Начальная школа: проблемы в учебе. Школьный стресс

«Школьный стресс. Профилактика.»

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”.

Стресс в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

  1. Понятие стресса

Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом: Стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).

Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.

Выделяют следующие виды стресса:

Эустресс

Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма - разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними . Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.

Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:

В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;

Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;

Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.

Тревожности и непоседливости.

Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;

Упрямства;

Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);

Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;

Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;

Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;

Повышенной тревожности.

Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

  1. Профилактика школьного стресса

Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его. Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми. Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.

Следует понимать, что полностью избежать негативных ситуаций ребенку не удастся. Его придется изолировать от всего мира, чтобы это произошло. Однако снизить их влияние и повысить устойчивость нервной системы к различным нагрузкам вполне возможно.

Для этого понадобится:

Строгий распорядок дня, отдыха. В первую очередь дети любого возраста должны соблюдать режим, вовремя ложиться спать. Сон должен быть непрерывным и полноценным. Малышей необходимо укладывать в одно и то же время. Перед этим рекомендуются водные процедуры. Лучше всего, если это будет душ. Контрастные процедуры или горячие ванны противопоказаны. Само собой, нельзя переедать вечером. Игр перед сном (в том числе и компьютерных), а также физических нагрузок следует избегать, так как они действуют возбуждающе. Это же касается и умственных нагрузок в вечернее время.

Спортивные занятия. Повышают устойчивость к стрессам различные физические нагрузки утром, днем, вечером (но не позже, чем за три часа до сна). Спортивные занятия - это вообще отличный способ снятия стресс у детей, повышения самооценки, улучшения общего состояния организма. Очень полезны прогулки на свежем воздухе для расслабления после физических или умственных нагрузок. Они могут быть как в быстром темпе, так и проходить медленно. В это же время полезно общаться, спрашивать о состоянии здоровья, проведенном дне, обсуждать проблемы, помогая избавиться от накопившегося за день негатива.

Ограниченный доступ к компьютеру, телевизору. Необходимо контролировать контент, который поступает к ребенку. Ограничить или совсем исключить чересчур агрессивные компьютерные игры, кинофильмы со сценами насилия, материалы, не соответствующие возрасту.

Подготовка к стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск негативных последствий, например, когда ребенок пойдет в детский сад, психологи рекомендуют родителям играть с малышом в прятки. Это поможет понять, что отсутствие мамы или папы временное и всегда заканчивается их приходом.

Правильное питание. Здоровая и полезная пища также имеет очень важное значение для психологического состояния. Об этом уже упоминалось в причинах возникновения стресса. И дело не только во вкусовых ощущениях или чувстве сытости. С пищей в организм поступают необходимые минеральные вещества, играющие большую роль в химических процессах. Они либо провоцируют чрезмерную возбудимость, либо успокаивают нервную систему. Для активных и впечатлительных детей, у которых проблемы, например, со сном, рекомендуют в чай добавлять мяту, мелиссу, перед сном пить теплое молоко. Кроме того, например, недостаточное поступление такого элемента, как магний, способствует нарушению обменных процессов в клетках, перевозбуждению нервной системы, развитию склонности к диабету, повышению артериального давления и так далее. Дефициту магния способствует употребление ортофосфорной кислоты в газированных сладких напитках, энергетиках, чрезмерное применение в пищу полуфабрикатов, насыщенных пищевыми добавками (глутамат, аспарат), прием психостимуляторов.

Прием витаминов во время смены сезонов. Начиная с поздней осени и заканчивая ранней весной естественное поступление в организм микроэлементов (того же магния) снижается. Это является одним из факторов возникновения стресса. Поэтому необходимо компенсировать поступление нужных веществ, принимая витамины.

