Судный день авианосца «Энтерпрайз. Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз")

Ситуация вокруг Ирана продолжает оставаться напряженной, и Пентагон по-прежнему держит в районе Персидского залива крупную группировку военно-морских сил. Интерес мировых СМИ вызвала отправка в Залив ветерана американских авианосных сил — атомного многоцелевого авианосца «Энтерпрайз», уже более полувека несущего службу в ВМС США. Однако сегодня мало кто помнит, что более 40 лет назад на корабле произошла трагедия, едва не завершившая его боевую карьеру.


Атомный многоцелевой авианосец «Энтерпрайз» (USS Enterprise, CVN-65), первоначально классифицировавшийся ВМС США как ударный авианосец (CVAN-65), вошел в боевой состав американских военно-морских сил более полувека назад — 25 ноября 1961 года и стал первым в мире надводным боевым кораблем с атомной главной энергетической установкой. Атомные подводные лодки появились, конечно же, несколько ранее. Первым гражданским судном с атомной энергоустановкой (АЭУ) стал советский атомный ледокол «Ленин», находящийся сегодня в Мурманске в качестве музея отечественного ледокольного флота.
В первое свое, скажем так, настоящее плавание атомный «Энтерпрайз», унаследовавший свое имя от легендарного авианосца времен Второй мировой войны — знаменитого «Скачущего призрака», вышел ровно полстолетия назад — 12 января 1962 года. Это было так называемое гарантийное плавание. В ВМС США употребляется термин «shakedown cruise», в рамках которого корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового типа — атомоходов. Кроме того, в данном плавании были отработаны и задачи по эксплуатации с палубы авианосца новых истребителей — F-4 H «Фантом II» (затем переобозначены как F-4 />, которыми была вооружена 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102) авиации ВМС США. Причем во время данного плавания «Энтерпрайз» совершил заход в военно-морскую базу Гуантанамо, расположенную на Кубе. Демонстрация военно-морской мощи своим потенциальным противникам является неотъемлемым элементом внешней политики Вашингтона.


Истребитель-бомбардировщик F-4B «Фантом II» из 96-й истребительной эскадрильи, 1966 год
Анализ результатов этих испытаний и проверок подтвердил — военно-политическое проектирование и ввод в боевой состав флота крупнотоннажного боевого корабля с атомной энергоустановкой полностью себя оправдали. Боевые качества атомохода поражали, причем реальность превзошла ожидания многих американских военно-морских специалистов, а скептики были громогласно повержены ниц.
Интерес к новому американскому «чудо-оружию» был столь высок, что буквально через несколько дней после возвращения «Энтерпрайза» в свою родную базу Норфолк корабль посетила целая кавалькада высокопоставленных военных и правительственных чиновников, включая президента Джона Ф. Кеннеди. Интерес к новинке американского кораблестроения не пропал и в последующие годы. Корабль постоянно привлекался к различным исследовательским проектам, одним из первых направлялся в зону очередного воооруженного конфликта и даже стал звездой голливудского блокбастера — фильма «Охота за «Красным Октябрем» (The Hunt for Red October), снятого по популярному во времена холодной войны одноименному произведению Тома Клэнси.
Но самым, пожалуй, важным рекордом, который записал на свой счет АВМА «Энтерпрайз», стал титул первого атомного боевого корабля, принявшего непосредственное участие в боевых действиях. «Большой Э», как зовут корабль американские моряки, внес весомый вклад в операции, проводимые командованием ВС США в годы войны во Вьетнаме.
Авианосцы во Вьетнаме

В октябре-ноябре 1965 года авианосец «Энтерпрайз» был переведен на Тихоокеанский флот и включен в состав 7-го оперативного флота ВМС США. После чего совершил переход к берегам Вьетнама и уже 2 декабря 1965 года получил боевое крещение. В тот день самолеты из состава корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» совершили 125 боевых вылетов и нанесли огневые удары по отрядам повстанческого движения «Вьетконг» и подразделениям северовьетнамской армии в районе Бьенхоа, сбросив на них 167 тонн боеприпасов. На следующий день авиация совершила уже 165 самолетовылетов, а всего в течение первой боевой службы у побережья Вьетнама корабельное авиакрыло «Энтерпрайза» выполнило 13020 самолетовылетов, в ходе которых американские летчики сбросили на противника около 9000 тонн различных боеприпасов. 21 июня 1966 года атомоход вернулся домой — к новому месту базирования, военно-морской базе Аламеда, штат Калифорния. А затем встал в док для проведения краткосрочного ремонта, в ходе которого на авианосце установили дополнительное оборонительное вооружение — две пусковые установки типа Мк 25 корабельного зенитного ракетного комплекса «Си Спарроу».


