Конспекты занятий для детей инвалидов. Развивающие занятия с детьми-инвалидами, имеющими различные задержки в психическом развитии (индивидуальные занятия)
Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ДЦП. Содержат комплексы упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика, игры для рук в воде, ритмическая организация движений)
Цикл занятий педагога-психолога с РИД и детьми с ОВЗ. Цели:
- Расширить представление о лесе (тропинке, шишках).
- Развивать общую и мелкую моторику.
Цикл занятий педагога — психолога с РИД и детьми с ОВЗ. Цели:
- Расширить представление о космосе (созвездиях, Солнечной системе, планетах, метеоритах, кометах).
- Закреплять коммуникативные навыки, умения взаимодействовать со сверстниками, следовать правилам игры.
- Развивать общую моторику, ориентироваться в пространстве, согласовывать движения с музыкой.
- Развивать воображение, мышление, память, внимание.
- Активизировать словарь по теме (космодром, луноход, созвездие, метеорит).
- Снимать психологическое и мышечное напряжение, снижать уровень тревожности.
Компьютер развивает не только познавательные процессы, но также зрительно-моторную координацию, пространственное воображение, творческие способности. Происходит развитие произвольной регуляции деятельности воспитанников: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты.
Цель: развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Методическая разработка решает образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Основной целью реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание социально-психологических условий для повышения эффективности обучения и психологического развития обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия при переходе на новые образовательные стандарты.
Материал способствует формированию общего представления о профессиях. Прошёл успешную апробацию в коррекционном классе.
Цель занятия — тренировка внимания.
Цель занятия — гармонизация личности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ОНР через игровые технологии.
Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком с ТМНР, Дягилева Е.А., специалист по социальной работе. Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Байкаловского района».
- -установить зрительный контакт;
- вызвать положительный эмоциональный настрой у ребенка.
Муниципальное учреждение дополнительного образования -
Центр внешкольной работы
г. Маркс Саратовской области
План- конспект занятия
для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
объединение «Куклотерапия»
Руководитель: педагог дополнительного образования
Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».
Составитель: педагог дополнительного образования I квалификационной категории
Гриценко Галина Анатольевна
Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».
Цель занятия: развитие творческих способностей детей через художественную деятельность.
Задачи занятия:
обучающие: научить правильно работать с куклой, видеть образ сказочного героя и передавать его, обогащать представления об окружающем мире;
развивающие: развивать мелкую моторику рук, двигательную систему, внимание, память, речь, воображение, сообразительность, навыки коллективной игры, мышление, помочь в преодолении страхов и комплексов;
воспитательные: воспитыватьлюбовь к куклам и кукольному театру, терпение, уверенность в себе.
Тип и вид занятия: комплексное: сообщение нового материала, повторение и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков, применение знаний, умений и навыков на практике; занятие-упражнение.
Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.
Методы занятия: словесные: беседа, диалог, рассказ; наглядные: показ упражнений для развития мелкой моторики рук и двигательной системы, показ упражнений с куклами; практические: выполнение заданий предложенных педагогом; занятие с использованием фантазии: занятие- сказка, занятие- путешествие; метод игры; занятие с использованием средств искусства.
Оборудование: сценарий, декорации, реквизит, театральные куклы, технические средства.
План занятия:
1. Организационный момент: подготовка детей к работе на занятие. Беседа «Что такое сказка».
2. Упражнения для развития мелкой моторики рук и двигательного аппарата.
3. Работа над сценарием русской народной сказки «Репка».
Ход занятия:
Звучит музыка, на ширме появляется сказочница.
Тихонько скрипит половица, и детям опять не спится.
Присев на кровать, на подушки уже навострили ушки.
И сразу меняются лица, меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица, по комнате ходит сказка.
