Как доехать в Полоннаруву из Анурадхапуры. Еда

Привет, друзья. В разное время столицы государства на Шри-Ланке находились в разных местах и городах. Полоннарува была главным городом Сингальского королевства в средние века. Здесь, на месте джунглей появился прекрасный город с дворцом, храмами, буддийскими ступами и, продуманной до мелочей, мощной ирригационной системой.

Сейчас от дворцов и бассейнов с колоннами остались величавые руины, заботливо расчищенные археологами. Древний город — важнейший центр культурного наследия страны и находится под охраной ЮНЕСКО. Желающих увидеть древнюю Полоннаруву очень много.

Шри-Ланка. Северо-Центральная провинция. Полоннарува находится в 214 км. от .

Брать ли экскурсовода?

Сейчас это место представляет собой огромных размеров археологический парк (сайт). Технически осмотреть его за день реально, но придётся бежать бегом, нигде не задерживаясь, — а в этом нет никакого смысла.

Мы поступили также, как и в Анурадхапуре — взяли тук-тук, который подвозил нас к определённой части парка и оставался ждать в условленном месте, а мы спокойно гуляли, смотрели и потом ехали дальше.

Если вы любитель досконально разобраться в каждой детали, то брать экскурсовода, конечно, стоит.

Вообще же, в парке всё понятно, т.к. около каждого объекта стоит тумба с планом и описанием сооружения на которое вы смотрите.

Описание на трёх государственных языках: сингальском, тамильском и английском.

История

Полоннару́ва была столицей Сингальского королевства в период, который в Европе принято называть Ранним средневековьем — с 1070 года до 1293 года.

Тем временем

В это время в Чехии появились первые крепости: , .

В Австрии набирала силу Вена, был сильным торговым городом, на защите которого стояла крепость .

На месте будущего Берлина были два городка .

Киевская Русь начала распадаться на мелкие княжества. Уже стоял Ростов великий. Новгород был вольной республикой. На месте Москвы строилось укреплённое поселение — Кучков. Близилось Монголо-татарское нашествие.

  • Год основания Полоннарувы доподлинно не известен. Но считается, что первые жители здесь появились во II веке до нашей эры.
  • Эти первые поселенцы, скорее всего, занимались рисоводством.
  • Первым монархом, правившим здесь, стал Аггаботхи IV.
  • А уже к началу IX века здесь была построена первая больница.
  • Веком позже север острова был захвачен, тамилами (Индия), а Полоннарува стала столицей.
  • С одной стороны, это был период упадка, но именно тогда умельцами создавались прекрасные бронзовые статуэтки богов, которые археологи находили в местных храмах.

  • Борьбу с тамилами вел потомок королевского рода Китти. Постепенно он освободил весь остров. Именно этот человек, взошедший на престол под именем Виджаябаху I, утвердил Полоннаруву административной столицей острова.
  • В конце XIII века столица была перенесена в другой город. В Полоннаруве начался упадок, жители покидали город и он зарастал джунглями.
  • Именно такой, абсолютно дикой, ее обнаружили английские охотники в XIX веке.

  • А уже в начале XX века там начались археологические раскопки.

План-схема Полоннарувы

Карта кликабельна

В древнем городе

Результатом продолжительных раскопок стало множество удивительных открытий, достопримечательностей, с которыми мы, современные туристы, можем теперь познакомиться.

Археологический парк или древний город занимает здесь большую площадь. Но часть руин все же находится за его пределами.

Передвигаться из одной части парка в другую лучше всего на велосипеде, мотоцикле или тук-туке. Ведь территория его огромна, а увидеть хочется многое.

  • Начать осмотр стоит с археологического музея.

Здесь можно найти информацию обо всех памятниках города. Экспозиция музея как раз им и посвящена.

  • Более того, именно здесь можно купить входной билет в археологический парк.
  • Одной из главных достопримечательностей города считается храм Гал Вихара (Gal Vihara).

Храм Gal Vihara

  • Этот гранитный комплекс известен благодаря хорошо сохранившимся статуям Будды XII века.
  • Вообще здесь есть несколько пещер со статуями, но наиболее впечатляющая — огромная гранитная глыба с высеченными изваяниями.

Не менее примечателен дом реликвий Ватадаге.

Это типичное для Шри-Ланки здание. Войти в него можно было с четырех входов. И на каждом из них сохранилась по сей день каменная «охрана», сделанная из лунного камня.

Можем поспорить, что вас заинтересует королевский дворец Паракрамабаху. Точнее руины, которые от него остались.

Дворец Паракрамабаху

Когда-то это было семиэтажное здание с сотней жилых комнат. Его крышу поддерживали огромные колонны обвитые растениями, а кладка была декорирована искусной росписью.

В нем сохранился большой зал и комната совета.

Здесь же находится монарший пруд Kumara Pokuna или бассейн, где принимали ванны властители государства.

Недалеко от дворца расположилось одно из старейших сооружений – башня Сатмахал Прасада.

Сюда часто приходили монахи, чтобы провести время в уединении и медитациях. Есть также предположение, что башня раньше использовалась для каких-то ритуалов и жертвоприношений.

Для религиозных обрядов использовали и еще одно здание, а точнее целый комплекс — монастырский комплекс со ступой Rankoth Vehera.

Ступа Ранкот Вехера считается самой высокой ступой города, а по стране она на четвертом месте. О ступах можно почитать .

Высота ее составляет 15 метров. Многие верят, что она обладает целебным эффектом, поэтому вокруг нее всегда толпы паломников.

Если пойдете налево от нее, увидите руины госпиталя Monastic Hospital, направо – скальные пещеры Gopala Pabbata.

Не менее интересное религиозное строение — Храм Ланкатилака.

Этот храм в форме лампады был построен на вершине неровной скалы. В нем было 4 этажа, сейчас сохранилось только три. На его территории вы увидите статуи Будды, множество фресок, рассказывающих о его жизни.

Еще один артефакт города – это каменная книга, привезенная с места рождения буддизма, Михинтале.

Это не совсем книга, конечно. Это каменная плита, на которой выбиты изречения Будды и другие религиозные тексты.

А вот здание совета министров Ниссанкамаллы время не пощадило.

От него сохранилась лишь платформа с барельефами, да колоны, когда-то поддерживающие свод здания.

В оформлении этого здания доминируют элементы, изображающие львов и драконов, которые считались символами власти.

Монастырский комплекс Алахана Пиривена

Где остановиться в Поллонаруве

Сейчас много вариантов жилья в Полоннаруве появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Полоннаруве

Время работы

Парк и музей открыты каждый день с 7:30 до 18:00

Многие храмы действующие.

Сколько стоит

Вход в археологический парк

  • 25$ для взрослых
  • 12,5$ для детей

Как добраться

До Полоннарувы идут два поезда из Коломбо.

От станции до центра нужно добираться на тук-туке.

А вот автобусы сюда идут из всех крупных городов Шри-Ланки.

Например, из Коломбо вы будете добираться 6 часов на автобусе со станции Pettah.

Мы приехали из , а из Полоннарувы уехали в на автобусе №41.

Полоннарува на карте

Спасибо за ваше внимание и подписки, друзья. До встречи!

Древний город Полоннарува, Шри Ланка

Город Полоннару́ва находится в Северо-Центральной провинции острова Шри Ланка, в 217 км от фактической столицы острова Коломбо, в 118 км от Тринкомали и в 70 км от популярного туристического города Дамбулла. Полоннарува является столицей одноименного административного округа.

Город состоит из двух частей: современной под названием Кадурувела (Kaduruwela), обозначаемого часто на картах как Polonnaruwa New Town и древнего города, столицы королевства Полоннарува (Kingdom of Polonnaruwa). В новом городе Кадурувела находится самая большая школа района Polonnaruwa Royal Central College.

Карта Полоннарувы

Древний город Полоннарува внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1982 году. Город является второй древней столицей сингальских королей после разрушения и разорения столицы Анурадхапуры захватчиками Чола из Южной Индии в 993 году. Руины древнего города находятся на восточном берегу озера Паракрама Самудра и являются одной из ярких достопримечательностей Южной Азии.

Фото Полоннарувы

Как доехать в Полоннаруву

Как доехать в Полоннаруву из Коломбо

Автобусы, следующие из Коломбо в Полоннаруву (ехать около 6 ч):

  • №48-3 Коломбо (Colombo) - Кадурувела (Kaduruwela).

Как доехать в Полоннаруву из Дамбуллы

Автобусы, следующие из Дамбуллы в Полоннаруву (ехать около 1-1,5 ч):

  • №46 Кегалле (Kegalle) - Кадурувела (Kaduruwela),
  • №48-1 Коломбо (Colombo) - Баттикалоа (Battikaloa),
  • №48-8 Курунегала (Kurunegala) - Кадурувела (Kaduruwela),
  • №48 Коломбо (Colombo) - Калмунай (Kalmunai).