Авианосец «Энтерпрайз»
В годы вьетнамской войны авианосцы стали поистине уникальным элементом американского флота, способным самостоятельно решать чрезвычайно широкий круг задач, в том числе и стратегического характера. Именно поэтому на протяжении всего периода вьетнамской войны в акватории юго-западной части Тихого океана на постоянной основе находились авианосцы, организационно входившие в состав 77-го оперативного соединения 7-го флота ВМС США. В состав данного соединения обычно включались от одного до пяти авианосцев, до пяти крейсеров и около полутора десятков эсминцев и фрегатов, а также несколько более «мелких» кораблей и вспомогательных судов. Причем фактически полное отсутствие угрозы данному соединению со стороны противника обеспечивал комплекс мер по организации всех видов обороны авианосных ударных групп, и особенно их ядара — авианосцев. Крейсеры, эсминцы и фрегаты осуществляли ближнее охранение. Самолеты ДРЛО вели практически круглосуточное боевое патрулирование, истребители находились в воздухе или в готовности к немедленному вылету. Задачи противолодочной обороны возлагались на специально создаваемую противолодочную корабельную поисково-ударную группу и самолеты базовой патрульной авиации, либо же только на последние — они осуществляли патрулирование в ближней и дальней зонах.
Район боевого маневрирования 77-го оперативного соединения имел кодовое обозначение «Янки» (в оригинале — «Yankee Station») и с февраля 1965 года по январь 1973 года находился в акватории Тонкинского залива. Его размеры составляли 140 x 160 миль, а минимальное удаление от береговой черты колебалось от 40 до 80 миль. В указанном районе находились от двух до четырех авианосных ударных групп, причем каждой из них для проведения операций выделялся свой подрайон. Во избежание взаимного влияния при полетах самолетов корабельных авиакрыльев и в целях более полного охвата района боевых действий силами последних следует также отметить, что в пределах района «Янки» командующим 77-м оперативным соединением назначались подрайоны пополнения запасов, где постоянно дежурила одна из групп обслуживания так называемого «плавучего тыла» ВМС США.
Впрочем, в целях повышения эффективности боевого применения авианосных сил ВМС американское командование приняло решение выделить часть авианосцев в отдельное соединение и сформировать для этого второй район боевого маневрирования, который получил кодовое наименование «Дикси» (в оригинале — «Dixie Station») и располагался в районе юго-восточнее побережья Вьетнама. Здесь практически постоянно находилось несколько авианосных ударных групп.
В среднем в ходе войны во Вьетнаме авианосцы ВМС США находились в одном из указанных выше районов боевого маневрирования по 108–136 суток. Причем авианосец от 6 до 11 суток принимал интенсивное участие в боевых действиях, после чего одни сутки предоставлялись для отдыха личного состава и ремонта авиатехники. Затем корабль либо оставался в резерве (при дислокации в районе боевых действий трех авианосцев один из них обычно назначался в резерв), либо вновь приступал к нанесению ударов по противнику силами своего авиакрыла. Результаты боевой деятельности одного авианосца за упомянутые 6–11 суток можно оценить на примере авианосца «Энтерпрайз». Прибыв 4 февраля 1966 года в район боевого маневрирования «Дикси», атомоход приступил к выполнению поставленной задачи по нанесению бомбово-штурмовых ударов по целям на территории Южного Вьетнама, и за последующие 8 суток самолеты его корабельного авиакрыла совершили 1400 самолетовылетов, записав на свой счет уничтожение 510 различных объектов, в том числе 24 бункеров, четырех артиллерийских позиций, одного моста и пр., нанеся плюс к тому значительные повреждения еще 569 объектам, а также разрушив несколько километров траншей и ходов сообщения.
Особо следует указать на высокую интенсивность применения палубной авиации ВМС США в годы вьетнамской войны. Если в начальный период — по состоянию на 1966 год — с одного американского авианосца выполнялось в среднем 111 самолетовылетов в сутки, то уже к 1969 году данный показатель существенно возрос и составлял 178 самолетовылетов в сутки. Известный отечественный военно-морской историк Виталий Доценко в своей книге «Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века» приводит следующие средние показатели по боевой напряженности американской авианосной авиации в период вьетнамской войны из расчета на один самолет из состава корабельного авиакрыла каждого авианосца, дислоцированного в указанных выше районах боевого маневрирования: штурмовики — 1,2–1,3 самолетовылета в сутки; истребители — 0,5–0,9 самолетовылета в сутки; самолеты РЭБ — 1,25–1,50, а самолеты-разведчики — 0,58–0,83. Как видно, наиболее напряженным был график у экипажей самолетов радиоэлектронной борьбы, что объясняется, во-первых, значительным объемом решаемых задач при сопровождении каждой ударной или истребительной авиагруппы, а во-вторых, меньшим количеством самолетов РЭБ в составе корабельных авиакрыльев. В общем же в период с 1965 года по 1973 год самолеты корабельных авиакрыльев 77-го оперативного соединения совершили около 500 тысяч самолетовылетов, причем 70% из них — на выполнение «чисто» ударных задач.
Высокая напряженность, с которой действовала американская авианосная авиация во Вьетнаме, а также высокие потери — по некоторым данным, по 10–15 самолетов в сутки — потребовали от американского командования уделить особое внимание вопросам спасания экипажей сбитых или упавших вследствие технических поломок самолетов и вертолетов, для чего еще в самом начале вьетнамской войны была создана специальная служба поиска и спасания. Ее возглавил контр-адмирал Риди. Организационно она состояла из двух поисково-спасательных групп, включавших в свой состав, в свою очередь, самолеты, вертолеты и надводные корабли. Одна из групп обслуживала район боевого маневрирования «Янки», а другая — район боевого маневрирования «Дикси».
Впрочем, несмотря на значительный вклад данной службы в поддержание боеготовности палубной авиации и множество спасенных ее личным составом жизней, в истории ее боевой деятельности имелись и отдельные негативные моменты. В частности, имелась строжайшая установка, запрещавшая летчикам самолетов и вертолетов поисково-спасательных сил осуществлять операцию по эвакуации летчиков сбитых летательных аппаратов в случае, если противник организовывал в месте нахождения цели (сбитого летчика) засаду. Один из таких случаев произошел с пилотом палубного штурмовика А-4 С «Скайхок» из состава корабельного авиакрыла авианосца «Энтерпрайз». 2 января 1966 года во время нанесения бомбовых ударов по целям в глубине территории Южного Вьетнама штурмовик был сбит. Вылетевшая на поиск его пилота спасательная группа обнаружила летчика где-то в полутора километрах от места падения самолета. Он был тяжело ранен в обе ноги и лежал на открытом месте. Однако спасатели посчитали сложившуюся ситуацию ловушкой со стороны противника и потому не стали спасать сбитого пилота. Дальнейшая его судьба неизвестна. И подобные случаи были отнюдь не единичными в той войне, хотя, с другой стороны, решение не спасать сбитых летчиков при наличии признаков организации противником засады можно признать объективно верным, но — отнюдь не поднимающим боевой дух личного состава.
Что касается атомного авианосца «Энтерпрайз», то в общей сложности за период с 1965 года по начало 1973 года, то есть в период ведения систематических и широкомасштабных боевых действий против движения «Вьетконг» и Вьетнамской народной армии, корабль совершил шесть боевых походов в район Юго-Восточной Азии, а самолеты его корабельной авиагруппы выполнили более 39 тысяч самолетовылетов и израсходовали по противнику около 30 тысяч тонн боеприпасов, плюс выставили 400 морских мин в рамках осуществления действий по блокаде побережья Вьетнама. Во время одного из таких походов, в 1969 году, первенец военного атомного флота едва не погиб от собственной авиационной ракеты.

