Проект "Наш зелёный друг - лес". Учебный проект "лес - наш друг" Исследовательский проект лес наш друг с презентацией

Вера Москалёва
Экологический проект «Лес - наш дом»

Берегите, ребята природу,

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа - надёжный наш друг.

Актуальность проекта :

несформированность у детей представлений о том, что лес-это «дом» ; о неразрывной связи человека и природы.

Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность!

Давайте, сохраним наши леса!

Цели проекта :

углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу;

формировать у детей представлений о том, что лес это – «дом» , сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга) ;

о том, человек и природа не могут существовать друг без друга;

донести до сознания детей, что лес – наше богатство.

Задачи проекта :

Формировать у детей представление о лесе;

Развивать познавательные и творческие способности детей;

Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение

анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитывать бережное отношение к растительности леса к его жителям.

Участники проекта :

воспитатель, музыкальный руководитель

дети 4-5 лет,

родители.

Вид проекта

информационно - познавательный,

познавательно-исследовательский,

творческий,

Сроки реализации проекта : долгосрочный (с 13.03-13.04.2017года)

Формы и методы реализации проекта :

ОД, игры – путешествия и исследования, наблюдения, подвижные и дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и альбомов.

Этапы проекта : проект «включает» три основных этапа :

1-й – подготовительный; постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2-й – основной (исследовательский) : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – заключительный (обобщающий) обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты :

сформировать представление о лесе, как сообществе растений и животных : неразрывной связи человека и природы;

сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;.

ответственное отношение детей к окружающей среде;

вовлечение в творческую деятельность каждого ребёнка;

развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества.

I. Подготовительный этап проекта .

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов

исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

Беседа с детьми о лесе

выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных.

Изготовление дидактических игр,

Экологических знаков «Чего не следует делать в лесу»

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта .

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта

II. Основной этап

План мероприятий

Образовательная область Мероприятие Задачи

Физическая культура

Безопасность

Здоровье Подвижные игры :

«Кто быстрее соберёт грибы (ягоды) », «Деревья - кустики» , «Медведи и пчелы» , «Бездомный заяц» , «Птичка в гнездышке» , «Беги к тому, что назову» , «У медведя во бору» . Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость;

Выполнять движения по сигналу воспитателя;

Четко ориентироваться при нахождении своей пары.

Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства.

Социализация

Развитие игровой деятельности Дидактические и настольно - печатные игры :

«Съедобное - несъедобное»

«Найди дерево по описанию»

«Четвертый лишний» , «Наоборот» , «Чем домик?» , «Чьи следы?» , «Сложи птичку» , «Узнай по контору» , «Что растёт в лесу,

что в огороде?

Сюжетно-ролевая игра :

"Путешествие в лес»

«Магазин»

Строители

«Зоопарк» ,

«Больница» : сюжет «На приеме у ветеринара»

Пальчиковые игры : «Грибник» , «Собираем листики» , «Дикие животные» , «Сколько птиц в кормушке нашей прилетело?» Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление; классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения) .

Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом.

Познавательное развитие

Беседы :

«Что такое лес» .

«Какую пользу приносит лес»

«Научитесь беречь лес»

«Какие звери живут в лесу»

«Лекарственные растения леса»

Рассматривание альбома :

«Лекарственные травы»

Рассматривание плакатов : «Как лесник заботится о лесе» , «Кому нужны деревья в лесу» , «Зачем люди ходят в лес» , «Этого не следует делать в лесу» .

«Экскурсия в весенний лес»

Наблюдение : за березой весной, за насекомыми (ранней весной, почками на деревьях, травянистыми растениями.

Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные) . Учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений. Формировать обобщенное представление о том, что в лесу все нужны друг другу. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание знать пра-вила поведения в лесу и выполнять их.

Сформировать представления об весенних изменениях в живой природе, в жизни растений и птиц в связи с приходом весны. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; воспитывать бережное отношение к природе.

Развитие речи

Чтение художественной литературы

Чтение с детьми произведений

К. Чуковский «Чудо- дерево» ,

М. Пришвин «Этажи леса»

И. Гурина

«Приключение медвежонка»

«Рассказы и сказки по экологии » (картотека)

Русские народные сказки :

«Заяц- хваста» , «Лисичка- сестричка и серый волк»

Заучивание потешки «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Загадки о лесе. Загадки о лесных животных, насекомых и птицах

Чтение стихов

С. Михалкова «Птичья столовая»

В. Кудлачев «В лесу»

А. Прокофьев «Наш лесок»

Познакомить детей с художественной литературой по теме проекта . Расширять кругозор детей на примере художественных произведений и их героев. Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному. Воспитывать бережное отношение к природе. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация

«Грибная полянка»

(коллективная работа)

Лепка :

«Лесные звери»

Рисование (кляксография)

«Весеннее дерево» »

Художественное конструирование

«Лесные ягоды» Учить выделять части гриба по геометрическим формам (ножка - овал, шляпка - полукруг) ; учить преобразовы-вать форму, разрезаю круг на полукруги; формировать композиционные умения расположения изображения на всей плоскости листа; закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем. развивать чувство формы, композиции;

Познакомить детей с несколькими приемами лепки животных, воспитывать у детей интерес к животным, развивать любознательность, уметь передавать

характерные признаки животных, учить контролировать свои действия при лепке.

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что дерево - живой организм. Продолжать, уточнять представление детей о деревьях; Развивать творческие способности детей через знакомство с нетрадиционными методами рисования.

