Гигиена зрения предупреждение глазных болезней урок. Гигиена зрения

1 слайд

«Болезни глаз. Гигиена зрения». Учебный проект по биологии ученицы 8 класса Железногорской санаторно-лесной школы Гербаль Людмилы. Проект выполнен под руководством учителя химии и биологии Душак О.М. Декабрь 2010г.

2 слайд

Место в учебном процессе: тема «Координация и регуляция. Органы чувств». Формируемые компетенции: общеучебные, информационные. Типология проекта: информационно – исследовательский, индивидуальный, краткосрочный. Проблема: сохранение зрения, профилактика возможных заболеваний является личностно значимым для ученицы вопросом.

3 слайд

Цель проекта: расширение у учащихся знаний о функционировании зрительного анализатора, возможных причинах его заболеваний, мерах профилактики, обмен опытом. Задачи: Изучить научную литературу и другие источники информации по заданной теме. Проанализировать полученную информацию, создать презентацию по теме. Презентация может служить демонстрационным материалом на уроках и внеклассных мероприятиях по формированию у учащихся навыков бережного отношения к своему здоровью.

4 слайд

Болезни глаз. Гигиена зрения. Работу выполнила ученица 8 класса Гербаль Людмила Учитель Душак О.М. 2010-2011

5 слайд

Внешний вид глаза. Глаз - это сложная оптическая система. Световые лучи попадают от окружающих предметов в глаз через роговицу. Роговица в оптическом смысле - это сильная собирающая линза, которая фокусирует расходящиеся в разные стороны световые лучи. Причем оптическая сила роговицы в норме не меняется и дает всегда постоянную степень преломления. Склера является непрозрачной наружной оболочкой глаза, соответственно, она не принимает участия в проведении света внутрь глаза.

6 слайд

Схема строения глаза. Склера Передняя камера глаза Радужка Хрусталик Стекловидное тело Сетчатка Сосудистая оболочка

7 слайд

8 слайд

Близорукость и причины её вызывающие. При близорукости люди плохо видят удалённые предметы. Близорукость развивается при длительном напряжении и неправильном освещении.

9 слайд

10 слайд

Дальнозоркость При дальнозоркости люди плохо видят близко расположенные предметы.

11 слайд

Дальтонизм При дальтонизме люди не различают цвета красный и зелёный (оба цвета воспринимают как серый). Таким недостатком цветного зрения обладал английский учёный Джон Дальтон. 7,5% мужчин и 0,1% женщин вообще не различают цветов.

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Катаракта Катаракта - это помутнение хрусталика, части глаза, ответственной за фокусировку световых лучей и создание ясного и четкого изображения. Хрусталик находится в специальном мешочке, который называется капсулой.

15 слайд

Катаракта. Причины заболевания. В большинстве своем катаракта - это естественный результат старения. Катаракта - очень частое заболевание, являясь первой причиной снижения зрения у лиц старше 55 лет. Помимо возрастной катаракты, встречаются помутнения хрусталика в результате травмы, повреждения определенными видами излучения, приема некоторых лекарственных препаратов, болезней - общих, как диабет, миотония, и глазных, как глаукома, близорукость и других.

16 слайд

Конъюнктивит – воспаление слизистых оболочек век. Возникает при попадании в глаза микроорганизмов, занесенных грязными руками, полотенцем, платком. Если долго смотреть на источник ультрафиолетового излучения.

17 слайд

Глаукома глаукома (греч. glaukōma от glaukos голубовато-зеленый) - заболевание глаз, основным проявлением которого является повышение внутриглазного давления.

18 слайд

Первичная глаукома Первичная глаукома обычно развивается у лиц старше 40-50 лет; она поражает около 2% населения этой возрастной группы, занимая одно из первых мест среди причин неизлечимой слепоты.

19 слайд

Вторичная глаукома Вторичная глаукома возникает как осложнение другого заболевания (например, иридоциклита, подвывиха хрусталика, тромбоза пещеристого синуса).

Слайд 2

  • Офтальмология – наука, изучающая анатомию, физиологию органа зрения, заболевания, относящиеся к органу зрения, а также структуру слепоты.
  • Задачи офтальмологии – максимальное уменьшение количества слепых и слабовидящих.

