Где родился гиппократ. Гиппократ: краткая биография и его открытия

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия , а по матери - Геракла . Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа :

  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гиппократ I
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов . Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины .

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря .

Памятник Гиппократу на его родном острове Кос

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета . У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену , стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом .

Гиппократовский корпус

Платан на острове Кос, под которым, по преданию, работал Гиппократ

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время , в середине III века до н. э. в Александрии .

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб) .

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений . Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализировал работы четверых специалистов - Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми» .

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений :

Этика и деонтология Глазные болезни Акушерство и гинекология

47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии

Детские болезни Резюме ко всем разделам

56. Афоризмы (Л, Н)

Биографические легенды

57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата , в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку , отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний .

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках .

  • Преобладание желчи (греч. χολή , холе , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком .
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα , флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком .
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником .
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή , мелэна холе , «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом .

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных , так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям .

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова , «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» .

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни . Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным .

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации . Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия , аускультация , пальпация , конечно, в самой примитивной форме .

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа »), лечения ран , фистул , геморроя , эмпием .

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции .

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях .

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну .

Клятва Гиппократа

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками

Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому .

2. Принцип непричинения вреда

4. Отказ от интимных связей с больными

5. Сохранение врачебной тайны

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.

При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался» .

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности .

А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы . Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству .

Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения , а излишне суровый теряет необходимое доверие . Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета .

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они и написаны на древнегреческом, часто цитируются на латыни - широко использовавшемся в медицине языке.

Легенды

Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу , можно судить об его учении.

Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне , что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины , в которых свирепствовала чума , провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию - неумышленное преувеличение своего болезненного состояния .

К другим неподтверждённым историям следует отнести отказ Гиппократа покинуть Грецию и стать лечащим врачом самого царя империи Ахеменидов Артаксеркса . Согласно ещё одной легенде, граждане Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита , посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности» .

В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке Гиппократа, согласно которой он сжёг асклепион (медицинский храм, в котором одновременно лечили людей и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем .

Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа

Ноготь Гиппократа

Своеобразная деформация ногтей, более известная под названием «ногти в виде часовых стёкол » . Часто сочетается с колбовидным утолщением концевых фаланг пальцев рук - «пальцами в виде барабанных палочек ». Являются признаком гипертрофической остеоартропатии, возникающей при длительных нарушениях газового обмена на фоне хронических заболеваний лёгких (абсцесс лёгкого , бронхоэктазы, опухоли лёгких и др.). Такая деформация может быть отмечена также при врождённых пороках сердца (особенно при цианотической группе этих пороков), при хроническом септическом эндокардите , при билиарном циррозе печени .

Шум плеска Гиппократа

Маска Гиппократа

Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»:

Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа

Пострадавший лежит на спине. Хирург садится со стороны вывиха лицом к больному и берёт повреждённую руку за предплечье выше запястья . После этого вставляет средний отдел одноимённой с вывихнутой рукой стопы в подмышечную ямку. При этом наружный край среднего отдела стопы упирается в боковую поверхность грудной клетки , а внутренний - в медиальную поверхность верхней трети плеча . Образуется двусторонний рычаг , коротким плечом которого являются головка и верхняя часть плечевой кости, а длинным - средняя и нижняя трети плеча. Хирург начинает постепенно, без рывков, наращивать силу тяги по оси руки с приведением её к туловищу. В это время по принципу действия рычага головка плечевой кости постепенно выводится в суставную поверхность лопатки и становится на место. Плечевой сустав приобретает нормальную форму, восстанавливаются пассивные движения. После этого производится иммобилизация сустава .

Шапочка Гиппократа

Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области .

Литература

Переводы

Русские :

Английские :

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 8 томах (№ 147-150, 472, 473, 477, 482) с приложением в том IV «О мире» Гераклита.

