Игровая зависимость от компьютерных игр у подростков. Зависимость от компьютерных игр

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон.

Компьютерные игры часто становятся объектом критики. Ряд учёных считают, что они вызывают зависимость, наравне с алкоголем и наркотиками, но консенсус в этом вопросе ещё не достигнут.

Причины развития зависимости

Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Особенно среди них выделяется личностный фактор: несформированная или неустойчивая психика, отсутствие навыков самоконтроля, неудовлетворённость реальной жизнью, желание компенсировать нереализованные жизненные потребности делают человека более подверженным к развитию зависимости от компьютерных игр.

Причиной появления игровой зависимости являются также нарушения психики. Речь идет о различных тревожных состояниях, склонности к депрессии и социальных фобиях. Погружение в виртуальную реальность помогает людям с психопатией реализоваться и защититься от внешнего мира, почувствовать себя значимым, добиться состояния психологического благополучия, пусть на короткий срок.

Ещё одну причину развития зависимости от компьютерных и мобильных игр некоторые аналитики видят в так называемой системе вознаграждения. Ряд игр, в том числе многопользовательские ролевые игры и мобильные игры, предполагают особый цикл игры. Этот цикл включает в себя вознаграждение игрока за совершённые действия и побуждение его продолжать играть. Ожидание такой награды вызывает химическую реакцию в организме человека, сопровождаемую выбросом дофамина - «гормона удовольствия». Организм запоминает приятное ощущение, и в итоге появляется зависимость. Ту же химическую реакцию можно наблюдать при употреблении человеком наркотических веществ.

Некоторые авторы считают, что игровая зависимость возникает из-за онлайн-игр и является разновидностью интернет-зависимости. Также есть мнение, что у некоторых людей проблемы возникают не от процесса игры, а от неэффективного управления временем и даже от ассоциированной с компьютерными играми стигмы.

Постановка диагноза

Единого мнения о том, называть ли зависимость от компьютерных игр заболеванием, пока нет. Специалисты Американской психиатрической ассоциации (APA) считают, что пристрастие к видеоиграм может привести к серьезным последствиям. Среди таких последствий асоциальное поведение, пренебрежение личной гигиеной, потеря веса, нарушения сна, потеря работы и т.д.

APA разработала девять критериев для диагностики зависимости от компьютерных игр:

1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.

2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.

3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.

4. Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать.

5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.

6. Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.

7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.

8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.

9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.

Исследования

Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти. Исследования университета «Nottingham Trent University» под названием International Gaming Research Unit показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook сознались, что чувствуют сильную игровую зависимость.

Ряд исследователей считают, что некоторые из критериев, используемых для оценки распространённости зависимости от компьютерных игр, искусственно завышают процент распространённости, не являются надёжными, не подходят для клинических тестов и нуждаются в пересмотре - используемые их исследования часто критикуются за использование симптомов, подходящих к наркомании и лудомании, но не подходящих к компьютерным играм как к форме времяпровождения. Психолог Кристофер Фергюсон заявляет, что исследования, фокусирующиеся на том, насколько игра в компьютерные игры мешает жизни играющих, говорят об этом как об относительно редком феномене - примерно 1-3% играющего населения, в то время как исследования, использующие более сомнительные критерии, цитируют абсурдно высокие 8-10%.

В настоящий момент официально игровая зависимость заболеванием не признается. Международная классификация болезней такого недуга не содержит. Впрочем, сведения о скором принятии данного термина появлялись неоднократно. С 2007 Американская врачебная ассоциация проводила исследования в области симптоматики предполагаемого заболевания. Впрочем, после длительных дебатов, врачи пришли к выводу, что в настоящий момент зависимость нельзя признать болезнью. Они считают, что рассматриваемый вопрос требует дополнительных тестов. В данный момент, по мнению специалистов, игромания не является проблемой для общества.

Обсуждение того, является ли зависимость от компьютерных игр отдельным синдромом или симптомом подлежащих проблем, таких как депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности, продолжается.

Психиатр Джеральд Блок отмечает, что зависимость от игр куда сильнее, чем от интернет-порнографии. Британский терапевт Стив Поуп, в статье Gaming addiction grips youngsters из газеты Lancashire Evening Post, заявил, что два часа проведенные с консолью сопоставимы с принятием дорожки кокаина. В качестве негативных примеров зависимости он приводит такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учёбу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов. Статья вызвала широкий резонанс в прессе и подверглась жесткой критике из-за предвзятого характера и отсутствия каких-либо доказательств.

