Папа пи 13. Ватикан и фашизм: «папа Римский отказался от моральных принципов

Сериал «Молодой Папа» был благосклонно принят широкой аудиторией. История американца Ленни Белардо, ставшего самым молодым Папой Римским - Пием XIII, не оставила равнодушной ни верующих, ни атеистов, ни католиков, ни православных. Его вера оказалась для папского престола слишком революционной, взгляды - слишком консервативными, а жизнь - слишком безупречной. Общество безоговорочно приняло тот неоднозначный, почти скандальный образ Церкви и священства, который представлен в этом сериале. И это тем более удивительно, если учесть, что сегодня любой информационный повод, связанный с Церковью, раскалывает общество на два непримиримых лагеря: сторонников и противников его «клерикализации». Попробуем разобраться, в чем тут дело.

Циник или юродивый?

С одной стороны, «Молодой Папа» - это кино типично развлекательное. Блистательный Джуд Лоу, исполняющий роль главного героя, умопомрачительно красивые съемки, тонкая ирония, остроумные диалоги в духе Хармса делают этот сериал великолепным фоном для интеллектуального отдыха. С другой стороны, в нем поднимаются сложные вопросы о природе веры и неверия, об отношении современности и традиции, о Церкви и священстве, Боге и человеке, о святости и грехе, которые требуют серьезного отношения, обдумывания и, в конце концов, ответа.

Кто же такой Папа Пий XIII? Прожженный циник, смеющийся над тайной исповеди, или святой, по чьей молитве Бог воскрешает умерших? С первых кадров сериала мы видим, что режиссер пытается нас шокировать двойственностью этого образа - образа человека, который идет по тонкой грани, отделяющий порок от благочестия, веру от неверия, цинизм от принципиальности. Чего стоят хотя бы две проповеди, произнесенные понтификом с балкона на площади святого Петра! Первая звучит в первые минуты первой серии и является настоящей апологией... греха. Новоиспеченный Папа призывает добрых католиков вспомнить о «простых радостях» жизни: блуде, чревоугодии и прочих мерзостях, которые стали «ценностями» современного толерантного миропорядка. Первая речь молодого Папы от начала до конца является злой пародией на политику «открытости миру».

Второй его речи позавидовал бы сам Савонарола (Джироламо Савонарола - итальянский монах, реформатор, проповедник XV века, резко бичевавший людские пороки, призывавший к покаянию и предвещавший Италии Божии кары за грехи народа. - Ред .). Она до того прекрасна и ужасна одновременно, что я позволю себе привести из нее довольно большой отрывок. «Что мы забыли? Мы забыли Бога! Вы забыли Бога. <...> И мы Ему не интересны - до тех пор, пока сами всецело Им не заинтересуемся, не посвятим себя Ему. Я слышу, что люди говорят: "Освободитесь от Бога!" Но боль от этого освобождения невыносима. И до того остра, что может убить». В этом пламенном обращении соединены в безумный клубок и горячая вера, и тоска богооставленности, и величайшая гордыня человека, взявшего на себя смелость говорить от имени Господа. Молодой Папа пытается заставить свою теплохладную паству вспомнить о всемогуществе Божием, сбросить иго равнодушия, вновь ощутить трепет перед Его величием. Но остывшей вере он противопоставляет не чудо Божиего присутствия, а нечто прямо противоположное - «чудо и авторитет» - соблазны Великого Инквизитора, о которых писал Ф. М. Достоевский.

Чудо и авторитет

Мир перестал уважать святыню. Церковь стала для него чем-то вроде клуба по интересам, а Папа, наместник Бога на земле, кем-то вроде известного политика, но не более. Авторитет Церкви нужно восстановить. Но как? Папа Пий XIII предлагает совершить «медийное самоубийство»: не заигрывать с миром, но придать его анафеме, не искать популярности у светских СМИ, но гордо отвернуться от них. Собрав первую и последнюю пресс-конференцию, Папа даже не удосужился пообщаться с журналистами лично, он передал им, что его совершенно не интересует их мнение о его персоне и его политике. Он увольняет штатного фотографа Ватикана, потому что у Папы Римского не должно быть никаких фотографий. Папа Римский - никто рядом с Господом Иисусом Христом. Но рядом с простыми католиками, такими несовершенными в вере, Папа Римский - кумир, идол, рок-звезда от католицизма, недоступная, таинственная, вызывающая слухи и кривотолки. И все это для того, чтобы человек, не способный поклониться чуду, поклонился хотя бы авторитету Римского Папы. В этом проявляется и традиционализм веры главного героя сериала, и его революционность.