Французские :

  • Издание в серии «Collection Budé» не завершено. Hippocrate :
    • Tome II, 1re partie: L’Ancienne médecine. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 272 p.
    • Tome II, 2e partie: Airs, eaux, lieux. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 452 p.
    • Tome II, 3e partie: La Maladie sacrée. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2003. CXXXVIII, 194 p.
    • Tome IV, 3e partie: Epidémies V et VII. Texte établi et traduit par J. Jouanna, annoté par J. Jouanna et M. D. Grmek. 2e tirage 2003. CXLVIII, 463 p.
    • Tome V, 1re partie: Des vents - De l’art. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 352 p.
    • Tome VI, 1re partie: Du régime. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. XXXVI, 253 p.
    • Tome VI, 2e partie: Du régime des maladies aiguës. - Appendice. - De l’aliment. - De l’usage des liquides. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 257 p.
    • Tome VIII: Plaies, nature des os, coeur, anatomie. Texte établi et traduit par M.-P. Duminil. 2e tirage 2003. 304 p.
    • Tome X, 2e partie: Maladies II. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 398 p.
    • Tome XI: De la génération. - De la nature de l’enfant.- Des maladies IV. - Du foetus de huit mois. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 385 p.
    • Tome XII, 1re partie: Nature de la femme. Texte établi et traduit par F. Bourbon. 2008. 528 p.
    • Tome XIII: Des lieux dans l’homme- Du système des glandes. - Des fistules. - Des hémorroïdes. - De la vision. - Des chairs. - De la dentition. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 318 p.

Исследования

  • Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. - СПб. , 1840. - 251 стр.
  • Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч. пособие. М .: I ММИ. 1983. - 84 стр. - 1000 экз.
  • Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 457 стр.
  • Солопова М. А. Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Философские науки . 2012. № 1 (8). С. 5-25.

Примечания

  1. Гиппократ // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1977. - Т. VI (Гипотиреоз - Дегенерация). - С. 37-38.
  2. Платон. Протагор (англ.) . Internet Classics Archive (380 г. до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 12 ноября 2010.
  3. Платон. Федр (рус.) . сайт Грани (IV век до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 1 декабря 2010.
  4. Аристотель. Часть седьмая. IV. 3 // Политика. - М .: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - С. 242. - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-065681-3
  5. //
  6. Гиппократ. Предисловие (С. Трохачёв) // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 3-42. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  7. Soranus Of Ephesus (англ.) . Britannica (2006). Архивировано
  8. Garrison Fielding H. History of Medicine. - Philadelphia: W.B. Saunders Company, 1966. - С. 92-93.
  9. Nuland Sherwin B. Doctors. - Knopf, 1988. - С. 7. - ISBN 0394551303
  10. HIPPOCRATES (англ.) . Britannica (1911). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 11 ноября 2010.
  11. Adams Francis. The Genuine Works of Hippocrates. - New York: William Wood and Company, 1891.
  12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  13. , с. 19
  14. Margotta, Roberto. The Story of Medicine. - New York: Golden Press, 1968. - С. 66.
  15. Martí-Ibáñez Félix. A Prelude to Medical History. - New York: MD Publications, Inc, 1961. - С. 86-87.
  16. , с. 19-23
  17. , с. 4
  18. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 1 Третий отдел // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 224-235. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  19. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 3 // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 239-270. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  20. Jones W. H. S. Hippocrates Collected Works I . - Cambridge Harvard University Press, 1868. - С. 11.
  21. , с. 8-9
  22. , с. 93-94
  23. , с. 15
  24. , с. 67
  25. Leff Samuel, Leff Vera. From Witchcraft to World Health. - London and Southampton: Camelot Press Ltd., 1956. - С. 51.
  26. В. Д. Небылицын. Темперамент . Большая Советская Энциклопедия. Проверено 12 ноября 2010.
  27. Темперамент // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1985. - Т. XXIV (Сосудистый шов - Тениоз). - С. 536-537.
  28. , с. 46,48,59
  29. Силуянова И. В. Актуальные вопросы биомедицинской этики // Всероссийский съезд православных врачей России . - Белгород, 28 сентября 2007 года.
  30. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 45-46. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  31. Бобров О. Е. Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа . Союз противораковых организаций России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 ноября 2010.
  32. Гиппократ. О благоприличии 5. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 71. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  33. Гиппократ. Наставления 4. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 80-81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  34. Гиппократ. Наставления 6. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  35. Гиппократ. О враче 1. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 60. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3