Систематизировать знания детей о лесных ягодах; научить их делать из бумаги.

Приобщение к искусству. Рассматривание репродукции картин :

И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору» ,

И. И. Левитан «Березовая роща» ;

В. М. Васнецов «Дубы» Учить рассматривать картины через отдельные детали, активировать словарь, развивать творческое воображе-ние, умение высказывать словами свои ощущения; воспитывать интерес к живописи, прививать эстетический вкус.

Музыка Слушание музыкальных произведений :

Джакомо Пуччини «Вечерний лес»

К. Сен-Санс. «Карнавал животных»

П. Чайковский «Времена года. Апрель»

Вивальди «Времена года. Весна» Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.

Работа с родителями

Правильное отношение к природе начинается в семье. Консультация для родителей

3 этап Обобщающий

Открытый показ ОД «Путешествие в лес»

Открытый показ экологического спектакля «Лесная аптека»

Выставка рисунков «Лес – глазами детей»

Используемая литература.

Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры » .

Шорыгина «Беседа о лесе»

Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г.

Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва : Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В.

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с

Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя : сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя) .

Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва : Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.

Статьи из журналов

Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию » - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.

Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.

Никифорова, О. А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.

Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.

Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

Экологические игры

Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С. 10-12.

Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 48-52.

Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.

Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 50-54.

Слайд 2

Цели мероприятия:

Сформировать у обучающихся представления о роли леса в жизни человека и природы; Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в лесу; Развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение и любовь к природе, культурное поведение.

Слайд 3

Стихотворение С. Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее Душистая малина Бродить и думать здесь. На кустиках густых. Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну Накормит русский лес. Я, не жалея ног, А будет жажда мучить- А если и устану- То мне лесовичок Присяду на пенёк. Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших, Покажет родничок. Для них совсем он свой. Нагнусь к нему напиться- Здесь где-то бродит леший И видно всё до дна. С зелёной бородой. Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною, Вкусна и холодна. И сердце не болит, Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою Орехи и цветы, Как вечность лес шумит.

Слайд 4

Вопросы и загадки

Трава которую знают и слепые. (Крапива) Дерево символ нашей Родины. (Берёза) Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет) Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина) Пингвин птица или нет? (Да) Какие животные зимой спят? (Медведь, ёж) Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда? (Кукушка) Как можно назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (Растения) Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

Слайд 5

Доклад

«Роль леса в жизни человека».

Слайд 6

Значение леса

Дом для животных, растений, грибов; Защита воздуха, водоёмов и почв; Место отдыха человека; Источник ягод, грибов, лекарственных растений; Источник древесины

Слайд 7

Доклад

«Экологические проблемы леса».

Слайд 8

Опыты

  • Слайд 9

    Это надо знать!

    Бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60-100 лет, а стекло будет лежать в земле 600 лет. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 3 года сгниёт бумага. Когда вы окончите школу, проржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

    Слайд 10

    Доклад

    «Наша помощь лесу»

    Слайд 11

    Стихотворение И. Трофимовой«Чтоб радость завтрашнего дня»

    Чтоб радость завтрашнего дня Нам трудно разглядеть Сумел ты ощутить, Все те страдания, что земле Должна быть чистою земля Приходится терпеть! И небо чистым быть. Надолго ль хватит нам воды, А землю эту, не щадя, Коль растворён в ней яд? Терзал за веком век Надолго ль хватит тех лесов, И брал всё только для себя Где топоры стучат? «Разумный» человек. Спасти поля, леса, луга Сейчас же кинулись спасать И чистую гладь рек- всю Землю Природную среду. Можешь только ты, Сквозь фабрик и заводов дым Разумный человек!

    Слайд 12

    Наши результаты

    Расширили круг экологических знаний; Узнали навыки экологической культуры; Поняли потребность гармоничного общения с природой; Появилась установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; Выработали потребность поддержания собственного экологического здоровья личности.

    Слайд 13

    Литература

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2004 №6, № 12. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.- Просвещение, 2005. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 4 класс.- М.:Вако, 2006.

    Посмотреть все слайды

    Учебный проект «Лес – наш друг»

    Цель: Создание условий для вовлечения каждого участника в активный познавательный процесс, для стимуляции его самостоятельности и потребности в самореализации и самовыражении.

    1. Погружение в проект .

    Экологическая сказка. Звучит музыка леса. Дети читают слова.

    Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу, и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!

    Лесодраки тянут руки к гнезду за яйцами.

    Встреча лесодругов и лесодраков.

    Что вы делаете? Гнёзда нельзя разорять! Птиц не станет!

    Из-за трёх яиц?

    Если возьмёте яйца, мама будущих птенцов улетит и больше в наш лес не вернётся. А не будет птиц – засохнут деревья, и лес умрёт.

    Кто вы?

    Мы – лесодруги. А вы кто?

    Лесодраки.

    Почему же вы безобразничаете в лесу?

    В нашем «чёрном» лесу все так веселятся: гнёзда разоряют, из рогаток стреляют, муравейники расшвыривают, у бабочек крылья отрывают.

    Вот почему вы свой лес называете «чёрным». Вы же все лесные правила нарушили. Неужели вам такой лес нравится?

    Не нравится. Нет в нём зелени, цветов, головёшки от костров под ногами, тпицы не чирикают зверей не видно. А мы ягод хотим, грибов.

    А хотите измениться сами и изменить свой лес?

    А получится? Мы же лесодраки.

    Ребята, давайте пригласим лесодрак принять участие в проекте «Лес – наш друг». Подумаем, что о лесе расскажем им.