  • Город кишинев

Атомоход в огне

Итак, в январе 1969 года атомный авианосец «Энтерпрайз» отправился на очередную боевую службу к берегам Вьетнама. На маршруте следования в районе Гавайских островов кораблю предстояло пройти ежегодную проверку боевой (или эксплуатационной) готовности. В ВМС США она именуется «Operational Readiness Inspection» (ORI) и является фактически последним рубежом, который необходимо преодолеть боевому кораблю перед тем, как он приступит к решению задач боевой службы. Однако на этот раз последний рубеж едва действительно не стал самым последним в истории атомохода.
14 января 1969 года в районе Гавайских островов, примерно в 70 милях от Гонолулу, во время подготовки одного из истребителей-бомбардировщиков F-4 J «Фантом II» к боевому вылету взорвалась боевая часть подвешенного под его крылом 127-мм неуправляемого реактивного снаряда Mk 32 «Зуни» (Zuni). Согласно мнению членов комиссии, проводившей расследование данного инцидента, взрыв произошел вследствие перегрева боевой части ракеты, вызванного достаточно длительным воздействием на нее реактивной струи двигателя другого самолета, находившегося на полетной палубе авианосца и также готовившегося к вылету.


Взрыв на «Энтерпрайзе» 14 января 1969 года
В результате взрыва ракеты в кормовой части авианосца возник сильный пожар, который, в свою очередь, стал причиной серии взрывов авиационных бомб и неуправляемых авиационных ракет. По собранным комиссией данным и свидетельствам очевидцев, в течение всего лишь 20 минут на полетной палубе атомохода произошло 18 мощных взрывов, в том числе сдетонировали восемь авиабомб калибром 500 фунтов (227 кг).
Согласно восстановленным в ходе расследования событиям того трагического дня, первым взорвался боезапас на находившемся в районе кормовой части правого борта авианосца истребителе-бомбардировщике F-4 J «Фантом II» (бортовой № 103), вследствие чего в том районе возник крупный очаг возгорания. Однако через некоторое время, а именно в 8 часов 26 минут в том же районе полетной палубы «Энтерпрайза» произошел еще один мощный взрыв — его причиной стала одновременная детонация боеприпасов, подвешенных на нескольких штурмовиках А-7 B «Корсар II» и включавших 500-фунтовые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты «Зуни» и более 400 снарядов калибра 20 мм для авиационных пушек самолетов. После этого командир корабля развернул «Энтерпрайз» против ветра — чтобы дым от пожара не застилал надстройку и не ограничивал обзор с ходового мостика корабля.


Так «корсары» стояли на палубе «Энтерпрайза» до пожара
Аварийные команды авианосца приступили к тушению очагов возгорания. Однако огонь добрался до семи стоявших неподалеку самолетов F-4 J «Фантом II», каждый из которых был вооружен управляемыми ракетами «Спарроу» класса «воздух — воздух».


Аварийные команды ведут борьбу за живучесть «Энтерпрайза»
На четырех самолетах к тому же находились еще и по шесть авиабомб калибра 500 фунтов и по восемь 127-мм неуправляемых авиационных ракет «Зуни». Последовали новые взрывы, площадь возгорания стремительно расширилась. В итоге аварийным командам, несмотря на всю их самоотверженную работу, не удалось локализовать пожар на правом борту, и пламя перекинулось с «Фантома» с бортовым № 112 на «Фантом» с бортовым №310, стоявший на полетной палубе по левому борту. По воспоминаниям очевидцев, занятый в борьбе за живучесть корабля личный состав экипажа едва успел развернуть дополнительные средства для борьбы с огнем в районе левого борта полетной палубы, как там прогремел новый мощный взрыв. На этот раз сдетонировал боезапас находившихся там двух истребителей-бомбардировщиков «Фантом» с бортовыми №№ 105 и 106, а также топливные баки находившегося рядом самолета радиоэлектронной борьбы А-3 «Скайуорриор».


В результате детонации боезапаса в бронированной полетной палубе авианосца образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода, а в правом борту «Энтерпрайза» зияла дыра диаметром 4,5 метра
Взрыв был такой силы, что от «фантомов» не осталось даже двигателей — лишь небольшой фрагмент носовой части фюзеляжа остался лежать на полетной палубе авианосца. В огромном шаре пламени возникшего пожара погибли практически все военнослужащие, находившиеся на момент упомянутого взрыва в составе расчетов аварийных команд левого борта, а значительное количество моряков получили тяжелые ранения. Через некоторое время пламя перекинулось на ангар, где оно продолжало бушевать более трех часов — на атомном «Энтерпрайзе» творился настоящий ад.
Эсинцы спешат на помощь

Подошедшие на помощь атомоходу эскадренный миноносец «Роджерс» (USS Rogers, DD-876), типа «Гиринг», и эскадренный миноносец УРО «Бенджамин Стоддерт» (USS Benjamin Stoddert, DDG-22), типа «Чарльз Ф. Адамс», обрушили на горящий корабль тонны воды. Впоследствии эсминец «Роджерс» за активные действия по тушению пожара на авианосце «Энтерпрайз» получил награду — упоминание в приказе министра ВМС США.


У борта «Энтерпрайза» – эсминец «Роджерс» (DD-876), вдалеке виден идущий на помощь эсминец УРО «Бенджамин Стоддерт» (DDG-22), а на переднем плане – горящие штурмовик А-7В «Корсар II» (слева) и истребитель-бомбардировщик F-4J «Фантом II» (справа)
Совместными усилиями пожар был потушен, однако авианосцу был нанесен значительный ущерб. Команда авианосца проявила самоотверженность, мужество и героизм, продолжая борьбу с огнем даже несмотря на то, что каждый из следовавших один за другим взрывов приносил все новые жертвы, буквально выкашивая ряды моряков. Один из очевидцев назвал позднее это «настоящей мясорубкой».
В рамках последующего расследования коммандер Харольд Маунт (Commander Harold Mount), проходивший службу в штабе командующего авиацией Тихоокеанского флота ВМС США, оценивая действия личного состава авианосца «Энтерпрайз», подчеркнул: «На мой взгляд, личный состав палубной команды проявил беспримерный героизм. Они раскатывали пожарные рукава и боролись с огнем, а когда очередной взрыв сметал половину аварийной партии, на смену павшим приходили их товарищи — они брали пожарные рукава и смело шли в огонь… Они шли в огонь с тем оборудованием, которое оказалось под рукой. Большей частью это были пожарные рукава, которые подавали воду или пену всего на 6–10 футов (1,8–3,0 метра — Прим. В. Щ.), что было совершенно не эффективно. Но они шли вперед и делали с этим оборудованием все, что могли… Я считаю, что именно личный состав палубной команды своими действиями обеспечил локализацию и сумел снизить ущерб». В свою очередь, капитан Роберт Хулхерст (Captain Robert A. Hoolhurst), руководитель учебной группы Тихоокеанского флота ВМС США и очевидец трагедии, заявил: «Тушить пожар в таких условиях было делом практически невозможным. Постоянно взрывались бомбы и другие боеприпасы, нанося потери в личном составе. Я не знаю, сколько человек были убиты или ранены в результате детонации боезапаса, но после того, как пожар был потушен, я обнаружил, что обращенная в корму часть надстройки-остова корабля буквально изрешечена осколками и шрапнелью».
В результате детонации авиационного боезапаса в бронированной полетной палубе авианосца, которая «рассчитана на то, чтобы выдержать попадание 500-фунтовой авиабомбы», образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода. В правом борту «Энтерпрайза» зияла зловещей пустотой дыра диаметром около 4,5 метра, значительные повреждения получили и внутренние помещения корабля. Фактически волна разрушений в той или иной степени достигла уровня ватерлинии авианосца. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено в пламени огромного пожара и разрушено ударными волнами мощных взрывов, и говорить не стоит. Ущерб составил миллионы долларов, плюс к тому пришлось отложить боевую службу авианосца в районе побережья Вьетнама.


