Как правильно освятить квартиру — с помощью батюшки или самостоятельно. Как правильно освятить дом или квартиру самостоятельно и с батюшкой

Нательный крест - это вещь, с которой христианин не должен расставаться ни при каких условиях. Обычно нательный крест (или, как его традиционно называли на Руси, тельник) надевается на младенца при крещении, и с этой вещью человек уже не расстается до самой смерти. Священники утверждают, что лучше всего никогда не снимать и менять тельник, ведь каждый православный верующий должен нести свой крест. Но бывают ситуации, когда крестик все-таки приходится менять.

Это может быть случай, когда человек потерял старый тельник или получил в подарок новый, например, с инкрустацией из драгоценных камней. Как освятить крестик, купленный в магазине? Нужно ли освещать цепочку для крестика? Священники единогласно утверждают, что нужно. Однако все зависит от конкретного магазина. Если крест куплен в магазине, принадлежащем конкретному храму, вероятнее всего, что все товары изначально освящены (это нужно уточнить у продавца при покупке).

Если же тельник приобретается или делается на заказ в ювелирном магазине, то он, скорее всего, еще не освящен. Как правильно освятить этот важный для христианина предмет, знают только священнослужители.

Основные функции нательного креста

Христианин ни при каких обстоятельствах не должен снимать с себя крестик, потому что:

  • Крест является надежной защитой от нападок врагов и нечистой силы.
  • Человек, который носит на теле главный символ христианской веры, тем самым открыто исповедует Иисуса Христа и проповедует его веру другим людям .
  • Тельник охраняет человека на протяжении всей жизни, помогает преодолевать искушения, бороться с болезнями и неприятностями.
  • Христианин, носящий крест, тем самым уподобляет себя Иисусу Христу, который тоже нес свой крест на Голгофу. А тот, кто не носит тельника, отрекается от Господа и открыто демонстрирует слабость веры, пренебрежение к Богу и православным традициям.

Когда верующий носит тельник и относится к нему уважительно (целует на ночь, не снимает во время мытья и купания), это свидетельствует о том, что человек серьезно воспринимает свою веру и относится к ней неформально. А тот, кто отказывается носить крест, не может считаться верующим человеком, даже если регулярно посещает храм. Священники утверждают: у тех, кто не носит тельника, бывает много искушений и неприятностей , на такого человека могут открыто действовать темные силы . Недаром еще в Древней Руси про людей, которые отличались безумным и буйным нравом, говорили: «Креста на нем нет ».

Многие верующие на православных сайтах и форумах задают вопрос: можно ли освятить крестик дома? Конечно, в наше время ритм жизни очень напряженный, не у всех есть возможность регулярно посещать церковь. Во многих храмах священники по предварительному заказу выезжают на дом для освящения квартир и машин, для причащения и соборования больных и пожилых людей. Но как освятить крестик в домашних условиях и можно ли вообще это сделать?

Церковь однозначно отвечает на этот вопрос: такая возможность не может быть предоставлена верующим, так как для освящения некоторых вещей и аксессуаров требуется внести освящаемое изделие в храм. Нужно ли освящать цепочку для крестика? Необязательно. Но если тельник уже прикреплен к цепочке, батюшка вносит его на алтарь вместе с цепью. Это намного удобнее, чем освящать маленький крест без цепи. Вот как освящается тельник:

  • Верующий приходит в храм, после окончания службы подходит к священнику и показывает крестик, нуждающийся в освящении.
  • При необходимости хозяин тельника вносит посильное пожертвование или оплачивает услугу освящения креста в свечной лавке (это заранее оговаривается с батюшкой).
  • Батюшка осматривает изделие и информирует верующего о том, соответствует ли этот крест православным канонам. Если изделие сделано по католическим канонам, священник вправе отказать в освящении.
  • В том случае, если тельник выполнен в соответствии с православной традицией, батюшка вносит его на церковный алтарь и освящает. Освящение состоит в чтении специальных молитв, подходящих к этому случаю. Потом крестик окропляется святой водой и благословляется. После этого верующий может носить его не снимая до самой смерти.

Освящать нужно не только тельники, купленные в магазине, но и крестики, найденные на улице. Следует иметь в виду, что изделие, которое было найдено на улице, нужно непременно подобрать и отнести в храм. Крест - это главная святыня православия, и нельзя допустить, чтобы эту вещь попирали ногами.

Освящать тельник может только священник, никто другой не имеет на это права. Но верующий при желании может приложить освященный крестик к мощам любимого святого для того, чтобы попросить у этого святого помощи, заступничества, укрепления в вере. Многие так и делают, отправляясь в паломнические поездки по святым местам.