Ребята, а вы сказки любите? А знаете ли вы, какие бывают сказки и что такое сказка? Есть сказки старые и молодые, большие и маленькие. Есть сказки знаменитые, всемирно известные, украшенные чудесами и колдовством. А есть скромные, незаметные, никому не знакомые, как, например, сказка про цыпленка, который однажды ночью увидел в лужице возле сарая золотистую звездочку. То ли она упала с неба, то ли просто отражалась в капле воды, но цыпленку она очень понравилась и он ее съел. И никто в целом мире не заметил исчезновения звездочки – одной больше, одной меньше. А потом из этого цыпленка выросла хорошенькая пестрая курочка и неожиданно для всех снесла дедушке и бабушке золотое яичко. И тогда про нее придумали еще одну сказку, тоже маленькую, но ставшую хорошо известной всем людям, всеми любимую. Вот как бывает. Ребята, а как это сказка называется? (Дети отвечают.)
Что же такое сказка? Сказка – это вымышленный рассказ, то, что невозможно в нашей жизни. Невозможно? Да. Но иногда все, же случается с теми, кто в это верит. Очень редко с взрослыми и очень часто с детьми. Однако не стоит сидеть в ожидании чуда. Сказку можно сделать самим, своими руками. Хотите попробовать? (Дети отвечают.)
Тогда давайте отправимся с вами в сказочное путешествие к героям русской народной сказки «Репка». Все знают эту сказку? (Дети отвечают.)
Тема занятия: «В гостях у сказочных героев русской народной сказки «Репка».
А чтобы нам легко было добраться до сказочной страны, не устать в дороге и встретиться со сказочными героями, помочь им ожить, рассказать нам сказку, надо хорошо подготовиться. Поможет нам в этом Галина Анатольевна. Я сейчас ее позову. А я с вами прощаюсь: «До свидания!» Сказочница машет рукой и уходит с ширмы. (Звучит музыка). Из-за ширмы появляется педагог.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, все присутствующие в этой комнате!
Меня позвала сказочница к вам на помощь, попросила помочь вам добраться до сказочной страны. Мне очень хочется вам помочь. Давайте займемся подготовкой к нашему путешествию. Выполним упражнения для наших ручек, ножек и туловища, чтобы не устать в дороге.
Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук: «Моя семья», «Гости»; выполнение упражнений для развития двигательной системы: «Дворник», «Дотопали до тополя».
Вот мы и готовы к путешествию. А теперь, ребята, отправляемся с вами в путь к сказочным героям. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог раскладывает кукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы прибыли с вами в сказочную страну. А вот и наши сказочные герои, они еще отдыхают. Попробуем их разбудить и с их помощью расскажем всем сказку. Ребята, пусть куклы поприветствуют друг друга. Как они умеют это делать?
Детям предлагается взять кукол, одеть их на руку, ритуал приветствия, выполняющий функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие – куклы приветствуют друг друга. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единое целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
Ребята, давайте покажем, что наши куклы умеют делать. Выполнение небольших упражнений с куклами, во время которого пробуждается внимание и интерес детей к совместному творчеству, сбрасывается инертность физического и психического самочувствия. Задача этого этапа – настроить детей на активную работу и партнерское общение друг с другом в образах (куклах).
Ребята, смотрите наши куклы, ожили, какие они веселые! Теперь можно рассказывать сказку.
Работа над сценарием русской народной сказки «Репка» - обыгрывание небольших сценок с театральными куклами, импровизация на тему сказки. После распределения ролей, дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характер героев и найти более глубокие краски для создания образа.
Сказочница:
Посидите тихо, детки, да послушайте про репку…
Сказка, может и мала, да про важные дела.
Начинается как надо: жили-были дед да баба,
Внучка, Жучка, Мурка-кошка и в подполье мышка-крошка.
Весна красная пришла, всем заботу принесла.
Собирайся-ка, народ, выходи на огород.
Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах.
Сказочница:
Землю дружно поливали, удобряли и взрыхляли,
Наконец настал денек – показался и росток.
И как в сказке то бывает, репка быстро вырастает.
До забора поднялась, сладким соком налилась!
Репка.
Я расту, расту, расту. К небу листики тяну,
Солнца силу соберу, в корешке приберегу.
Выше, выше, шире, шире. Я расту, стараюсь, соком наливаюсь.
Все! Устала я чуть-чуть! Теперь можно отдохнуть!
