Горелов основы философии читать. Основы философии

Основные результаты работы за 2019г.: даны определения самотворчества и творчества жизни. Показано, как они работают в широком контексте истории философии - философии Античности, религиозных системах и системах воспитания.

В книге «Русская революция и цивилизационные основы России» исследуются особенности коллективного социального творчества в русской революции, в частности, роль Советов как формы организации власти в 1917 г., а также роль партии нового типа в подготовке и осуществлении первой в мировой истории социалистической революции. Книга подготовлена в рамках мероприятий ИФ РАН к 100-летию русской революции. В книге «Творчество, человек, наука» (Горелов А.А., Филипенок С.А., Ярославцева Е.И.) рассмотрена связь между творчеством как таковым и самотворчеством, под которым понимается особая разновидность творчества, относящаяся к самому творцу, который пытается изменить себя в соответствии со своими представлениями об идеале человека как качественно нового образования, не бывшего прежде. Показана аналогия между процессами творчества культуры и творчества жизни и этапами творчества и самотворчества. Выявлены такие аналогичные творчеству этапы самотворчества, как: 1) подготовка - достижение душевного покоя перед началом обучения; 2) очищение - «схождение с ума» и обретение правильных представлений; 3) совершенство добродетельной жизни; 4) проверка полученных результатов. (2018 г.)

В статьях, вышедших в 2018 г., исследовались особенности коллективного социального творчества в период русской революции, а также роль представлений и культурный смысл самопожертвования в индивидуальном творчестве отдельных мыслителей. Показана основополагающая роль социального творчества на примере концепций Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в изменении мира, а также важная роль индивидуального творчества в плане работы с представлениями в преобразовании внутреннего мира человека, начиная с античных времен. (2018 г.)

В 2010-е годы (по 2017 год) занимался философскими проблемами творчества: значением философии творчества, проблемой понимания смысла творчества, ролью творчества в развитии человека и общества, главными свойствами и социальным назначением творчества. Показано, что смысл творчества представляет собой совокупность процессов трансформации телесного в духовное и духовного в телесное. По теме «Творчество и самотворчество» на основе широкого использования отечественного и зарубежного историко-философского материала от античности до наших дней исследуются свойства и особенности самотворчества как особого вида творчества, обращенного на субъекта творчества. Показана связь между творчеством культуры и преображением самого субъекта творчества. В рамках мероприятий Института философии к 100-летию русской революции показано, как творческие конструкты, созданные А.С. Хомяковым, Н. Я. Данилевским, Ф. М. Достоевским, противостоят революционному насилию и распаду русской цивилизации.

В 1970-80 гг. занимался исследованием философских вопросов взаимоотношений человека и природы, включая и глобальный аспект экологической проблемы. Горелов проследил связь глобального экологического кризиса с кризисами социально-экономическими и духовным кризисом человека. Он сформулировал неотложные научно-технические и социально-экономические задачи предотвращения экологической катастрофы. Для этого, по его мнению, требуется гармонизация взаимоотношений человека и природы в трех сферах - преобразовательной, познавательной и этико-эстетической. Им разработаны концепции социально-природного прогресса, агрессивно-потребительской и любовно-творческой альтернатив развития личности, целостности познания и преобразования мира и т.п.

С начала 1990-х гг Горелов уделяет большое внимание современным глобальным проблемам. Он полагает, что глобализация является объективной тенденцией мирового развития, продолжающей общую тенденцию социальной интеграции человечества. Тем не менее, глобализация не должна ограничиваться каким-либо одним вариантом, а включать в себя использование культурного многообразия, достигнутого цивилизациями настоящего и прошлого. Для того, чтобы занять достойное место в глобализирующемся мире, развитие России должно соответствовать современным тенденциям информатизации, технизации, демократизации, экологизации и др. и в то же время соответствовать цивилизационной специфике, которая отличает русскую культуру как связующую между культурами Запада и Востока на огромном пространстве Евразии. Для становления нового глобального мира большое значение имеет преодоление экологического, социально-экономических и духовного кризисов человечества, достижение им более высокого нравственного уровня, в чем существенную помощь может оказать духовно-социальный потенциал русской идеи.

В 2000-е годы занимался проблемами познания: в том числе соотношением истины и смысла, истины и творчества, роли понятия истины в эволюционной эпистемологии.