Покупка изделия: важные моменты

Сколько стоит освятить крестик? Следует иметь в виду, что вся продукция, которая продается в церковных лавках на территории храмов, уже прошла освящение, поэтому лучше всего приобретать крестик именно в таких местах. Если же тельник, который был найден на улице или куплен в магазине, нуждается в освящении, цена на эту услугу может быть разной в зависимости от храма. Следует отметить, что в большинстве храмов батюшка оказывает прихожанам такую услугу за «посильное пожертвование». Приобретая нательный крест в церковной лавке или в ювелирном магазине, следует иметь в виду следующее:

  • Согласно православной традиции, к ногам Иисуса Христа на распятии прибит один гвоздь. В католической традиции это два гвоздя.
  • Распятие, изображенное на кресте, должно соответствовать и другим православным канонам изображения Иисуса Христа.
  • На изделиях из драгоценных металлов обязательно должна стоять проба.
  • Если крестик приобретается для ребенка, он должен быть небольших размеров и с закругленными концами, без острых углов. Это очень важно с точки зрения безопасности, чтобы ребенок не поранился. Выбирая детский тельник, нужно обращать особое внимание на надежность и качество цепочки. А лучше всего выбрать обыкновенную тонкую веревочку, потому что многие цепи, особенно выполненные из металла низкого качества, содержат никель. Этот металл является сильным аллергеном, его использование в изделиях для детей недопустимо.

Не стоит гнаться за дорогостоящей продукцией. Лучше всего выбрать самый простой крестик, потому что тельник - это не украшение. Это вещь, которая символизирует христианскую веру.

Как правильно носить

Носить нательный крест нужно правильно. Священники единогласно утверждают, что ни при каких обстоятельствах нельзя меняться тельниками друг с другом. Раньше этот обычай был довольно распространенным в сельской местности. Особенно часто менялись друг с другом крестами мужчины, считающие себя близкими друзьями. Люди считали, что таким образом они «братаются», то есть становятся родственниками. Однако священнослужители категорически запрещают это делать. У каждого верующего свой крест, именно его и нужно нести, в прямом и переносном смысле.

Тельник ни при каких обстоятельствах не следует снимать. Перед тем как провожать ребенка в школу или в детский сад, мать обязательно должна проверить, есть ли на малыше крестик. Многие молодые матери не надевают этот важный символ христианства на новорожденного ребенка, так как боятся, что малыш может удушить себя веревочкой. Решить эту проблему очень просто: нужно укоротить веревку таким образом, чтобы она стала безопасной.

Носить нательный крест имеют право только крещеные люди. Некрещеный человек не считается членом православной церкви, поэтому ему нельзя носить тельник даже в качестве украшения. Также запрещается носить православный крест людям, которые имеют другое вероисповедание (буддисты, католики, мусульмане).

Перед сном благочестивый христианин с благоговением целует свой тельник перед чтением молитв на сон грядущий. Носить крест нужно таким образом, чтобы его оборотная сторона была скрыта, а лицевая (с распятием) видна. Не стоит выставлять тельник напоказ, даже если он является уникальным произведением ювелирного искусства. Крестик лучше всего скрыть от посторонних взоров.

Освящать нательный крест, купленный в магазине или найденный на улице, нужно обязательно. Относиться к этому нужно очень серьезно, потому что крестик сопровождает человека всю жизнь, начиная с момента крещения и до самой смерти. Но проще всего приобретать уже освященную продукцию. Это можно сделать в любой церковной лавке на территории православного храма. Правильно освященный тельник - это не только надежная защита и покровительство Бога, но и доказательство крепкой православной веры человека.

Для чего совершается освящение дома и квартиры? Как правильно это делать? Можно ли освящать самостоятельно? Ответы на вопросы об обряде освящения жилища.

Освящение жилища

Если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.

Церковные обряды

Славянское слово “обряд” само по себе означает “наряд”, “одежда” (можно вспомнить, например, глагол “обряжать”). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные – священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан: поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов – обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда – свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но “как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником” (преподобный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: “Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак. 1, 6-7). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т.д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные. Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире. Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, . Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: “Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей” (Быт. 3, 16-17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения “вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии”, в огне и в земле. “Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий”.

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол “голубая икона” диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, безстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, безконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (‘артос, антид’ор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и безполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божиему.

Чин освящения нового дома

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 5). И пророк Давид говорит: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс. 126, 1).