Так, наибольшую опасность, по мнению психолога Иванова М. С., представляют собой ролевые игры, поскольку сама механика игры состоит во «вхождении» человека в игру, интеграции с компьютером, потере индивидуальности и отождествлении себя с компьютерным персонажем. Исследователь выделяет собственные критерии «вредных» ролевых игр: во-первых это сила эффекта погружения, а во-вторых отсутствие элемента азарта или значительное уменьшение его значения. Считается, что зависимые геймеры нуждаются в психологической помощи, их проблемы - несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, утеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. Появляются и другие трудности - сниженное настроение, самочувствие, активность; повышенный уровень тревожности и социальная дезадаптация.

Леонард : Иногда люди… хорошие люди начинают играть в игры и незаметно, не по их вине, у них развивается зависимость.
Пенни : Ближе к делу, у меня вот-вот новый левел!

Леонард : Если человек в реале испытывает неудовлетворённость, ему очень легко раствориться в виртуальном мире, где он якобы добивается каких либо успехов.

Пенни : Ля-ля-тополя. Так ребятки, царица Пенелопа снова в сети.

Оригинальный текст (англ.)

Leonard :Sometimes people..., good people, start playing these games and they find themselves, through no fault of their own, kind of... addicted.
Penny : Get to the point. I"m about to level up here.
Leonard :If a person doesn"t have a sense of achievement in their real life, it"s easy to lose themselves in a virtual world where they can get a false sense of accomplishment.
Penny : Yeah, jabber, jabber. Boys, Queen Penelope"s back online."

- Разговор между двумя главными героями телесериала «Теория Большого взрыва», третья серия, второй сезон. Достаточно показательное отражение игровой зависимости в киноискусстве.

Учёный также выделил динамику развития компьютерной зависимости, разделив её на четыре стадии: первоначально происходит процесс адаптации (стадия легкой увлечённости), затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости (стадия увлечённости). В результате зависимость достигает максимума, величина и характер которых зависит от индивидуальных особенностей личности и факторов среды (стадия зависимости). Далее сила зависимости на определенный промежуток времени остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени (стадия привязанности). Иванов в качестве решающего фактора, определяющего зависимость, называет невозможность полного отказа от компьютерных игр, несмотря на осознание бесполезности игрового процесса. Сам механизм состоит в «уходе от реальности» и «принятии роли», то есть обособление от реальных проблем и отождествление себя с выдуманными персонажами виртуальных миров.

По мнению, врача-невролога баронессы Сьюзен Гринфилд (Susan Greenfield), игры являются причиной слабоумия, так как современные средства развлечений ведут к повышенной возбудимости нервной системы. Со временем человек привыкает к подобному состоянию, возникает зависимость, в результате повышается риск развития деменции. В качестве доказательства своей теории Гринфилд приводит рост количества троллей в социальной сети Facebook - что свидетельствует, по её мнению, о деградации умственных способностей подросткового поколения. Эти заявления подверглись критике как бездоказательные и спекулятивные.

Дуглас Джейнтал совместно с Американской академией педиатров провел исследование влияния игр на здоровье человека. Под наблюдение попали около 3 тысяч детей, зависимость отмечается у каждого десятого ребёнка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений» - отмечал врач. В ответ на данную работу, Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр заявила, что никаких конкретных доказательств не представлено, методы сомнительны, а выводы не выдерживают критики.

Меры

В настоящий момент в ряде стран создаются и функционируют ряд медицинских учреждений и программ, осуществляющих лечение и профилактику игровой зависимости. В Англии, на базе реабилитационного центра Broadway Lodge, открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Программа состоящая из двенадцати этапов, рассчитана как на детей, так и на взрослых. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало программу Nighttime Shutdown, призванную бороться с игровой зависимостью, которой страдают более 2 миллионов пользователей в стране. Суть проводимых мероприятий состоит в закрытии доступа геймерам младше 19 лет к MMOG-играм в течение шести часов в сутки. По другой программе постепенно снижается скорость подключения к интернету у тех пользователей, которые играют в MMORPG-игры дольше определенного времени, что в итоге приводит к невозможности осуществления игрового процесса. В Китае, где согласно аналитическим данным порядка 13 % пользователей Мировой паутины зависимы от онлайн-игр или Интернета, в 2007 году открылся летний реабилитационный лагерь. Лечение состояло в том, что в течение 10 дней дети и подростки общались друг с другом, психологом и природой. Другой, практиковавшийся способ - интеграция в компьютерные игры специальной системы, препятствующую игре, длящейся более чем три часа. Чем больше время игры, тем больше способностей и умений теряет игровой персонаж. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения - провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра. «Местные департаменты министерства будут инспектировать онлайновую активность по всей стране и принимать меры в отношении организаций, нарушающих этот запрет, вплоть до прекращения их деятельности» - заявил заместитель министра Ле Нам Тхан. Данная мера направлена на улучшение образа жизни подрастающего поколения.

