Правила транспортировки пострадавших с повреждением головы. Способы и правила транспортировки пострадавших

Травмирования, сопровождающиеся переломами костной ткани и внутренних органов, требуют грамотной и щадящей транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Любое неосторожное или неправильное движение способно причинить серьезный вред больному, сведя к минимуму все усилия неотложной помощи.

Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют способы транспортировки пострадавших в зависимости от травмирования, а также как их правильно осуществить.

Виды и способы транспортировки

Транспортировка пострадавших предусматривает работу специально подготовленного медицинского персонала. Однако в экстренных ситуациях, когда подъезд машины скорой помощи к месту происшествия невозможен, спасатели должны самостоятельно доставить больного в больницу.

Перед транспортировкой пострадавшего следует учесть несколько важных факторов:

  • Определить способ перемещения больного;
  • Подготовить раненого и специализированные приспособления к перемещению;
  • Выбрать наиболее удобный маршрут;
  • Обеспечить безопасность пострадавшему;
  • Осуществлять постоянный контроль за функционированием жизненно важных систем и органов пациента;
  • Определить метод погрузки больного в транспортное средство.

Обратите внимание!

Выбор метода транспортировки пострадавшего основывается на виде и локализации травмирования, общем состоянии пациента.

Самостоятельная транспортировка пациента в медицинское учреждение разрешена только в 2 случаях:

  1. Место, где произошло травмирование, несет потенциальную угрозу для жизни пострадавшего и спасателя;
  2. Машина скорой помощи не может подъехать к месту, где произошел .

В зависимости от обстоятельств, которые вызвали , выделяют следующие виды транспортировки, особенности которых представлены в таблице.

Если ситуация не требует экстренного переноса пациента из опасного для его жизни места, нужно воспользоваться правилами перемещения пострадавших, о которых мы расскажем ниже.

Общие положения по транспортировке

Прежде чем начинать перемещение пациента, нужно внимательно изучить его состояние:

  • Проверьте наличие сознания;
  • Оцените показатели пульса и дыхания (по возможности и артериального давления);
  • Осмотрите голову, область позвоночника и грудной клетки больного на предмет повреждения.

Если есть подозрения о травмировании мозга, позвоночника и спинного мозга самостоятельно перемещать пострадавшего можно только в экстренных ситуациях! Если без транспортировки обойтись нельзя, постарайтесь бережно отнести больного в машину в той позе, в которой он находился ранее.

Несмотря на важные различия в способах и правилах перемещения пострадавшего, существует несколько общих принципов транспортировки:

  • При травмировании шейного отдела позвоночника голову и шею больного обездвиживают (иммобилизуют);
  • При наличии других локализаций травм пострадавшему поворачивают голову на бок и в таком положении везут до медицинского учреждения;
  • При больного укладывают так, чтобы ноги находились выше уровня головы;
  • Если пострадавшего нужно поднять вверх по лестничному пролету или внести его в машину, носилки располагают так, чтобы голова больного находилась впереди;
  • При спуске по лестнице и выносе из автомобиля положение носилок меняют: ноги больного должны быть впереди.

Обратите внимание!

Спасатели располагаются по два человека на каждый край носилок. Те, кто идут впереди, следят за дорогой и предупреждают о препятствиях на ней. Один из помощников, который должен нести ножной конец носилок, контролирует состояние пострадавшего и сообщает о его изменениях и необходимости остановки.

Рассмотрим, в каком положении тела транспортируется пациент при различных локализациях повреждений.

Травмы, сопровождающиеся повреждениями черепа и головного мозга, требуют транспортировки в лежачем положении на спине!

В положении лежа на боку перемещение осуществляется при таких повреждениях и проявлениях травм:

  • Непрекращающиеся приступы ;
  • Пациент находится в ;
  • При ожоговых или проникающих повреждениях спины, бедер или .

В положении сидя или полусидя располагают пострадавших со следующими локализациями травм:

  • Травмирование шеи;
  • Повреждения грудной клетки;
  • После ;
  • костной ткани рук или ключицы.

Положить пациента на спину, с ногами, согнутыми в или слегка приподняв их, нужно в следующих случаях:

  • Повреждение брюшины;
  • Подозрение на возможное ;
  • При значительной потери крови.

