Спарта и спартанцы. Древняя Спарта

Спарта была одним из самых важных греческих городов-государств в древнем мире. Основным отличием являлась военная мощь города.

Профессиональные и хорошо подготовленные спартанские гоплиты, с характерными для них красными плащами, длинными волосами и большими щитами, были лучшими и самыми страшными бойцами в Греции.

Воины сражались в важнейших битвах древнего мира: в и Платее, а также в многочисленных боях с Афинами и Коринфом. Спартанцы также отличились во время двух затяжных и кровопролитных сражений во время Пелопоннесской войны.

Спарта в мифологии

В мифах говорится о том, что основателем Спарты был Лакедемон, сын . Спарта была составной частью и ее главным военным оплотом (особенно показательна эта роль города в ).

Спартанский царь Менелай объявил войну после того, как Парис, сын троянских правителей Приама и Гекубы, похитил из города свою будущую жену — Елену, которая была завещана герою самой .

Елена была самой прекрасной женщиной в Греции, и претендентов на ее руку и сердце было очень много, в том числе из спартанцев.

История возникновения Спарты

Спарта была расположена в плодородной долине Евротас в Лаконии, на юго-востоке Пелопоннеса. Район был впервые заселен в неолитический период и стал важным поселением, созданным в эпоху бронзового века.

Археологические данные свидетельствуют о том, что Спарта была создана в 10 веке до нашей эры. В конце 8-го века до нашей эры Спарта присоединила к себе большую часть соседней Мессении, и ее население значительно увеличилось.

Таким образом, Спарта занимала около 8500 км² территории, что сделало ее крупнейшим полисом в Греции, городом-государством, который имел влияние на общеполитическую жизнь всего региона. Завоеванные народы Мессении и Лаконии не имели никаких прав в Спарте, и им приходилось подчиняться суровым законам: например, служить в качестве бесплатных наемников в военных действиях.

Еще одна социальная группа жителей Спарты — это илоты, которые жили на территории города и занимались в основном сельским хозяйством, пополняя запасы Спарты и оставляя себе лишь малый процент за работу.

Илоты имели самый низкий социальный статус, а в случае объявления военного положения, становились военнообязанными.

Отношения между полноправными гражданами Спарты и илотами были непростыми: в городе часто бушевали восстания. Самое известное произошло в VII веке до нашей эры; из-за него Спарта потерпела поражение в столкновении с Аргосом в 669 году до н.э. (однако в 545 г. до н.э. Спарте удалось отомстить в битве под Тегеей).

Нестабильность в регионе была улажена государственными деятелями Спарты за счет создания Пелопонесской лиги, объединившей Коринф, Тегею, Элис и другие территории.

В соответствии с этим соглашением, просуществовавшим примерно с 505 по 365 гг. до н.э. участники лиги обязаны были предоставлять своих воинов Спарте в любой необходимый момент. Это объединение земель позволило Спарте установить гегемонию почти на всем Пелопоннесе.

К тому же, Спарта расширялась всё больше, завоевывая всё новые и новые территории.

Воссоединение с Афинами

Войскам Спарты удалось свергнуть тиранов Афин, и в результате демократия установилась почти во всей Греции. Часто воины Спарты приходили на помощь Афинам (например, в военной кампании против персидского царя Ксеркса или в битве при Фермопилах и Платее).

Часто Афины и Спарта спорили за владение территориями, и однажды эти конфликты превратились в Пелопонесские войны.

Долговременные военные действия наносили ущерб обеим сторонам, но Спарта наконец выиграла войну благодаря союзникам-персам (тогда был уничтожен почти весь афинский флот). Однако Спарта, несмотря на свои амбициозные планы, так и не стала ведущим полисом в Греции.

Продолжающаяся захватническая политика Спарты в центральной и северной Греции, Малой Азии и Сицилии вновь затащила город в затяжной военный конфликт: Коринфские войны с Афинами, Фивами, Коринфом и с 396 до 387 гг. до н.э..

Результатом конфликта стал «Царский мир», в котором Спарта уступила свою империю персидскому контролю, но по-прежнему оставалась ведущим городом в Греции.

В III веке до нашей эры Спарта была вынуждена присоединиться к ахейской конфедерации. Окончательный конец власти Спарты пришел в 396 году н.э., когда король вестготов Аларик захватил город.