Все мы бывает особенно крепко к чему-то привязаны. Одни просто жить не могут без кофе, другие не мыслят выходных без альпинистской тренировки. А что представляет собой игровая зависимость от компьютерных игр? Это одна из форм болезненных пристрастий. Бывают и более опасные увлечения. Огромное число людей обращаются к врачам-наркологам из-за алкогольной либо наркотической зависимости. Компьютерный игровой процесс без ограничений и контроля не столь опасен, как алкоголь или психоактивные вещества. И всё же это самая настоящая угроза, порой смертельная.

Компьютерные игры: вид досуга или опасное явление?

Если учесть самые первые опыты, компьютерные игры насчитывают приблизительно полувековую историю.Игровая зависимость от каких-либо компьютерных игр – явление относительно новое, хотя игромания как болезнь известна уже давно. Во все времена находились люди, которые буквально теряли голову при игре в карты, кости, рулетку, особенно на деньги. Нынешнее разнообразие компьютерных развлечений породило значительное усугубление ситуации.

Где у человека есть шанс сесть за руль «Ламборджини», в одиночку одолеть армию не пойми кого, основать корпорацию-монстр или даже возглавить собственное государство? Преимущественно в виртуальном мире. Для этого достаточно просто ловко водить «мышкой», джойстиком, относительно быстро реагировать на виртуальные события или освоить всего несколько кнопок на клавиатуре.

Компьютерные игры можно условно разделить на две большие группы. Есть программы, которые устанавливаются непосредственно на компьютер с помощью дисков либо скачиваемых в интернете дистрибутивов. Такие программы локальны, имеют относительно ограниченное игровое пространство, количество уровней, они конечны. Некоторые из них позволяют похвастаться высокими результатами в сетевой таблице рекордов.

Другая значительная группа – это игры онлайн. Некоторые из них предельно просты: всё те же крестики-нолики, ловля кота на небольшом поле (путём замыкания пространства точками), решение немудрёных головоломок. Но есть и другие. В интернете даже элементарная стрельба шариками, составление комбинаций «три в ряд» или «Сапёр» может превратиться в целый виртуальный мир. Реалистичные и фантазийные, мистические и в жанре «хоррор» – сюжеты онлайн-игр многочисленны, притягательны, а потому часто опасны.

Игровая зависимость у взрослых, подростков и детей

Существуют болезни детские, старческие. Компьютерная игровая зависимость в этом плане неразборчива и поражает всех предрасположенных вне зависимости от возраста. Многие дети, едва научившись жать на кнопки, уже страдают неодолимой тягой постоянно «играть в мультики». А взрослые, солидные люди увлечённо обсуждают «крафты», результаты сражений, перспективы на урожаи молодильных яблок, а также всевозможные прокачки персонажей и игрового инвентаря.

Кому-то такие разговоры представляются обычным делом. Подумаешь, увлекаются люди чем-то, кому это мешает? Однако часто люди настолько увлечены мыслями об игре, что начинают хуже справляться со своими служебными обязанностями. Некоторые даже теряют при этом работу. А ещё зависимость от компьютерных игр у взрослых часто сопровождается непомерными расходами. И речь здесь не только о виртуальных казино. Многие онлайн-игры предлагают своим клиентам специальные аккаунты, а также игровую валюту, которая обеспечивает дополнительные возможности. Иногда за десятки и даже сотни (!) тысяч рублей.

Подростки, подверженные компьютерной игромании, начинают хуже учиться. Они практически или полностью выходят из-под контроля взрослых. Виртуальный мир поглощает недавних детей и не оставляет им времени на реальную жизнь. Что касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, то они более зависимы от взрослых. Это спасает их от настоящей игромании. Однако первые симптомы нездорового увлечения обнаруживаются даже у карапузов, которые едва научились как следует говорить.

