Церковный Православный праздник сентября. Вера, Надежда, Любовь и мать их София — суть праздника, святая икона, день Ангела

История, которая легла в основу праздника произошла много столетий назад - во втором веке после Рождества Христова, когда в Риме правил императора Адриан. В столице Римской Империи жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Надо сказать, что христианская вера на приветствовалась в Риме и слухи о семье христиан дошли до императора. Сначала он уговорами, а потом угрозами пытался заставить отречься Софью с дочерьми от веры в Иисуса Христа. Но христианская вера в девочках и их матери была непоколебима.

Император, который не привык чтобы простолюдины ослушивались его приказов, велел придать детей жестоким пыткам. Однако сила веры в Господа была такова, что ни огонь ни кипящая смола не смогли причинить вреда святому семейству. И тогда Адриан в гневе осудил девочек на смертную казнь.

Мать их, София, была вынуждена наблюдать за страданиями дочерей. Она похоронила по христианскому обычаю честные останки Веры, Надежды и Любови. На третий день после погребения Господь послал Софье тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители.

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья причислены христианской Церковью к лику святых. Мать и ее дочери совершили подвиг во имя веры, который показал, что для людей с истиной верой в Иисуса Христа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.

Традиции и обычаи праздника Вера Надежда Любовь

В народных традициях день 30 сентября называют еще «вселенскими бабьими именинами» или «бабьим праздником». Только по традиции он начинался с плача - поверья говорят, что утро этого дня все женщины должны начинать с громкого плача, который служит своеобразным оберегом. Действительно, по обычаю полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь «бабья судьба не бывает одна».

Традиция такого плача появилась не случайно, потому что 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях. Вообще слезы в народной традиции – это не только выражение естественного горя или печали, но и форма ритуального поведения. Так, например, невеста всегда «плакала» перед свадьбой, прощаясь с родным домом.

В народе считается, что если 30 сентября оплакать всех своих близких и свою собственную долю, то в течение года ничего плохого не случится. То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софьи, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетаются с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.

По сохранившимся с дохристианских времен традициям, 30 сентября в селах устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу». А те девушки, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.

Замужние женщины в этот день, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома. В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал. Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.

Именины Веры, Надежды, Любови и Софьи

Также 30 сентября празднуют свои именины все женщины с именами Вера, Надежда, Любовь и Софья. В этот день было принято угощать именинниц пирогами. Именинницы праздновали день Ангела целых три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели. Считалось, что девочка, родившаяся в этот день, обладает немалой мудростью, способна создать в доме уют и принести благополучие.

Именинницам же в этот день было принято дарить ладанки и иконы с изображением Веры, Надежды, Любови или Софьи, сладости. Они, в свою очередь, отдаривались пирогами. Праздничных застолий, конечно, не устраивали, но и не отказывали в угощении тем, кто поздравлял женщин с именами Вера, Надежда, Любовь и Софья.

Заговоры на Веру Надежду Любовь

Заговор на замужество в праздник Веры, Надежды, Любви

30 сентября, в день памяти святых мучениц, пойдите в церковь и купите там двенадцать свечей. Четыре свечи поставьте у иконы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Три свечи - у распятия иисуса Христа, три свечи зажгите у иконы Богородицы, а две принесите домой. После заката зажгите свечи и читайте над ними двенадцать раз подряд такой заговор:

"Смилуйся, Господь,
Смилуйся, Божья Мать,
Велите рабу Божью (имя) замуж взять.
Как эти две свечи горят,
Так чтобы и сердце мужское
По Божьей рабе (имя) загорелось,
Жениться бы ему на ней захотелось.
Шел бы он к ее крыльцу,
Свел бы он ее к Божьему венцу.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь".

Заговор от разлада в семье

В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи можно защитить свою семью от порчи на ссоры и скандалы. Этот обережный заговор читают один раз утром и один раз вечером, стоя у семейной иконы «Вера, Надежда, Любовь». Слова заговора такие:

"Во море-во океане
Есть бела рыбица-плотица.
Как той рыбе тошно без воды на сухом берегу,
Так пусть тошно будет моему врагу.
Чтобы моя семья была крепким-крепка,
Целым-цела.
Кто ту белорыбицу съест,
Тот часа не проспит, дня не проживет.
Именем Бога Христа,
Никто моей семьи не разобьет.
Как прилегает чешуя к рыбе
От головы до хвоста,
Так и моя семья будь крепка и цела.
Аминь".

