Старая ладога начало руси. Древние города Руси

Старая Ладога - одно из старейших селений России, «первая столица Руси». Сегодня это довольно крупное село, расположенное в 120 километрах от Санкт-Петербурга. Однако по количеству исторических и архитектурных памятников оно превосходит многие города страны.

В нашей статье мы расскажем об истории и главных достопримечательностях Старой и Новой Ладоги.

Старая Ладога - село с тысячелетней историей

В наши дни Старая Ладога - всего лишь село на берегу реки Волхова с населением в 2000 человек. Но когда-то это был важный город-форпост России, который сдерживал свирепые атаки недоброжелателей. Главная причина посетить Старую Ладогу - это многочисленные природные, историко-культурные и архитектурные памятники, датируемые IX-XIX веками.

Практически все достопримечательности села Старая Ладога интересны и по-своему уникальны. И их невероятно много! Но туристы приезжают сюда не только ради памятников, но еще и для того, чтобы ощутить, прочувствовать дух старины, насладиться невероятно живописными пейзажами.

Чтобы еще больше увлечь читателя Старой Ладогой, предлагаем ознакомиться с десяткой самых интересных исторических фактов об этом селе:

  • Старая Ладога - один из старейших населенных пунктов России (первое упоминание о ней датируется 862-м годом);
  • до 1703 года Старая Ладога имела статус города и называлась просто Ладогой;
  • город был одним из важнейших пунктов на торговом пути «из варяг в греки»;
  • по одной из версий, в Ладоге был похоронен древнерусский князь Олег;
  • Ладога стала первым городом в Северной Европе, все стены которого были выстроены исключительно из камня;
  • уже в VIII веке ладожане вели торговлю с помощью денег (в их роли выступали стеклянные бусы);
  • всего за одну ладожскую бусинку в Х веке можно было купить раба;
  • архитектура Староладожской крепости уникальна для русского зодчества, аналогичного памятника больше нет на территории всей России;
  • Староладожская твердыня включена в сотню самых красивых мест страны;
  • на территории села был найден настоящий клад из серебряных арабских монет (находка была датирована историками VIII веком).

Новая Ладога и ее история

Если от Старой Ладоги подняться вверх по течению реки, то через 15 километров вы попадете в Новую Ладогу. Этот небольшой городок был основан в 1704 году по указу Петра Первого для обслуживания созданной двумя годами ранее судостроительной верфи. Многим староладожанам было велено перебраться в новый город. Во время Второй Мировой войны Новая Ладога сыграла немалую роль в обеспечении осаждённого Ленинграда по так называемой Дороге жизни.

Грех не заехать в этот небольшой городок, если вы направляетесь в Старую Ладогу. Достопримечательностей здесь тоже предостаточно. Новая Ладога - это прекрасно распланированный город, старинные постройки и великолепные виды на реку Волхов и Ладожское озеро.

Главные памятники и интересные места в Новой Ладоге:

  • Николо-Медведский монастырь.
  • Гостиный двор.
  • Староладожский канал.
  • Никольский собор.
  • Собор Рождества Богородицы.
  • Храм Климента Римского (полуразрушенный).
  • Георгиевская церковь.
  • Новоладожский краеведческий музей.
  • Мемориальный комплекс «Дорога жизни».

Перечень достопримечательностей Старой Ладоги

Однако вернемся в населенный пункт, с которого и начался наш рассказ - Старую Ладогу. Осмотр памятников этого села, как правило, начинают с крепости. Это - главная и самая ценная достопримечательность Старой Ладоги, которая находится под охраной ЮНЕСКО. Внутри крепости есть старинная церковь XII века, которая превосходно сохранилась.

Полный список исторических памятников и интересных мест, обязательных к посещению в этом уникальном селе, выглядит следующим образом:

  • Староладожская крепость.
  • Успенский монастырь.
  • Варяжская улица.
  • Олегова могила.
  • Никольский православный монастырь.
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи.
  • Дом купца Калязина.
  • Усадьба «Успенское».
  • Танечкина и Староладожская пещеры.
  • Горчаковщинский водопад.

Карта-схема достопримечательностей Старой Ладоги поможет вам сориентироваться в населенном пункте (см. фото ниже).

Староладожская крепость

Главная достопримечательность Старой Ладоги - это крепость, основанная в конце IX века. То, что мы можем видеть сегодня, было отстроено практически с нуля в 2000-х годах.

Крепость расположена на узком мысе, в том месте, где река Ладожка впадает в Волхов. Изначально она была деревянной. Во время правления князя Олега здесь возвели мощную твердыню из камня. Долгое время крепость защищала северные рубежи Древней Руси, затем - России. Утратила свое оборонительное значение лишь в начале XVIII века.

Успенский монастырь

К северу от крепости находится еще один важный памятник села - Староладожский Свято-Успенский монастырь. Он был заложен в середине XII века.

За стенами монастыря прячется самый северный из древнерусских храмов домонгольского периода - собор Успения Пресвятой Богородицы. Он стоит здесь еще с 1156 года! Храм совсем миниатюрный: его ширина составляет 14 метров, а высота - 19 метров, тем не менее он может вместить в себя несколько десятков человек. Стены Успенского храма были щедро расписаны, однако до наших дней роспись практически не сохранилась.

Известно, что с 1718 по 1725 год именно в этом монастыре пребывала первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина, которая постриглась в монахини.

Варяжская улица

Побывать в Старой Ладоге и не прогуляться по Варяжской улице - недопустимо. Ведь, по заключению историков, это самая старая улица в России! Самые ранние упоминания о ней датируются XV веком.

Сегодня на Варяжской улице можно увидеть старинные деревянные дома в один этаж, которые некогда принадлежали местным купцам. Здесь тихо и очень уютно. В начале древней улочки установлена бронзовая скульптура сокола. Именно эта птица считается символом Старой Ладоги. Все туристы загадывают желание возле этой скульптуры и оставляют монетки в клюве бронзового сокола.

Горчаковщинский водопад

Очень немногие знают про Горчаковщинский водопад, а зря, ведь это самый высокий водопад в Ленинградской области. Это удивительный природный уголок, где можно спокойно отдохнуть мыслями и насладиться природой. Он расположен в поселке Горчаковщина, на противоположном от Старой Ладоги берегу реки.

Высота водопада всего четыре метра. Он находится в речном каньоне и спадает в неглубокую чашу со стенами из песчаников. Идти к водопаду недолго, прямо из села к нему ведет лесная тропинка.

