Развитие слухового восприятия. Развитие слухового восприятия у дошкольников с различными нарушениями в развитии

Игры, развивающие слуховое восприятие, очень важны: большое количество информации мы воспринимаем именно на слух. Это и телефонные разговоры с друзьями и знакомыми, и повседневное общение с близкими людьми и одноклассниками (одногруппниками), и — самое главное — уроки, на которых вашему ребенку нужно будет внимательно следить за объяснениями учителя. Между тем большая часть информации, содержащейся в мире вокруг нас, рассчитана на визуальное (зрительное) восприятие: это мультфильмы, компьютерные игры, даже песни с обязательными клипами. Стоит ли напоминать о том, что и удивительный мир музыки способен открыться перед ребенком лишь в том случае, если у него будет развито слуховое восприятие?

По большому счету начинать развивать слуховое восприятие ребенка можно очень рано: буквально до его рождения (доказано, что зародыши уже способны воспринимать идущий извне звук). В 2—3-месячном возрасте ребенок уже реагирует на голоса. Но этого мало для развития слухового восприятия. Ребенок должен уметь различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием (чем оно больше, тем, естественно, тише звук), переключать слуховое внимание с одного звука на другой. Вот почему так важно тренировать его слуховое восприятие: возможно, ваш ребенок не станет великим музыкантом, но он может стать человеком, который умеет слушать, а это уже, поверьте, огромное достижение.

Похлопаем — потопаем

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом.

Необходимое оборудовани е: бубен.

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами.

После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.

Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.

Примечание. У этой игры может быть несколько вариаций. Например, участникам игры можно предложить не встать в круг, а сесть на стульчики. Можно наоборот заставить их подвигаться (топая ногами, они должны не стоять на месте, а ходить по кругу; хлопая в ладоши, — останавливаться и поворачиваться лицом к центру круга). Кроме того, предварительно ведущий может разучить с детьми стихотворения, которые основаны на повторении разных согласных звуков (звонких и глухих), и декламировать его в такт во время игры.

В качестве предварительной работы воспитатель (учитель) может выучить с детьми такое стихотворение.

Скажи погромче слово «гром».

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат»,

И сразу мыши зашуршат.

Жмурки с колокольчиком

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: научить детей распознавать, как далеко от них находится источник звука. Кроме того, игра учит детей ориентированию в пространстве и развивает координацию движений.

Необходимое оборудование: шарф или платок из плотной ткани (можно вместо этого использовать и маску, закрывающую глаза), колокольчик.

Ход игры (играют парами по очереди). Ведущий (воспитатель или учитель) объявляет, что сейчас начнется игра «Жмурки», но не простая, а с колокольчиком. Затем объясняет правила. Одному из участников игры завязывают глаза, а другому дают в руки колокольчик. Задача первого участника — по звуку колокольчика определить, где находится второй игрок, и поймать его. Задача второго участника — уворачиваться от первого игрока, не давая себя поймать, но при этом все время звонить в колокольчик.

После того как первый игрок поймает второго, участники меняются местами. Или же проигравшему завязывают глаза, а на место игрока с колокольчиком становится новый участник.

Разумеется, первому игроку нельзя подсматривать из- под маски, а второму — зажимать пальцем язычок колокольчика или останавливаться так, чтобы колокольчик не звонил: в этих двух случаях игроки дисквалифицируются.

Тише-тише

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать команды и просьбы на слух независимо от силы звука.

Необходимое оборудование : несколько игрушек (любимая собачка, кукла, мишка, игрушечное ведерко). Всего потребуется 5—6 игрушек.

Ход игры (в игре одновременно могут принимать участие не более двух игроков: один берет на себя функции ведущего, другой выполняет задания. Если игра проходит среди маленьких детей, то ведущим должен быть взрослый: понимая смысл заданий, сами дети еще не могут грамотно их сформулировать). Ведущий кладет игрушки возле игрока, а сам отходит от него на расстояние 2—3 м. С этого расстояния ведущий должен шепотом окликнуть игрока и все так же шепотом дать ему какое-нибудь задание (например, поменять мишку и куклу местами, перевернуть ведерко донышком вверх и т. д.). Задания должны быть простыми, формулировать и произносить их следует четко.

Примечание. Если игра проходит с детьми более старшего возраста (5—6 лет), то ее можно усложнить (например, увеличить количество участников игры до 5—6). Ведущий будет по очереди окликать игроков и давать им задания. Задача игрока в этом случае — не просто правильно выполнить задание, но и понять, кому оно адресовано.

Телефончик

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса.