Наши предки знали об этом. “Без Бога – ни до порога”, – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Как правильно освящать стены дома святой водой?

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы “на основание дому”, содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома. К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы “о хр’амине, стуж’аемой от злых духов” и молитва “над п’ещщю”. Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, “которые терпят козни и напасти злых духов” (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа “Благословен Бог наш…” и обычных начальных молитв читается 90-й псалом “Жив’ый в помощи В’ышняго…”, в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. “Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему”, – восклицает пророк (Пс. 90, 10).

Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закх’ея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: “Господу помолимся”, “Господи, помилуй”, – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лав’ана приходом в него Иакова, дом Пентефр’ия – приходом в него Иосифа, Аведд’ара – внесенном в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 25-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить “от сопротивных” и умножить “вся благая в доме сем”. В конце молитвы иерей возглашает: “Твое бо есть, еже м’иловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков”. Присутствующие отвечают: “Аминь”.

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва “над п’ещию”. В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания “всяких сопротивных сил и сатанинских наветов”.

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: “Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо”. Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: “Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”.

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, “который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас “ангел погубляющий” (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей “от всякого злаго обстояния” и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: “Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”. Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: “Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего” (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, “в нем благочестно жити хотящих”, от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Окропление дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:

Во Иордане крещ’ающуся Тебе, Господи,/ Тр’оическое явися поклонение:/ Род’ителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голуб’ине/ изв’ествоваше словес’е утверждение./ Явл’ейся, Христе Боже,/ и мир просвещ’ей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честн’ому кресту:

Да воскреснет Бог, и расточ’атся враз’и Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, т’ако да погибнут б’еси от лица л’юбящих Бога и зн’аменующихся кр’естным зн’амением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христ’а, во ад сшедшаго и поправшего силу ди’аволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честн’ый на прогнание всякаго супостата. О пречестн’ый и животворящий Кр’есте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Псалом 90

1 Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится. 2 Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о. 3 Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна, 4 плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о. 5 Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни, 6 от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго. 7 Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится, 8 об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши. 9 Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е. 10 Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их. 12 На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою; 13 на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.14 Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е. 15 Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о 16 долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает в этом псалме величие дел Божиих. Пророк показывает, какое обилие благ заключено в уповании на Бога. Тайноводствуемые Христом побеждают невидимых врагов, начальства и власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6, 12), и самого ненавистного сатану (Златоуст, Афанасий, Феодорит).

1. Жив’ый в п’омощи В’ышняго в кр’ове Б’ога неб’еснаго водвор’ится.
Пророческий дух ублажает человека, которому помощь и пособие есть Сам Христос. Видишь ли, какое дерзновение имеет ко Всевышнему тот, кто исполняет Его заповеди? (Афанасий, Исихий).

2. Реч’ет Г’осподеви: заст’упник мой ес’и и приб’ежище мо’е, Бог мой, и упов’аю на Нег’о.

3. Яко Той изб’авит тя от с’ети л’овчи, и от словес’е мят’ежна,

Давид отсюда обращает речь к самому уверовавшему и ободряет его: Бог избавит тебя от сети ловчи (тайных козней сопротивных сил) и от словесе мятежна (обидного) (Феодорит, Афанасий).

4. плещм’а Сво’има осен’ит тя, и под крил’е Ег’о над’еешися, ор’ужием об’ыдет тя ‘истина Ег’о.

Крилами называет действие Промысла Божия, употребляя подобие птиц, которые своими крыльями покрывают птенцов. Истина Его – Христос Бог, оружие – Крест Христов. Как птенцы под крылом к’окоша (наседки), так весь мир под крылом Господа, всех и вся Он согревает – одних духовно, других – вещественной теплотой. И как кокош слышит писк и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит тайные вздохи, наши молитвы, видит все наши нужды (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский).

5. Не убо’ишися от стр’аха нощн’аго, от стрел’ы, лет’ящия во дни,

Стрелой наименовал какую-то нечистую силу, “ангела смерти” (Афанасий).

6. от в’ещи, во тьме преход’ящия, от ср’яща и б’еса пол’уденнаго.

Вещь, преходящая во тьме, есть всякое злоумышление, проявляющееся там, где его не ожидают; а встреча полуденная – есть явный и открытый вред. Заметь, что демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна впал в прелюбодеяние. Другие отцы бесом полуденным называют духа лености и уныния, нападающих в определенные часы, как лихорадка на больную душу, и расстраивающих ее крепость. Срящ – есть всякий непредвиденный случай, встреча, нападение (Златоуст, Афанасий, Кассиан).