Танечкина Пещера

В прошлом Танечкина пещера была местом добычи белого кварца. Она протянулась на семь километров в длину. В пещере много ходов и лабиринтов, а в центральной ее галерее находится неглубокое озеро.

Внутри живут сотни летучих мышей. Это самая большая, но и самая опасная пещера Старой Ладоги. Здесь часто случаются обвалы и затопления, правда, спелеологов это редко останавливает.

Как добраться до достопримечательностей Старой Ладоги?

Село находится в Волховском районе Ленинградской области, в десяти километрах от города Волхова и в 120 км от Санкт-Петербурга. Как можно добраться до достопримечательностей Старой Ладоги? На машине это будет сделать проще всего. Но можно доехать и на общественном транспорте.

На автомобиле необходимо двигаться из Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе (М18). Сразу за поселком Кисельня нужно свернуть с трассы направо (указатель на г. Волхов). Еще через два километра следует свернуть налево. Эта дорога приведет к перекрестку на берегу реки Волхов. Здесь необходимо снова повернуть налево и проехать еще четыре километра до Старой Ладоги.

Второй способ добраться до села - общественным транспортом. До города Волхова можно доехать на электропоезде (с Московского или Ладожского вокзала). В Волхове можно нужно пересесть на рейсовый автобус до Старой Ладоги. Через каких-то 20 минут он привезет вас в старинное село.

Поиск по сайту:

История Старой Ладоги

Другое (шведское) название Ладоги - Альдейгья (Aldeigjuborg, ранее - Aldeigja, предполож. от древне-финск. Alode-jogi - "низовье реки" или "нижняя река", откуда и др.-русск. Ладога). Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года и построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. Рябинина готландцами).

Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе. В 760-е г.г. оно было разрушено словенами и застроено домами срубной конструкции. Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. Словенское поселение просуществовало до 830-х г.г. и было захвачено варягами.

Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн. Примерно в 870-е г.г. в Старой Ладоге была построена первая крепость, по конструкции сходная с соседней Любшанской крепостью, запустевшей в те же годы. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город.

В одном из вариантов толкования «Повести временных лет» Ипатьевского списка древне-русской летописи, ладожане в 862 году в целях защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика:

"И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик."

Хотя в других вариантах прочтения говорится, что он сел княжить в Новгороде (Рюриково городище). Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 865 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель - Кирпичников, Анатолий Николаевич), доказывают тесные контакты словен, финно-угорских народов и норманнов (урмане) в этом районе в IX?X веках.

Повесть временных лет - это не единственный источник, к которому нужно склоняться, например, Б.Д. Греков пишет, что Ладога не варяжское государство, а славянское, и именно Кривичей.

Город был известен как часть пути «из варяг в греки».

По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице).

В 997 году на Ладогу нападал варяг Эрик Хоконссон, будущий норвежский король. Первая ладожская крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена. В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингегерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгаборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Регнвальд Ульвсон - ярл Вестра-Гёталанда (родственник Ингегерды по материнской линии). Ульв (Улеб) и Эйлив - сыновья Регнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

Древняя Староладожская крепость, ставшая «сердцем» сегодняшней Старой Ладоги, стоит на месте впадения реки Елена/Ладожки в Волхов. Во времена Новгородской Руси была стратегически важным местом, потому что, это была единственная возможная гавань, где могли остановиться морские суда, не способные плавать по порогам Волхова.

В 1142 году «князь свейский и бискуп пришед в 60 шнеках» - шведы нападают на Ладогу.

После завершения русско-шведской войны 1590-1595, по Тявзинскому миру Ладога признана принадлежащей России и по Столбовскому миру, завершившему русско-шведскую войну 1613-1617, Швеция вернула России Ладогу.

В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. До этого события Ладога была центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской.

В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I - Евдокия Лопухина.

В 2003 году проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги, которое освещалось прессой и привлекло внимание властей (российский президент Владимир Путин дважды посетил её).

Первая столица Руси Старая Ладога

Художник и философ Николай Рерих сравнивал исторические ценности России с «не отпитой чашей», и в полной мере это сравнение относится к Старой Ладоге, ныне небольшому селу Волховского района Ленинградской области, земля которого хранит множество загадок и тайн. Археологически они неиссякаемы, привлекали и, я уверен, привлекут еще не одно поколение ученых, поскольку здесь концентрировано необычайное множество памятников истории и культуры России и других стран.

Ныне Старая Ладога - село, расположенное в двенадцати километрах выше устья реки Волхов. Еще до 1704 года оно сохранило статус и название - Ладога. Первое упоминание о нем встречается в летописи за 862 год. Археологические изыскания в Старой Ладоге начались с 1708 года. Здесь в разное время работали военный историк, генерал-лейтенант Н.Е.Бранденбург (1839–1903), петербургский археолог Н.И.Репников (1882–1940), член-корреспондент АН СССР В.И.Равдоникас (1894–1976), сотрудница Эрмитажа О.И.Давидан (1921–1999). Их труды стали предтечей археологических изысканий, начатых в 1972 году Староладожской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН (поначалу ЛОИА АН СССР) под руководством автора этой статьи.

Историко-культурное наследие Старой Ладоги представлено более чем 160-ю памятниками археологии, истории, архитектуры и искусства, а также разнообразными письменными и графическими источниками. Здесь сохранились редчайшие произведения архитектуры и фортификации, древняя поселенческая планировка, восходящая к X–XII векам.

За годы работы Староладожская экспедиция сделала важные открытия и выдвинула ряд новых научных гипотез, связанных с изучением ладожских и, говоря шире, древнерусских и скандинаво-финских древностей. Экспедиция не ограничивалась рамками чисто академических заданий. По ее инициативе (совместно с Ленинградским областным отделением Общества охраны памятников истории и культуры) после почти десятилетних усилий в 1984 году решением правительства РФ был создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Это предотвратило разрушение исторических объектов, включая и культурный слой древнего города. Под особую охрану взята территория села размером 190 га с находящимися здесь памятниками архитектуры, застройкой XIX – начала XX века и культурным слоем эпохи средневековья.