Сказочница:
Вот так репка, вот так диво! И крупна-то и красива,
До верхушки не достать, надо дедушку позвать!
Дети в образах своих героев разыгрывают по сценарию сказку, в предлагаемых педагогом обстоятельствах. Выходит дед, удивляется, пытается вырвать репку, не получается. Зовет бабку на помощь, потом Внучку, Жучку, Мурку-кошку и Мышку-крошку. Репку вырывают, все радуются. (Звучит веселая музыка).
Сказочница:
Подожди, старик, немного…
Приходите репку кушать, да другие сказки слушать.
Репа будет очень сладка, знаю, вспомните вы бабку,
Деда, Внучку, Жучку, Кошку, Мышку.
Вспоминайте и меня! Сказка вам нужна моя!
Есть ведь доля правды тут… Зря труды не пропадут.
И коль дружно мы возьмемся, своего всегда добьемся.
Итог занятия: подведение итогов занятия. (Звучит музыка).
Вот какая сказка у нас получилась. Ребята, вам понравилась наша сказка? (Дети отвечают). Давайте будем прощаться с нашими сказочными героями и отправляемся с вами в обратный путь, домой (Дети прощаются с куклами). Покидаем с вами сказочную страну. Садитесь прямо, закрывайте глазки, я взмахну волшебной палочкой, и произойдет чудо. Раз, два, три… (Звучит музыка, педагог убираеткукол и реквизит). Открывайте глазки. Мы вернулись с вами домой. Ну, вот на этом наше путешествие закончилось. Наше занятие подходит к концу, будем прощаться.
До свидание! Всем удачи и хорошего настроения! (Звучит музыка).
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр развития и научно – технического творчества детей и юношества»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: морской пейзаж «Лунная дорожка»
индивидуальное занятие с ребенком – инвалидом на дому.
Детское объединение «Волшебная кисть».
педагог дополнительного образования:
Юдина Дарья Сергеевна.
Тула 2016
Дата проведения: 03.2016 г.
Место проведения: МБУДО «ГЦР и НТТД и Ю».
Возраст ребенка: 10 лет.
Год обучения: второй.
Количество: 1 человек.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.
Оснащенность занятия:
Схемы и иллюстрации ;
Бумага для акварели ;
Краски - гуашь ,
Кисти белка или пони № 2, 5, 10;
Простой карандаш и ластик для наброска ;
Баночка , клеенка.
Наглядный материал.
Цель: изобразить морской пейзаж по образцу, путём срисовывания, научиться правильно использовать контрастные цвета в изображении ночи. Провести краткую беседу с просмотром наглядного материала.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление знаний обучающегося об основах композиции.
2.Закрепление цветового спектра.
3.Закрепление знаний об ранее изученных видах ИЗО и живописи.
4.Показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
5.Ознакомление обучающегося с новым видом пейзажа – «морской».
Развивающие:
1.Развитие усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
2. Развитие творческого воображения.
3.Формирование навыков самостоятельной работы.
4. Развитие основных функций мышления: самоанализа, самооценки.
5. Развитие мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей ребенка-инвалида, интеллекта.
6. Развитие памяти и внимания, способности выражать свои эмоции и состояние души с помощью рисунка.
7. Развитие и реализация у ребенка-инвалида имеющиеся потенциальные возможности.
8. Развитие умения справиться со своей внутренней замкнутостью.
Воспитательные:
1. Воспитание эстетического вкуса.
2.Воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к родной природе.
4. Воспитание стремления к качественному выполнению работы.
Методы обучения: наглядный, практический.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдаются следующие условия:
Замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
Оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
Опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
Дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
Структура занятия:
Организационный момент;
Повторение изученного материала;
Изучение новой темы с помощью беседы, просмотра репродукций художников;
Физкультминутка;
Практическая часть;
Завершение работы и подведение итогов;
Рефлексия.
Ход занятия:
Организационный момент (1 мин.)
Приветствие;
Проверка готовности к занятию.
Повторение пройденного материала, постановка целей и задач (5 мин.)
