Расшифровка обозначений объективов Canon. О чём говорят числа на вашем объективе

Как расшифровать цифры, написанные на объективе я когда-то рассказывал в статье Выбор фотоаппарата (Часть 1) . Вкратце напомню, как это делается на примере объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM .

Итак, сначала цифры.

  • 24-105mm - это диапазон фокусных расстояний. Если поделить большее на меньшее, получим кратность зума - примерно 4.4.
  • f/4 - светосила. Число 4 показывает, что при любом фокусном расстоянии не получится открыть диафрагму шире 4. В данном случае светосила у объектива не меняется с ростом фокусного расстояния. У большинства объективов с ростом фокусного расстояния светосила падает. В таком случае в "знаменателе" пишутся 2 числа - [светосила на коротком конце]-[светосила на длинном конце]. Китовый объектив большинства цифрозеркалок имеет маркировку 18-55mm/F3,5-5,6. То есть, на коротком конце максимальная диафрагма может быть f/3,5, а на длинном конце - f/5,6.

С буквами сложнее. У каждого производителя оптики своя система маркировок. Постараюсь привести наиболее часто используемые аббревиатуры для наиболее популярных марок оптики.

Canon

AL (Aspherical Lens) - оптическая схема включает асферические линзы для снижения сферических аббераций.

DO (Diffractive Optics) - объективы с дифракционными элементами (линзой Френеля). Объективы отличаются компактными размерами. Отличительный внешний признак - зеленое кольцо.

EF (Electronic Focus) - автофокусный объектив для пленочных (и полнокадровых цифровых) фотокамер. Также может быть использован с кропнутыми зеркалками.

EF-S (Electronic Focus – Short) - автофокусный объектив только для цифровых фотокамер с кропнутой матрицей APS-C. Буква S (от слова Short – короткий) в маркировке означает "короткий задний рабочий отрезок". Задняя линза объектива расположена ближе к матрице. Как правило, объективы имеют уменьшенное фокусное расстояние (чтобы обеспечить широкий угол на кропе). Использование объективов EF-S с полнокадровым аппаратом невозможно.

FT-M (Full Time Manual) - не нужно переключать в ручной режим фокусировки, она доступна постоянно. Очень удобно для репортажа.

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка. При наводке резкости перемещение линз осуществляется внутри объектива, при этом из него ничего не выезжает. Как правило, такая оптика дороже, но пылезащищенность у нее очень хорошая.

IS (Image Stabilizer) - оптическая стабилизация изображения, позволяет снимать с рук с относительно длинными выдержками.

L (Luxury) - профессиональная серия объективов Canon. При изготовлении этих объективов используется оптическое стекло высшего качества. Объективы дорогие, но дают очень качественную картинку. Выбор профессионала или увлеченного любителя. Отличительный внешний признак - красное кольцо.

TS-E (Tilt-Shift-EOS) - объектив с коррекцией перспективных искажений. Подходит для профессиональной съемки архитектуры, так как позволяет избежать "падающих стен" при низкой точке съемки.

USM (Ultra Sonic Motor) - ультразвуковой привод фокусировки. Достоинства - высокая скорость фокусировки и относительная бесшумность. Недостаток - повышенная цена. Наиболее актуален для репортажников и любителей фотоохоты.

Macro - объектив для макросъемки. Позволяет снимать мелкие объекты в крупном масштабе. Как правило, резок даже при открытой диафрагме.

FE (FishEye) - фишай, рыбий глаз. Сверхширокоугольный объектив, который делает изображение "выпуклым".

SF (Soft Focus) - объектив с "мягким фокусом". Как правило используется для съемки портретов и натюрмортов. Дает очень интересный эффект - картинка как бы резкая и размытая одновременно.

MF - manual focus - неавтофокусные объективы

AF - автофокусные объективы.

Никон свой байонет вообще не менял, поэтому можно на современную цифровую зеркальную камеру Никон установить объектив, которому 50 лет отроду. Но есть некоторые ньюансы:

  • ai/ais - тип связи, пришедший на смену самому первому. Эти объективы без проблем устанавливаются на любые современные Никоны.
  • non-ai - самые первые объективы Никон, не предназначены для установки на современные аппараты.

В инструкции к аппарату, где-то на последних страницах есть табличка о совместимости объективов. Также следует упомянуть, что в младших моделях Никона не будет работать экспозамер с неавтофокусными объективами и работать с ними можно только в режиме M, выставляя выдержку и диафрагму вручную. Также в последних бюджетных Никонах нет так называемой "отвертки", т.е. пленочные автофокусные объективы (без встроенного мотора, с мотором обозначается AFS) будут работать только в неавтофокусном режиме.

Все остальные буквы символизируют о технологиях, использованных при производстве.

D – автофокусные объективы серии D передают информацию о дистанции фокусировки в камеру. Благодаря этому при расчете экспозиции учитывается расстояние до объекта съемки, что помогает более точно подбирать экспозиционные параметры при работе со вспышкой.

G – в отличие от объективов D-типа, у объективов Nikkor серии G нет кольца управления диафрагмой, и, соответственно, механически не передается значение диафрагмы в камеру. Поэтому объективы серии G не могут эксплуатироваться с аппаратами с ручной фокусировой, а с автофокусными аппаратами более ранних выпусков (F501, F601, F801/801s, F70, F90/90x) объективы серии G могут быть использованы лишь в программных режимах и режиме приоритета выдержки. Дистанция фокусировки передается.

