Афоризмы о проблемах и их решениях.

Известные своей мудростью буддийские монахи по поводу проблем в жизни человека говорят: «Кто может знать, что есть невезение, и что есть удача?»

Если на несколько минут отвлечься от вереницы дел и забот и оглянуться по сторонам, можно заметить, что в нашем окружении всегда присутствуют две категории людей. У одних получается все, за что бы они ни брались, а другие постоянно озабочены тем, как решить проблему, возникающую то в одной, то в другой сфере их жизни.

Проблема – это послание от Вселенной

Мы мечтаем о дне, когда в нашей жизни не останется ни одной проблемы. От их количества, кажется, можно сойти с ума. Проблемы в семье, в бизнесе, с детьми, проблемы со здоровьем… Где найти выход из этой карусели, как бороться с жизненными перипетиями, которые посылает судьба?

А бороться совсем не нужно, так же как и избегать таких ситуаций. Все, что происходит в нашей жизни, не происходит просто так. В таком виде Вселенная посылает нам закодированные знаки, которые предназначены для того, чтобы мы спросили себя:

  • Какую часть моей жизни затронула эта ситуация?
  • Какие мои поступки могли стать корнем этих неприятностей?
  • О моих мыслях?
  • О моем образе жизни?
  • Об альтернативном пути, по которому стоило бы пойти?
Самое главное, чего нельзя делать ни в коем случае, если вам нужно найти выход из трудной ситуации – не жалеть себя и не опускать руки. Если вы это сделаете, то упустите то самое важное послание, которое предназначено исключительно для вас.

Пишем «проблема» - подразумеваем «возможности»

Хотите знать, как решают проблемы сильные люди? Они верят в себя и в любой ситуации ищут возможности, а они, поверьте, есть всегда.

Моя подруга находилась в очень трудном положении, когда ее бросил гражданский муж. Ситуация банальна до безобразия: соперница оказалась привлекательнее, чем наскучившая женщина, всецело посвятившая себя семье и двум их общим детям.

Елена осталась без денег, без профессии, без малейших перспектив даже на завтрашний день. Не сойти с ума ей помогло только то, что дети требовали внимания и заботы. Даже плакать при них было невозможно, потому что тогда тихие слезы превращались в дружный хор из зареванных солистов.

Сказав себе, что каждая проблема – это лишь благоприятный случай, Елена нашла выход из затруднительного положения.

Она поразмыслила над своей жизнью и поняла: в своей семье, и в семье своих родителей ей всегда приходилось быть зависимой. Ей постоянно говорили, что она должна делать и как ей поступить в той или иной ситуации.

У мягкой и нерешительной Елены было сильно занижена самооценка. Она пообещала себе, что ради детей обязательно твердо встанет на ноги и обретет уверенность в себе.

Во время вынужденного сидения дома, еще в той, «прежней» жизни, Елена научилась делать изумительные по красоте цветочные композиции, отмеченные безупречным вкусом. Друзья и знакомые всегда просили ее помочь с оформлением семейных праздников.

Теперь Лена решила устроиться простой рабочей в цветочный магазин. Параллельно она настойчиво работала над своими взглядами на жизнь, над самооценкой. Теперь моя подруга – хозяйка небольшого, но крепко стоящего на ногах цветочного бизнеса, а ее дизайнерские способности применяются не только на домашних праздниках и очень хорошо оплачиваются.

Счастье в личной жизни не заставило себя ждать, муж Елены – очень добрый и мягкосердечный человек, в их семье царит взаимопонимание. Теперь уже моя подруга дает советы о том, как решают проблемы сильные люди.

Кто сумел преодолеть проблему

Известный американский исследователь силы мозга Джон Кехо приводит в своих книгах образец того, как обращают во благо трудные ситуации разные люди:
  • Президент США Франклин Д.Рузвельт, не имея возможности обходиться без инвалидного кресла, вывел страну из «великой депрессии». Он даже не мог сидеть самостоятельно, так как страдал параплегией.
  • Премьер-министр Австралии Боб Хоук, пробывший на своем посту четыре срока, был до этого вынужден бороться с алкогольной зависимостью.
  • Чемпионка Олимпийских игр Вилма Рудольф, мало того, что родилась в очень бедной негритянской семье, так еще и в 10 лет пострадала от полиомиелита. Вилме казалось, что она сходит с ума, настолько действительность оказалась к ней несправедлива. Вера в лучшее и оптимизм взяли свое, и девушка завоевала три золотые олимпийские медали.
  • Знаменитая бегунья девяностых Гейл Деверс за несколько недель до своего выступления на Олимпиаде в Барселоне вдруг покрылась ужасными язвами с головы до ног. После долгих поисков причины оказалось, что это редкая болезнь, грозившая девушке ампутацией ступней.