По данным ВОЗ в мире насчитывается 42 миллиона слепых и слабовидящих. Причем ежегодно наблюдается увеличение этого показателя, и прирост составляет 3-6% в год.

Слайд 3

  • Одной из важных характеристик зрения является острота зрения.
  • Острота зрения определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения.
  • Острота зрения зависит от общей освещенности, контраста деталей изображения на определенном фоне и других причин.
  • Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения - это близорукость и дальнозоркость.
  • Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц.

Нарушение зрения

Слайд 5

В близоруких глазах изображение фокусируется перед сетчаткой.

Слайд 6

Близоруким людям тяжело дается видеть номера маршрутов общественного транспорта, прочитать дорожные знаки, а также различать другие предметы на расстоянии.

При этом, близорукие могут хорошо видеть на близком расстоянии.

  • В близи
  • В дали
  • Слайд 7

    Причины близорукости

    Чрезмерная зрительная работа на близком расстоянии от предмета (без отдыха для глаз и при плохом освещении);

    Наследственная предрасположенность, выражающаяся в особенностях строения глазного яблока и обмена веществ в нем;

    Ослабленная склера, которая не оказывает должного сопротивления чрезмерному росту глаза;

    Недостаточно развитая аккомодационная мышца глаза, которая отвечает за "настрой" хрусталика на разные расстояния;

    Перенапряжение ослабленной мышцы.

    Слайд 9

    В дальнозорких глазах изображение фокусируется за сетчаткой.

    Слайд 10

    У людей, страдающих дальнозоркостью, постоянно напряжена аккомодационная мышца, поэтому часто возникает зрительное переутомление и головная боль.

    Слайд 11

    Плохое зрение вблизи;

    Плохое зрение вдаль (при больших степенях дальнозоркости);

    Повышенная утомляемость глаз при чтении;

    Перенапряжение глаз при работе (головные боли, жжение в глазах);

    Косоглазие и "ленивые" глаза у детей;

    Частые воспалительные болезни глаз (блефариты, ячмень, халязион, конъюнктивит)

    Симптомы дальнозоркости

    Слайд 12

    Если Вас беспокоят симптомы дальнозоркости, то Вам необходимо пройти полное офтальмологическое обследование для выяснения особенностей патологии и выбора метода коррекции зрения.

    Заболевания глаз могут быть вызваны множеством причин. Чаще всего их делят на инфекционные и неинфекционные. Первые, являются последствием проникновения патогенных микроорганизмов, вторые - вызваны другими факторами, такими как травмы, генетические нарушения и тому подобные.

    Вирусный конъюнктивит Конъюнктивит - это воспаление слизистой, прозрачной оболочки глаза - конъюнктивы. Конъюнктивит имеет несколько разновидностей: q Бактериальный - он вызывается патогенными микроорганизмами, попавшими на слизистую глаза (синегнойной палочкой, стафилококками, гонококками, менингококками). Всегда присутствует гной; q Вирусный - спровоцирован вирусным заболеванием или общим переохлаждением организма. Как правило, обязательным является наличие 3 симптомов, это: повышение температуры, покраснение горла, конъюнктивит. q Аллергический - возникает при воздействии на организм аллергенов. Характерным при этом является отсутствие покраснения глаз и наличие опухания век

    При любом типе вирусного конъюнктивита стоит незамедлительно обратиться к врачу для назначения верного лечения, чтобы инфекция не распространилась на окружающие ткани и весь организм.

    Ячмень (гордеолум) является самым распространенным заболеванием век в офтальмологии. Ячмень характеризуется острым гнойным воспалением, вызываемым бактериальной инфекцией и развивающимся в волосяном мешочке ресницы и прилежащей сальной железе. По статистике, в течение жизни с ячменем на глазу сталкивается 80% населения. Заболевание чаще возникает у детей и взрослых в возрасте 30– 50 лет.

    Близорукость (миопия) - это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него - плохо. При близорукости лучи света собираются в фокус перед сетчаткой, и изображение получается нерезким, размытым. К сожалению, близорукость весьма распространена, она встречается как у детей, так и у взрослых. По данным ВОЗ 800 миллионов людей на планете страдают близорукостью.