AF-S – в объективах Nikkor типа AF-S используется ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor), с помощью которого осуществляется автофокусировка. Каждый мотор разрабатывается под конкретный объектив, что позволяет наилучшим образом обеспечить быструю и точную автофокусировку.

M/A – в этом режиме объективы AF-S можно практически мгновенно переключать из режима автофокусировки в режим ручной фокусировки.

VR – система подавления вибрации - одна из последних новинок в объективах Nikkor, с ее помощью вы сможете снимать с рук без “шевеленки” сюжеты, в которых ранее нельзя было обойтись без штатива.

DC (Defocus-image Control) – в этих объективах используется уникальная система управления дефокусированием изображения. Она позволяет фотографам контролировать степень сферической аберрации на переднем или заднем плане путем вращения установленного на объективе кольца DC. При этом образуется круглое кольцо дефокусировки, идеальное для портретной съемки.

IF – система внутренней фокусировки, благодаря ей фокусировка осуществляется за счет перемещения внутренних групп линз. Это позволяет уменьшить габариты и вес объектива, а также производить съемку на более коротких дистанциях фокусировки. Скорость автофокусировки также возрастает.

RF – “задняя” фокусировка. При использовании RF фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз. Это тоже ускоряет автофокусировку.

CRC (Close-range Correction) – коррекция для съемки на близком расстоянии. Эта система предполагает перемещение при фокусировке не только фокусирующего линзового компонента, но и независимое от него перемещение корректирующего компонента (обычно находящегося в в задней группе линз). Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения не только при наводке на бесконечность, но и при фокусировке на близко расположенные объекты.

ED (Extra-Low Dispersion) – для уменьшения хроматической аберрации в объективах Nikkor используется специально разработанное стекло со сверхнизкой дисперсией.

SIC (Super Integrated Coating) – фирменное "суперинтегрированное" многослойное покрытие линз уменьшает эффекты отражения и бликования.

N (Nano-Crystal Coating) – ещё одно фирменное "нано-кристальное" покрытие оптических элементов, практически продотвращает внутренние отражения и существенно уменьшает "сияние" ультра-широкоугольных объективов.

ASP – для устранения аберрации используются асферические элементы.

G - принадлежность объектива к элитной оптике Sony (Minolta).

D - (distance integrator) - наличие встроенного в объектив микропроцессора, передающего в камеру информацию о расстоянии до объекта. Необходимо для корректной работы системы вспышечного замера ADI.

ADI - современная система вспышечного замера, учитывающая расстояние до объекта.

SSM - (Supersonic motor) - автофокусные объективы Sony (Minolta) с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса.

Sigma

EX - принадлежность объектива к серии Sigma EX. Объективы имеют улучшенные оптические и механические свойства.

ASP - (Aspherical Lenses) - использование в оптической схеме объектива асферических линз для коррекции аберраций и улучшения качества картинки, уменьшения количества компонентов оптической схемы (линз) и уменьшения размеров и массы объектива.

APO - (Apochromatic Lenses) - использование низко-дисперсных стекол, имеющих аномальные оптические свойства для улучшения оптических свойств объективов, уменьшения хроматической аберрации.

OS - (Optical Stabilizer) - система оптической стабилизации изображения, встроенная в объектив. Основана на сдвиге корректирующей группы линз внутри объектива. Дает возможность снимать с рук на выдержках на 2-3 ступени более коротких без смаза картинки.

HSM - (Hyper-Sonic Motor) - авто-фокусные объективы Sigma с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего авто-фокуса (servo-AF). Доступны в вариантах Canon, Nikon, Sigma.

RF - (Rear Focus) - система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки.

IF - (Inner Focus) - система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры.

DG - светосильные широкоугольные объективы с малыми минимальными дистанциями фокусировки. Оптимизированы специально для использования с цифровыми камерами.

DC - объективы, разработанные для работы только с цифровыми камерами, имеющими неполнокадровую матрицу, имеют меньшие размеры и массу, чем их аналоги для полного кадра.

PZ (Power Zoom) - механический привод зума

DA - объектив для цифровых камер с уменьшенной матрицей (APS-C) без кольца диафрагмы

FA - объективы, передающие в камеру информацию о значении диафрагмы с максимальной MTF

J - объективы с диафрагмой, управляемой из камеры; не имеют кольца диафрагмы

SMC (Super Multi-Coating) - многослойное просветление

SDM (Sonic Direct drive Motor) - ультразвуковой привод фокусировки

DA* - профессиональные объективы в пылевлагозащищённом исполнении

ED (Extra-Low Dispersion)

AL (Aspherical Lens) - асферические линзы

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

Limited - особо компактные объективы

Tamron

Di (Digitally Integrated) - для полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер

Di II (Digitally Integrated II) - для цифровых зеркальных фотокамер с уменьшенной матрицей APS-C

SP (Super Performance) - улучшенная серия объективов

XR (Extra Refractive Index) - линзы из стекла с увеличенным коэффициентом преломления, позволяющего уменьшить толщину и массу линз

ASL (Aspherical Lenses) - Гибридные асферические элементы

LD (Low Dispersion)