Нет такого человека на Земле, который бы не слышал о Гиппократе, называемого отцом медицины. Живущий в древние времена врач, имел совершенно инновационный взгляд на болезни человека. Дошедшие до наших дней упоминания о великом человеке весьма скудны, но его имя увековечено, как никакое другое – каждый врач, получая диплом о медицинском образовании, произносит клятву Гиппократа. Кто этот человек? Какой вклад он внес в развитие медицины? Почему его труды считаются уникальными? «Популярно о здоровье» расскажет об этом прямо сейчас.

Краткая биография Гиппократа

О жизни древнегреческого философа и врача известно немногое, причём точно даже неизвестна дата его рождения и смерти. Имеются данные о том, что Гиппократ родился в 460 г. до нашей эры, но эти данные весьма приблизительные. Место рождения – остров Кос, который находится в Эгейском море, в восточной его части. Мать мальчика звали Фенарета (по некоторым источникам, женщину звали Пракситея), она была повитухой, помогала местным женщинам при появлении на свет их малышей. Благодаря ей мальчик черпал некоторые знания о физиологии человека. Его отец и дед были врачами.

Согласно некоторым данным, Гиппократ – потомок Асклепия в пятнадцатом поколении. Род Асклепиадов – это династия врачей. Согласно легенде, Асклепия считали древнегреческим богом медицины. Дед Гиппократа является его тёзкой, имя отца основателя медицины – Гераклид. В юности мальчик проходил обучение в асклепионе острова Коса. Он постоянно стремился получать новые знания, касающиеся врачевания, природы человека, причём черпал он их не только у отца и деда. Он много путешествовал, объездил почти всю северо-восточную часть Греции, побережье Мраморного моря, Фессалию и другие города. Оказываясь в новых местах, он интересовался разными методами лечения недугов у местных жителей и изучал познавательные таблицы, которые обычно вывешивали на одной из стен храмов Асклепия. Гиппократ был женат, к сожалению, имя его супруги неизвестно, зато есть информация о его сыновьях.

Их звали Драконт и Фессал. Юноши перенимали у отца знания и всячески поддерживали его интерес к медицине. Также у Гиппократа была дочь. Её муж, Полиб, впоследствии стал преемником основателя медицины. За свою долгую жизнь мудрец собрал много ценной информации, часть его трудов дошла до наших дней. Гиппократовский корпус, состоящий из 60 трудов, частично содержит и труды этого человека (от 8 до 18 трактатов). Умер выдающийся человек предположительно в 377 или 370 году до нашей эры. Вечным пристанищем для него стала земля Фессалии, город Лариса, где ему был установлен памятник.

Вклад Гиппократа в развитие медицины

Пожалуй, самое главное, что сделал Гиппократ, оказав сильное влияние на медицину, - это осветил совершенно новый взгляд на природу болезней. В те времена почти все недуги, поражавшие людей, приписывали руководству богов, то есть, считалось, что божества выказывают свой гнев, посылая болезни. Но Гиппократ имел иное представление, на тот момент оно казалось безумным. По словам великого целителя, все заболевания тесно связаны с внутренним миром человека, его образом жизни и внешними факторами, природой и окружением. Он считал, что разного рода нарушения баланса в теле человека вызывают болезнь. Такого взгляда на недуги до него ещё никто не озвучивал.

Гиппократ тщательно изучил стадии развития различных заболеваний, великий вклад внёс в хирургию. В своей практике древний целитель применял примитивные инструменты для проведения операций, а также использовал некоторые методы наложения перевязочных материалов, кстати, они применимы и сегодня для лечения переломов костей и вывихов. К лечению пациента Гиппократ подходил индивидуально. Он считал, что нужно много спрашивать у больного и слушать его. Таким образом, он ввёл понятие анамнеза и этиологии заболеваний, а также их прогноза.