Эсминец УРО «Бенджамин Стоддерт». 15 апреля 1983 года
Ремонт корабля, осуществлявшийся на военно-морской верфи ВМС США в Перл-Харборе, штат Гавайи, занял шесть недель. 5 марта 1969 года авианосец «Энтерпрайз» вышел в море на пятидневные ходовые испытания, после завершения которых корабль был вновь направлен в воды Тонкинского залива, где начиная с 31 марта 1969 года корабельное авиакрыло «Энтерпрайза» приступило к решению поставленных командованием боевых задач.
Январская 1969 года трагедия, произошедшая с авианосцем «Энтерпрайз» и получившая в американской военно-морской исторической литературе название «Большой пожар» (Big Fire), оказала большое влияние на ее очевидцев и специалистов. В итоге один из бывших членов экипажа атомохода, Майкл Джо Карлин (Michael Joe Carlin), написал и издал посвященную данной трагедии книгу под названием «Trial: Ordeal of the USS Enterprise», что можно перевести примерно как «Судный день «Энтерпрайза». Причем М. Д. Карлин лично находился на корабле во время трагедии и в процессе подготовки книги использовал не только материалы проводившегося под руководством генерального прокурора США (Judge Advocate General) официального расследования, но и свои воспоминания, а также многочисленные воспоминания очевидцев катастрофы — его сослуживцев. Книга выдержала уже три издания, постоянно пополняется новыми данными и фотографиями. Читателям, владеющим английским языком и интересующимся военно-морской историей, рекомендую ознакомиться с данным произведением.
Взрывоопасный «Святой Моисей»

Эпизод, произошедший с атомным авианосцем «Энтерпрайз», оказался не единственным. В годы вьетнамской войны, в условиях фактического отсутствия прямого огневого воздействия противника на американские авианосцы несколько кораблей данного класса получили весьма серьезные повреждения — в результате пожаров, коих на авианосцах ВМС США в период 1965–73 годов случилось 51, в том числе 19 крупных. При этом преимущественными причинами всех пожаров, по данным расследовавших их комиссий, стали небрежность экипажей авианосцев и нелепые случайности.
В случае с трагедией на «Энтерпрайзе» сработали обе эти причины. Не попади раскаленные газы реактивной струи «Фантома» на боевую часть неуправляемой авиационной ракеты — не было бы и трагедии. Особо примечательно, что первопричиной значительного количества пожаров и серьезных аварийных происшествий на американских авианосцах стали именно 127-мм ракеты типа «Зуни». Прозванные в американском флоте «Святой Моисей» («Holy Moses»), эти неуправляемые ракеты стали не только простым и надежным авиационным средством поражения наземных целей, но еще и источником повышенной опасности, собравшим жертвы не только среди солдат противника, но и среди экипажей и корабельных авиакрыльев своих кораблей.
В частности, именно 127-мм неуправляемая авиационная ракета Mk 32 «Зуни» стала причиной крупнейшей после окончания Второй мировой войны в американском флоте аварии, произошедшей также в период вьетнамской войны, 29 июня 1967 года, на ударном авианосце «Форрестол» (Forrestal, CVA-59) одноименного типа.


Ударный авианосец «Форрестол» до пожара – где-то в 1965-66 годах
В тот раз у одной из ракет, подвешенных под крылом находившегося на верхней, полетной палубе и приготовленного к вылету самолета F-4 В «Фантом II», несанкционированно сработало устройство пуска. «Святой Моисей» ударил стоявшего рядом моряка, а затем пролетел через палубу авианосца с правого борта на левый и попал в подвесной, емкостью 400 галлонов, топливный бак стоявшего там палубного штурмовика А-4 Е «Скайхок» (бортовой № 405), пробил его насквозь и плюхнулся в море. Механизм безопасности предотвратил взрыв боевой части «Зуни». Но бак «Скайхока» был пробит — топливо мгновенно разлилось по полетной палубе и загорелось, огонь перекинулся на остальные подвесные топливные баки машины. Причем ситуация усугубилась тем, что «Форрестол» развил высокую скорость — по данным американских источников, порядка 30 узлов, поэтому сильный ветер стремительно разнес горящее топливо по полетной палубе.


127-мм неуправляемая авиационная ракета Mk 32 «Зуни», прозванная американскими летчиками «Святой Моисей»
Пилот несчастливого «Скайхока», лейтенант-коммандер Фред Д. Уайт (Fred D. Whit), буквально чудом сумел выскочить из кабины своей машины, но почти тут же был убит взрывом первой авиабомбы. Вместе с ним погибли несколько моряков из палубной команды, бросившиеся тушить пожар. Кстати, пилотом одного из «скайхоков» тогда был молодой лейтенант-коммандер Джон Маккейн (John McCain), будущий сенатор и кандидат в президенты США. Ему удалось в промежутках между взрывами бомб и ракет выбраться из кабины своего самолета (бортовой № 416), после чего он пробежал по носу машины, спрыгнул на палубу с топливозаправочной штанги и принял активное участие в тушении пожара. Вскоре взорвавшаяся 1000-фунтовая авиабомба разрушила снаряженный боезапасом штурмовик Маккейна. В бронированной палубе корабля образовалась огромная пробоина, а почти все находившиеся рядом моряки аварийных партий, исключая трех, погибли.


