Когда начинают слышать новорожденные дети. Когда новорожденные начинают слышать? В каком возрасте дети начинают слышать

Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.

Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать – это происходит еще на 16 – 17 неделе беременности.

Доказано: ребенок не родился, но уже слышит

Находясь в утробе, ребенок уже имеет способность слышать и реагировать на звук. При внутриутробном развитии есть реакция на музыку и на голоса, что было неоднократно доказано экспериментально: мама на последнем сроке беременности читала несколько детских стихов. Когда проходило определенное время после рождения ребенка, возле него зачитывали знакомый стих и следовала реакция “узнавания”: ребенок начинал активно двигать ножками и ручками.

Реакции ребенка на звук

Есть мнения некоторых родителей, что только что родившийся ребенок еще плохо слышит, или даже вообще не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе, и начинает различать звуки только на второй – третий день, но это совершенно не так!

С первых дней жизни ребенок реагирует на звуки, но реагирует в основном только на громкие звуки (резкие, которые могут создавать определенную вибрацию), поэтому если нет реакции на работающий телевизор, на спокойные голоса, на другие спокойные шумы не нужно думать что малыш ничего не слышит, он все слышит, просто не реагирует.

Совершенно удивляет факт, что новорожденный умеет отличать голос человека от любого другого звука, т.е. в ребенке заложен врожденный рефлекс способности слышать. Быстрей и лучше всего среди других голосов кроха начинает узнавать материнский голос, который разговаривал на протяжении беременности.

Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на:

  • интонацию;
  • темп речи;
  • тембр голоса;
  • погремушки;
  • разные звуки.

Это выражается в :

  • в двигательной активности ножек и ручек;
  • поворотах головы;
  • поиске источника голоса глазами;
  • замирании;
  • вздрагивании;
  • плаче;
  • прислушивании.

Повторяем, если первые дни ребенок не реагирует на посторонние звуки, это еще ничего не значит. В любом случае, если вас это настораживает и пугает, всегда можно обратиться к врачу.

ФАКТ. Слышит младенец одинаково и когда бодрствует и когда спит 🙂

К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук – погремушку или голоса.

Как проверить слух

Если вас беспокоит то, что ребенок не слышит, вы можете проверить его слух. Через 3 – 5 дней после рождения незаметно похлопайте (естественно без фанатизма 🙂) рядом с ухом ребенка – ребенок должен моргнуть или проявить любую другую реакцию. Погремите погремушкой справа или слева от головы ребенка – он повернет в сторону звука голову. Если ребенок никак не реагирует на звуки, то необходимо обратиться к врачу.

Резкая реакция на звуки – это нормально

Многие детки в первые недели жизни при громких, резких звуках вздрагивают, плачут, у них могут появиться судорожные движения. Так же отреагировать младенец может и от вполне спокойного голоса, прозвучавшего совсем рядом, неожиданно. Но такая реакция не говорит о его “неадекватности” . Наоборот, это указывает на совершенно нормально развитый слух.

Такие же реакции могут проявляться на любые незнакомые обстоятельства не только на первых неделях жизни, но и почти до наступления школьного возраста. Это свидетельствует на то, что у нормально развивающихся младенцев очень высокий уровень чувствительности к внешней среде. Поэтому разговаривать с новорожденным ребенком нужно спокойно и ровно.

Лучше всего младенцы различают высокую тональность, прислушиваясь к детской звонкой песенке или погремушке. Младенцы с удовольствием слушают разговорную спокойную речь, иногда замирая или стараясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха в период бодрствования включайте детские песенки, читайте стишки и просто больше разговаривайте с младенцем.

К началу второго месяца жизни у ребенка исчезнут судорожные движения, реакция на голос будет выражаться более упорядоченными и равномерными движениями. Появляется четкая реакция на темп речи. Понаблюдайте:

  • как только темп речи мамы убыстряется – движения ребенка ускоряются;
  • мама переходит на спокойную, размеренную речь – движения также становятся более плавными, ровными и ритмичными.

Если ребенок чем-то сильно увлечен (играет с игрушкой, рассматривает по сторонам интересные и новые ему предметы), он может также не реагировать на любые посторонние звуки, это вполне нормальное явление, дети просто абстрагируются, поэтому не нужно переживать.

Проблемы со слухом

Если во время беременности женщина переболела корью, краснухой или принимала токсические препараты, алкоголь или наркотические средства, то у ребенка может быть такое заболевание как тугоухость или глухота. Чтобы не допустить у ребенка потерю слуха, необходимо помощь и рекомендации специалиста.

Еще по теме, когда:

  • (как видит и что видят новорожденные дети);
  • (это одно из радостных событий)

Приехав домой из роддома, родители внимательно изучают реакции малыша на внешние раздражители. Им кажется странным, что младенец не просыпается от громких шумов. И во время бодрствования его не отвлекает посторонний шум. Давайте разберемся, когда новорожденный начинает слышать – после рождения или до него.