    Гейл решила бороться до конца, и за пару дней до назначенной операции болезнь внезапно отступила. Девушка выиграла стометровый забег на играх в Испании, а через четыре года стала олимпийской чемпионкой в Атланте.

Во всех этих примерах того, как решают проблемы сильные люди, есть одно общее. Все они считали, что эти неприятности сделали их только сильнее и где-то даже лучше, чем они могли бы быть.

Если хорошо подумать, то каждый сможет найти немало таких примеров в своей семье или в ближайшем окружении, среди коллег и знакомых.

Как найти причину, породившую проблему

Сойти с ума от навалившихся проблем совсем не трудно, как говорится, «дурное дело не хитрое». А вот найти выход из сложной ситуации, отыскать причину неудач можно, если воспользоваться определенным алгоритмом поиска.
  1. Все уже случилось и проблема налицо.
  2. Спросите себя о том, что предшествовало этому, какие события произошли незадолго до ее появления, вспомните свои мысли и слова.

    Знаете ли вы, что мысли, этот продукт нашего ума, может включать ситуацию неудачи не только в вашей собственной жизни, но и в жизни близких вам людей? Негативные эмоции и мысли, даже тщательно замаскированные, привлекают негативные последствия.

    Если внутри вашего ума находятся только гармоничные мысли о том, что ваш мир заботится о вас, вы любите его, а сила рядом с вами всегда защитит от нежелательного воздействия, это и будет лучшей защитой от неприятностей.

  3. Спросите себя, в первый ли раз произошла проблема именно в этой сфере жизни. Если подобные неприятности уже возникали, значит, Вселенная настойчиво пытается к вам достучаться, усугубляя ситуацию и предлагая с каждым разом все более тяжелые варианты. Выход только один – реагировать, искать решение проблемы.
  4. Попытайтесь понять, что общее есть во всех этих ситуациях, что их объединяет. Если вы все время теряете деньги, значит, проблема в вашем неправильном к ним отношении. Если у вас постоянно не ладятся отношения с женщинами (коллегами, родственницами, друзьями), значит все дело в вашем отношении к ним.
  5. Вспомните, что во время таких проблемных ситуаций люди говорят о вас такое, что вам не нравится. Эти слова – и есть тот самый корень проблемы, который вам нужно найти. Никто не предлагает вам сойти с ума и доверчиво внимать своим оппонентам. Но, если вы возмущены, сваливаете вину на кого-то другого, значит, все сказанные другими слова – правда.
  6. Спросите себя, что вы должны для себя понять из этой ситуации, каким образом вы не принимаете людей, окружающий мир, а, возможно, и себя самого.
А когда все прояснится, остается только изменить отношение своего ума-разума к каким-то вещам, посмотреть на мир под другим углом, и попробовать сойти с проторенной дорожки, превратив