    / Правила поведения в лесу, о значении леса,

    о животных, растениях, о Красной книге/

    2. Планирующий этап.

    Мы постараемся ответить на вопрос, почему лес называют другом человека и убедить лесодрак относиться к природе так: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

    Основные разделы проекта.

    /Открываю/

    /Читаем/

    Сегодня мы продолжим учиться работать в группах. У каждого в группе своя обязанность. Вспомните, какие основные правила необходимо соблюдать, работая в коллективе?

    /Работать дружно, уметь слушать другого человека,

    помогать друг другу./

    Верно. Каждая группа готовит к представлению свой раздел. На столах всё необходимое: страница альбома, рабочие материалы, наглядность и планы работы. Какие качества помогут вам успешно справиться со всеми заданиями?

    /Внимание, ответственность, сосредоточенность./

    3. Разработка проекта.

    Итак, каждый из вас выполняет важную задачу: славит чудо из чудес, красу Земли, зелёный лес!

    4. Испытание проекта.

    Итак, 1 страница альбома – «Виды леса».

    1-я группа

    1). Лес – это огромное богатство нашей родины и нашего края. Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. Листья хвойных деревьев имеют форму длинных, тонких иголочек. Большинство хвойных сохраняют иголки в течение всего года, постоянно образуя новые. Вот почему они всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, пихта. У ели иголки отделены друг от друга. А вот иголки сосны соединены вместе по 2-3 или 5. Семена хвойных спрятаны в шишках.

    Лиственные деревья легко узнать. Одни имеют обширную крону, другие вытянуты вверх. Листовая пластина, почки, плоды - признаки лиственных деревьев. Они сбрасывают листву осенью. Лиственные деревья, которые часто встречаются в лесу: дуб, берёза, клён, липа, осина.

    Задание 2.

    Показывают нужный рисунок указкой и рассказывают текст.

    1. Это весёлый, пронизанный светом, березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берёз, по их глянцевым листьям бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга.

    2. В сосновом бору светло, сухо. Под ногами – густой мох. В борах много ягод – черники, брусники. Сосны покачивают головами так высоко, что кажется, вот-вот заденут за облако.

    3. А вот дубрава. Дубы стоят друг от друга далеко. Под коренастыми дубами – тень, на полянках – свет. В тени мало растительности, зато на солнечных полянках и высокая трава, и густые кусты. Птице и зверю здесь раздолье.

    4. Вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковёр из хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, свистнет рябчик – и снова тишина. Белки, дятлы, клёсты ловко расправляются с твёрдыми шишками. Для них еловые семена - самая лакомая еда.

    2 страница альбома – «Обитатели леса».

    2 группа

    Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом – свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно связаны между собой и с окружающим миром.

    Под землёй корни трав, кустарников, деревьев сплетаются с грибницей. Здесь, под землёй, находятся дома у мышей, кротов, барсуков. в этом подземелье живут земляные черви. они рыхлят почву.

    На поверхности земли растёт мох и травянистые растения: ландыш, папоротник, лопух, кислица, кустарнички земляники.

    Прямо в траве вьют гнёзда соловьи, строят дома муравьи, живут ящерицы, ежи, роют норы лисы.

    Следующий этаж – это кустарники: верба, шиповник, малина, калина. Здесь вьют свои гнёзда дрозды.

    Верхний этаж – это деревья. В их стволах делают дупла белки, дятлы, синички, совы. На самых высоких деревьях – гнёзда хищных птиц: ястребов, орлов.

    Летом все этажи леса заселены. А сколько же в лесу насекомых: муравьи, кузнечики, бабочки, осы.

    Молодцы!

    Есть и специальная книга, которая называется «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». Её обложка цвета опасности, красная, отсюда и название «Красная книга». В неё внесены те животные и растения, которых на Земле осталось мало, мол охраняйте, люди, оберегайте, а если надо, то и помогайте им!

    3 страница альбома – «Значение леса в жизни людей».

    3 группа

    Задание 1.

    Лес – это наш зелёный друг. Это – «лёгкие» планеты. Лес очищает воздух и обогащает его кислородом. Лесной воздух целебный, поэтому часто санатории размещают в лесу. Лес – украшение Земли. В лесу у нас всегда хорошее настроение. Лес – хранитель влаги. Лес – это родной дом для животных. Лес – это кладовая грибов, ягод, орехов, лекарственных растений. Лес – источник древесины, из которой изготавливают бумагу, мебель, дома. Древесины нужно много, а лес растёт медленно. Поэтому уже сейчас мы должны думать, как сохранить лес.

    Задание 2.

    Чтение стихотворения С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?»

    Лес – прочное природное образование, которое существует на Земле миллионы лет. Ничто и никто не может уничтожить его.

    Так ли это? Кто может нарушить лес?

    /Человек/

    4 страница альбома – «О вредном влиянии человека на природу и о том, как мы должны вести себя в лесу».

    4 группа.

    5 страница альбома – «Что полезно, а что вредно».

    5 группа.

    И взрослые и дети любят собирать в лесу грибы и ягоды. Наши леса богаты грибами: сыроежки, подосиновики, опята, белые грибы, грузди. Много разных ягод: земляника, черника, клюква.

    Особенно осторожны при сборе грибов и ягод должны быть дети. В лесу встречается растение «вороний глаз». У него 4 листика и одна синяя ягода на верхушке стебля, который напоминает «вороний глаз». Это растение ядовито.