Спартанская армия

Огромное внимание в Спарте уделялось военной подготовке. С семилетнего возраста все мальчики начинали учиться боевому искусству и жили в казармах. Обязательным набором предметов была легкая и тяжелая атлетика, военная стратегия, математика и физика.

С 20-ти лет молодые люди поступали на службу. Суровое обучение превратило спартанцев с жестоких и сильных солдат, гоплитов, в готовых в любой момент продемонстрировать свою боевую мощь.

Поэтому у Спарты даже не было никаких укреплений вокруг города. Они в них просто не нуждались.

На юго-востоке самого крупного греческого полуострова - Пелопоннеса - некогда располагалась могущественная Спарта. Это государство находилось в области Лакония, в живописной долине реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Именно от этого государства пошли такие понятия, как «спартанец» и «спартанский». Все слышали также и о жестоком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации.

История возникновения

Официально Спарту, которая называлась Лакедемоном (от этого слова произошло также название нома - Лакония), возникла в одиннадцатом веке до нашей эры. Спустя некоторое время вся местность, на которой располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Те же, ассимилировавшись с местными ахейцами, стали спартакиатами в известном сегодня смысле, а прежние жители были превращены в рабов, именуемых илотами.

Самое дорическое из всех государств, которые когда-то знала Древняя Греция, Спарта, находилось на западном берегу Эврота, на месте современного одноименного города. Ее название можно перевести как «разбросанная». Она состояла из поместий и усадеб, которые были разбросаны по Лаконии. А центром являлся невысокий холм, который позднее стал именоваться акрополем. Первоначально Спарта не имела стен и оставалась верна этому принципу вплоть до второго века до нашей эры.

Государственный строй Спарты

В его основе был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Для этого государство и право Спарты строго регламентировало жизнь и быт своих подданных, сдерживая их имущественное расслоение. Основы подобного общественного строя были заложены договором легендарного Ликурга. Согласно ему, обязанностями спартанцев были только занятия спортом или военным искусством, а ремесла, земледелие и торговля были делом илотов и периэков.

В результате строй, установленный Ликургом, трансформировал спартиатскую военную демократию в олигархическо-рабовладельческую республику, которая при этом еще сохранила некоторые признаки родоплеменного строя. Здесь не разрешалась на землю, которая была разделена на равные участки, считающиеся собственностью общины и не подлежащие продаже. Рабы-илоты также, как предполагают историки, принадлежали государству, а не богатым гражданам.

Спарта - это одно из немногих государств, во главе которого одновременно находилось сразу два царя, которые именовались архагетами. Их власть передавалась по наследству. Полномочия, которыми обладал каждый царь Спарты, сводились не только к военной власти, но и к организации жертвоприношений, а также к участию в совете старейшин.

Последний назывался герусией и состоял из двух архагетов и двадцати восьми геронтов. Старейшин избирали народным собранием пожизненно только из спартанской знати, достигшей шестидесяти лет. Герусия в Спарте исполняла функции некоего правительственного органа. Она подготавливала вопросы, которые необходимо было обсуждать на народных собраниях, а также руководила внешней политикой. Кроме того, совет старейшин рассматривал уголовные дела, а также государственные преступления, направленные, в том числе, и против архагетов.

Суд

Судопроизводство и право древней Спарты регулировала коллегия эфоров. Впервые этот орган появился в восьмом веке до нашей эры. Он состоял из пяти самых достойных граждан государства, которых народным собранием избирали всего на один год. Поначалу полномочия эфоров были ограничены только судопроизводством имущественных споров. Но уже в шестом веке до нашей эры их власть и полномочия растут. Постепенно они начинают вытеснять герусию. Эфорам было дано право созывать народное собрание и герусии, регулировать внешнюю политику, осуществлять внутреннее управление Спартой и ее судопроизводством. Этот орган был настолько важен в общественном строе государства, что в его полномочия входило контролирование должностных лиц, в том числе и архагета.

Народное собрание

Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления подневольного населения, представителей которого именовали илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство среди самих спартиатов.