Оберег для солдата

30 сентября можно защитить солдата от гибели на войне сильным заговором. Чтобы на армейской службе не случилось ничего плохого с воином, он должен в день Веры, Надежды и Любви прочитать над водой охранный заговор:

"Господи, поддержи,
Господи, благослови!
Лежит камень бел на горе,
Что конь в камень нейдет.
Вот и так бы и в меня,
Раба Божьего (имя),
И в товарищей моих, и в коня моего
Не шла стрела и пуля.
Как молот отскакивает от кувалды,
Так бы и пуля от меня отлетала.
Как жернова вертятся,
Так и не приходила бы ко мне стрела,
Вертелась бы она.
Солнце и месяц светлые бывают,
Так бы и я, раб Божий (имя).
Укрепленный за горой замок замкнут,
Тот замок и ключи в синем море.
Богородица ключи эти наблюдает,
Меня от напрасной смерти оберегает.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь".

Потом половину заговоренной воды он должен выпить, а другой половиной омыть лицо и руки.

Приметы на Веру Надежду Любовь

  • 30 сентября считается опасным и несчастливым днем.
  • В этот день женщина должна выплакаться с утра о себе, о своей женской доле, о родных и близких, о своем доме для облегчения души.
  • Венчание, помолвку и свадьбу 30 сентября не проводят - плохая примета.
  • Женщинам не следует сегодня заниматься домашними делами.
  • Народные приметы говорят, что этот день всегда холодно и дождливо.
  • После Веры, Надежды, Любви начинаются первые заморозки.
  • Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет, то зима будет позднее. Обычно вслед журавлям кричали: "колесом дорога", для того, чтобы весной они снова возвратились в родные места.
  • Если в этот день пошел дождь, будет ранняя весна.
  • На Веру, Надежду, Любовь сватаются, а на Покрова свадьбу играют.

Также читайте:

День Веры Надежды Любви в 2018 году отмечается 30 сентября (дата по старому стилю – 17 сентября). В этот день православная церковь почитает святую Софию и ее трех дочерей.

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь.

Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать.

Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры.

Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам.

Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, - ответил они, - его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку.

Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», - сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы.

На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее много-страдальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, - 10, а младшей, Любови, - лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Именины Веры, Надежды, Любови и Софии

30 сентября празднуют свои именины все женщины с именами Вера, Надежда, Любовь и Софья. В этот день было принято угощать именинниц пирогами.

Именинницы праздновали день Ангела целых три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели. Считалось, что девочка, родившаяся в этот день, обладает немалой мудростью, способна создать в доме уют и принести благополучие.

Именинницам же в этот день было принято дарить ладанки и иконы с изображением Веры, Надежды, Любови или Софьи, сладости. Они, в свою очередь, отдаривались пирогами.

Праздничных застолий, конечно, не устраивали, но и не отказывали в угощении тем, кто поздравлял женщин с именами Вера, Надежда, Любовь и Софья.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

  • Дни Ангела для Веры: 26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.
  • Дни Ангела для Надежды: 14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.
  • День Ангела для Любови: 30 сентября.
  • Дни Ангела для Софии: 28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Традиции и обряды на день Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи

Наши прародители считали, что утром в этот день все женщины должны выплакаться. По поверьям, женские слезы в день Веры, Надежды и Любви служили своеобразным оберегом, который на весь год защищал семью от бед и несчастий.

В народных традициях день 30 сентября называют еще «вселенскими бабьими именинами» или «бабьим праздником». Бабьи именины, обычно, праздновали три дня.

Только по традиции он начинался с плача — поверья говорят, что утро этого дня все женщины должны начинать с громкого плача, который служит своеобразным оберегом.

Действительно, по обычаю полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь «бабья судьба не бывает одна».

Традиция такого плача появилась не случайно, потому что 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях.