Дыры в палубе «Форрестола»
Затем последовали многочисленные взрывы 1000-фунтовых и 500-фунтовых авиабомб (соответственно калибром 454 кг и 227 кг) и ракет. На момент трагедии в том районе были сосредоточены 27 самолетов, полностью заправленные и снаряженные боеприпасами. Плюс к тому, рядом на палубе в деревянной укупорке находились несколько тонн бомб и ракет, приготовленных к подвеске на другие самолеты — авианосец на тот момент готовился к подъему самолетов для нанесения удара по позициям противника. Моряки, находившиеся в это время в кубриках, расположенных ниже места взрывов боезапаса, оказались в буквальном смысле в смертельной ловушке. В первые же минуты трагедии погибли 50 человек.
В общей сложности борьба с пожаром на полетной палубе продолжалась не менее 13 часов, а борьба за живучесть во внутренних помещениях авианосца — более суток. По воспоминаниям очевидцев, за борт пришлось сбросить почти все подготовленные к вылету самолеты и предназначавшиеся для них боеприпасы. В материалах комиссии также зафиксироан случай, когда один из лейтенантов, небольшого роста, в одиночку поднял и перебросил за борт авиабомбу калибра 250 фунтов, то есть бомбу массой около 113 кг! Несмотря на то что при помощи подошедших кораблей пламя на верхней палубе удалось потушить примерно за час, пожар во внутренних помещениях авианосца еще долго не поддавался аварийным командам.
Когда пожар наконец-то был ликвидирован, присутствовавшим показалось, что авианосец «Форрестол» как будто бы вышел из ожесточенного сражения — настолько огромны были полученные повреждения. Из десяти палуб авианосца шесть были повреждены в той или иной степени, в полетной палубе от разрывов авиабомб образовались семь пробоин диаметром до 7 метров каждая, а внутренние помещения корабля выглядели, словно фанерный домик после урагана.
По данным ВМС США, в ходе трагедии погибли 134 человека и еще 161 моряк и летчик получили ожоги и ранения различной степени тяжести. Корабельное авиакрыло авианосца лишилось десятков боевых самолетов, из которых 21 самолет был полностью уничтожен (в том числе семь F-4 B «Фантом II»), одиннадцать A-4 E «Скайхок», а также три самолета-разведчика RA-5 C «Виджилент», а еще 43 самолета повреждены, причем многие не подлежали восстановлению. Ущерб, причиненный непосредственно кораблю, специальная комиссия оценила в 72 млн. долларов (более четверти начальной стоимости корабля), а общий ущерб составил около 135 млн. долларов. «Форрестол» восстанавливали около семи месяцев, причем только для ремонта полетной палубы потребовалось до 800 тонн броневой стали.

С авианосца «Форрестол» выносят тела погибших моряков
Конечно же, «падкая на пакости» неуправляемая авиационная ракета «Зуни» здесь не самое главное. Главная причина происходившего на «Энтерпрайзе», «Форрестоле» и ряде других авианосцев заключалась в недостаточно эффективно организованной системе противопожарной защиты таких крупных кораблей, какими являлись американские авианосцы. Впрочем, американцам понадобилось всего лишь несколько месяцев для разработки эффективной системы противопожарной защиты авианосцев и создания новых средств пожаротушения. В частности, уже в конце 1967 года на вооружение авианосцев была принята система, представлявшая собой самоходное шасси, на котором размещались емкость на 180 кг сухого пламегасящего порошка бикарбоната калия («Пурпле-К») и 190-литровый баллон, наполненный шестипроцентной так называемой «легкой водой». Последняя представляла собой пенообразователь поверхностно-активного вещества синтетического фтористого углерода плотностью 1010 кг/м3 и хорошо смешивалась как с пресной, так и с морской водой. На проведенных испытаниях данной системы горящее авиационное топливо типа JP-5 (марка авиатоплива для реактивных самолетов авиации ВМС США), разлитое на площади более 50 м2, было потушено всего за 21 секунду.

Первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз» заложен в 1958 г. и вошел в состав флота в ноябре 1961 г. Тогда это был самый большой военный корабль , построенный когда-либо. Сравнимый по размерам с кораблями класса «Нимитц», «Энтерпрайз» построен по модифицированному проекту авианосца класса «Форестол» с большими размерами, продиктованными силовой установкой из восьми ядерных реакторов A2W Высокая стоимость заставила отказаться от серии из пяти других кораблей, запланированных к постройке в военно-морской программе строительства. С января 1979 г. по март 1982 г. «Энтерпрайз» подвергся капитальному ремонту, который включил переделку конструкции «островной» надстройки и установки новых радиоэлектронных систем. «Энтерпрайз» оборудован четырьмя паровыми катапультами, четырьмя самолетоподъемниками и несет 2520 т авиационных боеприпасов и 10,3 млн л авиатоплива, что достаточно для ведения авиационных операций в течение 12 дней без пополнения бортовых запасов. Подобно другим американским авианосцам, на «Энтерпрайз» имеются боеприпасы, включающие ядерные бомбы В61 (10 кт), В57 (20 кт), В43 (60 кт), В61 (100 кт), В43 (200 кт), В61 (330 кт), В43 (400 кт), В43 (600 кт) и В61 (900 кт), ракеты «воздух-земля» с ядерной боевой части (100 кт) и 10-кт глубинные ядерные бомбы В57. Когда требуется, авианосец может брать на борт стратегические ядерные бомбы В43 (1,4 Мт) и В28 (1,2 Мт). Состав и количество авиагруппы аналогичны авиагруппе на авианосце класса «Нимитц». На «Энтерпрайзе» есть те же самые средства ASCAC (ASW Classification and Analysis Center — центр классификации и анализа противолодочной борьбы), NTDS (Naval Tactical Data System — автоматизированная система управления боевыми действиями кораблей) и TFCC (Tactical Flag Command Center — тактический флагманский командный центр). В дополнение к спутниковой системе связи ОЕ-82 на корабле имеются установленные в 1976 г. две антенны (комплекта) SCOT британской спутниковой связи, используемой на британских кораблях и в НАТО. «Энтерпрайз» в настоящее время действует в Тихоокеанском флоте США и дважды, между 1979 г. и 1994 г., капитально ремонтировался. Ожидается, что корабль в конечном счете будет действовать приблизительно до 2013 г.