Апеллу, или народное собрание, в Спарте отличала пассивность. Право участвовать в этом органе имели только полноправные граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Вначале народное собрание созывал архагет, но впоследствии и руководство им тоже перешло к коллегии эфоров. Апелла не могла обсуждать выдвигаемые вопросы, она лишь отвергала или принимала предложенное ею решение. Голосовали члены народного собрания весьма примитивно: выкрикиванием или разделением участников по разным сторонам, после чего на глаз и определялось большинство.

Население

Жители лакедемонского государства всегда было классово неравноправными. Такую ситуацию создавал общественный строй Спарты, который предусматривал три сословия: элиту, периэков — вольных жителей из близлежащих городов, не имеющих права голоса, а также государственных рабов - илотов.

Спартанцы, которые находились в привилегированных условиях, занимались исключительно войной. Они были далеки от торговли, ремесел и сельского хозяйства, все это было как право отдано на откуп периэкам. В то же время имения элитных спартанцев обрабатывали илоты, которых последние арендовали у государства. Во времена расцвета государства знати было в пять раз меньше, чем периэков, и в десять - илотов.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и Каждая из них оставила свой отпечаток не только в формировании древнего государства Спарта. Греция очень много позаимствовала из этой истории в процессе своего становления.

Доисторическая эпоха

На лаконских землях первоначально жили лелеги, но после захвата Пелопоннеса дорийцами эта область, которая всегда считалась самой неплодородной и вообще незначительной, в результате обмана досталась двум несовершеннолетним сыновьям легендарного царя Аристодема - Еврисфену и Проклу.

Вскоре главным городом Лакедемона стала Спарта, строй которой долгое время ничем не выделялся среди остальных дорических государств. Она вела постоянные внешние войны с соседними аргосскими или аркадскими городами. Самый значимый подъем приходится на время правления Ликурга - древнеспартанского законодателя, которому древние историки в один голос приписывают политическое устройство, впоследствии господствовавшее в Спарте в течение нескольких столетий.

Античная эпоха

После победы в войнах, длящихся с 743 до 723 и с 685 до 668 гг. до нашей эры, Спарта смогла окончательно победить и захватить Мессению. В результате ее древние жители были лишены своих земель и превращены в илотов. Спустя шесть лет Спарта ценой невероятных усилий победила и аркадян, и в 660 году до н. э. принудила Тегею признать ее гегемонию. Согласно договору, хранящемуся на поставленной поблизости с Алфеей колонне, она заставила ее заключить военный союз. Именно с этого времени Спарта в глазах народов стала считаться первым государством Греции.

История Спарты на этом этапе сводится к тому, что ее жители начали предпринимать попытки свергнуть тиранов, появляющихся с седьмого тысячелетия до н. э. практически во всех греческих государствах. Именно спартанцы помогли изгнать Кипселидов из Коринфа, Писистратов из Афин, они способствовали освобождению Сикиона и Фокиды, а также нескольких островов в Эгейском море, тем самым приобретя в разных государствах благодарных сторонников.

История Спарты в классическую эпоху

Заключив союз с Тегеей и Элидой, спартанцы стали привлекать на свою сторону и остальные города Лаконии и соседних областей. В результате образовался Пелопоннесский союз, гегемонию в котором взяла на себя Спарта. Это были для нее прекрасные времена: она осуществляла руководство на войнах, являлась центром собраний и всех совещаний Союза, не посягая при этом на независимость отдельных государств, сохранявших автономию.

Спарта никогда не пыталась распространять собственную власть на Пелопоннес, однако угроза опасности подтолкнула все остальные государства, за исключением Аргоса, во время греко-персидских войн перейти под ее покровительство. Устранив непосредственно опасность, спартанцы, осознавая, что не в силах вести войну с персами далеко от собственных рубежей, не стали возражать, когда Афины взяли на себя дальнейшее руководящее первенство на войне, ограничившись лишь полуостровом.

С этого времени начали проявляться признаки соперничества между этими двумя государствами, впоследствии вылившееся в Первую закончившуюся Тридцатилетним миром. Боевые действия не только сломили могущество Афин и установили гегемонию Спарты, но и привели к постепенному нарушению ее устоев - законодательства Ликурга.

В результате в 397 году до нашего летоисчисления случилось восстание Кинадона, которое, правда, не увенчалось успехом. Однако после определенных неудач, особенно поражения в сражении при Книде в 394-м до н. э, Спарта уступила Малую Азию, но зато стала судьей и посредником в греческих делах, таким образом мотивируя свою политику свободой всех государств, и смогла обеспечить за собой первенство в союзе с Персией. И только Фивы не подчинились поставленным условиям, тем самым лишив Спарту преимуществ столь позорного для нее мира.