Историко-археологические изыскания велись на Земляном городище, деревоземляные укрепления которого устроены в 80-е годы XVI века и скрывают слои Ладожского посада VIII–XVI веков, и в других частях древнего города. Сегодня дендродатированы 1 строительные горизонты поселения VIII–Х веков, что дало впервые возможность определить истинную дату основания Ладоги: она возникла не позже 753 года, раньше всех других древнерусских городов! Это установлено в результате анализа спилов дерева постройки, обнаруженной в раскопе (анализ выполнен Н.Б.Черных в Лаборатории дендрохронологии Института археологии РАН, Москва). Ни один город России и Балтийской Европы не может похвастаться ни такой давностью, ни столь точно определенной датой возникновения.

При этом не исключено, что возраст Ладоги может оказаться еще древнее, ведь при раскопках нам встречались предметы VI–VIII веков, что, конечно, не случайно и указывает на существование здесь поселенческой жизни до 753 года. Например, по изысканиям почвоведов Ладога могла возникнуть в VII веке и даже раньше.

В появлении Ладоги в низовьях Волхова сыграло роль выгодное транспортно-географическое местоположение и ряд других факторов. Ко второй половине VIII века заметно активизируется торговля по Великому Волжскому пути 2 , возникает ремесленная деятельность, здесь укореняется сначала местный, а затем и международный рынок.

Основателями города являлись представители славянских племен, по-видимому, кривичей и словен новгородских, что подтверждается обильными этноопределяющими находками керамики, свинцово-оловянными украшениями, височными кольцами со спиральным завитком. Возможно, среди первых поселенцев могли быть представители скандинавов и финнов.

Археологические исследования открыли новые возможности исторического осмысления феномена Ладоги. Этому городу, особенно в первые века его развития, принадлежит основополагающая роль в создании русской государственности, русской городской цивилизации, налаживании торговых, транспортных, межэтнических связей народов Европы и Азии, защите северных границ Руси.

За восемь веков до основания Санкт-Петербурга Ладога обеспечила выход славян и русских на арену международной истории; это первое их «окно в Европу», ключевой город-порт на великих трансконтинентальных евразийских торговых путях - Великом Волжском и Балто-Днепровском. В создании Ладоги воплотилась «балтийская идея» славян получить выход к открытому морю, к свободным связям с Западной Европой, Скандинавией, западнославянским Поморьем. Поэтому в соответствии с местоположением, структурой и устройством Ладоги вся ее экономика была ориентирована на внешние связи, транспортировку грузов, посредническую и местную торговлю, выработку находивших сбыт ювелирных изделий и некоторых предметов обихода. В первые века русской истории Ладога существенно повлияла на процессы экономической и культурной интеграции народов Евразии, на развитие здесь торговли и судоходства.

Археологические исследования с очевидностью показали, что мнения о том, что жители Ладоги занимались в основном сельским хозяйством, а сама она в начальный период якобы была лишь хутором с несколькими домами, безосновательны: тысячу лет тому назад Ладога представляла собой экономически преуспевающий город, порт и гавань разноязыких купеческих флотилий, ярмарку лучших в Европе северных мехов, ремесленный центр, производивший бытовые изделия высокого уровня, украшения, оружие, экспортировавшиеся в соседние регионы.

В переломный период создания европейских государств и городов Ладога оказалась своеобразным «серебряным банком» Европы. Через нее на Запад поступала основная масса международной валюты того времени, каковой были серебряные исламские монеты-дирхемы. Это способствовало невиданному обогащению целых стран и народов Старого Света, что ускорило развитие экономики, культуры и техники. Характерно, что в Ладоге и ее округе обнаружено шесть кладов куфических монет, и среди них - датированный 786 годом древнейший клад в Восточной Европе. Монетная влиятельность Ладоги в эпоху раннего средневековья рекордна: по подсчету авторитетного американского ученого, специалиста по нумизматике Томаса Нунена, в течение X века из Средней Азии в Северную Европу, главным образом через Ладогу, было вывезено 125 миллионов серебряных дирхемов.

В эпоху раннего средневековья Ладога демонстрировала популярную в наши дни модель межэтнического мира, сотрудничества народов Запада и Востока, представляя собой многоязычный Вавилон, поражающий гармоничной уживаемостью славян с финнами, скандинавами, фризами, арабами, булгарами и представителями других народов, между которыми был установлен прочный межконфессиональный мир, основанный на межобщинной терпимости, свободе предпринимательства, открытости для всех видов торговли.

Есть исторические основания считать Ладогу во второй половине VII – первой половине IX века одним из главных, если не главным центром союза славянских и финских племен - предшественника раннего Русского государства. Еще до 839 года Ладога была центром русского каганата - раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь наряду с Хазарией выдвинулась как торговый лидер евразийских связей по Великому Волжскому пути.

Согласно наиболее достоверной версии летописного «Сказания о призвании варягов» федерация славянских и финских племен в составе словен, кривичей, мери, веси, чуди, в некоторых списках - руси, в 862 году пригласила к себе в качестве правителя знатного скандинава (или полускандинава-полуславянина или ободрита 3) Рюрика с братьями. «И придоша к словеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший (т.е. старший. А.К. ) в Ладозе Рюрик». Именно Ладога, а к 862 году она существовала уже не менее ста лет, стала резиденцией правителя, стольным княжеским городом, то есть столицей складывавшейся в Восточной Европе державы Рюриковичей. В 864 году столица была перенесена в Предновгород, поселение-предшественник Новгорода (Рюриково городище), а затем в Киев, однако первой в этом ряду была именно Ладога.

Статус главного города северной части Руси, какой первоначально стала Ладога во время княжения Рюрика, обозначился тем, что здесь был принят «ряд», то есть договор о легитимности призвания и дальнейшей деятельности нового властителя. Город выдвинулся как военный и экономический центр Северной Руси. Новое правительство предприняло энергичные действия по расширению международной торговли. Тогда же были заключены договоры на дальние торговые перевозки в страны Запада и Востока и налажена дорожная транспортировка грузов. Этому способствовали мирные отношения, установленные новой властью в северной части Восточной Европы. Разбойничьи походы викингов на Русь надолго приостановились.

Таким образом, в Ладоге началось успешное строительство нового русского государства. Инициатива консолидации государства была выдвинута Северной Русью под руководством первых Рюриковичей - дальновидных собирателей земель восточных славян. Новым руководителям государства удалось осуществить основополагающие задачи: расширять территорию, развивать торговлю, начать строительство и укрепление городов, объединить север и юг страны. Ладожская археология подтвердила реальные основы летописного «Сказания о призвании варягов», а также сообщения Иоакимовской летописи о существовании на севере Руси доваряжского «великого города», который с большой долей вероятности можно идентифицировать с Ладогой.