Вообще слезы в народной традиции – это не только выражение естественного горя или печали, но и форма ритуального поведения. Так, например, невеста всегда «плакала» перед свадьбой, прощаясь с родным домом.

В народе считается, что если 30 сентября оплакать всех своих близких и свою собственную долю, то в течение года ничего плохого не случится.

То есть, с одной стороны, плач напоминал о страданиях Софьи, потерявшей троих дочерей, но с другой – в этом обряде был и свой тонкий расчет. В России христианские обычаи часто переплетаются с языческими, поэтому даже из акта поминовения святых мучениц родился самобытный ритуал.

По сохранившимся с дохристианских времен традициям, 30 сентября в селах устраивались «деревенские святцы». Молодежь собиралась на «вечерины», лелея надежду «себя показать да высмотреть, кто падет на ум, на душу».

А те девушки, в сердцах которых уже горел огонь любви, причитали, чтобы ответному чувству суженого «не было конца веку», чтобы любовь «в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила». И берегли в себе веру, что все так и сбудется.

Замужние женщины в этот день, дабы обеспечить спокойную атмосферу в доме, покупали в церкви три свечи, из которых две ставили там же, в храме, перед ликом Христа, а одну приберегали для дома.

В полночь ее надо было установить в середине хлебного каравая, специально для этого выставленного на стол, зажечь и произнести целых 40 раз подряд заветные слова о том, чтобы всякое зло исчезало, а покой в семье прибывал.

Поутру же накормить тем хлебом домочадцев (только их и никого из посторонних, даже гостей) и ни в коем случае не выбрасывать ни крошки.

Приметы на Веру, Надежду, Любовь

  • Если гром прогремел — осень будет теплой и долгой, а зима поздней.
  • Кто утром слезы проливает — тот семью свою оберегает.
  • Если в этот день пошел дождь, будет ранняя весна.
  • Женщинам не следует заниматься домашними делами.
  • 30 сентября считается опасным и несчастливым днем.
  • В этот день женщина должна выплакаться с утра о себе, о своей женской доле, о родных и близких, о своем доме для облегчения души.
  • После Веры, Надежды, Любви начинаются первые заморозки.
  • На Веру, Надежду, Любовь сватаются, а на Покрова свадьбу играют.
  • Надейся, Надежда, на добро — а жди худа.
  • Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, а нет, то зима будет позднее. Обычно вслед журавлям кричали: «колесом дорога», для того, чтобы весной они снова возвратились в родные места.
  • Народные приметы говорят, что этот день всегда холодно и дождливо.
  • Венчание, помолвку и свадьбу 30 сентября не проводят — плохая примета.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад.

10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

В небольшом средневековом храме недалеко от столицы Евросоюза Страсбурга уже почти 15 лет не смолкает русская речь. Во французском городке Эшо с VIII века хранятся мощи святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, но именно благодаря русским паломникам теперь о нем знает весь мир. А все потому, что день памяти святых мучениц, отмечаемый 30 сентября, парадоксальным образом укоренился именно в нашей культуре. О том, какие традиции связаны с популярным праздником и почему его на Руси прозвали "вселенскими именинами", — в материале РИА Новости.

Античная трагедия

К сожалению, подлинные мученические акты этих святых не сохранились, а житие сильно "олитературено". Запечатленная в христианском предании история мучениц изобилует жестокими сценами. Но вовсе не из-за этого она прочно обосновалась в мировой культуре.

Согласно житию, София жила во II веке нашей эры и была аристократкой из Милана. В Римской империи знатные женщины, несмотря на практически полное отсутствие каких-либо политических прав, все же пользовались огромным влиянием в обществе. И были на виду, что сыграло в судьбе Софии фатальную роль.

Своих дочерей, названных в честь христианских добродетелей — Пистис, Элпис и Агапэ (греческий вариант), — она воспитывала в духе веры во Христа. При императоре Адриане христиан специально не разыскивали. Признать их виновными в отказе поклоняться богам и наказать можно было только по суду. Причем у них впервые появились защитники — апологеты, такие как Аристид и Кондрат. Но христиан все равно казнили — не за "преступления", совершенные до суда, а именно за неуважение к римским судам и отказ исполнять их предписания.