Ход игры (в игре одновременно могут участвовать 8— 10 человек, но не менее 6, иначе игра будет неинтересной). Все игроки выстраиваются в один ряд плечом к плечу. Стоящий с правого края игрок загадывает какое-нибудь слово и шепотом быстро говорит его игроку, стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал, другому игроку, тот — следующему и так далее до конца цепи. Поскольку игроки говорят друг другу слово шепотом и часто сами не могут разобрать того, что им сказали, результат может получиться смешным и нисколько не похожим на заданное слово.

Узнай, кто я такой

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: путем игровой тренировки развить слух детей, их умение воспринимать на слух конкретные задания.

Необходимое оборудование : платок или шарф из плотной ткани, чтобы завязывать глаза.

Ход игры (в игре могут принимать участие до 10 человек). С помощью считалки определяется водящий игры, которому завязывают глаза. Остальные игроки становятся в круг (водящий в середину круга).

Игра начинается. Водящий кружится на месте, вытянув вперед правую руку, остальные участники игры ходят по кругу и хором декламируют:

Мы идем, идем, идем,

Дружно песню мы поем.

Только петь нам надоело —

Вот оно какое дело.

С последними словами стихотворения все останавливаются и поворачиваются лицом к водящему. Водящий одновременно со всеми тоже прекращает движение, и, таким образом, его рука будет указывать на кого-то из игроков, который должен сказать: «Угадай, кто я!» Если водящий правильно узнает игрока по голосу, то они меняются местами, если же попытка оказывается неудачной, водящий остается на своем месте, и игра продолжается. Абсолютного победителя в этой игре нет, так что играть в нее можно сколько Угодно.

Примечание . Если играют дети более старшего возраста, то они могут усложнить игру (например, нарочно изменять свой голос).

Хлопни на слово

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое восприятие и внимание ребенка. Игра способствует развитию быстроты реакции у детей.

Ход игры (в игре может участвовать практически неограниченное количество игроков). Ведущий объясняет правила. Они состоят в том, что дети должны внимательно слушать ведущего и хлопать в ладоши, услышав загаданное слово. Например, этим словом будет слово «три». Ведущий быстро читает цепочку слов: «Арбуз — волк — тарелка — тройка (кто хлопнет в ладоши при этом слове, выбывает из игры) — сказка — ложка — труба (в этом слове, как и в слове «три», есть звукосочетание «тр»; кто хлопнул в ладоши, выбывает из игры) — ребус — труд — книга — смотри (в слове есть звукосочетание «три», но само слово не является заданным, так что хлопнувший в ладоши выбывает из игры) — говори — три (кто хлопнул в ладоши, остается в игре) — два — один — единица — синица — краски — яблоко — вишня — игрушка — три поросенка (в словосочетании есть слово «три», так что именно в этом месте надо было хлопать в ладоши).

Цепочку слов при желании можно продолжать. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание. Разумеется, ведущий может придумывать цепочки и с другими словами. Важно, чтобы они не были слишком сложными. Обязательное условие игры: слова должны читаться ведущим в быстром темпе.

Отгадай, что звучит

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать звучание разных предметов и определять, из какого материала они сделаны.

Необходимое оборудование : емкости из различных материалов. Например, можно взять стеклянный стакан, деревянную коробочку, металлическую миску и т. д. Варианты могут быть самыми разными: важно, чтобы они по-разному звучали. Кроме того, для игры понадобятся палочка от игрушечного барабана (можно воспользоваться и обычным карандашом) и платок или шарф, чтобы завязывать глаза.

Ход игры . Ведущий расставляет на столе емкости и объясняет, какой предмет как звучит, ударяя по нему палочкой. Продемонстрировав звучание предметов несколько раз, ведущий выбирает первого игрока. Игроку завязывают глаза (или просто сажают спиной к столу с емкостями), после чего ведущий поочередно ударяет палочкой по «музыкальным инструментам». Задача игрока — определить на слух, какой предмет звучит: деревянный, стеклянный или другой. Если игрок угадал все правильно, то он становится ведущим и выбирает следующего игрока.

Примечание. С детьми старшего возраста игру можно усложнить. Например, можно попросить детей угадывать на слух, из какого материала сделан предмет, одновременно ударяя по двум из них. Это способствует развитию слухового восприятия, поскольку ребенку придется не только угадать материал, из какого сделан предмет, но и суметь разграничить в восприятии два совершенно разных звука.

Нарисуй животное

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать слова на слух, оценивать незнакомые слова, опираясь исключительно на их звучание. Игра способствует развитию фантазии у детей.

Необходимое оборудование : фломастеры или карандаши и бумага (для каждого участника игры).