XLD (eXtra Low Dispersion) - линзы со сверхнизким рассеиванием

AD (Anomal Dispersion) - линзы с аномально низким рассеиванием

HID (High Index Dispersion) - линзы с низким рассеиванием

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

SHM (Super-Hybrid Mount) - Супергибридный байонет (пластмасса, усиленная стальным кольцом)

VC (Vibration Compensation) - cистема подавления вибраций (стабилизатор изображения)

USD (Ultrasonic Silent Drive) - бесшумный ультразвуковой привод фокусировки

ZL (Zoom Lock) - замок (блокировка) кольца зуммирования

AF/MF (Auto-focus/Manual-focus) - переключение режима кольцом фокусировки

FEC (Filter Effect Control) - возможность вращения поляризационного фильтра при установленной бленде

Macro - объектив с функцией макросъемки - допускает съемку в масштабе не менее 1:4 (0,25х); эта функция может и не быть основной

Tokina

AS (Aspherical Lens) - асферические линзы

F&R Aspherical (F&R Aspherical Lens) - асферические линзы F&R

SD (Super Low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

HLD (High Refraction, Low Dispersion) - линзы из стекла с высоким преломлением и низкой дисперсией

MC (Multi-Coating) - многослойное просветление

FE (Floating Element system) - система плавающих элементов. Уменьшает астигматизм во всем диапазоне дистанций фокусировки

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

IRF (Internal Rear Focusing) - фокусировка задней группой линз

FC (Focus Clutch Mechanism) - переключение ручной-автоматической фокусировки смешением кольца настройки

PRO (Professional) - профессиональная серия объективов

АТ-Х (Advanced Technology eXtra Pro) - серия высококачественных объективов

Olympus и Panasonic

ZD (Zuiko Digital) - для цифровых камер системы 4/3

M.Zuiko Digital - для цифровых камер системы Micro 4/3

Macro - для макросъемки

ED (Extra low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

SWD (Super Wave Drive) - ультразвуковой привод фокусировки (Olympus)

M-OIS (Mega Optical Image Stabilisation) - Оптическая стабилизация изображения (Panasonic)

Top Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы с постоянной светосилой; маркировка - платиновое кольцо (Olympus)

Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы (Olympus)

Standard - любительская серия объективов, маркируются синим кольцом (Olympus)

Турицын Андрей

В этой таблице приводятся некоторые обозначения маркировок для объективов зеркалок. Производители (и, разумеется, магазины) не умеют, не хотят или не могут прийти к единым соглашениям, вот поэтому и приходиться изучать не одну, а целую туеву хучу очень много маркировок:) Предполагается, что новичок, покупающий зеркальную фотокамеру, уже интересуется объективами, а также знаком с терминами. Например, он знает, что байонет — это устройство крепления (стыковки) камеры с объективом, у всех производителей камер байонеты различны, и нельзя установить объектив Nikon на камеру Canon, а ультразвуковой мотор (в отличие от обычного, отверточного) отвечает за более скоростную и точную фокусировку... Различные типы линз (например, низкодисперсионные, асферические) отвечают за уменьшение разнообразных искажений, свойственных любой оптике.

В общем, кто решил брать зеркалку, должен, так или иначе, обладать некоторыми сведениями про объективы. Поскольку в зеркалке главное — объектив, а не фотокамера, которую без оптики называют просто "тушка" :) Типовые обозначения объективов я свёл в единую таблицу, а дополнительную маркировку привёл ниже.

Маркировки объективов

Характеристика объектива Canon Nikon Pentax Sony Sigma Tamron
Байонет EF/EF–S F KAF/KAF2 A любые любые
Для полного кадра (FF) EF FX FA - DG -
Только для кропа (матрица APS-C) EF–S DX DA DT DC Di II
Профессиональная серия L * G EX SP
Стабилизатор изображения IS VR В камере В камере OS VC
Ультразвуковой мотор USM SWM SDM SSM HSM USD
Внутренняя фокусировка I/R IF IF IF/HF IF
Низкодисперсные линзы UD ED ED LD/AD
Апохроматические линзы APO APO HID
Асферические линзы AL AS AL ASP ASL
Компактный объектив DO Limited UC XR

Дефис "-" в таблице означает отсутствие данной характеристики (или отсутствие нужных сведений). Объективы для полного кадра, как правило, могут устанавливаться на "кроп" (матрица APS-C), но не наоборот.
Звёздочка "*" означает не сноску, а маркировку профессиональной серии объективов Pentax.
Компактный, (или ультракомпактный) объектив — это не объектив мыльницы, а объектив, имеющий очень малые габариты и вес:)

Обозначение фокусных расстояний и светосилы объектива.

Странно, но этой маркировки производители придерживаются всегда. Мало того, что данные обозначения общеприняты — они всегда указаны на объективе (как, разумеется, и гордое имя производителя!). В общем, это логично:)

обозначения реальных (рабочих) фокусных расстояний
На зум-объективах записывается в виде двух чисел: первое — минимальное фокусное расстояние, второе — максимальное. Например, 18-55mm.
Объектив с фиксированным фокусным расстоянием (фикс) имеет только одно число, например, 35mm.

