Когда и как можно освятить квартиру самостоятельно. Сколько среднем стоит вызвать батюшку освятить квартиру

Освящение квартиры и дома, прочих помещений в Самаре. Как подготовиться, как пригласить священника и чем благодарить

Освящение - это призывание помощи Божией на жилище и на тех, кто проживает в доме

Каждый знает, что квартиру можно освятить, но не все до конца понимают смысл этого действия. В большинстве случаев люди называют это чинопоследование «чисткой», мол, «Батюшка, Вы почистите квартиру или сделайте так, чтобы дело пошло на работе».

А какой в действительности заложен смысл в данном чинопоследовании? На самом деле это чинопоследование очень глубокое и важное. И если бы все понимали смысл этого действия, то после освящения регулярно каждый год приглашали бы священника помолиться дома.

Если дом или квартира достроена, то ее можно и нужно освящать, если не достроена, то я бы рекомендовал отслужить молебен на основание дома

Как подготовиться к освящению квартиры?

    Прежде всего надо совершить уборку и навести порядок, таким образом Вы проявляете Благоговение к совершаемому действию.

    Важно, чтобы время и день освящения были определены таким образом, чтобы все живущие в доме присутствовали на освящении, потому как молитва важна для всех, если кто-то против, то семеро одного не ждут.

Какого священника пригласить на освящение квартиры или дома? И что важно при освящении квартиры

Все незапрещенные священники имеют равную возможность и являются одинаковыми носителями Божественной Благодати. Поэтому, какой бы священнослужитель ни совершал освящение, будет идентичный результат. Но сам подход священнослужителя к совершаемому действию важен. Потому как предстоящие люди могут начать молиться, а могут и не начать, и очень хорошо было бы, чтобы предстоящие люди начали молиться, а не просто присутствовать.

И здесь важны некоторые качества священнослужителя. Благоговейность, суетливость или отсутствие ее и так далее. Сам чин освящения жилища небольшой, и каждая молитва она должна проникать в души людей. Очень здорово, если батюшка освятит воду при присутствующих людях, тем самым увеличит временное пребывание в этом доме. Очень хорошая практика, когда священник находит общий язык с детьми и они помогают ему в совершении действий. Все это располагает, безусловно, к молитвенному настрою во всех предстоящих людях.

Так как выбрать священнослужителя?

Было бы правильным, прежде чем как просить священника об освящении, чтобы Вы знали его лично, т.е. окормлялись духовно на его приходе. Если Вы редкий человек в Храме, то я бы порекомендовал сходить на Богослужение, и там Господь направит, к кому душа лежит. Вот так как-то в интернете, посмотрел и выбрал понравившегося - это не дело, нужно личное общение, мое видение такое.

Чего не должно быть:

    Не должно быть потребительского отношения к Церкви, прежде всего священник пришел помолиться с Вами и относиться к совершаемому нужно как к молитве, но не как к услуге, а на молитве молятся все присутствующие.

    Квартиры не освящаются с целью продажи или более выгодной выручки, для таковых целей служится «Молебен на всякое прошение».

    Не нужно сильно отвлекаться на детей, если они совсем малы, но если они старше 4 годиков, пусть стоят и молятся, в игры потом поиграют, священник дома бывает не каждый день.

Глубокий смысл освящения жилища

Безусловно, освящение подразумевает под собой изгнание всякой нечистой силы, очищение, но – внимание! – освящение это еще и благословение.

В чине освящения читаются молитвы, псалмы, евангелия, возглашается ектения, совершается каждение, окропление, помазание святым маслом.

Совершаются все возможные действия для благословения, очищения.

«Ныне входом священных служителей»

Выдержка из тропаря (чин освящения дома): «...Ныне входом священных служителей твоих и с ними Святых Ангелов Твоих, мир твой подаждь дому сему и милостивно Благослови его, спасая и просвещая всех жити хотящих в нем».

Вникните в суть: священник заходит в дом, и с ним идут ангелы, Божие Благословение, освящается здание и просвещаются жить в нем хотящие!

Выдержка из молитвы: «...И нами недостойными мольбы тебе приносящие, от всякого зла неврежденных соблюди, благословляя их, и их обиталище сие, ненаветен тех живот (жизнь) выну сохраняя, изобильно вся благая твоя им твоим благословением на пользу подаваяй».