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное число игроков). Ведущий предлагает детям побывать в сказочном мире. В этом мире живут невиданные звери, которых дети могут придумать сами. Далее ведущий предлагает игрокам нарисовать животных, ориентируясь только на звучание их названий. Затем ведущий дает два названия фантастических животных (их обязательно должно быть два). Можно придумать свои названия, а можно использовать и готовые, например: «урщух» и «лимень», «мамалына» или «жаваруга» («слова» придуманы А. Журавлевым). После того как дети нарисовали свои варианты, ведущий спрашивает, какое животное доброе, а какое не очень, какое более безобидное, а какое более страшное и т. д. Факт (это неоднократно проверено на практике), что фантастические названия типа «урщух» или «жаваруга» скорее всего подтолкнут фантазию детей на создание образа более угловатого, злого животного, а «мягкие» названия вроде «лимень» или «мамалына» — на рисунки, изображающие безобидного животного.

Примечание. Игра позволяет детям разобраться в основе звукописи — особом изобразительном приеме, когда сочетанием звуков и их ритмическим повторением создается картина окружающего мира.

В качестве предварительной работы можно разучить с детьми стихотворения, в которых основная изобразительная нагрузка ложится именно на звуки, а также задать вопросы к этим стихотворениям.

Пара барабанов,

Пара барабанов

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

И. Сельвинский

Вопрос: представьте, что вы не говорите по-русски. Могли бы вы догадаться, о чем идет речь в стихотворении?

Ответ: да. Самими звуками удачно имитируется барабанная дробь.

Дождь

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

С. Маршак

Вопрос: какими звуками поэт «рисует» гром, а какими — дождь?

Ответ: повторением «гр», повторением «по».

Пешком шагали мышки

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки —

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути — отчего не подвезти?

В. Приходько

Ответ : чтобы показать, как шуршат мыши.

Аленушка и Иванушка

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей слуховое восприятие и умение ориентироваться на звук в пространстве.

Ход игры (в нее можно играть группой или всем классом). С помощью считалки выбираются двое игроков: мальчик и девочка. Мальчик будет Иванушкой, девочка — Аленушкой. Дальнейший ход игры напоминает собой «Жмурки». Иванушке завязывают глаза, и он должен найти Аленушку, идя на звук ее голоса. Задача Аленушки — не дать себя поймать. Остальные игроки становятся в круг, держась за руки. Иванушка и Аленушка становятся в центр круга: передвигаться они имеют право только внутри его пределов.

Иванушка ищет Аленушку так же, как в обыкновенных «Жмурках», но время от времени он спрашивает: «Где ты, Аленушка?», — на что Аленушка должна отозваться: «Я здесь, Иванушка». Когда Иванушка поймает Аленушку, они оба становятся в круг, а вместо них по считалке выбирают новых игроков.

Примечание . Игру можно усложнить. Например, игроки в кругу могут сочувствовать Аленушке и, как только Иванушка попросит Аленушку отозваться, они начнут шуметь: хлопать в ладоши или топать ногами. Могут они и хором ответить: «Я здесь, Иванушка». Если Иванушка не растеряется и все-таки найдет Аленушку по голосу, несмотря на все эти препятствия, значит, его можно будет считать победителем.

Цель формирующего эксперимента - развитие всех компонентов слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии (общее недоразвитие речи, задержка психического развития) в процессе занятий с использованием комплекса дидактических игр, с учетом структуры и выраженности нарушений.

Формирующий эксперимент проводился в ГБОУ школа № 1191, дошкольное отделение №8 «Бриз» г. Москвы.

В экспериментальном обучении приняли участие 16 детей младшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу ЭГ 1 было определено 8 воспитанников с общим недоразвитием речи II - III уровня, а в ЭГ 2 вошло такое же количество детей, имеющих задержку психического развития (соматогенного, психогенного и церебрально - органического происхождения). Контрольные группы: КГ 1 составили 7 дошкольников того же возраста с ОНР (II-III уровень), а КГ 2 - испытуемые с ЗПР различного генеза. В КГ 1 и КГ 2 входили дети с различными уровнями развития слухового восприятия.

Учитывая выявленные особенности развития слухового восприятия детей с различными нарушениями младшего дошкольного возраста, мы предложили следующие направления работы.

Развитие всех компонентов слухового восприятия неречевых и речевых звучаний:

· Пространственный компонент -развивать умение локализовать источник и направление звучания;

· Временной компонент -развивать умение определять длительности звучания;

· Тембровый компонент - развивать умение дифференцировать на слух звуки музыкальных инструментов, голоса разной тембровой окраски;

· Динамический компонент - развивать умение дифференцировать на слух громкие и тихие звуки;

· Ритмический компонент - развивать умение воспроизводить ритмические последовательности.