обозначения светосилы
Зум-объектив имеет два числа — это максимальная диафрагма, соответственно, на ближнем и дальнем конце фокусного расстояния. Например, f3.5-5.6.
Объектив с фиксированным фокусным расстоянием будет иметь лишь одно число, например, 2.8, или 1:2.8, или f2.8

Некоторая дополнительная маркировка объективов.

Macro — подобные обозначения имеют объективы для макросъёмки.
∅67 mm — число указывет диаметр резьбы под фильтр.

Маркировка объективов Canon

    EF — автофокусный объектив. эта аббревиатура означает не только байонет, но и автофокусные объективы на полный кадр и на APS-C. EF-M — объективы для камеры Canon EOS M EF-M (Electro Focus Mirrorless) — байонет М и объективы для беззеркальных фотоаппаратов Canon EOS M.
    Объективы M не совместимы с байонетами EF и EF-S. DO — дифракционные оптические линзы. Применение нескольких DO-элементов в сочетании с преломляющей выпуклой линзой
    устраняет хроматические аберрации, при этом элементы в объективе размещены
    значительно ближе друг к другу. В результате такой объектив гораздо короче и легче
    обычных объективов с рефракционными элементами. Маркируется зелёным кольцом.
    В моей таблице имеет обозначение "компактный объектив". TS-E — объективы Tilt-Shift Исправляют перспективу за счёт наклонов и сдвигов оптики. CA — круговая форма диафрагмы. Для лучшего бокэ используется скруглённая форма лепестков. AF/MF — переключатель фокусировки AF/MF переключатель даёт возможность фокусироваться в автоматическом режиме (AF), либо в ручном (MF) режиме.
    Ручной режим полезен, когда камера не может поймать фокус в автоматическом режиме. MP-E — (Macro Photo Electronic), спецобъектив MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Специализированный макрообъектив, имеет возможность 5-кратного увеличения по
    сравнению с натуральной величиной объекта (1.0X - 5.00X).

Маркировка объективов Nikkor (Nikon)

    AF — автофокусные объективы первого поколения. таким объективам требуется “отвёртка“ автофокуса (привод фокусировки). Если
    в камере нет отвёрточного привода, то объектив будет работать без автофокусировки
    (фокус в ручном режиме). AF-S — автофокусные объективы второго поколения с мотором автофокусировки это значит что им не требуется наличие "отвёртки" в фотоаппарате. DC — управление расфокусировкой (AF DC-NIKKOR). поворотом кольца DC на объективе, создаём внефокусное размытие круглой формы. D — дистанция до объекта, на котором сфокусированы. возможностью передавать камере расстояние до объекта; все современные объективы
    имеют эту возможность и буквой D могут быть не маркированы. G — в объективе отсутствует кольцо управления диафрагмой. Объектив для новых фотокамер. Утрачена совместимость по управлению диафрагмой с
    очень старыми неавтофокусными фотоаппаратами. Micro — макрообъектив. Такие обозначения имеют объективы Nikkor для макросъёмки; в других системах
    обычная маркировка — "Macro". N — нанокристаллическое покрытие (Nano Crystal Coat). это антибликовое покрытие, которое устраняет отражения в элементах объектива, а также эффективно уменьшает двоения и блики для сверхширокоугольных объективов. RD — закругленная диафрагма. RD диафрагма использует лепестки, создающие круглое отверстие для получения более
    красивого размытия фона.

Маркировка объективов Sony

    CZ — объективы от Carl Zeiss. Дорогая оптика, разработанная Carl Zeiss для камер с байонетом A. D — дистанция фокусировки. Передаёт в фотоаппарат расстояние, на которое настроен объектив. SAL — объективы Sony. объективы под байонет A (для зеркальных фотокамер Sony). SAM — Smooth Autofocus Motor. Плавный мотор автофокуса. T* — фирменное просветление. Маркировка на объективах Carl Zeiss.

Маркировка объективов Pentax

Разберём маркировку на примере следующего объектива:

SMC Pentax DA 16-45 мм f/4 ED AL

Цифры 16-45 означают, что объектив имеет переменное фокусное расстояние (зум) от 16 до 45, что в пересчёте в 35 мм формат даёт 24-67.5 мм. Т.е. это короткофокусный объектив с диапазоном от широкоугольного до стандартного фокусного расстояния. Не очень большой зум является как недостатком, так и достоинством, ведь известно — чем меньше зум, тем меньше искажений.

Следующая цифра — f4 означает светосилу. Объектив не является светосильным, поскольку принято считать, что "светлость" начинаются с f2.8. Зато светосила постоянна на всех концах фокусного расстояния, и не падает в телеположении, что сразу выгодно отличает объектив от "китовых" с переменной светосилой f3.5 - 5.6.

    SMC — фирменное многослойное просветление это специальное стандартное покрытие, благодаря которому снижаются потери света на границе воздуха и стекла. Это просветление имеет несколько слоёв. Поскольку им оснащены все объективы Pentax (кроме HD), то на данную маркировку можно не обращать внимания. :) DA — объектив для цифровых камер APS-C т.е. объектив предназначен для фотоаппаратов Pentax с размером матрицы 23.5 мм x 15.7 мм. ED — низкодисперсионное стекло стёкла ED являются линзами из специального стекла, которые снижают цветовые искажения (хроматическую аберрацию), происходящую из-за разложения света на цветовые составляющие. AL — асферические линзы использование в оптике асферических элементов помогает исправлять несколько искажений за один приём, добиваясь тем самым компактности объектива при сохранении достаточно высоких оптических характеристик.