Школьный стресс

Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба- это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность. Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности (В этом проявляется актуальность работы.) Я выбрала для изучения данную тему, так как сама часто подвергаюсь стрессовым воздействиям. Мне не хватает времени для подготовки домашнего задания, часто возникает чувство усталости и тревоги. Поэтому я захотела выяснить, как можно оградить себя от стрессовых воздействий. В своей работе я описала, как стрессовые ситуации влияют на здоровье человека, выяснила, что вызывает стресс у учащихся. Особое внимание уделяется изучению тревожности, как одной из причин школьного стресса. Объектом своего изучения я взяла учащихся 7 и 9 классов и проследила, как меняется их уровень тревожности, а также выяснила, как связана успеваемость учащихся с тревожностью. Из научной литературы я нашла много рекомендаций по снятию стрессовых воздействий. В ходе проведения эксперимента я выяснила, как помогает аутогенная тренировка и специальные дыхательные упражнения для снятия чувства тревожности и напряжения.

Исследование самооценки уровня личной тревожности уч-ся 7, 9 классов. При выполнении работы мною были опрошены методом анонимного анкетирования 86 уч-ся 7, 9 классов. Опрос состоял из 2 анкет, которые были составлены при поддержке учителя. Анкета № 1 (см. Приложение) « Об актуальности выбранной темы» содержит 2 вопроса. При помощи 1 вопроса я выяснила: актуальна ли тема стресса в школе. Из другого вопроса стало ясно, в каких ситуациях школьники подвергаются стрессу.

Ребята называют следующие ситуации, которые вызывают у них стресс:

Контрольные работы

Волнение перед учителем

Оценки (особенно в конце четверти)

Осуждения одноклассников.

Анкета № 2 (см. Приложение) помогла выявить изменения уровня тревожности среди уч-ся 7, 9 классов. Анкета представляла для рассмотрения 5 вопросов. Анализ ответов на 1 вопрос помог выяснить, что 45% уч-ся 9 классов и 40% уч-ся 7 классов испытывают чувство тревоги. Проанализировав ответы на 2 вопрос, было замечено, что 95 % уч-ся 7 и 9 классов испытывают волнение по поводу учебных неудач. Чувство усталости проявляется у 86% уч-ся 9 классов и 81% уч-ся 7 классов. Результаты ответов на 4 вопрос показали, что 10% уч-ся 9 классов скучают в школе, а в 7 классах таких детей было 11% из числа опрошенных.

Таким образом, из приведенных цифровых данных видно, что:

1 Уровень тревожности к 9 классу повышается. Это связано, видимо с предстоящими выпускными экзаменами, для некоторых уч-ся с выбором жизненного пути.

2 Уч-ся, которые хорошо успевают в учебе меньше подвержены тревожности (с повышением качества учебы падает показатель тревожности)

Вывод: Уровень тревожности- это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу. У уч-ся, уверенных в себе, выносливых, спокойных отмечается низкий уровень тревожности, поэтому меньше подвержены школьным стрессам. 9 Со школьными стрессами можно научиться справляться, снизить уровень тревожности и предупредить невротические расстройства. Для дальнейшей экспериментальной работы была отобрана группа одноклассников, состоящая из 5 человек. Эти уч-ся часто испытывают волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, успеваемость в учебе - удовлетворительная. Каждому были предложены бланки: « Моя рабочая неделя». В них уч-ся отмечали результаты своей самооценки по проявлению признаков тревожности и напряжения. (см. Приложение) Для расслабления и снятия напряжения эти уч-ся в течение месяца, во время занятий (на большой перемене) выполняли аутогенную тренировку и дыхательные упражнения (см. Приложение), а для восстановления сил проводился массаж активных точек (массаж мочек ушей, надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком, массаж переносицы и области» третьего века). Через месяц у большинства ребят прослеживались положительные результаты. Уменьшилось волнение по поводу учебных неудач, страх перед контрольными работами, менее болезненно стали реагировать на замечания учителей, повысилась уверенность в своих способностях. Таким образом, снизить уровень тревожности, а значит и справиться с последствиями школьного стресса может каждый уч-ся. Для этого необходимо иметь желание. В приложении собран материал, который поможет уч-ся справиться с проявлением школьного стресса.

Заключение.