В позу «лягушки» (человек лежит на спине, его ноги раздвинуты, а под ними находится валик) пострадавшего кладут при таких повреждениях:

  • Подозрение на травмирование спинного мозга;
  • Переломы тазобедренных суставов.

При любых травмах позвоночника переноска осуществляется только на твердой поверхности, например, на деревянном щите.

Во время транспортировки и подготовки к ней нужно все время следить за пострадавшим. В случае ухудшения его самочувствия, перемещение прекращают, останавливаются и оценивают работу жизненно важных систем: проверяют пульс и дыхание. Если они отсутствуют, начинают действия до приезда медицинского работника или восстановления жизнедеятельности пострадавшего.

Незначительные повреждения

Когда повреждения незначительные и пострадавший может самостоятельно передвигаться, используют такие способы транспортировки.

Пациент одной рукой может опираться на предложенную ему палку, а другой обхватывает спасателя. Сопровождающий должен постоянно поддерживать больного за талию или грудь.

Если помощь оказывает один человек и использовать носилки нет возможности, при удовлетворительном состоянии и общем самочувствии больного используют метод «волокуши». Пострадавшего кладут на плащ-палатку или другой крепкий материал, одной рукой берутся за край материала, закидывают его на плечо, а другой обхватывают получившееся крепление.

В таких условиях, когда переноску на носилках осуществить нет возможности, используют крепкую лямку. С ее помощью делают импровизированное сидение, которое размещают на спине у спасателя. В случае наличия двух сопровождающих применяют крепления лямки на плече у каждого спасателя, а пострадавшего усаживают в получившиеся «качели».

Особые случаи

Однако в тех случаях, при которых травма сопровождается обильной кровопотерей или переломами больших участков костной ткани, возможно развитие . Это опасное состояние, при котором транспортировка невозможна! Перемещение раненого осуществляется только после приведения его в чувство и восстановления жизненно важных функций организма: сердцебиения, дыхания, нормализации артериального давления.

Особого внимания требуют ранения или травмы черепа. В этом случае определить тяжесть повреждения крайне сложно. Поэтому при переносе на носилках нужно предусмотреть полное обездвиживание головы. Иммобилизация достигается за счет «баранка», сделанного из бинта и марли, которым обкладывают область шеи. Можно использовать детский надувной круг или любые вещи, находящиеся под рукой.

Пострадавшие с ранениями черепа, раненые с госпитализируются только в положении лежа на спине!

Транспортировка пострадавших с ранениями головы проводится в положении лежа на боку только в 3 случаях:

  • Травмирование находится в области ;
  • У раненого открылась рвота;
  • Пострадавший без сознания.

Открытые раны нужно обработать, наложив на них антисептическую повязку!

В случае обширных , когда обломки костной ткани находятся над кожным покровом, конечности необходимо оставить в том же положении, в котором они находятся после травмы.

Самостоятельно вправлять обломки костей нельзя!

Если транспортировка проводится при минусовых температурах, независимо от вида травмирования пострадавшего нужно укрыть теплым одеялом, так как возникшее может привести к серьезным осложнениям.

Способы транспортировки пострадавших

Существует несколько видов транспортировки пострадавших.

Передвижение с поддержкой. Данный вид транспортировки осуществляют в том случае, если позволяет состояние пострадавшего. В этом случае руку пострадавшего закидывают за шею помогающего и придерживают за кисть.

Переноска на руках. Пострадавшего берут на руки. Одной рукой охватывают туловище, другую заводят под колени, пострадавший обхватывает рукой за шею помогающего.

Переноска на спине. Пострадавший находится на спине помогающего и руками держится за его надплечья. Помогающий своими руками поддерживает пострадавшего за нижнюю треть бедер.

Переноска двумя помогающими на руках, сцепленных в "замок". Четыре руки складывают в виде "замка". Каждый из помогающих обхватывает левой кистью свое правое запястье, а правой – левое запястье другого помогающего. Пострадавший усаживается на этот "замок" и обхватывает помогающих за плечи.