    Маленький лесной кустарник, «волчье лыко», очень красивый. У него красные плоды. Они очень опасны. Никогда не берите их в рот! Очень ядовиты грибы: мухомор и бледная поганка.

    Соблюдайте правила:

    Никогда не собирайте грибы и ягоды одни, без взрослых!

    Берите те ягоды и грибы, которые точно знаете!

    5. Самоанализ проектной деятельности.

    Ребята, посмотрите, в результате общей деятельности получился целый альбом «Лес – наш друг».

    Кому понравилось участвовать в его разработке и испытании?

    Что особенно понравилось?

    А какие трудности испытывали?

    Ребята, а для чего мы так старались, какое значение имеет наш проект?

    /Хотели, чтобы лесодраки полюбили лес, изменили

    свой «чёрный» лес, побольше узнали о лесе./

    Давайте спросим у лесодрак, что они думают по этому поводу.

    /Наш лес будет спасён!/

    А что для этого необходимо сделать?

    /Для начала нужно мусор из леса убрать, деревья

    подлечить, речку почистить, муравейники

    поправить и никогда не нарушать лесных правил!/

    Хорошо, что вы поняли это.

    /А можно мы тоже будем лесодругами?/

    Да, конечно. Мы этому очень рады!

    6. Составление памятки.

    Лесодруги, давайте подготовим обращение ребятам из «чёрного леса» в виде памяток: «Как вести себя в лесу».

    Работают в группах. Все обсуждают – один пишет.

    /Работают./

    Посмотрим, что получилось.

    /Проверяем по 1 правилу./

    7. Итог.

    Учёные называют лес:

    «лёгкими» планеты,

    истребителем бактерий,

    кладовой влаги,

    необъятным богатством.

    А мы с вами называем лес добрым, ласковым и тёплым словом друг.

    Давайте «Наблюдать и восхищаться, изучать и беречь» лес.

    С каким настроением вы гуляли по нашему зелёному лесу? Покажите.

    /Наклеивают./

    Спасибо всем за активную работу. Молодцы!

    Рабочие материалы.

    План работы группы 1.

    1. С помощью карточек с изображением веточек и плодов различных деревьев сделайте выводы о разных видах леса.

    2.Оформите страницу альбома.

    3. Найдите среди иллюстраций еловый лес, березняк, сосновый бор, дубраву, соотнесите с текстом и прочитайте выразительно.

    План работы группы 2.

    1. С помощью карточек и собранной ранее информации сделайте выводы «Что где растёт, кто где живёт».

    2. Отобрав нужный наглядный материал, оформите страницу альбома.

    3. Подготовьтесь к рассказу.

    План работы группы 3.

    1. Составьте схему «Значение леса», собрав «рассыпавшиеся» фразы, и поясните её.

    2. Оформите страницу альбома.

    3. Соберите «рассыпавшееся» стихотворение С.Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» по плану: - как ответил бы:

    1) кораблестроитель;

    2) столяр;

    3) плотник;

    4)животные и человек.

    План работы группы 4.

    1. По рисункам определить вредное влияние человека на лес.

    2. С помощью условных знаков сформулируйте правила поведения в лесу.

    4. Подготовьте сообщение.

    План работы группы 5.

    1. Создайте 2 группы под названиями «Съедобные растения и грибы» и «Опасные растения и грибы», соотнесите рисунки и названия.

    2.Сделайте выводы о том, какие опасности подстерегают детей в лесу при сборе грибов и ягод.

    3. Оформите страницу альбома.

    4. Подумайте, какие правила нужно соблюдать детям при сборе грибов и ягод.

    5. Подготовьте сообщение.

    Критерии оценки проекта.

    Значимость и актуальность темы.

    Самостоятельность работы над проектом.

    Полнота и правильность раскрытия темы.

    Артистизм и выразительность выступления при защите.

    Ответы на вопросы во время защиты проекта.

    Качество выполнения продукта проектной деятельности.

    Памятка.

    Вопросы-помощники.

    Как называется ваш проект?

    Назови главный вопрос проекта.

    Почему важно ответить на этот вопрос?

    Зачем вы делаете этот проект?

    Что сделали, чтобы решить проблему?

    Что у вас получилось?

    Что вызвало затруднение?

    Что особенно понравилось в работе над проектом?

    Расскажи о своей роли в проекте.

    Чему научился?

    Памятка.

    Требования к защите проекта.

    1. Озвучить тему страницы альбома.

    2. Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать актуальность.

    3. Полнота знания проблемы.

    4. Навыки устной речи.

    5. Оформление своей работы.

    6. Умение делать вывод по проблеме.

    7. Умение отвечать на вопросы по теме.

    МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»

    Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

    Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.

    Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.



    Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

    Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

    Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

    Общими принципами отбора содержания материала является:

    Системность

    Единство сознания и деятельности

    Наглядность

    Личная ориентация

    Объективность

    Научность

    Доступность для обучающихся начальных классов.

    Практическая направленность.

    Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

    2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

    3.Оформление задания («иллюстраторы»)

    4.Формулирование выводов («аналитики»)

    5.Применение результатов («исследователи»)

    Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

    Цель:

    Задачи:

    1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

    2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

    3.Воспитывать бережное отношение к природе;

    4.Развивать навыки исследовательской работы;

    Он состоял из ряда заданий:

    1.Анкетирование детей.

    2.Анкетирование взрослых.

    3.Проведение исследовательских наблюдений.

    4.Работа с компьютером, в библиотеке.

    3 этап.

    Практически – деятельностный.

    Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

    1.«Братья наши меньшие».