Анатолий Алексеевич Горелов (23 сентября 1946, Зарайск, Московская область) — специалист по философским проблемам экологии и социальной философии, доктор философских наук.

Окончил геологический факультет МГУ (1971) и аспирант ИФ АН СССР (1974). С 1973 работает в этом институте (ныне ИФ РАН), в настоящее время — ведущий научный сотрудник. Кандидатская диссертация — «Философские вопросы моделирования биосферы» (1974); Докторская диссертация — «Человек и природа: пути гармонизации» (1988).

Горелов разрабатывает проблемы гармонизации взаимоотношений человека и природы, а также проблемы «русской идеи» и будущего России. В трудах Горелова в качестве универсальной тенденции развития рассматривается тенденция рационализации.

В развитии «русской идеи» Горелов выделяет два этапа — православие, русский коммунизм и ныне наступающий третий этап. Его течение и судьба России в XXI в. в целом зависит от соответствия направленности ее развития общемировым тенденциям: информатизации, глобализации, экологизации и др.

Горелов анализирует значение жертвы в становлении новых отраслей культуры (от искусства через мифологию, философию, религию, науку, идеологию к экологии) и занятии ими лидирующих позиций, а также механизм подмены, который приводит к упадку некогда передовых отраслей и вызывает необходимость новых жертв. В плане социальной и политической философии. Горелов развивает теорию справедливого общества. В последние годы им написаны учебные пособия для вузов по культурологии, социологии и политологии.

Книги (15)

Индивидуальность и эволюция

Анализируется роль становления индивидуальности в эволюции природы и общества в свете современной естественнонаучной картины мира, отказавшейся от представления о вечных неизменных законах, управляющих развитием мира.

Обосновывается идея, что индивидуальные объекты и субъекты (от кварка до человека), обладающие оригинальными свойствами и взаимодействующие между собой, выходя за пределы собственной индивидуальности (трансцендируя себя), формируют законы самоорганизации природы и общества.

Истина и смысл

Рассматривается соотношение понятий «истина» и «смысл». Работа состоит из двух частей.

В первой части анализируются различные концепции истины, сформировавшиеся в античности и в Новое время, а также виды истины в различных отраслях культуры.

Во второй части дается определение смысла жизни как трансформации телесного в духовное и показывается, как данное определение связано с определением истины как процесса и результата познания.

История мировой культуры. Учебное пособие

Пособие написано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы.

Книга направлена на создание у студентов целостного представления о культуре (материальной и духовной), ее сущности, месте и роли в человеческом обществе, закономерностях ее развития. Особое внимание уделено значению для культуры искусства, философии и религии. Анализируются причины становления множества культур. Каждая глава сопровождается вопросами для повторения и списком необходимой литературы.

Даны словарь терминов и список персоналий. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

История мировых религий

«История мировых религий» — обязательный предмет для некоторых специальностей высших учебных заведений. В учебном пособии рассматриваются история происхождения религии, мистические и мифологические предпосылки возникновения религии как отрасли культуры, основные мировые религии буддизм, христианство, ислам. Особое внимание уделяется моральным аспектам религиозных верований. Книга снабжена вопросами для повторения и списком дополнительной литературы по каждой теме, а также перечнем тем для контрольных работ и рефератов, вопросами к зачетам и экзаменам и словарем терминов и персоналий.

Для студентов, преподавателей и всех интересующихся религиозными проблемами.

История русской культуры

История русской культуры — обязательный предмет для изучения в педагогических вузах Российской Федерации.

Предлагаемый учебник написан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы. Книга направлена на создание у студентов целостного представления о русской культуре, ее сущности, месте, роли в обществе, закономерностях развития. Особое внимание уделено значению искусства, философии и религии. Для удобства изучения предмета каждая глава сопровождается списком необходимой литературы.

Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Концепции современного естествознания (для бакалавров)

Цель данного учебника — помочь студенту ознакомиться с неотъемлемым компонентом единой культуры — естествознанием и сформировать целостный взгляд на окружающий мир. Рассматриваются специфика естественно-научного познания, его место и роль в развитии культуры. Рассказывается об основных идеях современной науки и главных теориях ХХ века.

Помимо теоретического курса, в конце каждого главы предлагаются вопросы для повторения, призванные облегчить усвоение непростого для студентов-гуманитариев естественно-научного материала.

Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.

Для студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся концепциями современного естествознания.