    Дальнозоркость (гиперметропия) Дальнозоркость или гиперметропия - нарушение рефракции, при котором у пациентов снижается острота зрения при взгляде на предметы вблизи. Однако при дальнозоркости высокой степени пациент плохо различает предметы, находящиеся от него как на расстоянии 20 -30 см, так и далее 10 м. В норме у хорошо видящего человека изображение фокусируется в центральной зоне сетчатки, в то время как при дальнозоркости изображение формируется на плоскости за ней. При дальнозоркости в той или иной степени страдает в среднем примерно каждый второй житель Земли старше 30 лет. В возрасте до шести лет и после 50 дальнозоркость является естественным состоянием зрительного аппарата человека.

    Астигматизм возникает вследствие не сферичной формы роговицы, реже - хрусталика. В нормальном состоянии роговица и хрусталик здорового глаза имеют ровную сферическую преломляющую поверхность. При астигматизме сферичность роговицы и хрусталика нарушена и обладает разной кривизной в разных меридианах. Часть участков изображения фокусируется на сетчатке, другие - "за" или "перед" ней. Астигматизм является одной из самых распространенных аномалий рефракции.

    Лечение осуществляется очковой или контактной коррекцией Близорукость Двояковогнутые линзы, рассеивающие свет, отрицательный фокус (-) Двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление Дальнозоркость света, положительный фокус (+) Астигматизм Астигматические линзы имеют одну поверхность торическую, а другую сферическую (Цилиндрические линзы), преломляющие свет, фокус может быть как + так и -

    Сокращение OD и OS – краткие обозначения латинской терминологии «oculus dexter» , «oculus sinister» , что в переводе означает «правый глаз» и «левый глаз» . Нередко встречается и аббревиатура OU, от сокращения «oculus uterque» , что значит «оба глаза» . Аддидация – Add - «прибавка для близи» , термин обозначающий разницу в диоптриях, которая существует между зонами зрения вдаль и зрения вблизи Рецепт офтальмолога на заказ линз

    Нарушение преломляющей способности глаза могут быть следствием нарушения гигиены зрения: § Привычка слишком низко наклоняться при чтении § Чтение в транспорте и лежа § Недостаточное освещение, бликующая поверхность рабочего места § Неправильное питание § Вредные привычки § Несоблюдение норм личной гигиены § Ношение «неправильных» солнце защитных очков

    Косоглазие (другие названия – страбизм, гетеротропия) – очень распространенное офтальмологическое нарушение. По статистике, им страдает один ребенок из пятидесяти. Это дефект, связанный с несогласованной деятельностью одной или нескольких глазных мыщц, отвечающих за движение глазного яблока.

    Катаракта. Хотя существуют врожденные формы этого заболевания или оно развивается вследствие сахарного диабета, однако наиболее часто помутнение хрусталика обусловлено возрастом. Основные симптомы: если помутнение хрусталика происходит по его периферии, то сам человек длительное время может не испытывать каких–либо проблем со зрением. По мере прогрессирования болезни начинает ухудшаться зрение, а при рассматривании предметов перед глазами появляются темные точки (пятна). При помутнении большей части хрусталика зрачок становится серого или белого цвета.

    Глаукома. Это наиболее серьезное заболевание, которое длительное время может протекать незаметно для пациента, а затем привести к внезапной и необратимой слепоте. В основе глаукомы - появление повышенного внутриглазного давления, вызывающее омертвение волокон зрительного нерва. Лучший способ предупреждения заболевания - регулярное прохождение профилактических осмотров с обязательным измерением после 40 лет внутриглазного давления. А если оно оказалось повышенным, то необходимо обязательное лечение у офтальмолога.

    Травмы глаза – состояния, при которых нарушается целостность и функции органа зрения. По виду могут быть производственные, сельскохозяйственные, транспортные, спортивные, бытовые, криминальные и др. По степени тяжести травмы могут быть легкие (не приводят к снижению функций органа зрения), средней тяжести (снижение функций носит временный характер), тяжелые (стойкое снижение функций глаза), особо тяжелые (не исключена потеря глаза).