7. Пад’ет от стран’ы твое’я т’ысяща, и тьма одесн’ую теб’е, к теб’е же не прибл’ижится,

В высшем смысле псалом указывает, что живущий в помощи Божией будет подвергаться нападению с левой стороны (от страны) тысячи злых стрел – ярости и похоти, а с правой (одесную) – тьмы, то есть десяти тысяч; ибо к сокрушению того, что право в нас, устремлено множество лукавых сил. Диавол, зная, что многие не принимают грехов явно, начинает брань против них с таких вещей, которые представляются хорошими, но потом через них низвергает их в явное зло. Но не перестает Господь спасать любящих Его (Афанасий, Исихий).

8. об’аче оч’има тво’има см’отриши и возда’яние гр’ешников ‘узриши.

Своими очами ты увидишь победу над врагами и справедливое возмездие им. Воздаяние грешникам мысленным и сам увидишь мысленно после трезвенной молитвы. Именно она освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познавать внушения мысленных супостатов и ощущать пользу трезвения (Златоуст, Исихий).

9. Яко Ты, Г’осподи, упов’ание мо’е; В’ышняго полож’ил ес’и приб’ежище тво’е.

Дух человека Божьего и Дух пророческий, отвечая друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога. Бог потому столько много печется о верном, что тот всецело предался в волю Божию и возложил все упование на Него: яко Ты, Господи, упование мое. За это,- отвечает пророк верному,- ты сподобишься и промышления от Него, так как Вышняго положил еси прибежище твое (Афанасий, Феодорит).

10. Не при’идет к теб’е зло, и р’ана не прибл’ижится телес’и твоем’у, 11 ‘яко Ангелом Сво’им запов’есть о теб’е сохран’ити тя во всех пут’ех тво’их.

Пророк ободряет человека: бедствия не только не одолеют его, но даже не приблизятся. Бог, посредством Ангелов, отразит диавольские приражения. Более людей стыдись Ангелов, которых при нас много, и удаляйся от всякого постыдного действия. Под Ангелами разумей также и богоносных мужей и иереев (священников), которые имеют ведение о Боге, охраняют и руководят нас в жизни от соблазнов, “пон’еже устн’е иер’еовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его, яко Ангел Господа Вседержителя есть” (Мал. 2, 7) (Златоуст, Феодорит, Нил).

12. На руках в’озмут тя, да не когд’а преткн’еши о к’амень н’огу твою;

Эти слова и диавол привел Христу, но Господь, обличая его, сказал в ответ: писано есть: не искусиши Господа Бога твоего (Втор. 6, 16; Мф. 4, 7), ибо Бог обещал помощь не искушающему, а бедствующему, не тщеславному, или ищущему пустой славы, но находящемуся в крайней нужде. Под камнем можно разуметь всякий грех и всякое препятствие добродетели, а под ногой – душу человека (Златоуст, Пелусиот, Афанасий).

13. на ‘аспида и васил’иска наст’упиши, и попер’еши льва и зм’ия.

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над злом. Кто попирает гнев – тот попирает льва, потому что лев отличается яростью, а кто попирает удовольствие и нечестие – тот попирает аспида, василиска и дракона, потому что плотское удовольствие и всякое житейское зло справедливо сравнивается с гадами, пресмыкающимися по земле. Под аспидом и василиском подразумевается крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертный яд, а василиск причиняет вред и своим взором. По своей свирепости аспид противится всяким заклинаниям. Василиск (очковая змея) имеет огненные глаза и содержит в глазу яд – как это говорится и о людях завистливых. Дракон (удав) – это самый огромнейший змей проглатывает людей, быков и волов, по ужасной силе своей изображает собою диавола (см. Апок. 12, 3, 4). Давид упомянул этих наиболее злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, упованием на Бога избегли этих неприязненных нападений, живя вместе со зверями. И демон также есть аспид, василиск, лев и змей, потому что все вредные действия, производимые этими зверями, и он в себе имеет (Златоуст, Феодорит, Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий, Кирилл, Диодор).

14. Яко на Мя упов’а, и изб’авлю ‘и; покр’ыю ‘и, ‘яко позн’а ‘имя Мо’е.

Это уже говорит Бог, показывая плод упования – надежду на Бога. Не обольщайся, надежду на Бога предваряет труд для Бога и пролитый в делании добра пот. Только “праведник яко лев уповает” (Притч. 28, 1). И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог воздает ему. Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Кто же знает имя Его? Тот, кто с кротостью покорил Ему волю своего ума и кто должным образом Ему покорен, а не тот, кто только по слуху знает Его (Исаак, Феодорит, Златоуст, Евсевий).