Завод, который производит помидоры и картофель в промышленных масштабах. Городское промышленное производство овощей. Первая в промышленных масштабах вертикальная фермы открылась в городе (Сингапур), с целью уменьшения зависимости от продовольствия. Собственно, такое решение кажется вполне логичным, местные жители оценили свежесть и качество доморощенного продукта. В отличие от товара, где сложно проследить за безопасностью технологии выращивания, в случае вертикальной фермы это лишь солнечный свет и вода, и никаких пестицидов. это дало им обрести огромную популярность у местных потребителей, и они раскупаются очень быстро. В результате, компания производит две тонны овощей в день. Запасенная в верхних участках дождевая вода, при стекании вниз вращает платформы, так что происходит их постоянное изменение ориентации в пространстве и достигается равномерное распределение солнечного света. При этом урожайность в 5–10 раз выше, чем при традиционном возделывании земель на аналогичном участке. Концепция вертикальных ферм, дают единственную возможность накормить население будущего, Сингапур положил начало, и я уверен, многие города последуют его примеру, ведь идея то стоящая. Так, гибрид помидора и картофеля самостоятельное растение, над которым британская компания Thompson & Morgan работала 15 лет. Вместо ботвы на нем растут томаты, а вместо корней - картошка. Представители компании уверяют, что сверху можно собрать более 500 помидоров, которые слаще любых других сортов. В этом же время в земле будут расти замечательные клубни белого сорта картофеля, который пригоден для варки, жарки и приготовления чипсов. Новое растение носит запатентованное название TomTato. Британцы уверяют, что TomTato - не результат генетической модификации, а натуральный и безопасный продукт. http://www.bbc.co.uk/news/uk-england-24281192
Как их выращивать? Для этого подойдет и закрытое помещение, и открытый воздух. Можно даже в горшке. TomTato любит компост и боится заморозков, томаты можно снимать с июля по октябрь. А вот урожай картофеля будет только один - его можно выкопать после того, как закончатся помидоры. Производство в вертикальных теплицах, в условиях города. Приблизительно через 50 лет 80% населения Земли будут жить в городах. А к нынешним 7 с лишним миллиардам добавятся ещё 3 миллиарда. Чтобы их всех накормить, следует перенести в города сельское хозяйство, конкретная архитектура фермы в высотном здании может варьироваться, производство пищевых продуктов не будет зависеть от капризов погоды. Такая ферма будет давать несколько урожаев в год. Ещё одно преимущество – изолированные растения будут защищены от инфекций, поражающих поля. То же верно и в отношении вредителей, ферма способна обеспечить полноценным питанием 10 тысяч человек, внутри здания гораздо удобнее организовывать уход за растениями и животными, уборку урожая, контроль над качеством и биологической безопасностью продукции. И это – с нынешним уровнем технологий. Зачем «тащить» ферму в город и городить десятки этажей? Казалось бы, более передовые системы сельского хозяйства вполне можно развивать и вне городской черты, да и свободные от полей земли ещё есть. Но Во-первых – стоимость транспортировки: топлива, запчастей для техники и удобрений из промышленных центров в удалённые аграрные области и урожая обратно, «в центр» – это не только затраты на перевозку, но и горючее для машин, выброс вредных веществ. А дополнительный рост лесов вокруг городов – даст возможность городу вздохнуть. Гидропоника, высокотехнологические фермы – всё это уже есть. Людям нужно лишь сделать следующий логический шаг – уплотнить такие производства, «вырастив» их до высотных зданий, расширить перечень растений, которые будут выращиваться, дополнить их животными и, перенести фермы непосредственно туда, где сконцентрированы потребители, то есть - в мегаполисы.

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения, ну не может быть так, что бы человечество с момента своего появления не сталкивалось с проблемами. Их было много и они как - то решались. Сейчас у нас нет проблем с тем, что нам за едой из пещеры выйти не дает саблезубый тигр, который хочет нас съесть. Проблемы решаются.

Первое, что нужно знать (а это многие люди и так знают, но я лишь напомню), что если человек сам не захочет решить свою проблему или проблемы, то они и не решатся. Человеку можно только помочь ее решить. И это утверждение было пробовано - испробовано, проверено и перепроверено, но факт остается фактом: если человек (или группа людей) не хочет решить проблему, то она не решится и никто не поможет ее решить. Есть, конечно же, и еще более тяжелый случай, когда человек или группа людей, вообще не осознают наличие у них реальных проблем и соответственно они будут в них сидеть, а они (проблемы) будут им портить жизнь. Поэтому, для того, что бы можно было решить проблему или проблемы, необходимо их вначале осознавать, обнаружить.

И вот есть метод, хотите назовите его упражнением или как-то еще, но он работает:

  • Первое, что нужно сделать - это взять лист бумаги и ручку и написать список проблем, которые есть у Вас или в вашей области деятельности, не зависимо от того, считаете ли Вы ее такой, которую можно решить или такой, которую нельзя решить, просто записываете.
  • Второе: выбираете из всего списка ту проблему, наличие которой у Вас Вам легче всего осознавать, то есть ту проблему, которая Вам кажется или воспринимается Вами как самая маленькая. Люди часто допускают ошибку пытаясь что-то сделать с самой большой проблемой.
  • Третье: вы выбрали такую проблему (хотите, во всем списке ее как-то пометьте или выпишите ее формулировку ниже всего списка), а теперь запишите(естественно, нужно и подумать над этим будет), что вы можете сделать, что бы решить эту проблему. То есть реально, что Вы можете сделать, что бы решить эту проблему.
  • И четвертое: сделайте это!!! То есть решите ее, эту маленькую проблему.

