Еврейский автономный округ. Столица, карта, фото

Внутри Дальневосточного края (впоследствии - Хабаровского) создана Еврейская автономная область - единственное в СССР национальное образование вне мест исторического проживания титульной нации. Советское решение «еврейского вопроса» провалится - евреи в тайгу не поедут

Черту оседлости отменила еще Февральская революция. После Октябрьской евреи - активные «строители новой жизни». Сплошь грамотные, в большинстве - очень лояльные советской власти, они идут работать в госаппарат, получают образование, становятся инженерами, врачами, преподавателями, работниками науки и культуры. Но из 5-миллионной массы народа так стремительно ассимилируются не все. В старых местечках продолжается скученная жизнь мелких хозяев. Советская власть хочет наделить их землей - при царе евреев тоже пытались так облагодетельствовать. Свертывание нэпа ликвидирует еврейского частника, делая проект еще актуальнее. В 1920-е годы рассматривались варианты автономии в Северном Крыму и на причерноморском юге Украины. Там образовали 213 еврейских колхозов. Но льготы для переселенцев возмутили безземельных местных жителей, и, чтобы не усиливать антисемитские настроения, затею свернули.

С начала 1930-х ведут обустройство 4,5 млн га земли близ реки Амур. Железнодорожную станцию Тихонькая превращают в рабочий поселок Биробиджан. Почему решили, что евреи захотят переселяться на эти удаленные, безлюдные, изолированные территории, - непонятно. По плану к концу первой пятилетки здесь должно было быть 60 тысяч человек титульной национальности. Приехало же 20,5 тысячи, из которых более 12 тысяч на месте не закрепились. Основаны скорняжная, сапожная и кирпичная артели, но мало желающих стать таежными землепашцами. Политбюро от своего плана не отказывается, и Еврейскую АО учреждают при восьми с небольшим тысячах евреев в ней. В 1937-м насчитают максимум - 20 тысяч «титульных жителей» (при плане 300 тысяч) и присвоят Биробиджану статус города.

Альтернативой сионизму автономия не станет даже во времена «невыездной» страны. А уж когда еврейскую эмиграцию разрешат - тем более. Вопрос «Ехать к близким родственникам на Дальнем Востоке или к дальним родственникам на Ближнем Востоке?» будет существовать только в анекдоте. Через 80 лет после основания Еврейской АО евреев в ней останется 1% населения - около 1,5 тысячи человек, а в Израиле выходцев из бывшего СССР - свыше 1 млн человек.

Упоминаемые в тексте феномены

Еврейская эмиграция 1971

Из СССР разрешена эмиграция евреев — для воссоединения семей. Политбюро ЦК КПСС принимает это решение по предложению КГБ, уверяющего, что издержки будут невелики. Но как любой выезд в капстрану, еврейский исход окажется бегством от социализма