Эллинистическая и римская эпоха

Начиная с этих лет, государство стало достаточно быстро приходить в упадок. Обедненная и обремененная долгами своих граждан, Спарта, строй которой был основан на законодательстве Ликурга, превратилась в пустую форму правления. Был заключен союз с фокеянами. И хотя спартанцы и послали им помощь, однако не предоставили настоящей поддержки. В отсутствие царем Агисом с помощью полученных от Дария денег была предпринята попытка избавиться от македонского ига. Но он, потерпев неудачу в боях при Мегаполисе, был убит. Постепенно стал исчезать и ставший нарицательным дух, которым так славилась Спарта.

Расцвет империи

Спарта - это государство, которое на протяжении трех столетий было предметом зависти всей Древней Греции. В период между восьмым и пятым веками до нашей эры оно было скоплением сотен городов, часто воюющих друг с другом. Одной из ключевых фигур для становления Спарты как мощного и сильного государства стал Ликург. До его появления она мало чем отличалась от остальных древнегреческих полисов-государств. Но с приходом Ликурга ситуация поменялась, а приоритеты в развитии были даны военному искусству. С этого момента Лакедемон и стал преображаться. И именно на этот период приходится его расцвет.

Начиная с восьмого века до н. э. Спарта стала вести захватнические войны, покоряя один за другим своих соседей на Пелопоннесе. После череды удачных военных операций Спарта перешла к установлению дипломатических связей с самыми сильными своими противниками. Заключив несколько договоров, Лакедемон встал во главе союза Пелопонесских государств, считавшегося одним из могущественных образований Древней Греции. Создание Спартой этого альянса должно было послужить для отражения персидского вторжения.

Государство Спарта было загадкой для историков. Греки не только восхищались его гражданами, но побаивались их. Один вид бронзовых щитов и алых плащей, которые носили воины Спарты, обращал противников в бегство, вынуждая их капитулировать.

Не только врагам, но и самим грекам не очень нравилось, когда армия, даже небольшая, располагалась рядом с ними. Объяснялось все очень просто: воины Спарты имели репутацию непобедимых. Вид их фаланг приводил в состояние паники даже видавших виды. И хотя в сражениях в те времена участвовало только небольшое количество бойцов, тем не менее, они никогда не длились долго.

Начало спада империи

Но в начале пятого века до н. э. массивное вторжение, предпринятое с Востока, послужило началом упадка могущества Спарты. Огромная персидская империя, всегда мечтавшая о расширении своих территорий, направила в Грецию многочисленную армию. Двести тысяч человек встали у границ Эллады. Но греки, во главе которых стояли спартанцы, приняли вызов.

Царь Леонид

Будучи сыном Анаксандрида, этот царь относился к династии Агиадов. После смерти своих старших братьев, Дориэя и Клемена Первого, правление принял на себя именно Леонид. Спарта в 480 годы до нашего летоисчисления находилась в состоянии войны с Персией. И имя Леонида связывают с бессмертным подвигом спартанцев, когда в Фермопильском ущелье произошло сражение, оставшееся в истории на века.

Произошло это в 480 году до н. э., когда полчища персидского царя Ксеркса пытались захватить узкий проход, соединяющий Среднюю Грецию с Фессалией. Во главе войск, в том числе и союзных, стоял царь Леонид. Спарта в то время занимала первенствующую позицию среди дружественных государств. Но Ксеркс, воспользовавшись предательством недовольных, обошел Фермопильское ущелье и зашел в тыл греков.

Узнав об этом, Леонид, который сражался наравне со своими воинами, распустил союзнические отряды, отправив их по домам. А сам с горсткой воинов, численность которых составляла всего триста человек, встал на пути двадцатитысячной персидской армии. Фермопильское ущелье являлось стратегическим для греков. В случае поражения они были бы отрезаны от Средней Греции, и их участь была бы предрешена.

В течение четырех дней персы так и не смогли сломить несравнимо меньшие силы противника. Герои Спарты сражались как львы. Но силы были неравны.

Бесстрашные воины Спарты погибли все до одного. Вместе с ними до конца сражался и их царь Леонид, который не захотел бросить боевых товарищей.