К сожалению, стресс - обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Невозможно преуменьшать вред, наносимый подобным состоянием, ведь стресс снижает эффективность любой деятельности, стресс негативно воздействует на здоровье. Очевидно, что проблема стрессовых состояний была актуальна еще во времена каменного века, актуальной она остается и в наше время. Особенно в наши дни человек подвергается воздействию огромного количества факторов, способных вызвать подобные переживания. Надо отметить, что в настоящий момент существует очень большое количество методик, техник и даже длительных тренинговых программ, ориентированных на борьбу со стрессом. Поэтому каждый должен заботиться о своем здоровье и без лишних проблем для организма выходить из стрессовых ситуаций.

1. Если у ребенка стресс от чрезмерной нагрузки, проанализируйте, насколько она необходима в данном объеме. Научите ребенка правильно распределять время, не делать лишнего, соблюдать режим дня. Утром важен совместный здоровый завтрак с эмоциональным общением, а перед домашним заданием дайте выход детской энергии.

2. Если первоклассник боится учителя, важно объяснить, что учитель, как и любой человек, может иметь плохое настроение, что не связано лично с ребенком. Но стоит разобраться, так ли это на самом деле, и насколько далеко заходит недоброжелательное поведение учителя.

3. Когда стресс создают отношения с одноклассниками, нужно поговорить с ребенком, помочь раскрыть его чувства. Напрямую стоит вмешиваться лишь тогда, когда действия одноклассников опасны для жизни ребенка и унижают его достоинство. В другой ситуации можно попробовать помочь советами. Легче всего отношения со сверстниками налаживаются до шестого класса.

4. Если учитель ругает ребенка за нежелание учиться по его предмету, возможно, ребенку просто не интересно. Попробуйте подать этот предмет занимательно: через обучающие фильмы, походы в музеи и т.п.

5. Стресс может вызывать постоянное оценивание, как у хорошего, так и у плохого ученика. В свою очередь родителям важно оценивать успехи ребенка, а не его самого. Стоит подчеркивать его старания, замечать их. Иногда ребенок будет как бы забывать освоенные умения. В этой ситуации не ругайте, а помогите вернуть навыки, учитывая данные особенности развития.

6. Стресс от неуспеваемости можно снизить, найдя причину неуспеваемости, помогая в обучении самостоятельно либо с помощью профессионалов. Уверьте ребенка, что он не один с этой проблемой. Наказания замените поддержкой.

7. Если стресс заставляет ребенка сказать, что он больше не пойдет в школу, поищите с ним положительные стороны школы, попросите еще немного походить-посмотреть, как всё будет. Если ситуация не меняется, возможно, стоит, действительно, сменить школу.

Школьный стресс способен не только влиять на успеваемость, но и разрушать физическое и психическое здоровье ребенка. У твоего ребенка проявляется стресс от школы? Что предпринимаешь? Поделись опытом в комментарии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Психиатрия и психология Статьи

Как ребенку справиться со стрессом в школе

2015-08-24

Стрессы и следующие за ними расстройства адаптации у детей школьного возраста бывают разными, составляя до 40% поводов для обращения за помощью к специалисту. Стрессы классифицируются от легких (конфликты в школе) до тяжелых, когда ребенок подвергается насилию, получает физическую или психическую травму , находится длительное время в состоянии, угрожающем жизни (попал в аварию, был свидетелем аварии на дорогах, совершено сексуальное нападение на девочку-подростка со стороны ровесников или взрослых мужчин и т. д.). Однако такая градация является условной: тяжелый стресс может возникнуть и у девочки-отличницы, получившей всего лишь одну плохую оценку. О признаках стресса и помощи ребенку в трудной ситуации рассказывает психолог, кандидат медицинских наук Михаил Васильевич Шипилов.

Часто встречается острая реакция на стресс , возникающая в течение 8 часов с момента действия стрессового фактора. К концу этого периода у детей возникает адаптация к нему. Если стрессовый фактор продолжает действовать в течение 48 часов, реакция должна пройти. Эти расстройства адаптации сохраняются не более 6 месяцев. В противном случае следует говорить уже о психическом заболевании (депрессии или других расстройствах психики).