    « Поисковая»

    Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

    «Журналисты»

    Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

    Познавательная игра «В лес за загадками»

    Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

    Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

    Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

    Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

    «Художники - оформители».

    Рисуют рисунки по теме.

    Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

    На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

    Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

    Какие птицы прилетели первыми;

    Какие последними;

    Где они гнездятся;

    2. «Лес – наш друг».

    1.Раздел «Виды леса».

    Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

    «Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

    «Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

    «Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

    2.Раздел «Животный мир».

    Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

    «Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

    3.Раздел «Птицы нашей местности».

    4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

    Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

    Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

    материал о следах, которые видели в природе.

    5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

    Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

    «Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

    «Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

    «Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

    3. «Лекарственные растения нашей местности».

    Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

    Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

    выяснить значение лекарственных растений для человека;

    воспитывать бережное отношение к природе;

    развивать навыки исследовательской работы;

    Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

    Дети проводят исследование.

    1 задание.

    Анкетирование детей.

    Вопросы анкеты:

    1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

    2. Какую пользу они приносят?

    3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

    В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

    2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

    Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

    Возможное препятствие

    Пути преодоления

    Не все с желанием участвовали в проекте.

    Затруднения при выполнении поставленной задачи.

    Незначительные навыки работы с компьютером.

    Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

    Консультации ребят с руководителями проекта.

    Посещения кружка по информатики.

    Вывод:

    В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

    Отзывы:

    Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

    Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

    Миколаец Валерия

    Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

    Быстров Леша

    Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

    Петухов Виталий.

    Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

    Смирнов Саша.

    После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

    Материально – техническое обеспечение мероприятия:

    Интернет, фотоаппарат, компьютер.

    Литература:

    Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

    В. Бианки «Лесная газета».

    «Зеленые страницы».

    Атлас-определитель «От земли до неба».

    Поиск информации в Интернете.

    Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

    МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

    Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

    Подготовила и провела:

    п. Вохтома

    2009 год

    Цель:

    Формирование экологической культуры.

    Задачи:

    Прививать любовь к родному краю;

    - формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

    Ход экскурсии.

    Ведущий:

    Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

    Ученик:

    Дом со всех сторон открыт.

    Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом-

    Чудеса увидишь в нем. (лес)

    Ведущий:

    Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

    А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

    Ученик:

    У меня длинней иголки, чем у елки.

    Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

    Ведущий:

    Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

    А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

    Ученик:

    Колкую, зеленую,
    Срубили топором.
    Колкая, зеленая,
    К нам приходит в дом (ель)

    Ученица:

    Есть у родственницы елки

    Неколючие иголки,

    Но в отличие от елки,

    Опадают те иголки (лиственница)

    Ведущий:

    А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

    Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

    Ведущий:

    Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

    Какие песни и стихи о березе вы знаете?

    Ученик:

    Я из крошки – бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос.

    Стал высок я и могуч.

    Не боюсь ни гром, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок,

    Ничего, что плод мой мелок (дуб)

    Ведущий:

    Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

    А это какое дерево?

    Ученица:

    С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед.

    А меня все ж обижают:

    Шкуру тонкую сдирают (липа)

    Ведущий:

    Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

    Отгадайте, что это за дерево?

    Ученик:

    Весной зеленела,

    Летом загорала,

    Осенью надела

    Красные кораллы (рябина)

    Ведущий:

    Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

    Ученик:

    Будто снежный шар бела.

    По весне она цвела.

    Нежный запах источала,

    А когда пора настала,

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна (черемуха)

    Ведущий:

    Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

    Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

    Ученица:

    Золотой и молодой,

    За неделю стал седой.

    А денечка через два

    Облысела голова.

    Спрячу я в карманчик

    Бывший… (одуванчик)

    Ученик:

    Первым вышел из земли

    На проталинке

    Он мороза не боится,

    Хоть и маленький (подснежник)

    Ученица:

    Синенький звонок висит,

    Никогда он не звенит (колокольчик)

    Ведущий:

    В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

    Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

    Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

    Ученик:

    На припеке у пеньков

    Много тонких стебельков.

    Каждый тонкий стебелек

    Держит алый огонек.

    Разгибаем стебельки –

    Собираем огоньки (земляника)

    Ученица:

    Я красна, я кисла,

    На болоте я росла,

    Созревала под снежком,

    Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

    Ученик:

    Сладкая, душистая,

    Выросла в лесу тенистом.

    Я могу расти в саду,

    Летом в гости к вам приду.

    Состою из долек малых,

    Очень сочных, вкусных, алых (малина)

    Ученица:

    Рассыпает солнце стрелы,

    Сосны зажигая,

    Что за ягода созрела,

    Синяя такая?

    На кусточки, под листочки

    Кто-то бусы бросил,-

    Все поляны в синих точках

    У зеленых сосен (черника)

    Ведущий:

    Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

    Землю пробуравил,
    Корешок оставил,
    Сам на свет явился,
    Шапочкой прикрылся (гриб)

    А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

    Из истории.

    «Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

    В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

    Ученица:

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых

    Меня увидишь за версту-

    Зовусь я…(подосиновик)

    Ученик:

    Вдоль лесных дорожек

    Много белых ножек,

    В шляпках разноцветных,

    Издали приметных.

    Собирай, не мешкай

    Это…(сыроежка)

    Ученица:

    Лета первая примета:

    Под березой в холодке,

    Гриб коричневого цвета

    На пятнистом корешке (подосиновик)

    Ученик:

    На поляне лесной,

    Под могучей сосной

    Стоит старичок,

    На нем белый колпачок.