Давайте пробежимся по этому быстро:

  1. Вы составляете список проблем (например у вас их 5):
    - проблема с зубами, надо идти к стоматологу, но боюсь;
    - Квартира без ремонта 15 лет;
    - мусорное ведро не вынесет никто, кухня провонялась;
    - нет дополнительного источника заработка, но хочется еще побольше денег;
    - сын учиться не хочет и никак с этим ничего сделать ничего не можем.
  2. Вы видите, что мусорное ведро вас меньше всего беспокоит (и не нужно сюда включать "сын-оболтус, мало того, что учиться не хочет, так он еще и мусор не выносит, не понимает, что мусор надо выносить " - Вам сейчас воняет, а не ему - у вас проблема). Вот и записываете эту проблему, как самую маленькую или помечаете ее в своем списке.
  3. Записываете, что вы с ней можете сделать. Вы, а не оболтус. И пишете"Вынести во двор в мусорный контейнер" (или домашний мусоропровод, или куда-то еще, куда нормальные люди мусор выбрасывают, а не соседу под квартиру, так как это будет еще одна проблема).
  4. Легко так или со скрипом, скрепя зубы, Вы выносите это ведро с мусором и приносите домой без мусора и возможно моете его (если там что-то воняло). И на одну проблему меньше и сына потом не гоняете за это - ее нет.

И вот математика тут такая: возьмем и обозначим одну проблему как единица, единица ваших нервов, внимания, времени, сил, мыслительной деятельности, забот, энергии и прочего. В нашем примере 5 проблем, то есть 5 единиц. Благодаря тому, что они есть у Вас, они не складываются одна с другой, а именно умножаются, так как все это ваше. И получаем 5 (единиц) проблем умножаются на 5 проблем (единиц) и получаем 25 единиц негативных эмоций, нервов и так далее и ощущение, что у Вас не 5 отдельных проблем, а 25! И это все давит на вас и скорее у вас ощущение, что всё является проблемой и нет выхода из этого.

И вот вы хотели справиться с самой большой - откуда силы брать, если у вас, по-существу, 25 проблем, которые всей мощью давят на вас?

И тут вы вынесли мусорное ведро и теперь у вас 4 проблемы, а 4 умножить на 4 будет 16, то есть на 9 единиц негатива или напряжения меньше. Это те 9 единиц, которые теперь ваши, и которые Вы теперь сможете использовать для решения следующей проблемы из списка и на какие-то другие, более конструктивные или полезные и приятные вещи.

Затем смотрим список дальше. И вы обнаруживаете, что следующая проблема, на которую вам легче всего смотреть - это то, что нужно зубы привести в порядок и вы записываете, что с этим можно сделать и затем идете к стоматологу (возможно быстренько до этого узнав, где находится самый человечный в мире стоматолог) и приводите зубы в порядок. Теперь у вас 3 проблемы, а 3 умножить на 3 будет 9 единиц, то есть еще меньше на 7 единиц. И так далее по списку: находите из списка самую легкую, пишите, что можете с ней сделать и теперь у вас 2 проблемы или в общей сложности 4 единицы (а остальные из изначальных 25 освобождаются и дают Вам больше возможностей что-то делать и больше смелости для решения других проблем возникает и тому подобное). И затем у вас остается одна проблема, которая уже скорее всего и не будет проблемой, а будет задачей, которую нужно выполнить.

Есть тут одно предостережение: по мере уменьшения количества проблем у вас может возникнуть желание забросить все остальные. Не делайте этого, правильно - решить их. Естественно, может при высвобождении "запертых" в проблемах единиц появиться новый взгляд на жизнь и вы что-то перепланируете в своей жизни и что-либо просто перестанет быть вашей проблемой (как например ураган в США вас перестанет заботить или вы выясните, что ваш сын знает, чего он хочет и его интересует профильное обучение и вот цель появится - найти тех людей или заведения, которые помогут вашему сыну развивать свои способности и таланты в той сфере деятельности, к которой у него есть тяга).