С целью достижения поставленных задач нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр по развитию слухового восприятия, в основу которого положены материалы детских сказок: «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса». Мы использовали чтение этих сказок в процессе режимных моментов, просмотр мультфильмов, а также театрализацию для того, чтобы дети понимали их содержание. После усвоения сказок, мы, непосредственно, приступали к работе по развитию слухового восприятия. Все игры, предложенные нами, учитывали развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний, они построены по принципу «от простого к сложному», каждая игра имеет от двух до трех вариантов. Подача материала дифференцирована: для каждой игры используется свой дидактический материал, аудио сопровождение, музыкальные предметы, инструменты, игрушки и др. Все это необходимо для того, чтобы заинтересовать детей, сделать игровой процесс понятным, доступным и эффективным.

Коррекционно - педагогическая работа по развитию слухового восприятия осуществлялась комплексно, в процессе взаимодействия различных специалистов: учителя - дефектолога, учителя - логопеда, дополнительно проводили работу воспитатели и музыкальный руководитель. На занятиях каждого из них осуществлялось развитие различных аспектов слухового восприятия в структуре целостного процесса. В каждой группе коррекционная работа строилась с учетом структуры и выраженности нарушений, параллельно, велась специальная работа по повышение родительской компетентности, заключающаяся в том, что для родителей (или законных представителей) устраивались консультации специалистов (групповые и индивидуальные, учителя - дефектолога, учителя - логопеда по вопросам развития слухового восприятия), велась просветительская работа (родительские собрания, оформление информационных стендов), практическая (проведение открытых занятий), а так же каждому родителю выдавались памятки «Консультации для родителей. Развитие слухового внимания и восприятия у детей» в домашних условиях, где был прописан комплекс игр на материале неречевых и речевых звучаний.

Консультация для родителей развитие слухового внимания и восприятия у детей.

«Играем с детьми дома».

Слуховое восприятие имеет очень важную роль в речевом развитии ребенка. Развитие данного процесса начинается с узнавания невербальных звуков окружающего мира, а именно природных, бытовых и музыкальных шумов, а в последствии вербальных звуков - голосов животных и людей. Важно отметить, что различение неречевых и речевых звуков должно обязательно сопровождаться с развитием чувства ритма. для того, чтобы представление о предмете, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, то предмет, издающий какой - либо звук, необходимо рассматривать, трогать, брать в руки. Эффективно также выполнять упражнения с закрытыми глазами, т.е. опираясь только на слуховой анализатор. Ниже рассмотри упражнения по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

1. Упражнение «Природа вокруг нас».

Инструкция: приложите вашему ребенку прислушаться к звукам вокруг вас на прогулке. В данной игре подразумеваются звуки природы (невербальные). Ваша задача выйти на улицу и послушать, как поют птицы, как текут ручьи, звенит капель, как дождь «барабанит» по крыше. Потом, можно послушать аудиозаписи тех же звуков и подкрепить все это картинным материалом, для того, чтобы ребенок научился правильно соотносит звуки природы. Параллельно, вы сможете выучить с ребенком основные природные явления и признаки времен года. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

2. Упражнение «Угадай, что звучало».

Инструкция: ваша задача прислушаться вместе с ребенком к звучаниям в домашней обстановке, например, послушайте, как течет вода из крана, шумит пылесос, как соседи делают ремонт, а именно звук дрели. Шумы могут быть самые разнообразные. Ваша задача все невербальные звуки подкрепить картинками, что бы ребенок мог правильно соотносить звучание с предметом. И еще, упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

3. Упражнение «Коробочки с сюрпризом».

Инструкция: очень хорошая игра, с помощью нее, ваш ребенок научиться различать невербальные звуки разной тембральной окраской. Ваша задача, взять коробочки, можно от киндер - сюрприза, насыпать туда крупы (разного вида), а потом предложите ребенку послушать звуки из коробочки. Поочередно извлекайте звуки, а после попросите малыша найти такую же коробочку, как у вас. С первого раза может не получится, но в последствии, вы заметите, как сами научитесь различать звуки тонкие по дифференцировке. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

4. Упражнение «Что как звучит?»

Инструкция: поиграйте с ребенком в волшебников или музыкантов. Возьмите «волшебную палочку» и попробуйте постучать по разным предметам, например, по чашке, по столу, по стеклу - везде будет разный звук. А после, попросите ребенка закрыть глазки и постучите волшебной палочкой. Предложенную игру можно использовать так для развития чувства ритма. представьте, что вы играете на барабанах в определенном темпе и ритме, попросите ребенка повторить за вами вашу мелодию, а после поменяйтесь с ребенком ролями. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

5. Упражнение «Где позвонили?»

Инструкция: в этой игре ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве с помощью слухового анализатора. Возьмите любую звучащую игрушку и извлекайте звуки с различных сторон. Ребенок должен вам показать с какой стороны пищала игрушка. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Упражнение «Сказочные герои».