Фильтры для объектива Pentax DA 16-45 идут диаметром 67 мм. Это указано на самом объективе, а не в его названии:) Нет пылевлагозащиты (для неё есть отсутствующее в таблице обозначение "WR"). Что ещё можно сказать об этой оптике? При умелом подходе фотографии по качеству получаются весьма превосходные. Как, собственно, и у любого нормального объектива:) По этому поводу хочется сделать краткое лирическое отступление.

Не стоит бездумно гнаться за дорогой оптикой, если только не занимаетесь профессиональной фотосъёмкой: во многих случаях разницы в фотографиях вы не увидите, а деньги переплатите немалые. Но для профи разница всё же есть, и она заключается в условиях работы. Тут не должно быть никаких компромиссов! Например, от профессионального, вышеупомянутый объектив отличается отсутствием более высокой светосилы, ультразвукового моторчика фокусировки и пылевлагозащитного покрытия. Откуда это известно по маркировке? Очень просто: хотя бы потому, что не указана звёздочка * :)



Некоторые вещи могут казаться простыми и понятными без лишних объяснений, но, на самом деле, не всегда то, что очевидно для вас, очевидно для других людей. Несколько раз я сталкивалась с ситуациями, когда мои студенты стеснялись спросить о значении всех этих цифр на объективах. Если вы не знаете, что они значат, не нужно стесняться и думать, что вы глупый. В данной статье мы как раз и разберёмся в том, что скрывается за многочисленными комбинациями цифр на объективах.

Стандартные настройки, которые можно увидеть на новых цифровых объективах

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Если у вас есть зум-объектив, то на нём вы обнаружите кольцо, поворачивая которое вы можете приближать или отдалять объекты. С помощью данного кольца вы можете также посмотреть, какое фокусное расстояние установлено в момент съёмки. Например, на фотографии зум-объектива с диапазоном фокусных расстояний 70-200мм можно увидеть, что выбрано фокусное расстояние в 100мм.

Если вы используете объектив с фиксированным расстоянием, то вы не найдёте на нём кольца зуммирования. На корпусе такого объектива будет просто указано его фиксированное фокусное расстояние, например 85мм, как на фотографии ниже.

МАКСИМАЛЬНАЯ ДИАФРАГМА

Максимальная – это самое широкое открытие диафрагмы (самое маленькое число на шкале диафрагмы), на которое способен ваш объектив. Многие фотографы хотят видеть у своих объективов возможность более широкого открытия диафрагмы, вроде f2.8 или даже f1.8, потому что широко открытая пропускает больше света, благодаря чему можно делать чёткие фотографии при плохом освещении. Этот параметр может сильно отличаться у разных объективов.
Обычно вы можете найти информацию о диафрагме в одном из двух мест на вашем объективе, а иногда и на двух названных местах сразу:
- на верхнем краю корпуса объектива;
- на передней стороне объектива в области для крепления светофильтра.
На примере внизу вы можете увидеть два разных объектива. Объектив Tamron 17-35мм (обратите внимание, что на нём также видна шкала фокусных расстояний) и объектив с фокусным расстоянием 85мм. На объективе Tamron вы видите значение «1:2.8-4», а на объективе с фокусным расстоянием 85мм значение «1:1.8». Это значит, что максимальное открытие диафрагмы у объектива с фокусным расстоянием 85мм – f1.8, а на зум-объективе Tamron оно меняется в диапазоне от f2.8 до f4 в зависимости от используемой степени приближения. На фокусном расстоянии 17мм можно открыть до значения f2.8, но если использовать максимальное фокусное расстояние 35мм, максимальная диафрагма будет всего лишь f4. Это достаточно распространённое явление с кит-объективами и объективами, которые имеют широкий диапазон фокусных расстояний (например, 28-300мм или 18-200мм).

ДИАПАЗОН ФОКУСИРОВКИ И ШКАЛА ФОКУСИРОВКИ

На многих объективах вы найдёте шкалу расстояний (она есть не на всех цифровых объективах) – обычно она разделена на две отдельные линии: для футов и для метров. На одном из её концов будет знак бесконечности, на другом же конце будет указано, на каком минимальном расстоянии от объекта ваш объектив способен сфокусироваться – его минимальное расстояние фокусировки. Некоторые объективы оборудованы функцией «MACRO», которая даёт вам возможность подобраться к объекту съёмки немного поближе. Такие объективы не являются настоящими макро-объективами, и с их помощью вы не можете сфотографировать объект очень близко, но такой объектив – это удобная вещь, если вы хотите подобраться к объекту поближе, не обременяя себя ценой и весом дополнительного объектива.
На расположенной ниже фотографии вы можете увидеть, что в случае с объективом от фирмы Tamron (справа) данная шкала нанесена прямо на корпус, а вот у объектива Canon 70-200 она находится в самом корпусе под прозрачной панелькой. Шкалы на обоих объективах будут двигаться, если вы будете вручную выставлять фокусировку (**примечание: пожалуйста, не забывайте отключить автофокусировку, если вы выставляете фокус вручную, потому что, если данная функция не отключена, поворот кольца фокусировки может привести к поломке механизмов в вашем объективе**).