Еврейская автономная область - субъект Российской Федерации на Дальнем Востоке и самый маленький дальневосточный регион России.
Вся территория АО находится в Приамурье. Северо-западную часть занимают хребты Малый Хинган, Сутарский, Щуки-Поктой и Помпеевский, на севере - отроги Буреинского хребта. Весь юг и юго-восток - район сплошных болот Среднеамурской низменности: болота занимают треть всей территории области.
- главная река этого края, здесь у нее несколько крупных притоков, для рек амурского бассейна характерны частые летние паводки.
С древнейших времен территорию Приамурья населяли палеоазиатские, тунгусские, монгольские кочевые племена (дауры, дючеры, натки, ороки, гиляки, айны). В благоприятных климатических и природных условиях Приамурья они быстро перешли к оседлому образу жизни, занимались земледелием, охотой и рыболовством.
Освоение современной территории Еврейской АО началось в 1740-х гг. Инициаторами стали первопроходцы Василий Поярков (до 1610 - после 1667 гг.), Ерофей Хабаров (около 1603-1671 гг.), Онуфрий Степанов (7-1658 г.). Экспедиции «служилых людей», отправленных царскими указами, и предприимчивых казаков - торговцев и охотников - закрепили эту часть Приамурья за Россией.
Поначалу эти земли входили в Албазинское воеводство. По Нерчинскому договору 1689 г. левобережье Амура находилось под контролем Китая (Цинской империи). Весь край снова стал российским после заключения Айгунского 1858 г. и Пекинского 1860 г. договоров, когда Китай, ослабленный Опиумными войнами и восстанием тайпинов, был вынужден согласиться с требованиями России и отказаться от Приамурья. Оно вошло в состав российского Приамурского генерал-губернаторства.
Поначалу сюда ехали крайне неохотно, но в 1870-х гг. правительство разрешило частную разработку золотых приисков, и сюда хлынул поток переселенцев. Были построены десятки станиц, поселков и станций Амурской железной дороги - конечного участка Транссибирской магистрали, построенной с 1907 по 1916 г. Станицы фактически выполняли функции пограничных постов, отсюда казачьи разъезды отправлялись на охрану границ Российского государства.
В период Гражданской войны с 1918 по 1921 г. здесь шли кровопролитные бои между отрядами красных и белых. Война затянулась из-за природных условий, когда среди гор и болот обе стороны были вынуждены прибегнуть к партизанской тактике.
В 1920-1922 гг. территория современной Еврейской АО входила в состав независимой демократической Дальневосточной республики.
Тогда же в коммунистическом правительстве стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и поиска территории для их компактного проживания.
Планы эти появились потому, что советская власть отменила черту оседлости для евреев, но занялась их «советизацией» - отвлечением от «буржуазной» деятельности (финансы, торговля, мелкое ремесленничество) и приобщением к физическому труду. Так как промышленность находилась в разрухе, оставалось только привлечь евреев к крестьянскому труду, переселив на имевшиеся в России в избытке пустующие и пригодные для сельского хозяйства земли.
В 1930 г. в составе Дальневосточного края был создан Биробиджанский национальный район, в 1934 г. преобразованный в Еврейскую АО.
Еврейская автономная область расположена в Приамурье, в среднем течении реки Амур.
По состоянию на 2010 г. евреев в Еврейской автономной области проживало менее 1%.
Отсутствуют данные о евреях, проживавших в этих местах до второй половины XVIII вв. Первые еврейские общины появились здесь в начале XIX в., причем большинство сибирских евреев были ссыльными и их потомками. В начале 1880-х гг. доля евреев на территории Амурской области составляла примерно 2%. Здесь не было ни антисемитских выступлений, ни тем более погромов, характерных для европейской части России. Если политика местных властей по отношению к евреям и была ограничительной, то постольку, поскольку таким было российское законодательство. Например, евреям запрещалось селиться в 100-верстной пограничной полосе с Китаем.
В 1934 г. доля евреев составила 45% в общем составе населения АО: максимальное число за всю историю области. Главная демографическая особенность современной Еврейской АО в том, что доля титульной нации в ней составляет около процента и неуклонно продолжает сокращаться.
Наиболее плотно заселены территории вдоль Транссибирской железной дороги.
После преобразования всех остальных автономных областей России в республики в начале 1990-х гг. Еврейская АО осталась единственной автономной областью в Российской Федерации.
На территории, выделенной под Еврейскую АО, первоначально не было промышленности, за исключением железнодорожного депо, лесопильни и кустарной добычи золота. Евреи-первопоселенцы создали в 1929-1930 гг. промысловые артели, сельскохозяйственные товарищества и коммуны.
К настоящему времени разведаны богатейшие месторождения железной руды, олова, золота, и по концентрации полезных ископаемых Еврейская АО - одна из богатейших территорий России. Но они разрабатываются слабо, и большая часть сырья вывозится, перерабатывающих предприятий здесь всего несколько. Горнодобывающая промышленность АО - это предприятия, добывающие известняк, брусит, бурый уголь.
Промышленные предприятия сосредоточены в Биробиджане и поселках Теплоозерск, Приамурский, Хинганск, Лондоко.
Сельским хозяйством занимаются главным образом на обширных пойменных лугах Амура. В остальных местах это невозможно из-за болот и непроходимых лесов. Климатические условия в целом благоприятны для сельского хозяйства, но пойменные луга подвержены наводнениям.
Зимой толщина льда на Амуре достигает 2 м, и это позволяет осуществлять по реке грузовые и пассажирские перевозки.
В Амуре ведется промышленный лов рыбы, промышленное значение имеют карась, щука, сом, сазан, амур, толстолобик, сиг.
Название столицы Еврейской АО города Биробиджан не имеет отношение к евреям: в переводе с эвенкского это означает «постоянное стойбище между
реками». Городом этот поселок стал в 1937 г. - для поднятия престижа новой АО. В настоящее время в нем живет почти половина всего населения АО. Здесь же сосредоточена практически вся промышленность АО - около двух десятков небольших заводов и фабрик. Развитию города способствовала проходящая через него Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автотрасса М58 «Амур».
Еврейская АО полностью расположена в зоне подтаежной и широколиственных лесов, в основном здесь растет дуб монгольский, кедр корейский, ель аянская, лиственница, береза, липа. Животный мир АО богат видами, типичными для лесов Дальнего Востока: соболь, колонок, енотовидная собака, норка, выдра, белка. Водятся крупные копытные: лось, изюбрь, кабан. На Малом Хингане встречается тигр.