«Во имя, Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священные в бегство да претворится все лукавое и бесовское действо»

Понимаете, насколько это важно? Не просто освящается и благословляется! А священник призывает Пресвятую Троицу и ее действием, ее предстательством совершает действие и, поверьте, это не просто слова - в них заложен очень глубокий смысл, сам Господь окропляет помещение.

«Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго духа».

Сильно? Да, сильнее некуда!

И как бы это ни звучало формально, но священник обычно клеит наклейки на стены освящаемого помещения, и клейка креста, восьмиконечного, которого очень сильно боятся бесы, – это не маркетинг.

Наверняка для Вас начинаю открывать Америку, говоря, что некоторые символичные знаки несут в себе и притягивают нечисть, и очень многие этого не знают и знать не хотят, так вот эта самая нечисть боится креста, и на расклеиваемых наклейках он четко прорисован, поэтому я бы рекомендовал самим наклеить, если батюшка этого не сделал.

Сколько стоит освящение квартиры в Самаре?

    Вопрос распространенный, но не совсем корректный. У каждого свои возможности, и от возможностей исходят обычно при освящении, избегая крайностей. Спросите батюшку, совершающего освящение. Если он ответит: «сколько дадите», то можете попросить сориентировать, мол, «а сколько обычно дают?» и батюшка Вам может дать направление мыслей.

    Совсем нехорошо ставить вопрос - «дадим, сколько не жалко», такая постановка не верная. Другое дело, если нет возможности, такое бывает, и вопросов совсем нет, священник без проблем сделает все, что от него требуется, и не возьмет денег. Священник бывает и в бараках, и в очень хороших квартирах, потому как люди-то везде люди, и это жизнь.

Расскажу об одном интересном случае: в самом начале моего священнического служения меня пригласила одна наша «захожанка» (человек, который редко ходит в храм), у которой дома всё дома двигалось, прыгало и кто-то ходил. Она попросила меня о помощи. А незадолго до обращения этой женщины я с огромным интересом прочитал в библиотеке нашего храма одну книгу 1996 г. издания, написанную Игуменом, который имел куда больший духовный опыт, чем у меня, где он четко описывал действия символических знаков, бесовские игры и уловки. И вот мне, как молодому священнику, таким образом буквально сразу же выдался случай применить прочитанное на практике.

Зайдя в квартиру мучимой женщины, я отслужил водосвятный молебен, хотя мог взять воду святую с собой, но именно так решил сделать, чтоб побольше помолиться. Далее мы помолились совместно с хозяйкой уже об освящении квартиры, и когда на определенном этапе нужно было начать окропление водой, лопнула лампочка, это в моей практике не встречалось еще. Ну, ладно, иду и значения не придаю, смотрю – на полках и по всей квартире встречаются различные дьявольские значки и предметы, даже детские игрушки и посуда с рожицами какими-то, далее лежал домовой... (а кто такой домовой? – это символ бесенка, который человек себе придумал, а бес укрепил это в человеческом сознании, бес может и домовенком и гребочком себя проявить, какая разница... ему, главное – свою дьявольскую силу посеять).

В общем, эту квартиру уже освящали до меня священники, но история продолжалась, до тех пор, пока все таковые предметы не выбросили, – не странно ли это? Вообще-то нет, это духовная жизнь, о которой нужно знать что-то большее, чем знает обычный человек.

Многие слышали о чине освящения дома или квартиры, а то и сами участвовали в нем. Не все, правда, осмысливают значение этого обряда: одни сомневаются в его необходимости, а другие, наоборот, относятся к нему как к некоему магическому действу. Что же это за обряд, как к нему относиться и кто имеет право его совершать?

Мы знаем, что над всем миром есть Ангел Хранитель: над каждой страной, над каждым городом, над каждым селом. Освящая квартиру и дом, священник с помощью молитв призывает Святаго Духа и изгоняет злых духов из этого помещения. Оно освящается, посвящается Богу и находится под покровом Ангела Хранителя этого города или села, а не домового. Ангел хранит это жилище при условии, что в нём проводят нормальный, нравственный образ жизни.

В чем смысл освящения

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Каждый человек хочет, чтобы в его доме всегда был достаток, царило счастье, свет и тепло. Освящение дома или квартиры есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Освящение дома - это обряд, совершаемый священником, чтобы в повседневную жизнь жителей этого дома нисходило благословение Божие и чтобы всё в жизни этих людей совершалось с Божией помощью.

Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел.

Праведный Иоанн Кронштадтский писал, что обряды освящения вызываются крайней потребностью людей, имеющих непрестанную нужду в Боге.