Ленни хочет восстановить традицию в ее самом консервативном, самом суровом изводе. Он надевает роскошное облачение, папскую тиару... Понтифика несут на носилках двенадцать кардиналов, а потом каждый из кардиналов униженно лобызает его туфлю. Все это смотрится, по правде говоря, омерзительно. Перед нами не возрождение, а осмеяние традиции. И даже не потому, что облачение Ленни сопровождает фривольной песенкой вместо молитвы, а потому, что в той Церкви, которую мечтает возродить Пий XIII, есть страх, но нет благодати, есть тоска по Богу, но нет Его присутствия. Все герои сериала так или иначе страдают от религиозных сомнений. Особенно глубока и безысходна тоска священства. Нам много раз на протяжении всего сериала показывают иерархов Католической Церкви, охваченных страхом, унынием, сомнением, впавших в самые тяжелые грехи. Почему? Что же такого с ними случилось, что все они потеряли веру? Неужели Бог совсем не откликается на их молитвы? Откликается, да еще как! Пий XIII предстает в сериале настоящим чудотворцем. Но, даже творя чудеса, он признаётся в том, что... не верит в Бога.

Зачем курит Римский Папа?

Папа экстравагантен. Он курит во время молитвы, не уважает тайну исповеди, разводит кенгуру, носит белые тренировочные штаны и темные очки. А еще он молится на дне бассейна. Экстравагантность, странность, даже некоторая глуповатость - все это, с точки зрения создателей сериала, является неотъемлемыми чертами людей Церкви - маргиналов, смешных чудаков, старых и некрасивых, раздвоенных, сомневающихся, неверных. Несчастных. Напрасно мы станем искать в сюжете сериала ответ на вопрос о природе религиозного кризиса, поразившего всех его героев. Все дело в том, что, по мнению создателей сериала, только ущербному религиозному опыту готов сочувствовать современный зритель. Только такая Церковь его, зрителя, не оттолкнет и не испугает. Потому-то и не отталкивают грозные обличения экранного Римского Папы неверующую аудиторию, что обличения его - это всего лишь странные слова симпатичного чудика.

Кризис веры

Авторы сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием, холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.

И все-таки в сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры. И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да, эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим, не менее смертоносным пороком - гордыней, которая маскируется под смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне. Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего сердца...

Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет, чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки. Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а развлекала...

Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.

В новом 8-серийном минисериале режиссера Паоло Соррентино примут участие обладательница «Оскара» Дайан Китон и Джуд Лоу, сообщает “The Guardian”.

Дайан Китон исполнит роль сестры Мэри, американской монахини, живущей в Ватикане, в то время как Джуду Лоу досталась главная роль - вымышленная фигура Пия XIII, американского священника Ленни Белардо, избранного на пост римского понтифика.

Роль в совместном проекте телекомпаний HBO, Sky и Canal+ станет для Д. Китон первым опытом участия в телесериале. Ожидается, что съемки начнутся на этой неделе, а выход сериала на телеэкраны запланирован на 2016 год. Мировая премьера пройдет в кабельных сетях США, Великобритании, Италии, Германии и Франции.

Продюсеры пока не раскрывают детали характера Китон, но уже известно, что персонаж Джуда Лоу будет человеком, который упорно сопротивляется влиянию «придворных» служителей Ватикана.

Пий XIII в сериале предстанет «сложным и конфликтным персонажем, консервативным в своем выборе порой до мракобесия, но полным сострадания к слабым и бедным».

Режиссер сериала Паоло Соррентино заявил, что сюжет сериала «Молодой Папа» сфокусируется на начале понтификата Пия, и в нем будут присутствовать как «ясные признаки существования Бога», так и «ясные признаки отсутствия Бога».

Он также добавил, что в фильме будет поставлена проблема поисков веры и ее утраты. Создатели намерены показать «величие святости, которое может стать непосильной ношей - когда вы боретесь с искушениями и единственное, что вы можете сделать, - это поддаться им, а также внутреннюю борьбу между огромной ответственностью главы католической Церкви и страданиями простого человека, которого судьба или Святой Дух выбрали в качестве понтифика», - рассказал режиссер.

И, наконец, авторы сериала задаются вопросом - как человеку надлежит пользоваться и манипулировать властью в государстве, в котором догмой и нравственным императивом являются отказ от власти и самоотверженная любовь к ближнему.

Пий XIII: вымышленный персонаж или историческое лицо?

Несмотря на то, что персонаж Джуда Лоу, Пий XIII, назван продюсерами сериала «Молодой Папа» вымышленным героем, история католичества знает реального человека с таким именем.

В 1998 году священник Эрл Люциан Пульвермахер, принадлежавший к раскольническому течению седевакантистов, был провозглашен адептами Истинно-католической церкви папой Пием XIII.

Католик-миссионер, член монашеского ордена капуцинов о. Люциан Пульвермахер в 1970-х годах постепенно переходит на позиции крайнего традиционализма. Причиной стала реакция части католического духовенства и лично Л. Пульвермахера на изменения в католической традиции, произошедшие в результате Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг.