Общая информация

Местонахождение : Дальний Восток России.

Федеральный округ : Дальневосточный.

Экономический район : Дальневосточный.

Официальное название : Еврейская автономная область Российской Федерации.

Дата основания : 1934 г.

Административное деление : 1 городской округ, 5 муниципальных районов, 10 городских поселений, 18 сельских поселений.

Административный центр : город Биробиджан - 74777 чел. (2015 г.).
Крупные населенные пункты : город Облучье - 8811 чел. (2010 г), поселок Николаевка - 7067 чел. (2010 г.), поселок Ленинское - 6109 чел. (2010 г.), поселок Амурзет - 5051 чел. (2010 г.), поселок Смидович - 4555 чел. (2010 г.).

Языки : русский - официальный, идиш, иврит.

Этнический состав : русские - 92,7%, украинцы - 2,8%, евреи - 1% (2010 г.).

Религии : православие, иудаизм, протестантство, ислам.

Денежная единица : рубль.

Реки : Амур с притоками Биджан, Бира, Тунгуска.

Крупные озера : Длинное, Забеловское, Большое, Круглое, Карасиное, Лебединое.

Соседние страны и территории : на юге - КНР (по реке Амур), на западе - Амурская область, на востоке - Хабаровский край.

Цифры

Площадь : 36 266 км 2 .

Население : 168 368 (2015 г.).

Плотность населения : 4,6 чел/км 2 .

Городское население : 68,2% (2014 г.).

Самая высокая точка : гора Студенческая (1421 м).
Другие высоты : горы Чербукондя (1360 м), Быдыр (1207 м) и Царь (1103 м).

Климат и погода

Умеренный муссонный.
Зима холодная, сухая, малоснежная. Лето теплое, влажное.
Средняя температура января : -21°С на крайнем юге, -26°С в горах.

Средняя температура июля : +18 - +21°С.

Среднегодовое количество осадков : от 500 мм на равнине до 800 мм в горах.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Экономика

ВРП : 37,8 млрд руб. (2013 г.), надушу населения - 220 900 руб. (2013 г.).

Полезные ископаемые : железо, марганец, олово, золото, графит, магнезит, цеолит, источники минеральных вод.

Промышленность : горнодобывающая, машиностроение и металлообработка (сельскохозяйственные зерно- и рисоуборочные машины, запчасти к ним, машины и оборудование для животноводства; завод силовых трансформаторов), деревообрабатывающая (в том числе мебельная), легкая (кожаная и валяная обувь, трикотажная, текстильная, швейная), стройматериалов (цемент, кирпич, известь, сборный железобетон, пиломатериалы).

Речное судоходство (Амур).

Сельское хозяйство : растениеводство (пшеница, ячмень, овес, картофель, овощи, соя, кормовые культуры), животноводство (молочно-мясное), птицеводство, пчеловодство.

Речное рыболовство.

Сфера услу г: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные

■ Государственный природный заповедник Бастак, минеральные источники Кульдурский, Стариковский, Нижнетуловчихинский, Верхнетуловчихинский, Венцелевский и Бирский, памятники природы «Камень Монах», «Биджанские Остряки», «Казачий сад», «Гора Гомель», «Залив Черепаший», «Змеиный утес», «Сосняки на Бревенчатой», «Биджанское обнажение», «Виноградовник», «Залив Вертопрашиха», «Заросли лотоса», «Медвежий утес» и «Гора Филиппова», пещеры Глубокая, Пасечная, Лондоковская, Коридорная и Ледовая, озера Лебединое, Утиное и Маньчжурка, заказники «Чурки», «Дичун», «Забеловский», «Журавлиный», «Ульдуры» и «Шухи-Поктой».