Психологическая зависимость от компьютерных игр

Алкоголизм, наркомания, – эти пристрастия характеризуются наличием как психической, так и физической зависимости. Сначала организм снова и снова стремится к тому чувству удовлетворения, которое приносит спиртное, никотин или психоактивные вещества. Затем наступает привыкание на клеточном уровне.

Компьютерные игры не формируют физической зависимости. Ведь виртуальный мир – перед глазами, на мониторе. Однако это тот случай, когда одной психологической зависимости достаточно. Годы исследований показали: чаще всего нездоровой тягой к играм на компьютере страдают люди со следующими чертами характера/психики:

  • неуверенные в себе;
  • обделённые вниманием родителей, близких, сверстников, коллег;
  • имеющие различные комплексы;
  • обладающие ограниченным кругозором;
  • не сумевшие полноценно реализовать в реальной жизни свои планы, намерения, потенциал;
  • агрессивные;
  • с непомерно завышенной самооценкой.

К сведению:

Наиболее часто психологическую зависимость от компьютерных игр провоцируют жизненные неудачи, физическая/эмоциональная незрелость, социальная дезадаптация.

Различные признаки зависимости от компьютерных игр

Как определить, что у «половинки», друга/подруги либо ребёнка формируется (или уже имеется) патологическое пристрастие к играм на компьютере? Необходимо обратить внимание на следующие проявления:


Несмотря на то, что игровая зависимость – это преимущественно психологическая проблема, физические признаки тоже имеются. Ключевые – синдром сухого глаза (от напряжённого разглядывания монитора игроманы начинают редко моргать, и слизистые глаз пересыхают), туннельный синдром запястья (боли, ограничение подвижности), мигренеподобные боли, нарушение сна, боли в спине.

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Психология игровой зависимости

Сам игровой процесс является естественным занятием, игра присутствует в человеческой жизни с самого рождения. Играют все: футболисты на поле, ребёнок в детском саду, актёры на сцене. Но с рождением компьютеров многое изменилось, кибер-игра коренным образом отличается от игры обычной, так как человек погружается в иной мир, который не похож на реальность.

Компьютерная – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

По своей симптоматике игромания сходна с алкоголизмом и наркоманией. Симптомы игровой аддикции:

  • времяпрепровождение за компьютером более 5-7 часов в сутки;
  • вспышки агрессии на замечания других по поводу игромании;
  • невозможность отвлечься от компьютерной игры;
  • употребление пищи за компьютером;
  • изоляция от социальных контактов и общества в целом;
  • деперсонализация;
  • игнорирование личной гигиены;
  • употребление психостимуляторов;
  • общение на темы исключительно игровой тематики;
  • отождествление себя с главным персонажем, полное растворение в игре;
  • состояние эйфории при игровом процессе;
  • вкладывание денежных средств в игровой процесс или на оборудование для игр.

Физиологические симптомы игромании:

  • сухость глаз;
  • бледность кожных покровов, анемия;
  • боли в спине, искривления позвоночника;
  • головные боли;
  • истощение, голодание (в тяжёлых случаях — обезвоживание);
  • ускорение обмена веществ;
  • учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни. В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

  • потеря ощущения времени;
  • постоянное ощущение новизны;
  • искаженное восприятие своего Я;
  • изменение сознания;
  • антисоциальный характер;
  • ощущение виртуального могущества;
  • изменение волевого аспекта.

Зависимый игрок настолько увлечён игровым процессом, что у него теряется понимание течения времени и понятий «здесь и сейчас». Сознание постепенно перестаёт отличать реальное от виртуального. Известны случаи, когда зависимые от компьютерных игр люди играли по несколько дней подряд, без сна и отдыха.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Обычная деятельность человека совершается с помощью волевых усилий, мотивационной сферы и основных поставленных целей. В виртуальной реальности же, напротив, действия происходят без волевого побуждения, по инерции. Игрок как будто находится под гипнозом, его сознание запрограммировано на прохождение игры. Часто у таких людей во время игрового процесса наблюдается стеклянный взгляд «в никуда», они не слышат обращённой к себе речи, не замечают ничего вокруг себя.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

  • лёгкая заинтересованность;
  • увлечённость;
  • аддикция;
  • привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в , жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

  • повышается уровень тревожности;
  • появляются страхи, возможны панические приступы;
  • повышается агрессивность и раздражительность;
  • проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;
  • увеличивается склонность к насилию и убийствам;
  • повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные

Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной . Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Игровая зависимость от компьютерных игр может оставить тяжёлый отпечаток на психике человека. Личность становится антисоциальной, агрессивной, неконтролируемой, и в итоге полностью деградирует.