Л. Пульвермахер порывает с орденом капуцинов и становится в оппозицию официальному Ватикану.

В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а также на том, что постановления Второго Ватиканского собора противоречат католической вере, он делает вывод, что все последующие папы также недействительны.

По его мнению, Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимали римский престол, но не являлись истинными римскими понтификами. Папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский собор, через свою ересь также перестал быть католиком, а значит и папой, утверждал Пульвермахер.

Таким образом, в соответствии с его теорией, престол святого Петра после смерти папы Пия XII в 1958 году оставался вакантным.

От этого произошло название секты седевакантистов, к которой принадлежал Л. Пульвермахер: в католической традиции период, в который Святой Престол не занят легитимным понтификом, называется Sede Vacante («при вакантном троне», при вакантном престоле).

Постепенно была сформулирована идея восстановить истинное католичество через выборы «настоящего» папы.

В 1998 году были проведены выборы нового понтифика. Псевдоконклав длился сутки, голосование происходило по телефону. В нем принимали участие немного численные адепты раскольнической организации, созданной при участии Пульвермахера, - Истинно-католической церкви (англ. True Catholic Church). В результате был избран единственный кандидат - Люциан Пульвермахер.

Скончался «антипапа» Пий XIII в 2009 году. Еще при его жизни в Истинно-католической церкви, как это часто случается в раскольнических сообществах, произошло дальнейшее разделение.

Всем привет!

Я пропала на некоторое время с lrecommend... Все просто - меня захватил сериал - "Молодой папа".!

Если вы, ориентируясь на название, подумали, как я сначала, что это семейная комедия, то увы, вы не угадали - это сериал совершенно о другом - о церкви, о любви, о сексе, о закулисных интригах, поиске Бога и таинствах католической церкви.

Главная сюжетная линия сериала.

Главной римской католической церкви становится молодой, амбициозный, 47летний священник из Нью-Йорка.

Кто поставил его на сей пьедестал? Совет кардиналов, святой дух или сеть заговоров?

Сюжет - утопия, фантазия на тему "что было бы", придя к власти своенравного, молодого Папы - революционера, который бы решил внести свои порядки в обыденный устой католической церкви и внесшего переполох в тихую молельную гавань.

Почему сериал "цепляет" сразу? Ты словно погружаешься в закулисные тайны, спрятанные от всего человечества в святая святых.

Режиссер захотел показать всю подноготную, все грязное белье, поднять острые вопросы, тем самым дать зрителю тему для рассуждения - "что такое хорошо и что такое плохо". Одни, даже логичные стороннему наблюдателю, поступки могут привести к непоправимым последствиям.

Картина поражает великолепием костюмов и интерьеров, интересная подача звукового сопровождения.

Любопытный факт - съемки проходили вне Ватикана.

Ни один из эпизодов не был снят в Ватикане. Все декорации, включая Сикстинскую капеллу и папскую библиотеку, были воссозданы на киностудии Чинечитта. По словам режиссера, Ватикан отказался от любого сотрудничества, поэтому создателям сериала пришлось воссоздавать декорации, снимая с разных точек и под разным углом.

Почему я указала категорию "18+" - сериал сложный и несмотря на казалось бы антирелигиозный контекст, заставляет вдумчивому зрителю рассмотреть зерно глубокой веры в человеке, который на первый взгляд не верит в Бога и наоборот порочность, алчность, гордыню и другие грехи в санах священнослужителей.

Обращаю внимание - сериале есть пикантные сцены!

Герои .

Я не буду писать подробно о том кто есть кто и кем приходится Папе Римскому, дабы сохранить интригу . Я хочу , что бы вы сами , как и задумано режиссером, постепенно вникли в сюжетные роли героев.

Сестра Мери - Дайан Китон.

Кто она? Темная лошадка? Сестра милосердия? Сподвижница и помощница во всех делах для Папы Римского? Есть ли у неё планы самой править католической церковью?

Сестра Мери, тебе придётся обмануть папу ! Но в чем? И в чьих интересах?

Кардинал Анджело Войелло - Сильвио Орландо

Консерватор и главный интриган всего Ватикана. Ты ждал, что молодым Папой легко будет управлять ? Сам захотел власти?

Заставит ли тебя Папа подчиниться и припасть к его ногам или все будет по твоему?

Кардинал Андрю Дюсоле - Скотт Шеперд.

Миссионер не без грехов. Все твои заслуги - знакомство с Папой?


Уместно ли продвигать по карьерной лестнице своих друзей, Папа?

Кардинал Бернардо Гутиеррез - Хавьер Камара.

Какие тайны скрывает, казалось бы простой и скромный священник? Ооох и удивил же ты меня в конце первого сезона!

Дон Томмасо (исповедник) - Марселло Ромоло.