Имя Леонида навсегда вошло в историю. Летописцы, в том числе и Геродот, писали: «Многие цари умерли и уже давно забыты. Но Леонида знают и чтят все. Его имя всегда будет помнить Спарта, Греция. И не потому, что он был царем, а потому, что он до конца исполнил свой долг перед родиной и погиб как герой. Об этом эпизоде в жизни героических эллинов сняты фильмы, написаны книги.

Подвиг спартанцев

Персидский царь Ксеркс, которого не покидала мечта захватить Элладу, вторгся в Грецию в 480-м году до Рождества Христова. В это время эллины проводили Олимпийские игры. Спартанцы же готовились праздновать Карнеи.

Оба эти праздника обязывали греков соблюдать священное перемирие. Именно это и было одной из основных причин того, почему в Фермопильском ущелье персам противостоял лишь небольшой отряд.

Навстречу многотысячной армии Ксеркса направился отряд в триста спартанцев во главе с царем Леонидом. Воины отбирались по принципу наличия у них детей. По пути к ополченцам Леонида присоединилось по тысяче человек тегейцев, аркадцев и мантинейцев, а также сто двадцать - из Орхомен. Из Коринфа было направлено четыреста воинов, из Флиунта и Микен - триста.

Когда это немногочисленное войско подошло к Фермопильскому проходу и увидело количество персов, многие воины испугались и стали вести разговоры об отступлении. Часть союзников предлагала отойти на полуостров, чтобы охранять Истм. Однако другие пришли в негодование от подобного решения. Леонид, приказал войску оставаться на месте, послал во все города вестников с просьбой о подмоге, поскольку у них было слишком мало воинов, чтобы успешно отразить нападение персов.

Целых четыре дня царь Ксеркс, надеясь, что греки обратятся в бегство, не начинал боевых действий. Но увидев, что этого не происходит, он послал против них кассиев и мидян с приказом взять Леонида живым и привести к нему. Те стремительно набросились на эллинов. Каждый натиск мидян заканчивался огромными потерями, но на место павших приходили другие. Именно тогда и спартанцам, и персам стало ясно, что людей у Ксеркса много, но воинов среди них мало. Бой длился целый день.

Получив решительный отпор, мидяне вынужденно отступили. Но на смену им пришли персы, которыми руководил Гидарн. Ксеркс называл их «бессмертным» отрядом и надеялся, что они легко покончат со спартанцами. Но в рукопашной борьбе и им не удалось, так же, как и мидянам, добиться большого успеха.

Персам приходилось драться в тесноте, причем с более короткими копьями, тогда как у эллинов они были длиннее, что в данном поединке давало определенное преимущество.

Ночью спартанцы снова напали на персидский лагерь. Им удалось перебить множество врагов, но их главной целью было поражение в общей суматохе самого Ксеркса. И только когда рассвело, персы увидели немногочисленность отряда царя Леонида. Они забросали спартанцев копьями и добили стрелами.

Дорога к Средней Греции для персов была открыта. Ксеркс лично осматривал поле битвы. Найдя погибшего спартанского царя, он приказал тому отрубить голову и посадить ее на кол.

Существует легенда о том, что царь Леонид, отправляясь в Фермопилы, отчетливо понимал, что погибнет, поэтому на вопрос жены во время прощания о том, какие будут распоряжения, он наказал найти себе хорошего мужа и родить сыновей. В этом и была жизненная позиция спартанцев, готовых умереть за Родину на поле боя, чтобы получить венец славы.

Начало Пелопонесской войны

Спустя некоторые время враждующие между собой греческие полисы объединились и смогли дать отпор Ксерксу. Но, невзирая на совместную победу над персами, союз между Спартой и Афинами долго не продержался. В 431 году до н. э. разразилась Пелопонесская война. И только спустя несколько десятков лет победу смогло одержало Спартанское государство.

Но не всем в Древней Греции нравилось верховенство Лакедемона. Поэтому полвека спустя разразились новые боевые действия. На этот раз его соперниками стали Фивы, которым с союзниками удалось нанести Спарте серьезное поражение. В результате могущество государства было утрачено.

Заключение

Именно такой была древняя Спарта. Она была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».

А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов, а также небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.