В лечении Гиппократ придерживался основных принципов, которые известны и сейчас:

1. Не навреди пациенту.

2. Противоположное следует лечить противоположным.

3. Быть в гармонии с природой.

4. Бережно обращаться с больными, щадить их.

Гиппократ понимал, что здоровье человека неразрывно связано с состоянием его души, образом мыслей, прошлым, а также не исключал влияние атмосферных условий на организм. Осматривая больного, он принимал во внимание не только внешние проявления недуга, но и искал скрытые причины сбоев в организме. Именно этот человек определил типы темпераментов людей и разделил их на группы. Характер человека, по мнению мудреца, имел большое значение для здоровья. Основоположником диетологии тоже стал Гиппократ.

В его трудах имеются упоминания о необходимости правильно питать и поить больных, причём в этом труде рассматриваются способы питания при разных состояниях острых, хронических, после хирургического вмешательства и т.д. Гиппократ немало времени посвятил исследованию человеческих выделений при разных состояниях. Он понимал, что состав мочи и кала имеет свойство меняться. В этом смысле Гиппократа можно назвать первопроходцем в сфере лабораторных исследований.

Вклад в медицину Гиппократа достаточен. Не имея никаких современных инструментов, базы знаний, он смог направить развитие медицины в нужное русло, дать толчок для дальнейших научных исследований.

Гиппократа называют «отцом медицины» потому, что он очистил её от ложной философии, ему удалось вывести её из тёмного эмпиризма. Гиппократ поставил медицину на научную основу.

Его трактаты оказали огромное влияние для развития медицинской науки, её теории и практики. Для всех медицинских работников именно Гиппократ определил этику поведения и высокий моральный облик. До сегодняшнего дня сохранилась традиция: получая диплом и начиная медицинскую практику, врачи дают клятву Гиппократа.

Из биографии Гиппократа:

Гиппократ (около 460 до н. э. – около 370 до н. э.) - историческая личность. Но, сколько бы ни пытались биографы воссоздать реальную картину жизненного пути Гиппократа, сделать это не получается из-за давности лет. Существуют лишь предположения, версии и не очень точные данные о биографии Гиппократа.

Философ Платон даёт только приблизительные сведения о реальной личности Гиппократа, хотя в Древнем мире его имя было достаточно известно. По сведениям Платона, родина Гиппократа – остров Кос, расположенный около побережья нынешней Турции. Ещё известно, что он преподавал медицину и называл себя «асклепиадом» (одним из тех, кто считался потомком бога медицины Асклепия) или «целителем», однако до сих пор неизвестно, каких убеждений он придерживался в отношении процесса лечения. Всё остальное домыслы: даже достоверные данные о датах его жизни и смерти отсутствуют. Согласно тому же Платону, знаменитый врач жил примерно в 430 гг. до н. э., но более точные даты рождения являются лишь плодом воображения.

Согласно произведениям римского врачевателя греческого происхождения Сорана Эфесского отец Гиппократа по имени Гераклид тоже трудился в медицине. О матери достоверных сведений нет, даже не известно её точное имя – Пракситея или Фенарета.

Существует легенда о том, что по отцовской линии Гиппократ – потомок древнегреческого бога медицины и врачевания Асклепия, который при рождении был смертным, но за выдающиеся успехи и открытия в медицине получил бессмертие. Также предполагается, что мать Гиппократа была потомком Геракла (древнегреческого мифологического героя, сына богов Зевса и Алкмены).

Византийский филолог Иоанн Цец даже привёл генеалогическое дерево, из которого видно, что Гиппократ является пятнадцатым поколением после бога Асклепия. Информация эта не достоверна, можно лишь предполагать, что действительно Гиппократ был из рода врачевателей Асклепиадов (семейной врачебной династии, берущей начало от самого бога медицины).

Существует такая биография Гиппократа:

Гиппократ родился около 460 года до нашей эры на греческом острове Кос, расположенном в Эгейском море. Происходил Гиппократ из семьи потомственных врачей. Правда, имя его означает в переводе на русский - «управляющий конями». То есть по-простому - кучер.