Испокон веков христиане освящали свои жилища. Обычно это делалось сразу после строительства дома, чтобы еще до заселения в нем присутствовал дух святости и чистоты. Считалось, что если дом освящен, то вместе с семьей в нем живет сам Бог, который оберегает его от всех.

Также обряд освящения дома могут проводить после капитального ремонта, после смерти одного из проживающих в доме или, если в семье начались ссоры.

Православные христиане верят, что в этом обряде Сам Господь посылает благословение на жизнь в новом месте.

Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Квартира очищается от "нечистой силы" и благословляется жизнь всех домочадцев в этих стенах.

При этом стоит понимать, что это не мистический обряд, «обновляющий» энергетику дома, но освящение жилища посредством призывания Господа и обращения к Нему с целью получить благословение на благочестивую жизнь. Важно помнить, что само по себе освящение жилья ничего не дает человеку, ведь необходимо и самому стараться возрастать в духовной жизни и стремиться к главному идеалу святости - Господу Иисусу Христу.

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Освящение жилища занимает около сорока минут времени. В зависимости от обстоятельств оно может несколько разниться. Перед началом освящения квартиры (дома) подготавливается стол, на который священник положит Евангелие, крест, емкость с елеем, кропило, чашу со святой водой.

Перед освящением квартиры на четыре несущие стены (по сторонам света) наносятся изображения креста. Под знамения крестов ставятся и свечи.

Практической стороной освящения является окропление дома святой водой, помазывание стен освященным маслом (елеем), каждение ладаном, а также чтение определенных молитв священником, в которых поминаются все жильцы и испрашивается благословение у Бога на их будущую жизнь. Православные христиане убеждены, что во время освящения, при окроплении святой водой и чтении специальных молитв от жилья отгоняются все бесовские силы. Именно для благодатного сохранения квартиры от воздействия нечистой силы и производится освящение.

При освящении демонические силы отгоняются, а квартира наполняется божественной благодатью, которую боятся бесы.

Освящение чем-то напоминает молебен. В этом обряде испрашивается у Бога помощь во всех домашних делах. Считается, что дом будет защищен не только от бесов, но и от злых людей.

Во время этого обряда на жилище сходит особая благодать, которая дарит жителям дома спокойную жизнь в его стенах, без ссор и размолвок.

При этом нужно учитывать, что обряд не решит бытовые или семейные проблемы, но настроит проживающих в доме на нужный лад, поможет обрести Божье благословение и позволит определиться, будет ли человек жить с Богом или уступит своим страстям.

Почему необходимы обряды освящения

Почему так важно освящать дома в наше время. Зачем нужно освящать дом или квартиру?

По учению святых отцов Церкви, в воздухе господствует нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова. Слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера Земли, в которой мы физически существуем, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом - область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Через астрал наши дома заполнили бессчетные легионы бесов. Люди уже не в состоянии понять, от чего разрушается их семейное и жизненное благополучие. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме и жизни демонических сил - духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти.

Когда говорят, что в доме живёт домовой, это значит, что в неосвящённом доме живёт злой дух. Есть такие неразумные люди, которые при переезде на новую квартиру первой пускают в дом кошку (якобы она дружит с домовым, и он тогда не вредит людям), а не иконы и не святые книги. Не освящают дом окроплением святой водой, а умилостивляют домового. К сожалению, это очень часто наблюдается.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Мы молимся, чтобы вся нечистая сила покинула дом и сюда вошел и остался в этом доме (квартире) Ангел Хранитель. И чтобы Бог хранил всех, здесь живущих (если это квартира), всех, здесь работающих (если предприятие, фирма).

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». То же самое можно сказать и об освящении жилища.

Никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания.

Разумеется, в наше неоязыческое время, когда столь популярны всякие целители и экстрасенсы, люди, просящие освятить машину или квартиру, прежде всего ждут некоего магического действия: сейчас-де священник “побрызга-ет” святой водой и будет все прекрасно и замечательно. Я тоже очень хочу, чтобы все было прекрасно и замечательно, чтобы машина не попадала в аварии и не ломалась, чтобы в семье царили мир и покой, чтобы никакие соседи не заливали водой с верхних этажей освященную квартиру и т. д. Но при этом я все же не забываю, что Православие и житейское благополучие — вещи далеко не всегда совместимые. Мы не можем при помощи каких-то магических действий “вынудить” Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Осознание этого первостепенно. В противном случае, благочестивый христианский обряд может быть превращен в языческое колдовство богопротивное и мерзкое. Мы должны помнить, что все, что мы получаем в жизни, исходит только от Бога.

Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

Будем помнить, что освящение дома - это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.

Принципиальной целью освящения квартиры, о которой люди чаще всего просто не подозревают, является превращение этого жилища в малую Церковь.

Сам факт прихода священника в дом или молебна, совершаемого в присутствии членов семьи (а чаще всего именно так — собирается вся семья), является соприкосновением, приобщением благодати, и ни в коем случае не стоит недооценивать это, особенно если учесть, что соприкосновение с ней осуществляется посредством соборной молитвы семьи как малой Церкви, где двое или трое собраны во имя Христово (см. Мф. 18:20).

Что нам дает освящение?

Освящение квартиры не решает наших семейных, бытовых проблем, оно лишь помогает, настраивает. Человек сам волен выбирать, с Богом он живет или же поступает, руководствуясь собственными страстями. Если семья старается жить по-христиански, то и внутренний, и внешний ее устрой должен об этом свидетельствовать. Внутренний устрой налаживается и сохраняется через пост и молитву, посещение богослужений. А внешнее выражение намерения жить благочестиво находит себя, в том числе, в чине освящение жилища.

Кто может освящать жилище? Каждый ли человек может освятить свое жилище?

Многих интересует вопрос, можно ли проводить освящение квартиры самостоятельно.

Церковь отвечает отрицательно: обряд может совершать только священнослужитель.

Если же в доме произошло что-то нехорошее, случилась крупная ссора или неприятное событие, можно и самим окропить квартиру святой водой и обойти ее с молитвой. Это не будет считаться обрядом освящения, вы просто очистите свой дом от плохих эмоций, воспоминаний, ощущений.

Прочесть молитву, покадить, окропить квартиру - не только можно, но и нужно каждому. Есть благочестивая традиция раз в неделю, вечером, взять в руки горящие свечи, кадильницу, святую воду и с пением обойти квартиру. Покропить комнаты и помещения. Но освящение жилища священником - совершенно другое дело. Это не рядовое, пусть очень нужное, дело, а особенное, торжественное событие в жизни семьи. Кстати, поэтому лучше всего, чтобы на освящении жилища присутствовали все члены семьи.

Священник - это человек, поставленный Богом на особое служение, можно выразиться так: это особый делегат Божий. Именно священнику Господь поручает совершать Божественные службы и самую главную из них - Литургию. Поэтому в лице священника (независимо от его нравственных качеств) в Ваш дом приходит как бы Сам Бог. И благословляет ваше жилище.

Как некогда Спаситель, войдя в дом мытаря (сборщика налогов) Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его (Лк. 19:1-10), так и ныне вместе со священником (служителем Христовым) в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Освящение дома

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие.

Практической стороной освящения является окропление жилья святой водой, крестообразное помазывание стен святым маслом (елеем), каждение ладаном, а также чтение определенных молитв священником, в которых поминаются все жильцы и испрашивается благословение у Бога на их будущую жизнь.

Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Существует традиция, согласно которой после освящения накрывается небольшой стол и батюшка приглашается к чаепитию. Зачем это нужно? Считается, что священник в данном случае символизирует самого Иисуса Христа. Вы будто приглашаете его в свой дом как самого долгожданного гостя. Однако чаепитие не является обязательным правилом, все на ваше усмотрение. Кроме того, помните, что посещение батюшкой вашего дома - прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке.

Сам обряд не страхует вас от грехов. Он лишь помогает обрести почву под ногами, фундамент, на котором будет строиться дальнейшая жизнь в стенах дома. Она должна быть по-христиански чистой и светлой. Только тогда можно будет поддерживать в жилище гармонию.

Освящение не застрахует вас от новых грехов, но поможет возвести тот внутренний фундамент, на котором впоследствии будет строиться жизнь вашей семьи. Она должна быть по-православному светлой - только в этом случае удастся поддерживать в доме мир и гармонию.

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.
Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем на их христианскую жизнь и совершение добрых дел. Поэтому такое освящение — это не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.

Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид: надо убрать или снять, а лучше выбросить все языческие вещи (например, привезенные из Турции обереги «турецкие глаза», различные изображения и фигуры знаков Зодиака и так далее). Если эти вещи будут находиться в доме, то Вам, скорее всего, откажут в освящении. Также следует приготовить святую воду и специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам освящаемого дома (такие крестики можно купить в церковной лавке). Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы. В доме необходимо иметь иконы, обязательна икона Спасителя.