    Домашняя работа § 50 – читать Запишите правила оказания ПМП при травмировании глаз Нет РТ: № 1, 3 РТ: 221 *сообщение о любом заболевании глаз

    Тема урока: Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

    Предмет: Биология. Человек.

    Класс: 8

    Цель применения презентации: активизация внимания учащихся на уроке, демонстрация схем, иллюзий.

    Слайд 2 Проверка домашнего задания.

    Слайд 3-10 . Учащиеся отвечают на вопросы со слайдов. Опрос можно провести при помощи мобильного приложения Plickers (plickers . com ). Данный способ сэкономит время на проверку тестовых заданий и даст моментальные результаты каждого учащегося.

    Правильные ответы:

    1. B

    2. A

    3. D

    4. C

    5. A

    6. D

    7. B

    8. C

    Слайд 11. Лабораторная работа. Учащиеся выполняют работу. Делают вывод об особенностях бинокулярного зрения.

    Слайд 12. Иллюзия, что на втором рисунке изображение Пизанской башни находится под большим наклоном. На самом деле обе фотографии одинаковы.

    Слайд 13. Иллюзии пересечения полос. На самом деле они параллельны.

    Слайд 14. Иллюзия подвижного рисунка.

    Слайд 15. Этот файл GIF . При просмотре файла начинает казаться, что это не фото знаменитостей, а инопланетян.

    Слайд 16 . Подведение к теме урока. Учащиеся заполняют таблицу знаю, хочу знать, узнал.

    Слайд 17. Учащиеся ставят цели и задачи урока.

    Слайд 18. Конъюнктивит. Учитель рассказывает о болезни и о методах профилактики.

    Слайд 19. На слайде есть изображение по которому учитель рассказывает о формировании изображения. При нажатии на управляющую кнопку запускается приложение Биология, 8 класс 1С: Образование 4. Дом. Там необходимо выбрать Глава 12. Анализаторы. Органы чувств. Тема 49. Зрительный анализатор. Интерактивный рисунок Аккомодация хрусталика. Двигая изображение ближе или дальше от глаза можно увидеть, как меняется толщина хрусталика.

    Слайд 20. Рассказ учителя о близорукости и дальнозоркости. Там необходимо выбрать Глава 12. Анализаторы. Органы чувств. Тема 50. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Интерактивный рисунок Дефекты зрения и их исправление. По очереди нажимаете на кнопку исправить и подставляете линзу перед глазом. Учитель обращает внимание учащихся на форму линзы. Затем учитель включает интерактивное задание на отработку способов исправления дефектов зрения Исправление дефектов зрения. Близорукость. И следом Исправление дефектов зрения. Дальнозоркость. Можно попросить одного из учащихся выполнить эти задания.

    Слайд 21. Проведение гимнастики для глаз по рисунку.

    Слайд 22. Рассказ учителя о катаракте. На слайде есть изображение, по которому учащиеся сами могут предположить, что это за болезнь.

    Слайд 23 . Травмы глаз.

    Слайд 24. Первая помощь при попадании инородного тела в глаза.

    Слайд 25. Домашнее задание.

    Урок по теме: « Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней»

    Цель: продолжить формировать понятия «анализатор»; на основе повторения понятий строения и функций глаза, выработать основные правила гигиены зрения, обратить особое внимание на профилактику распространенных заболеваний глаз.

    Задачи:

    Обучающие: Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения; расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.

    Развивающие: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, работать с моделями в группах; развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно, способности стремиться к успеху; развивать уверенность в себе.

    Воспитывающие: формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения, необходимости ношения очков для исправления близорукости и дальнозоркости; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других; овладевать приёмами гимнастики для глаз.

    Тип урока: комбинированный:

    Методы: словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы, объяснение учителя); частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов), наглядно-образный (изучение ресурсов к занятию и иллюстраций), практический (тренировочные упражнения)

    Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая

    Оборудование: информационные листы, мультимедийный проектор, презентация.

    Ход урока

      Организационный момент

    Учитель: О чем идет речь

    Два брата живут рядом,
    А друг друга не видят
    .