Так как свою родословную Гиппократ вёл от бога медицины и врачевания Асклепия, поэтому и клятва его начиналась со слов «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели».

Начальные знания по врачеванию Гиппократ получил в асклепионе на острове Кос (так назывался древнегреческий храм, посвящённый богу медицины Асклепию). Свой опыт ему передавали отец Гераклид и дедушка, которого тоже звали Гиппократом. Затем он получал образование у древнегреческого софиста Горгия и философа Демокрита.

В 20 лет у Гиппократа уже была репутация превосходного врача. Как и все его предки, он занимался практической медициной. Чтобы усовершенствовать полученные знания, Гиппократ достаточно много времени проводил в путешествиях. В различных странах он изучал медицинские основы и практиковался у местных врачевателей.

Гиппократ женился в молодом возрасте на девушке из знатной семьи. У них родилось два мальчика (Фесалл и Драконт) и девочка. Оба сына также выбрали для себя медицинский жизненный путь, и в честь знаменитого отца каждый из них назвал своего ребёнка. Приемником Гиппократа стал и его зять (муж дочери) Полиб.

Фесалл занимал должность лейб-медика у царя Македонии Архелая. У него было три сына – Гиппократ III, Драконт II и Горгия. У Драконта был один сын – Гиппократ IV, который состоял на службе у Александра Македонского в качестве личного врача его супруги Роксаны. Все четыре внука Гиппократа занимались врачеванием.

Целитель прожил достаточно долгую жизнь и покинул этот мир в почтенном возрасте. Сколько лет прожил Гиппократ, точно неизвестно. Историки утверждают, что на момент смерти ему было около 83-104 лет. Произошло это в греческом городе Ларисса в Фессалийской долине, а захоронили великого врачевателя в районе Гиртона. Долгие годы его могила была местом паломничества. По легенде, водившиеся там дикие пчелы давали удивительный мед, обладавший целительными свойствами.

Медицинское и философское наследие Гиппократа:

Медицинские сочинения, работы и трактаты великого врачевателя объединены в Гиппократовский корпус. Потомкам досталось огромное философское и медицинское наследие Гиппократа.

Конечно, в сочинениях Гиппократа имелись ошибки и неверные предположения, потому что не было в его практике достаточно информации об анатомии и физиологическом строении тела человека. Ведь в Древней Греции в те времена было запрещено вскрытие человеческих тел.

Долгое время люди считали, что заболевания являются божьей карой. Гиппократ одним из первых опроверг, что причиной заболеваний является вмешательство богов и заявил, что возникновение болезней имеет природный характер. Гиппократ доказывал, что боги здесь не причём, люди болеют из-за того, что нарушили свои здоровые привычки, режим питания и правильный образ жизни.

Из его учений следует, что любое заболевание имеет природное происхождение, а не мистическое. Таким образом, он полностью выделил медицину из религиозных канонов и классифицировал как отдельную науку, за что и получил звание «отца медицины». +По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента по одному внешнему виду. Он лечил своих пациентов целебными травами, которых знал свыше 200.

Не советовал он применять сразу много лекарств и разработал главный принцип современного врача в его работе с больным: «не навреди». +Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе. Признавал целительную силу гимнастики, купания, массажа, лечебной диеты.

И именно Гиппократ разработал учение о четырех темпераментах. По мнению отца медицины, в человеческом организме взаимодействуют четыре жидкости - кровь (сангва), желтая желчь (холе), слизь (флегма) и черная желчь (меланхоле). В организме они находятся в определенном количественном соотношении. Нарушение этого соотношения и приводит к расстройству психической деятельности. Так возникло деление людей на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Такое разделение людей по типу душевного склада принесло большое значение для медицинской практики. Каждый тип имеет предрасположенность к определённым болезням, поэтому медикам легче было производить диагностику и выбирать методы лечения.

Гиппократ был первым, кто стал описывать течение заболеваний, в современной медицине этот термин получил название «история болезни».

Несомненная заслуга Гиппократа в том, что он описал, какими способами можно обследовать больных:

1.Пальпация

При этом физическом методе врач пальцами ощупывает всё тело пациента.