Наиболее частые проявления стресса

  • Затруднение или нарушение сна, когда ребенок всхлипывает во сне, ему снятся кошмары, он просыпается от них. Наблюдаются все признаки повышенной чувствительности.
  • Ребенок становится более раздражительным, возникают вспышки гнева, не типичные для него в прошлом.
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание, отказывается от деятельности, которую ранее успешно выполнял (приготовление уроков, еда, питье и т. д.), возникает не свойственная ему лень, усталость.
  • Возврат к тем типам поведения, которые были для ребенка свойственны на ранних этапах развития (энурез, грубость, избыточная детскость в поведении, чрезмерная привязанность к матери, кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.).
  • У подростков нередко наблюдается асоциальное поведение, агрессивность (может нагрубить однокласснику или учителю, ударить кого-то).
  • Возникновение психосоматических расстройств. Например, у ученицы пропадает голос из-за того, что учительница сказала, что ее оценки будут невелики.

Что родители могут сделать своими силами

  • Любой стресс нарушает психическое равновесие, поэтому необходимо установить уравновешенный ритм жизни. Достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал после даже небольшой физической или психической нагрузки?
  • В продуктах питания для ребенка должно содержаться большое количество витаминов группы В, С (свежие фрукты, овощи, земляника или черника по 1 стакану 1 раз в день и/или прием поливитаминов).
  • Отсутствие избыточной стимуляции. Многие родители, наоборот, пытаются ребенка отвлечь, нагрузить информацией, что плохо отражается на его психике.
  • Отсутствие скандалов, истерик и лишнего напряжения по поводу состояния ребенка.
  • Родителям нужно пересмотреть чрезмерные требования к собственному чаду по поводу учебы и поведения.
  • Необходима поддержка и защита в любой форме : успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что родители его любят. Очень важен тесный контакт с «безопасным» для ребенка человеком (легкий массаж, поглаживания, надавливания, разминание, прикосновения, совместное купание в течение непродолжительного времени, плавание в бассейне).
  • Лишь после того, как ребенок успокоился, заново проанализируйте ситуацию, объясните, что ребенок сделал не так , чего не учел в конкретной ситуации. Надо давать оценку конкретным фактам в поведении, а не ребенку.
  • Можно попробовать использовать отвары трав с успокаивающим эффектом : успокаивающий сбор, чай из мяты, мелиссы, отвар корня валерианы. Подойдут и успокаивающие ванны на 10-15 минут при температуре 38 °С с ароматизированными добавками. Используйте и ароматические масла, добавляя их на ночь в специальную лампу.

Когда нужно обратиться к психологу

Психолог обычно «подключается» уже в «запущенных» случаях. Наиболее часто они возникают, когда стрессовый фактор находится в семье. Например, отец бьет , предварительно «нагрузившись» алкоголем. Другой случай: одинокие матери, требуя от ребенка больше, чем он может (хорошие оценки, соответствие идеалам матери), от бессилия могут перейти к физическим наказаниям, особенно по отношению к сыну. Наиболее частым является и непредоставление защиты собственному ребенку, испытавшему стресс в школе («Сам виноват, что тебя избили». «Так и надо, получил по делам». «Ты не мужчина, а слабак»).

Чем поможет психолог

Следует помнить: чем раньше родители обратились к специалисту , тем лучше ребенку. Психолог не оценивает позицию ребенка (правильно — не правильно), а создает алгоритм: что делать, если будет похожая ситуация. Иногда школьник не может вспомнить ситуацию, из-за которой у него развился стресс, то есть у него развивается полная или частичная потеря памяти (это защитный механизм). Если семья не обеспечивает ребенку защиту и поддержку, то психолог выстраивает эту систему, а также помогает ему самому выработать навыки борьбы со стрессом (мышечное расслабление, аутогенная тренировка), дает место чувствам, возникшим при ответе на стресс (рисунки, ролевая игра, телесная терапия).

Затем организуется обучение взаимодействия перенесшего стресс ребенка с другими детьми: отстаивание своей позиции, умение конструктивно проявлять свою агрессию.