Тактико-технические характеристики «Энтерпрайз»

  • Водоизмещение, т: 75 700 — стандартное; 89 600 — полное;
  • Размеры, м: длина 335,9; ширина 40,5; осадка 10,9; ширина полетной палубы 76,8;
  • Главная энергетическая установка: паровые турбины с четырьмя валами мощностью, л. с. (кВт): 280 000 (208 795);
  • Скорость хода, узлов: 32;
  • Самолеты: см. класс «Нимитц»;
  • Вооружение: три восьми контейнерные пусковые установки (без перезарядки) зенитно-ракетный комплекс «Си Спарроу», три 20-мм зенитных артиллерийских комплекса «Вулкан-Фаланкс»;
  • Электроника: одна навигационная радиолокационная станция SPS-10, один радар SPS-49 для обнаружения воздушной цели, один трехкоординатный радар SPS-48C, один радар SPN-65 для обнаружения воздушных и надводных целей, один радар SPN-58 для обнаружения низколетящих воздушных целей, один SPN-35A, два SPN-41 и один SPN-44 комплектов средств обеспечения посадки самолетов, три радиолокационные станции системы управления огнем Мк.91, один комплект URN-26 радионавигационной системы TACAN, один комплект станции радиотехнической разведки SLQ-29, четыре пусковых устройств дипольных отражателя Mk.36 Super RBOC;
  • Экипаж: 3395, плюс 1891 — авиагруппа.

Тактико-технические характеристики

«Энтерпрайз» (USS Enterprise)
Водоизмещение: 75 700 т стандартное, 93 970 т полное
Размерения: длина 342,3 м, ширина 40,5 м, осадка 10,9 м, ширина полетной палубы 76,8 м.
ЭУ: четырехвальная паротурбинная (восемь ядерных реакторов A2W, четыре паровые турбины) мощностью 280 000 л. с.
Скорость хода: 33 уз.
Авиакрыло: см. по тексту в разделе «Усовершенствованный Форрестол»
Вооружение: три восьмизарядные ПУ Мк 29 ЗУР «Си Спэрроу», три 20-мм ЗАК «Вулкан-Фаланкс» (планируется заменить на ЗРК «Sea RAM»).
РЭВ: РЛС - SPN-64(V)9 (навигационная), SPS-49(V)5"(OBU), SPS-48E (трехкоординатная), SPS-67 (ОНЦ), Мк 23 TAS (обнаружения и автоматического сопровождения целей), шесть Мк 95 (управления стрельбой ЗРК), три станции целеуказаня системы Мк 91 MFCS (Missile Fire Control System) управления стрельбой ЗУР; SPN-41, SPN-43A и две SPN-46 (УВД и обеспечения посадки); станция URN-25 навигационной системы TACAN; комплекс гидроакустического противодействия SLQ-25 «Никси»; система РЭБ SLQ-32(V)4/StY-2; противоторпедная система SSTDS (Surface Ship Torpedo Defence System); четыре ПУ ложных целей Mk 36 SRBOC.
Экипаж: 3215 человек (171 офицер), авиакрыло 2480 человек (358 офицеров).

Первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз» был заложен в 1958 году и введен в боевой состав в ноябре 1961-го. На то время это был самый крупный когда-либо построенный боевой корабль. Крупнее него стали только построенные позднее авианосцы типа «Нимитц». «Энтерпрайз» строился по усовершенствованному проекту авианосца «Форрестол», в который были заложены увеличенные размеры для размещения ядерной ЭУ, состоящей из восьми водо-водяных реакторов A2W с топливом из обогащенного урана. Высокая стоимость его строительства привела к сокращению кораблестроительной программы ВМС США на пять единиц.


С января 1979 года по март 1982-го на «Энтерпрайзе» были проведены значительные работы по ремонту и модернизации, в ходе которых в том числе была перестроена надстройка, установлены новые РЛС и мачта взамен характерного купола для системы РЭП. «Энтерпрайз» оснащен четырьмя паровыми катапультами и четырьмя самолетоподъемниками, несет запасы авиационных боеприпасов и авиатоплива в размере 2520 т и 10,3 млн. литров соответственно. Как и у других американских авианосцев, боезапас включал в себя ядерные авиабомбы различных калибров (10-кт В61, 20-кт В57, 60-кт В43, 100-кт В61, 200-кт В43, 330-кт В61, 400-кт В43, 600-кт В43 и 900-кт В61), УР «Уоллай» класса «воздух - земля» со 100-кт ядерной боеголовкой и 10-кт ядерные глубинные бомбы В57. Кроме того, при необходимости на борту могли быть размещены ядерные авиабомбы В43 (1,4 Мт) и В28 (1,2 Мт). Размер и состав авиакрыла аналогичен тому, который размещается на авианосцах типа «Нимитц».

«Энтерпрайз» оснащен автоматизированными системами анализа информации о подводных целях ASCAC, боевого управления NTDS и аппаратурой флагманского командного центра TFCC. Для обеспечения спутниковой связи на нем помимо антенн ОЕ-82 установлены две британские антенны SCOT (в 1976 году), что позволяет кораблю взаимодействовать с натовскими, и в том числе британскими, кораблями.
«Энтерпрайз» входит в состав Атлантического флота и в период 1991-1994 годов прошел ремонт и модернизацию по программе 5LEP. Планируется, что он пробудет в боевом составе флота до 2014 года.

Ударный атомный авианосец ВМС США USS Enterprise (CVN-65) стал первым в мире атомным авианосцем, и 8-м по счету кораблем по именем Enterprise в истории военно-морского флота США. Как и его предшественник, знаменитый авианосец времен 2-й мировой войны, USS Enterprise, новый авианосец быстро получил прозвище Big E – Большой Э. USS Enterprise (CVN-65) был и остается самым длинным в мире военным кораблем, его длина составляет 342 метра. Планировалось построить 6 авианосцев класса Enterprise, однако был построен всего один, постройку остальных пришлось отменить из-за слишком высокой стоимости. К настоящему времени USS Enterprise (CVN-65) стал вторым по возрасту ветераном ВМС США, числящемся в строю, старше него только парусный фрегат USS Constitution. USS Enterprise находился в строю 51 год, больше, чем любой другой авианосец в мире. За это время службу на его борту прошли более 100 тысяч моряков.
У Биг Э есть и другие особенности, делающие его единственным в мире. Например, 8 атомных реакторов, или 4 руля.