2.Аускультация

Этот метод медицинской диагностики заключается в прослушивании звуков, которые возникают в процессе работы внутренних органов. Конечно, в тот период оба этих метода проводились в самой примитивной форме.

В сочинениях Гиппократа расписаны различные способы наложения повязок (простой, ромбовидной, спиральной).

Он описывал, как с помощью специальных аппаратов и вытяжки лечить вывихи и переломы костей. У целителя много трудов о том, как лечить эмпиемы, раны, свищи, геморрой.

Гиппократ был первым, кто описал, как при хирургической операции размещать инструменты, оборудовать освещение и каким должно быть положение рук врача.

Ему принадлежат первые изложенные принципы диетологии. Он писал в своих трактатах, что любым больным, даже лихорадочным, обязательно нужно питание. Также Гиппократ определил, что для различных заболеваний требуются отдельные диеты.

Клятва Гиппократа и его этические принципы:

Самое первое сочинение в Гиппократовском корпусе – это клятва врача, в которой он сформулировал принципы своей работы и своих коллег. В ней описаны принципы, которыми всегда должен руководствоваться медицинский работник в своей профессиональной деятельности и в жизни. Про клятву Гиппократа, которую произносят те, кто становится медиком, слышали наверняка все.

Клятва Гиппократа в переводе на русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

С тех пор клятва не один раз редактировалась. Например, древние римляне внесли в клятву обещание «не оказывать медицинскую помощь бесплатно».

В России новоиспеченный врач при получении диплома дает в торжественной обстановке «Клятву врача», текст которой принят президентом в 1999 году:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту.

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете.

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины - клянусь!»

Но даже, несмотря на то, что сегодня клятва в разных странах мира сильно отличается от оригинала, тем не менее, за врачом с острова Кос навсегда останется слава «отца медицины».

Первое обязательство в этой клятве перед наставниками, учителями и коллегами. Врач должен почитать так же, как своих родителей, того, кто научил его медицинскому искусству. При необходимости помогать учителю в нуждах, делиться с ним средствами, а если его потомки пожелают обучаться медицинскому делу, то передать им свои знания безвозмездно.

В клятве ничего не сказано о вопросе оплаты врачебного труда. В Гиппократовском корпусе есть несколько фраз, по которым можно судить об отношении великого врачевателя к этому вопросу. Оплата труда должна иметь место, но никогда не следует начинать с неё, первым делом необходимо помочь больному, особенно если это острая болезнь, не терпящая промедления. Заговорив сразу об оплате, можно навести пациента на мысль, что тебя интересуют только деньги.

Гиппократ писал, что лучше искать не выгоды, а приобретения славы. А иногда можно лечить и даром, ведь благодарная память превыше минутной славы.

Гиппократ утверждал, что поведение врача и его моральный облик всегда должны быть на самом высоком уровне. Медицинский работник должен быть серьёзным, чутким и трудолюбивым, иметь опрятный и приличный вид. Излишне весёлый врач не вызовет уважения, а к суровому не будет необходимого доверия от больного, здесь нужна «золотая середина». Врач должен суметь завоевать доверие пациента, хранить врачебную тайну и постоянно совершенствоваться в своей профессии.

Медицинские термины, связанные с именем Гиппократа:

Прошло более 2-х с половиной тысячелетий после смерти Гиппократа, но в медицине до сих пор используются термины, названные его именем.

1.Маска Гиппократа:

Так называют описанное им изменение лица человека, долгое время страдающего истощением, хронической бессонницей или тяжёлым заболеванием органов брюшной полости. При отсутствии подобных заболеваний маска Гиппократа является признаком скорой смерти. Сейчас этот термин стал крылатым и означает лицо умирающего человека, которое много веков назад чётко описал в своём сочинении Гиппократ: «Нос становится острым, кожа на лбу твёрдой, сухой и натянутой, цвет лица бледным, зелёным, чёрным или свинцовым. Глаза впадают, виски вдавливаются. Уши становятся стянутыми и холодными, мочки отворачиваются».