Сделайте эти 4-е шага, они очень сильно помогают и естественно то, что чтобы вынести мусорное ведро может понадобиться несколько минут, а создать и раскрутить свой бизнес (или еще один) - это скорее всего займет побольше времени.

Если начинают заедать проблемы - просто делайте эти 4-е шага.

Что касается решения проблем, которые касаются не лично вас, а, например, коллектива (штат сотрудников, страны и так далее), то здесь наоборот, нужно самые большие завалы всем сообща устранять, но это уже отдельная тема.

У вас все получится!

Проблемы в жизни возникают в жизни каждого человека постоянно, а вот справляться с ними, к сожалению, умеют далеко не все. Есть те, кто героическому сражению предпочитают тихо замереть в окопе, ожидая, что враг уйдет сам или кто-нибудь придет на защиту. Такая позиция в корне неправильная, и с таким подходом к проблемам необходимо решительно бороться.

Как вместо того, чтобы прятаться от них или ждать, что кто-то решит их за нас, знают специалисты по психологии человека. Ввиду нарастания общей стрессовости современной жизни психологи охотно делятся с окружающими ценными советами по преодолению жизненных трудностей. Все они сходятся во мнении, что каждый человек должен во что бы то ни стало научиться самостоятельно решать возникающие проблемы.

Выявляйте конкретную проблему и ее важность

Проблемой могут считать утерю ключей и увольнение с работы, выпадение зуба и Иногда человек может записать в разряд проблем жизненную ситуацию, с которой он никогда не сталкивался и которая вынуждает его к непривычным для него действиям, выбивая из психологической зоны комфорта. Поэтому прежде чем вгонять себя в стресс, стоит задуматься, не является ли проблема надуманной.

В то же время существующие проблемы важно четко выделять. Возможно, даже придется составить список с их перечислением. Следующее, что нужно сделать, это определить вес и срочность решения каждой проблемы. Важно понять, какие из них следует разрешать в первую очередь, а какие могут подождать. Не следует бросаться решать все одним махом, так как на это у вас может попросту не хватить сил, а качество такого решения сильно снижается.

Развивайте правильный взгляд

После того как выявлены истинные проблемы и выстроена очередность их разрешения, необходимо переходить к следующему шагу - формированию правильного взгляда на них. Конечно, сложность ситуаций бывает различной, тем не менее, прежде чем приступать к разрешению каждой из них, необходимо задуматься, что полезного можно из нее вынести. Это звучит странно? Ничуть.

Решение каждой проблемы требует от вас проявления одного или сразу нескольких качеств. Значит, положительным моментом каждой из них можно считать развитие или тренировку определенных черт характера. К тому же в сложных ситуациях мы можем стать более активными и сообразительными, мы учимся мыслить и вести себя нестандартно. По мнению ученых, выход из психологически комфортной зоны - лучший для человека путь к личностному росту.

Усмирите эмоции и составьте план

Перед тем как решать проблемы, необходимо усмирить свои эмоции. Паника и гнев не дают нам трезво оценить ситуацию и свои поступки, под влиянием чувств мы склонны действовать нелогично. Почти все, кто хоть раз принимал решение на эмоциях, моментально, потом не раз жалели об этом.

Чтобы успешно решать разные проблемы в жизни, необходимо составлять подробный план своих действий. Приступать к его составлению стоит сразу после того как улеглись эмоции и вернулась способность мыслить здраво и рационально. Не стоит забывать, что план по преодолению проблемы - это всего лишь наброски, состоящие из предполагаемых действий. Необходимо заранее настроиться на то, что его придется подкорректировать. Причем это может произойти как перед началом его воплощения в жизнь, так и во время этого.

Боритесь со страхом перед неудачей

Часто самым большим препятствием в том, как решать проблемы, является страх. Он парализует и мешает ясно видеть картину происходящего. Обычно сильнее всего мы боимся неудачи, нас пугает, что составленный план окажется полностью провальным или возникнут дополнительные неожиданные трудности. Как решить проблему, связанную с собственным страхом?