Любопытные факты

■ У Еврейской АО имеется собственный герб в виде геральдического французского щита, на котором изображен золотой уссурийский тигр с черными полосами согласно натуральной окраске. Фигура тигра развернута вправо от зрителя, что указывает на необычную историю и своеобразный путь развития области. Флаг столь же своеобразен: это белое прямоугольное полотнище с цветной полосой, символизирующей радугу и состоящей из семи узких горизонтальных полосок (красной, оранжевой, желтой, зеленой, голубой, синей и фиолетовой). Количество полос радуги равно количеству свеч в меноре - одном из национально-религиозных еврейских символов, также радуга может символизировать и Семь законов потомков Ноя.
■ Нерчинский договор 1689 г. (иногда именуемый Нерчинским трактатом) - мирный договор между Россией и Китаем, впервые определивший отношения и границу между двумя государствами.
■ Первым промышленным предприятием на территории современной Еврейской АО стал Тунгусский лесозавод № 8, поставлявший пиломатериалы для строительства Транссибирской магистрали в 1906-1916 гг.
■ Первоначальный вариант плана массового переселения евреев предусматривал предоставление под эти цели пустующих земель в Крыму и Приазовье или же создание национальной автономии в Белоруссии.
Но в середине 1920-х гг. государственная политика изменилась (вероятно, власти опасались вспышки антисемитизма из-за выделения еврейским землепашцам крымских земель), и единственным вариантом остался Дальний Восток.
■ В начале мая 1928 г. на станцию Тихонькая Амурской железной дороги прибыл первый эшелон с переселенцами-евреями (среди них были и евреи из Североамериканских Соединенных Штатов, Аргентины, Германии, Румынии и Польши), всего 650 человек. Многие вскоре вернулись обратно из-за неподготовленности к приему переселенцев, перебоев в снабжении товарами и продуктами первой необходимости, непривычных климатических условий.
■ Первые промартели, созданные еврейскими переселенцами в 1920-1930-х гг., носили своеобразные названия, по которым можно было судить о профиле их деятельности: «Смолокур», «Пихтовар», «Чемоданщик», «Кирпичики», «Гнутая мебель», «Колесо революции».
■ В 1934 г., поднимая административный статус Биробиджанского национального района до Еврейской автономной области, советские власти и не скрывали, что это их ответ на идею сионизма (возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле) и курс на дальнейшую полную ассимиляцию еврейского населения СССР.
■ В 1992 г. в Биробиджане, ранее не имевшем ни одной православной церкви, был зарегистрирован первый приход.
■ Поданным переписи 2010 г., в Еврейской АО при общем населении 176 558 чел. и еврейском - 1 628 чел. идишем владели 97чел., ивритом - 312 чел.
■ В 2013 г на территории Еврейской АО произошло катастрофическое наводнение, вызванное затяжными ливнями, что привело к резкому увеличению уровня воды в реке Амур. Подобное масштабное наводнение произошло впервые за 115 лет наблюдений. Вероятность повторения такого события - один раз в 200-300 лет.
■ В пойме Амура значительные площади занимают луга, именуемые вейниковыми - по названию очень распространенного здесь многолетнего травянистого злакового растения.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

Еврейская автономия и её столица Биробиджан по слухам и анекдотам - что-то вроде дальневосточной Одессы. Говорят, каждый второй житель области - еврей, а еврейство здесь так популярно, что в Биробиджане можно встретить людей, которые носят пейсы и чёрную шляпу с широкими полями. А ещё поговаривают, что Биробиджан - это где-то в Азербайджане. DV выяснил у коренных биробиджанцев, какие стереотипы имеют под собой почву, а какие - нет

Справка

Еврейская АО - единственная в России автономная область. Помимо Израиля регион считается единственным в мире еврейским административно-территориальным образованием с официальным юридическим статусом. На юге граничит с Китаем по фарватеру Амура. В области живёт 166 тысяч человек. Столица ЕАО - город Биробиджан с населением 75 500 человек.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Выглядит очень логично. Но официальная статистика национального состава региона каждый раз это мнение опровергает. Евреи в общем рейтинге национальностей стоят на третьей позиции после русских и украинцев.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года евреи составляют менее 1% от населения области - 1 628 человек. Однако название и статус автономной области сохраняются.