Надо объяснить Вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходу батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться ко кресту.

Священник перед иконами предложит Вам вместе с ним помолиться. Молитесь вместе с ним, если знаете иконы и песнопения, то подпевайте, осеняйте себя крестным знамением.

После возгласа «Благословен Бог наш…» и начальных молитв читается девяностый псалом. Он был написан пророком Давидом по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее как на автора, так и на характер этого псалма: «Хвалебная песнь Давида». Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Девяностый псалом испытан многими поколениями христиан как сильное оружие против демонов.

Затем поется или читается тропарь. Священник молит Господа Спасителя: «Как с Твоим входом пришло спасение дому Закхея, так и теперь, со входом Твоих священнослужителей и с ними Твоих святых ангелов, пошли Твой мир и этому дому и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, желающих в нем жить». Преподав «мир всем», священник призывает всех присутствующих преклонить головы, чтобы внимать словам молитвы. Обратившись к Господу, благословившему дом Лавана с поселением в нем Иакова и дом Потифара с поселением в нем Иосифа, благословившему дом Аведдара внесением в него Ковчега Завета и даровавшему спасение дому Закхея в дни пришествия во плоти Господа Иисуса Христа, священник просит: «Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем».
Далее священник читает молитву на освящение масла, которым будут помазаны изображения крестов на стенах (часто освященное масло священник уже приносит с собой). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Православная Церковь восприняла библейское значение елея как символа света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия, врачевания (см.: Лк. 10: 34) и благословения.

Освятив масло, священник окропляет весь дом святой водой, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь». Это имеет духовно очистительное значение. Окропляются и балкон, и санитарные помещения.

Затем священник помазывает маслом с четырех сторон стены дома, где были начертаны или наклеены перед началом молебна кресты. Помазуя, он произносит: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Это самая главная часть чина благословения дома. Кресты, изображенные на стенах соответственно четырем сторонам света, являются как бы духовными стражами жилища. Кресты эти надо сохранить даже тогда, когда в квартире будет производиться ремонт.
После помазания читается Евангелие от Луки. При этом он может возложить Евангелие на ваши склоненные головы, как на водосвятном молебне. Повествование о посещении Спасителем дома мытаря Закхея очень назидательно. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы и его дом посетил Господь. Чтобы сподобиться этой радости, надо исправить свою жизнь и стремиться жить по евангельским заповедям. Затем священник окропит жителей святой водой и даст поцеловать свой наперсный крест. Сначала мужчинам, потом женщинам.
После чтения Евангелия совершается каждение всего дома (но не всегда). Оно имеет не только символическое значение. Каждение является реальным очищающим действием. Освящение дома не повторяется. Бог благословил дом. Желание получить повторное благословение будет проявлением нашего маловерия.

На Руси был благочестивый обычай кадить свои дома. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Сейчас этот обычай возрождается. Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, обычно произносят двеяностыйй и сотый псалмы, а также читают молитвы «Отче наш», «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся», «Взбранной Воеводе победительная», «Да воскреснет Бог». Живущие в доме могут регулярно окроплять жилище святой водой.

В конце молебна священник молит Бога послать каждому из живущих в доме «ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняюща их от всякаго зла и наставляюща к деланию всех добродетелей и ко исполнению святых Христовых заповедей». После священник благословит живущих: сначала мужчин, потом женщин. Благословения надо попросить.
Немалая духовная польза будет для Вас и для Ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение батюшкой вашего дома — это прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».

Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно Вам и батюшке. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Вам подскажут, когда удобно поговорить с батюшкой. Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику. Можно просто подойти лично к священнику, например, к тому, кто Вас исповедует. Продолжительность чина освящения составляет около тридцати минут, иногда бывает и меньше. Что касается платы, то требы вообще-то совершаются бесплатно, деньги — это Ваше пожертвование Богу, а также благодарность священнику за то, что он потратил на Вас свое время. Сумма пожертвования еще зависит от Вашего благосостояния. Стыдно богатой семье совать батюшке сотку рубликов, а вот для бедной семьи даже сотня — слишком богатый дар.

Освещение изгоняет из дома бесов, которых зовут «барабашки», «домовые». Тем, у кого дома происходят всякие потусторонние явления, обязательно надо освящать дом.