Когда ребенок начинает хорошо слышать и различать звуки

В 16-17 недель беременности малыш уже слышит громкие шумы. К 20 неделе заканчивается формирование слуховой системы. И с ребенком уже можно разговаривать.

Малыши слышат звуки задолго до рождения

Новорожденный ребенок все слышит. Но он не нуждается в полной тишине при засыпании. И спит при умеренном шуме. Находясь в материнской утробе, он все время слышал шум работающих органов. Поэтому он не обращает внимания на монотонный шум. А вот громкий неожиданный звук заставит младенца вздрогнуть.

Малышу уже полезно слушать колыбельные песни и сказки в исполнении матери. Спокойный материнский голос успокаивает и убаюкивает младенца. При этом его слух развивается, и кроха знакомится с окружающим миром.

Когда малыш начинает осознанно реагировать на маму и ее голос

В конце 3 месяца малыш сознательно поворачивает голову в сторону шума. Он отличает мать от других людей. Слыша мамин голос, он успокаивается, понимая, что он в безопасности. Он не только может отличить мамин голос от любого другого, но и понимает интонацию. Слыша ласковую речь близкого человека, малыш улыбается или смеется. Когда мама поет мелодичную колыбельную, малыш затихает, прислушиваясь к знакомому тембру голоса.

Ребенок слышит материнский голос еще в утробе, но сознательно отзываться на него учится только в 3 месяца.

Для развития слуха, ребенку полезно слушать детские песни, стихи, сказки. Даже если мама будет просто комментировать свои действия, объясняя их ребенку, это поможет ему в познании мира. Ребенок быстрее будет запоминать слова и их значения.

Слуховое восприятие малыша отличается от восприятия взрослого человека. Большинство младенцев прекрасно слышит, но их реакции на услышанное не такие как у взрослых. И это сбивает родителей с толку. Если малыш не реагирует на посторонние шумы, и родные беспокоятся из-за слуха ребенка, то лучше показать малыша специалисту. Врач либо развеет сомнения родителей, либо назначит лечение. Если у ребенка нарушен слух, то чем раньше начать терапию – тем больше шансов на благоприятный исход лечения.

Впервые взяв своего новорожденного ребенка на руки, мир новоиспеченной мамы переворачивается с ног на голову. Этот крошечный комочек – настоящий человек в миниатюре, он еще так неумело открывает глазки и смотрит на мир вокруг. Бытует мнение, что в течение первых недель ребенок плохо видит и практически не слышит ничего вокруг. Насколько верно это утверждение, и когда грудничок начинает видеть и слышать после рождения, рассмотрим в нашей статье.

Умение видеть и слышать: когда проявляются способности малыша

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни претерпевает целый ряд изменений. Малыш рождается со зрением, называемым периферическим. Периферическое зрение дает возможность видеть те области, которые расположены по бокам от младенца. Постепенно ребенок овладевает способностью фокусировать свой взгляд на точке, расположенной по центру его поля зрения.

К концу первого месяца жизни зрение развивается до следующего уровня:

  • малыш способен останавливать свой взгляд на предметах, находящихся вблизи на расстоянии до 30 см;
  • родители могут заметить, что моментами глаза малыша будто “разбегаются”, время от времени ребенок может косить глазами;
  • младенец предпочитает рассматривать контрастные узоры, но больший интерес у него вызывают черно-белые картинки;
  • ребенок с удовольствием рассматривает человеческие лица.

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, – так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может “скашивать” взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно – умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше “скользя” глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере “взросления” этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт! Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос. Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

  • Учим удерживать взгляд на предмете. Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием.

На заметку! Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см. В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша.

Фотобанк Лори

Общаясь с малышом в период , вы дарите ему чувство защищенности и готовите к появлению на свет.
С рождения приучайте малыша к умеренному шуму – младенцы не нуждаются в полной тишине даже во время засыпания.
Читая крохе сказки, исполняя колыбельные, вы не только развиваете его слух, но и расширяете знания об окружающем мире.

Малыш начинает слышать задолго до рождения

Оказывается, процесс формирования слуховой системы плода завершается примерно к . Именно на этом этапе вы можете начинать общаться с малышом – делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете.

Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость – стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает для ребенка шум, доносящийся извне. Но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации, тембр и настроение. Ему по душе ненавязчивые звуки и спокойные мелодии, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся. Находясь в лоне матери, ребенок лучше всего воспринимает низкочастотные звуки, к примеру, мужские голоса. Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только будущая мама, но и папа.