Целью нашего сегодняшнего занятия является знакомство с новым видом пейзажа – «морским пейзажем». Наша задача будет заключаться в том, чтобы научиться правильно изображать воду, ночное время суток, а также использовать контрастные цвета (напр. черный в сочетании с белым, а синий с желтым и т.д.), использовать в своей работе наименьшее количество оттенков, так как в изображении ночи используется обычно не более 3-4 цветов.
Для начала мы повторим пройденный материал и вспомним какое-же самое главное средство художественной выразительности? Ответ обучающегося: цвет.
Еще одним важным аспектом в изобразительном искусстве является – композиция. Для того, чтобы создать картину, мы должны правильно её составить. Давай вспомним что такое композиция? Ответ: композиция –это правильное расположение предметов на листе бумаги.
Далее демонстрируются различные картинки, а ребенок должен увидеть и определить правильно или неправильно на них расположены предметы. Далее вспомним какие бывают цвета. Ответ: теплые и холодные, веселые и грустные, спокойные и насыщенные, светлые и темные и т.д.
А теперь давай поговорим об основных жанрах живописи, т.е. по-другому – о видах картин?
Ответ: пейзаж, портрет и натюрморт. Так как сегодня наше занятие посвящено такому жанру в живописи как пейзаж, то ответь пожалуйста на вопрос что такое пейзаж?
Ответ: пейзаж - это изображение природы, сельской местности, зданий, водоемов и т.д. А, какие бывают основные виды пейзажей?
Обучающиеся: деревенский, городской, сельский, архитектурный, морской, пейзаж по времени года (зимний, летний и т.д.).
Изучение новой темы с помощью беседы и просмотра репродукций художников (3 мин.).
После того, как мы побеседовали о видах, жанрах изобразительного искусства, о цвете и его видах, вспомнили что такое пейзаж и его виды, давай поговорим о картинах художников и определим какое в своих работах они использовали сочетание цвета, настроение и технику.
Педагогом демонстрируются и комментируются репродукции великих и современных художников по теме «морской пейзаж», а также картины с изображением ночи. Ребенок слушает комментарии педагога и обсуждает просмотренный материал.
Физкультминутка (1 мин.)
Практическая часть (30 мин.)
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившиеся ему задание из представленных образцов. Потом необходимо провести разминку и разогрев пальчиков с помощью зарядки. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный, и только после этого приступают к работе. Лист бумаги располагается горизонтально.
Рекомендации педагога: теперь проявим свою фантазию, творческие способности и нарисуем морской пейзаж на тему «Лунная дорожка», который должен быть связан с ночью на море, отражением луны в воде и сочетанием темных и светлых цветов.
Выполнение наброска в карандаше.
Педагог следит за работой обучающегося и дает рекомендации:
Набросок выполняем твердым простым карандашом (Т или ТМ) не надавливая на него слишком сильно, так как он будет просвечиваться сквозь краски.
Выполняя набросок, не надо прорисовывать четких элементов в вашем рисунке, так как набросок – это лишь примерное, предварительное изображение предметов.
Завершение наброска и выполнение работы в цвете
Работу в цвете будем выполнять поэтапно. Рисовать начинаем слева – направо, продвигаясь сверху вниз. Сначала рисуем основной фон – небо и воду. Они должны быть примерно одного цвета. На небе оставляем не закрашенный круг для луны. Затем изображаем землю и горы на берегу, используя черный, коричневый и синий тона, т. к. это самые темные пятна в нашей работе. Фон у нас готов и теперь даем ему подсохнуть.
Теперь рисуем основные элементы в нашей композиции (луна и лунная дорожка) и переходим к светлым тонам (белому и жёлтому). Блики на воде делаем длинными, постепенно рассеивающимися мазками с помощью белой и жёлтой красок. Даем работе подсохнуть.
Используя черный, синий и белый цвет, рисуем небольшие ночные облачка на небе, тем самым заполняя пустые места в нашей композиции. Пожалуй, наша работа готова. Надо подвести итоги.
6. Итог занятия. Анализ получившихся работ (2 мин).
Педагог вместе с обучающимся рассматривает выполненную работу, вместе обсуждают и дают оценку, анализируют, что в процессе работы у них получилось более удачно, а что менее.