Основы философии

В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении, начиная с Античности и до XX в. включительно: природа человека и смысл его существования, человек и Бог, наука и ее роль и др.

Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй — ее специфике, методам, внутреннему строению. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.

Политология в вопросах и ответах

В предлагаемом учебном пособии в сжатой форме изложен полный курс предмета «Политология». Книга направлена на создание у студентов целостного представления о политике, ее сущности, месте и роли в человеческом обществе, закономерностях ее развития, а также на выработку умения ориентироваться в сложных политических проблемах и формировать собственную мировоззренческую позицию.

Компактная подача и доступное изложение материала делают эту книгу незаменимой для студентов вузов, позволяют им сэкономить время и максимально быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам по данному курсу.

Политология. Конспект лекций

Рассмотрен необходимый программный минимум по дисциплине «Политология».

Пособие направлено на создание у студентов целостного представления о политике, ее сущности, месте и роли в обществе, закономерностях ее развития, а также на выработку умения ориентироваться в политических реалиях и формировать собственную мировоззренческую позицию. Позволяет максимально быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.

Для студентов бакалавриата высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами политологии.

Социальная экология

Социальная экология — новый обязательный предмет изучения для некоторых специальностей.

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все необходимые программные темы. Рассматриваются наиболее общие и важные проблемы социальной экологии как нового научного направления, а именно: история взаимоотношений человека и природы; современная экологическая ситуация; научно-технические, классово-социальные и религиозные аспекты природопользования; становление экологической этики, экологического гуманизма, экологической идеологии; проблема социально-природного прогресса и перспектив формирования экологического общества. Особо обращается внимание на решение экологических вопросов в России.

Для удобства изучения предмета к каждой теме предлагается практикум к семинарским занятиям; даны вопросы к экзаменам и зачетам, список рекомендуемой литературы ко всему курсу и краткий словарь терминов.

Для студентов вузов и всех интересующихся проблемами взаимодействия природы и общества.

Философия. Конспект лекций

В сжатой, концентрированной форме изложен курс предмета «Философия». Представлены основные понятия и определения, показана структура философии, ее место и значение в культуре, а также освещена история философских учений с Античности до наших дней. Позволяет максимально быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному курсу.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Пособие состоит из трех частей: «История этики», «Типология этики» и «Этика будущего».

В части I история этики представлена как закономерная эволюция на протяжении трех этапов: античного, средневекового и нововременного.

В части II впервые дана оригинальная типология этики с зарождения морали в мире природы через первобытную этику возмездия к этике справедливости и милосердия.

В части III намечаются основные тенденции этики настоящего и будущего. В качестве альтернатив этики будущего рассматриваются экологическая, глобальная и космическая этика. Такое построение материала не встречается в существующих учебных пособиях по этике. Материал пособия тесно связан с учебными курсами философии и культурологии. Главная практическая цель — помочь молодому человеку решить собственные нравственные проблемы, встающие перед ним в современной жизни.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами этики.

Название: Основы философии:

учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений

Серия Среднее профессиональное образование
Формат: DJVU
Размер: 3,3 Мб

Качество: сканированные страницы + слой распознанного текста + интерактивное оглавление
Язык: русский

В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении, начиная с Античности и до XX в. включительно: природа человека и смысл его существования, человек и Бог, наука и ее роль и др. Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй - ее специфике, методам, внутреннему строению. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.

В учебнике не преследуется цель изложить философию во всем ее многообразии или, например, только историю философии в полном объеме. Задача его - представить как бы «скелет» философии и наметить контуры ее «тела». Под скелетом подразумеваются основные философские системы - Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля.
В первой части книги автор раскрывает исходные идеи, послужившие стимулом к становлению этих систем, а также принципиальные выводы, сделанные на их основе, показывает общий философский и социально-политический фон, на котором они возникли. При этом большое внимание уделено предыстории философии, определению этапов и основных закономерностей ее развития.
Во второй части предпринята попытка наметить контуры философии как отрасли культуры, рассмотреть специфику философии как рационального вопрошания о целостном бытии, ее отличие от науки, искусства, религии, идеологии и дать примеры философского подхода к решению фундаментальных проблем, стоящих перед человечеством.