    (Глаза)

    Учитель: Ребята, а сейчас я вас попрошу плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?

    Как объяснить слепому,
    Слепому, как ночь, С рожденья

    Буйство весенних красот

    Радуги наважденье

    Ю. Друнина

    А теперь откройте глаза…..Не правда ли, как прекрасен мир, который мы можем видеть!
    Но всегда ли мы это ценим и понимаем?

    Почему у многих людей возникают проблемы со зрением, и как их предупредить?

    Обо всем этом мы поговорим сегодня на уроке

    Итак, тема урока: Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний

    Давайте попробуем сформулировать цель урока:

    Целью сегодняшнего урока является изучение причин и мер профилактики заболеваний и повреждений глаз.

    II. Проверка домашнего задания

    А сейчас вспомним самое важное

    Фронтальная беседа.

      Какую тему мы изучаем? (Анализаторы. Органы чувств.)

      Что такое анализатор? (Это система, состоящие из рецепторов, проводящих путей и особой зоны в коре больших полушарий)

      Какие части имеет анализатор? (1 звено – периферическое, 2 звено – проводниковое, 3 звено – центрально – обрабатывающее)

      Какие анализаторы вы знаете? (Зрительный, слуховой, обоняния, вкуса, осязания, кожно - мышечный)

      Какой анализатор мы изучали на предыдущем уроке? (Зрительный)

      Назвать и показать части зрительного анализатора. (1 звено - глаз, в котором находятся рецепторы, 2 звено - зрительный нерв, 3 звено - зрительная зона в коре больших полушарий)

    Какое строение имеет глаз, нам напомнит…..Диана Цыганко

    Стихотворение

    Орган зрения – это глаз

    В нём три оболочки

    Та, что белая снаружи

    Назовём белочной.

    Та прозрачна впереди –

    Со стеклом сравниться

    Эту часть её зовём

    Просто роговица.

    Слой второй – в нём есть сосуды

    Впереди он радужка

    В ней отверстие зрачок

    И пигменты разные.

    За зрачком у нас хрусталик

    Он меняет кривизну

    И поэтому мы видим

    И вблизи, и за версту.

    Свет легко в глаз проникает

    Всё в округе видно мне

    Ведь в глазном есть яблоке

    Тело стекловидное.

    В глубине лежит сетчатка

    Этот слой необходим

    Коль рецепторы в порядке

    То нормально мы глядим.

    (Выводы со слайда)

    А сейчас проведём проверочную работу, с помощью которой узнаем, как вы усвоили и запомнили материал о строении глаза и функциях его частей.

    Задание 1. Какие части глаза обозначены под цифрами.

    Склера (белочная оболочка) – 1

    Роговица - 2

    Хрусталик - 3
    Радужная оболочка со зрачком - 4
    Ресничное тело - 5

    Сосудистая оболочка - 6
    Стекловидное тело - 7
    Сетчатка - 8
    Колбочки – 9

    Палочки - 10

    Зрительный нерв - 11

    Задание 2. Решить тест (за каждый правильный ответ – 1 балл)

    1. Глаза от ветра и пыли защищают

      веки и ресницы

      глазницы

      слёзная жидкость .

    2. Где расположены светочувствительные рецепторы глаз?

      в сетчатке

      в хрусталике

      в радужной оболочке

    3. Как называются защитные оболочки глаза?

      хрусталик и зрачок

      белочная оболочка и роговица

      сосудистая оболочка

    4. Цвет глаз определяется пигментами

      сетчатки

      хрусталика

      радужной оболочки

    5. Место проекции предмета в глазном яблоке.

      сетчатка

      хрусталик

      зрачок

    6. Отверстие в центре радужной оболочки

      зрачок

      хрусталик

      сетчатка

    7. Проводящая часть зрительного анализатора.

      сетчатка

      зрачок

      зрительный нерв

    8. Зрительная зона коры больших полушарий находится в.. доле:

      теменной

      височной

      затылочной

    Ключ: 1 – 1; 2 – 1 ; 3 – 2; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 1; 7 – 3; 8 – 3.