Но на беду, приехав в Рим, семья попала в поле зрения императора, и, по преданию, их дело разбирал он сам и тщетно пытался убедить Софию не жертвовать своими дочерьми ради почитания какого-то распятого. Три дня София провела в молитве и увещевании своих детей быть готовыми отдать жизнь во имя веры. Потом девочек, которым было 12, 10 и 9 лет, пытали и в итоге обезглавили. Последней, вопреки расхожей фразе, казнили не Надежду, а Любовь.

"Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа", — заканчивается житие.

Самое популярное имя

Самые ранние из дошедших до нас жития Веры, Надежды, Любови и Софии датируются VII-VIII веками. А в IX веке при переводе богослужебных книг на церковнославянский греческие имена сестер — Пистис, Элпис и Агапе — были заменены славянскими смысловыми аналогами, и только имя их матери Софии (Премудрость) сохранило оригинальное звучание. В русской традиции это — исключительный случай.

Правда, называли этими именами детей на Руси редко — слишком уж выбивались они из сложившейся церковной системы имен, в которой официальные, крестильные имена не имели других смыслов, кроме имени того или иного святого.

Только после восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, прошедшего под знаком борьбы с засильем иностранцев в России, именно эти имена, единственные во всех святцах звучавшие явно по-русски, стали очень популярны, прежде всего в дворянских семьях.

Но настоящий бум их популярности начался в XX веке, когда всего, что эти имена олицетворяли, людям стало все больше не хватать, и день памяти мучениц стал воистину "вселенскими бабьими именинами".

Впрочем, если верить статистике последних 25 лет, предпочтения немного изменились. Вера, Надежда и Любовь уже не самые распространенные женские имена. В отличие от Софии/Софьи. Если в 1991 году оно не входило даже в тридцатку самых распространенных имен новорожденных, то в последние десять лет стало самым популярным. Интересно, что точно такая же картина в Италии и США, причем в Штатах всплеск популярности имени София произошел лишь в последние пять лет.

А недавно ученые и вовсе заявили, что это — самое популярное имя в мире. Правда, подсчет проводился лишь в 49 странах.

"Плач — часть русской культуры"

Когда-то день Веры, Надежды, Любови и Софии начинался отнюдь не празднично — народные традиции гласят, что женщинам нужно "неплохо поплакать с утра", в память об убитой горем Софии, чтобы на целый год отогнать от родных и близких все горести. Успех обряда, согласно народной молве, зависит от громкости рыдания.

Ученые полагают, что этот обычай уходит глубоко в древность. Известно, что еще в VI-VII веках во время похорон гроб с телом покойного обходили специальные плакальщицы, отгоняя своим рыданием злых духов. Ритуальный плач можно встретить и в Японии, и в Центральной Азии. Однако прочнее всего этот ритуал укоренился почему-то именно в русской культуре.

"Русская культура — поляризованная по своей сущности, сочетает противоположные ценностно-смысловые сферы язычества и православия. Парадигма христианского мировоззрения обусловливает бытование плача и плачевых форм в русской культуре", — утверждает культуролог Ирина Конырева.

А еще в старину по этому дню определяли время наступления зимы. Если 30 сентября журавли улетают на юг, то первые морозы ударят уже на Покров — 14 октября. Если нет, зима придет поздно.

Cегодня 30 сентября (17 сентября по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Мучениц Веры, Надежды, Любве и матери их Софии (ок. 137).
Священномучеников Ираклида и Мирона, епископов Томаса Кипрского (I-II). Мучеников Агафоклии; Феодотии (ок. 230). Святых Лукии вдовы и Геминиана, сына ее (ок. 303). Мучеников 156-ти: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (ок. 310); Ридоры и Неофиты; Солохона. Преподобномученицы Ирины (1931); мученика Иоанна (Короткова), Ярославского (1941). Икон Божией Матери Цареградской (1071); Макарьевской, именуемой "Одигитрия" (1442).

Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь.

Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь, пострадали в Риме в царствование Адриана во II в. Одни из истиных свидетелей евангелия Вера, Надежда, Любовь и матерь их София - жили во II веке в Риме (ум. 137). София, вдова из Милана, прибыла в Рим и остановилась у богатой дамы по имени Фессамния. Вера, Надежда и Любовь воспитывались матерью в христианском благочестии. Во время начавшихся гонений на верующих во Христа при императоре Адриане местная власть схватила святое семейство и заставляла поклониться богине Артемиде - сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Господа Иисуса. После этого палачи подвергнули дочерей Софии жестоким пыткам, но они чудесным образом перенесли их безболезненно и спокойно, и погибли только будучи обезглавленными. На день смерти Вере было 12 лет, Надежде - 10 и Любови - 9. Тела дочерей София с похоронила с почестями и умерла через три дня. В VIII в. мощи святых мучениц были отпущены из Рима в Эльзас, где и доселе показывают их гроб. Частица мощей св. Софии есть на Афоне.

Вера, Надежда и Любовь - имена, не требующие перевода. Эти имена - названия трёх добродетелей, к которым стремится каждый православный христианин. И не удивительно, что они так прочно вошли в русские "Святцы", и именами родившихся в Италии святых дев стали охотно называть русских девочек.
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Святая София открыто исповедовала Христа и научила этому трёх своих дочерей, совсем ещё девочек. На неё, конечно же, донесли. Император Андриан велел привести христианок к нему в Рим. Святая София понимала - зачем и стала в молитве просить у Господа сил в перенесении страданий для себя и дочерей. Согласно преданию святых девиц мучили беспощадно: жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но они чудом оставались в живых. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося неподдающиеся человеческому разумению муки, девочки беспрестанно молились и взывали к Богу, совсем ещё юные - Вере было двенадцать лет, Надежде - десять, Любови - девять - мужественно переносили самые изощрённые пытки. Мать вынуждали смотреть на муки дочерей. Смотрела она и на то, как их обезглавили...
Ей разрешили захоронить дочерей. Три дня сидела мать у родных могил и здесь же предала свою душу Господу. Похоронили её рядом.
Вера, Надежда, Любовь и мать их София - одни из многотысячного сонма святых людей, прославленных Церковью именно за их решимость быть с Богом до конца, превозмогая страх страданий и смерти.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению силы духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни!
Вера, Надежда, Любовь, Знание – материальный мир состоит из четырех видов вечных сущностей: из земли, воды, воздуха, света. Божественный мир также состоит из четырех видов: веры, надежды, любви и знаний.
Их соответствие между собой состоит в следующем: земля – это вера, в которую мы пустили корень; вода – это надежда, которой мы питаемся; воздух – это любовь, благодаря которой мы растем; свет – это знание, благодаря которому мы созреваем.

Каждый год православные христиане отмечают прекрасный праздник – День Веры, Надежды и Любови. Это имена трех сестер, которые стали символом истинного мужества и стойкого духа, настоящим примером христианской благодетели. Отмечают праздник 30 сентября. В этот день почитают память святых великомучениц и их матери по имени София. Все женщины с именами Вера, Надежда и Любовь 30 сентября празднуют именины.

История праздника

В Древнем Риме жила женщина по имени София. Было у неё три дочери: Вера (Пистис), Надежда (Элпис) и Любовь (Агапэ). Девочкам на тот момент было 12, 10 и 9 лет. Согласно историческим фактам в Риме во II веке большинство людей были язычниками. София же исповедовала христианство, поэтому дочерей воспитывала именно в этой вере.

В один из дней императору Адриану сделали донос об этом факте. Он отдал приказ обратить женщину и ее дочерей в языческую веру, но они отказались. В результате случилось самое страшное, что может ожидать мать. На ее глазах казнили трех дочерей. Они были обезглавлены. Римский император Адриан предал мужественных и верующих сестер страшным пыткам за их несогласие соблюдать языческие каноны.

За это старшей Вере отрезали грудь, Надежду изрезали ножами, а самую младшую Любовь пытались сжечь. Благодаря молитвам и вере они оставались невредимыми. Императора это привело в гнев, поэтому он приказал обезглавить праведных сестер. Софию после этого он решил помиловать, но сердце матери не вынесло горя. Спустя трое суток она умерла на могилах дочерей – Веры, Надежды и Любови.