Предисловие 3

Часть I 5
Глава 1. Что такое философия? 5
Основные понятия 5
Становление философии из мифологии 6
Смерть Сократа 9
Рациональность философии 11
Предмет философии 14
Определение философии 15
Глава 2. Предпосылки философии в Древней Индии 16
Реинкарнация 16
Карма 17
Единое 18
Майя 19
Ахимса 19
Дхарма 19
Веды 20
Упанишады 21
Глава 3. Предпосылки философии в Древнем Китае 23
Философское представление о природе 24
Ритуал 24
Три мыслителя 25
Лао-цзы 26
Даосизм 27
Конфуций 28
Золотая середина 29
Мо-цзы 31
Глава 4. Становление философии в Древней Греции 32
Миф и осевое время 32
Милетская школа 35
Пифагор 36
Демокрит 37
Элейская школа 37
Гераклит 39
Сократ 40
Майовтика 42
Справедливость 43
Ученики Сократа 43
Глава 5. Время Платона 44
Диалектика Платона 46
Мир идей 46
Душа 48
Киренаики и киники 49
Диоген 50
Аристипп 52
Глава 6. Время Аристотеля 55
Материя и форма 57
Метафизика 59
Логика 60
Этика 61
Добродетель 62
Эпикур 63
Стоицизм 68
Удовольствия и страдания 69
Скептики 70
Упадок 71
Глава 7. Философия Древнего Рима 73
Лукреций 74
Стоики 75
Сенека 76
Эпиктет 78
Марк Аврелий 79
Секст Эмпирик 80
Глава 8. Средневековая философия 83
Особенности средневековой философии 83
Августин 84
Мусульманская философия 86
Фома Аквинский 88
Реалисты и номиналисты 89
Скептицизм 90
Значение средневековой философии 90
Глава 9. Философия Нового времени 92
Субъект и объект 92
Теория познания 92
Р.Декарт 93
Б.Спиноза 95
Г.Лейбниц 96
Континентальный рационализм и английский эмпиризм 96
Ф.Бэкон 97
Д.Локк 98
Д.Юм 98
И.Кант 99
Соотношение рационального и чувственного познания 100
Глава 10. Философия XIX века 103
Фихте 103
Ф.Шеллинг 104
Г. В. Ф.Гегель 106
Законы диалектики 108
Материализм 112
Позитивизм 113
Эволюционизм 114
Воля к власти 115
Философия бессознательного 115
Глава 11. Философия XX века 117
Экзистенциализм 117
Страх 118
Абсурд 119
Свобода 119
Гуманизм 123
Психоанализ 124
Архетип 124
Модели поведения 125
Неопозитивизм 126
Прагматизм 128
Скептицизм 129
Глава 12. Русская философия 131
Особенности русской философии 131
«Слово о Законе и Благодати» 132
Эволюция русской идеи 134
И.В.Киреевский 136
В.С.Соловьев 137
Н.А.Бердяев 139
Советская и постсоветская философия 140
Значение русской философии 140

Часть II 142
Глава 13. Основные этапы и закономерности развития философии 142
Античность 143
Христианство 144
Новое время 144
XX век 147
Прогресс философии 148
Глава 14. Методы и внутреннее строение философии 155
Диалектический метод 156
Прагматический метод 157
Метод и принцип 158
Специальные философские дисциплины 159
Глава 15. Философия и наука 161
Современная наука 162
Взаимодействие философии и науки- 163
Глава 16. Отличие философии от искусства, религии, идеологии 168
Философия и искусство 168
Философия и религия 171
Философия и идеология 174
Философия как синтез науки, искусства и религии 175
Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности 177
Проблема предотвращения термоядерной войны 177
Экологическая проблема 178
Экологическая философия: выдумка или реальность? 181
Глава 18. Значение философии 185
Философия и истина 185
Философия и философии 187
Философия и жизнь 189
Философия как учение о целостной личности 190
Будущее философии 191
Заключение 193
Литература 195
Краткий словарь терминов 196
Приложение 198

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

15 -е изд. - М.: 2014. - 320с. 9-е изд. - М.: 2010. - 256с.

Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем специальностям, ОГСЭ.01 «Основы философии». В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении начиная с античности и до XX века включительно: что есть истина, в чем смысл жизни, каково соотношение свободы и ответственности человека и др. Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй – ее специфике, методам, внутреннему строению. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.

Формат: pdf (2014 , 15-е изд., 320с.)

Размер: 23 ,8 Мб

Скачать: drive.google

Формат: doc (2014 , 15-е изд., 320с.)