Переноска пострадавшего в положении полусидя на руках. Один из помогающих обхватывает пострадавшего сзади под руки, а другой становится между ног пострадавшего и берет под руки его голени.

Переноска на носилках. Носилки можно взять в больнице, на станции и в машине скорой медицинской помощи. Импровизированные носилки можно сделать самостоятельно.

В зависимости от вида повреждения пострадавшему на носилках придают соответствующее положение:

  • обычное положение, на спине с выпрямленными конечностями;
  • при ранении головы пострадавшего помещают на спине с приподнятой верхней частью туловища и головы;
  • при ранении передней части шеи и верхних дыхательных путей пострадавшему придают полусидящее положение с головой, наклоненной вперед, с таким расчетом, чтобы подбородок соприкасался с грудью;
  • при ранении в грудь пострадавшего переносят в полусидящем положении или в положении на спине;
  • при ранении в живот показано положение на спине с согнутыми в коленях ногами;
  • при закрытом повреждении позвоночника и таза пострадавший должен находиться в положении на спине, при открытых повреждениях – на боку или на животе;
  • при повреждении верхней конечности пострадавший находится в положении на спине с некоторым наклоном на здоровый бок. Предплечье помещают на грудь или на живот;
  • при повреждении нижней конечности пострадавший лежит на спине с приподнятой на подушке поврежденной конечностью.

При переноске пострадавшего на носилках один помогающий становится у головного, другой – у ножного конца носилок. Помогающие надевают подвесные ремни на плечи, берутся за ручки носилок и одновременно поднимают их.

Лучшие условия для перевозки пострадавших имеются в специальных санитарных автомашинах, самолетах и вертолетах. В случае их отсутствия перевозка пострадавшего может осуществляться на любом транспорте, в максимально щадящем режиме.

Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

В настоящее время в России насчитывается свыше 3 тыс. химически опасных объектов, в сфере производства которых используются АХОВ в количествах, представляющих опасность (в случае аварии) как для персонала, так и проживающего вблизи населения. Перечень АХОВ составляет 107 наименований.

К наиболее распространенным АХОВ относятся: азотная кислота, аммиак, ацетонитрил, ацетонциангидрин, водород хлористый, водород фтористый, водород цианистый, диметиламин, метиламин, метил бромистый, метил хлористый, нитрил акриловой кислоты, оксид этилена, сернистый ангидрид, сероводород, сероуглерод, соляная кислота, формальдегид, фосген, хлор, хлорпикрин.

Решающее значение для защиты населения от АХОВ имеют плановые административно-организационные мероприятия (создание систем контроля и оповещения населения, специальная подготовка убежищ и жилых зданий, подготовка сил РСЧС к ликвидации последствий аварийного выброса АХОВ и т.д.).

Вместе с тем крайне важное значение имеет и то, насколько своевременно и правильно оказана первая помощь пораженным АХОВ.

При контакте с любым АХОВ в зоне заражения необходимо срочно выполнить следующие мероприятия.

  • 1. Прекратить поступление яда в организм (вывод пораженного из зоны заражения, частичная санитарная обработка, использование средств индивидуальной защиты кожи, слизистых и органов дыхания).
  • 2. Ускорить выведение имеющегося в организме яда (промывание желудка, прием слабительных средств, адсорбентов).
  • 3. При необходимости провести сердечно-легочную реанимацию.
  • 4. Применить лекарственные средства профилактики и лечения отравлений АХОВ (антидоты).
  • 5. При возможности дать кислород, глюкозу (сладкий чай).

Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСРпри ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших жизнь и здоровье которых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения.
Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавших, развитию болевогошока. Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним илинесколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опасных и вредных веществ. В ряде случаев транспортировку проводят с использованием автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта.

Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие:
- определение способа транспортировки;
- подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;
- выбор маршрута;
- обеспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке;
- преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;
- погрузка пострадавших в транспортные средства.