РАЗМЕР ФИЛЬТРА ИЛИ ДИАМЕТР ОБЪЕКТИВА

На краю вашего объектива вы также можете увидеть символ похожий на букву «ф», а за ним цифры. Эти цифры указывают диаметр передней части вашего объектива или размер подходящего для него фильтра. Вы можете найти эти же цифры на задней части крышечки для объектива. Так диаметр объектива на фотографии, расположенной ниже, составляет 77 мм. Это полезная информация, если вы собираетесь пойти в фотомагазин за фильтром или покупаете его в Интернете.

Менее распространённые настройки, которые можно увидеть на более старых объективах с ручной фокусировкой

КОЛЬЦО ДИАФРАГМЫ

Этого кольца может и не быть на вашем объективе. На большинстве новых объективов его нет, потому что сейчас степень открытия диафрагмы устанавливается и контролируется с помощью «тушки» фотоаппарата. Во времена плёнки и объективов с ручной фокусировкой устанавливалась на фотоаппарате, а степень открытия диафрагмы регулировалось на объективе. Вы можете найти отличные предложения о продаже старых светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием или объективов от плёночных фотоаппаратов, которые замечательно подойдут для каких-либо конкретных целей (например, для макросъёмки). Очень часто такие объективы будут стоить намного дешевле, чем новые «цифровые» объективы (вам просто нужно будет докупить специальный адаптер, чтобы установить такой объектив на свой фотоаппарат). Только не забывайте, что на таких объективах нужно выставлять фокус вручную, и для некоторых из них вам придётся самостоятельно выставлять степень открытия диафрагмы прямо на самом объективе. Если у вас есть подобный объектив, кольцо диафрагмы на нём может выглядеть примерно так:


ШКАЛА ГИПЕРФОКАЛЬНЫХ РАССТОЯНИЙ

Такую шкалу сложнее встретить, и сложнее объяснить, для чего она нужна. Если у вас есть только зум-объективы, вы не найдёте на них такой шкалы. Если у вас есть объектив с фиксированным фокусным расстоянием, особенно если это старая модель, вы можете заметить на нём дополнительное кольцо с числами на подобие того, что показано на фотографии ниже (числа в центре с двух сторон от оранжевой линии).


Ряды чисел на данном объективе соответствуют (в порядке сверху вниз):
- шкала фокусировки;
- шкала гиперфокальных расстояний;
- кольцо для настройки диафрагмы, с помощью которого настраивается степень открытия диафрагмы объектива.
Шкала гиперфокальных расстояний нужна для того, чтобы вы знали, какие части вашей фотографии будут находиться в зоне фокуса при использовании различных настроек диафрагмы. Обратите внимание, что объектив на фотографии выше, настроен на открытие диафрагмы f16 и сфокусирован на расстояние 5 метров. Теперь взгляните на шкалу посередине и посмотрите на значение f16 слева от её центральной оранжевой линии – она указывает на самую близкую точку, которая будет находиться в фокусе, когда вы сфокусируетесь на указанное расстояние при названной степени открытия диафрагмы (в данном случае это будет примерно 2,75 м.). Теперь посмотрите на значение f16 справа от центральной оранжевой линии. Вы увидите знак бесконечности. Исходя из всего сказанного, мы можем утверждать, что при значении диафрагменного числа f16 в фокусе окажется всё, что находится в диапазоне от с 2,75 метра до бесконечности, главное навести объектив объект, расположенный на нужном расстоянии.
В описанной ситуации получается, что были совмещены обозначение бесконечности и обозначениее f16 на шкале гиперфокальных расстояний справа от оранжевой линии, что в результате дало самую большую возможную глубину резкости при установленном диафрагменном числе f16 (заметьте, что на самом деле вы не фокусируетесь на конкретном объекте, вы выставляете расстояние фокуса на объективе с помощью чисел). Примечание: если вы выставили фокус на бесконечность, то в фокусе окажутся только объекты, расположенные на расстоянии от примерно 4,5 метров до бесконечности, а если вы выставили фокус на 2 метра, бесконечность на снимке не будет резкой. Данный вопрос был раскрыт не совсем полностью, поэтому, если у вас окажется объектив с подобной шкалой, поищите информацию о том, как ей пользоваться, и вы сможете добиться гораздо более интересных результатов при использовании небольшой степени открытия диафрагмы.
Если вам интересно, что значит маленькая красная точка, это обозначение для фокусировки при съёмке в инфракрасном диапазоне. Когда вы фотографируете на инфракрасную плёнку, вам нужно фокусироваться не на том месте, на котором бы вы фокусировались в обычной ситуации, потому что инфракрасная область спектра отличается от той области спектра, которую мы видим глазами. Раньше время от времени я фотографировала на инфракрасную плёнку. Забавная штука, но с ней не так просто справляться – нужно знать, как правильно фокусироваться и понимать, как получить желаемый результат. Сегодня существуют достаточно убедительные цифровые способы имитации съёмки на инфракрасную плёнку. Несмотря на это, порой я всё равно подумываю о том, чтобы пофотографировать именно на плёнку.