Даже среди воцерковленных людей существует такое мнение,что освящение не нужно. Многие верующие пытаются заменить его, обходя дом с пасхальной свечкой, брызгая святой водой на Крещение, сжигая ладан, возжигая лампады и свечи, помещая во все комнаты иконы. Это, конечно, обычаи благочестивые и нужные, но чин освящения они не заменят.

Да благословит Бог Ваши дома!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

9 Comment threads

0 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Чтобы объяснить смысл того, зачем мы производим освящение квартиры, нужно понять, что такое освящение. Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносилипользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.

Освящение дома, освящение квартиры, освящение автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды.

Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные.

Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире.

Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт . 3:16-17).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия, влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.

Чин освящения нового дома

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин . 15:5).

И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс . 126:1).
Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике . В Требнике изложен и чин освящения нового дома . К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «О храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «Над пещию ». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк (Пс . 90:10).
Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова , дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств , гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана , которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их ().

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх . 12:23) и… древо жизни вечной.

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19:1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея , который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс . 100:2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Многие из нас очень редко прибегают к помощи религии в сложных ситуациях, но когда дело принимает серьезный оборот, и надеяться больше не на кого, мы вспоминаем про Бога. Священники утверждают, что сам факт обращения уже хороший шаг, независимо от того, когда он сделан. Поэтому ничего нет плохого в том, что мы просим помощи у высших сил. Одним из проявлений защиты себя и семьи с помощью молитвы является освящение жилища. По всем правилам сделать это может только священник, но если по каким-либо причинам его визит невозможен, то можно узнать, как самому освятить квартиру, дом, даже офис и производственные помещения.

Для того чтобы освятить жилье, надо иметь святую воду, набранную в ночь Крещения. Надо окропить ею дом, все его комнаты, все уголки, окна, двери. В это время читается молитва «Да воскреснет Бог», затем читают 90-ый псалом, и в завершение сказать «Во имя Отца, и Сына, и святого Духа». И еще духовники говорят, что никакая порча, сглаз не останется в доме, где постоянно молятся, возжигают свечи, где есть иконы и искренние слова покаяния христиан. Место намолить надо, - утверждают они. Если в доме или у членов семьи должно произойти что-то важное, то надо зажечь свечи, попросить у Бога помощи, дождаться пока свечи прогорят. А если вы просто молитесь со свечей, то ее можно тушить и зажигать вновь.

Древний способ очищения жилища

Если вы не решили еще, как освятить квартиру самостоятельно, то можете прибегнуть к этому старинному способу. Посчитайте, сколько у вас в квартире комнат. Ванная, прихожая, кухня, кладовая тоже считаются за отдельные комнаты. Надо купить в церкви столько свечей, сколько вы насчитали комнат. Потом выучите наизусть одну единственную молитву «Отче наш». Начинайте очищать квартиру от входной двери, следовательно, с прихожей. Зажгите первую свечу, поднесите ее к каждому косяку, к дверному проему, идите по периметру по часовой стрелке. Если где-то свеча начала издавать сильный треск, то постойте в этом месте, пока она не перестанет издавать громкие звуки. Затем идите в следующую комнату. Гасите первую свечу, зажигайте вторую. В следующей комнате поступайте так же – обходите все углы, подносите свечу к косякам, к окнам, к ручкам. Так надо обойти все комнаты, каждый раз зажигая новую свечу. Все время, пока вы проделываете этот ритуал, надо читать молитву. После него нужно собрать весь воск от свеч, все остатки, отнести в церковь.

Очищение жилища для людей любой веры

Этот способ подскажет вам, как правильно освятить квартиру, если под одной крышей живут представители разных религий. Купите новый веник, на растущей луне в четверг начинайте ритуал. Принимайтесь выметать мусор из каждой комнаты, от дальних комнат к входной двери. Про себя проговаривайте слова: «Мусор из дома долой, беды и неприятности долой». Сметите мусор на газету, заверните туго, отнесите его вместе с веником подальше от дома и сожгите.

Для того чтобы в вашу квартиру не проникала отрицательная энергетика, надо вести правильный духовный образ жизни. Надо искренне верить в Бога, не нарушать его заповедей, не желать другим людям того, что не пожелал бы себе, не осквернять мысли дурными помыслами, уста грязными словами, тело вредными привычками. Тогда жизнь ваша станет легче, неприятности отступят.