Что касается личности Рюрика, то ожесточенный спор о месте его происхождения (переходящий в некоторых публикациях в пещерный антинорманизм), на мой взгляд, не продуктивен. Главное заключается в том, что во главе страны стал человек государственного ума, положивший начало ее политическому и экономическому объединению. Первый династ - основоположник русского государственного здания, по справедливому заключению историка Е.Ф.Шмурло: «Это Тезей афинян, Ромул римлян, Пржемысл чехов, Пяст поляков, Хлодвиг франков» 4 .

Анализ письменных источников также показывает, что первоначальным местом для Рюрика на Руси была Ладога. Это подтверждено наиболее достоверными летописными известиями. Других сколько-нибудь заметных городов на северо-западе Руси, привязанных к магистральным водным путям Восточной Европы, в то время не существовало, или они были незначительными. Ладога в середине IX века оказалась естественным центром, резиденцией нового правителя, стольным городом. Это было не случайно.

Неосновательны и представления о том, что первоначальная Ладога была маленьким, почти изолированным от славянского мира поселенческим островком, затерянным в болотах и лесах Южного Приладожья. Ее населенная округа, как свидетельствуют археологические и ретроспективные источники, тянулась сплошной полосой в низовьях реки Волхов и по совокупной площади не уступала, например, Ильменскому Поозерью - ядру словен новгородских. Неодинаковая значимость первоначальных Ладоги и Новгорода, на мой взгляд, очевидна. По мнению Е.Н.Носова, речь идет о торгово-ремесленном центре в первом случае и военно-административном - во втором 5 .

Археологические исследования по-новому осмыслили домостроительство города в низовьях Волхова, сочетавшее в себе технические традиции, выработанные в лесной зоне Восточной Европы и Скандинавии. Начиная с 1972 года археологами обнаружено около ста остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, что позволило в новом свете представить домостроительство, включавшее возведение изб, домов-пятистенок, особых «общественных» (возможно, «гостевых» или культовых) и других сооружений. Дома разных типов - срубные и каркасно-столбовые появились в Ладоге одновременно. Если избы по своему происхождению указывают на лесную полосу Восточной Европы, то дома-пятистенки с очагом в центре отапливаемого покоя (сохранившиеся в русской этнографии вплоть до сегодняшнего дня) пока не имеют точного адреса своего возникновения; их строили хуторяне Скандинавии, но раньше всех они зафиксированы именно в Ладоге, где преобладали в период VIII–IX веков. Причем «срубная» техника домостроительства типична для славян, а каркасно-столбовая характерна для Северной Европы. В Ладоге же наблюдается их смешанное использование.

В остатках ладожских домов VIII–X веков наряду с многочисленными бытовыми изделиями нередко встречаются куски янтаря, бусы, неоконченные обработкой, капли стекла, заготовки латуни, тигли, льячки, формочки, пиленая кость, некоторые ремесленные инструменты. Очевидно, что в этих постройках не только жили, но и работали ремесленники-универсалы, изготовлявшие янтарные, стеклянные, бронзовые или латунные, костяные вещи. Вся эта продукция предназначалась на продажу и обмен на местном и внегородском рынках.

Судя по корабельным заклепкам и их заготовкам, деталям ладей, в низовьях реки Волхов было налажено строительство судов и их ремонт. Ладожские ремесленники были одновременно мореплавателями и торговцами. При этом можно допустить существование обычных для своей эпохи купеческих объединений, состоящих как из местных, так и пришлых людей.

Особое значение имеет находка древнейшей в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарной и литейной мастерской 750-х годов с набором из 28 инструментов, открытой сотрудником экспедиции доктором исторических наук Е.А.Рябининым в ходе раскопок 1997 года. Экспедиция впервые обнаружила остатки бронзолитейной мастерской последней четверти IX века с редчайшими высокохудожественными украшениями (готовыми и незавершенными) скандинавского облика, относящимися к женскому и мужскому костюму. Также впервые в слое второй половины IX века выявлены жилые и производственные, стандартные по ширине парцеллы 6 , что позволило по-новому представить начало регулярно спланированной застройки европейских городов.

Судя по археологическим данным, в VIII–XI веках горожане Ладоги представляли собой сословие самодостаточных, свободных, социально равных людей, что, конечно, не исключало существование зависимых членов городской общины и невольников. В Ладоге отсутствовали характерные, например, для Новгорода, усадьбы знати. Городские жители, похоже, образовали своеобразный «вольный» город.

В рассматриваемое время еще не было феодальной собственности на землю, не сложились антагонистические классы, общие вопросы решались сообща на народном вече, развивалось предпринимательство. Можно сказать, что Россия начиналась со свободы сословий, включавших горожан, сельских хозяев, военно-купеческую элиту. Этим объясняется феноменальная быстрота политического создания государства согласно летописи в 862–882 годах. Народ принял объединительную систему племен и этнических групп. Строительство державы Рюриковичей в основном происходило мирным путем.

Полевой сезон раскопок в Старой Ладоге 2002 года оказался весьма продуктивным в получении новых сведений. Так, в слое второй четверти X века были обнаружены части купеческого дома-общежития размером 10х16 метров в плане. В центре постройки располагался очаг, а главный зал-покой был обнесен наружной галереей. В остатках дома обнаружено 140 разнообразных предметов, преимущественно стеклянных бусин. У торца дома открыто скопление 2500 зеленых бус - явно торговая партия. Обнаружен брусок-форма из сланца, возможно, для отливки стержневидных платежных серебряных слитков. Наконец, там же найдена вставка перстня-печатки из горного хрусталя с арабской надписью: «Помощь моя только у Аллаха, на него я положился и к нему обращаюсь». Эти находки - яркие свидетельства дальних торговых связей Ладоги, города, где проживали не только местные, но и иностранные, в том числе восточные купцы.

Подтверждение того, что открытый «большой дом» являлся, по всей видимости, купеческой гостиницей (а не дворцом князя или боярина), обнаруживается в сообщении арабского путешественника Ибн-Фадлана, побывавшего в 921–922 годах на Волге у болгар. «Купцы русы, - пишет автор, - прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле 7 ... и строят на ее берегах большие дома из дерева, и собирается их в одном (таком) доме 10 и (или) 20 - меньше или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки (невольницы. - А.К. ) - восторг для купцов» 8 .