Видео — «Игровая зависимость»

Современные технологии постоянно развиваются, каждый человек не хочет от них отставать. Зависимость от компьютерных игр становится все популярнее, поскольку с каждым днем выходит все большее количество подобного контента. Компьютер органично вошел в жизнь каждого человека и уже довольно сложно представить дальнейшее существование без него.

Каждый человек использует устройство в различных целях: кому-то он нужен для поддержания деловых связей, а кому-то для расширения собственного кругозора. Если время, которое проводит человек за своим компьютером, играя в игры, превосходит установленные нормы, то можно говорить о том, что развилась игровая зависимость.

Игрок начинает все больше интересоваться событиями, происходящими в виртуальном мире, не обращая внимания на реальную жизнь. Как показывает мировая статистика, то зависимость от компьютерных игр обнаружена более чем у 5% населения планеты. Если не будут предприняты соответствующие меры, то проблема начнет прогрессировать. В любом случае, родные и близкие люди должны обратиться за помощью к психологу, который поможет избавиться от проблемы.

На что надо обратить внимание?

Патофизиологические признаки и принципы формирования многих зависимостей идентичны. Они обусловлены стимуляцией определенных мозговых центров. Не надо думать о том, что вышеописанная проблема касается только подростков, можно встретить большое количество взрослых, проводящих десятки часов за своими любимыми играми.

Люди испытывают эйфорию и улучшение настроения сразу после погружения в виртуальный мир. Игровая зависимость приводит к тому, что человек перестает контролировать время, проводимое за своим компьютером. Сон – объективная преграда на пути к круглосуточной игре, а потому большинство игроманов прибегает к помощи кофеиносодержащих напитков и прочих стимуляторов. Они могут оказывать негативное воздействие на организм взрослых и детей.

У взрослого поколения игроков можно наблюдать изменение рациона питания, который смещается в сторону слабоалкогольных напитков и полуфабрикатов. Игровая зависимость ведет к тому, что геймер не может контролировать соблюдение личной гигиены:

  • чистка зубов;
  • расчесывание;
  • душ и т.д.

Последствия зависимости связаны с ведением малоподвижного образа жизни, смещенного цикла сна и неправильного питания. Если в техническом состоянии компьютера произойдет сбой, то у «хронического игрока» сразу испортится настроение. Он будет находиться в состоянии стресса, выплескивая свою агрессию на родных и близких.

Взрослое поколение

Игровая зависимость подталкивает на постоянные денежные траты на новое оборудование и обновление необходимых программ. У зависимого человека реальность начинает занимать второстепенное место. Он перестает задумываться о своей работе, семье и развитии собственной личности. Его мышление сводится только к прохождению новой миссии или установке нового обновления.

Признаки будут усугубляться по мере развития зависимости, несмотря на то, что многие начнут осознавать бесполезность проводимого времени. Такие люди все чаще начинают стремиться покинуть существующий мир и погрузиться в виртуальную реальность. Лучше хорошо сыграть роль персонажа, чем решать реальные проблемы. В лексиконе зависимого человека все чаще появляются темы, связанные с компьютерными играми. Со временем они начинают занимать все его свободное время, и мозг думает только о них.

Игровая зависимость приводит к тому, что ЦНС (центральная нервная система) находится под постоянной нагрузкой, поскольку в головной мозг постоянно поступают определенные импульсы, возбуждающие определенные центры. У пациента можно наблюдать следующие проявления:

  1. Резкие перепады настроения.
  2. Социальная деградация.
  3. Тревожность.
  4. Панические атаки и т.д.

Чем дольше проблема будет прогрессировать, тем больших последствий следует ожидать. Взрослый человек, который много времени уделяет компьютерным играм, начинает испытывать постоянный дискомфорт, связанный с неуверенностью в себе и потерей смысла жизни. Как показывает клиническая практика, то игровая зависимость накладывает определенный отпечаток на либидо, приводя к различным проблемам в сексуальной сфере. Зависимого человека не так трудно выделить из толпы. Он плохо идет на контакт, проявляет замкнутость и застенчивость.

Детская и юношеская проблема

Последствия зависимости у детей и подростков имеют несколько иной характер. Если игры попали в жизнь ребенка, то они могут повлиять на формирование его личности. В скором времени, малолетние игроманы превращаются в озлобленных и агрессивных детей, если родители попросят хотя бы на минуту отойти от компьютера.

