о
задача - задачк
а место - местечк
о
вода - водичк
а сестра - сестричк
а
конец - конч
ик птенец - птенч
ик
диван - диванч
ик стакан - стаканч
ик
- Подчеркните буквосочетания чк, нч.
Упражнение 4, с. 4
4. Прочитайте.
1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.
- Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 5, с. 5
5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.
- Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Цветочная клумба украшала наш сад.
Упражнение 6, с. 5
6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Белка и грибы
На по
ляне у пе
нёчка
Белка набра
ла гри
бочков.
Скрылось
солнце за го
рой,
Время двигаться до
мой.
Но до
мой да
лековато,
А гри
бы тя
желоваты...
А. Захаров
- Придумайте и запишите заголовок к тексту.
- Устно составьте продолжение текста.
Съела белка половину -
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
"Я грибы домой несу!"
Упражнение 7, с. 6
7. Прочитайте.
Синичк
а - воробью сестричк
а.
Конч
ил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чт
ут.