Инструкция: все дети любят мультики, так вот эта игра как раз о сказочных героях. Ваша задача вспомнить с ребенком несколько сказочных персонажей, и кто каким голосом говорит. В игре можно использовать карточки с изображением того или иного героя. Помните, что упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Инструкция: отличная игра для всей семьи. Ваша задача записать голоса всех членов семьи на диктофон, а после - попросите ребенка угадать на слух, кто говорит. Так же для игры можно использовать «голоса» животных. Удачи!

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

На подготовительном этапе происходило знакомство дошкольников с художественной литературой, а также с различными видами музыкальных предметов и инструментов, расширение представлений о многообразии звуков окружающего мира.

На основном этапе велась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия (пространственный, временной, тембровый, динамический, ритмический) на материале неречевых и речевых звучаний, по средствам комплекса дидактических игр на материале сказок.

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На данном этапе велась работа по обогащению у детей представлений о многообразии звуков на занятиях учителя - логопеда, учителя - дефектолога, музыкального руководителя, а также в процессе режимных моментов у воспитателей, где дети знакомились с музыкальными инструментами, с предметами, извлекающих какой - либо звук, с природными явлениями (шум дождя, ветра, грозы и т.д.), учились соотносить звучание с предметом. В качестве дидактического материала использовались сказки, ознакомление с которыми проходило по нескольким ступеням:

Первая ступенька.

Цель: знакомство со сказками.

Например,

- Кто приходил к нам сегодня в гости? («Сказочница»);

- Какую сказку мы сегодня читали? («Колобок», «Теремок» и т.д.);

- Как звали главных героев сказки? (Колобок, Мышка - Норушка, Лягушка - Квакушка и т.д.);

- Кого встретил Колобок на своем пути? (зайца, волка, медведя и лису) и т.д;

Вторая ступенька.

Цель: расширение представлений о многообразии звучаний. Содержание: на втором этапе детям предлагалось посмотреть мультфильм или презентацию, прослушать аудиозапись по той или иной сказке. Так же, как и на первом этапе после просмотра мультфильма или презентации, прослушивания аудиозаписей детям задавались вопросы;

Третья ступенька.

Цель: запоминание сказок.

Содержание: на данном этапе работы для детей организовывались театрализации и инсценировки сказок, в основном, они проходили во время музыкальных занятий, а также в процессе занятий со специалистами и воспитателями. Для детей устраивались кукольные театры, а также, разыгрывались костюмированные спектакли. С целью эффективного запоминания, для дошкольников, имеющих ОНР II уровня и задержку психического развития церебрально - органического происхождения, сказки проигрывались повторно на индивидуальных занятиях специалистов с помощью настольного театра;

Четвертая ступенька.

Цель: закрепление представлений о сказках.

После того, как были изучены сказки и расширены представления о многообразии звуков в окружающем пространстве, мы перешли к основному этапу работы по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний у детей с различными нарушениями

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Главной задачей на основном этапе являлась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний с использованием специально разработанного комплекса дидактических игр. Учитывая уровень развития слухового восприятия и индивидуальные особенности дошкольников, работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, дети объединялись в группы в зависимости от уровня познавательного и речевого развития; с детьми, имеющими низкий уровень развития слухового восприятия, в число которых входили дошкольники с общим недоразвитием речи II уровня и задержкой психического развития церебрально - органического генеза, организовывались индивидуальные занятия. Прежде чем начать работу с детьми, имеющих различные нарушения, мы выделили общие и специфические особенности.

Общие особенности проведения занятий с детьми ОНР и ЗПР.

· Учет индивидуальных особенностей;

· Поэтапное усложнение заданий;

· Предъявление материала в зависимости от уровня слухового восприятия: высокий уровень - комплексные занятия по развитию неречевого и речевого слуха; средний и низкий уровень

Поочередное предъявление материала. Уменьшение объема упражнений.

· Развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

· Актуализация мотива действий;

· Использование четких, ясных инструкций;

· Использование элементов аудиозаписей;

· Создание эмоционально игровых ситуаций.

Специфические особенности проведения занятий с детьми ОНР.

Работа с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, строилась учитывая следующие особенности: для некоторых детей данной категории требовалась индивидуально стимулирующая дозированная помощь со стороны педагога, в процессе занятий большое внимание уделялось усилению речевого контроля и исправлению допущенных ошибок, постепенно исключалось зрительное подкрепление.

* 1. Значение развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейщих характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемеще иие звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - асе это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи Связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.

На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу.

Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде все обуславливает тяжелые нарушения речи. У ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.