Я, конечно же, никого не удивлю, если скажу, что фильм «300 спартанцев» не является исторически точным их изображением, однако эта картина на самом деле опирается на существующий миф. Мы все выросли, будучи убежденными в том, что спартанцы были настоящими крутыми вояками. Верно ли это?

Триумфы спартанцев

Никто не будет отрицать, что спартанцы были одной из наиболее впечатляюще организованных военных культур в истории. Их манера ведения военных действий с использованием непоколебимого строя и стены из щитов и копий глубиной в восемь человек позволяла им побеждать почти любого противника, сражавшегося против них. Их интенсивные тренировки, начинавшиеся в возрасте восьми лет и официально продолжавшиеся 10 лет — а неофициально они никогда и не прекращались, — способствовали формированию абсолютной дисциплины. Их участие в битве при Фермопилах в 480 году справедливо признается одним из поворотных моментов в истории.

В некотором смысле можно сказать, что достоинства спартанцев слишком недооцениваются. Они не были простым, однообразным и тупым инструментом, как их часто представляют. Они располагали различными боевыми частями — армией, флотом, а также элитными войсками. Как все успешные военные общества, они использовали и продвигали по службе искусных военных тактиков.

Спартанцы в числе первых военных формирований осознали важность шпионажа и инфильтрации. Специально подготовленное подразделение (kryptea) функционировало как нечто среднее между шпионским ведомством и тайной полицией — следило за завоеванными территориями, а также за войсками у себя дома. Спартанскую империю нельзя сопоставить с другими мировыми империями, но, тем не менее, она была достаточно крупной в сравнении со своими соседями. Так продолжалось в течение нескольких веков. И это не было случайностью.

Особенности общества

Сегодня всем известно, что Спарта была рабовладельческим обществом. Поражение от персов означало бы порабощение для спартанцев, но одновременно оно могло бы также означать освобождение для завоеванных соседних территорий. Вместе с тем не часто обсуждается вопрос о том, каким образом рабовладельческое общество оказывало влияние на Спарту. Почти с самого начала рабы — илоты — были более многочисленными, чем спартанцы.

Все рабовладельческие общества опасаются восстания рабов. Спартанцы имели еще больше основания для подобного рода опасений. Общепринятый милитаризм их общества не был проявлением их атлетического совершенства или идеала силы. Это объяснялось способом их выживания. Чем больше Спарта расширялась, тем больше ее жители должны были уделять внимания собственной безопасности. Спарта, как многие другие культуры, обладавшие тайной полицией, была культурой паранойи.

Во время восстания илотов Афины направили свои войска для того, чтобы помочь Спарте его подавить. Спартанцы отправляли афинян домой. Они не хотели, чтобы афинские ценности распространялись среди спартанского населения, особенно среди илотов. Сегодня спартанцев изображают как свободолюбивых людей. В действительности их действия и мысли полностью определялись правительством и законом.

Но это не означает, что у спартанцев вообще не было никаких свобод. Их женщины обладали самой большой свободой в Древней Греции — среди них поощрялось чтение, письменность, владение землей, выражение своего мнения в политических вопросах, а также занятия спортом. Верхние эшелоны воинов, выжившие в сражениях и достигшие высокого ранга и власти в обществе, почитались и обладали свободой действий.

Темная сторона этой свободы действий может быть продемонстрирована на примере, по крайней мере, одного из тех 300 легендарных спартанцев. Аристодем был одним из воинов, принимавших участие в битве при Фермопилах. Он и один из его солдат начали сражение с глазной инфекцией. Леонид, их царь и командир, приказал им вернуться домой.

Этот другой солдат в последний день сражения в сопровождении раба появился на поле битвы. Тогда как Аристродем выполнил приказ и направился домой. Он был назван «трусом», и его ждала судьба всех тех, кто был лишен смелости. К его плащу было пришита соответствующая надпись для того, чтобы всем было известно о его трусости. Все его знакомые от него отвернулись. Если кто-то приказывал ему уступить дорогу во время общественных мероприятий, он должен был повиноваться, независимо от статуса человека.

Спартанцы уже в то время были сторонниками евгеники, и Аристодем показал, что его гены содержали изъян, и поэтому его дочерям было запрещено выходить замуж.