Как доехать в Полоннаруву из Канди

Автобусы, следующие из Канди в Полоннаруву (ехать около 3 ч):

  • №41-2 Канди (Kandy) - Кадурувела (Kaduruwela),
  • №41/48 Канди (Kandy) - Баттикалоа (Battikaloa).

Как доехать в Полоннаруву из Анурадхапуры

Автобусы, следующие из Анурадхапуры в Полоннаруву (ехать около 3 ч):

  • №22/75/218 Анурадхапура (Anuradhapura) - Ампара (Ampara),
  • №4/86 Путталам (Puttalam) - Калмунай (Kalmunai).

Как доехать в Полоннаруву из Баттикалоа

Автобусы, следующие из Баттикалоа в Полоннаруву (путь займет около 2-2,5 ч):

  • №41/48 Канди (Kandy) - Баттикалоа (Battikaloa),
  • №48-1 Коломбо (Colombo) - Баттикалоа (Battikaloa),
  • №48 Коломбо (Colombo) - Калмунай (Kalmunai),
  • №86-1 Вавуния (Vavuniya) - Баттикалоа (Batticaloa).

Достопримечательности Полоннарувы

Далада Малюва
(Dalada Maluva)

Далада Малюва - это территория внутри древнего города Полоннарува, которая содержит самые старые и самые священные памятники в городе. Это место также называют Священным Квадранглом (Sacred Quadrangle). Вокруг Далада Малюва расположены ориентированные по четырем сторонам света:

  • Hatadage на севере;
  • Vatadage на юге;
  • Galpotha на востоке;
  • Atadage на западе.

Вход на территорию древнего города Далада Малува через каменные ступеньки. Слева от них находится каменная плита с 3 резными фигурами: человека, вороны и собаки. Эта каменная надпись сообщает посетителям, которые приходят, чтобы поклониться реликвиям, что любой, кто действует неуважительно в этом священном месте возродиться как ворон или собака.

Храм Хетадаге
(Hatadage)

Средневековый буддийский храм Хетадаге, наряду с Атадаге, являлся одним из мест хранения зуба Будды в Шри Ланке. По-сингальски название храма "хета" означает "шестьдесят", и из-за чего предполагается, что здание названо так, поскольку либо было завершено в течение 60 дней, либо же в нем были размещены 60 реликвий, в том числе зуб Будды.

Считается, что храм Хетадаге был построен королем Ниссанка Маллой (1187-1196) для того, чтобы стать вместилищем реликвии в период расцвета королевства Полоннарува. Однако среди историков есть версия, что на самом деле строителем храма являлся король Паракрамабаху, в то время как Ниссанка Малла его лишь отреставрировал.

Двухэтажный храм окружен сплошными каменными стенами, на первом этаже ранее располагались три статуи стоящего Будды, а на втором этаже размещалось хранилище Зуба Будды, не дошедшее до нашего времени, т.к. была сделана из недолговечных натуральных материалов.

Особенностью храма Хетадаге является также его украшение - лунный камень Санканда Пахана (Sandakada Pahana), расположенный на входе в храм: на нем изображен лев, что является большой редкостью для сюжетов архитектуры времен королевства Полоннарувы.

Храм Ватадаге
(Vatadage)

Храм-ступа Ватадаге (Vatadage) в древнем городе Полоннарува был построен в неизвестное время, впервые он упоминается в связи с ремонтом королем Ниссанка Маллой в 12 в. Радиус монумента составляет 18 м. Особенностью строения является наличие крыши над ступой, подобный архитектурный пример можно встретить также в Медиригирийе в нескольких километрах от Полоннарувы.

В центре здания находится небольшая ступа, окруженная с четырех сторон необычно выполненными статуями Будды. Крыша храма ранее поддерживалась двумя рядами каменных столбов вокруг ступы, однако ни одна из них не сохранилась, лишь столбы вне стен Ватадаге остаются нетронутыми. Наверх, к основному постаменту ведут 4 каменные лестницы, расположенные в соответствии со сторонами света.

В архитектурной каменной росписи храма прослеживаются изменения со времен Анурадхапуры: изначально на лунных камнях были изображены 4 животных - слон, лошадь, лев, бык.

К периоду Полоннарувы символов животных на лунных камнях осталось только три, пропал символ быка. Бык, согласно индуистским верованиям, возил на себе Бога Шиву и потому считается священным животным. Возможно по этой причине он был снят с лунного камня. Вместо этого, бык в период Полоннарувы был размещен на более высоком уровне, в некоторых местах на стороне лестницы.

Храм Атадаге
(Atadage Dalada Maligaya)

Небольшой двухэтажный буддийский храм Атадаге - одно из мест хранения зуба Будды в Шри Ланке. Храм был построен сингальским королем Виджаябаху I (1070-1110) в 12 в.

Храм Атадаге был возведен на 54 каменных столбах, с остатками гранитной лестницы, ранее ведущей на второй этаж, где ранее хранился зуб Будды. Храм Атадаге считается единственным сохранившимся храмом постройки короля Виджаябаху.

По-сигальски название храма "Ата" означает "восемь". Здание было названо так по первой версии, из-за того, что в нем разместилось 8 реликвий, включая главную - зуб Будды, или же, по второй, потому, что его строительство было завершено за 8 дней.

В пользу второй версии говорит то, что судя по элементам храма, часть его украшений, например, лунный камень на входе, был привезен из Анурадхапуры. Слева от входа в храм находится каменная плита с надписью - Великкара (Velikkara), сделанная на тамильском языке, которая объясняет, что защита зуба Будды была организована тамилами.

Каменная книга Гал Пота
(Gal Potha)

Название "Гал Пота" в переводе с сингальского означает "каменная книга", она представляет собой плиту длиной 8,2 м и шириной 1,4 м, на которой запечатлены рассказы о жизни, генеалогическом древе и деяниях короля Ниссанка Маллы, а также о его борьбе с южно-индийскими захватчиками.

Согласно тексту надписи, данная плита была доставлена в Полоннаруву из Михинтале (Mihintale) из района Махиянганы (Mahiyangana). Каменная книга Гал Пота была привезена в Полоннаруву в 12 в. во время правления сингальского короля Ниссанкамалы.

Текст надписи Каменной книги составлен в виде 3-х столбцов и содержит более 4300 символов, размещенных на 72 строках. Считается, что резьба по камню была сделана при помощи металлических инструментов.

Края каменной книги украшены барельефом, изображающим в два ряда гусей, образующих границы рисунка, посередине которого находится изображение богини Лакшми в окружении двух слонов с поднятыми над ней хоботами.

Семиэтажная башня Сатмахал Прасадайя
(Satmahal Prasadaya)

Семиэтажная пирамидальная кирпичная дагоба Сатмахал Прасада / Прасадайя построена в 11-13 в. в виде необычной для этих мест ступенчатой пирамиды. Здание расположено на территории древнего города Далада Малюва.

Всего в Шри Ланке существует 4 квадратных ступы (дагобы), самой посещаемой из которых является Сатмахал Прасада в Полоннаруве. Остальные три расположены в Анурадхапуре: Накха Вехера (Nakha Vehera) и две на дагобы на территории монастырского комплекса Абхайягирия (Abhayagiriya).

Высота здания составляет 9 метров. Здание Сатмахал Прасадайя имеет четыре входа, ориентированные по сторонам света. Внутри пирамидального строения сохранились остатки лестниц, ведущих на последние этажи.

Цель постройки здания этого весьма высокого и необычного для времен своего возведения здания, его первоначальные строители, а также назначение и оригинальное название историкам неизвестны.

Аналогичные пирамидальные ступы существуют в Камбодже и Тайланде.

Архитектурное строение Ниссанка Лата Мандапайя
(Nissanka Latha Mandapaya)

Павильон Ниссанка Лата Мандапайя - образец древней ланкийской архитектуры, расположен рядом с западным входом Далады Малювы, он был назван в честь короля Ниссанка Маллы (Nissanka Malla), жившего в 1187-1196 г.

Строение представляет собой приподнятую над землей платформу с 8-ю каменными колоннами на ней, окруженную просто выполненным невысоким каменным забором. Колонны на платформе расположены в два ряда, по 4 в каждом ряду. Высота каждой каменной колонны составляет 2,54 м.

Каменные колонны являются уникальной особенностью данного места, поскольку они вырезаны особенным образом, более не встречающимся нигде в стране: они выполнены в форме стебля лотоса, изогнутого в трех местах, в верхней части которого принимают форму цветка лотоса.

В центре Ниссанка Лата Мандапайя находится небольшая ступа без верха, помещение предназначалось для проведения религиозных ритуалов и песнопений, о чем свидетельствуют древние таблички рядом со строением.