Важное значение в процессе обучение имеет учет состояния слуха глухого или слабослышащего ребенка, возможности восприятия речи и неречевых звуков. Исследования возможностей использования остаточного слуха у глухих детей выявили возможности воспрития неречевых звуков и некоторых элементов речи в зависимости состояния слуха, диапазона воспринимаемых частот (Ф. Ф. Рау, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман). Глухие дети, поступающие в дошкольные учреждения, реагируют на громкие неречевые звуки. Дети с лучшими остатками слуха реагируют на голос повышенной громкости на расстоянии нескольких сантиметров от уха. Даже те небольшие остатки слуха, которые есть у глухих детей, при условии систематической работы по их развитию важны для восприятия звуков окружающего мира и оказывают помощь в работе по обучению устной речи. Развивающееся слуховое восприятие помогает слышать некоторые бытовые и природные звуки, что имеет важное значение для расширения представлений об окружающем мире и природных явлениях. Ориентировка на некоторые бытовые звуки (будильник, телефон или дверной звонок) способствует регуляции поведения ребенка, приобщению его к участию в жизни семьи.

Остаточный слух важен для формирования слухо-зрительного восприятия речи, так как он подкрепляет механизмы восприяти речи на зрительной основе и создает в результате содружествснной деятельности двух анализаторов новые механизмы восприятия речи. У глухих детей остаточный слух может быть использован и при коррекции произношения: для восприятия слоговой и ритмической структур, произношения гласных и некоторых согласных звуков.

Значительно больше возможности восприятия неречевых и речевых звуков у слабослышащих детей (Р. М. Боскис, Л. В. Нейм и. г. Багрова). В зависимости от степени тугоухости возможнти восприятия неречевых звуков и речи значительно варьируется. В дошкольные учреждения для слабослышащих детей поступают, как правило, дети с тяжелой тугоухостью, которые могут различать небольшое число лепетных или полных слов, произносимых на небольшом расстоянии от уха голосом нормальной громкости. Дети со средней степенью тугоухости могут различать слова и фразы, предъявляемые голосом нормальной громкости на расстоянии больше 1 м. Некоторые из них способны дифференцировать их при предъявлении шепотом.

* 2. Задачи и организация работы с детьми

Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг. (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др.). Экспериментальные исследования выявили значительные потенциальные возможности глухих детей в восприятин устной речи, которые могут быть развиты в результате длительной целенаправленной тренировки при условии постоянного использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. Речевой слух, который развивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, является основой для формирования слухо-зрительного восприятия устной речи и обуславливает возможности формирования произносительной стороны речи. В процессе развития слухового восприятия слабослышащих детей под влиянием тренировок повышается уровень восприятия речи на слух, увеличивается расстояние на котором дети дошкольного и школьного возраста могут воспринимать речевой материал (И. Г. Багрова, К. П. Каплинская).

Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья педагогического процесса. Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо-эрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающёй аппаратуры. Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов слухо-речевой среды в дошкольном учреждении. Формирующаяся в процессе специального обучения слухо-речевая система тесно связана с развитием смысловой стороны речи, формированием произносительных навыков, речевым опытом дошкольников.

3адачей работы по развитию слухового восприятия глухих и слаболышащих является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации. В процессе учебно-воспитательной работы проводится работа по развитию речевого слуха: глухих детей учат воспринимать на слух знакомый, специально подобранный материал, в обучении используется также незнакомый по звучанию речевой материал. При работе со слабослышащими детьми внимание уделяется обучению восприятию большего по объему знакомого и не знакомого речевого материала. Учитывая большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, требования программы представлены дифференцированно.

Другим важным направлением работы является обогащение представлений детей о звуках окружающего мира что способствуег лучшему ориентированию в окружающей обстановке, регуляции движений. Расширение информации о звучаниях музыкальных инструментов усиливает эмоционально-эстетический компонент воспитания.

Так как работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению образует целостную взаимосвязанную систему, специальные формы работы на всех этапах обучения оказываются едиными. Это индивидуальные и фронтальные занятия по развитии слухового и обучению произношению. Занятия делятся на две части: а) по развитию слухового восприятия; б) обучение произношению. Такое деление носит условный характер, поскольку и во время предъявления материала на слух уточняется и произносительная сторона слов и фраз, а во время работы над произношением дифференцируются слухо-зрительные и слуховые образы. Помимо специальных занятий развитие слухового восприятия включается в занятия по всем разделам работы, а также проводится в быту, во время свободных игр. Особо следует выделить занятия по музыкальному воспитанию, где осуществляется систематическая работа по развитию слухового восприятия музыки, имеющая большое значение для эмоционального и эстетического развития глухих и слабослышащих детей.

На занятиях по различным разделам программы речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно, а небольшая часть знакомых слов и фраз является материалом для слуховой тренировки т. е. предъявляется только на слух. Это, как правило, слова и фразы, связанные с организацией занятий («Сядьте», «Какой сегодня день?», «Будем читать») или с его тематическим содержанием. Содержанием специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия является обучение восприятию неречевых и речевых звучаний. Прежде всего на фронтальных занятиях проводится работа по восприятию на слух и воспроизведению темпо-ритмической стороны речи: различение громкости, высоты, продолжительности, прерывистости, направления неречевых и речевых звучаний, их количества; расширение представлений о звуках окружающего мира. На этих занятиях дети также различают и опознают ‚ речевые единицы (слова, словосочетания, фразы, тексты, стихи) при условии, что восприятие данного речевого материала доступно всем детям.