Размер: 1,9 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc (2010 , 9-е изд., 256с.)

Размер: 1,7 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение. Что такое философия? 5
Основные понятия 5
Становление философии из мифологии 6
Смерть Сократа 9
Рациональность философии 12
Предмет философии 15
Определение философии 16
Часть I. История философии
Глава 1. Предпосылки философии в Древней Индии 19
Реинкарнация и карма 20
Единое и майя 21
Добро и зло 22
Веды и Упанишады 24
Глава 2. Предпосылки философии в Древнем Китае 27
Философское представление о природе 28
Значение ритуала 29
Лао-цзы 30
Конфуций 32
Мо-цзы 35
Глава 3. Становление философии в Древней Греции 37
Миф и осевое время 37
Сократ 40
Майовтика 41
Платон 43
Мир идей 45
Душа 47
Аристотель 48
Материя и форма 50
Метафизика 52
Законы логики 54
Скептики 55
Упадок 56
Глава 4. Философия Древнего Рима 58
Лукреций 58
Стоики 60
Сенека 61
Эпиктет 63
Марк Аврелий 64
Секст Эмпирик 66
Глава 5. Средневековая философия 69
Особенности средневековой философии 69
Августин 71
Мусульманская философия 73
Фома Аквинский 74
Реалисты и номиналисты 76
Скептицизм 77
Значение средневековой философии 77
Глава 6. Философия Нового времени 79
Эпоха Возрождения 79
Субъект и объект 80
Теория познания 80
Р. Декарт 81
Б.Спиноза 83
Г.Лейбниц 84
Ф.Бэкон 85
Дж.Локк 86
Д. Юм 87
И.Кант 88
Глава 7. Философия XIX века 93
И.Фихте 93
Ф.Шеллинг 94
Г Гегель 95
Законы диалектики 98
Материализм 101
Позитивизм 103
Эволюционизм 103
Воля к власти 104
Философия бессознательного 105
Глава 8. Философия XX века 108
Экзистенциализм 108
Психоанализ 114
Неопозитивизм 116
Прагматизм 118
Скептицизм философии XX века 119
Глава 9. Русская философия 122
Особенности русской философии 122
«Слово о законе и благодати» 123
Эволюция русской идеи 126
И.В.Киреевский 127
В.С.Соловьев 129
Н. А. Бердяев 130
Советская и постсоветская философия 131
Значение русской философии 132
Часть II. Основные разделы философии
Глава 10. Этапы и закономерности развития философии 135
Античность 136
Средние века 137
Новое время 137
XX век 140
Прогресс философии 142
Глава 11. Методы и внутреннее строение философии 150
Формально-логический (метафизический) и диалектическийметоды 150
Прагматический метод 152
Структурализм 153
Системный подход и функциональный анализ 154
Метод и принцип 155
Специальные философские дисциплины 156
Глава 12. Происхождение и устройство мира 159
Что изучает онтология? 159
Спор философов 159
Глава 13. Человек и смысл его существования 171
Что изучает философская антропология? 171
Сходство человека с другими живыми существами и отличиеот них 171
Потребности человека 173
Философские представления о совершенном человеке 175
Смысл человеческого бытия 177
Глава 14. Познание мира и истина 185
Что изучает гносеология? 185
Античные концепции истины 185
Концепции истины Нового времени 189
Соотношение абсолютной и относительной истины 191
Соотношение истин в различных отраслях культуры 193
Глава 15. Этика и проблема свободы 196
Киренаики и киники 197
Диоген 198
Аристипп 200
Этика Аристотеля 202
Этические проблемы развития науки и высоких технологий 205
Свобода и ответственность 206
Глава 16. Социальная философия 211
Что изучает социальная философия? 211
Идеальное государство как семья: Конфуций 211
Идеальное государство как душа: Платон 213
Типы общества 215
Ненаправленная динамика 216
Цикличное развитие цивилизаций 217
Направленное развитие 219
Общественный прогресс 220
Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности 224
Проблема предотвращения термоядерной войны 224
Экологическая проблема 225
Глобальный экологический кризис 228
Экологическая философия 231
Глава 18. Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии и ее место в духовной культуре 236
Философия и наука 236
Философия и искусство 243
Философия и религия 245
Философия и идеология 248
Философия как синтез науки, искусства и религии 249
Заключение 252
Список обязательной литературы по всему курсу 254
Краткий словарь терминов 255
Приложение 257