Дом образа Тупарама
(Thuparama Image House)

Дом образа Будды Тупарама представляет собой древнее сводчатое строение, сложенное из красного кирпича. Уникальным элементом храма является полуцилиндрическая крыша, также полностью сложенная из кирпича. Точное время постройки, строители, название здания и его первоначальное назначение неизвестны.

Существует две распространенные версии происхождения здания: согласно первой, храм относится к периоду правления короля Виджаябаху (Vijayabahu I), основателем королевства Полоннарува, и был построен им в 11 в. Согласно другой версии, храм был возведен Махиндой, министром короля Паракрамабаху I, в середине 12 в., с целью строительства места для размещения зуба Будды - священной буддийской реликвии.

Толщина кирпичных стен здания составляет 2 м., внутри здания находится статуя сидящего Будды. Согласно легенде, ранее поверхность глаз этой статуи Будды была выполнена из драгоценных камней, а окна в здании были разработаны таким образом, что солнечный свет отражался в глазах Будды, рассеивая свет и освещая храм изнутри.

Ранее стены храма были оштукатурены, отделка местами сохранилась до настоящего времени. Арочный вход в здание традиционно украшен лунным камнем, охранными камнями, а также охраняется Макарами, вырезанными на балюстрадах. Остатки зданий и каменные столбы, расположенные в непосредственной близости от Дома образа Тупарама, свидетельствуют о том, что некогда он был частью большого архитектурного комплекса.

Дагоба Ранкот Вехера
(Rankoth Vehera)

Огромная ступа из красного кирпича была создана сингальским королем Ниссанка Малла в 12 в. Дагоба является четвертой по величине в Шри Ланке и крупнейшей ступой Полоннарувы. Высота ступы 55 м, диаметр 185 м. Дагоба Ранкот Вехера - одна из самых почитаемых в Шри Ланке.

Ступа Ранкот Вехера в Полоннаруве выполнена полностью из кирпича. Археологические раскопки, проводимые ранее вокруг ступы показали, что первоначальный диаметр строения был намного больше и его высота некогда достигала 61 м. Кирпичные своды ступы поддерживают 4 кирпичных опоры Vahalkadas.

Первоначальным названием ступы было Руванмали (Ruwanmali), что свидетельствует о том, что изначально дагоба Ранкот Вехера была построена по образцу ступы Руванвелисайя (Ruwanwelisaya) в Анурадхапуре.

В переводе название Ранкот Вехера означает "золотая остроконечная ступа" ("ran" - золото, "kotha" - остроконечная верхушка, "vehera" - ступа или храм). Надпись на скале к востоку от ступы описывает, что здание было построено королем Ниссанка Маллой, который наблюдал за ходом строительства с этого места.

Ступа Ранкот Вехера находится на платформе, обнесенной кирпичным забором, 4 входа расположены по сторонам света. Надпись, высеченная на камне рядом со входом, гласит о том, что король Ниссанка Малла, правивший в 12 в., оберегал и контролировал постройку ступы и поклонялся небольшой ступе, расположенной на каменной платформе в углу террасы.

Дагоба Кири Вехера
(Kiri Vehera)

Огромная ступа из облицованного белой штукатуркой кирпича расположена напротив буддийского храма Ланкатилака. Название белоснежной дагобы переводится с сингальского как "Молочная ступа" (ступа цвета молока). Особенностью ступы Кири Вехера является то, что она сохранилась до наших дней без перестройки здания.

Ступа Кири Вехера в Полоннаруве была возведена супругой короля Паракрамабаху Субадрой (Subhadra). Изначальным названием ступы являлось Рупавати (Rupavathi), ступа входит в комплекс Алахана Привена (Alahana Privena), рядом с ним расположен храм Ланкатилака.

Ранее восточнее ступы Кири Вехера проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены и представлены на обозрение туристов место хранения реликвий и ряд небольших дагоб, заключающих в себе останки монахов и членов королевских семей.

Две одинаковые ступы, расположенные к югу от храма Ланкатилака предположительно заключают в себе останки короля и королевы Полоннарувы. Небольшие дагобы подверглись разорению: они были вскрыты и разграблены за 800 лет забвения города Полоннарува.

Дагоба Пабалу Вехера
(Pabalu Vehera)

Большая ступа, возведенная из красного кирпича, Дагоба Пабалу окружена 4-я Домами образа Будды, расположенным согласно сторонам света. Точные имена и время строительства ступы Пабалу Вехера неизвестны. Предполагается, что она была возведена королевой Рупаванти (Rupawathi), супругой короля Паракрамабаху I.

Верхняя часть ступы была разрушена захватчиками, как и внутренний зал. Традиционно вокруг дагобы располагаются по 4 дома образа Будды. Дагобу Пабалу Вехера окружают 9 домов образа Будды, в которых находятся статуи Будды в сидящем, лежащем и стоящем положении.

Один из домов хранит в себе изображение отпечатка стопы Будды. Согласно существующей археологической теории, эти дома образа Будды были построены разными людьми в разные исторические периоды.

Современное название ступы "Пабалу", в переводе с сингальского языка означающее "бусины", было дано строению потому, что во время раскопок у стен дагобы археологи обнаружили большое количество стеклянных шариков, происхождение которых до настоящего времени остается загадкой.

Дагоба Меник Вехера
(Menik Vehera)

Древняя дагоба, возведенная из красного кирпича, Меник Вехера является старейшей ступой в древнем городе Полоннарува.

Оригинальное название и строители ступы неизвестны. Предполагается, что она была возведена в 8 веке и в течение разных исторических периодов приобретала дополнительные элементы конструкции.

Меник Вехера - небольшая ступа, построенная на необычно высокой платформе с каменными ступенями, ведущими к ее вершине. Платформа окружена стеной из красного кирпича.

Храмовый комплекс включает в себя два Дома образа Будды, один из которых содержит четыре статуи Будды и второй, поменьше, включающий одну каменную статую. Статуи с течением времени были повреждены и сохранились лишь частично.

Охранные камни дагобы Меник Вехера уникальны: как правило, на них изображается символ быка, но на камнях у входа в ступу бык был заменен на изображение слона. Остатки внешних стен позволяют предположить ранее наличие у здания крыши.

Демала Маха Сейя
(Demala Maha Seya)

Древний городской комплекс Демала Маха Сейя, также в некоторых источниках именуемый Дамила Маха Сейя (Damila Maha Seya), располагается к северу от Священного квадрангла древнего города Полоннарува. По одной из теорий, дагоба названа так потому, что должна была быть двухуровневой, а слово "Demahal" со временем превратилось в современное "Демала".

Комплекс этих зданий был возведен во времена правления короля Паракрамабаху в 12 веке при использовании труда тамильских заключенных, захваченных во время военной кампании сингальского короля против королевства Соли (Soli Kingdom) в Южной Индии.

По неизвестной историкам причине строительство ступы на территории комплекса Дамила Маха Сейя, начавшееся во второй половине 12 веке, так и не было завершено.

Если бы возведение ступы было завершено, то она стала бы самой грандиозной дагобой в мире - длина окружности дагобы Маха Сейя составляет около 650 метров, а предполагаемая высота составила бы 185 метров. Согласно легенде, король Паракрамабаху пожелал, чтобы ступа Маха Сейя настолько велика, чтобы быть заметной даже с берегов Индии.

Скальные изваяния Гал Вихара
(Gal Vihara / Uttararama)

Гал Вихара является самым посещаемым туристическим объектом Полоннарувы. Главной особенностью данного буддийского храма являются 4 статуи Будды, вырезанные из единой цельной гранитной скалы длиной 51 м.

Современное название места "Gal Vihara" означает в переводе с сингальского "Каменный храм". Данное место упоминается в сингальской хронике Чулавамсе, там Гал Вихара называется "Uttara Vihara", что переводится как "Северный Храм", а позднее закрепилось "Uttararama" - "Северный монастырь".

Статуи, вырезанные из скалы, изображают:

  • Статуя сидящего Будды высотой 4,5 м.
    Статуя находится на невысоком постаменте в передней части которого размещены ниши, содержащие изображения льва и скрещенных ваджр.
  • Статуя сидящего Будды в рукотворной пещере
    В середине пещеры расположен высокий трон с сидящим на нем изваянием Будды в окружении двух полубогов.
  • Статуя стоящего Будды высотой 7 м.
    Руки статуи Будды изображают необычную позу - они скрещены на груди. Именно из-за этого необычного положения рук существует предположение, что в статуе запечатлен не образ Будды, а его ученика Ананды (Ananda), который скорбит о своем учителе, переходящем в окончательную нирвану.
  • Статуя лежащего Будды длиной 14 м.
    Статуя изображает Будду в позе льва (sihasana) в тот момент, когда он достиг нирваны. Голова статуи покоится на украшенной подушке. Подошвы ног Будды покрыты специальными знаками. Сам Будда изображается в виде человека с круглым лицом и высоким лбом.