15. Воззов’ет ко Мне, и усл’ышу ег’о, с ним семь в ск’орби, изм’у ег’о и просл’авлю ег’о.

16. Долгот’ою дней исп’олню ег’о и явл’ю ем’у спас’ение Мо’е.

Это Господь так говорит праведнику. Поистине, что может быть больше того блаженства, когда мы имеем Бога своим защитником в брани против врагов? Ибо тогда-то наиболее и нужно Ему быть при нас, когда окружают нас скорби и бедствия. Послушающим и готовым на помощь находит Бога тот, кто взывает к Нему сильным душевным голосом. О слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!.. В самые скорбные, безотрадные минуты Господь с нами. А мы думаем, что нет, что Господь оставил нас. Мать не может совершенно привлечь в любовь свою нашего сердца, а Господь привлекает святыми тайнами и молитвой (Афанасий, Исаак, Иоанн Кронштадтский).

М ир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Обсуждение: 16 комментариев

    Здравствуйте,подскажите,пожалуйста. У нас в спальне большое зеркало, мы его зановесили на два дня (было дискомфортно), при этом ни кто, ни умер. Что может случится? Заранее спасибо.

    Ответить

    1. Мария, добрый вечер!
      Мы призываем Вас не верить приметам и не осквернять свою душу суеверием. Нельзя приписывать магические свойства предметам интерьера, в Вашем случае — зеркалу. Советуем Вам воцерковить свою жизнь, приступать к Таинствам Исповеди и Святого Причастия не реже одного раза в две недели, и, самое главное, советуем Вам бояться в этой жизни только одного — обидеть и оскорбить Бога своим неверием и малодушием.
      Умудри Вас Бог!

      Ответить

    Хочу осветить квартиру. Сама я мусульманка, муж -крестьянин. Можно в нашем случае освещать квартиру?

    Ответить

    1. Здравствуй, Жанна!
      Квартиру освящать можно, если этого желает православный христианин, а если этого хочет представитель другой религии, то причина непонятна. Первое, что нужно освятить — это самого себя. А освещение квартиры для православного христианина — это символ того, что человек намерен освятить не только себя внутреннего, но и все что его окружает, в том числе свое жилище. Освящение квартиры — это намерение человека жить христианской жизнью в этом доме. Использовать освящение квартиры для каких-либо магических целей невозможно.
      С Богом!

      Ответить

    Здравствуйте! Застройщик многоэтажного дома в своих материалах рассказывает, что приступая к строительству приглашал на освящение батюшку, а по завершению муфтий зарезал барашка. Это как-то сказывается на энергетике дома?

    Ответить

    1. Здравствуйте, Константин!
      Безусловно, в любом деле важно кто и как делает работу, какие у него помыслы и намерения. Но строят дома разные люди. С Вашей стороны необходимо при заселении освятить квартиру. Освящение квартиры – это посвящение ее Богу, т.е. мы должны стремиться жить в ней по-христиански.
      С Богом!

      Ответить

    Здравствуйте. Подскажите, мне кажется, что мою квартиру сглазили? такое вообще может быть?
    Где угодно — чувствую себя нормально, но вот как переступаю порог квартиры, сразу руки опускаются… и ничего не охота делать.. часто болею…
    и не я одна… все кто живет со мной в квартире, с ними тоже самое?
    я тут подумала, может поможет освещение квартиры? И могу ли я самостоятельно это сделать? Или все же надо искать батюшку?
    Во имя отца, сына и святого духа… аминь…

Освящение квартиры изначально совершалось как благословение строительства нового дома, затем - благословение входа в этот дом. То же самое относится к освящению других вещей. Освящая машину, человек не просто создает некое новое качество этой машины, но своим актом он констатирует то, что посвящает себя, эту машину, свои дела и мысли Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению.

Что такое освящение?

- освящением православные христиане называют обряды, через которые на их жизнь нисходит благословение Божие. Согласно учению в основе многообразных обрядов лежит, прежде всего, желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее по Божьему благословению. Важно понимать, что освящение места начинается с того момента, когда люди, въезжая в дом или квартиру, начинают там жить правильно. И поэтому освящение жилища священником есть подтверждение вашего желания жить в освященном месте, намерение исполнять христианские заповеди, памятуя о том, что семья - это малая церковь, а работа - место труда человека во славу Божию.

Нужно ли освящать квартиру?

- освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или по своим страстям поступает. Если семья старается жить по-христиански, то и внутреннее и внешнее ее устроение должно об этом свидетельствовать. Внутренний строй налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений, а внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящения жилища. Нужно помнить, что освящение дома - есть общая молитва семьи и священника о том, чтобы в этом месте люди жили свято.

Когда можно проводить освящение?

- есть ряд моментов, которые нужно иметь в виду, занимаясь подготовкой к совершению чина. Сам по себе обряд недолгий (30-60 минут) - священник окропляет помещение святой водой, совершает каждение и призывает в молитве Бога на начало доброго дела (чин благословения жилища). В то же время не всякое дело может считаться добрым. Не станут, к примеру, освящать бизнес, связанный с производством или продажей спиртных напитков и табака, банковско-кредитной системой (ростовщичество), оказанием сексуальных услуг, колдовства и магии. Священник может отказаться от совершения обряда, если помещение не прибрано, а сотрудники ведут себя неподобающим образом (ругаются, например). В таком случае вам наверняка порекомендуют «устранить недостатки» и вернуться к этому вопросу позже.

Согрешают те, кто для освящения квартиры вешают на стенах амулеты, талисманы - изображения демонов, с рогами или без рогов. Еще хуже поступают те, кто призывает колдунов в дом свой, чтобы они своими волхвованиями «очистили» помещение от нечистой силы. Но это, как сказано в Евангелии, все равно что сатаной сатану изгонять или грязью грязь очищать.

Заметьте, что все эти древние колдуны, волхвы, маги, обаятели, чародеи, знахари, звездословы, демонологи, ворожеи имеют теперь иные названия, более культурные или наукообразные: гипнотизеры, экстрасенсы, народные целители, уфологи, астрологи, контактеры, медиумы, спириты, теософы, оккультисты, фокусники, безконтактные массажисты, парапсихологи, психотерапевты, телепаты, телекинезисты, гадатели на компьютерах, телецелители и пр. Они теперь уже не просто колдуют, а заряжают воду. Не просто ворожат, а делают пассы. Сатанизм прикрывают наукой. Колдуны теперь имеют дипломы специалистов. Скверноубийцы стали интеллигентами. Но от смены вывески их сущность не изменилась. Это волки в овечьих шкурах, от которых нужно удаляться, даже если они употребляют на своих сеансах христианские символы, евангельские слова, крестное знамение или имя Божие.

Можно ли звать “домовых”, пускать кошку в новое жильё?

Некоторые при переезде на новую квартиру прибегают к языческим суевериям: зовут с собой своего “домового”, «хозяина». Нельзя этого делать. Вы призываете нечистую силу на свою голову. Другие поддаются на другое заблуждение: якобы для «освящения» нового дома запускают в него сначала кошку. Задувание свечей с приговорами типа: “..чтобы все плохое, что было раньше - также потухло и больше не возвращалось” - являются языческими магизмами, и не допустимы. Если человек делал всё это - он должен принести покаяние на исповеди в этом, и впредь более никогда не делать этого.

Что делать если в доме нечистая сила?

- в первую очередь, постарайтесь найти причину ее появления в себе. Для избавления от нечистых духов помогают исповедь и причащение. Но есть и особая молитва для этого «О храмине, стужаемой от злых духов». Не советуем ее читать самому, это дело священника. А если священник не берется изгнать злых духов, обратитесь к иеромонаху или старцу, не теряйте надежды, ведь в Евангелии сказано: «ищущий обрящет». Знайте, что злые духи или демоны теперь имеют иное название: «НЛО» (неопознанные летающие объекты), «АЯ» (аномальные явления), «полтергейст». Полтергейст - это дьявольские чудеса (самое распространенное явление в домах). В дневнике Александра Сергеевича Пушкина, русского поэта, есть документальная запись о таком «чуде», случившемся в его время. В одном доме мебель, стулья и столы сами собой стали прыгать и перемещаться. Так издеваются злые духи. Полиция ничем не могла помочь. Явление это прекратилось только после того, как православный священник отслужил в доме молебен. И в наши дни сколько описано разных явлений «невидимых барабашек», которые стучат, бьют своих хозяев, роняют холодильники на пол беззвучно, зажигают обои без огня, льют воду из стены, в которой нет ни трубы, ни воды и пр. Нужно сказать, что от этой бесовщины никто не застрахован. Но чаще всего она случается с нехристями, язычниками по образу жизни, с неверующими, дабы они хоть немного одумались: уж если есть бесы, то уж, наверное, есть и ангелы, и Бог. И уж, разумеется, есть и места обитания тех и других, ад и рай. Жалко только, что для многих опыт этот печальный.