Когда мы разглядываем фотографию или смотрим видео, мы сразу обращаем внимание, в фокусе изображение или нет.С 1987 года, когда компания Canon стала первой, кто встроил мотор фокусировки в объектив, было создано несколько моторов для фокусировки и слежения за быстро движущимися объектами. При этом фокусировка остается точной, плавной и бесшумной.В настоящее время в объективах Canon используется три основных типа моторов фокусировки. Это шаговый мотор (STM), ультразвуковой мотор (USM) и мотор постоянного тока (DC). Давайте рассмотрим различия между этими моторами, чтобы вы могли выбрать подходящий объектив.

STM

Объективы STM позволяют создавать отличные фотографии и более качественное видео. Эти объективы оснащены шаговым мотором, который обеспечивает плавную и бесшумную фокусировку - две отличные характеристики для видеосъемки.Некоторые моторы, используемые в объективах, при фокусировке издают отчетливые механические звуки, а объективы STM работают очень тихо, позволяя записывать естественный звук без посторонних шумов. Технология STM от Canon используется в ряде объективов, работающих тихо и достаточно быстро для фотосъемки почти в любой ситуации.

STM с шестеренчатой передачей

Наша линейка сверхкомпактных объективов STM, в том числе EF 50mm f/1.8 STM, оснащена STM шестеренчатого типа - очень маленьким мотором, который управляет блоком фокусировки с помощью косозубых шестеренок.

STM с винтовой передачей

Объективы STM, оснащенные шаговым мотором с винтовой передачей, немного больше по размерам, но работают тише и быстрее по сравнению с объективами с мотором шестеренчатого типа.

Ультразвуковой мотор (USM)

В настоящее время ультразвуковой мотор (USM) для автофокусировки чаще всего используется в объективах Canon серии EF. Ультразвуковой мотор преобразует энергию ультразвуковой вибрации во вращающую силу для управления объективом. В настоящее время этот мотор обеспечивает самую быструю фокусировку в линейке Canon, и при этом у вас есть возможность вручную подстраивать фокусировку, не отключая автофокус.

Ультразвуковой мотор кольцевого типа

Ультразвуковой мотор кольцевого типа используется в большинстве профессиональных объективов Canon - обеспечивает управление фокусом, а также высокую скорость и точность. Ультразвуковой мотор обладает достаточной мощностью для простой и быстрой работы с тяжелыми группами линз в телеобъективах и при этом обходится без зубчатой передачи, снижающей скорость. Ультразвуковые моторы также обладают способностью удерживать группу линз на месте при выключении мотора, без вмешательства с вашей стороны. Ультразвуковой мотор кольцевого типа работает не абсолютно бесшумно, как шаговый двигатель, но невероятно тихо, учитывая его производительность.

Механизм ультразвукового мотора кольцевого типа состоит из ротора и статора - эластичного модуля с прикрепленным к нему пьезоэлектрическим керамическим элементом. При подаче переменного тока с резонансной частотой около 30 000 Гц на статор создаются вибрации, вызывающие непрерывное вращение ротора. 30 000 Гц - это ультразвуковая частота, поэтому мотор называется ультразвуковым.

В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются объективы компании Canon . Оговоримся сразу, что мы рассмотрим только объективы, выпускающиеся для современного байонета EF (и его производных). Причина такого «сужения границ» заключается в том, что более старые объективы прекратили разрабатывать в 1987 году, в связи со сменой подхода к компоновке фотоаппаратов и появлением системы EOS , встречаются они редко, а главное, не совместимы с современными моделями фотокамер японского производителя.

EF (Electro Focus ) - маркировка, встречающаяся на всех современных объективах Canon (вернее, почти всех, но об этом чуть ниже). Это и есть обозначение байонета (системы крепления объектива с камерой).

В 1987 году Canon, первыми в мире, среди производителей фото техники, пошли на рисковый, но вместе с тем очень дальновидный шаг, представив байонет, в котором были полностью убраны механические связи фотоаппарата с объективом. Все управление приводом автофокуса было перенесено в объектив.

Аббревиатура EF, по умолчанию подразумевает, что:

  • объектив совместим со ВСЕМИ цифровыми и пленочными камерами Canon EOS.
  • объектив оснащен АВТОФОКУСОМ.

Кроме обозначения EF , могут встречаться также его разновидности - EF-S и EF-M .

EF-S - это объективы, предназначенные для использования в цифровых ЗЕРКАЛЬНЫХ камерах с APS-C сенсором (уменьшенный, относительно полнокадрового, с - 1.6 ). Буква S расшифровывается как Short Back Focus (уменьшенный рабочий отрезок).

EF-M - это объективы предназначенные для использования в цифровых беззеркальных камерах. Буква M расшифровывается как Mirrorless (беззеркальная). Объективы с таким обозначением обладают еще более коротким рабочим отрезком, даже относительно EF-S объективов.

Следует учитывать, что EF, EF-S и EF-M не имеют полной совместимости друг с другом.

  • Полнокадровые пленочные и цифровые зеркальные камеры Canon с полным сенсором (а также сенсором APS-H - кроп-фактор 1,3) и байонетом EF могут работать только с EF -объективами и не совместимы с EF-S и EF-M объективами.
  • Цифровые зеркальные камеры Canon с сенсором APS-C , поддерживающие байонет EF-S, полностью совместимы с EF и EF-S объективами, но не совместимы с EF-M .
  • Цифровые беззеркальные камеры Canon , поддерживающие байонет EF-M , полностью совместимы только с EF-M объективами и не совместимы с EF и EF-S .
  • Существует возможность использования любой связки камеры и объектива, но это решается только посредством использования специальных переходников. (Как, например Mount Adapter EF-EOS M , который позволяет накрутить на беззеркальную камеру любой EF или EF-S объектив).