Последствия зависимости будут связаны с регулярным непосещением школы, а врать родителям и близким станет нормой. В некоторых семьях дело доходит до того, что дети начинают воровать или выпрашивать деньги на любимую игру, которая может вызывать жестокость в силу своего агрессивного сюжета.

Игровые эффекты могут перегрузить незрелую психика ребенка. Тонкая грань между реальным и виртуальным миром может полностью стереться. Чем раньше дети начинают увлекаться играми, тем быстрее у них появятся проблемы со здоровьем и успеваемостью. Многие могли заметить, что приемы пищи все чаще проходят, не отходя от компьютера, а это все сказывается на процессе пищеварения.

Находясь в школе, все мысли игромана заняты только предвкушением будущего досуга. Больные подростки начинают отказываться от привычного коллектива, в рационе все больше превалирует нездоровая пища.

Чего стоить опасаться?

Последствия любой зависимости отрицательно влияют на здоровье каждого человека. По мере прогрессии текущего состояния дают о себе знать проблемы с суставами и позвоночником. Сидячий образ жизни, в конечном счете, приводит к нарушению обменных процессов.

Долгое сидение приводит к следующим последствиям:

  • Постоянные головные боли.
  • Снижение аппетита.
  • Быстрая утомляемость.
  • Снижение активности и др.

Рассматривая более запущенные случаи, надо выделить проблемы с сердечно-сосудистой системой. При условии продолжительного употребления кофеина может начаться истощение нервной системы, приводящее к серьезным последствиям.

Необходимо учитывать и тот факт, что зависимые люди начинают плохо питаться, а это приводит к развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта:

  • гастрит;
  • запоры;
  • колит;
  • гастродуоденит и т.д.

Рассматривая детский вариант проблемы, необходимо отметить, что развитие долей мозга, отвечающих за память и концентрацию внимания, замедляется. Если родителями не будут предприняты оперативные меры, то у их чада могут начаться проблемы с развитием.

Несмотря на большое количество физиологических проблем, необходимо рассматривать и психологические. Зависимые люди не могут достичь существенных успехов в жизни, поскольку у них утрачивается инициативность и «боевой запал». Постоянная тяга к играм плохо сказывается на профессиональных результатах: сотрудник может играть в рабочие часы, не выполняя свои обязанности. Халатность и отсутствие стремления приведет к увольнению.

Некоторые компьютерные игры требуют постоянного вливания денег, чтобы в них можно было играть. Долги – закономерное следствие зависимости. В надежде на победу человек может занимать деньги или брать кредиты.

Чем раньше человек осознает свою проблему, тем быстрее можно будет предпринять шаги по ее устранению. Если самостоятельно выбраться из нее не удается, всегда можно обратиться к квалифицированным специалистам, решающих подобные вопросы. Все зависимости имеют аналогичный механизм развития, а потому главное – узнать правильные рычаги воздействия.

Зависимость от компьютерных игр - вид зависимости, сопровождающийся сильной тягой человека к погружению в компьютерную реальность.

Казалось бы, такой вид патологии не является столь страшным, как пристрастие к алкоголю или наркотикам, которые сопровождаются привыканием к токсичным веществам. Однако это лишь на первый взгляд, поскольку зависимость от компьютерных игр ничуть не уступает по силе любой другой. Современные игры визуально все ближе приближаются к реальности, поэтому людей, становящихся их заложниками, становится больше с каждым годом.

Статистика распространенности этой зависимости сильно разнится с учетом мнения разных исследователей. Доктор психологических наук А.Г. Шмелев утверждает, что порядка 10-14% пользователей компьютеров стоит причислить к заядлым игроманам.

Одновременно психологом Гарвардского университета Мареза Орзаком приводится еще менее утешительная статистика: он полагает, что среди людей, играющих в компьютерные игры, 40-80% являются зависимыми. Увлеченность играми в большей степени наблюдается среди юношей, нежели среди девушек.

Молодые люди тратят на игры вдвое больше времени. Чем выше уровень образования человека, тем меньше его интересуют компьютерные игры (возникают иные цели, появляется понимание траты времени впустую).