Во-первых, постарайтесь не зацикливаться на мысли, что что-то не получится. Гоните эти мысли как самого страшного врага. Побороть страх можно только одним путем - приняв его и делая то, чего боишься. Постарайтесь пофантазировать в противоположном направлении. Представьте, что у вас все получилось, прочувствуйте в своем воображении вкус успеха и удовлетворение от того, что вы достигли своей цели, и проблема осталась позади.

Чтобы понять, как решать проблемы самому, нелишним будет в некоторых ситуациях рассказать о том, что вас мучает тем, кому вы доверяете. Иногда уже одно это может помочь, ведь пока вы будете излагать всю суть происходящего, выделяя главное и пытаясь донести это слушателю понятным языком, в вашей голове все тоже прояснится, уляжется по местам. Не исключено, что после этого вас неожиданно осенит решение.

Если же такого не произойдет, то близкий человек, которого вы посвятили в суть своей проблемы, во-первых, может помочь вам эмоционально, а во-вторых, может дать вам исполненный любви и сочувствия совет. Было бы особенно хорошо, если бы этот человек когда-нибудь в своей жизни сталкивался с подобной проблемой. А может быть, вам удастся найти того, кто сможет оказать практическую помощь?,

Представьте свое крушение

Великий психолог советует для избавления от панического страха перед неудачей смотреть ей прямо в глаза. Другими словами, нужно верить в успех, но в то же время ясно осознавать, что никто в этом мире ни от чего полностью не застрахован. Зачем думать о неудаче, разве это не обескураживает?

Дейл Карнеги объясняет это тем, в проблемной ситуации фиаско для многих означает конец жизни. Им панически страшно даже на мгновение представить, что все закончится худшим для них образом, и они понятия не имеют, как будут после этого жить. По мнению психолога, продумав заранее свои действия в случае, если все пойдет не так, как мы надеемся, мы защищаем себя от панического страха перед таким разворотом событий и не растеряемся полностью, если все так и произойдет.

Оцените проблему глобально

Когда вам нужно решить проблему, постарайтесь посмотреть на нее с другого ракурса. Например, если вам нечего обуть, взгляните на свою проблему глазами безногого калеки. А если вы расстроены из-за того, что поссорились с мужем, посмотрите на свою проблему взглядом недавно овдовевшей женщины. Если вас не устраивает качество вашей жизни - сходите на кладбище. Мрачновато? Поверьте, это поможет хоть немного сдвинуть вашу проблему с центрального места в своей жизни.

А можно попробовать так - посмотреть на Землю, на себя и на свою проблему из космоса. Представляете, какой маленькой она тогда покажется? Воображение, оказывается, можно использовать и в таких полезных целях. Еще, когда возникшая проблема слишком на нас давит, можно попробовать представить, как мы будем вспоминать о ней через год или пять лет. Может быть, тогда она превратится в веселую историю из жизни, которой мы будем забавлять своих друзей?

Не забывайте об отдыхе и не «пилите опилки»

Психологи, которые лучше других знают, как решать проблемы с наименьшими для себя потерями, советуют при этом не забывать, что тело всегда нуждается в отдыхе. Испытывая стресс, который поглощает львиную долю производимой организмом энергии, человек лишается сил. Прибавить их количество поможет полноценный физический и эмоциональный отдых.

Особенно ослабляют человека постоянные сожаления о чем-то, что вызвало проблему или помешало успешно ее побороть. Не стоит «пилить опилки», то есть снова и снова возвращаться мыслями в прошлое, чтобы как следует об этом пожалеть. Это лишено всяческого смысла. Если ваша насущная проблема касается того, что никак нельзя изменить, постарайтесь от нее отвлечься и не прокручивать ее постоянно в своей голове. На то, что случилось, вы уже не повлияете, а вот на то, что может случиться с вашим здоровьем, ваши мысли очень даже влияют.

Вооружившись советами специалистов, можно смело вступать в сражение со своими проблемами. Было бы глупо ожидать какого-то чудесного окончания этой схватки, но на то, что благодаря правильному подходу проблемы решатся значительно проще, можно рассчитывать без сомнения. Помните, решать свои проблемы самостоятельно способен каждый, и никто не поставлен заниматься этой грязной работой за вас.

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.