На пологой скале между пещерой и стоящей статуей Будды находится одна из самых длинных надписей древней Шри-Ланки. Надпись в деталях описывает деяния короля Паракрамабаху Великого по реформированию и объединению буддийской Сангхи в 1165 году. Надпись цитирует короля: "Если могущественный монарх как я остается равнодушным, видя снова и снова пятно на безупречной буддийской религии, эта религия может погибнуть, и тогда многие живые существа были бы обречены на ад. Позвольте мне служить религии еще тысячу лет.". Затем надпись повествует о деталях нового кодекса поведения для монахов, составленного известным аскетичным монахом Маха Кассапа (Maha Kassapa) из Димбулагалы (Dimbulagala). Этот кодекс интересен тем, что он дает представление о повседневной жизни монахов Шри-Ланки в 12-м веке.

Дворец короля Паракрамабаху I / Виджаянта Прасада
(Palace of King Parakramabahu / Vijayanta Prasada)

Семиэтажный кирпичный дворец на 1000 комнат короля Паракрамабаху I был возведен в 12 в. Толщина остатков стен кирпичного здания составляет более 1 м., высота сохранившихся стен - около 9 м.

Здание внутри демонстрирует следы средневекового пожара, устроенного тамильскими захватчиками в конце эпохи королевства Полоннарува, в результате него верх кирпичных стен закоптился и оплавился.

Дворец окружен бытовыми постройками, служившими домами для министров, солдат армии короля и обслуги. Считается, что "дворец на тысячу" комнат включал в себя и эти постройки.

Сингальские хроники Чулавамса и Махавамса упоминают пирамидальную форму здания, с остроконечными крышами, поддерживаемыми кирпичными опорами, распределявшими нагрузку.

Наблюдаемые сейчас большие неровные отверстия в стенах дворца согласно гипотезе историков являются следами деревянных перекрытий дворца. Что удивительно, штукатурка на стенах королевского дворца Паракрамабаху местами сохранилась в своем первозданном виде - ее не смогли уничтожить ни человеческая воля, ни запустение города на протяжении 800 лет.

Сводчатый храм Ланкатилака
(Lankatilaka Image House)

Сводчатый Дом образа Будды Ланкатилака представляет с собой большую кирпичную башню, (точнее ее остатки), высота стен строения которой некогда составляла 17 м. Внутри башни располагается статуя Будды, выложенная из кирпича, без головы, высота статуи составляла ранее порядка 12,5 м. Храм находится к югу от ступы Кири Вехера и входит в комплекс Алахана Привена (Alahana Privena).

У входа в Ланкатилаку расположены две высоких кирпичных колонны высотой по 18 м. Считается, что до разрушения их высота была в два раза больше. Две лестницы, ведущие на верхние этажи храма, выделяются уникальным устройством: при ширине в 10 см, высота ступени составляет 30 см, что было сделано с тем умыслом, что человек не сможет подняться наверх никак кроме как повернувшись боком, т.е. лицом к статуе Будды (поворот спиной к Будде является проявлением неуважения).

Храм Ланкатилака является прекрасным образцом строений, называемых Геди-ге (Gedi-Ge) - зданий со сводчатыми крышами, сделанными преимущественно из кирпича в виде полусферы или арки. Уникальной особенностью храма является изображение Нагини (Nagini), находящееся на баллюстраде.

Вход всех древних буддийских храмов обычно украшают лунный камень, два охранных камня и пара балюстрад по бокам ступеней. Охранные камни обычно изображают образ Нага (Naga) и крайне редко можно увидеть изображение женского образа Нагини. Резьба с изображением Нагини находится в храме Ланкатилака при входе, на внутренней стороне левой балюстрады. Голова Нагини оформлена одним и тем же образом, что и капюшоны нагов на противоположной стороне баллюстрады, что указывает на то, что оба, наг и нагини, были изображены равноценно, невзирая на пол, в качестве опекунов храма.

Зал собраний короля Паракрамабаху I /Раджа Сабахава
(Chamber council of King Parakramabahu I / Raja Sabahawa)

Зал собраний короля Паракрамабаху Великого также называется Раджа Сабахава (Raja Sabahawa) или Раджа Вайшьябхуджанга Мандапайя (Raja Vaishyabhujanga Mandapaya). Строение королевского Зала собраний пережило реставрацию в 13 веке.

Здание зала собраний имеет размеры 23 м. х 10 м. Ранее деревянный свод здания поддерживался четырьмя рядами каменных колонн, по 12 столбов в каждом ряду.

Вход в здание украшает традиционный лунный камень, расположенный перед входом. К юго-востоку от зала расположены остатки древнего туалета.

Наверх, в помещение зала, ведет отлично сохранившаяся лестница, у входа посетителя встречают два каменных льва. Платформа Зала собраний, состоящая из трех каменных слоев, с боковых сторон украшена барельефами.

Барельефы были также выполнены в три слоя: нижний изображает слонов, средний львов, и верхний - узорами "Wamana". Особенностью нижнего слоя барельефа является то, что изображения слонов не повторяются, они изображены в разных позах.

Крупнейшее искусственное озеро в Шри Ланке Паракрама Самудра
(Parakrama Samudra)

Древний город Полоннарува располагается на берегах рукотворного озера Паракрама Самудра, также называемого "Море короля Паракрамбаху", созданного в 1200 году.

Водохранилище Паракрама Самудра первоначально состояла из 5 больших резервуаров, разделенных небольшими плотинами, созданными, чтобы уменьшить давление на главной плотине.

Многие небольшие водохранилища были построены вокруг основного резервуара, чтобы собирать воду и принимать ее в избытке при переполнении основного хранилища.

Резервуары водохранилища:

  • Thopa Wewa,
  • Eramudu Wewa (Katu Wewa),
  • Dumbuthulu Wewa,
  • Kalahagala Wewa,
  • Bhu Wewa.

При реконструкции в современное время объем водохранилища Паракрама Самудра существенно снизился. То, что мы видим сейчас - лишь часть существовавшего ранее грандиозного ирригационного проекта.

Водохранилище до настоящего момента поддерживает свыше 73 кв. км рисовых полей в округе Полоннарувы. На сегодняшний день, плотина имеет длину 14 км и высоту 12,2 м. Площадь водохранилища составляет боле 21,6 кв. км. со средней глубиной 7,6 м.

Статуя короля Паракрамабаху I
(Statue of King Parakramabahu I)

Статуя, известная как "статуя короля Паракрамабаху" вырезана из скалы, ее высота составляет 3,5 м. Статуя находится на южном берегу озера Паракрама Самудра, в 1,5 км от плотины.

Предположительно статуя была построена в 12 в. в эпоху Полоннарувы, однако точные имена создателей и даты постройки, а также то, кто именно изображен в образе, запечатленном статуей, неизвестно.

Согласно исторической гипотезе, изваяние представляет короля Паракрамабаху Великого (Первого), правившего в 12 веке. Альтернативной теорией является, что статуя изображает знаменитого индийского священника Агастью (Agastya) или Капилу (Kapila) из Пуласти (Pulasthi).

Нельзя не отметить, что вторая версия выглядит более логично: изображение мужчины с небольшим животом и без украшений более соответствует образу священника.

Косвенным подтверждением второй теории являются объект в руках статуи - наиболее вероятно, что это изображение книги, сложенной из пальмовых листьев ола, а также место расположения - всего в 100 метрах от древнего монастыря Потгул Вехера.

Древняя библиотека Потгул Вехера
(Pothgul Vehera)

Кирпичное здание древней библиотеки Потгул Вехера, входящий в монастырский комплекс, расположено неподалеку от статуи короля Паркрамабаху Великого. Кровля здания не сохранилась, но кое-где на стенах можно наблюдать уцелевшие остатки росписей.

Комплекс Потгул Вехера состоит из 4 частей, расположенных на отдельных террасах, ограниченных стеной. На территории комплекса расположены 9 зданий, включая жилые постройки.

Главное здание, которое находится в центре - древний храм с некогда существовавшей кирпичной купольной крышей "гедиге", по углам расположены небольшие дагобы.

Предположительно комплекс Потгул Вехера был построен сингальским королем Паракрамабаху в 12 в. Оригинальное название этого арамейского комплекса не известно.

Современное же название здания переводится с сингальского языка как "монастырская библиотека", поскольку считается, что строение служило местом хранения древних манускриптов и религиозной литературы.

Пруд Кумара Покуна
(Kumara Pokuna)

Пруд Кумара Покуна располагается в непосредственной близости от королевского дворца Паракрамабаху I. Пруд был вырезан на уровень ниже уровня дворца, что позволяло облегчить процесс сбора в него воды.

Отделанный каменными плитами, выполненный в строгих геометрических формах, пруд Кумара Покуна имел практическое предназначение - он использовался для купания королевской семьи во времена правления короля Паракрамабаху в 12 веке.