Только в Старой Ладоге такие сооружения впервые обнаружены археологами (еще один похожий дом, относящийся к концу IX – началу X века, на Земляном городище раскопал в 1973 и 1981 годах отряд Староладожской археологической экспедиции под руководством Е.А.Рябинина), хотя допустимо, что похожие дома строились в период мировой «серебряной» торговли (VIII–X веках), по-видимому, в разных местах на великих реках Восточной Европы.

Все археологические находки передаются в Эрмитаж и Староладожский музей-заповедник, они доступны осмотру и изучению. За все время раскопок обнаружены сотни предметов из различных материалов. Выделяются уникальные образцы прикладного искусства. Ведется камеральное (лабораторное) изучение отдельных категорий находок: бус, керамики, деревянных изделий, оружия, принадлежностей корабельного дела, украшений костюма. Археологами разработана шкала эволюции городской посуды. Специальная работа посвящена каталогизации найденных в разные годы в Старой Ладоге и ее окрестностях арабских и других монет. Установлено, что восточное монетное серебро появилось в Ладоге не позднее 50–60-х годов VIII века.

Дифференциация находок по этнической принадлежности позволила выделить серии изделий скандинавских, славянских, финских и других. Особое внимание обращается на этноопределяющие элементы женского головного убора. Это позволило опознать не только вещи кривичей, но и, возможно, словен.

Одним из основных результатом исследований оказалось выдвинутое положение о существовании особой Ладожской земли - предшественницы Новгородской, ядром которой была городовая волость, протянувшаяся примерно на 65 км вдоль нижнего течения Волхова, включавшая многорядные Гостинопольские и Пчевские пороги, обслуживающие их укрепленные станции и приречные сельские поселения. На востоке, юге и западе от Ладоги обнаружены укрепленные форпосты, располагавшиеся на расстоянии древнего дневного перехода (43–50 км), прикрывавшие дальние подступы к городу. За ними тянулись обширные земли, занятые финским и лопарским населением, находившимся по отношению к метрополии в даннической зависимости. Зона влияния Ладоги, не ограничиваясь Поволховьем, простиралась по меньшей мере до Онежского озера на востоке и Ижорского плато на западе. Под контролем Ладоги находились приладожская чудь, весь, ижора, а также лопь.

Ближайшие к Старой Ладоге городища у деревни Новые Дубовики и в устье речки Любша по своей культуре, что закономерно, оказались синхронными Ладоге, которая была для них городом-метрополией. Археологическая экспедиция под руководством Е.А.Рябинина обнаружила в городище Любша едва ли не самую древнюю каменно-земляную крепость Руси, построенную, по-видимому, в IX веке. Аналогичные сооружения, имевшие каменный панцирь, изнутри присыпанный землей, известны у западных славян.

Сотрудником экспедиции В.П.Петренко в Старой Ладоге было раскопано 12 сопок - высоких крутобоких могильных холмов - коллективных усыпальниц первых поколений горожан. Многозначные результаты этого ныне опубликованного исследования позволили археологам предположить, что погребальные сооружения данного типа первоначально появились в Нижнем Поволховье, а затем распространились на значительные территории славянского заселения. Выраженное приречное расположение сопок может указать на то, что они создавались людьми, связанными с речными плаваниями.

С момента своего основания Ладога стала крепостью, защищавшей северные рубежи страны, включая Южное Приладожье. Деревянные и каменные крепостные сооружения последовательно возводилась здесь в IX, XII и XVI веках. По своему инженерному решению эти фортификации являются новаторскими, одними из наиболее ранних на Руси, выполненными в дереве, земле и камне. Ныне в Старой Ладоге сформировался своеобразный музей фортификаций, каждая из которых стала особым этапом в истории архитектурно-инженерного дела. Таковы башня и стены из плитняка конца IX – начала X века, претендующие быть первыми цельнокаменными укреплениями в пределах древнерусского государства. Постройка крепости 1114–1116 годов местами сохранились почти на полную высоту (не менее 8,5 м). Эта крепость предвосхитила распространение каменных твердынь на Руси, начавшееся в основном столетием позже, и вплоть до конца XV века обеспечивала безопасность горожан и защиту северных рубежей страны. Отрезки стены с единственной известной на Руси торговой аркой для подъема грузов и воды, удалось оперативно законсервировать для музейного показа.

В XVI веке на месте крепости 1114–1116 годов была возведена новая, приспособленная к огнестрельному бою. В ее устройстве, как удалось установить, использовались элементы итальянской оборонительной архитектуры эпохи Возрождения, выразившиеся, например, в практической равновеликости по высоте стен и отдельных башен. К каменной крепости с юга примыкает земляное городище. Это сооружение, так называемый Земляной город, с помощью данных разрядных книг и натурных исследований было впервые опознано и датировано в качестве бастионной фортификации, возведенной в 1584–1585 годах, во времена Ивана IV.

Соотнесенные с местностью показания писцовых книг конца XV–XVI века позволили определить поселенческую топографию ладожского посада, расположение дворов, церквей, монастырей и дорог. Данные, полученные экспедицией, позволили впервые реконструировать план средневекового города с его районами - «концами» и монументальными сооружениями. Уточнено местонахождение и наименование некоторых несохранившихся церквей. Раскопки, шурфовки и свидетельства письменных источников определили примерное распространение средневекового культурного слоя и, стало быть, площадь поселения, которое в VIII–X веках достигло 12 га, а в XVI веке - 16-18 га.

Во второй четверти и середине XII века в Ладоге впервые построены шесть крестовокупольных, четырехстолпных, трехапсидных каменных храмов (что для тогдашних древнерусских городов было беспрецедентным), располагавшихся в определенной градообразующей системе. По своим типологическим и конструктивным признакам их считают нововведением в русской архитектуре первой половины XII века. Возможно, что заказчиками большинства этих зданий были князья, епископы, артели купцов, посадская элита, городские посадники. И хотя, за исключением храма Св. Климента, построенного в 1153 году епископом Нифонтом, время создания церквей Ладоги неизвестно, накапливается все больше данных о том, что строились они по единому градостроительному плану, предложенному правительством князя Мстислава Великого.

Городское преобразование Ладоги отметилось сооружением каменной крепости (1114–1116 годов), а вслед за тем - сооружением каменных храмов, начатым, очевидно, с Успенского собора, затем храмами Св. Спаса, Св. Вознесения, Св. Николая, Св. Георгия. Такой масштабный план, рекордный для градостроительства XII века, мог быть осуществлен, скорее всего, по инициативе государства. Несомненно, Ладогу рассматривали как форпост, крупный земельный центр и узел обороны на северных рубежах страны.

До XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и важной крепостью на северных рубежах страны. По своим функциям город в низовьях Волхова был первым предшественником Санкт-Петербурга. На примере Ладоги мы видим, как более тысячи лет тому назад стараниями ее жителей и населявших эти места пришельцев создавалась единая Европа, с интернациональной техникой и культурой, с общими путями передвижения и единой валютой. Модель такого общества актуальна и поныне.

Опыт изучения Старой Ладоги дает основание считать, что археологические изыскания необходимо продолжать. Для сохранения памятников древнего города требуется повышение статуса музея-заповедника до уровня объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Важно углублять и гуманитарное сотрудничество стран региона Балтийского моря на базе музея-заповедника. По настоянию руководства экспедиции, подкрепленному ходатайством Д.С.Лихачева, еще в 1988 году Старая Ладога была открыта для въезда иностранцев, полевые исследования стали широко доступными, в изучении Ладоги приняли участие несколько поколений студентов и ученых, в том числе из стран Европы и США, работавших в Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН. Всем им, а также спонсорам, субсидировавшим раскопки, глубокая благодарность. Предметы из раскопок Старой Ладоги стали представлять отечественное культурное наследие на международном уровне, они демонстрировались в Дании, Швеции, Норвегии и других странах. В самой Старой Ладоге, ставшей селом-музеем, создан ряд содержательных археологических, исторических и этнографических экспозиций. После реставрации в 1997 году церкви Святого Георгия стали доступны всемирно известные фрески XII века. С 2003 года работает специальная экспозиция «Археология Старой Ладоги».

Старая Ладога оказалась включена в список древнейших русских городов, в которых в прошлом году отмечалось 1150-летие создания Русского государства. Это, однако, только начало. Участники экспедиции выступили с предложениями по сбережению и пропаганде староладожских исторических объектов. В частности, в Старой Ладоге предложено установить памятник выдающимся создателям государственной Руси - князьям Рюрику и Олегу, а также памятный знак о первом летописном упоминании Ладоги в 862 году. Есть идея музеефицировать некоторые разрушенные еще в древности церкви; реставрировать так называемую могилу Олега Вещего; восстановить по обнаруженным чертежам загородный дом меценатов Томиловых-Шварцев, в котором находились тысячи картин русских художников конца ХVIII–ХIХ века (ныне они в Русском музее) и т.д. Будем надеяться, что в развитии Старой Ладоги и Староладожского музея-заповедника наступает новый период, связанный с признанием и уважением прошлого вечной России 9 .

Редакция выражает благодарность руководству Староладожского музея-заповедника за предоставление иллюстративных материалов.

Примечания

1 Методика датирования археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины - раздел науки: дендрохронология .

2 Волжский или Волго-Балтийский торговый путь - самый ранний из великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.

3 Балтийские славяне (по Йоахиму Херрману) делятся на три большие группы: руяне (жители острова Рюген), ободриты и вильцы-лютичи. Ободриты - крупное славянское племя, селившееся у берегов Балтики, возможно, в VI веке. К VIII веку они жили на территории междуречья Одера и Эльбы. В VIII же веке подчинили себе соседние славянские и неславянские племена. Существует двойная терминология: к ободритам-бодричам (их и так называют) относят как отдельное племя, так и союз племен, во главе которого стояло племя ободритов.

4 Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства. СПб.; Алетейя, 1998. С.73.

5 Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.

6 Парцелла - определенный городской земельный участок. Как правило, это исторически сложившееся домовладение, которое имеет выход на проезжую часть квартала или берег реки.

7 В научной литературе приняты две равноправные формы древнего названия реки Волга - Итил (ь) и Атил (ь).

8 Путешествие Ибн -Фадлана на Волгу . М.; Л.:Изд. Академии наук СССР, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.]

9 Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога первая столица Руси. СПб.; Изд. «Славия», 2012.

Старая Ладога - до 1704 г. - город Ладога. Село в Волховском районе Ленинградской области. Одно из древнейших поселений России, история которого насчитывает более 1250 лет, древняя столица Северной Руси. Расположено на левом берегу р. Волхов. От Москвы - по прямой - 567 км.

Население на 2016 г. - 2 008 человек.

Основан в 753 году.

Единственный среди древнейших русских городов, история которого уходит далеко в прошлое, еще до появления собственно Руси.

Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года.

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. "Глазки", то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы.

Ладога была первоначальной резиденцией Рюрика и Олега, была несколько лет, а затем официальный политический центр Северной Руси был ими перенесен в предшественник Новгорода - Рюриково городище.

Когда дочь шведского короля принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

Среди частых нападений шведов на Ладогу запомнилась героической обороной осада 1164 г. Тогда горожане сами сожгли свои дома на посаде и заперлись в крепости. Ладожане отбили штурм и, когда подоспела помощь из Новгорода, то погнали врага.

Особо тяжело пришлось ладожанам в Смутное время. В 1610 г. Ладогу захватил французский наемник, находившийся на шведской службе Пьер Делавиль. На следующий год французов выбили, но осенью 1611 г. ее заняли шведы. Видимо, население массово покинуло город, потому что в источнике 1614 г. отмечалось, "русских людей в Ладоге никого нет".
В 1617 г. по условиям Столбовского мирного договора шведы покинули Ладогу, но к этому времени она была полностью разорена.

В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в "Старую Ладогу", лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. Трудно сказать, чем руководствовался Петр Алексеевич, возможно, нелюбовь к шведам сказалась.

Единственное историческое событие политического характера случилось только в 1718 г., когда Ладожский Успенский монастырь стал местом заточения (до 1725 г.) для бывшей царицы и первой жены Петра I - Евдокии Федоровны Лопухиной.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скандинавское название Ладоги - Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg ), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд. Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда (швед. ) , сочинённой около 1010 г. в честь ярла Эйрика .

    Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» - от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка , из фин. *Alode-joki , где alode, aloe - «низкая местность» и jok(k)i - «река»).

    История

    На территории села в 2015 году была найдена стоянка древнего человека эпохи неолита , датируемая третьим тысячелетием до нашей эры .