Дальневосточники знают, что в Биробиджане еврея сейчас не встретить. Этот миф распространён, скорее, среди жителей центральной России, Европы и в странах востока. Туристы из Китая и Японии часто задают вопросы о национальном составе региона. Так откуда взялся этот стереотип?

Еврейская автономия стала проектом советского правительства по созданию национальной республики для евреев на Дальнем Востоке. Но было и ещё две цели: заселение почти пустых земель и создание опоры советской власти среди враждебного большевикам казачьего населения. Изначально предполагалось за 10 лет переселить в регион 300 тысяч евреев. Планы эти не осуществились.

Справка

По информации переписи населения, достигнув пика в 20 тысяч человек в 1937 году, дальше численность и доля евреев в ЕАО неуклонно снижалась: в 1939 году - 17 695 человек (16,2 % от общего населения), в 1959 году - 14 269 человек (8,8 % от общего населения), в 1970 году - 11 452 человек (6,6 % от общего населения), в 1979 году - 10 163 человек (5,4 % от общего населения), в 1989 году - 8887 человек (4,1 % от общего населения), в 2002 году - 2327 человек (1,2 % от общего населения), в 2010 году - 1628 человек (1,0 % от общего населения).

Первые евреи-переселенцы приехали на станцию Тихонькая (будущий Биробиджан) в 1928 году. К концу 1933 года за 5 лет колонизации в ЕАО переехало всего 8 тысяч евреев. При этом многие уезжали обратно. Так, в период с 1928 по 1933 года в ЕАО приехало свыше 18 тысяч евреев, из них около 10 тысяч впоследствии покинули регион.

Никогда еврейское население в области не было преобладающим, - рассказал Валерий Гуревич, руководитель общественной организации «Историческое и культурное наследие ЕАО», член ДВО РАН. - К тому же сразу после переселения начались ассимиляция и смешение. Если мама или папа были другой национальности, предположим русскими, то в паспорте у ребёнка в пятой графе тоже указывали «русский». Так делало большинство евреев, чтобы избежать национальные притеснения, бытовой и государственный антисемитизм. Например, в советские времена существовало ограничение на поступление в университеты - не более 5-7% студентов-евреев.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Спорный вопрос. С одной стороны, культура не живёт без носителя. А идиш и иврит в области не востребованы и почти не используются.

С другой стороны, еврейская культура в области поддерживается. Работают хореографические коллективы «Мазлтов» и «Сюрприз», которые включают в программу танцевальные номера с еврейской тематикой. С 1989 года в ЕАО проходит еврейский фестиваль еврейской культуры и искусств. Фестиваль международный, в Биробиджан приезжают гости из Израиля, Европы, США.

Каждую неделю в городе выходит газета «Биробиджанер Штерн» со страничкой на идише. Дома на центральных улицах Биробиджана отмечены табличками на русском и идише. В центре на пешеходном Арбате установлена статуя Шолом-Алейхема. Привокзальный фонтан украшает менора. В городе работает крупная еврейская община «Фрейд».

Есть и парадоксы. От крупнейшей городской синагоги до крупнейшего православного храма - 500 метров, при этом стоят они на улице Ленина. На одной стороне площади возле областной филармонии установлены скульптуры греческих муз, на другой - клезмер со скрипкой.

Валерий Гуревич считает титульной культурой ЕАО еврейскую. Светлана Скворцова, заместитель директора Краеведческого музея ЕАО по научной работе, утверждает, что еврейская культура развивалась в области по волнообразной дуге.

Справка

В 2010 году 97 человек указали, что владеют идишем (6 % от еврейского населения области), ивритом - 312 человек (19 % от еврейского населения области), еврейским языком без уточнения - 54 человека. Официальный язык Израиля - иврит, его использует полстраны. Но в ЕАО всегда говорили на идише. Это связано с тем, что переселенцы прибывали сюда в основном из центральной России и восточной Европы, а не с ближнего востока.

В период переселения евреев в 30-е годы прошлого века область переживала культурный подъем. Ведь ехали сюда не только первостроители, но и творческие люди, интеллигенция, - говорит Светлана Скворцова. - Создание еврейской автономии вызвало целый фурор во всём мире. Для евреев выделяли целую территорию, создавали почти что свою страну. Развернулась государственная агитация: был снят фильм «Искатели счастья», в эскадрильи Максима Горького появился самолёт «Биробиджанец». Многие захотели своими глазами посмотреть на то, что здесь происходит. Так сюда приехали крупные писатели - Эммануил Казакевич, Любовь Вассерман. В области создали государственный еврейский театр с соответствующим репертуаром.