Вода для наполнения пруда доставлялась специальным образом по двум подземным каменных трубам и направлялась в чашу пруда через головы двух Макар. Название пруда "Кумара Покуна" переводится с сингальского как "Королевский пруд".

Пруд имеет слив воды в сток, а рядом с ним сохранились следы наличия раздевалок в виде древних павильонов. Альтернативным названием пруда Кумара Покуна является Нандана Уяна (Nandana Uyana).

В сингальской хронике Махавамса пруд Кумара Покуна упоминается как Сила Поккхарани (Sila Pokkharani). Каменный пруд был найден археологами и восстановлен в 20 в.

Храм с фресками Тиванка
(Thivanka Image house / Thivanka Pilimage)

Рядом с прудом Нелум Покуна находится кирпичное здание буддийского храма Тиванка, покрытое снаружи декоративными росписями, а внутри содержащее уникальные фрески, изображающие сцены из жизней Будды.

Дом образа Тиванка был возведен в рамках комплекса Джетаванарама (Jethavanarama). Название здания появилось в результате обнаружения статуи Будды, изогнутой в трех местах: "Thivanka" в переводе с сингальского обозначает "три изогнутых линии (три кривые)".

В центре Дома образа находится поврежденная статуя Будды, высота которой ранее составляла 8 метров. Длина здания составляет 40 метров, ширина 20, при этом толщина стен варьируется от 2 до 3,5 метров.

Внутренние стены здания Дома образа Тиванка были украшены фресками, изображающими сцены из жизни Будды. Хотя большая часть кладки была с течением времени разрушена, красочные рисунки могут быть все еще видны на тех областях, где кладка сохранилась неповрежденной. Вход в здание украшают два сторожевых камня и два хранителя.

Дворец короля Ниссанка Маллы
(Palace of King Nissanka Malla)

Королевский дворец короля Ниссанка Маллы расположен на берегу водохранилища Паракрама Самудра немного севернее Археологического музея Полоннарувы.

Территория комплекса с южной стороны начинается от дамбы и проходит вдоль озера вглубь древнего города. Кирпичное здание дворца было построено в 12 веке, во время правления короля Ниссанка Малла (1187-1196).

Здание было выстой в два этаже, верхний этаж был сделан из дерева, конструкции до настоящего времени не сохранились. Основание дворца выполнено в виде высокой платформы с 4 рядами гранитных колонн, поддерживавших ранее деревянную крышу. Длина основания дворца составляет 31 метр, а ширина 13 метров.

Каменный лев, охранявший дворец, был найден при проведении археологических раскопок и вывезен в Национальный музей в Коломбо. Дворец Ниссанка Маллы - очень скромное строение по сравнению с тысячекомнатным семиэтажным дворцом короля Паракрамабаху (1153-1186), находящегося в 1 км от этого места.

Зал собраний Ниссанка Маллы
(Nissanka Malla Audience Hall)

Зал собраний - прямоугольное сооружение из каменной кладки, имеющее два яруса, расположенное рядом с дворцом короля Ниссанка Маллы.

Современное здание зала собраний представляет собой реконструированное королем, более старое двухэтажное кирпичное строение, перекрытия которого ранее поддерживались деревянными балками, не сохранившимися на настоящий момент. Согласно предположениям археологов, ранее конструкцию зала украшала деревянная крыша, также не дошедшая до нашего времени. Своды зала собраний поддерживались 48 каменными столбами, установленными по 12 в 4 ряда.

Здание имеет два входа, главный находится на северной стороне, а также есть небольшой боковой вход на западной стороне. Почти исчезнувшие под влиянием природы барельефы, украшающие основание здания, изображают слонов и львов. Около платформы находятся остатки 4 рядов колонн, по 12 в каждом ряду, поддерживавших ранее крышу.

Интересной особенностью этих каменных столбов является то, что они содержат короткие надписи, указывающие положение, занимаемое сидящими, а также перечисляют обязанности членов совета во главе с царем, занимающим престол, выполненный в виде льва. Сиденье рядом с львиным троном справа предназначались для наследника, в то время как 8 внутренних рядов колонн исписаны надписями, указывающих место других должностных лиц: премьер-министра, губернатора, главнокомандующего, а также секретарей, делопроизводителей и членов совета торговли. Скульптура гранитного льва в южном конце здания, возглавляющая ряды колонн, предположительно является частью королевского трона. Здание Зала собраний Ниссанка Маллы позволяет представить структуру управления государством в средние века.

Строение Ниссанка Маллы
(Nissanka Malla)

Рядом с дворцом короля Ниссанка Малла и залом собраний расположено кирпичное строение высотой в несколько этажей с частично сохранившейся лестницей.

Предыдущее назначение строения неизвестно, также как и строители и время постройки.

Важной особенностью этого здания является то, что оно не имеет окон. Именно по этой причине это строение археологи считают предположительно гробницей короля Ниссанка Маллы, правившего страной в конце 12 века.

На стенах здания частично сохранилась оригинальная штукатурка, что помогает представить общий вид зданий таким, каком он был более 800 лет назад.

Остров с садом Дипа Уйяна
(Deepa Uyana / Island Garden)

Остров на озере Паракрама Самудра называется Дипа Уйяна. Первоначальным названием острова являлось Dipuyyana, что на пали означает "остров-сад". Также упоминается альтернативное название Сита Малигайя (Seetha Maligaya). Первые упоминания этого места найдены в древней сингальской хронике Чулавамса (Chulavamsa), которая описывает некоторые из конструкций, украшавших прекрасный остров-сад. Согласно данным Чулавамсы, на острове находилось несколько зданий:

  • Dolamandapa - павильон с качелями,
  • Kridamandapa - павильон для занятий спортом,
  • Mayuramandapa - павильон с павлинами,
  • Sanimandapa - павильон Сатурна, сделанный из слоновой кости,
  • Adasamandapa - зеркальный павильон,
  • Srngaravimana - четырехэтажное здание, украшенное картинами,
  • Dhavalaghara - павильон белоснежного цвета, полностью покрытый лепниной,
  • Vidyamandapa - павильон для наглядной иллюстрации различных отраслей науки,
  • Anantapushkarani - павильон с прудом, сделанным из камня, слои которого были выстланы в виде витков тела змеи короля Ананты,
  • Citrapuskarani - павильон с прудом, стены которого были украшены картинами.

В хрониках упоминается, что король Паракрамабаху Великий любил проводить время во дворце на острове в течение жарких летних месяцев, слушая песнопения и наблюдая выступления танцовщиц. Позднее, уже в современное время, в 2011 году, дворец на острове был сожжен и разрушен, все реликвии уничтожены.

Пруд Нелум Покуна
(Nelum Pokuna)

Другой пруд, Нелум Покуна, расположен в удалении от основных объектов, неподалеку от храма с фресками Тиванка, ранее окруженный садами. Считается, что этот пруд был создан для купания монахов Джетавана Вихара (Jetavana Vihara).

Название "Нелум покуна" означает в переводе с сингальского "Лотосовый пруд". Купальня пруда выполнена с уникальным дизайном в виде пятиярусных лепестков лотоса.

Сингальские хроники упоминают пруд Нелум Покуна среди прудов, купален и других ирригационных объектов, построенных королем Паракрамабаху Великим, правившим страной в середине 12 века.

Диаметр гранитного пруда Нелум Покуна составляет 7,6 метров на самом верхнем уровне и уменьшаются до размера 1,6 метров на нижнем ярусе. Пять ярусов содержат по 8 искусно вырезанных гранитных лепестков.

Именно гранитный королевский пруд Нелум Покуна в древнем городе Полоннарува стал образцом для современного зрительного зала Нелум Покуна (Colombo Nelum Pokuna Mahinda Rajapakse Theatre) в Коломбо, возведенного в 2011 году бывшим президентом Шри Ланки Махиндой Раджапаксой.

Индуистский храм Шива Девалайя (1)

Первый храм Шива Ковил был возведен в 12-13 веках, он находится на входе в древний город Полоннарувы, между Священным квадранглом и дворцом короля Паракрамабаху. Храм посвящен богу Шиве, его создатели и время создания не известны. Предполагается, что он был возведен в 13 веке южно-индийскими захватчиками.

Индуистский храм Шива Девалая выполнен в архитектурном стиле Пандья (Pandya). Здание создано из каменных блоков, чей регион происхождения неизвестен, поскольку среди каменных пород Полоннарувы они не обнаружены.

Согласно одной из версий, храм был создан и перевезен в Шри Ланку из Индии, согласно другой версии, храм Шивы был выполнен индийскими мастерами по камню.