Спустя год, когда спартанцы столкнулись с другой вторгшейся силой — с персами, Аристодему было разрешено участвовать военных действиях, и он явно искал смерти в бою. Его желание умереть было замечено, его статус труса был официально отменен, и его детям после этого уже не запрещали вступать в брак. Спартанские солдаты должны были либо сражаться до своей смерти, либо спартанское общество заставляло их самих желать смерти.

Ничто из этого не умаляет впечатляющих военных побед спартанцев, но просто помещает их в определенный контекст. Когда мы пытаемся представить себе «воинскую культуру» или «милитаристское общество», они часто видятся нам как культуры, сфокусированные на чести, смелости, свободе или даже на простой радости от битвы. Именно так многие и видят спартанцев, и, вероятно, именно так спартанцы воспринимали самих себя — однако отнюдь не идеализм создал их общество. Их военная система была практическим способом решения вопросов. В конечном итоге она оказалась единственным решением существовавших проблем.

И хотя отдельных воинов учили — и они в это верили, что смелость является самой главной добродетелью, их идеализм был скреплен не только моралью. Каждый солдат знал, что он может рискнуть своей жизнью и получить все, или сохранить ее, и не иметь ничего. Не то, чтобы смерть для них была лучше позора. На самом деле смерть была лучше бесконечных оскорблений и презрения.

Спартанцы не были одни в Фермопилах

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Это известное стихотворение Симонида Кеосского посвящено памяти самой известной битвы в западной истории. Нападающая персидская армия вынуждена была пройти через узкое ущелье, а ее продвижение сдерживали всего лишь 300 спартанцев. А также несколько сотен их рабов. А еще несколько сотен греков из других городов-государств. Кроме того, рядом разворачивалось морское сражение, смысл которого состоял в том, чтобы персы не могли «послать все к черту» и на кораблях обойти спартанские силы.

Вторжение персов пришлось на неудобное время для спартанцев. Оно совпало с Олимпийскими играми, а также с религиозным праздником. Если и была еще одна вещь, к которой спартанцы относились так же серьезно, как к своим сражениям, то это их религия. Они не могли отказаться от религиозных праздников, однако все, включая жителей других греческих городов-государств, осознавали ту опасность, которую представляли собой персы. В конечном итоге Леонид повел в бой элитную группу, состоявшую из 300 спартанцев. (Леонид, вероятно, испытывал особо сильное давление по поводу участия в боевых действиях, поскольку в то время ходили слухи о том, что он якобы убил предыдущего царя Спарты и женился на дочери царя для того, чтобы взойти на трон). Другие города-государства также прислали своих солдат, и в результате общая их численность в Фермопилах составила 5000 человек.

После несколько дней сражения, в течение которых греки удерживали этот узкий проход, персы нашли горную (козлиную) тропу, которая позволила им обойти греков с фланга. Остается неясным, выдал ли ее существование предатель среди греков, или персам просто удалось ее обнаружить в ходе разведки местности. (Мы вправе обвинить в этом и козлов).

Греческие гонцы, участвовавшие в походе, предупредили Леонида, и он приказал большинству из оставшихся солдат вернуться домой. Никто не сомневался в том, что спартанцы останутся. Кроме того, они милостиво позволили остаться с ними своим рабам. Удивительно то, что, по крайней мере, тысяча других греков также решили остаться, хотя они понимали, что будут уничтожены. Спартанцы возглавляли вооруженные отряды в Фермопилах, и их смелость не вызывает никаких сомнений. Но они не были единственными солдатами, которые, проявив смелость, продолжили бой. Не только спартанцы погибли в Фермопилах — они даже не составили большинство. Но у них лучше был поставлен пиар.

Поражения спартанцев

Но даже в то время спартанцев почитали за их способность сражаться. Их действия в Фермопилах стали вечным мифом, и некоторые историки действительно верят в то, что в результате греки, объединив свои силы, успешно противостояли персидскому вторжению. Однако спартанцы на самом деле не были непобедимыми.

Наиболее известное поражение спартанцев произошло во время Пелопоннесской войны — этого продолжавшегося несколько десятилетий вооруженного конфликта между Афинами и Спартой, который возник вскоре после того, как персидская угроза перестала существовать. Поражение спартанцев шокировало всех греков, в том числе Афины и Спарту, потому что спартанцы не просто были разбиты. Они сдались.