    Кто в бору бывает-

    Тот его и узнает (боровик)

    Ученица:

    Он выглянул несмело

    Из кочки моховой,

    Цепочку клюквы спелой

    Поднял над головой (моховик)

    Стоял на крепкой ножке,
    Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

    Ведущий:

    А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

    Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

    Ученица:

    Он прилетает каждый год-
    Туда, где домик ждёт.
    Чужие песни петь умеет,
    А всё же голос свой имеет (скворец)

    Ученик:

    Окраской - сероватая,
    Повадкой - вороватая,
    Крикунья хрипловатая -
    Известная персона.
    Кто она?.. (ворона)

    Ученица:

    Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи подбирает,
    По ночам кочует - коноплю ворует.
    (Воробей)

    Ученик:

    Плотник острым долотом-
    Строит дом с одним окном.
    (Дятел)

    Ведущий:

    Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

    Ученица:

    Прыгает пружинка -
    Зелёная спинка -
    С травы на былинку,
    С ветки на тропинку (муравей)

    Ученик:

    Домовитая хозяйка
    Полетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком -
    Он поделится медком (пчела)

    Ведущий:

    Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

    Ученик:

    Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

    Ведущий:

    Трудно представить лес без больших и малых зверей.

    Ученица:

    Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят (ежик)

    Ученик:

    Кто с высоких тёмных сосен
    В ребятишек шишку бросил?
    И в кусты через пенёк
    Промелькнул, как огонёк? (белка)

    Ученица:

    Не любит семечки из шишек,
    А ловит бедных серых мышек.
    Среди зверей она – краса!
    Плутовка рыжая… (лиса)

    Ученик:

    Что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной
    И стоит среди травы -
    Уши больше головы? (заяц)

    Ведущий:

    Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

    Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

    На ветру рябины гордо рдеют,

    Сосны величавые шумят…

    Здесь века, как царство Берендея,

    Глушь лесов хранила наш посад.

    Литература:

    Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».

    Паспорт проекта

    Полное название проекта

    «Наш зелёный друг – лес»

    Целевая группа

    Учащиеся 4-Б и 4-А класса, классные руководители, родители.

    Пинаев Денис, Серяков Арсений, Дружкова Милена, Кошкарова Анастасия, Бесклинская Кристина

    Руководитель

    Татищева И. А.

    Создание «Зелёной книги»

    Провести сбор макулатуры.

    творческий

    Предметно – содержательная область

    межпредметный

    Количество участников

    5 учащихся

    Продолжительность

    краткосрочный

    Основные ресурсы и источники их финансирования

    основой для реализации проекта являются информационные и материальные ресурсы школьной библиотеки, Билимбаевского лесхоза, Интернет ресурсы.

    Ожидаемый результат

    Презентации для проведения классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края»

    Статья в школьную газету «Помогите лесу»;

    Создание «Зелёной книги».

    Период и этапы реализации

    январь - март 2014 года

    Приложения

    «Зелёная книга».

    Литература.

      Ивченко. Книга о деревьях.

      Козак. В лес за грибами.

      Крутогоров. Рассказы о деревьях.

      Меннинджер. Причудливые деревья.

      Петров. Мир лесных растений.

      Петров. Лесные тайны.

      Петров. Рассказы о лесных растениях.

      Шиманюк. Дендрология.

      Лесная энциклопедия. В 2 тт.

    ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

    ПРОЕКТ

    Направление:

    «Мир зелёный мир живой дарит радость нам с тобой!»

    Тема: «Наш зелёный друг - лес»

    Команда: «Лесовички»:

    Пинаев Денис

    Cеряков Арсений

    Дружкова Милена

    Кошкарова Анастасия

    Бесклинская Кристина

    учащиеся 4-б и 4-а класса

    Руководитель:

    Татищева И. А

    учитель начальных классов

    тел: 64-15-52

    г. Первоуральск

    У страны есть богатства немалые,
    Недр земных не учесть чудеса,
    Но важней очень многих, пожалуй,
    Для дыханья Земли – леса

    Введение.

    На уроке окружающего мира мы изучали экосистему - лес. Мы узнали, как велико значение лесов для жизни на Земле. Это и очистка воздуха, и места для обитания животных. Лес защищает почву от эрозии, задерживает осадки, создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений, препятствует загрязнению вод. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов.

    Мы живем в зоне лесов. Поэтому нас заинтересовал вопрос, какую роль играет лес в нашей жизни.

    Мы задумались, что случится, если исчезнут все деревья? Какие деревья растут в лесу? Какие деревья чаще высаживают в городе и почему?

    С этими вопросами мы обратились к своим одноклассникам и провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов. Было опрошено 100 учащихся.

    По результатам опроса были выявлены следующие результаты:

    Ответили

    Затруднились с ответом

    Какое дерево - рекордсмен по выработке кислорода, защите города от пыли и вредных выбросов?

    Какие деревья растут в городе Первоуральске и его окрестностях?

    Как человек использует лес?

    Какой вред наносят пожары?

    Как появляется лес?

    Какое количество лет должно пройти для восстановления погибшего леса?

    Какие есть в Первоуральске организации, отвечающие за сохранение леса и озеленение города?

    Что я могу сделать полезного для леса?

    На несколько вопросов большинство ребят затруднились дать ответы.

    Таким образом, выявились основные проблемы :

    Живя в зоне лесов, ребята мало знают об экосистеме леса;

    Большинство ребят оставили последний вопрос «Что я могу сделать полезного для леса?» без ответа, не понимая, чем они могут помочь лесу, нужна ли лесу помощь человека, и в чем эта помощь может выражаться.