Внутри храма находится изваяние лингама, а напротив входа - статуя быка Нанду, на котором согласно легенде, ездил бог Шива. Каменные стены храма украшены индийскими барельефами. Крыша у здания на данный момент отсутствует, но предполагается, что она была выполнена из тех же каменных блоков, что и стены храма.

Индуистский храм Шива Девалайя (2)
(Shiva Dewalaya / Shiva Kovil)

Второй индуистский храм Шива Девалайя расположен в некотором удалении от первого. Время постройки храма Шива Девалайя датируется эпохой вторжения племен Чола (Chola), государство которых располагалось на территории современного Тамил-Наду в Южной Индии.

Храм, согласно принятой исторической теории, был возведен индийским королем Раджараджа Чолан I (Rajaraja Cholan I), который возглавлял вторжение в Шри Ланку в 993 году, победил сингальского короля Махинду V и захватил северную часть острова, разрушив Анурадхапуру и установив новую столицу в Полоннаруве, назвав ее Джананатхамангалам.

Считается, что данный храм посвящен богу Шиве, рядом с его входом находятся два каменных изваяния быка Нанду - священного животного в индуизме, на котором по легенде передвигался Шива.

Внутри храма располагается лингам и образ, олицетворяющий один из аспектов индуистского бога Шивы (Тримурти), связанный со смертью и разрушением.

Подношения совершаются в храме и в настоящее время. Храм был отреставрирован в конце 19 веке британскими колонизаторами. На фото и картах того времени данный храм упоминался как "храм бога Вишну".

Погода в Полоннаруве, Шри Ланка

Современный курорт, занявший часть северо-центральной провинции, известен как вторая столица сингальской державы. Руины древнего города, лежащие в местном археологическом парке, являются частью Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО и популярной достопримечательностью острова. Также Полоннарува входит в так называемый Культурный треугольник Шри-Ланки. Первым стольным градом в сингальском королевстве был назначен — еще одно популярное экскурсионное место острова. Но в IX веке столицу постигла печальная участь — её разрушили захватчики. После войны столицей назначили город Полоннарува. Как главный город королевства она простояла недолго — в XIII столетии она не выдержала натиска южно-индийских захватчиков и пала. Столицу перенесли в Дамбадению. Но даже за такой сравнительно небольшой исторический период жители Полоннарувы успели украсить свой город необычайными статуями, божественными храмами и уникальными дворцами.

Полоннарува — видео

Ради осмотра древних руин сюда стремится попасть большинство туристов, интересующихся историей острова. Привлекательна для путешественников и городская инфраструктура, сосредоточенная в Нью Тауне — части, которая называется Новым городом. Местечко богато отелями и точками общественного питания, но развлечений здесь нет.

Полоннарува — фото

Основные достопримечательности Полоннарувы

Полоннарува разделена на 2 части:

  1. Новый Город с магазинчиками, кафе, частными домами, отелями, школой и Центральным Королевским Колледжем.
  2. Археологический музей, по сути, представляющий собой развалины древнего поселения под открытым небом.

Понятно, что все главные культурно-исторические памятники сосредоточены во 2-й части города. Одним из них является Галл Вихара , то есть Каменный Храм. Сюда съезжаются буддисты со всего мира. Святыня богата изваяниями Будды, исполненными в граните. Божество запечатлено в самых разных позах — стоя, скрестив руки, лежа и сидя. Следуя новомодному на то время направлению в зодчестве «гигантомании», народ Шри-Ланки также сделал свои скульптуры огромными с приданием им реалистичности.

Гигантская статуя лежащего Будды была вырезана из гранитного утеса около 1180-го года н.э. Её длина составляет более 40 метров. Со стороны видно, что голова опирается о подушку — это воплощение нирваны, это символ обретения высшего состояния Будды, полностью отдалившегося от мира и подавившего все мирские желания. У фигуры необычная прическа — волосы имеют спиралевидную форму и символизируют ток чистой энергии, исходящий от божества. Это гигантское изображение не может не обращать на себя внимание — Будда изображен в момент обретения просветления и ухода из земного мира. Для последователей буддизма мягкая улыбка на лице статуи имеет вполне конкретное значение — она служит воплощением любви ко всем, кто решил ступить на путь духовного просветления и очищения.

Но здесь есть и другое изображение Будды. Оно весьма необычно — у фигуры скрещены руки, что не типично для этих статуй. Полу прикрытые глаза указывают на самосозерцание Будды в момент смерти и ухода из мира полного страданий. Гигантские статуи Будды в Полоннаруве — удивительные по красоте творения.

Привлекательным архитектурным памятником на протяжении многих веков остается монастырский комплекс Алахана Пиривена . Среди многочисленных сооружений особенно выделяется главный монашеский дом. Комплекс украшает 12-метровая статуя Будды и белоснежная ступа внушительных размеров.

За пределами Археологического парка можно осмотреть:

  • музей;
  • море Паракрамы — озеро, обязанное своим появлением королю Паракрамабаху Первому;
  • руины монастырской библиотеки;
  • индуистский комплекс Naipena Vihara;
  • некогда жилой комплекс, принадлежавший королю Ниссанкамаллу.

Полоннарува — видео


Как добраться в Полоннаруву

Наиболее удобным способом передвижения по острову считается путешествие на поезде. Полоннарува входит в маршрут Коломбо - Баттикалоа. Цена на билет определяется классом вагона. Так, за проезд в вагоне «первого» класса придется заплатить около 600 рупий, а за пользование «второклассным» вагоном — не более 350 рупий. Сама железнодорожная станция расположена в конце города. Поэтому чтобы добраться до ближайшего отеля придется прибегнуть к услугам местного транспорта — трехколесного мотороллера, именуемого на местном наречии «тук-тук». Благодаря автобусному сообщению Полоннарува соединена со всеми основными городами и курортными местечками острова. Заранее билеты здесь покупать не принято — их приобретают на станции накануне отправки транспортного средства. С автовокзала в Коломбо автобусы начинают свой путь с междугородной станции района Петтах. В пути придется провести более 6 часов. Автобусы, идущие из Канди, едут 4 часа. Поездка из Анурадхапуры занимает 3 часа.

Полоннарува на карте

В средневековье город Полонаррува был столицей Цейлона (совр. Шри-Ланка). Территориально он на 214 км северо-восточнее Коломбо. В 1070-1293 годах Полонаррува имела огромное стратегическое значение для Цейлона, являясь внутренним фортом страны. В 11-метровой крепости находились Королевский дворец, министерские и административные сооружения, а также, несколько помещений хозяйственного назначения.

Основная часть строений не сохранилась до наших дней, так как была построена из дерева. По сведениям историков, город состоял из сотен улиц, застроенных тысячами домов. Основная часть построек была из дерева и глины, в них проживали люди среднего достатка и городская беднота. Дома высшего класса возводились из кирпича, а все сооружения и постройки для королевски=ой семьи из камня.

На территории города сохранилось несколько культовых храмов. Особого внимания заслуживает Каменный храм, самый известный и почитаемый на Шри-Ланке. Он представляет собой четыре статуи Будды, высеченные в отвесе гранитной скалы. Впечатляет то, что, не взирая на огромные размеры, изваяния выглядят очень реалистично.

Сейчас Полонаррува является туристическим центром северо-востока страны. Посетить город-крепость можно ежедневно. Въезд на территорию бывшей столицы и полноценная экскурсия обойдутся вам в 30$.

Комплекс Гал Вихара

Гал Вихара (Гранитный храм, или Уттарама) - наверное, самый известный храм Шри-Ланки. Знаменит четырьмя хорошо сохранившимися каменными изваяниями Будды. Датируется 12 веком.

Скульптуры огромны, необыкновенно выразительны и завораживают реалистичностью. Храмовый комплекс состоит из нескольких пещер, в каждой - свой Будда в особой позе: сидящий в медитации, стоящий - редкая форма со скрещенными руками, лежащий. Кроме изваяний здесь есть плита с наскальными письменами и вполне различимая наскальная живопись.

Считается, что гранитную глыбу для храма выбрал лично король Паракрамабаху и он же отобрал для работы самых талантливых скульпторов того времени. Также в источниках упоминается о первом европейце, увидевшем Гал Вихару. Испытать неподдельное восхищение выпало в 1820 году лейтенанту 2-го Цейлонского полка Митчеллу Генри Фагану, который случайно обнаружил в тропических зарослях невероятные скульптуры. На тот момент талант скульпторов, создавших храм, многократно превосходил достижения европейских мастеров того же исторического периода.

А какие достопримечательности Полоннарувы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Каменная Книга

Каменная Книга - это удивительное сооружение, представляющее собой прямоугольный камень, на поверхности которого выбито более четырех тысяч знаков.

На каменной поверхности написаны мантры, религиозные сказания и изречения Будды. Длина этой плиты составляет 8 метров, а ширина - 1.4 метра.

Каменная Книга была создана по повелению короля Nissanka Malla, который правил с 1187 по 1196 год.