Что нужно для освящения?

- для освящения квартиры желательно, чтобы квартира была прибрана, завершен ремонт. В церковной лавке необходимо преобрести 4 наклеечки с изображением креста и 4 самых маленьких свечки. Дома нужно подготовить небольшой столик, на котором священнику можно будет расположить необходимые для освящения священные предметы (устанавливается, как правило, в самом лучшем месте), чистая чаша для св. воды (салатница, ваза и т.п.)., примерно рюмка растительного масла (св.елей), св. воду священник привозит с собой. Обязательно, чтобы тот, кто заказал освящение жилища присутсвовал сам при этом чине и участвовал в молитве. Позволяется также при должном желании и умении с благословения священника читать некоторые молитвы при совершении чина. Во время освящения необходимо временно отключить телефоны, не разговаривать во время молитвы.

Надо ли поститься перед освящением, причащаться?

- христианин должен во все дни жизни своей, поститься, молиться и причащаться как заповедует это наша святая Церковь.

Надо ли женщине покрывать голову?

- да, это желательно. Женщина во время молитвы должна покрывать голову.

Нужно ли накрывать обеденный стол?

- среди многих православных существует такая добрая традиция после освящения накрывать стол, чаепитие, ведь священник, пришедший в дом для торжества освящения, - символизирует Христа. Если вы чувствуете такую потребность, - приготовьте заранее праздничный стол в честь освящения вашего жилища. Возможно, знакомство и общение со священником помогут вам в будущем.

Как самому освятить квартиру?

- никак. Чин благословения жилища совершается только незапрещенным в служении православным священником.

Что делать после освящения?

- христианин должен стремиться к святости. Именно поэтому после освящения жилья в нем нельзя курить, сквернословить или делать иные грехи. А иначе для чего тогда было освящать? Ведь второй раз квартира не освящается (за исключением случаев смерти кого-либо в квартире или проведенного ремонта). Но если грехи случаются, для этого Церковью вам предоставлено право (и обязанность) освящать свой дом самому в смирении и покаянии. Для этого нужно все помещения окропить святой водой с молитвою «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или «Благодать Святаго Духа». Помните, что вода должна быть освящена православным священником, а не взята из так называемых «святых источников» (ибо не все из них действительно святое). Не путайте освященную воду с «лечебной» или с «заряженной энергией». Кропят кисточкой от четок или горстью, крестообразно (священник это творит кропилом из иссопа). Хранить освященную воду нужно в красном углу (она может стоять годами и десятилетиями и не портиться), там же, где иконы, а не в кухонном или книжном шкафу. Не позволяйте детям играть со святыней, с духовными книгами, с просфорами, иконами, крестиками. Самостоятельное освящение (кропление святой водой) совершается только ПОСЛЕ личного полного освящения самим священником, т.к. просто кропление никак не может заменить самого чина освящения.

Уголь после освящения ссыпают в место, не попираемое ногами, например, в кусты или под дерево. Святую воду с благоговением пьют, освященное масло - с молитвой мажут больные места, добавляют в пищу.

Какие места нельзя освящать?

Списка вещей, которые нельзя освящать, у Церкви нет. Но, исходя из самого смысла освящения, нельзя освящать те вещи, которые впоследствии не могут быть использованы для благой цели. Нельзя освящать заведения, в которых предаются пороку. Этот запрет существовал еще и в дореволюционной России. Также некоторые священнослужители полагают, что освящение мест заключения, мест, где человек страдает - это богословская проблема. Хотя ничто не мешает нам создавать в этих местах лишения свободы храмы.

Отказывая в благословении местам казней и пыток, Церковь, тем не менее, освящает оружие. Оружие - это вещь, которая может быть использована как в целях зла, так и в целях добра. Освящая оружие, Церковь никогда не благословляла агрессию, насилие ради насилия, убийство ради убийства. Церковь благословляет воинов на ратный подвиг защиты своей Родины, и, прежде всего, защиты веры. По каноническим правилам Церкви воин, который убивал даже в справедливой войне, должен был в этом исповедаться и понести ту или иную епитимью притом, что Церковь сама благословляла воина на этот подвиг.

Оружие не является вещью изначально плохой. Все зависит от того, в чьих руках находится оружие. Если оружие находится в руках христианина, который защищает святыни и свою Родину, то оно используется во благо, а если в руках террориста, то во зло. Церковь не освящает оружие как таковое, а только в руках воина, сражающегося за справедливость.

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.

Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли. Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением.