2.Пальцы или ногти Гиппократа:

Это когда ногтевые пластины деформируются и становятся выпуклыми, словно часовые стёклышки. Это не самостоятельное заболевание, а симптом других патологий и хронических болезней печени, лёгких, сердца.

3.Шапочка Гиппократа:

Так называется вращающаяся повязка на голову с особенной техникой наложения, когда используется двуглавый бинт или одновременно два скреплённых между собой бинта шириной 10 сантиметров. Применяется при ожогах и ранениях теменной части головы для остановки кровотечения.

4.Скамья Гиппократа:

Эта скамья - впервые появившееся в сочинениях врачевателя описание медицинского оборудования для лечения вывихов и переломов. Оно представляло собой деревянную скамью с наклонной поверхностью. Это был первый прообраз современного ортопедического стола.

5.Метод Гиппократа для вправления вывихнутого плеча:

Этот метод заключается в следующем: травматолог садится лицом к больному, двумя ладонями берёт повреждённую руку, а пяткой упирается в подмышечную впадину пострадавшего. Используется правило двустороннего рычага, врач постепенно наращивает силу тяги по оси руки, за счёт чего головка плечевой кости становится на место.

6.Шум плеска Гиппократа:

Это звук, который слышится, если в полости плервы одновременно присутствуют газы и жидкость. Чтобы его услышать, необходимо двумя руками обхватить больного за плечи и энергично, быстро встряхивать верхнюю часть тела.

Интересные факты из жизни великого Гиппократа:

* Однажды Гиппократ лечил царя Македонии Пердикки II. Великий целитель диагностировал у правителя аггровацию, это когда больной неумышленно преувеличивает своё болезненное состояние. *Гиппократ считал жир источником всех болезней.

*Как-то Гиппократ прибыл в Афины, где на тот момент разразилась сильная эпидемия чумы. Он провёл несколько медицинских мероприятий, тем самым остановил развитие смертельной болезни и уберёг город от большого количества умерших.

*Был случай в жизни врачевателя, когда он дважды увидел одну и ту же девушку-пастушку, но через определённый интервал времени. Когда он видел её второй раз, то по походке определил, что с того момента, когда он встретил её впервые, она лишилась девственности.

*В 1970 году на обратной стороне Луны открыли кратер, Международным астрономическим союзом было принято решение присвоить ему имя Гиппократа.

Бюст Гиппократа

Знаменитые афоризмы Гиппократа:

*Многие фразы Гиппократа стали крылатыми, его вообще признают родоначальником афоризмов.

*«Лечит врач, а исцеляет природа». Гиппократ этой фразой говорит, что медик лишь назначает лечение, а жизненные силы и исцеление может дать только природа.

«Противоположное излечивается противоположным». А, исходя из этого принципа Гиппократа, спустя 2000 лет основатель гомеопатии Самюэль Ганеман сформулировал фразу: «Подобное лечится подобным».

*«Медицина – благороднейшая среди всех наук». Здесь всё всем понятно, что только эта наука направлена на спасение человеческой жизни, дороже которой ничего не может быть на земле.

*«Жизнь коротка, искусство медицины вечно». Этим фразой Гиппократ утверждает, что не хватит и целой жизни, чтобы полностью постичь науку врачевания.

Статуя Гиппократа

Клятва врача. Россия

фото из интернета

В первую очередь вавилоно-ассирийской и египетской культуре многим обязана древнегреческая медицина, достигшая в древности наиболее высокой степени самостоятельности как область профессионального знания, обладающая известной естественно-научной глубиной. В сочинениях древнегреческих врачей содержится свод знаний, накопленных древней медициной.

Наиболее ранними из дошедших до нас источников являются рукописи Книдской школы и несколько фрагментов медицинских текстов древнегреческого врача Алкмеона Кротонского (VI в. до н.э.), который под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как о гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что центральным «органом» духовной жизни является сердце. Он также установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки…». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Другой древнегреческий врач Праксагор (ок. IV в. до н.э.), последователь Диокла, открыл различие между венами и артериями (термин «артерии» приписывается ему). Он считал, что вены содержат чистую кровь, а артерии - чистый воздух; указывал, что артерии обладают свойством пульсации; различал 11 «соков» человеческого тела, в изменении и нарушении движения которых видел причину возникновения патологических процессов.

Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом «Гиппократовом сборнике» («Corpus Hippocraticum»). Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В «Гиппократов сборник» вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины. С «Гиппократова сборника» фактически начинается история европейской медицины и медицинской терминологии.

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тысяч лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу.

Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Гиппократ родился в 460 году до н.э. в городке Меропис, на острове Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гипократа - врач Гераклид, мать - акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.

Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу, называемую Косской.

Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина. За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почетным гражданином Афин и увенчали золотым венком. Попутно он вылечил своего друга - Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Демокриту медицина обязана термином «этиология» (от греч. aitia - причина и logia - учение), обозначающим учение о причинах болезней.

Лучшие дня

Важно отметить, что Гиппократ и «гиппократики» учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного; все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны быть строго индивидуализированы. На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи явились основоположниками клинической медицины.

Разработка принципов и правил диагностики и лечения, по Гиппократу, должна быть основана также на изучении «природы тела». У Гиппократа и «гиппократиков» нет еще строгого подразделения анатомии и физиологии, которые обобщались ими в общем разделе, обозначаемом термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний у них служили вскрытия животных, так как анатомирование человеческого тела в то время было строго запрещено. Поэтому конкретные анатомические познания Гиппократа были сравнительно скудны и нередко ошибочны.

Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки. В III веке до н.э. в древнекитайском каноне медицины «Ней-цзин» различали 6 внешних (холод, зной, ветер, сырость, сухость, огонь) и 7 внутренних (радость, гнев, страх, горе, тоска, любовь, желание) причин болезни. Гиппократ также различал внешние (ветры, погода и др.) и внутренние (слизь, желчь) причины болезней.

Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

Гиппократ - один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (morbus sacec - священная болезнь, так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинении Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» приводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Гиппократ писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живем». И это писалось тогда, когда эллины дышали кристально чистым воздухом!

Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой; придавал большое значение лечебной диете; направлял легочных больных к вулкану Везувию, где они вдыхали сернистые испарения и получали облегчение…

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой.

С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Связанные с учением о темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник» продолжают жить и в современном языке, что было бы невозможно, если бы они не «подкреплялись» реально наблюдаемыми различиями человеческих типов. Но не в характеристиках самих этих типов категориальный смысл учения Гиппократа - Галена. За конкретными (психологической и физиологической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми.

Древнюю теорию темпераментов отличала еще одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. - «жидкость»). В этом плане ей созвучно учение о зависимости темперамента от желез внутренней секреции, от «химизма» тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы).

Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи.

По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». При осмотре лица Гиппократ обращает внимание на губы: синеватые, обвислые и холодные губы предвещают смерть, на то же самое указывают пальцы рук и ног, если они холодные. Красный и сухой язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем переходит в красноватый и багровый, то жди беды. Если язык покрывается черноватым налетом, то это указывает на кризис, наступающий на 14 день.

Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь - жесткие, твердые и т.п.

Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип «nоli nосеrе» (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Впоследствии Авл Корнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных.

Гиппократ умер в Лариссе в 377 году до н.э. на 83 году жизни. После смерти афиняне воздвигли ему железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю». Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален - божественным.

«Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», - говорил Гиппократ. Клятва Гиппократа является выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.

Гиппократ (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) (около 460 года до н. э., остров Кос - между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса). Знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».

Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - и . Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

«Клятва Гиппократа» (хотя на самом деле она совсем не принадлежит Гиппократу). После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве и опускает большие куски исходного текста.

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому" .

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.

Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача - Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен. (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида - и других врачей острова; затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер - 18, а Ков-нер - несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), наконец - хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг "Эпидемий" представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал Мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование" .

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Он не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей; он исследует его мысли. Даже "умолчания" больного служат для него указанием! Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы сегодня - эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больною, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной дие-тологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени - Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.