    После бурения на Земляном городище под культурным слоем толщиной 4 м выявлены маломощный торфяник и отложения ладожской трансгрессии. Около 2000 лет назад уровень воды в Волхове опустился ниже 10 м абс. высоты. Территория будущей Старой Ладоги стала пригодна для заселения после дальнейшего снижения уровня воды не ранее середины I тысячелетия .

    Под Земляным городищем распашка поверхности производилась на раскопе 4 не позднее или несколько ранее VI века, а на раскопе 3 - начиная со второй половины VII века - первой половины VIII века. Земледелие первых ладожан подтверждается находками зёрен пшеницы, ржи, ячменя, проса и конопли . Предположительно VII веком датируется гребень эпохи Меровингов , найденный в Старой Ладоге в 2013 году . Зачаточное поселение могло возникнуть на Земляном городище около 700 года или даже ранее .

    В I ярусе три жилища каркасно-столбовой конструкции (т. н. «большие дома») с очагом в центре имеют древнейшую дендродату 753 год . Производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище построены, вероятно, выходцами из Северной Европы. Раскопки показывают, что первое поселение в Ладоге было основано и первоначально заселено предположительно скандинавами (по мнению Е. А. Рябинина - готландцами) .

    В первой половине 750-х годов в низовьях Волхова появились скандинавские поселения, но на рубеже 760-770 годов викингов вытеснили славяне .

    Первое поселение состояло из нескольких построек столбовой конструкции, имеющей аналоги в Северной Европе, и было поставлено в 2 км к югу от Любшанской крепости , основанной представителями оригинальной славянской культуры среднеевропейского происхождения . Площадь первоначального Староладожского поселения не превышала 2-4 га . Именно тогда в регионе пересеклись интересы древних славян, древних германцев и местных финно-прибалтов. В слоях VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс. В этот период поселение уже торгует с местными племенами. В сгоревшем амбаре из слоёв VIII века найдены зёрна пшеницы: 80 % это пшеница-двузернянкя (полба), 20 % - мягкая пшеница. В Скандинавии полбу никогда не выращивали, к тому же староладожская полба резко отличается от европейской, но морфологически близка к поволжской полбе .

    В 760-е годы ладожское поселение было разрушено представителями раннеславянской культуры с Юго-Запада: Днепровского Левобережья или Поднестровья, Подунавья, верховьев Днепра, Западной Двины или Волги (аналогичной пражской , пеньковской или колочинской культурам) и застроено домами срубной конструкции . Отмечено отсутствие преемственности между первыми обитателями Ладоги и последующим населением, имевшим иные культурные традиции. В Ладоге, как и в других местах на северо-западе Руси (Изборске , Камно , Рыуге , Пскове) в VIII-IX веках получили распространение литейные формочки из известняка в результате возрождения моды на подобные украшения, выработанные в пражской культуре ранних славян на рубеже VI-VII веков .

    Судя по имеющимся данным о многообразии и размахе связей, Ладога стояла в одном ряду с такими торгово-ремесленными центрами Скандобалтии, как Хедебю и Рибе в Ютландии , Каупанг в Норвегии , Павикен на Готланде , Бирка в Швеции , Ральсвик , Волин (город) и другие на юге Балтики .

    Как показывают археологические свидетельства, большинство ладожан занимались не торговлей, а земледелием и ремёслами .

    С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. «Глазки», то есть глазчатые бусы, - первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы . К 786 году относится первый клад арабских дирхемов, найденный в Ладоге. Арабский путешественник X века утверждает, что за один стеклянный «глазок» можно было купить раба или рабыню .

    В VIII-IX веках численность населения Ладоги составляла от нескольких десятков до 200 человек. В IX веке Старая Ладога располагалась на небольшом участке Земляного городища . Данное поселение просуществовало до конца 830-х годов и было захвачено варягами , возможно под предводительством конунга свеев Эйрика (умер около 871 г.) .

    Из горизонта Е2 известна литейная форма двурогой подвески в виде пельты (840-855 года). Подобные украшения происходят из Великой Моравии и найдены также в Чернигове , на Княжей горе под Киевом, в Галиче , в Словакии и Болгарии .

    Около 840 года поселение постигла катастрофа в результате вражеского вторжения. В период около 840 - около 865 годов, значительная часть поселения превращается в пустырь. Другая часть отстраивается в скандинавских традициях североевропейского халле. Норманнское население привносит свои традиции (молоточки Тора и др.) .

    Далее Ладога была торгово-ремесленным поселением, которое в очередной раз разрушили в 860-е годы в результате междоусобных войн, о которых упоминает ПВЛ . После зафиксированного на стыке ладожских горизонтов Е2-Е1 тотального пожара, происшедшего ок. 860 года, примерно на десятилетие, прерывается поступление серебра на остров Готланд и в Швецию . Не позднее 865-го года поселение вновь подвергается полнейшему разгрому. Среди находок этого периода (865-890-е) присутствуют как вещи североевропейского круга древностей эпохи викингов, так и предметы круга древностей лесной зоны Восточной Европы. Можно уверенно констатировать, что в это время в Ладоге проживают разные этнокультурные коллективы, среди которых отчётливо выделяются скандинавы. .

    Примерно в 870-е годы в Старой Ладоге на месте впадения реки Ладожка в Волхов была построена первая деревянная крепость . В слоях последней четверти IX века были обнаружены остатки бронзолитейной мастерской. В итоге Ладога из небольшого торгово-ремесленного поселения развивается в типичный древнерусский город площадью 12 га. С начала 870 годов поступление серебра из Восточной Европы в Скандинавию было устойчивым и равномерным, при этом до конца X века нет сведений о нападениях викингов на Ладогу .

    Плотность застройки Земляного городища на уровне VI (ок. 865-890 годы) и VII (890-920 годы) ярусов значительно ниже, чем в предыдущие десятилетия . На рубеже IX-X веков, вместо деревянных укреплений была возведена каменная крепость, подобная западноевропейским оборонительным сооружениям того времени . По данным дендрохронологии в 881 году строится так называемый «большой дом», данный дом (как и ряд других таких же домов) как таковым большим домом в североевропейском и скандинавском смысле не является, это просто усадьба крупнее всех остальных, являющаяся одной из первых построек подобного типа типичных для всей древней Новгородской земли .

    По краниометрическим признакам антропологами выявлено морфологическое сходство ладожан с материалом из 5 могильников ливов , расположенных в бассейнах рек Гауя и Даугава и из могильника Сиксали на юго-востоке Эстонии. Предполагавшееся сходство погребённых на Земляном городище и в курганах Шестовиц не подтверждается по данным t-критерия Стьюдента . Этническую принадлежность средневековых групп населения методами антропологии определить нельзя .