Причины

Основными факторами возникновения компьютерной игровой зависимости называют следующие причины:

  1. Недостаток реального общения. Чаще всего проявляется у детей и подростков.
  2. Отсутствие ярких жизненных моментов.
  3. Неудовлетворенность сексуальной жизнью. Часто среди «жертв» патологии наблюдаются люди, не имеющие личной жизни или крайне недовольные таковой.
  4. Психическая несформированность. Часто игроки психически остаются в детском либо подростковом возрасте, избегая тем самым обязанностей взрослой жизни.
  5. Фобии и социальные страхи. Повышенная тяга к играм часто является прикрытием боязни межличностных отношений, общества, невозможности приспособится к окружающему миру.
  6. Внутрисемейные конфликты.
  7. Возможность отвлечься от реальных проблем.
  8. Психопатия. Имеется ввиду не болезнь, а патологическая черта характера, приводящая к затяжному стрессу или хроническим заболеваниям в неблагоприятных условиях.

Психологи считают, что самыми опасными с точки зрения зависимости являются ролевые игры, когда человек отождествляет себя с персонажем, теряя свою индивидуальность. Чем сильнее погружение, тем сложнее вернуться в реальность.

Развитие патологии

Компьютерные игры вызывают интерес у многих, однако игроманом становится не каждый.

Условно игроков делят на следующие категории:

  1. Ситуационная игра. Люди играют, когда появляется располагающий внешний фактор, свободное время или конкуренция. Без проявления влияющего фактора интерес к игре пропадает.
  2. Эпизодическая игра. В этом случае люди играют время от времени и способны контролировать себя самостоятельно.
  3. Систематическая игра. Игрок увлекается компьютерной игрой, однако трата времени впустую и невыполнение своих обязанностей способны вызвать угрызение совести.
  4. Азартная игра. Люди данной группы воспринимают игру как смысл жизни и тратят на нее практически все свое время.

Даже если у человека нет возможности играть, он мысленно планирует свои действия, после возвращению к игре. Поражения, невыполненные обязанности, незаконченные дела только стимулируют к большему погружению в игру. В этой ситуации наблюдается истинная игромания.

Пагубная привычка в процессе развития проходит следующие стадии:

  1. Легкая увлеченность. Человек только адаптируется к игре.
  2. Увлеченность. Происходит быстрое и резкое формирование зависимости, формируется сильное желание погрузиться в игру. Игровой сеанс становится протяженнее.
  3. Зависимость. Здесь наблюдается максимальная зависимость, появляется противоречие и борьба «играть» или «не играть», склониться в пользу второго варианта становится все сложнее. Резко увеличивается время нахождения в игре.
  4. Привязанность. Патология стала устойчивой, немного спадает и становится устойчивой. Игра стала центром жизни игрока. Человек уже не способен самостоятельно отказаться от привычки. Целью стал сам процесс, а не достижение результата. Перерывы в игре становятся ничтожно малы и возникают только по принуждению.

Формы патологии


Проявление патологии возможно в виде одной из следующих форм:

  1. Индивидуализированная . Данный вариант является худшим. Зависимый утрачивает контакт с окружающим миром, человек слишком большое количество времени тратит на компьютер, исчезает потребность общения с семьей, друзьями.
  2. Социализированная . Для данной формы характерно сохранение контактов с обществом. Люди данной категории чаще играют в сетевые игры, где процесс носит соревновательный характер. Такая форма считается менее пагубной для психики.

Симптоматика

Основные симптомы, проявляемые при рассматриваемой патологии:

  • потеря контроля времени;
  • сильное желание вернуться в игру;
  • повышается время, проводимое в игре;
  • нарушается режим дня;
  • смещаются приоритеты, развивается безответственность;
  • снижается реальное общение вплоть до полного отказа;
  • утрачиваются другие интересы;
  • появляется агрессия, истеричное поведение;
  • развиваются проблемы сна;
  • повышается утомляемость, усталость может быть вызвана даже простым походом в магазин;
  • появляются боли в плечах и пояснице, часто беспокоят боли в спине из-за постоянного сидячего положения.

Последствия

Для понятия проблемы требуется знать, для чего от нее нужно избавиться, и какими последствиями грозит зависимость от компьютерных игр.