Освящение дома (квартиры)

Освящение дома (квартиры) совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.

Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел — или же на транспортное средство, на мирный и благополучный путь пользующихся им. Поэтому такое освящение — не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.

Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы.

Надо объяснить вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться к кресту.

Немалая духовная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение батюшкой вашего дома — прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».

Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно Вам и батюшке. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Вам подскажут, когда удобно поговорить с батюшкой. Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику. Чтобы не смущаться вопросом: «сколько?», (когда и переплатить не хотят, и батюшку обидеть неловко) можете узнать обычный размер жертвы при совершении чина освящения; пожертвуйте же по вашим возможностям. Продолжительность чина около 30 минут.

Для совершения освящения необходимо приготовить небольшой столик, на котором священник сможет разложить необходимые ему предметы. На стол поставить небольшую емкость (миску) для воды, домашние иконы, положить новое полотенце или салфетку. Предварительно в церковной лавке нужно приобрести свечи, ладан и крестики-наклейки.

В освященной квартире необходимо отказаться от курения, чрезмерного употребления спиртного, игры в карты, ругани, ссор и т. д.. Желательно почаще молиться, возжигать свечи, лампады. Церковь рекомендует регулярно поддерживать духовную чистоту в своем доме, окропляя ею все комнаты святой водой крестообразно, с призыванием имени Господа: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Освящение автомобиля

Освящая машину (или другое транспортное средство) мы просим, чтобы Господь приставил ангела-хранителя и защитил нас от разнообразных опасных случаев, которые могут случиться на дороге, а также от разных людей и сил зла.

Освящая машину, как, впрочем, и любую другую вещь, Церковь молится о том, чтобы она стала для ее владельца средством, которое приносит не только материальную, но и духовную пользу. Таким образом, освящая свой автомобиль, хозяин дает обещание его использовать для тех поездок, во время которых не будут нарушены нравственные заповеди Церкви и не будут совершены греховные поступки. К тому же, к освященному предмету нужно относиться с особым благоговением, поскольку теперь он принадлежит не только Вам, но и Богу. Поэтому те люди, которые думают, что освящения машины достаточно для того, чтобы она никогда не попала в аварию, должны помнить, что, освящая машину, человек освящается сам и должен соответствовать этому освящению. После освящении машины, в салоне нельзя сквернословить, курить, употреблять спиртные напитки.

Освятить машину вы можете в любой день, предварительно договорившись об этом со священником.

Освящение всякой вещи

В храме можно освятить нательные кресты, образки и иконы, приобретенные в магазине, но при этом они должны соответствовать православным канонам. Для этого нужно прийти на водосвятный молебен и обратиться в свечной ящик. Если у вас нет возможности прийти к водосвятному молебну, то можно обратиться с просьбой об освящении непосредственно к батюшке.

Часто задаваемые вопросы

Как освятить квартиру в нашем храме ?
Необходимо обратиться к работнице, у которой Вы приобретаете свечи в храме, и выразить свою просьбу в необходимости освящения жилища. Ваши данные будут зафиксированы и в самое ближайшее, удобное для вашей семьи время, будет возможно совершить освящение.

Можно ли освятить квартиру, если в семье есть неверующие люди?
Можно, если это не приведет к семейному конфликту. Если же часть семьи категорически против освящения дома, то вера одного из членов семьи не должна становиться причиной семейного раздора. В этом случае можно будет самостоятельно прочитать молитву и окропить святой водой свою комнату.

Можно ли освятить магазин или офис? И есть ли такие вещи, которые освящать греховно?
Место, где человек трудится и проводит большую часть времени освящать можно и нужно. Если освящается, например, офис, это означает, что трудящиеся там люди своей общей молитвой показывают, что их среда и место их труда – это территория Бога и злу здесь места быть не должно. Освящать нельзя всего того, что служит злу и греху. Например, бизнес, связанный с производством или продажей спиртных напитков и табака, оказанием сексуальных услуг, колдовства и магии. Священник может отказаться от совершения обряда, если помещение не прибрано, а сотрудники ведут себя неподобающим образом (ругаются, например).

Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?
Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии).

Надо ли поститься перед освящением, причащаться?
Православный христианин должен соблюдать посты, молиться и причащаться, как заповедует это наша святая Церковь. Специальных постов перед освящением автомобиля не требуется.

Надо ли женщине покрывать голову?
Да, это желательно. Женщина во время молитвы должна покрывать голову.

Нужно ли накрывать обеденный стол?
Такая традиция существует, но она совсем не обязательна.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (85591) раз