Что тобой движет, Томмасо? Наивность, зависть или желание продвинуться "по карьерной лестнице"? Ты нарушил клятву о неразглашении исповеди , но ты же духовик, стыдись!

Эстер - Людивин Санье.

Коварная соблазнительница и роковая некрастока . Скольким ты изменила?

Увы, всегда за измену нужно платить! Шантаж - вот твоя расплата!

Кардинал Майкл Спенсер - Джеймс Кромвелл.

Один из конкурентов на место Папы Римского. Так почему же ты не во главе церкви?

Ты расставил сети, но попался в них сам! Кому же ты перешёл дорогу?

София - Сесиль де Франс.

Маркетолог всего Ватикана и пиарщик самого Папы. Сколько можно заработать на продаже зажигалок, тарелок, сувениров с фотографией Папы? Спросите у Софии- она может продать все! А способна ли ты продать душу Папы Римского?

Папа Римский Пий XIII/ в миру - Лени Белардо - Джуд Лоу.

Могу сказать одно - маркетолог и стратег ты не плохой!

Однако помни - гордыня - худший из пороков!

Количество серий.

На текущий момент в свободном доступе есть только первый сезон , состоящий всего из 10 серий.

Кому-то понадобится всего одна ночь для просмотра. Однако я смаковала картину - смотрела не более 2х серий за раз.

Сериал завораживает, смотрится на одном дыхании, хотя на мой вкус некоторые сцены слегка затянуты. После каждой серии есть над чем задуматься.

Антипапа Пий XIII, в миру Эрл Пульвермахер (Earl Pulvermacher) родился 20 апреля 1918 года в семье Хюберта Пульвермахера и Сесилии Леренц. Был крещен 28 апреля 1918. После четырех лет предсеминарии, года новициата, четырех лет изучения философии и четырех лет изучения теологии он дает вечные обеты 28 августа 1942 в монашеском ордене капуцинов. 5 июня 1946 его возводят в сан священника. В соответствии традицией капуцинов выбирать себе другое имя, чтобы показать свое «отстранение от мира», он выбирает себе имя Люциан, что означает «освещающий путь».
С осени 1947 до конца 1948 о. Люциан является викарием прихода св. Франциска в штате Милуоки, США. В конце 1948 в качестве миссионера он выезжает на острова Амани Ошима, где служит сначала в должности викария, а затем настоятеля прихода. В 1955 году он переезжает на остров Окинава, где служит до весны 1970 года. С конца 1970 до января 1976 года он является миссионером в Австралии. В январе 1976 года о. Люциан Пульвермахер покидает Австралию и орден капуцинов и начинает сотрудничество с традиционалистическими католическими организациями, оппозиционными решениям Второго Ватиканского Собора. Некоторое время сотрудничает с FSSPX.
После разрыва с FSSPX о. Люциан организовывает частные часовни в некоторых частях США, где служит Тридентскую мессу. В середине 90-х годов XX века о. Люциан приходит к выводу, что римский понтифик Иоанн Павел II является масоном, а значит и его выборы папой в 1978 году являются недействительными. Основываясь на этом, а так же на том, что постановления Второго Ватиканского Собора противоречат католической вере, он делает так же вывод, что все послесоборные папы недействительны. Т.е. Павел VI, Иоанн Павел I и Иоанн Павел II физически занимают римский престол, но не являются истинными римскими понтификами. А так же и папа Иоанн XXIII, созвавший Второй Ватиканский Собор, через свою ересь перестал быть католиком, а значит и папой. Таким образом, в соответствии с теорией о. Люциана Пульвермахера, престол св. Петра остается вакантным после смерти папы Пия XII в 1958 году.
В 1998 году было решено созвать конклав из консервативных католиков, причем как светских, так и клириков. Голосование должно было проводиться по телефону. Конклав начался 23 октября 1998 г. в 13.00 и продолжался 24 часа. Следует отметить, что о. Люциан был единственным священнослужителем, кто претендовал на папство на этом конклаве. По его завершению папой был избран о. Люциан, который выбрал себе имя Пий XIII. Однако избранный Пий XIII оставался все еще священником. Поэтому сначала он возводит в «епископский» сан женатого австралийца Гордона Бэйтмана (Gordon Bateman), который затем ставит в «епископы» папу Пия XIII.
Это было началом образования истинно-католической церкви во главе с папой Пием XIII. «Епископ» Бэйтман был поставлен в кардиналы. Ряды священнослужителей истинно-католической церкви пополнились 18 июня 2000 г. женатым Робертом Лионом, который был возведен в сан «священника» папою Пием XIII. В скором времени дороги «кардинала» Бэйтмана и папы Пия XIII разошлись в разные стороны. Бэйтман осудил папу в том, что тот практиковал гадание с использованием маятника и пропагандировал это другим. После чего "кардинал" Бэйтман перешёл к другому антипапе -