Ведущую роль при выборе способа, средств, положений, в которых будут транспортироваться пострадавшие, играют виды травм, их локализация, состояние людей, характер заболевания. Правильно выбранные решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их страдания, обеспечат быстрое выздоровление. Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших - использованиеносилок. Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.
Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека; при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Пострадавшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой - под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед. Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо:
- поставить носилки на землю перед преградой;
- встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками;
- приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду;
- одному спасателю преодолеть преграду;
- одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы;
- преодолеть преграду другому спасателю;
- опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.
Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки.
В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении. Во время транспортировки спасатели должны постоянно следитьзасостоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий.
В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку). Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.
При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием приэтомявляются тяжесть повреждений и состояние человека. В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями. Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.

Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специальный медицинский или обычный транспорт. Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами. При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матрацы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель. Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем - на нижних полках. Все пострадавшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется очередность погрузки. Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюдением описанных выше требований. Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить возможность их контакта с окружающими. Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.

Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.

Оптимальные позы транспортировки пострадавших
в зависимости от травмы

Вид травмы

Поза
Сотрясение головного мозга На спине
Травмы передней части головы и лица На спине
Повреждение позвоночника На спине
Переломы костей таза и нижних конечностей На спине
Шоковое состояние На спине
Травмы органов брюшной полости На спине
Травмы груди На спине
Ампутация нижних конечностей На спине, с валиком под травмированной ногой
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа) На спине
Кровопотеря На животе с валиком под грудью и головой
Травмы спины На животе или правом боку
Травмы затылочной части головы На животе
Травмы шеи Полусидячее положение со склоненной на грудь головой
Ампутированная верхняя конечность Сидя с поднятой вверх рукой
Травмы глаза, груди, дыхательных путей Сидя
Травмы верхних конечностей Сидя
Ушибы, порезы, ссадины Сидя
Травмы спины, ягодиц,
тыльной поверхности ног
На животе
Травмы плечевого пояса

Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСР при ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших, жизнь и здоровье кото­рых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения. Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния по­страдавших, развитию болевого шока. Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним или не­сколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опас­ных и вредных веществ. В ряде случаев транспортировку проводят с использование автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта. Основными операциями при транспортировке пострадавших являются следующие определение способы транспортировки;

Подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;

Выбор маршрута;

Разработка мероприятий по обеспечению безопасности пострадавших и спастелей при транспортировке;

Преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;

Погрузка пострадавших в транспортные средства.

пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на сидя.

При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямить или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.

Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизиро­ванными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.

Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека, при этом необ­ходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за пра­вильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Постра­давшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой - под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед. Для преодоления препятствий (окон­ный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо:


поставить носилки на землю перед преградой;

встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками;

приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду;

одному спасателю преодолеть преграду; одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить нее ближние концы; преодолеть преграду другому спасателю;

опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.

Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае но­силки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки ис­пользуются специальные лямки.

В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикаль­ном или горизонтальном положении.

Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать меди­цинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, приня­тия пищи и проведения гигиенических мероприятий.

В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку).

Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.

При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередно­сти транспортировки пострадавших. Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений и состояние человека.

В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессозна­тельном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными ко­нечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.

Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кро­вотечениями.

Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.

Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специ­альный медицинский или обычный транспорт.

Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами.

При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матра­цы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель.

Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем - на нижних полках. Все постра­давшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется оче­редность погрузки.

Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюде­нием описанных выше требований.

Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить воз­можность их контакта с окружающими.

Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.

Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.

Оптимальные позы транспортировки пострадавших в зависимости от травмы

Вид травмы Поза
Сотрясение головного мозга На спине
Травмы передней части головы и лица На спине
Повреждение позвоночника На спине
Переломы костей таза и нижних конечностей На спине
Шоковое состояние На спине
Травмы органов брюшной полости На спине
Травмы груди На спине
Ампутация нижних конечностей На спине с валиком под травмированной ногой
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа) На спине
Кровопотеря На животе с валиком под грудью и головой
Травмы спины На животе или правом боку
Травмы затылочной части головы На животе
Травмы шеи Полу сидячее положение со склоненной на грудь головой
Ампутированная верхняя конечность Сидя с поднятой вверх рукой
Травмы глаз, груди, дыхательных путей Сидя
Травмы верхних конечностей Сидя
Ушибы, порезы, ссадины Сидя
Травмы спины, ягодиц, тыльной поверхности ног На животе
Травмы плечевого пояса Сидя

Литература

Буянов В.М. Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1994.