Но все-таки главные достоинства Биг Э заключаются в его биографии. Авианосец стал символом военно-морской мощи США и принимал участие практически во всех войнах и конфликтах, в которые были втянуты США. Киль Энтерпрайз заложили в 1958 году на верфи в Ньюпорте, в сентябре 1960 года он был спущен на воду, 25 ноября 1961 года он официально вступил в строй ВМФ США, а 12 января 1962 года вышел в свой первый поход. Уже в октябре того же года Биг Э стал участником первого конфликта в своей истории – Кубинского кризиса. С 1965 года и по 1973 год, конец Вьетнамской войны, авианосец периодически принимал участие в боевых действиях США во Вьетнаме, попутно поучаствовав в конфликте между КНДР и Южной Кореей. В этот же период, 14 января 1969 года, произошла и знаменитая авария на борту авианосца – сильный пожар, вызванный взрывом самолетной ракеты воздух-воздух и воздух-земля Зуни, подвешенной к крылу Фантома, стоявшего на взлетной палубе. Погибло 27 человек, 314 получили ранения, 15 самолетов были уничтожены взрывами и огнем. Сильно досталось и авианосцу, он ушел на ремонт в Перл-Харбор.
В апреле 1975 Биг Э осуществил очень рискованную операцию по эвакуации из Сайгона американских граждан и вьетнамцев, обреченных на уничтожение новой коммунистической властью. Людей эвакуировали вертолетами с крыш американского посольства и командного центра под огнем вьетконговской артиллерии, под воздушным прикрытием истребителей. Последний вертолет взлетел с крыши посольства в 0753 30 апреля 1975 года с 11 морскими пехотинцами на борту.
Не обошли Биг Э стороной войны в Персидском заливе и Югославский конфликт, уж не говоря про присутствие авианосца, в качестве сдерживающей силы, в массе горячих точек, грозивших перерасти в пожар большой войны.

Планировалось списать Энтерпрайз где-то в 2014-15 годах, однако остановились на конце 2012 года. Биг Э будет торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря 2012 года в Норфолке, Вирджиния. После церемонии списания ему предстоит пройти деактивацию реакторов и выгрузку топлива - операция, которая займет почти столько же времени, сколько его строительство. Планируется начать деактивацию в середине 2013 года, и закончить где-то в 2015-м. В США давно уже идет активная кампания по сохранению авианосца в качестве мемориала-музея, однако специалисты скептически относятся к этой идее, поясняя, что после выгрузки топлива и деактивации реакторов от внутренностей авианосца мало что останется, потому что выемка топлива и реакторов потребует капитальной разборки конструкций корабля. Скорее всего, часть Биг Э все-таки будет сохранена – его знаменитый «остров», надстройка, характерного кубообразного вида. Такой вид она получила не по прихоти разработчиков проекта корабля, а в связи с установкой на Биг Э первой в мире фазовой РЛС, то есть РЛС, использующей не вращающиеся, а стационарные антенны.

ТТД:
Класс: Enterprise
Предшествующий класс: Kitty Hawk
Последующий класс: Nimitz
Строитель: Newport News Shipbuilding and Drydock Company
Стоимость строительства: 451.3 миллиона долларов
Заложен 4 февраля 1958 года
Спущен на воду 24 сентября 1960 года
Крещен 24 сентября 1960 года
Передан ВМС США 25 октября 1961 года
Подъем военно-морского флага 25 ноября 1961 года
Базовый порт: база ВМС Норфолк Вирджиния
Водоизмещение 93284 тонн с полной загрузкой
Длина 342 метра
Ширина 40.5 метра (ватерлиния)
Ширина макс 78.4 метра
Осадка 12 метров
Мощность ССУ 280000 л.с.
Макс скорость 33.6 узла (62.2 км/час)
Вместимость 5828 человек макс
Экипаж 3000 человек (2700 рядовых, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
Летный состав 1800 человек (250 летчиков и 1550 технический персонал)
Самолеты: макс 90, обычно 60
4 паровых катапульты
Взлетная палуба, ангары, хранилища боеприпасов и реакторы имеют броневое покрытие
Девизы авианосца:
Мы – легенда
Готовность по приходу
Первый и самый-самый
Официальный сайт авианосца: http://www.enterprise.navy.mil/

Я с советских, школьных времен помню авианосец Энтерпрайз, он тогда, наряду с Фантомами, Зелеными Беретами и ракетами Поларис был символом американских империализма, военщины и агрессивной преступной внешней политики, диктуемой заправилами Уолл-Стрит и монополистическим капиталом. Ужас просто был какой-то, так они угрожали миру. Мы конечно, знали, благодаря нашей партийной печати, что Энтерпрайз несет в себе страшную угрозу миру и человечеству, но как же он к себе притягивал, как был загадочно соблазнителен, как мечталось каким-нибудь чудом на него попасть! Мы нутром понимали, что у нас ничего подобного Энтерпрайзу не было и нет. Помните знаменитую песню про Фантом, с ревом набирающий высоту? Он значит, с ревом забирался в высоту, чтобы потом обрушиться на головы борющихся с империализмом народов, а у нас эту песню орали во всех кабаках, Пугачева и та отдыхала.

Вот так мы к американской военщине и относились – с одной стороны военщина и угроза (хотя никогда реально в нее не верилось, почему-то), а с другой завораживающая красота гигантского Энтерпрайза и уходящих с его палубы в высоту ревущих Фантомов. Можем мы припомнить корабль, равный Энтерпрайзу в советском послевоенном ВМФ (да и военном тоже) – не по размерам конечно, и ТТД, а по памяти, которую он оставил? Корабль, который общественность требовала бы сохранить, как музей и памятник? Лично я не могу. Может быть, памятника достойны тральщики, разгребавшие завалы мин в Суэцком канале после арабо-израильского конфликта в 60-х 70-х? Но они небось, уже трижды побывали в переплавке. Кто еще мог бы стать памятником и примером? Не знаю.

У СССР, и в настоящее время РФ, авианосцев класса Энтерпрайз нет, не было и не будет, можно уверенно об этом говорить. У СССР была единственная и неповторимая возможность обзавестись настоящим первоклассным авианосцем, когда он получил по репатриации недостроенный немецкий авианосец Граф Цеппелин. Вместо того, чтобы достроить и далее использовать Графа не только как боевой корабль, но и как платформу для развития советского класса авианосцев, его потопили – мол, по требованию американцев и англичан, таковы мол, были соглашения. Ой-ой, ну надо же. Подписали соглашение и его придерживались – разве коммунисты когда свое слово нарушали? Действительность куда проще и тупее – товарищ Сталин сразу после 2-й мировой начал готовиться к 3-й, и ему грезились армады супер линкоров в сопровождении супер крейсеров, ставящие на колени заносчивых американцев. Это после опыта 2-й мировой, ликвидировавшей линкоры как устаревший тип кораблей. Ну надо ж было додуматься! Сталин не понимал ни значения авианосцев, ни коренных перемен в военно-морских силах, произошедших в ходе 2-й мировой войны, а подсказать было некому. Хорошо его вовремя отправили на тот свет, и уже начатое строительство гигантских и дорогих мишеней для авианосцев в будущей войне, если бы она разразилась, тут же прекратили. Впрочем, нашему ВМФ не помог бы и Граф Цеппелин. На первом месте должны быть люди. До тех пор, пока к людям в России относятся как разменной монете, как к крепостным, у РФ, как до того у СССР, не было и не будет первоклассного военно-морского флота.