На индивидуальных занятиях проводится основная работа по развитию речевого слуха. Детей учат реагировать на речевые звучания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты. Работа на индивидуальных занятиях проводится как с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных аппаратов так и без них. Использование разных видов звукоусиливающей аппаратуры зависит от состояния слуха ребенка. Для слабослышащих детей с легкой и средней тугоухостью возможна работа только с индивидуальными аппаратами. В процессе слуховых тренировок стоит задача постепенного увеличения расстояния, на котором ребенок воспринимает на слух как знакомый, так и малознакомый и незнакомый речевой материал с аппаратом и без него. На индивидуальных занятиях наиболее полно реализуются слуховые возможности каждого ребенка, что отражается в объеме и сложности предлагаемого на слух материала, усложнении способа его восприятия (различение, опознавание, распознавание), изменении силы голоса (голос нормальной громкости и шепот), увеличении расстояния, с которого ребенок воспринимает речевой материал.

Специальная работа предусматривает формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение. Содержание работы по развитию слухового вос приятия является одинаковым для глухих и слабослышащих детей, однако требования программ дифференцируются с учетом различного состояния слуха этих двух групп детей.

Развитие слухового восприятия происходит по этапам. Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки. Эта работа проводится с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста. В процессе этой работы у детей вырабатывается условная реакция на звучания: их учат в ответ на воспринятый звук выполнять определенные действия. Эта работа начинается с дстьми преддошкольного возраста и проводится как на материале звучаний игрушек (барабана, бубна, гармони), так и на основе использования речевого материала (слогов, слов). Условием ее проведения является умение следить за действиями взрослого, подражать им, выполнять различные действия по его сигналу: начинать топать по движениям флажка или другому сигналу. Сначала условно-двигательная реакция формируется на слухо-зрительной основе, а когда у всех детей будет выработана четкая реакция на звучание игрушки на основе слухо-зрительного восприятия, звучание предлагается только на слух (игрушка располагается за ширмой), от детей требуется воспроизведение соответствующих движений и лепетных слов. Формируется реакция на звучание различных игрушек: дудочки, металлофона, погремушки, шарманки. Работа по формированию условно-двигательной реакции на неречевые звучания ведется на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Параллельно формированию условно-двигательной реакции на неречевые звучания проводится работа по выработке условной реакции на речевые звучания, которыми являются в основном различные слогосочетания. В процессе условно-двигательной реакции на звуки выясняется расстояние от уха ребенка, на котором он воспринимает речевые звуки, предъявляемые голосом нормальной громкости, а при отсутствии реакции - голосом повышенной громкости. У слабослышащих детей, дающих четкую реакцию на голос разговорной громкости на расстоянии больше 1 м, формируется и условно-двигательная реакция на шепотную речь.

На всех годах обучения глухих и слабослышащих дошкольников проводится работа по различению неречевых звучаний и речевогоматериала. Различение на слух связано с предъявлением знакомого по звучанию неречевого и речевого материала при ограничении его выбора и наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз в виде игрушек, картинок, пиктограмм, схем, табличек.

В ходе работы по развитию слухового восприятия детей учан не только реагировать на звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, но и различать звучащие инструменты, определять громкость, длительность, высоту, слитность, темп, ритм, дифференцировать жанры музыкальных произведений (марш, вальс, полька), оркестровое, хоровое, сольное пение, мужской и женский голоса, различать голоса животных, некоторые бытовые шумы. Эта работа проводится на фронтальных занятиях, ее элементы включаются также в музыкальные занятия.

Работа по развитию неречевого слуха связана с обучением различению звучания музыкальных игрушек. Используются те игрушкики, которые доступны всем детям группы и на которые сформирована четкая условная реакция. Прежде чем различать звучание двух игрушек на слух, дети учатся дифференцировать их на слухо-зрительной основе, затем уточняется звучание каждой игрушки на слух. При различении звучания игрушек на слух дети воспроизводят соответствующие движения, воспроизводят лепетное или полное слово, указывают на игрушку после прекращения ее звучания за экраном. Сначала проводится обучение различению звучания двух игрушек, а затем выбор увеличивается до трех и более.