Величко В.Ы., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи: Учебник для сотрудников органов внутренних дел. М., 1996,

Гудков В.А, Артишевский Э,В. Основы доврачебной помощи. -Челябинск, Челябинский юридический институт МВД России, 2000.

Дубицкий А.Е., Семенов И.А., Чепкий Л.П. Медицина катастроф. Киев: Здоровье, 1993.

Коннова ЛАЛЗбщие действия и оказание первой медицинской помощи при осгрых отравлениях СДЯВ и поражении "полицейскими" ядами, (рекомендации для пожарных, спасателей и медицинских работников). СПб.: Служба спасения, 1995,

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Издание пятое, переработанное и дополненное. Том 1-Ш. Москва, "Медицина", 1978.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Учебное пособие для учебных пунктов МООП - УООП. Под ред. В.Н.Попова. М., 1996.

Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи. Издательство: "Феникс 1 ", 1995.1 - II том.

Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики М,: Триада-Х, 2000.

Лекции по наркологии Под ред Иванца Н.Н. М.: Издательство «Нолидж», 2000.

Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф.. Роберте Д.Х., Хайман С.Е. Наркология Пер, с англ.-М,; СПб.: «Издательство БИНОМ»-«Невский Диалект». 1998.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник СПСЧ -

СУ ФПС № МЧС России

Майор внутренней службы

И.И. Иванов

План-конспект

Проведения занятий по дисциплине оказание первой помощи с личным составом СПСЧ

Тема 10: Транспортировка пострадавших.

Занятие 1. Способы переноски пострадавших: на руках, на спине, на плече, на носилках. Положение пострадавшего на носилках в зависимости от вида поражения и тяжести состояния. Особенности переноски пострадавшего при подъёме и спуске. Правила перекладывания пострадавшего с земли на носилки, переноски пострадавшего на мягких, стандартных и импровизированных носилках. Погрузка пострадавших на транспортные средства. Контроль за состоянием пострадавших в ходе эвакуации.

Вид занятия: классно-групповое. Отводимое время: 1 час.

Даты занятия: 30.11, 01.12, 02.12, 15.12

Цель занятия: изучить тему занятия.

Литература, используемая при проведении занятия:

Подготовка пожарных-спасателей «Медицинская подготовка» Дутов В.И., Бондаренко Л.Ю., Теребнев В.В.

Подготовительная часть – 5 минут …… ……………………… 2 стр

Основная часть – 35- минут…………………………………..……...2 стр

1 учебный вопрос………………………………………………….…..2 стр

2 учебный вопрос………………………………………………….…..5 стр

3 учебный вопрос……………………………………………….…..7 стр

Заключительная часть – 5 минут…………………………………11 стр

1). Подготовительная часть занятия – 5 минут

Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям. Объявление темы и целей занятия.

2). Основная часть занятия – 35 минут

Способы переноски пострадавших: на руках, на спине, на плече, на носилках.

На месте происшествия, прежде всего надо остановить у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно.

Выбор метода переноски пострадавшего зависит от характера травмы, состояния пострадавшего, величины расстояния, числа носильщиков, наличия средств переноски, рельефа местности и других условий. При этом но допускается самостоятельное передвижение пострадавшего с повреждениями черепа, органов грудной и брюшной полости, а также с ранением нижних конечностей. Ниже приводятся основные приемы обращении с пострадавшим и методы его переноски, которые можно использовать в зависимости от сложившейся обстановки в каждом конкретном случае.

Переноска пострадавшего одним носильщиком осуществляется на руках, на спине или на плече (рис. 1). В первом случае носильщик подводит правую руку под ягодицы пострадавшего, а левую - под спину, поднимает его и несет, а пострадавший, если позволяет состояние, обхватывает руками шею носильщика. В случаях переноски на значительные расстояния основные усилия лучше перенести на мышцы туловища. Для этого простыню (шарф, ремень и т. д.) перекидывают через плечо носильщика и подводят под ягодицы пострадавшего. При переноске на спине несущий поддерживает пострадавшего руками за бедра, а пострадавший, обхватив руками его шею, держится за его пояс. Переноска значительно облегчается при использовании носилочных лямок или двух поясных ремней, сложенных кольцом или восьмеркой. В случае отсутствия лямок или ремней пострадавшего можно переносить на плече.