Энтерпрайз, как и всю американскую военщину, не устают обвинять в участии в преступных войнах и конфликтах. Почему советские и теперь российские войны конфликты все без исключения благородные, а американские преступные, я не знаю. Однако когда где-то в мире возникает горячая точка, на помощь почему-то зовут США и НАТО.

Войтенко Михаил
28 сентября 2012
Фотографий Энтерпрайз в сети очень много, я не стал утруждать себя публикацией десятков фото, и выбрал несколько, которые понравились мне больше прочих. На фотографиях взлета и посадки самолета французский Rafale M, базировавшийся на Энтерпрайз в ходе совместных действий. Фото горящего Энтерпрайз, это тот самый знаменитый пожар, который взахлеб описывали советские СМИ с чувствами глубокой радости и удовлетворения.

Первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на пять запланированных к постройке кораблей серии. Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, что стало одной из причин, по которой от строительства серии кораблей отказались.

Атомный ударный авианосец «Энтерпрайз»
USS Enterprise (CVN-65)

«Энтерпрайз» в сопровождении ракетных крейсеров «Бейнбридж » и «Лонг Бич »
Служба
США США
Класс и тип судна авианосец
Изготовитель Newport News Shipbuilding
Строительство начато 04.02 .
Спущен на воду 24.09 .
Введён в эксплуатацию 25.11 .
Выведен из состава флота 01.12 .
Статус списан 3 февраля 2017
Основные характеристики
Водоизмещение 73 858 т,
полное - 93 400 т
Длина 342 м
Ширина 78,4 м,
по ватерлинии - 40,5 м
Осадка 12 м
Двигатели 8 реакторов, 4 турбины
Мощность 210 МВт
Скорость хода 33,6 узлов (62,2 км/ч)
Экипаж 3000 человек + 1800 человек авиакрыла
Вооружение
Авиационная группа до 90 самолётов и вертолётов
Изображения на Викискладе

Имеет наибольшую (342,3 метра) длину среди боевых кораблей мира. The First, the Finest («Первый и лучший») - девиз авианосца. Одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль . Общий боезапас вооружений составляет 2520 тонн.

Конструкция

Из-за превышения бюджета на «Энтерпрайз» не установили запланированную зенитно-ракетную систему (ЗРК) Terrier . Вместо этого, система обороны корабля была оснащена тремя пусковыми установками (ПУ) ЗРК RIM-7 Sea Sparrow малой дальности, последующие модернизации добавили две ПУ ЗРК NATO Sea Sparrow (NSSM) и три АУ Phalanx CIWS .

На «Энтерпрайзе» была установлена радарная система SCANFAR , основанная на фазированной антенной решётке , предоставляющая преимущество над традиционными радарами с вращающейся антенной. «Энтерпрайз» стал единственным авианосцем с ядерными реакторами, неся на борту восемь реакторов типа A2W.

История

Заложен 15 ноября 1957 года на верфи Newport News Shipbuilding . Спущен на воду 24 сентября 1960 года .

12 января 1962 года совершил своё первое плавание, длившееся 3 месяца, в ходе которого проводились ходовые испытания и учения, с целью выявления полных возможностей авианосца, под командованием командира корабля Винсента Депо.

«Боевым крещением» авианосца стал Карибский кризис - корабль в составе сил 2-го флота ВМС США привлекался к операции по морской блокаде Кубы.

Далее несколько лет нес вахту на Средиземном море . 31 июля 1964 года Гибралтар покинуло т. н. «Первое оперативное соединение»: атомный ударный авианосец «Энтерпрайз», атомный крейсер УРО «Лонг Бич » и атомный фрегат УРО «Бэйнбридж » (особенностью соединения было то, что все три корабля - атомные). Первой в мире полностью атомной эскадре была поставлена задача совершить кругосветное плавание . 3 октября того же года операция «Морская орбита », как именовался этот поход (имевший, впрочем, скорее демонстрационно-пропагандистское, чем военно-стратегическое значение), был завершён.

С 1965 года «Энтерпрайз» вошёл в состав 7-го флота ВМС США и отправился в Юго-Восточную Азию. С началом участия во Вьетнамской войне , в декабре 1965 года «Энтерпрайз» стал первым кораблём с ЯСУ , принявшим участие в боевых действиях. Авианосцем был установлен рекорд - 165 боевых вылетов с борта корабля за одни сутки.

В начале 2011 года находился у побережья Сомали , участвуя в борьбе с морскими пиратами .

26 марта 2012 года «Энтерпрайз» в составе авианосной группы ВМС США (ракетный крейсер, три эсминца, ударная атомная подводная лодка, а также танкер) вошёл в Средиземное море, чтобы затем направиться в Персидский залив ; 3 апреля группа прибыла туда.

4 ноября 2012 года авианосец завершил своё последнее 8-месячное плавание. Всего авианосец выходил в море 25 раз. Выведен из состава флота 1 декабря 2012 года .

Ещё при приближении к берегам Северной Америки, прямо в открытом океане, началась операция по выгрузке боезапаса: днем и ночью на протяжении нескольких дней (24-26 октября) элеваторы поднимали на полетную палубу тысячи единиц боеприпасов, которые потом, с помощью вертолетов, доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты снабжения. Потребовалось 1260 вертолетных рейсов, чтобы опустошить гигантские погреба старого авианосца.

1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась процедура деактивации «ядерного сердца» «Энтерпрайза».

Планировалось, что корабль будет находиться в составе флота до середины 2013 года. Официальная церемония выведения «Энтерпрайза» из состава ВМС состоялась только после спуска на воду нового атомного многоцелевого авианосца (АВМА) «Gerald R. Ford ». В карьере первого в мире атомного авианосца наступила завершающая фаза: началась разделка корабля на металл. Работы по утилизации «Энтерпрайза» должны были завершиться к 2015 году.

Предложение о превращении «Энтерпрайза» в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца - его надстройка-«остров», которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.

  • Cracknell, WH, Warship Profile 15, USS Enterprise (CVAN 65) Nuclear Attack Carrier , USN .
  • United States Naval Aviation, 1910–1995 , Naval Historical Center .
  • USS Enterprise (CVN 65) public affairs office