    … и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …

    Хотя в других вариантах рассказа говорится, что он сел княжить в Новгороде . Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 864 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель - А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

    На Варяжской улице в слоях первой четверти X века были найдены фрагменты керамики с росписью люсгром, относящиеся к самому раннему (месопотамскому (самаррскому)) этапу производства этой ближневосточной посуды . В слоях X века был обнаружен берестяной свиток с изображением ладьи .

    Город был важным пунктом на торговом пути «из варяг в греки» . По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щекавице).

    Въ лѣт̑ · ҂ѕ҃ · х҃ · к҃ · д҃
    […]
    Том же лѣтѣ Павьлъ · посадникъ ладожьскыи · заложи Ладогу городъ камянъ

    В результате изменения системы городского землепользования и проведения планировочных работ, строительства в 1153 году каменного собора Св. Климента, в XI-XII веках в Ладоге значительно снизилась частота пожаров и произошло сокращение площади рудеральных местообитаний (сорных растений) .

    В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I - Евдокия Лопухина .

    В 1719 году Старая Ладога вошла в состав Новгородской провинции (была образована в составе Санкт-Петербургской губернии).

    В 1727 году Староладожский уезд Новгородской провинции был включён в состав новой Новгородской губернии .

    В 1770 году Староладожский уезд был упразднён.

    СТАРАЯ ЛАДОГА - слобода принадлежит Новоладожским купцам и мещанам, число жителей по ревизии: 54 м п., 62 ж. п.
    В ней церкви каменные: а) Во имя Святого Великомученика Георгия. б) Девичий монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. в) Упразднённая церковь во имя Св. Предтечи Иоанна. г) Монастырь во имя Св. Николая Чудотворца. (1838 год) .

    СТАРАЯ ЛАДОГА - селение Новоладожских мещан, по просёлочной дороге, число дворов - 30, число душ - 57 м п. (1856 год)

    СТАРАЯ ЛАДОГА - село мещанское, при реках Волхове и Ладожке, 43 двора, жителей 103 м п., 264 ж. п.;
    Церквей православных 4. Монастырей 2. Развалины крепости называемой Рюриковою. (1862 год)

    В XIX веке село административно относилось к Михайловской волости 1-го стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, в начале XX века - 2-го стана.

    С 1917 по 1919 год село Старая Ладога входило в состав Староладожского сельсовета Михайловской волости Новоладожского уезда.

    С апреля 1919 года, в состав Октябрьской волости Волховского уезда . С ноября 1919 года село Старая Ладога учитывалось областными административными данными, как посёлок Старая Ладога .

    С 1927 года, в составе Волховского района .

    По данным 1933 года деревня Старая Ладога являлась административным центром Староладожского сельсовета Волховского района, в который входили 17 населённых пунктов, деревни: Ахматова Гора, Валеши, Зелёная Долина, Ивановка, Каменка, Киндерево, Княщина, Лыткино, Местовка, Макинкина, Межумошье, Неважи, Окулово, Подол, Подмонастырская Слобода, Старая Ладога , Трусово, общей численностью населения 2312 человек .

    По данным 1936 года в состав Староладожского сельсовета с центром в посёлке Старая Ладога входили 15 населённых пунктов, 410 хозяйств и 13 колхозов .

    В 1961 году население Старой Ладоги составляло 1059 человек .

    По административным данным 1973 года в селе располагалась центральная усадьба совхоза «Волховский» . В 1997 году в селе проживали 2457 человек, в 2002 году - 2182 человека (русские - 95 %) .

    В 2003 году широко проводилось празднование 1250-летия Старой Ладоги как «древней столицы Северной Руси », которое освещалось прессой и привлекло внимание властей. Российский президент Владимир Путин издал указ по подготовке и проведению юбилея и дважды посетил Старую Ладогу .

    География

    Село расположено в северной части района на левом берегу реки Волхов , в 8 км к северу от административного центра района - города Волхова .

    Через него проходит региональная автодорога А115 Новая Ладога - Волхов - Кириши - Зуево .

    Культура и искусство

    Первым изображением Старой Ладоги была гравюра Адама Олеария , посетившего город в 1634 году, в качестве секретаря посольства Фридриха III к царю Михаилу Фёдоровичу . Русских художников XIX-XX веков Старая Ладога привлекала своими романтическими видами берегов древнего Волхова, церквями, монастырями и величественными курганами. Недалеко от села находилась усадьба «Успенское» Алексея Томилова, бывшая в XIX веке местным очагом культуры. Здесь бывали художники И. К. Айвазовский , О. А. Кипренский , А. О. Орловский , А. Г. Венецианов , И. А. Иванов и другие . В 1844 году в деревне Лопино , расположенной напротив крепости на другом берегу Волхова, в крестьянской семье родился В. М. Максимов , будущий академик живописи и художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Здесь же в 1911 году он был похоронен.

    Летом 1899 года в Старой Ладоге писал этюды с натуры Николай Рерих . «Взбираемся на бугор, - писал Рерих о своих впечатлениях, - и перед нами один из лучших русских пейзажей » . Здесь бывали В. А. Серов , К. А. Коровин , Б. М. Кустодиев . В 1924-1926 годах в Старой Ладоге неоднократно бывал А. Н. Самохвалов , участвовавший в подготовительных работах по реставрации Георгиевского собора . По признанию художника, этот опыт многому его научил, помог понять, как композиционное слияние образов монументальной живописи и архитектурных форм «создавало пафос полифонического звучания всего комплекса воздействующих элементов » . Результатом этих поездок стали также пейзаж «Старая Ладога» (1924) и картина «Семья рыбака» (1926, ГРМ) .

    В феврале 1945 года решением Леноблисполкома на баланс Художественного фонда для организации творческой базы ленинградских художников был передан Дом отдыха в Старой Ладоге (бывшее имение Шаховских, по имени последнего владельца князя Николая Ивановича Шаховского (1851-1937), тайного советника, члена Государственного банка России и его сына, Всеволода Николаевича (1874-1954), действительного статского советника, последнего министра торговли и промышленности (1915-1917) царской России, эмигрировавших во Францию в 1919 году) . В 1946 году начались работы по ремонту и строительству, которые растянулись на 15 лет .

    Уже с середины 1940-х в Старую Ладогу стали приезжать ленинградские художники. Для