Каменная Книга привезена из Михинтале - места рождения буддизма в Шри-Ланке. Сейчас она находится на территории известного буддийского Каменного Храма.

Национальный парк Миннерия занимает территорию в 9000 гектаров. Он был создан с целью сохранения популяций диких животных. Слоны, олени, леопарды, обезьяны и множество птиц - увидеть их в дикой природе приезжают туристы со всего света.

Территория парка покрыта смешанным вечнозеленым лесом, имеются водоемы. Помимо больших животных и птиц здесь насчитывается около 10 видов амфибий, 25 видов рыб и рептилий и более 78 видов бабочек. Здесь же растет бамбук, который редко встречается в других местах острова.

Лучшее время для посещений - с июня по сентябрь.

Лунный камень в храме в Полоннарува

Лунный камень в храме в Полоннарува - это полукруглая резная «ступенька», которая находится перед входом в знаменитый Каменный Храм.

Ступенька имеет смысл порогового указателя, символизирующего переход из мирского пространства в священное и говорящего о том, что при входе в храм нужно оставить все греховные и низменные мысли.

Каменный Храм был возведен около XII века, тогда же был высечен из скальной породы и Лунный камень.

Детали его очень тонко и четко проработаны - здесь изображена вереница слонов и переплетающиеся буддийские узоры.

Самые популярные достопримечательности в Полоннаруве с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Полоннарувы на нашем сайте.

Полоннарува (Polonnaruwa), блистательная средневековая столица Шри-Ланки, была основана как первый государства в 11 веке нашей эры. Полоннарува стала следующей столицей после , которая была полностью разграблена и разрушена армиями, вторгнувшимися из Южной Индии.

В хрониках города и данного исторического периода наиболее важное место занимают три короля. В 12 веке город достиг своего наивысшего, но, к сожалению, весьма недолгого расцвета. Несмотря на многочисленные вражеские вторжения в последующие века, осталось немало свидетельств его былого великолепия и славы. Руины древнего города расположены на восточном побережье большого искусственного водоема – озера Топа Вева (Topa Wewa), или Паракрама Самудрая (Parakrama Samudraya) – (Море Паракрамы), созданного по указанию короля Паракрамабаху (Parakramabahu) I (1153-86), чье правление стало золотым веком Полоннарувы. Внутри стен города, образовывающих прямоугольник, расположился дворцовый комплекс, а также многочисленные дагобы, храмы и различные религиозные постройки. Ряд зданий, представляющих исторический интерес, можно встретить и за городскими стенами, к северу от основного комплекса, ближе к главной дороге на Хабарану (Habarana) и Дамбуллу (Dambulla).

Чтобы познакомиться с реликвиями, найденными в этом древнем городе, такими как каменный лев, который раньше сторожил вход во дворец короля Ниссанки Маллы (Nissanka Malla), или изящные бронзовые изделия индуистских мастеров, извлеченные из руин храма Шива Девале (Siva Devale), вам придется посетить Национальный музей в (Colombo), где они хранятся. Однако после открытия в 1998/9 годах нового Информационного центра для посетителей Полоннарувы и музея при нем, некоторые ключевые экспонаты должны были быть возвращены туда, где они были найдены.

Основные Полоннарувы

Паракрама Самудрая (в переводе с сингальского – Море Паракрамы) – крупнейший искусственный резервуар для дождевой воды в Шри-Ланке, созданный королем Паракрамабаху Великим. Это древнее озеро занимает значительную площадь в западной части округа Полоннарува. Огромный искусственный резервуар раскинулся на территории 2500 га и вмещает в себя 134 миллиона кубических метров воды, что делает его жизненно важным для сельскохозяйственного округа Полоннарува и прилегающих к нему районов. Древний город Полоннарува занимает площадь в 122 гектара и простирается на 5 км с севера на юг и на 3 км с востока на запад. Такое расположение исключительно удачно с учетом направления, в котором дуют освежающие ветра с Паракрама Самудрая.

Недалеко от Паракрама Самудрая находятся руины королевского Зала Советов (при короле Ниссанке Малле), на колоннах которого сохранились записи о положении и титулах различных чиновников королевства.

Статуя короля Паракрамабаху (Parakramabahu)

На южном берегу Паракрама Самудрая и к югу от живописного дома отдыха находится еще один известный памятник Полоннарувы: потрясающая статуя, вырезанная из цельного куска скалы, изображающая знатного человека, который держит стопку манускриптов.

Статуя вызвала многочисленные дискуссии и споры касательно ее принадлежности. Археологи так и не пришли к единому мнению. Считается, что эта статуя высотой 3,5 м изображает короля Паракрамабаху Великого. С такой же вероятностью, это может быть и статуя мудреца Пуласти (Pulasti), в честь которого город был назван Пуластинагара (Pulastinagara). Пуластинагара (что в переводе с сингальского значит Город Пуласти) является вариантом сингальского названия Полоннарува на языке пали.

Дворец короля Паракрамабаху (Parakramabahu)

В королевской цитадели, окруженной крепостными валами длиной четыре лиги и шириной семь лиг, сохранилось множество примечательных памятников. Должно быть, в давние времена дворец короля Паракрамабаху был впечатляющим сооружением: высотой в семь этажей и богато украшенным. Руины дворцовых стен свидетельствуют о том, что это были чрезвычайно толстые укрепления и, кроме того, оборудованные необычной дренажной системой. Чуть дальше находятся красивые постройки, бывшие ранее королевскими купальнями – Кумара Покуна (Kumara Pokuna). По дороге расположен прекрасный Королевский зал приемов, вход в который охраняют статуи львов, а сам зал украшен изящными колоннами и лунным камнем (изящный резной порог).

В этот период технологии строительства были такими же, как в период Анурадхапуры (Anuradhapura), однако более активно использовался известковый раствор, благодаря которому стало возможным возведение кирпичных построек таких размеров, о каких раньше нельзя было и помыслить.

В южной части города, т.е. в 100 м к югу от статуи короля Паракрамабаху, за пределами королевского сада Нандана Юана (Nandana Uyana) находится Потгул Вехера, или Монастырская библиотека. Главное здание расположено на центральной террасе квадратной формы – это круглый храм или библиотека, где хранились священные книги. Он окружен четырьмя небольшими дагобами.

Превосходная акустика в Потгул Вехера наталкивает на мысли, что библиотека также выполняла функции зала для чтения книг, изучения доктрин буддизма и произнесения благословений, называемых «пириты». Здания, называемые Потгул Вехера, иначе библиотеки, которые использовались для тех же целей, что и храм в Полоннаруве, встречаются также и в некоторых буддистских храмовых комплексах.

Шива Девале 1 Индуистский храм 12 века, выполненный в простом и строгом стиле, посвященный бог Шиве.

Шива Девале 2 Пройдя через северные ворота цитадели, вы увидите индуистский храм 11 века, построенный из цельного куска скалы. В святилище расположен вырезанный из камня лингам, или фаллос – символ индуистского божества Дива. Напротив храма стоит статуя быка Нанди, на котором ездил бог Шива.

Тупарама (Thuparama)

Тупарама – кирпичный гедиге (в переводе с сингальского – сводчатый храм), сохранившийся в отличном состоянии. Тупарама является старейшим домом фресок в Полоннаруве. Храм датируется периодом правления короля Виджаябаху (Vijayabahu) (1055-1110 н.э.).

На кирпичном фундаменте высотой около метра расположены три выступа, на которых раньше были изображения Будды; сейчас же они представляют собой просто кирпичное возвышение. Каменные скульптуры Тупарамы относят к периоду Анурадхапуры.

Ватадаге (Vatadage)

Ватадаге – дом реликвий круглой формы – может похвастаться элегантностью и красотой, редкой даже для древней Шри-Ланки. Декоративная стена, изысканно украшенная изображениями цветов с четырьмя лепестками, гармонично сочетается с внешним кругом каменных колонн.

Ведущие в храм лестницы, расположенные по четырем сторонам света, украшены элегантной резьбой. В начале каждого пролета установлена каменная статуя Будды. Ватадаге богато декорирован лунным и бордюрным камнем.

Ниссанка Лата Мандапая (Nissanka Lata Mandapaya)

Павильон Ниссанка Лата Мандапая, построенный королем Ниссанкамаллой (Nissankamalla), представляет собой абсолютно новый образец архитектуры, в котором нашло отражение все великолепие классического стиля. Считается, что этот павильон использовался для ритуальных буддистских песнопений, при этом, надписи, найденные в павильоне, свидетельствуют о том, что король также слушал пириты – буддистские благословения.

В павильоне Ниссанка Лата Мандапая, окруженном буддистской оградой, находится небольшая круглая дагоба без верхней части, вырезанная из камня, расположенного посередине павильона. Возможно, что раньше во время чтения благословений в этой вырезанной из камня ступе помещалась священная урна с прахом.