    III. Изучение нового материала

    Учитель. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова американской писательницы Елены Келлер: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!». Эти слова мог сказать человек, который сам пережил большое горе. Елена Келлер в раннем детстве переболела скарлатиной и лишилась зрения и слуха. Но, не смотря на большие трудности, она получила высшее образование и стала известной писательницей.

    Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации, и прежде всего благодаря органам зрения, не задумываясь о том, как среда в которой мы находимся, влияет на наши глаза. А между тем, такие неблагоприятные факторы, как недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерные использование мобильного телефона, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы приводят к ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Поэтому вопросы, связанные с сохранением зрения, предупреждением развития глазных болезней сегодня актуальны как никогда.

    Прежде всего, мы должны ознакомиться с основными заболеваниями глаз: близорукостью и дальнозоркостью, узнаем, что такое дальтонизм, также мы постараемся осветить и другие вопросы.

    1. Близорукость

    Близорукость имеет научное название миопия (от греч. “мио” – щурится и “опсис” – взгляд, зрение). Этим термином фиксируется свойственная близоруким манера прищуриваться при разглядывании отдаленных предметов. Близорукость весьма распространена. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают этой болезнью. Она бывает как врожденная, унаследованная от родителей, так и приобретенная. Приобретенная близорукость развивается уже в детском возрасте и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удалённые предметы, плохо различают буквы и цифры. При попытке рассмотреть удалённые предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза. Кстати, миопия в переводе с греч. – щурящий глаз.

    Итак, близорукость – это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удалённые – плохо. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой .(рис.104, А на с. 250) Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или из-за увеличения кривизной хрусталика. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами .

    2. Дальнозоркость

    Состояние зрения, когда лучше видны предметы на удаленном расстоянии, нежели вблизи называется дальнозоркостью. У дальнозоркого человека укороченное глазное яблоко и изображение фокусируется за сетчаткой. (рис.104, В на с. 250)

    Данный дефект устраняется путем ношения очков с двояковыпуклыми линзами .

    С годами развивается возрастная дальнозоркость (обычно после 40 лет). Человеку становиться сложно различать мелкие предметы, читать. Это происходит из-за того, что хрусталик глаза со временем становится более плотным и менее эластичным.

    Учитель: В целях первичного закрепления нового для вас материала заполним таблицу “ Нарушения зрения

    Таблица «Нарушения зрения»

    Далеко

    Вблизи

    Далеко

    Вблизи

    У детей и подростков

    У людей пожилого возраста

    У детей и подростков

    У людей пожилого возраста

    Лучи фокусируются

    Перед сетчаткой

    За сетчаткой

    Перед сетчаткой

    За сетчаткой

    Нужны очки с линзами

    Вогнутыми

    Выпуклыми

    Вогнутыми

    Выпуклыми

    Ключ к таблице

    Далеко

    Вблизи

    В каком возрасте чаще всего возникает

    У детей и подростков

    У людей пожилого возраста

    Лучи фокусируются

    Перед сетчаткой

    За сетчаткой

    Нужны очки с линзами

    Вогнутыми

    Выпуклыми

    Зарядка

    Учитель: Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир чёрно – белым. Какова была бы тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной. Цвет – «витамин души», «ласка красоты». Значение цвета для нас огромно, но мы не всегда осознаём это.

    Впервые дефект зрения, связанный с нарушением цветовосприятия, был описан английским учёным Джоном Дальтоном в 1794 году. Таким недостатком цветового зрения обладал сам учёный, поэтому заболевание стали называть дальтонизмом. При дальтонизме люди не различают цвета, в основном, красный и зелёный (оба цвета воспринимаются как серый).

    Дефект цветового зрения впервые привлёк к себе внимание общественности в 1875 году, когда в Швеции произошло крушение поезда, повлекшее большие жертвы. Оказалось, что машинист не различал красный цвет. После этого случая проверка на цветовое зрение стала обязательной для водителей всех видов транспорта. Причиной дальтонизма являются изменения в половой X – хромосоме, но могут быть возрастные изменения и травмы глаза. Дальтонизм в 20 раз чаще проявляется у мужчин: им страдают 8% мужчин и только 0,5% женщин. При таком заболевании цветовосприятие корректируют с помощью специальных очков.