  1. Деградация. Главной опасностью является прекращение развития личности. Человека не интересует учеба, заработок денег, чтение книг, общение или изучение чего-либо нового. Проявляется безразличие по отношению к близким. Человек становится замкнутым, одиноким, избегающим общества.
  2. Ухудшается физическое здоровье. Все чаще проявляются проблемы со спиной, довольно быстро снижается зрение. Нерегулярное питание приводит к гастриту и язве. «Опытные» геймеры приобретают песок в почках по причине малой активности. Также возможно развитие геморроя. Снижается давление, внешний облик человека становится схожим с наркоманом.
  3. Ухудшается психологическое здоровье. Поскольку в игре не все проходит гладко, игрок часто нервничает, переживает, что приводит к расшатыванию нервной системы. Такое состояние делает эмоции бесконтрольными, что приводит к агрессии и депрессии.
  4. Денежные траты . Данный момент больше присущ взрослым мужчинам, которым нравится приобретать в современных онлайн-играх различные вещи для улучшения персонажа.
  5. Трата ценного времени . Молодое поколение тратит большое количество времени на бесполезные игры, что не позволяет нормально заниматься спортом, изучать полезную литературу и учиться.
  6. Происходит снижение самооценки , наблюдается нарушение самосознания.
  7. Зависимый привыкает, что удовольствия можно достичь, не прилагая усилий, поэтому перестает проявлять активность в реальном мире .

Как избавиться от проблемы самостоятельно?

Лечить зависимость необходимо комплексно, изменяя образ жизни в целом. Отказ от компьютерных игр проходит достаточно болезненно и требует постановки перед собой следующих задач:

  1. Необходимо проанализировать проблемы, которые лежат в основе пагубной привычки, почему появляется желание вернуться в виртуальный мир. Возможны семейные неприятности, неуверенность в себе, сложности на работе. Если будет найдена причина, то потребуется сделать все, для ее устранения - поднять самооценку, наладить семейные отношения, ликвидировать проблему на работе.
  2. Необходимо научиться контролировать продолжительность работы с компьютером. Тут могут помочь различные таймеры или приложения. Отказаться в один момент от привычки не выйдет, поэтому рекомендуется постепенно снижать время, на протяжении которого игрок находится за компьютером.
  3. Свободное от ПК время необходимо заполнить интересной, полезной деятельностью. Рыбалка, охота, скалолазание, курсы вождения, что угодно, что может увлечь человека. Вспомните старые увлечения или найдите что-то новое.
    Чтобы наступил день, когда человек поймет, что компьютерная игра ему не интересна, необходима поддержка и помощь на этапе отказа от пагубной привычки, лучше, если это будет близкий родственник или друг.

Психотерапия

Самым действенным методом считается психотерапия. Чтобы преодолеть пагубное пристрастие требуется использовать индивидуальную или групповую терапию. Если возможен выбор, то в приоритете групповое занятие, поскольку большая часть компьютерозависимых испытывает сложности при построении межличностных отношений и работе с группой. Игроман никогда не признает, что он зависим. Но если он увидит людей, которые признали проблему, ему будет проще справиться со своей. За 2-3 сеанса победить зависимость не удастся.

Потребуется многоэтапная система, приблизительный план которой представлен далее:

  1. На начальном этапе требуется преодоление возражений по поводу присутствия зависимости. Человек еще не готов меняться, у него отсутствует понимание наличия проблемы. Необходимо максимально проинформировать зависимого о вреде его привычки.
  2. Осознание. Этот этап характеризуется понимание проблемы, осознание зависимости и необходимости от нее избавится. Требуется дать понять зависимому, что его поддерживают и ему помогают, а не упрекают.
  3. Лечение. Данный этап подразумевает изменение поведения, борьбу с зависимостью и негативными эмоциональными реакциями, которые неизбежно будут возникать в процессе лечения. Просто избавиться от компьютера - не решение, требуется, чтобы зависимый самостоятельно приучился к контролю времени.
  4. Коррекция отношений внутри семьи и социума. На этот этап переходят после того, как человек научиться контролю поведения. Риск срыва еще присутствует, поэтому требуется наладить семейные отношения, восполнив свободное от компьютера время увлечениями и общением с близкими людьми.
  5. Преодоление последствий – завершающий этап. Проблема как таковая исчезла, но ее последствия по-прежнему остались. Это могут быть как проблемы с работой или учебой, так и трудной общения с родственниками. Все проблемы требуется устранить, и психотерапевт поможет правильно справиться с этой ситуацией.

Наличие компьютерной зависимости у детей требует семейной психотерапии, поскольку такие зависимости на пустом месте не появляются.

Большая часть детей, у которых развилась зависимость, не имеют нормальных семейных взаимоотношений, поэтому лечение в данном случае будет еще зависеть и от решения проблем взрослых, вызвавших промахи воспитания ребенка.