7. Рефлексия (3 мин.)
Педагог:
Чему мы научились сегодня на занятии?
Что понравилось больше всего?
Что вызвало трудности?
Благодарю за занятие!
8. Вывод – обобщение.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Не случайно большая часть всех детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им . Каждая встреча ребенка и педагога - это своеобразный урок жизни, урок доброты. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.
Если в процессе обучения и воспитания педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к , растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Дети - инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей - инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашего детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях дети должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
- активностью,
- самостоятельностью,
- креативностью,
- уверенностью в себе,
- коммуникабельностью,
- способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель индивидуальной программы реабилитации: формирование благоприятных условий для социализации ребенка - инвалида, и обеспечение прав ребенка на доступное и качественное получение образования. Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы :
- Обеспечение ребенка - инвалида качественным и доступным образованием в соответствии с его психофизическими возможностями.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально - психолого - педагогической помощи родителям.
- Формирование активной педагогической позиции родителей.
- Формирование толерантного отношения в детском саду к детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей.
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка - инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагаемый результат:
Совершенствование обучения детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для интеграции ребенка в общество.
Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.
Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оказание консультационной помощи.
По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители и оценить на сколько необходима помощь социально - психолого - педагогической направленности семьи и на сколько она важна для них и полезна.
Особенности реализации программы:
- Воспитание и обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
- Воспитание и обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
- Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
- Родители - основные участники реабилитации. Задача родителей - помочь ребенку в сложных условиях раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога (Центр планирования семьи), ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
- Один раз в квартал необходимо проводить психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
- Участники программы: родители, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, дети с ОВЗ.
План поэтапной реабилитации
Наименование этапа |
Цель этапа |
Ответственные |
Сроки исполнения |
Форма отчетности |
Социальное обследование семьи, установление проблемы |
Сбор необходимых сведений о семье и ребенке |
Воспитатель, специалисты |
Сентябрь |
Карта социального обследования семьи |
Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР) |
Координация реабилитационных мероприятий |
Специалисты согласно ИПР |
Сентябрь-октябрь |
Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий |
Корректировка ИПР |
Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации |
Команда специалистов и родителей |
В течение учебного года |
ИПР (новый вариант) |
Индивидуальная программа реабилитации :
Компоненты реабилитационного воздействия |
Ответственный |
|
Социально-бытовая реабилитация |
1.Информирование и консультирование ребенка-инвалида и его семьи; 2.“Адаптационное” воспитание и обучение ребенка-инвалида и его семьи; 3.Обучение ребенка-инвалида: персональному уходу(самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками. |
Воспитатель, учитель-дефектолог, логопед |
Социокультурная реабилитация |
1.Воспитание чувства любви к родителям, чувства уважения к ним. 2. Воспитание на примере сказочных героев доброты, сострадания. 3.Формирование толерантного отношения к другим детям. |
Воспитатель, учитель-дефектолог |
Психолого-педагогическая реабилитация |
7.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям. |
педагог-психолог (Центр планирования семьи) |
Социально-бытовая адаптация.
Это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.
Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:
Информирование и консультирование инвалида и его семьи;
- “адаптационное” воспитание и обучение инвалида и его семьи;
Обучение ребенка - инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Наша задача - помочь приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
Социально-педагогическая реабилитация
Основные задачи:
1.Развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внимания, речи.
2.Формирование самостоятельности.
3. Развитие мелкой и общей моторики.
4.Развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей.
5.Формирование мотивации к обучению.
6. Развитие познавательных навыков.
7.Своевременное оказание психологической помощи и поддержки ребенку и родителям.
8. Информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.
Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.
Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате-льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг-раду за усердие в первой части занятия.
Методами педагогической работы являются коррекционные, развивающие занятия с ребенком - инвалидом.
Показателем эффективности занятий по коррекции основных познава-тельных процессов наряду с улучшением памяти, внимания, мышления, является приобрете-ние самостоятельности.