Рис. 1. Переноска пострадавшего одним носильщиком: 1,2,3 - перетаскивание; 4 - передвижение с поддержкой; 5 - переноска на плече; 6. 7 - переноска на.руках; 8 - переноска на спине без лямок; 10 - переноска на спине с лямкой, сложенной восьмеркой; 11 - переноска на рюкзаке.

Два носильщика могут переносить пострадавшего на руках в сидячем или лежачем положении (рис. 2). Пострадавшего с сохраненным сознанием переносят на «сиденье», образованном из четырех, трех и двух рук. При сиденьи из четырех рук (сложный замок) каждый носильщик правой рукой берется за свое левое предплечье, а левой - за правое предплечье товарища. На сиденье сажают пострадавшего, который руками обхватывает шеи носильщиков. Неудобство этого метода в том, что руки потеют и скользят, а носильщики могут двигаться только боком. В случаях когда пострадавший не может держаться за шеи носильщиков и нуждается в поддержании, используется «замок» из трех рук. При этом физически менее сильный носильщик обхватывает правой рукой свое левое предплечье, а левой - правое предплечье товарища. Второй носильщик правой рукой берет правое предплечье первого, а левой поддерживает пострадавшего за спину. Сиденье из двух рук, охватывающих кольцо из полотенца (салфеток, толстой веревки и т. п.), позволяет носильщикам двигаться прямо и свободными руками поддерживать пострадавшего. Переноска значительно облегчается при использовании носилочных лямок.

Рис. 2. Переноска пострадавшего двумя носильщиками: 1 - "друг за другом"; 2 - на «замке» из трех рук; 3 - на «замке» из четырех рук; 4 - «замок» из трех рук; 5 - «замок» из четырех рук; б - веревочный круг для переноски; 7, 8 - переноска на лямке в сидячем и полусидячем положении.

Перенос вдвоем является неудобным и очень утомительным, используется в основном для перекладывания пострадавшего или для переноски его на небольшие расстояния. Имеется несколько методов такой переноски. В одном случае носильщики по бокам пострадавшего становятся на колено, которое ближе к его голове, подводят одну руку под спину, вторую - под ягодицы и поднимают.

Для укладывания они заходят по обе стороны носилок и опускают вначале ягодицы, а затем спину и голову. В другом - оба поднимающих подходят к пострадавшему с одной здоровой стороны, опускаются на одноименное колено и укладывают противоположную руку пострадавшего ему на живот. Первый подводит одну руку под затылок и шею, придерживая уложенную руку пострадавшего, а вторую - под поясницу. Второй одну руку заводит под крестец, а вторую-под ноги в области колен. По команде приподнимают, запрокидывая пострадавшего на себя до упора в грудь, и встают равномерно без толчков, придерживая поврежденную часть тела. Пострадавший может обхватить руками шею первого носильщика, но от его активной помощи лучше отказаться.

В случаях бессознательного состояния пострадавшего нужно следить, чтобы не свешивалась его рука, при ранениях черепа, - чтобы голова не свисала вниз, а подбородок не был прижат к груди, так как такое положение головы значительно увеличивает застойные явления в мозгу. Для укладывания пострадавшего на носилки оба носильщика опускаются перед носилками на одно колено и осторожно кладут его (рис. 3). Если имеется третий помогающий, он подвигает к ним носилки. В случаях переноски на значительные расстояния пострадавшего поддерживают шарфом, который с плеч первого носильщика пропускают под тело пострадавшего. Чтобы переложить пострадавшего на носилки, можно воспользоваться методом, при котором носильщики становятся над пострадавшим и поднимают его между своих ног.

Рис.3: Приемы укладывания пострадавшего на носилки

Переноска и перекладывание тяжело пострадавших с множественными переломами производится втроем или вчетвером. В первом случае первый носильщик поддерживает голову и верхнюю часть туловища, второй - таз, а третий - ноги. Для переноски вчетвером носильщики становятся с двух сторон от пострадавшего.