    Вывод : Мы живём в зоне лесов. Поэтому должны знать и беречь лес. Необходимо пропагандировать среди одноклассников, знакомых, соседей бережное отношение к нашему зелёному другу. Рассказывать, какую пользу мы можем уже сейчас принести лесу.

    Цель проекта : создание «Зелёной книги».

    Идея проекта : рациональное использование лесных ресурсов - это, прежде всего, забота о нашей планете Земля, а использование бумажного вторсырья - это большая экономия лесных массивов.

    Задачи:

    Узнать какие организации занимаются защитой леса;

    Узнать, что в нашем округе делается для восстановления вырубленного леса и защиты исчезающих видов растений;

    Узнать какие деревья лучше очищают загрязнённый воздух;

    Провести конкурс плакатов «Береги природу»;

    Написать статью в школьную газету «Помогите лесу»;

    Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

    Провести сбор макулатуры.

    Чтобы решить поставленные задачи, мы должны:

    Посетить школьную библиотеку и воспользоваться Интернет - ресурсами;

    Встретиться с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза;

    Объявить конкурс плакатов «Береги природу»;

    Подобрать материал для статьи в школьную газету «Помогите лесу»;

    Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

    Провести сбор макулатуры

    Этапы работы над проектом .

    I этап. Теоретический

    Цель : изучение литературы и Интернет – ресурсов по интересующей теме. Поиск ответов на проблемные вопросы: «Сколько кислорода вырабатывает одно дерево в год? Сколько кислорода надо в среднем человеку в год для дыхания? Какая площадь лесов на планете?» и другие.

    Посетив школьную библиотеку, мы познакомились с книгами о лесе, которые нам помогла подобрать Чалова Т. Н., библиотекарь нашей школы.



    Из книг мы узнали, что вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возросла, так как потребность в древесине и других продуктах леса быстро увеличивалась. За последнее тысячелетие на Земле сведено 2/3 лесов. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. За данное историческое время около 500 млн. га превратились из лесов в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно перевешивают площади посадок деревьев. К настоящему времени в зоне лесов сведено около половины их первоначальной площади. В связи с вырубкой лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, более засушливым и континентальным становится климат, часто возникают засухи и пыльные бури.

    Так же мы обратились к Интернет ресурсам. Работали с Интернетом на сайтах:

    viki rdf/ru, www.photokonkurs.com, s06.radikal.ru, http://ecocrisis.wordpress.com/,

    http://www.km.ru http://ru.wikipedia.org/, http://mironpress.com

    Из Интернета мы выяснили, что одно дерево в среднем вырабатывает в день 2,5 килограмма кислорода, в год – 912,5 килограммов кислорода. Одному человеку в сутки для дыхания нужно 0,83 кг кислорода; 302,95 кг кислорода в год.
    Примерная площадь лесов на планете около 3 миллиарда га, примерно 0,8 га на одного человека. Не так уж это и много. 14-15% занимают северные хвойные леса (Россия, Канада и США), 55-60% - тропические леса. Больше всего лесов на душу населения приходится в Канаде - 9,4 га. На планете проживает более 6 миллиардов человек. При сжигании 1 кг угля или дров расходуется более 2 кг кислорода. Это примерно кислород, вырабатываемый одним деревом. Один легковой автомобиль сжигает 1825 кг кислорода на каждые 100 км пути. Это примерно кислород, вырабатываемый 734 деревьями. Ежегодно автомобиль поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Количество же деревьев постоянно уменьшается. Сокращение лесных массивов в результате роста потребления древесины - печальный факт.

    WWF, FSC и Гринпис при участии гражданских активистов сформулировали 5 самых актуальных проблем российских лесов.

      Необходимость принятия лесной политики России.

      Лесные пожары.

      Нелегальная заготовка и продажа леса.

      Отсутствие в России экологически чувствительного рынка.

      Низкая гражданская активность.

    На сайте журнала «Живой Лес» нас заинтересовали несколько вопросов, на которые ответил специалист лесного отдела.

    Кто же рекордсмен по выработке кислорода? И еще верны ли такие данные, что одно дерево выделяет за жизнь столько кислорода, сколько необходимо одному человек, а машина на скорости 120 км/ч поглощает весь выделенный деревом кислород всего за два часа?

    Специалист лесного отдела. Наиболее активными поставщиками кислорода являются тополя. 1 га таких деревьев выделяет в атмосферу кислорода в 40 раз больше, чем 1 га еловых насаждений. В течение одного года обычное дерево выделяет объем кислорода, необходимый для семьи из 4 человек на протяжении такого же периода, а один автомобиль за 2 часа работы поглотит столько кислорода, сколько 1 дерево выделит за 2 года!

    Не могли бы вы назвать несколько пород деревьев наиболее продуктивных по производству кислорода. И насколько продуктивны виды деревьев нашего леса, такие как береза, липа, сосна, осина.

    Специалист лесного отдела. Вы затронули действительно интересную тему. Она не допускает однозначных трактовок. Кислородная продуктивность дерева зависит не только от вида, но прежде всего от размеров дерева и от сезона, она отличается для деревьев из разных типов леса. Но деревья выделяют биологически активные вещества - ароматы, фитонциды, на их листьях осаждается техногенная грязь, и это на самом деле крайне важно, поэтому не меняйте отношения к деревьям, они и так делают всё, что могут для нас, они-то без нас могут расти, мы без них - нет.

    Результат.

    Мы узнали: - о самых актуальных проблемах российских лесов;

    О деревьях, которые наиболее активно выделяют кислород и очищают воздух в окружающей среде;

    О том, сколько кислорода вырабатывается деревьями.