Особенности слуха новорожденного

В течение первых 2-3 дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и на 4 неделе жизни ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели – определять, откуда они доносятся. Кстати, новорожденный слышит одинаково как во время сна, так и в период бодрствования.
Многие родители ошибочно полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца. Поэтому новорожденные не нуждаются в полной тишине и значительно быстрее успокаиваются, прижавшись к маминой груди.

Как малыш реагирует на звуки?

В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Громкие, резкие и даже вполне спокойные, но неожиданные, звуки могут вызвать у них судорожную реакцию, которая вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, она свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.

Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса. Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки, больше разговаривайте с ним и делитесь своими впечатлениями об окружающем мире.

Многие родители с умилением наблюдают, как малыш, еще находясь в материнской утробе, тем или иным образом реагирует на внешние звуки: музыку, родительские голоса. Нет никаких сомнений в том, что в этот период у крохи уже развит слух. Поэтому некоторые родители начинают паниковать, когда ребенок после рождения никак не реагирует на окружающие звуки. Начинает ли он слышать сразу после появления на свет или спустя некоторое время? Нормально ли отсутствие реакции на звуки или речь идет о патологии? Что по этому поводу говорят врачи?

Когда малыш начинает слышать?

Исследователи определили, что реагировать на звуки малыш начинает на 16-17 неделе внутриутробного развития. В этот период ребенок затихает, прислушиваясь к мелодичной классической музыке, или радостно шевелит ножками, слыша, как мама читает знакомый стих.

На шестом месяце беременности ребенок отличает голос мамы, когда она разговаривает с другими людьми, определяет звучание льющейся воды, узнает любимые мелодии или сказки. В это время малыш может вредничать из-за слишком громкого звука телевизора или высоких децибелов магнитофона.

В развитых странах слух новорожденного проверяется специалистом еще в родильном доме в первые часы после рождения. Скрининг слуха помогает выявлять существующие проблемы на самом раннем этапе развития. К сожалению, у нас пока не уделяют должного внимания ранней диагностике слуха у новорожденных.

Сразу после рождения ребенок может не реагировать на обращенные к нему слова, знакомую музыку. Существует мнение, что причиной этого является наличие жидкости в первые дни после рождения во внутреннем ухе малыша, однако это не соответствует действительности. Просто следует различать наличие реакции ребенка на звуковые раздражители и собственно фактор того, слышит ли он их. Когда у родителей возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, им лучше сразу обратиться к врачу. Таким образом, они избавятся от ненужной тревожности и беспочвенных опасений или, наоборот, смогут вовремя выявить проблему и приступить к лечению.

Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок

Виды реакции

Малыш прекрасно слышит все, что происходит вокруг него, но явно реагирует лишь на резкие, громкие звуки. Причем врачи утверждают, что ребенок одинаково хорошо слышит звуки и во время сна, и во время бодрствования.

Новорожденный ребенок в состоянии различать:

  • Скорость обращенной к нему речи. Замечено, что когда мамина речь ускоряется, то малыш начинает активнее двигать ручками, и наоборот, заметно успокаивается, после того, как слова становятся размеренными и плавными.
  • Интонацию говорящего человека. Новорожденные дети хорошо себя ведут и прислушиваются к спокойной речи, но часто начинают пугаться и плакать от резких или громких звуков.
  • Тембр голоса. Среди разнообразных голосов самым первым малыш начинает узнавать голос мамы, который он слышал задолго до рождения.
  • Знакомые и незнакомые звуки. Малыш различает звучание разных игрушек, при этом одна из них может ему нравиться, а другая нет, и он будет по-разному на них реагировать. Кроме того, иногда, увлекшись каким-либо одним звуком (например, погремушкой или звуковой игрушкой), ребенок перестает реагировать на другие окружающие звуки. Это вполне нормально, так как дети могут абстрагироваться от внешнего мира в тот момент, когда сильно чем-то увлечены.

Определить, слышит ли малыш звуки, проще всего по его реакции. Это может быть:

  • движение руками или ногами,
  • замирание и прислушивание,
  • вращение глазками или головой в поисках источника звука,
  • испуг или вздрагивание, плач.

Контрольные этапы развития слуха

По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.

  • Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
  • С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
  • Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
  • Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.

Польза прогулок с новорожденным на улице и когда можно начинать гулять

Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.

Ряд болезней, перенесенных женщиной в период беременности, такие, как краснуха, корь, токсические отравления алкоголем, никотином, наркотиками или лекарственными препаратами, может оказать отрицательное влияние на развитие слуха у эмбриона.

В отдельных случаях на слух ребенка могут повлиять преждевременные или поздние роды. Роженицам, имеющим в анамнезе перечисленные заболевания, лучше сразу после рождения малыша проверить его на отсутствие тугоухости или глухоты и в случае выявления каких-либо отклонений от нормы тщательно выполнять все рекомендации врача.