Для перекладывания с носилок пострадавшего с повреждениями средней тяжести головной конец носилок ставят к ножному концу приготовленного места и пострадавшего переносят вполоборота. Носилки с тяжело пострадавшим нужно ставить рядом и на одном уровне; носильщики заходят со стороны пустых носилок и, осторожно приподнимая пострадавшего, подтаскивают его на себя. Использование носилок для переноски имеет ряд преимуществ (рис. 4). Они обеспечивают пострадавшему больший покой, так как он может выбрать наиболее удобное положение и сохранять его. Это и самый легкий способ ручной переноски, особенно с использованием носилочных лямок, которые позволяют переложить основные усилия с рук на мощные мышцы туловища. Техника переноски пострадавшего на носилках предусматривает, чтобы носильщики одновременно поднимали носилки и несли их по ровной местности ногами вперед без сотрясении Они должны идти не в ногу, короткими шагами на полусогнутых ногах.

Передний предупреждает заднего о встречающихся препятствиях, а в темноте светит фонариком. Задний наблюдает за пострадавшим по выражению его лица и следит, чтобы при прохождении в узких местах, во избежание повторных травм, пострадавший не держался за брусья носилок. На подъеме в гору (на насыпь) пострадавшего несут головой вперед. Для выравнивания носилок впереди идущий максимально опускает носилки, а сзади идущий поднимает. Спускают же с горы наоборот. Пострадавшего с переломами нижних конечностей в гору несут ногами вперед, а с горы - головой. Если имеется три носильщика, то двое несут в гору задний конец, а с горы - передний.

Рис. 4. Приемы переноски пострадавшего на носилках

Положение пострадавшего на носилках в зависимости от вида поражения и тяжести состояния.

Оптимальные позы транспортировки пострадавших в зависимости от травмы:

Сотрясение головного мозга;

Травмы передней части головы и лица;

Повреждение позвоночника;

Переломы костей нижних конечностей;

Шоковое состояние;

Острые хирургические заболевания (аппендицит, грыжа).

Положение лёжа на спине

При кровопотере и ампутация нижних конечностей.

Положение лёжа на спине. Ноги приподняты а голова опущена.

При переломах костей таза.

Положение лёжа на спине, под коленями валик.

Травмы спины, затылочной части головы, ягодиц, тыльной поверхности ног.

Положение лёжа на боку или на животе.

Особенности переноски пострадавшего при подъёме и спуске

При переноске раненого на носилках по лестнице или неровной местности его несут головой вперед при подъемах и ногами вперед при спусках.

При подъемах пожарный, несущий головной конец носилок, держит их на вытянутых руках. Пожарные, несущие ножной конец носилок, при подъемах держат его приподнятым так, чтобы носилки находились в горизонтальном положении. При крутых подъемах задние ручки носилок "следует положить на плечи, а если носилочное звено состоит из пяти человек, то задний конец носилок несут две медсестры (рис. 5).

Рис. 5. Переноска пострадавшего на подъеме.

При спусках носилки должны также находиться в горизонтальном положении. Для этого передний конец носилок удерживают две медсестры в приподнятом положении, а задний конец держит одна медсестра на вытянутых руках (рис. 6).

Рис. 6. Переноска пострадавшего на спуске.

Правила перекладывания пострадавшего с земли на носилки, переноски пострадавшего на мягких, стандартных и импровизированных носилках.

Существует множество способов перекладывания пострадавшего с земли на носилки. В каждом конкретном случае участникам оказания первой помощи придется самим решать каким способом уместно воспользоваться. В принятии такого выбора имеют значение масса пострадавшего, тяжесть его состояния, характер повреждений и травм, а главное - число участников.

Ниже приводятся два самых распространенных способа перекладывания на носилки.

Перекладывание пострадавшего способом «Нидерландский мост»

Минимальное количество участников - трое.Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределена между первым и вторым участниками. Способ трудно выполним из-за тяжелой физической нагрузки, но очень удобен при перекладывании пострадавшего в положении «на животе».

Первый участник

Захватывает пострадавшего под мышками, расположив его голову на своих предплечьях.