При работе с детьми-инвалидами возможны мелкие нарушения дисциплины: проявления утомления, отвлечения. Разговоры во время занятия. В отдельных случаях ребенку можно позволить заняться чем-то другим, отдохнуть, покинуть комнату для за-нятий. Эти особенности данной категории детей необходимо обговаривать с воспитателями и родителями.
Реабилитационные мероприятия по коррекции способностей к общению
Общение - есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Цель игротерапии - не менять и переделывать ребенка , не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Первый блок (2 занятия) включает объединение детей. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где ребёнок чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).
Второй блок (8 -10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу.
Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общение в совместных играх детей.
Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения.
Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом. Первые игры - по своему характеру игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребностям в движении, в общении и в образном поэтическом слове.
Игры предлагаются в определенной последовательности, в порядке возрастания требований к организованности поведения ребенка в группе.
Коррекционно-развивающая работа логопеда
Нарушения речи - достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Наиболее сложными являются органические нарушения - дизартрия, алалия, ринолалия. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов.
Все эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Но при своевременной и адекватной коррекционной работе задержка психического развития и нарушения речи обратимы. Коррекционная работа с детьми инвалидами в детском саду направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных логопедических занятий по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.
Коррекционная работа включает в себя:
2. логопедическая коррекция в домашних условиях.
Система коррекционно-педагогической работы
- Выработка контроля за положением рта
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие голоса
- Коррекция речевого дыхания
- Развитие артикуляционных движений и артикуляционного праксиса или кинестетическая апраксия
- Коррекция звукопроизношения
- Коррекция звукопроизношения
Коррекционная работа
Коррекционная работа проводится поэтапно:
1. этап - подготовительный.
Цель: подготовка А аппарата, к формированию артикуляционных укладов.
У детей р/в - воспитание потребности речевого общения, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи. При отсутствии - стимулировать начальные голосовые реакции, вызывать звукоподражание. Работа идет на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, массажа и лечебной гимнастики.
2. этап - формирование коммуникативных произносительных навыков.
Цель: развитие речевого общения и звукового анализа. При спастичности - расслабление мышц Л аппарата. Выборка контроля за положением рта, развитием артикуляционных движений, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие ощущения Артикуляционные движений и Артикуляционного праксиса.
По расслаблению мышц А аппарата с общего расслабления - затем шейной, грудной мускулатуры, рук, затем мышц лица.
Выработка контроля за положением рта
1.этап - упражнения губ, способствующие их расслаблению и усиление тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта.
2.этап - тренирует активное открывание рта по словесной инструкции и возврат в исходное положение.
3.этап - закрывание рта производится пассивно - активным путем.
Ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении запрокинутой головы. Возможно рефлекторное зевание. Предлагают задания по имитации положения рта на картинах. Затем усложняют - дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.
Артикуляционная гимнастика
Вначале подключают более сохранные анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные). Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, привлекая внимание к проприцептивным ощущениям.
1.Начинаем с воспитания активного прикосновения конца языка к нижним зубам.
2.Затем различные активные движения языка.
3.Стимуляция корня языка - рефлекторные сокращения при раздражении корня шпателем.
4.Закрепляется - покашливание.
5.Затем более тонкие дифференцированные движения кончиком языка.
Развитие артикуляционной моторики ведется систематически, деятельно.
Используем общий комплекс, затем закрепляем впрок упражнение.
Развитие ощущений артикуляционного движения и артикуляционного праксиса.
Для развития двигательно-кинестетических обратных связей проводим
упражнения:
1.Потряхивание верхней и нижней губы, распрямление губ, опускание и поднимание нижней челюсти. «Качели» - перед зеркалом, без него, глаза закрыть. Логопед сам делает движение, а ребенок называет его.
2.Тренировка артикуляторно-сенсорных схем:
а) Двугубная - губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении, затем дует через губы, разрывая их.
б) Губно-зубная - указательным пальцем левой руки приподнимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимаем нижнюю губу до уровня верхних резцов и просим дуть.
в) Язычно-альвеольная - кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, просим дуть, разрывая контакт.
г) Язычно-небный - голова закидывается, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенок производит кашлевые действия, фиксируем внимание на ощущениях языка.