После аббревиатуры, определяющей, к какому типу байонету относится объектив (EF, EF-S, EF-M ) следует числовое обозначение . Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.

Далее всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения . Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

  • 1:1.4 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
  • 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Выше рассмотренные обозначения - тип байонета, фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.

Оговоримся, что есть исключения в линейке современных объективов Canon . Это, так называемые, TILT-SHIFT объективы. Исключение, так как эти объективы не автофокусные (на них Вы не увидите аббревиатуру EF ), то есть фокусировку придется всегда производить вручную, электроникой регулируется только диафрагма. Они обозначаются - TS-E (Tilt-Shift EOS) и совместимы с байонетом EF / EF-S .


Кроме того, есть объектив - MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, который как понятно из названия является специализированным МАКРО объективом. Он тоже не автофокусный, на нем нет аббревиатуры EF, и он совместим с байонетом EF / EF-S .


USM (Ultra Sonic Motor) − ультразвуковой привод системы автофокусировки объектива. Такой привод отличается высокой скоростью фокусировки, малым энергопотреблением и невысоким уровнем шума. Дополнительно объективы, оснащенные USM могут маркироваться золотым кольцом на оправе и надписью Ultrasonic .

STM (S tepper motor) - шаговый двигатель, технология привода автофокуса, которая обеспечивает многократные быстрые перемещения фокусировочной группы линз на небольшие расстояния, с крайне низким уровнем шума. Объективы с STM моторами предназначены для работы, в первую очередь с камерами, обеспечивающими фазовую фокусировку с помощью матрицы в режиме LiveView . Эта технология создавалась для улучшения качества автофокусировки при съемке ВИДЕО на цифровые камеры.

Все EF объективы Canon снабжены переключателем автоматической/ручной фокусировки (AF/MF ) и не во всех объективах можно, при включенном режиме автофокуса AF , прокручивать фокусировочное кольцо.

USM приводы бывают двух типов - кольцевые и с микромотором. Обычно кольцевые ставятся на дорогие объективы и позволяют «дофокусироваться» при включенном автофокусе. USM приводы с микромоторами нельзя прокручивать при включенном режиме автофокуса, так как в силу конструктивных особенностей, он может сломаться. Производитель, обычно, не уточняет какой тип мотора в каком объективе используется. Но если в описании объектива (не на корпусе, а в руководстве пользователя) присутствует фраза «доступна функция FTM (Full Time Manual)», значит объектив оснащен кольцевым двигателем и можно пользоваться ручной фокусировкой, не переключаясь в режим MF . Исключение составляет только объектив EF 50 mm 1:1.4 USM , который оснащен приводом USM с микромотором, но при этом позволяет вручную наводиться на резкость не переключая объектив в режим MF .


L (Luxury ) — самые высококачественные и технологичные объективы от Canon . При производстве используются дорогостоящие линзы и низкодисперсные стёкла, некоторые производятся в пылевлагозащищённом корпусе. Дополнительно маркируются красным кольцом на оправе.

IS (Image Stabilizer) - обозначение оптического стабилизатора изображения. При использовании длинных выдержек или телеобъективов возрастает вероятность испортить кадр шевеленкой (смазывание из-за дрожания рук). Оптическая стабилизация позволяет увеличить вероятность получения резкого кадра в таких условиях. Для этого применяются встроенные в объектив гироскопы, измеряющие уровень вибраций, и подвижные линзы, колеблющиеся таким образом, чтобы скомпенсировать внешнюю тряску.

DO (Diffractive Optics ) — объективы, с включенными в состав, дифракционными элементами. Отличаются малыми размерами и весом и маркируются зелёным кольцом на оправе объектива. На самом деле таких объективов в линейке Canon всего два.

Macro (Макро объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для макросъемки.

Fisheye (Рыбий глаз) - разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.

Кроме того, на объективах в конце названия, могут присутствовать римские цифры - II , III . Это просто обозначение номера обновленной версии одного и того же объектива.

Кроме вышеуказанных, вам могут попасться еще и такие обозначения:

UD (Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.

S-UD (Super Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (сверх-низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.

BR (Blue Spectrum Refractive Optics). Этот элемент из органического материала за счет повышенного коэффициента преломления в синей части спектра позволяет лучше корректировать хроматические аберрации по сравнению с другими используемыми сейчас элементами из стекла UD , Super UD и Fluorite .

AL (Aspheric Lens) — в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.

I/R (Internal Focus Rear Focus) — объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.

Float — система плавающих линз в объективе. Предназначена для устранения аберраций при фокусировки на коротких расстояниях.

CaF2 (Fluorite) — применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (UD или S-UD ).

CA (Circular Aperture) — закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия (бокэ).

Fluorine coating - специальное флюориНовое покрытие передней и/или задней линз, предотвращающее загрязнение и образование жирных пятен, а также - имеющее каплеотталкивающие свойства.

Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции, упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.

Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!