В процессе работы по развитию речевого слуха большое внимание уделяется различению речевого материала. В качестве речевого материала в зависимости от этапа обучения и состояния слуха ребенка используются звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания, различные типы фраз (сообщения, побуждения, вопросы), четверостишия. При отборе речевого материала педагогруководствуется необходимостью слов и фраз для общения, степенью понимания их значения. Начинается эта работа с различения двух слов (лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Слова сначала воспринимаются слухо-зрительно, при условии хорошего слухо-зрительного различения уточняется звучание на слух каждого слова, а затем педагог предъявляет слова только на слух. После прослушивания слова ребенок повторяет его и указывает на соответствующую картинку или игрушку. Постепенно увеличивается количество слов для различения - 3-4-5 и более. Наряду со словами для различения предлагаются фразы, словосочетания. При предъявлении вопросов или фраз побудительного характера ребенок должен ответить на вопрос или выполнить действие (после прослушивания фразы «Возьми карандаш» ребенок берет лежащий среди других предметов карандаш).Для различения подбираются различные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные и др.) из различных тематических групп.

Более высокий уровень развития слухового восприятия дошкольников связан с обучением опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления. К обучению опознаванию приступают после того, как ребенок научился различать большое количество лепетных и полных слов. Для опознавания предлагается знакомое слово, которое прежде ребенок учился различать. Ребенок слушает, называет слово или демонстрирует действие. В случае правильного ответа педагог показывает соответствующую картинку или табличку. Обучение различению и опознаванию речевого материала тесно взаимосвязано. Новые речевые единицы дети сначала учатся различать при наличии наглядной опоры, а затем опознавать. В случае затруднений в опознавании слов или фраз они предлагаются для различения, а затем вновь для опознавания. Глухих и слабослышащих детей учат различать и опознавать речевой материал со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. При работе с индивидуальными аппаратами и без аппаратуры важно увеличивать расстояние от ребенка, на котором он может, различать или опознавать речевой материал.

В качестве речевого материала для обучения опознаванию используются не только слова и фразы, но и короткие стихи (четверостишия), тексты. Более сложной оказывается для детей, особенно глухих, работа с содержанием небольших текстов. Подготовка к восприятию текстов связана с обучением его пониманию на слухо-зрительной основе, а затем различению и опознаванию нескольких взаимосвязанных фраз повествовательного характера. О полноценном восприягии на слух небольшого текста свидетельствует точное опознавание отдельных слов и фраз, правильные ответы на вопросы по его содержанию. Со слабослышащими детьми уровень этой работы должен быть значительно выше, так как дети воспринимают на слух не только знакомые, но и новые тексты.

По мере формирования навыков опознавания речевого материала детей учат воспринимать на слух новые по звучанию слова, фра зы, т. е. распознавать их. Обучение распознаванию связано с предъявлением сразу на слух новых по звучанию слов или фраз, которые прежде ребенок не слышал. Обучение распознаванию имеет очень большое значение для детей со сниженным слухом, так как оно стимулирует слуховые возможности детей, учит связывать знакомые по значению слова с их звучанием. При обучении распознаванию детей побуждают повторить слово так, как они его услышали: воспроизвести его контур, отдельные фрагменты. В случае затруднений распознавания речевой единицы она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатывается на уровне различения и опознавания.

В качестве методических приемов при обучении различению или оiiознаванию речевого материала используются демонстрация пред мета или картинки, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, работа с использовани ем фланелеграфа, дидакгические игры. Разнообразие методических приемов при обучении различениiо и опознаванию речевого материала имеет важное значение для детей дошколыюго возраста, потому что превращает слуховые тренировки в интересную для ребенка игру.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Какое значение имеет развитие слухового восприятия для глухих и слабослышащих дошкольников?

2. Каковы основные принципиальные положения современной системы работы по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха?

3. Определите задачи работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольныков.

4. Какие формы работы по развитию слухового восприятия используются в дошкольных учреждениях?

5. Уточни значение терминов «восприятие», «различение», «опознавание», «распозвавание».

6. Проанализируйте содержание работы по развитию слухового восприятия в программах для глухих и для слабослышащих дошкольников и определите различия в их содержании.

7. Подберите дидактические игры, которые могут быть использованы при проведении работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях.

Литература

Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух- М., 1990.

Каплинская К. П. К вопросу о развитии речевого слуха у слабослышащих дошкольников // Дефектология. - 1977. - № 1.

Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991.

Леонгард Э. И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников// Дефектология. - 1977. - № 6.

Лях Г. С Марусева Э. М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. - Л., 1979.

Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. - М., 1961.

Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации.

Общее недоразвитие речи: его физиология и проявления

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР).


Основным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи .

В се это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.

Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.

В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.

Тем не менее, доказано!

Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений .

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. П олное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие . Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам . Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово. Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме . Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное. Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия : речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Причиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки . Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения . Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

Помните!

Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.

Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы : дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.

Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него , и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.

Не стоит исключать и практические упражнения , они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.


Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука . Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком . Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки , которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.

Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Заключение

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения. Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка. Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.