Во время Великой Отечественной войны культура пошла в патриотическом направлении. Но настоящий удар по еврейской культуре пришёлся на 1949-53 годы, когда в Советском союзе разворачивалась борьба с космополитизмом. Книги на идише тогда сжигали на кострах прямо во дворе библиотеки. Еврейский отдел музея был закрыт. Объяснили это тем, что краеведческий музей не может заниматься вопросами религии и, в частности, еврейской тематикой.

В 30-х годах многие правительственные документы выпускали на идише и русском - так в ЕАО пытались внедрить идиш как второй официальный язык. После войны речи об этом быть не могло. Тогда и начали в графе «происхождение» писать «русский». На бумаге еврейское население области резко падает, на улицах перестал звучать идиш.

Еврейская культура снова пошла в гору во времена израильской иммиграции в конце 80-х и 90-х годов, - рассказывает Светлана Скворцова. - Начинается фестивальное движение. В городе создаётся масса еврейских общин. В них изучают иврит и законодательство Израиля. Общины стали стартовыми площадками для отъезда. Странно звучит, но отъезд дал толчок местной еврейской культуре. Ещё два-три десятка лет назад идиш можно было услышать на лавочках, во дворах и скверах. Сейчас язык остаётся неким символом, но носителей, которые говорят на нём свободно, почти нет.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Это не так. Слух тоже культивировался за Уралом России и в Европе. Возник он из-за определённой информационной закрытости региона во времена СССР. Стереотип поддерживается до сих пор. Вот, например, выдержка из материала Марека Альтера во французской газете Paris Match (перевод ИноСМИ), публикация 2012 года:

«Сталину начало казаться, что его еврейские друзья слишком заметны. И чересчур активны. Тогда у председателя Президиума Верховного совета Михаила Калинина появилась идея. Почему бы не выделить евреям республику или автономную область, как всем остальным народам Советского Союза? Это означало бы утверждение их прав и позволило бы властям убрать их со многих ответственных постов без риска обвинений в антисемитизме».

На самом деле в приказном порядке сюда отправляли только областных руководителей. Решающим фактором была не национальность, а профессиональные качества.

Простые люди сюда ехали добровольно во многом благодаря советской агитационной работе. Я сам знаю это не из книжек, людям постарше о переселении рассказывали ещё их бабушки и дедушки, - говорит Валерий Гуревич. - Отношение это изменилось только в последние 20 лет. Сильно повлияла открытость области, проведение международных фестивалей.

В области пытались создавать комфортные условия для евреев. На раннем этапе развития в ЕАО существовали школы, где изучали идиш, еврейские колхозы и еврейские сельсоветы. Евреи занимали руководящие посты в регионе. При этом нужно сказать, что агитация была не всегда честной. Немецкий коммунист, еврей Отто Хеллер в 1931 году писал:

«В Биробиджане вы найдёте автомобили, поезда и пароходы. Из труб мощных фабрик будет идти дым, дети поколения свободных еврейских рабочих и крестьян будут играть в цветущих садах. Биробиджан будет социалистической страной, землёй международного пролетариата, чудом социалистического строительства в СССР».

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Ну или в другой точке ближнего и среднего востока... Так думают даже некоторые дальневосточники. Причина простая - созвучно.

Подавляющее большинство биробиджанцев убеждены, что название города произошло путём слияния двух корней, от слов Бира и Биджан (это местные реки). Названия им дали эвенки - племена, жившие на Дальнем Востоке испокон веков.

Сам город стоит на Бире, а где находится Биджан - никто из биробиджанцев толком не знает. На самом деле эта река течёт в 100 километрах от города.

Название «Биробиджан» пошло от «Бирско-Биджанского переселенческого района», - говорит Валерий Гуревич. - В начале века на месте автономии существовал этот район, куда в том числе приглашали евреев. Позже, в 1930 году, он был преобразован в «Бирско-Биджанский национальный район», или «Бире-Биджанский» (первая часть стоит в дательном падеже). Но на идише нельзя сказать «Биребиджан», а «Биробиджан» - можно. На современное звучание повлияла фонетическая причина.