Сатмахал Прасада (Sathmahal Prasada)

Сатмахал Прасада, или семиэтажная башня, построена в форме ступенчатой пирамиды, состоящей из семи прямоугольных уровней. По мнению археологов, строение башни напоминает храм Ват Кукут (Kukut) в Лампхуне (Lamphun) в Таиланде, построенный в восьмом веке.

Теории о принадлежности и назначении Сатмахал Прасада пока не получили достаточных подтверждений. Согласно историческим хроникам Шри-Ланки, король Паракрамабаху великий воздвиг ступу в этом районе, и некоторые исследователи считают, что башня и является этой ступой. Похожая постройка была найдена в Анурадхапуре и известна как Накха Вехера.

Хатадаге (Hatadage) и Атадаге (Atadage)

Хатадаге и Атадаге – храмы Священного Зуба Будды, расположенные в Полоннаруве, которые были воздвигнуты королями Виджаябаху и Ниссанкамаллой. В обоих храмах – построенном в 11 веке Атадаге и датируемом 12 веком Хатадаге – хранятся Священные Зубы Будды. Оба представляют собой прекрасные постройки, украшенные изящной резьбой.

После освобождения Шри-Ланки от дравидов, король Виджаябаху переносит столицу в Полоннаруву и возводит Атадаге, в котором будет храниться Священный Зуб Будды и Священная Чаша. На первом этаж располагался дом образов.

Хатадаге – увеличенная версия храма Атадаге – был построен королем Ниссанкамаллой для хранения Священного Зуба Будды и Священной Чаши. Первый этаж этого впечатляющего здания отведен под религиозные изображения, а вход украшает прекрасный резной портал. Надписи, выполненные на стенах при короле Ниссанкамалле, сейчас уже выцвели.

Гал Потха (Gal Potha) – Каменная Книга

Гал Потха представляет собой 8 метровую каменную плиту, лежащую рядом с храмом Хатадаге, на которой король Ниссанкамалла запечатлел в камне собственные деяния.

Надписи также включают подробную генеалогию короля Ниссанкамаллы, а также историю его войн с дравидами, вторгшимися из Южной Индии. Согласно этим записям, сама каменная плита была принесена сюда из Михинтале (Mihintale).

Эти записи оказали огромную помощь исследователям, поскольку помимо прочего демонстрируют эволюцию сингальской письменности. Рядом с Гал Потха находятся два каменных слона, окропляющих водой богиню Лакшми (Lakshmi), индуистскую богиню процветания.

Пабалу Вехера (Pabalu Vehera)

Считается, что Пабалу Вехера была построена в поздний период Анурадхапуры и расширена в период Полоннарувы. Ступа окружена четырьмя домами образов, ориентированными по сторонам света. В статуях из известняка Будда запечатлен в различных позах. В южном здании находится статуя Будды в самадхи, представляющая собой прекрасный образец искусства того периода. Напротив Пабалу Бехеру к северу уходит главная улица древнего города Полоннарувы. Сейчас она поросла бурьяном и кустами и превратилась в простую тропинку, которая вьется по живописным местам, ставшим домом для огромного количества птиц.

Ранкот Вехера (Rankoth Vehera)

Воздвигнутая королем Ниссанкамаллой, Ранкот Вехера является крупнейшей дагобой в Полоннаруве. Архитекторы Ранкот Вехеры придерживались традиций строительства ранних ступ в Анурадхапуре. Эта огромная дагоба 168 метров в обхвате принадлежит монастырскому комплексу Алахана Пиривена (Alahana Pirivena).

Вокруг этой колоссальной дагобы расположены здания со священными изображениями и цветочные алтари, разбитые на широкой песочной террасе, окружающей ступу. По четырем сторонам света находятся Вахалкадаса (Vahalkadasa), или кирпичные помещения, примыкающие к центральному входу, с четырьмя лестничными пролетами, по которым верующие могут попасть к ступе.

Надпись на каменной плите напротив дагобы говорит о том, что король Ниссанкамалла руководил строительством Ранкот Вехеры. Другая надпись на платформе, расположенной южнее, повествует о том, что король Ниссанкамалла поклонялся этой дагобе из павильона.

Ланкатилака (Lankatilaka)

В самом сердце Алахана Пиривена находятся развалины Ланкатилака – высокой башни, бывшей одним из прекраснейших буддистских храмов в Азии в 12 веке. Огромная кирпичная постройка состоит из стен высотой 17 м, изысканных резных узоров и колоссальной статуи Будды. Дом образов в Ланкатилака является превосходным образцом сводчатых храмов, называемых гедиге. Сейчас у статуи Будды отсутствует голова, а в прежние времена в высоту неповрежденная статуя достигала 12,5 метров. Внешнюю поверхность стен украшают гипсовые фигуры и архитектурные модели. На правой балюстраде вырезана изящная фигура необыкновенной красоты, принадлежащая, как считается, Нагини (Nagini) – женскому воплощению Нагараджа (Nagaraja). Хотя Нага нередко изображались на бордюрных камнях различных культурных памятников Шри-Ланки, храм Ланкатилака является единственным примером, когда подобные изображения наносились на балюстраду.

Кири Вехера (Kiri Vehera)

Кири Вехера находится прямо напротив Ланкатилака. Белоснежный храм получил название Кири Вехера (в переводе с сингальского – Ступа цвета молока) за его светящийся белый цвет. Храм был построен королевой Субхадрой (Subhadra), супругой короля Паракрамабаху. Кири Вехера известен своими идеальными пропорциями и является самой хорошо сохранившейся дагобой на Шри-Ланке. Трехкомнатное здание для хранения реликвий, обнаруженное при раскопке большого холма к востоку от Кири Вехера, дает представление о структуре и планировке комнат для реликвий в период Полоннарувы. Кроме того, во время раскопок были обнаружены небольшие курганы, которые раньше были меньшими ступами, в которых хранились останки членов королевской семьи и священников из монастыря.

На нижней террасе к западу от Кири Вехера находятся руины часовни или зала собраний буддистских монахов.

Гал Вихарая (Gal Viharaya)

Гал Вихарая, или Храм в скале, не имеет аналогов среди древних храмовых комплексов. Гал Вихарая представляет собой группу огромных статуй Будды, вырезанных в гранитной скале. Наиболее примечательно изображение стоящего Будды высотой 7 м.

Рядом с ним расположена огромная статуя лежащего Будды 14 м в длину. Голова статуи покоится на правой ладони, а левая рука вытянута вдоль левого бока. Вмятина на подушке, появившаяся под тяжестью головы, и слегка согнутая левая нога делают этот колоссальный гранитный символ равновесия и самообладания более живым.

Рядом со статуей лежащего Будды находится фигура стоящего Будды. По мнению археолога доктора Сенератха Паранавитаны, поза и выражение лица Будды показывает исключительное чувство сострадания по отношению ко всем страждущим.

В южной оконечности храма находится статуя сидящего Будды, спинка кресла которого богато украшена узорами. Перед статуей расположена вырезанная из камня арка.

Нелум Покуна (Nelum Pokuna) – Пруд в форме лотоса

В 500 м к северу от Демала Маха Сая (Demala Maha Saya) находится Нелум Покуна (что по-сингальски значит Пруд в форме лотоса), построенный королем Паракрамабаху великим в форме цветов лотоса с 8 лепестками. Считается, что этот пруд использовался для ритуальных омовений паломников, приходящих поклониться священным изображениям дома образов Тиванка Патанагхара (Tivanka-patanaghara).

Дом фресок Тиванка (Tivanka)

Дом фресок Тиванка, расположенный в 400 м к северу от пруда в форме лотосов, получил свое название из-за согнутой в трех местах, но по-прежнему высокой статуи Будды, находящейся внутри. Сейчас у статуи Будды уже нет ни головы, ни шеи. В переводе с Сингальского, Тиванка означает «три сгиба». Статуя Будды согнута в трех местах: в коленях, в талии и в плечах. Внутренняя и внешняя поверхность стен дома образов богато украшены.

Фрески на внешней поверхности стены носят исключительно декоративный характер и изображают львов, великанов и карликов. Росписи внутренних стен являются настоящими шедеврами. Однако сейчас эти фрески 12 века, отображающие сцены из предыдущих жизней Будды, сильно выцвели. По мнению ученых, эти изображения представляют слияние народного и классического стилей.

Археологические музеи

Рядом с Паракрама Самудрая находится Современный музей, в котором в настоящее время представлены подлинные артефакты, обнаруженные в Полоннаруве, а также реплики и художественные изображения древних монументов этого города.

Карта достопримечательностей Полоннарувы

Фото Полоннарувы


  • Зал Министров, Полоннарува (King Parakramabahu"s Council Chamber, Polonnaruwa)
    DSC_2941



  • DSC_2993