    Заболеваний глаз много и мы не сможем подробно рассмотреть их. А вот коротко в ознакомительном плане ещё о некоторых заболеваниях …

    Бельмо помутнение роговицы, которая теряет возможность пропускать свет. К этому может привести: ушибы, ранения, ожоги. Лечится бельмо хирургическим путём.

    Конъюктивит – острое воспаление слизистой оболочки глаз.

    Причины – попадание микробов, вирусов, а также раздражение ядовитыми веществами, пылью, резким светом.

    Характерным признаком является слипание глаз от гноя по утрам.

    Иногда конъюнктивит называют еще "кроличьи глаза ".

    Ячмень – гнойное воспаление сальной железы края века.

    Вызывается гноеродными бактериями.

    Встречается чаще у ослабленных детей, при нарушении обмена веществ

    Катаракта помутнение хрусталика, чаще проявляется у лиц старше 55 лет. Причинами могут быть: нарушение обмена веществ, травмы, отравления ядовитыми веществами, радиоактивное облучение. Больному катарактой выписывают специальные очки или заменяют хрусталик на искусственный.

    Глаукома это заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления. Чаще проявляется у людей пожилого возраста. Приводит к снижению зрения и даже слепоте. Лечение может включать использование глазных капель, лазер, микрохирургия.

    На уроках технологии, физики, химии, биологии, на экскурсиях, субботниках, каникулах мы всегда проводим с вами инструктажи по ТБ, предупреждаем: будьте осторожны, не нанесите себе травмы. Но, увы и ах несчастные случаи бывают. Прочитайте в §50 пункт «Травмы глаза». I ряд – Какие травмы глаза бывают и их причины. II ряд – Первая помощь при травмах.

    Стихотворение

    Если умным, как «ботаник», захотелось тебе стать,

    То советую, дружище, книжек вовсе не читать!

    У компьютера часами день и ночь сиди, сиди!

    На экране монитора ничего не пропусти!

    А потом бегом, вприпрыжку, к телевизору лети,

    И в экран его холодный, не дыша, смотри, смотри!

    Ну а если все ж за книгой вдруг потянется рука,

    Ты читай ее в потемках! Напрягай свои глаза!

    И тогда уже конкретно скажут все: «Смотрите, ах!

    Этот мальчик, видно, умный, ходит он уже в очках!»

    Ну, что? Понравились вам такие советы?

    А что мы должны знать чтобы сохранить зрение?

    IV. «Правила сохранения зрения»

      Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

      Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30-35 см. от глаз.

      Книгу при чтении лучше ставить на наклонную подставку.

      При письме свет должен падать слева.

      Не читай лёжа или в движущемся транспорте.

      Если долго читаешь, пишешь, через каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.

      Никогда не три глаза грязными руками. Пользуйся чистым носовым платком.

      Не смотри долго телевизор.

      Работать за компьютером не более 1,5-2 часа в день.

      Делай гимнастику для глаз.

      Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.

      Употреблять в пищу растительные продукты, содержащие витамины А, Е, С.

      Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным (зелёного или жёлтого цвета).

    V. Домашнее задание §50, составить памятку "Береги зрение".

    И в завершении урока я хочу прочитать отрывок из сказки

    «Самое большое богатство» и постарайтесь уловить её главную мысль.

    Один юноша всё время жаловался на свою бедность:

    - Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет!

    Однажды старый каменотёс услышал эти слова юноши и спросил:

    - Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством.

    - Я владею большим богатством? - удивился юноша, - Где же оно?

    - Твои глаза. Что бы ты хотел получить за свои глаза? Много золота?

    - Что ты! – в испуге ответил юноша, - Глаза я не отдам ни за какое золото!

    - Хорошо, - сказал каменотёс, - Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь большие сокровища.

    - Нет! Ни за какие сокровища я не отдам своих рук! – вскричал юноша.

    - Теперь ты видишь, что ты очень богат, - сказал старый каменотёс, - Так чего же ты жалуешься?

    Самое большое богатство человека – это здоровье, и его нельзя купить ни за какие деньги. Ребята, я вам тоже желаю крепкого здоровья.

    Спасибо за урок!