Второй участник

Подкладывает руки под тазовую и поясничную область.

Третий участник

Располагает на своих предплечьях голени и стопы пострадавшего.Основная задача во время перекладывания - удерживать поврежденные конечности, голову и туловище пострадавшего в одной плоскости. Перенос пострадавшего следует начинать по команде второго участника.

Перекладывание пострадавшего способом «скрутка» или «скатка»

Минимальное количество участников - четверо.

Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределена между вторым и третьим участниками. Данный способ нельзя использовать при переносе в положении «лежа на животе» и в случаях, когда на пострадавшем нет одежды из плотной ткани.Основная задача: очень плотно скрутить прочную ткань одежды в «скатку» на груди и животе. В одну «скатку» скрутить обе штанины брюк на бедрах и голенях и по общей команде первого участника, придерживающего голову перенести пострадавшего на носилки.

Контроль за состоянием пострадавших в ходе эвакуации

В процессе транспортировки следует избегать тряски пострадавшего, не допускать случаев охлаждения, падения. Когда основная группа спасателей, участвующих в транспортировке, ведет разведку маршрута, расчистку пути, наводит переправу, обустраивает бивак, рядом с пострадавшим обязательно должен находиться спасатель.

В процессе транспортировки необходимо проявлять к пострадавшему повышенное внимание, чуткость, сострадание. Нельзя в присутствии пострадавшего обсуждать его состояние, степень травмирования, шансы на выздоровление. Спасатели должны укреплять веру пострадавшего в благополучный исход и быстрое выздоровление.

Носилки: а)Медицинские (промышленные); б,в,г,д) Импровизированные (изготовленные из подручного материала).

Погрузка пострадавших на транспортные средства.

Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения или при транспортировке их на значительные расстояния используется специальный медицинский или обычный транспорт.

Автотранспорт является в современных условиях одним из основных средств эвакуации. Из-за недостатка специального автотранспорта здравоохранение использует транспорт народного хозяйства с проведением простейших приспособительных мероприятий и в первую очередь для эвакуации тяжелопораженных (оборудованный универсальным санитарным приспособлением для установки носилок – УСП-Г, добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомобиля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение транспорта подстилочным материалом одеялами и др.) (рис. 1.).

Наиболее удобными для эвакуации пораженных являются автобусы, оснащенные типовым санитарным оборудованием (ТСО) для установки носилок (рис. 2.). На каждый автобус предусматривается один сопровождающий спасатель.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом наряду с железнодорожным имеет также и речной (морской транспорт (товарно-пассажирские и грузовые суда различного тоннажа).

При погрузке больных на все виды транспорта носилки в первую очередь устанавливают на верхний ярус, а затем на нижний. Выгрузку производят в обратном порядке. При погрузке носилки с больным подают головным концом вперед, в первую очередь загружают носилочных, а во вторую - ходячих больных и раненых. Тяжелораненых с переломами костей черепа, позвоночника, ранениями в живот следует укладывать только на нижний ярус, где во время перевозки меньше трясет.

Перед погрузкой санитарный или приспособленный автотранспорт подготавливают, водитель и сопровождающий - открывают погрузочные двери или открывают задний борт, открывают все замки для ручек носилок, расправляют ремни, выносят из кузова обменные носилки.

Для уменьшения тряски обычный автотранспорт приспосабливают для транспортировки - делают подстилку из соломы, сена толщиной не менее 10 см, используют балласт (песок, землю). Для защиты раненых и больных от непогоды и холода кузов автомобиля оборудуют тентами и отопительными приборами. Сандружинница, сопровождающая пострадавших при транспортировке их автомашинами, должна следить за тем, чтобы водитель вел машину плавно, без рывков, замедляя скорость на плохих участках дороги, крутых поворотах.

В пути следования необходимо наблюдать за состоянием здоровья транспортируемых, оказывать им помощь при перемене положения, поправлять изголовье, повязки, утолять жажду (кроме раненых в живот).

3). Заключительная часть занятия – 5 мин.

Подведение итогов занятия.

Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов

План конспект составил:

Руководители занятия:

______________________

______________________

______________________