    II этап. Сбор информации.

    Встреча с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза.

    Цель : узнать, как осуществляется охрана и восстановление лесов в нашем округе Первоуральск.

    Ильдар Фанзалиевич рассказал нам много интересного о наших лесах. Он сказал, что основная задача охраны лесов – их рациональное использование и восстановление.

    Мастер леса отметил, что при правильном ведении лесного хозяйства, рубки на отельных участках повторно должны проводиться через 80-100 лет, именно столько нужно, чтобы саженцы вновь стали полноценными деревьями.

    Другая важная мера по сохранению лесов – это борьба с потерями

    древесины. Наибольшие потери происходят при заготовке древесины. На местах

    рубок остается много древесины и хвои, которые могут использоваться для

    приготовления эфирных масел.

    Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов служит своевременное

    лесовозобновление. Только треть ежегодно вырубаемых лесов в России

    восстанавливается естественным путем, остальные требуют специальных мер по

    их возобновлению. На вырубках, где естественного возобновления леса не происходит, после рыхления почвы производят посев семян или посадку выращенных в питомнике саженцев. Ильдар Фанзалиевич рассказал о том, как в Билимбаевском лесхозе в питомнике выращивают саженцы для восстановления вырубленных лесов.

    Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с пожарами.

    Пожар полностью или частично уничтожает лесной биоценоз. Пожары наносят

    большой урон, уничтожая растения, животных.

    До 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Поэтому среди мер

    борьбы с пожарами важное место занима противопожарная пропаганда

    среди населения. В нашем лесхозе и в Екатеринбурге существует дозорно-сторожевая служба для обнаружения очагов пожара. При ликвидации лесных пожаров используют авиационные бригады, иногда на борьбу с пожарами мобилизуют воинские части и все население.

    Большой вред лесам наносят болезни и вредители. Массовые вспышки

    численности вредителей охватывают обширные территории.

    Для борьбы с вредителями лесных растений полезно привлечь насекомоядных

    птиц. Они могут регулировать численность насекомых, не допуская их

    массового размножения. Для привлечения птиц лесники создают благоприятные для них условия: развешивают искусственные гнездовья, подкармливают.

    Биологические методы борьбы с вредителями дешевы, безвредны и наиболее

    эффективны. Их следует сочетать с другими методами, чтобы вместе они

    представляли единую систему защиты лесов.

    Результат: мы узнали о том, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

    III этап . Исследовательский

    Цель: исследование, сколько бумаги накапливается в классе и дома; какое количество деревьев мы спасли от вырубки, благодаря участию в сборе макулатуры.

    Практическое исследование.

    Мы попросили своих одноклассников произвести замеры веса макулатуры, которая у них накапливается в течение недели. Данные занесли в таблицу. В результате проведения исследовательской работы мы пришли к выводу: дома за неделю накапливаются до 5 кг бумаги, которую можно использовать вторично.

    В первом полугодии прошёл сбор макулатуры «Сэкономь дерево – спаси лес!».

    Первое полугодие

    3 четверь

    кол-во кг

    кол-во кг

    Все учащиеся нашей школы приняли участие в сборе макулатуры и все вместе собрали 1070кг.

    Во втором полугодии решили принять участие в сборе макулатуры в каждой четверти. В феврале с первых чисел, мы вновь приняли участие в сборе макулатуры и у нас получились такие результаты.

    На Интернет - сайте forestforum.ru/viewtopic. мы нашли информацию, о том, что для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей. В результате переработки макулатуры получается такая же бумага, как из свежей целлюлозы, которую получают из дерева. Только производство бумаги из макулатуры обходится в 2 раза дешевле. А из 1 тонны макулатуры бумаги получается, сколько же, сколько получается из 12 деревьев. Поэтому, с экономической и экологической точки зрения, переработка бумаги из макулатуры очень выгодна. К сожалению, в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

    Результат: мы решили, что мы можем сделать для экономии бумаги:

      Не очень важные тексты и записи делать на другой стороне исписанного листа бумаги;

      Сдавать старые журналы, газеты в пункты приема макулатуры.

      Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья, например, бумага с логотипом FSC или Nautilus.

      Оставлять в конце учебного года неиспользованные листы своих рабочих тетрадей (листы для проведения проверочных работ, черновиков);

      Бережно относиться ко всей бумажной продукции (тетради, учебники)

    IV этап. Творческая деятельность

    Узнав много нового о лесе, его пользе и необходимости его сохранения, мы решили провести для одноклассников совместно с учителем классные часы:

    «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края».

    После проведения классных часов, мы решили провести конкурс плакатов «Береги природу».


    На основе полученной информации мы совместно создали «Зелёную книгу».

    В неё вошли наши классные часы, легенды леса, памятки, памятники природы городского округа Первоуральск, зелёная аптека, викторины и много другого занимательного материала.



    Заключение.

    В процессе работы над проектом мы изучили много информации о лесе в нашей стране и в мире, познакомились с тем, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

    Мы принимали активное участие в сборе макулатуры для экономии природных лесных ресурсов. Полученные знания в ходе работы над проектом мы использовали при проведении классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края». Конкурс плакатов «Береги природу» вызвал интерес у большинства наших одноклассников.

    В итоге многие ребята из наших классов узнали о значении и проблемах леса.

    Цель проекта достигнута. Нами создана «Зелёная книга», которой могут в дальнейшем пользоваться учителя и школьники.

    Всё в наших руках…