Речь идет о битве при Сфактерии в 425 году до рождения Христа. Сфактерия — это небольшой остров, на котором спартанские силы оказались изолированными после того, как одно крупное сражение пошло не по плану. Афиняне осадили спартанцев, укрывшихся в скалистой местности, они обрушили на них град стрел и в конечном итоге окружили их. 120 спартанцев сложили свое оружие и сдались.

Даже в то время считалось чем-то неслыханным, если спартанцы сдавались. Когда одного спартанца спросили о причинах поражения, он обвинил афинян, которые, по его мнению, использовали стрелы типа «веретено» вместо обычного «мужского оружия». И еще: «Они вели себя так недостойно, что мы вынуждены были сдаться». В целом это поражение оказалось настолько сокрушительным, что Спарта запросила мира. Уверенные в своих силах афиняне прервали мирные переговоры — о чем они, вероятно, пожалели, когда в итоге проиграли войну в 404 году до рождения Христа (характерно, что Спарта попросила денег у Персии для строительство целого флота кораблей, которые были необходимы для победы над Афинами).

Была еще одна известная группа, сумевшая нанести поражение спартанцам: это Священный отряд из Фив. Фивы имели своих 300 суперсолдат, однако о них не был снят фильм, и, возможно, это объясняется тем, что все они были любовниками. Возможно также, что про них не сняли фильм потому, что к моменту появления Священного отряда из Фив спартанцы уже пережили несколько неудач. Фиванцы сформировали этот отряд уже после того, как выбили спартанцев из своей столицы. Священный отряд из Фив выиграл три сражения у спартанских сил.

Одним из них было сражение в 378 году до рождения Христа, и они победили просто потому, что отказались следовать за спартанцами в невыгодное для них место. Спартанцы прорвали внешнюю блокаду перед Фивами, после чего фиванская армия отступила за внутренние стены своего города. Когда спартанцы начали наступление в надежде расстроить ряды противника, фиванцы отдали приказ об отдыхе, назвав действия спартанцев блефом. Спартанцы ушли, а затем, действуя предсказуемо, заявили, что их следует признать победителями, поскольку фиванцы неправильно с ними сражались.

Священный отряд из Фив непосредственно сражался со спартанцами по двум различным поводам, и каждый раз они уступали в количественном отношении своему противнику. В сражении при Тегирах это превосходство составляло два к одному, но они, тем не менее, смогли убить спартанского командира и так смело наступали, что спартанцы открыли для них проход, полагая, что фиванцы используют его для отхода. Вместо этого фиванцы атаковали их изнутри, после чего начали преследовать спартанских солдат. В битве при Левкрах фиванская кавалерия быстро расправилась со спартанской пехотой, несмотря на то, что фиванцев было 6000, а спартанцев 10 тысяч.

На самом деле крупнейшее поражение спартанцам нанесли их собственные рабы. Военные поражение сказались на судьбе Спарты, и свою роль в этом сыграло медленное увеличение количества врагов. В конечном итоге та катастрофа, на предотвращение которой была направлена спартанская культура, произошла, и илоты организовали успешное восстание. Спарта была основана на рабстве, а когда большинство рабов покинули ее, она оскудела. Спарта превратилась в своего рода Диснейленд, где традиционные спартанские ритуалы показывали за деньги приезжим. Последний ее царь умер, пытаясь собрать средства для города и предлагая свои услуги в качестве наемника.

Ни одна страна не разрушается красиво, и ни одно сообщество не соответствует полностью своему мифу. Смысл мифа состоит в том, чтобы взять вдохновляющую историю и превратить ее в совершенный сюжет. Спартанская легенда — легенда о суперсолдатах — основывалась на реальности, но она не соответствовала в полной мере действительности даже во времена спартанцев. Миф о 300 спартанцах, о Фермопилах и о Спарте, как культуре совершенных воинов, имеет определенный смысл. Но имеет смысл и реальность Спарты, как несовершенного общества.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

1. Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти "цари" были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

2. Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, "выборщики", находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти "достойные" и становились геронтами.

3. Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

4. Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

5. Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, "один на один" и в фаланге.

6. Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была т.н. "черная похлебка" - суп из крови и уксуса.

7. Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

8. Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

9. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам "в пользование".

10. Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере "свободных граждан" Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

11. Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

12. Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

13. В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».